Научная статья на тему 'Управление трансформацией системы социальной защиты населения восстанавливаемого региона'

Управление трансформацией системы социальной защиты населения восстанавливаемого региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
246
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Неровня Т. Н., Ахмадова А. И.

В настоящее время Чеченская Республика продолжает находиться в сложном социально-экономическом положении. Оно усугубляется слабым развитием рыночных отношений, низкой платежеспособностью населения и значительными рисками предпринимательской деятельности, которые сводят на нет инвестиционную привлекательность республики, что в свою очередь усиливает негативные тенденции в экономике и рост социальной напряженности. Все это указывает на необходимость модернизации региональной подсистемы социальной защиты населения, придания ей высокой адаптивной способности в зависимости от конфигурации институциональных или уникальных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Неровня Т. Н., Ахмадова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление трансформацией системы социальной защиты населения восстанавливаемого региона»

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ВОССТАНАВЛИВАЕМОГО РЕГИОНА

Т.Н. НЕРОВНЯ

Кисловодский институт экономики и права, e-mail: [email protected]

А.И. АХМАДОВА

Кисловодский институт экономики и права, e-mail: [email protected]

В настоящее время Чеченская Республика продолжает находиться в сложном социальноэкономическом положении. Оно усугубляется слабым развитием рыночных отношений, низкой платежеспособностью населения и значительными рисками предпринимательской деятельности, которые сводят на нет инвестиционную привлекательность республики, что в свою очередь усиливает негативные тенденции в экономике и рост социальной напряженности. Все это указывает на необходимость модернизации региональной подсистемы социальной защиты населения, придания ей высокой адаптивной способности в зависимости от конфигурации институциональных или уникальных факторов.

Ключевые слова: социальная политика; социальные риски; социальная защита населения; региональная подсистема социальной защиты населения.

Коды классификатора JEL: O15, O18.

Одной из задач социальной рыночной экономики является предоставление социальной защиты населению. Если вычленить из всех ныне известных национальных систем социальной защиты населения общецивилизационное содержание, то объектом воздействия социальной защиты являются социальные риски. И в истории человечества, и в современной цивилизации всегда была, есть и будет необходимость страхования геополитических, катастрофических и системных макроэкономических рисков (военные действия, массовые стихийные бедствия, безработица и инфляция). В таком случае государственную социальную политику можно идентифицировать в качестве универсального макроэкономического и самого эффективного инструмента социальной защиты.

Важнейшим достижением социальной политики ХХ в. является становление системы социальной защиты населения от социальных и экономических рисков. Впервые общество предоставляет отдельным гражданам гарантии медицинского обслуживания, гарантии минимально необходимого уровня доходов в случае наступления трудных жизненных ситуаций, получения инвалидности, старости, безработицы, болезни, производственной травмы, потери кормильца и т.д. Российская Федерация, провозгласившая себя социальным государством, официально зафиксировала это в ст. 7 Конституции Российской Федерации.

Однако сама по себе декларация о социальном государстве не превращает Россию в таковое автоматически. Для его становления, развития и укрепления требуется теоретическое обоснование концептуальных основ формирования эффективной рыночной экономики и социальной политики, обеспечивающих занятость, заработную плату, развитое социальное страхование, социальную поддержку и защиту семьи, материнства и детства, одиноких престарелых граждан и инвалидов за счет разработки комплексных программ и механизмов их реализации на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

Современное общество проводит идею социальной защиты населения через формирование на научной основе общества, в котором человек не только страхуется от социальных рисков, но и обеспечивается реализация его важнейших социальных прав на достойную жизнь. Инструментом формирования такого общества становится социальное государство. Нет другого субъекта социальной защиты населения, способного до такой степени минимизировать или предупредить на основе делегированного управления социальными рисками негативное воздействие гранд-форсмажора или циклических колебаний на процесс воспроизводства человеческого капитала. Этим субъектом может быть только государство. Поэтому между государственной социальной политикой и системой социальной защиты населения существует самая тесная взаимосвязь, обусловленная и исторически, и логически. Социальное предназначение современного государства видится в обеспечении гарантий реализации права каждого человека на высокое качество жизни, которое рассматривается в качестве неотъемлемого.

Социальная политика государства — это одно из направлений деятельности по регулированию социально-экономических условий жизнедеятельности общества. Неотъемлемым элементом социальной политики является социальной защиты населения, которая включает комплекс

© Неровня Т.Н., Ахмадова А.И., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

мер и институтов, гарантирующих гражданам определенный уровень жизни. Современное общество реализует идею социальной защиты населения через формирование на научной основе общества, в котором человек не только страхуется от социальных рисков, но и обеспечивается реализация его важнейших социальных прав на достойную жизнь. Залогом формирования такого общества становится социальное государств, ослабление которого в конце ХХ в. связано с дискредитацией перераспределительных механизмов, снижением возможностей государственного финансирования социальных программ, повышением роли самозащиты в условиях экономического роста.

Современная социальная политика государства должна быть направлена на поиск оптимальной модели организации социальной защиты населения как ее главного инструмента, на основе мирового опыта, но с учетом полиэтничных национальных исторических традиций и сложившегося социально-экономического положения России. В переходные 90-е годы социальная защита несла в себе черты советской системы всеобщего социального обеспечения, а, учитывая ситуацию разрушения экономического и социального фундамента существования этой системы, это повлекло за собой постоянное и повсеместное нарушение социальных обязательств российского государства перед своими гражданами. Формирование социальной политики государства на уровне отдельных регионов и территорий РФ — достаточно новое явление для отечественной практики, поскольку до начала рыночных реформ регионы не являлись достаточно самостоятельными носителями социально-экономических отношений и практически не представляли собой самостоятельных субъектов этой политики. Тогда как социальные проблемы существовали всегда и на уровне регионов, но при этом социальная политика осуществлялась по сформированным Центром правилам. Сегодня органы государственного и общественного управления российских регионов становятся главными субъектами социальной политики в регионах страны. Однако ныне федеральная социальная политика на практике реализуется чрезвычайно слабо и непоследовательно.

Сегодня социальная политика государства должна быть направленной на выработку стратегии социального развития на макроуровне, а также на формирование единого социального пространства, а на уровне регионов — на практическую реализацию всего комплекса мер по развитию отраслей социальной сферы в самих российских регионах. Государство, продолжая оставаться доминирующим субъектом социальной защиты населения, последовательно проводит линию на постепенное снижение объемов выделяемых из Центра средств на социальные программы регионов. В этом случае региональные органы власти и даже органы местного самоуправления должны не только реализовывать социальную политику в границах своих территориальных образований, но и формировать стратегию и тактику поведения этой политики на подведомственной им территории в пределах установленных полномочий, ответственности и возможности привлечения собственных и заемных средств, средств спонсоров и благотворителей.

Трудности становления системообразующих компонентов современной системы социальной защиты населения в Чеченской Республике наиболее рельефно проявились на примере пенсионного обеспечения, принципов функционирования пенсионного страхования и конвертации прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал в регионах ЮФО, потому что были и до сих пор есть вопросы, которые территориальные учреждения ПФР Чеченской Республики не способны решить без поддержки и вмешательства со стороны органов власти и от которых зависит уровень благосостояния пенсионеров, проживающих в Чеченской Республике. В этом регионе в системе социальной защиты населения административные инструменты все еще преобладают над экономическими.

В Чеченской Республике были и еще остаются национально-региональные мезофакторы торможения процесса внедрения персонифицированного учета и конвертации прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал: проблемы учета страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение; введения персонифицированного учета застрахованных лиц; приема индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц, представленных страхователями; актуализации адресов застрахованных лиц; проведения конвертации ранее приобретенных прав на пенсионное обеспечение застрахованных лиц в пенсионный капитал.

Одной из проблем до сегодняшнего дня остается специфически-институциональный вопрос определения среднемесячного заработка граждан, ранее работавших на предприятиях республики, поскольку архивы были утрачены в ходе наведения конституционного порядка в регионе. В Чеченской Республике число граждан, которым пенсия назначена без учета среднего заработка, составляет около 54%. По состоянию на 01.04.08 г. 7571 гражданин Чеченской Республики (2,8%) получал пенсию в размере до 1500 руб., из них 7065 чел. — это получатели трудовой пенсии. В ЮФО численность пенсионеров, получающих пенсию в размере до 1500 руб., составляла в этот период 109 581 чел.

По имеющимся в Управлении ПФР в ЮФО сведениям, с предложением о решении вопроса с определением среднемесячного заработка для граждан, работавших на предприятиях Чеченской Республики, чьи архивы утрачены, по сложившемуся на тот период в отрасли, в различные инстанции (в том числе и в ПФР) в свое время обращались органы Прокуратуры РФ, Правительство

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ... 273

и Администрация Чеченской Республики, Счетная палата РФ, Федерация независимых профсоюзов РФ. Частично этот вопрос был решен с принятием Указа Президента Чеченской Республики № 271 от 30.08.06 г. В соответствии с этим Указом пенсионерам, проживающим на территории Чеченской Республики, документы о заработной плате которых утрачены в период 1995-1999 гг. в результате наведения конституционного порядка на территории республики, установлены и выплачиваются ежемесячные выплаты. Однако принятие данного нормативного акта не решило проблемы граждан, в настоящее время проживающих в других регионах страны, имеющих трудовой стаж на предприятиях Чеченской Республики.

Установленные для граждан, проживающих на территории Чеченской Республики, ежемесячные выплаты являются доплатой к базовой части трудовой пенсии, их размер зависит от продолжительности трудового стажа. В настоящее время, с учетом индексаций, проведенных в соответствии с Указом Президента Республики № 113 от 11.04.2007 г., установившим порядок индексации дополнительных выплат за счет бюджета Чеченской Республики, размер выплат составляет от 327,06 руб. до 654,09 руб. Получателями таких доплат являются 20 638 пенсионеров, проживающих на территории Чеченской Республики, из них 12 779 человек — это получатели трудовой пенсии по старости.

Всего в Чеченской Республике по состоянию на 01.04.08 г. 266,07 тыс. чел. являлись получателями пенсий, из них 221,90 тыс. пенсионеров, или 83,2%, являются получателями трудовых пенсий. В течение последних лет структура получателей трудовой пенсии в Чеченской Республике значительно отличается от среднеокружной структуры, удельный вес получателей пенсии по инвалидности и по потере кормильца здесь составляет 43,42%, в округе удельный вес получателей этих видов пенсий составляет 22,38%. Получателями социальных пенсий в округе являются 5,94% от общего числа получателей пенсии, в Чеченской Республике — 13,9%. В Чеченской Республике средний размер пенсии по состоянию на 01.04.08 г. составил 3239,59 руб., что на 429,05 руб. (на 11,7%) ниже, чем в среднем по округу (средний размер пенсии по округу 3668,64 руб.). Средний размер трудовой пенсии в республике на эту же дату составил 3312,32 руб., что ниже среднеокружного размера трудовой пенсии (3744,65 руб.) на 432,33 руб. (на 11,5%) и ниже среднероссийского показателя на 802,68 руб., или на 19,5% (средний размер трудовой пенсии по России на 01.04.08 г. составлял 4115,0 руб.).

Таблица 1

Средние размеры пенсий в некоторых благополучных и проблемных регионах-субъектах ЮФО по состоянию на 01.01.09 г.

Регион Средний размер пенсии в руб. Отношение к среднему размеру пенсии по ЮФО (в %%) Превышение (дефицит) по сравнению со средним размером пенсии по ЮФО (в %%)

Средний размер пенсии по ЮФО 4663,30

Волгоградская область 4927,65 105,6 +5,6

Краснодарский край 4803,26 103,0 +3,0

Чеченская Республика 4186,00 89,7 -10,3

Республика Дагестан 4043,09 86,7 -13,3

Ингушетия 3994,41 85,6 -14,4

(составлено по материалам Управления ПФР по ЮФО)

Структура получателей пенсий, уровень заработной платы граждан, уходящих на пенсию, обусловили различие среднего размера пенсии, сложившегося в Чеченской Республике и других субъектах Федерации округа. Самую низкую обеспеченность расходов на выплату страховой части трудовой пенсии собственными доходами имеют отделения ПФР по Чеченской Республике (26,21%) и по Республике Северная Осетия—Алания (33,67%). Численность получателей пенсий, состоящих на учете в территориальных органах ПФР округа, по состоянию на 01.07.09 г. составляет 5 812,22 тыс. чел. Наибольшее увеличение данной категории населения округа произошло в Республике Дагестан (на 6,24 тыс. чел.), в Чеченской Республике (на 5,24 тыс. чел.). В общей численности пенсионеров, получающих трудовую пенсию, получатели трудовой пенсии по старости составляют 4 291,34 тыс. чел., или 80,4%, трудовой пенсии по инвалидности — 720,75 тыс. чел., или 13,50%, получатели трудовой пенсии по случаю потери кормильца — 325,65 тыс. пенсионеров, или 6,10%. Структура получателей трудовых пенсий не претерпела значительных изменений. По-прежнему высокий удельный вес получателей трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца наблюдается в Республике Ингушетия (51,37%), Республике Дагестан (38,49%), Чеченской Республике (37,36%) и Карачаево-Черкесской Республике (31,91%). В целом по ЮФО удельный вес получателей указанных пенсий составляет 19,60%.

В вышеуказанных регионах достаточно высока и доля получателей социальных пенсий. Так, в Чеченской Республике удельный вес получателей социальных пенсий составляет 21,63%,

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

в республиках Ингушетия, Дагестан и Калмыкия — 21,33%, 14,74%, 12,63% соответственно, при этом среднеокружной показатель составляет 7,64%. Различие средних размеров пенсий в регионах ЮФО обусловлено величиной заработной платы уходящих на пенсию, которая, в свою очередь, зависит от уровня социально-экономического развития региона, состояния его основных экономических показателей.

За первое полугодие 2009 г. в органы ПФР округа обратились по вопросам пенсионного обеспечения 2042,88 тыс. чел., в том числе за назначением пенсии — 224,29 тыс. чел. (10,98% от общего числа обратившихся). В Республике Ингушетия и Чеченской Республике число обращений за назначением пенсии составило 25,7% и 23,37% от общего числа обратившихся в органы ПФР граждан. Удельный вес граждан, обратившихся за назначением пенсии по государственному пенсионному обеспечению, составил в среднем по округу 16,10% от общего числа обратившихся за назначением пенсии, в том числе в Чеченской Республике — 37,34%, Республике Ингушетия и Республике Дагестан 34,80% и 27,28% соответственно. Из числа обратившихся за назначением пенсии 82,7% граждан — это застрахованные лица, обратившиеся за назначением трудовой пенсии, при этом, для сравнения, в Волгоградской области удельный вес граждан, обратившихся за назначением трудовой пенсии, составил 90,12%, в Чеченской Республике — 61,98% — все еще действуют мезофакторы торможения.

К факторам микроуровня пенсионной системы, по мнению автора, относится, помимо получаемых от государства и других организаций и потребляемых в домохозяйствах формальных пенсий, «неформальная пенсионная защита», реализуемая на базе внутрисемейных отношений с позиций передачи межпоколенных трансфертов и финансовой поддержки старших членов семьи, что особенно характерно на Северном Кавказе и является его специфической национальнорегиональной особенностью.

В первом полугодии 2009 г. в органы ПФР ЮФО обратились за установлением ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, 136 111 человек или 6,66% от общего числа обратившихся. В республиках Ингушетия, Северная Осетия—Алания, Дагестан, Чеченской удельный вес обратившихся за установлением ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в общем числе обратившихся в органы ПФР составил, соответственно, 12,53%, 12,28%, 11,18% и 11,16%. По состоянию на 01.01.09 г. число получателей ежемесячного пособия в республике составило 200,5 тыс. чел. (98,3% к 2007 г.), в том числе одиноких матерей — 24,4 тыс. чел. (120,8% к 2007 г.). Число детей, на которых назначено ежемесячное пособие — 468,5 тыс. чел. (97,1% к 2007 г.), в том числе дети одиноких матерей — 53,3 тыс. чел. (160,1% к 2007 г.). Сумма назначенных ежемесячных детских пособий по состоянию на 01.01.09 г. составила 510,0 млн руб. (114,6% к 2007 г.), сумма выплаченных пособий — 509,8 млн руб. (113,9% к 2007 г.).

Региональная компонента института социальной защиты в Чеченской Республике испытывает на себе значительное влияние последствий гипертрофированной степени зависимости от экзогенных политико-экономических условий, высокодепрессивности и высокодота-ционности территории, общей низкой территориально-хозяйственной динамики, устойчивонеблагоприятной локальной экономической конъюнктуры, что было вызвано длительной хозяйственной автономией региона.

Все вышеперечисленные факторы вызывают не только необходимость корректировки государственной социальной и региональной политики. Рассмотренная ситуация с усиленным федеральным финансированием мероприятий социальной защиты в Чеченской Республике является подтверждением того, что институциональные структуры не возникают автоматически, а историческая обусловленность (path dependence) процесса экономического развития в рамках особенностей предшествующего этапа развития мезоэкономической системы Чеченской Республики приобретает особое значение. Пройденная страной «точка невозврата» в развитии реформационного процесса социальной сферы активизировала стремление отыскать комплексное решение задачи организации социальной защиты населения региона, перешедшего к этапу тотального восстановления. В связи с этим научный анализ экономических проблем совершенствования региональной подсистемы социальной защиты населения Чеченской Республики приобретает все новые черты в рамках решения проблем структурной перестройки, стабилизации воспроизводственных процессов и обеспечения устойчивого экономического роста региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Неровня Т.Н., Кущий Н.А., КравченкоЕ.В. Историко-экономический и компаративный аспекты исследования пенсионных систем в России и за рубежом. М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2003.

2. Официальный сайт ПФР РФ. Режим доступа: www.pfrf.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.