Научная статья на тему 'Обеспечение эффекта интеграции в процессе предупреждения и разрешения противоречий регионального рынка труда'

Обеспечение эффекта интеграции в процессе предупреждения и разрешения противоречий регионального рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / РЕГИОН / РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / SOCIOLABOR CONTRADICTIONS / REGION / LABOR MARKET / UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деружинский Г. В., Хаустов А. В.

В работе рассматриваются социально-трудовые противоречия. Выявлены основные проблемы на рынке труда России. Авторами предлагается интеграционный подход к предупреждению и разрешению противоречий национального рынка труда. К современным тенденциям на рынке можно отнести: дисбаланс рынка труда в территориальном разрезе, несбалансированность в отраслевом аспекте, профессионально-квалификационная нестабильность, и др. По нашему мнению, интеграционный подход к предупреждению и разрешению противоречий национального рынка труда будет способствовать гармонизации функционирования и формированию оптимальных структур занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing integration effect in preventing and resolve the contradictions of regional labor market

The paper deals with the social and labor conflicts. The authors identified the main problems in the labor market in Russia. The authors offer an integrated approach to the prevention and resolution of conflicts of national labor market. To contemporary trends in the market are: labor market imbalances in the territorial context, the imbalance in the sectoral aspect, professional qualification instability, etc. In our opinion, an integrated approach to the prevention and resolution of conflicts of national labor market will contribute to the harmonization of the functioning and the formation of optimal structures employment.

Текст научной работы на тему «Обеспечение эффекта интеграции в процессе предупреждения и разрешения противоречий регионального рынка труда»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТА ИНТЕГРАЦИИ Б ПРОЦЕССЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИБОРЕЧИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

ДЕРУЖИНСКИЙ Г.В.,

доктор экономических наук, профессор, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

e-mail: evropa@bk.ru;

ХАУСТОВ А.В.,

аспирант,

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

e-mail: khaustov.av@inbox.ru

В работе рассматриваются социально-трудовые противоречия. Выявлены основные проблемы на рынке труда России. Авторами предлагается интеграционный подход к предупреждению и разрешению противоречий национального рынка труда. К современным тенденциям на рынке можно отнести: дисбаланс рынка труда в территориальном разрезе, несбалансированность в отраслевом аспекте, профессионально-квалификационная нестабильность, и др.

По нашему мнению, интеграционный подход к предупреждению и разрешению противоречий национального рынка труда будет способствовать гармонизации функционирования и формированию оптимальных структур занятости.

Ключевые слова: социально-трудовые противоречия; регион; рынок труда; безработица; занятость.

PROVIDING INTEGRATION EFFECT IN PREVENTING AND RESOLVE THE CONTRADICTIONS OF REGIONAL LABOR MARKET

DERUZHINSKY G.V.,

Doctor of Science, Professor, State Marine University named after Admiral Ushakov, Novorossiysk,

e-mail: evropa@bk.ru;

KHAUSTOV A.V.,

graduate student,

State Marine University named after Admiral Ushakov, Novorossiysk,

e-mail: khaustov.av @ inbox.ru

The paper deals with the social and labor conflicts. The authors identified the main problems in the labor market in Russia. The authors offer an integrated approach to the prevention and resolution of conflicts of national labor market. To contemporary trends in the market are: labor market imbalances in the territorial context, the imbalance in the sectoral aspect, professional qualification instability, etc.

In our opinion, an integrated approach to the prevention and resolution of conflicts of national labor market will contribute to the harmonization of the functioning and the formation of optimal structures employment.

Keywords: sociolabor contradictions; region; labor market; unemployment; employment.

JEL classification: R23, R28.

© Г.В. Деружинский, А.В. Хаустов, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

В условиях посткризисной модернизации экономики России разрешение противоречий рынка труда приобретает особую значимость, поскольку его основной целью выступает обеспечение оптимального баланса спроса на рабочую силу и ее предложение в соответствии с потребностями экономики. Противоречия рынка труда региона обусловлены противоположностью экономических интересов хозяйствующих субъектов, вступающих между собой в социально-трудовые отношения, и отражают взаимодействие противопоставленных, но взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов данного рынка. Регионализация рыночного взаимодействия смещает центр тяжести социально-трудовых проблем в развитии территорий с макро- на мезоуровень, сохраняя за федеральным центром лишь функции индикативного планирования, управления и контроля. Необходимость исследования регионального рынка труда продиктована актуальностью проблемы занятости, с которой в настоящее время связаны демографические аспекты посткризисного восстановления экономики. Рост безработицы, ее структура и региональные деформации рынка труда не только повлекли нарушение воспроизводства трудового потенциала, но и расширение спектра противоречий социально-трудовой сферы в целом и рынка труда в частности. Все это актуализирует проблему предупреждения и разрешения противоречий регионального рынка труда и создания условий для расширенного воспроизводства трудовой функции наемного работника.

Интеграционный подход позволяет разрешать наиболее актуальные социально-экономические проблемы, такие, как нивелирование условий развития наиболее отсталых и прогрессивных регионов, палатализация положения на рынке труда, создание эффективной социально-трудовой политики. В современных условиях предупреждение и разрешение противоречий в социально-трудовой сфере создает эффект интеграции, поскольку их основной целью выступает обеспечение роста многоуровневой конкурентоспособности трудовых ресурсов (Саруханов, 2005).

Характер организационных структур рынка труда, их роль на рынке труда и в обществе в целом определяются, прежде всего, параметрами самого рынка труда. Организационно-экономический механизм рынка труда отражает совокупный спрос и предложение, обеспечивая размещение экономически активного населения. Функции механизма определяются в основном особенностями сферы хозяйственной деятельности, рассмотренной в отраслевом, территориальном, демографическом и профессиональном аспектах.

Организационные структуры рынка труда функционируют с учетом динамики жизненных стандартов, изменений принятых норм оплаты, продолжительности интенсивности труда, изменения соотношения времени труда и досуга. Применительно к работнику организационные структуры рынка труда выступают опосредующим механизмом при формировании социально-профессиональных групп, дифференциации экономически активного населения на занятых и безработных, что, в свою очередь, сопровождается значительными социальными трансформациями, воздействует на формирование и воспроизводство социальных конфликтов в обществе (Eligibility Criteria for Unemployment Benefits, 2004). Интересы работодателя, которые удовлетворяются посредством организационно-экономического механизма рынка труда, тесно связаны с социально-политическими процессами общества. В институциональном аспекте организационно-экономический механизм рынка труда выполняет нормативно-регулирующую функцию, выраженную, в частности, в нормах права. Направлениями регуляторной функции выступают координация рынка труда и рынка рабочих мест, взаимосвязь рынка труда и трудового потенциала общества и повышение эффективности занятости (Шлендер, 2007).

Анализ динамики на рынке труда невозможен без рассмотрения особенностей его развития и системы занятости в исследуемом регионе и России в целом. На протяжении исторического развития общества рынок труда претерпевал постоянно количественные и качественные трансформации. Накапливаясь, они ведут к более глубоким изменениям, заменяющим рождение новых типов социально-трудовых отношений.

Сокращение времени использования рабочей силы, формирование эффективного законодательства создает новую ситуацию, ведет к необходимости уточнения содержания понятия «рабочая сила». Сегодня следует различать всю совокупность способностей человека и ту ее часть, которая используется в профессиональном труде, т. е. оплачиваемом труде. Вся совокупность способностей к труду - это общие способности к труду конкретного человека. Способности, используемые в процессе труда, - это первичные, или профессиональные способности. В современных условиях именно первичные способности становятся товаром, предметом купли-продажи, объектом товарно-денежных отношений.

Человек располагает достаточным свободным временем, чтобы совершенствовать первичные и развивать вторичные способности (новые знания, умения), нужные ему для иной деятельности, для общения со своими товарищами, коллегами, окружающими его людьми. Эти способности также могут стать объектом товарно-денежных отношений. Следовательно, рабочей силой в настоящее время является только часть способностей к труду, а именно профессиональные способности (Швецов, 2007).

По инициативе и при активном участии социал-демократов стран Западной Европы в 1919 г. была создана Международная организация труда (МОТ), целью которой было предотвращение разрешения социальных противоречий революционным путем. Опыт революционных потрясений, центром которых стала Россия, а также мировые экономические катастрофы в странах Западной Европы и США в первой половине XX в. способствовали переходу к качественно новым отношениям на рынке труда между наемными работниками и предпринимателями: от противостояния и конфронтации к поиску компромисса и путей сотрудничества. Однако этими качественно новыми отношениями первоначально смогли воспользоваться лишь страны с развитой рыночной экономикой.

Функционирование рынка труда предполагает высокую степень свободы перераспределения рабочей силы между сферами труда, отраслями народного хозяйства, предприятиями и организациями. Впоследствии вслед за свободным переливом капитала, сопровождающимся сокращением и ликвидацией старых рабочих мест и созданием новых, происходили изменения в размещении производительных сил. В подобной ситуации для нормального функционирования рынка труда была необходима свобода передвижения граждан по территории страны, а в ряде случаев - и за ее преде-

лами. Важное условие реализации данной свободы - развитая социальная инфраструктура, рынок жилья и различных видов услуг, обеспечивающих нормальную жизнь человека. Для наемного работника не должна быть проблемой смена места жительства, если в предполагаемом пункте вселения его ждет подходящая работа. Только при выполнении данного условия возможны формирование и функционирование национального рынка труда, охватывающего всю территорию страны, преодоление замкнутости локальных территориальных рынков труда (Рофе, 2004).

Для функционирования рынка труда необходимо адекватное поведение на нем всех участников трудовых отношений: государства, работодателей и наемных работников.

Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена ст. 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 22.07.2010 № 162-ФЗ:

- государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость;

- государственная политика в области содействия занятости населения направлена на реализацию многообразных элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества (Озанятости населения..., 2010).

Конкретные меры, формирующие содержание государственной политики содействия занятости населения, направлены на развитие трудовых ресурсов и обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости (О занятости населения., 2010; О краевой целевой программе., 2007).

В соответствии с принятыми правовыми основами регулирования государством положения на рынке труда оно призва но обеспечивать:

- социальную защиту в области занятости населения;

- проведение специальных мероприятий, способствующих созданию условий для занятости граждан особо нуждающихся в специальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Мониторинг ситуации на российском рынке труда позволил нам обозначить ряд существующих проблем.

Рост безработицы. В соответствии с методологией оценки безработицы в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» официальный (по данным Росстата) уровень безработицы на конец 2013 г. составит (оценочно) 5,5%, однако оценки, например, английских транзитологов определяют его в границах 30%. При решении проблем безработицы считается целесообразным достижение естественной нормы (естественного уровня) безработицы оптимального для экономики резерва рабочей силы способного достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностей производства. Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным в рыночной экономике.

Долговременный характер последствий безработицы. Бывший безработный даже после трудоустройства отличается пониженной трудовой активностью, «вялостью» социального поведения, что требует некоторых усилий по его реабилитации. Экономические и социально-психологические последствия безработицы, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что это опасное для общества и для личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня (Селезнева, 2008).

Таблица 1

Последствия безработицы

Экономические последствия Социально-психологические последствия

- недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества; - значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования; - снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда; - увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т. д. - усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе; - обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлении совершается неработающими лицами; - повышение числа самоубийств, психических и сердечнососудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения; - деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков, обострении семейных отношений и распадах семей сокращении внешних социальных связей безработного и т. д.

Следующей по значимости проблемой особенностью выступает распределения рабочей силы по секторам экономики. По нашему мнению, необходимо обратить пристальное внимание на тенденцию сокращения количества рабочих мест в госсекторе и ее роста в частнм секторе. Табл. 2 позволяет нам проследить распределение численности работников организаций различных форм собственности по размерам начисленной заработной платы в 2011 г. Все

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

более широкое распространение получает вторичная занятость, но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с серьезными трудностями на пути поиска оптимальной численности работников.

Таблица 2

Распределение численности работников организаций различных форм собственности в РФ по размерам начисленной заработной платы в 2011 г. (%) (по данным Росстата)

Начисленная заработная плата, р. Организации

всех форм собственности государственной и муниципальной форм собственности негосударственных форм собственности

до 4200,0 1,5 2,0 1,0

4200,1-5800,0 8,0 11,3 3,7

5800,1-7400,0 6,9 8,7 4,7

7400,1-9000,0 6,6 7,8 5,2

9000,1-10600,0 6,6 7,3 5,6

10600,1-12200,0 6,4 6,9 5,8

12200,1-13800,0 6,0 6,3 5,6

13800,1-15400,0 5,8 5,9 5,8

15400,1-17000,0 5,3 5,2 5,4

17000,1-18600,0 4,9 4,6 5,2

18600,1-20200,0 4,4 4,1 4,9

20200,1-21800,0 3,9 3,5 4,3

21800,1-25000,0 6,6 5,7 7,6

25000,1-30000,0 7,4 6,3 8,8

30000,1-35000,0 5,2 4,2 6,3

35000,1-40000,0 3,6 2,9 4,5

40000,1-50000,0 4,3 3,3 5,6

свыше 50000,0 6,6 4,0 10,0

Существенная территориальная дифференциация оказывает значительное влияние на уровень российской безработицы. Уровни занятости и безработицы в экономически активных и депрессивных регионах отличаются в среднем в 2-3 раза (табл. 3). Такое различие по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан интереса не представляет.

Таблица 3

Характеристика регионов России по отдельным показателям напряженности на рынке труда на 2012 г.

(по данным Росстата)

Территориальное образование Уровень занятости,% Уровень безработицы, % Среднее время поиска работы безработными, мес. Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, %

Российская Федерация 64,9 5,5 7,9 32,8

Центральный федеральный округ 67,8 3,1 7,8 31,2

Северо-Западный федеральный округ 68,7 4,0 7,4 29,8

Южный Федеральный округ 61,6 6,2 7,5 29,9

Северо-Кавказский федеральный округ 56,7 13,1 9,0 38,7

Приволжский федеральный округ 64,9 5,3 7,8 32,5

Уральский федеральный округ 65,9 6,0 7,4 29,8

Сибирский федеральный округ 61,9 7,1 8,1 34,3

Дальневосточный федеральный округ 65,0 6,7 8,0 34,2

В посткризисных условиях на российском рынке труда прослеживаются следующие тенденции:

1. Для мировой экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Мировой финансовоэкономический кризис 2008-2010 гг. обострил проблему безработицы. Для традиционных рыночных экономик естественна реакция работодателей на падение объемов производства или чрезмерный рост заработных плат в виде сужения спроса на труд и высвобождения. В экономике РФ реакция оказалась иной - излишняя рабочая сила преимущественно осталась в трудовых коллективах.

2. Перегруженность рабочей силой большинства крупных и средних предприятий выступает характерной особенностью российской модели реформ в отличие от восточноевропейской, где уже в первой фазе реформ безработица достигла уровня, количественно соответствовавшего примерно половине от общего падения производства. В России эта пропорция была в 3-4 раза ниже. Сохранение избыточной рабочей силы в начале проводимых реформ, препятствовало росту производительности труда и формированию необходимого рынка труда, но способствовало снижению социальной напряженности в условиях низкого уровня доходов населения.

3. Обострение дисбаланса между трансформировавшейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально-квалификационной подготовкой рабочей силы. В кризисные периоды рынок труда характеризуется высоким уровнем структурной безработицы.

4. Госсектор - лидер по количеству занятых в России, на него приходится половина всех работающих в народном хозяйстве, 17% на предприятиях смешанных форм собственности, доля частного сектора - 33%. Кроме того, в производственных отраслях удельный вес частных предприятий и занятых на них ниже, чем в торговле и сфере обслуживания.

5. Рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условия расширенного воспроизводства.

Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, выступает наименее институ-циализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда. Эффект интеграции на рынке труда графически интерпритируем с помощью рис. 1.

Приведенная взаимосвязь элементов рынка труда наглядно доказывает, что интеграционный подход к предупреждению и разрешению противоречий рынка труда будет способствовать его качественному улучшению, потому что все самое сложное выглядит достаточно просто и требует индивидуального и структурного подхода к каждому элементу этой цепи.

Согласно закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 22.07.2010 № 162-ФЗ выделяются экономические, правовые и организационные условия, а также гарантии государства по реализации права на труд граждан, постоянно проживающих на территории России (Озанятости населения., 2010).

Рис. 1. Эффект интеграции элементов рынка труда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях содействия продуктивной и свободно избранной занятости населения государство в соответствии с данным законом предусматривает:

- реализацию мер инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой политики, которые будут направлены на рациональное размещение производительных сил, создание новых технологий, поощрение гибких режимов труда, повышение мобильности трудовых ресурсов и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

- правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий.

Итак, современная ситуация в России характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда. Нами выделен ряд основных проблем на рынке труда РФ: продолжающийся рост безработицы; трансформация распределения рабочей силы по секторам экономики; снижение миграционного прироста при росте естественной убыли населения. К современным тенденциям на рынке

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

можно отнести: дисбаланс рынка труда в территориальном разрезе, несбалансированность в отраслевом аспекте, профессионально-квалификационная нестабильность, и др. По нашему мнению, интеграционный подход к предупреждению и разрешению противоречий национального рынка труда будет способствовать гармонизации функционирования и формированию оптимальных структур занятости.

ЛИТЕРАТУРА

О занятости населения в Российской Федерации. Закон РФ № 162-ФЗ от 22.07.2010. СПС «КонсультантПлюс».

О краевой целевой программе содействия занятости населения Краснодарского края / Закон Краснодарского края от 27.09.2007 № 133-K3. СПС «Консультант Плюс».

РофеА.И. (2004). Рынок труда. М.

Саруханов Э.Э. (2005). Маркетинг рабочей силы: социально-экономический анализ // Саруханов Э.Э., Сотникова С.И. СПб.: СПбУЭФ.

Селезнева И. (2008). Активная политика на рынке труда - инструмент обеспечения эффективной занятости населения // Человек и труд, № 8. C. 32-33.

Швецов А. (2007). Государственная региональная политика: хронические проблемы и актуальные задачи модернизации / А. Швецов // Российский экономический журнал, № 11-12. С. 68-74.

Шлендер П.Э. (2007). Рынок труда // П.Э. Шлендер. М.: «Инфра-М», 208 с.

Eligibility Criteria for Unemployment Benefits (2004). Employment Outlook OECD. Paris: OECD, р. 14.

REFERENCES

Eligibility Criteria for Unemployment Benefits (2004). Employment Outlook OECD. Paris: OECD, p. 14.

"Employment in the Russian Federation", the law of the Russian Federation № 162-FZ of 22.07.2010. ATP "Consultant". (In Russian.)

On the regional target program to promote employment of Krasnodar Region. Law of Krasnodar Region 27.09.2007 № 133-BB. ATP "Consultant Plus". (In Russian.)

RofeA.I. (2004). Labor market. Moscow. (In Russian.)

Saruhanov E.E. (2005). Marketing labor: socio-economic analysis. Saruhanov E.E., Sotnikov S.I. St. Petersburg. (In Russian.)

SchlenderP.E. (2007). Labour Market. PE Schlender. Moscow. "INFRA-M". (In Russian.)

SchvetcovA. (2007). State regional policy: chronic problems and challenges of modernization. A. Shvetsov. Russian economic journal, no. 11-12, pp. 68-74. (In Russian.)

Selezneva I. (2008). Active labor market policies - a tool to ensure effective employment. Man and labor, no. 8. pp. 32-33. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.