Научная статья на тему 'Пути регулирования региональных рынков труда (на примере республик Северо-Кавказского федерального округа)'

Пути регулирования региональных рынков труда (на примере республик Северо-Кавказского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА РЫНКЕ ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ВЫНУЖДЕННАЯ БЕЗРАБОТИЦА / LABOR SUPPLY AND DEMAND ON A LABOR MARKET / EMPLOYMENT / BUSINESS / SUBJECTS OF SMALL BUSINESS / THE COMPELLED UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасиева Т. А.

В статье рассмотрены механизмы жизненно важного взаимодействия органов власти на общегосударственном и региональном уровнях регулирования региональных рынков труда, охарактеризован состав элементов регулирования рынков труда на уровне регионов и на общегосударственном уровне, представлены новые принципы, образующие рыночную систему активности населения, области занятости и принципиальные направления реструктуризации занятости на региональном уровне. На примере республик Северного Кавказа обозначены новые тенденции на региональных рынках труда, связанные с развитием малого предпринимательства и самозанятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of regulating the regional labor markets (for example, the republics of North Caucasus Federal District)

In article mechanisms of the vital interaction of authorities at nation-wide and regional levels regulation of regional labor markets are considered, the structure of elements of regulation of labor markets at level of regions and at nation-wide level is characterized, the new principles forming market system of activity of the population of area of employment and basic directions of re-structuring of employment at regional level are presented. On an example of republics of the North Caucasus new tendencies on the regional labor markets, connected with development of small business and self-employment are designated.

Текст научной работы на тему «Пути регулирования региональных рынков труда (на примере республик Северо-Кавказского федерального округа)»

ПУТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИК СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

ХАСИЕВА Т.А.,

аспирантка,

Чеченский государственный университет, 364051, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Киевская, д. 33

В статье рассмотрены механизмы жизненно важного взаимодействия органов власти на общегосударственном и региональном уровнях регулирования региональных рынков труда, охарактеризован состав элементов регулирования рынков труда на уровне регионов и на общегосударственном уровне, представлены новые принципы, образующие рыночную систему активности населения, области занятости и принципиальные направления реструктуризации занятости на региональном уровне. На примере республик Северного Кавказа обозначены новые тенденции на региональных рынках труда, связанные с развитием малого предпринимательства и самозанятости.

Ключевые слова: спрос и предложения рабочей силы на рынке труда; трудоустройство; предпринимательство; субъекты малого предпринимательства; вынужденная безработица.

In article mechanisms of the vital interaction of authorities at nation-wide and regional levels regulation of regional labor markets are considered, the structure of elements of regulation of labor markets at level of regions and at nation-wide level is characterized, the new principles forming market system of activity of the population of area of employment and basic directions of re-structuring of employment at regional level are presented. On an example of republics of the North Caucasus new tendencies on the regional labor markets, connected with development of small business and self-employment are designated.

Keywords: labor supply and demand on a labor market; employment; business; subjects of small business; the compelled unemployment.

Коды классификатора JEL: R23.

В индустриально развитых странах наличие какого-либо числа безработных ни у кого не вызывает беспокойства, поскольку до определенного предела не является проблемой. В условиях нынешней России и уровень безработицы, и ее социальные издержки во многом вызваны уникальностью переходного периода, когда изменение природы экономических отношений влечет за собой «переоценку всех ценностей». Нарушается эволюционное взаимодействие механизмов формирования и механизмов преодоления культурных традиций. Механизмы формирования резко ослабляются, а механизмы творческих инноваций приобретают неуправляемый, стихийный характер. Происходит то, что можно назвать «культурной мутацией», существо которой в непредсказуемости последствий. Во-первых, отбрасываются прежние культурные традиции и моральные нормы поведения. Во-вторых, наблюдается всплеск множества видов и разновидностей экономических инициатив, которые еще предстоит ввести в русло цивилизованных рыночных отношений. В-третьих, становятся непредсказуемыми последствия изменений в экономических и социальных сферах, т.е. ослабляется социорегулятивная функция культуры в обществе. Справедливо отмечено, что рост уровня безработицы отражает не столько растущую нехватку рабочих мест, а скорее соотношение ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поступление на работу или ее поиски. И издержки поступления на работу, и издержки отказа от нее для разных людей зависят как от баланса спроса и предложения на рынке рабочей силы, так и от характеристик самих безработных (стажа, возраста, квалификации, пола, других источников дохода и пр.). Что в настоящее время может предложить рынок труда безработным? Почти на 80 % низкооплачиваемый и неквалифицированный труд, а также работу не по специальности. Чего ожидают безработные от рынка труда? Прежде всего, солидной материальной помощи и трудоустройства по специальности (78,8 %). Их ожидания, таким образом, не только не совпадают, но и прямо противоположны предложениям рынка труда, т.е прослеживается устойчивая тенденция рассогласования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. [2]

К примеру, продолжает оставаться острой проблема занятости населения Северного Кавказа на локальном уровне — в малых монофункциональных городах и сельской местности, где существенно ограничены возможности трудоустройства и тем более создания новых рабочих мест. Речь идет о традиционно трудоизбыточных территориях —

© Т.А. Хасиева, 2011

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

это, прежде всего, сельская местность, горные поселения, небольшие города — районные центры по всей территории Северного Кавказа. Наиболее остро ситуация сложилась на сельских рынках труда в Дагестане, Карачаево-Черкесии и ряде других территорий, достаточно трудно найти работу, поскольку рынки труда узкопрофильны и зависят от одного предприятия или организации.

Довольно распространенный способ выживания населения в сельских районах Северного Кавказа — аренда земли и выращивание овощей на продажу. Овощеводство в 1990-е гг., в начале двухтысячных переживало настоящий бум, несмотря на необходимость первоначальных капиталовложений — арендную плату, покупку семян и т.п. Содержание домашнего скота, так как и овощеводство, выручало многих жителей Северного Кавказа. В отдаленных горных районах Северного Кавказа местное население ведет полунатуральный образ жизни, занимаясь растениеводством и животноводством [1].

Основные направления регулирования рынка труда на региональном уровне должны определяться на общегосударственном уровне, такое регулирование входит в число основных приоритетов региональной политики. В регионах субъектами регулирования выступают в настоящее время не высшие, а муниципальные органы законодательной и исполнительной власти. Поскольку региональный уровень регулирования в иерархии занимает среднее положение между макро- и микроуровнями, постольку устанавливаемые им правила регулирования не только взаимосвязаны с ними в порядке соподчинения, но и идет противоречивый процесс взаимодействия этих уровней по корректировке предпринимаемых мер и при столкновении интересов. В усилении процессов регионализации просматривается и другая сторона, нежелательная для развития рынка труда. С конца 90-х гг. с регионализацией происходит «размывание» централизованных основ национального рынка и становится реальным фактом изолированность региональных. При этом ослабляется действие принципа федерализма в регулировании. Идет ломка вертикальной связи в управлении рыночными процессами. Подобная автаркия является своего рода следствием усиления неравномерности социального, экономического развития регионов.

Состав элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики (курс рубля, уровни пошлин, лицензии и квоты). В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово-кредитной политики. Достаточно самостоятельно регионы могут регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни — уровень предложения рабочей силы в регионе; могут регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и в конечном счете — смертности трудоспособного населения), миграционные процессы. На региональном уровне, также и в интересах рынка труда осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных (в том числе муниципальных и др.) закупок, продукции предприятий всех форм собственности; целевое предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях. Как показала практика, на региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального и малого бизнеса. Подобно тому, как на федеральном уровне проблемы рынка труда должны стать наивысшими приоритетами наравне с ведущими направлениями реформ, региональное регулирование должно не просто учитывать интересы рынка труда, а сделать их равными с другими приоритетами региональной политики.

К началу 2000-х гг. сформировались новые принципы, образующие рыночную систему активности население в области занятости. Данная система, как нам представляется, основана на трех формах экономической активности в занятости:

■ предпринимательство и самозанятость — высшая;

■ наемный труд — средняя;

■ безработица — промежуточная. Произошедшие в социально-экономической сфере процессы заставили не только пересмотреть основные позиции в регулировании рынка труда, но и искать новые решения в кажущихся порой неразрешимыми проблемах.

Предпринимательство и самозанятость, как высшие формы экономической активности населения, несомненно, предпочтительнее с точки зрения развитости и регулирования рынка труда. Наемный труд как рыночная категория касается преобладающей части населения, которая на сегодня в основном и является объектом регионального регулирования. А безработица — это промежуточная форма экономической активности, выражающаяся в активном поиске и готовности работать и требующая в процессе регулирования самого пристального внимания и организации.

Стихийные формы самозанятости приобретают негативный характер, так на Северном Кавказе достаточно широкое распространение получила самозанятость населения в теневой (нелегальной, криминальной) экономике. Правда, все оценки носят разрозненный, фрагментарный характер, а приводимая в них статистика построена не на точном учете, а на косвенных оценках. Главные отрасли теневого оборота на Северном Кавказе: нелицензиро-ванное производство нефтепродуктов и их продажа, неофициальное кустарное производство морепродуктов (икры, осетровой рыбы) и реализация «даров Каспия» через подпольную торговую сеть в соседних регионах; нелицензи-рованное производство винных и коньячных фальсификатов под известными торговыми марками контрабандного спирта, а также массовое нелегальное производство и сбыт водки; неучтенный экспорт через Новороссийский порт и ^. [2]. Негативные социальные последствия роста безработицы особенно опасны тем, что безработица снижает жизненный уровень как безработных, так и занятых, вследствие понижения уровня заработной платы под влиянием

ПУТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА

77

конкуренции на рынке труда. Люди, длительное время остававшиеся безработными, полностью или частично теряют квалификацию, что требует увеличения затрат общества на ее восстановление, и это, наряду с необходимостью социальных компенсаций и поддержки безработных, увеличивает налоговую нагрузку на занятых. Неизбежное в таких условиях усиление социальной напряженности и нестабильности ведет к обострению криминальной ситуации. Тем более, что продолжительное пребывание вне трудовой деятельности ведет к нравственной и психологической деградации людей.

Кроме того, безработица — это проблема, связанная еще и с изменением социального статуса. Отказ от принципов всеобщности и обязательности труда, от гарантированного государством обеспечения рабочими местами создал атмосферу неуверенности в завтрашнем дне и угрозы потери престижа в глазах окружающих, что вызывает состояние дискомфорта и депрессии у большого числа безработных. Они опасаются неудач при новом выборе, снижения уровня жизни.

После двух десятилетий реформ следует признать, что необходима последовательная реструктуризация занятости, прежде всего на региональном уровне. Принципиальными направлениями ее могли бы быть следующие:

♦ стремление к достижению, насколько это возможно, равновесия спроса и предложения рабочей силы с использованием регуляторов рынка труда;

♦ повышение проводимости рынка труда за счет трудовой мобильности и миграции населения в регионах страны и между ними;

♦ активизация и адаптация безработных к новым условиям занятости;

♦ внедрение принципов страхования риска вынужденной безработицы;

♦ разработка и реализация программ приоритетной государственной поддержки депрессивных территорий и реструктуризации кризисных отраслей;

♦ государственная защита прав потерявших работу лиц из слабозащищенных категорий и работников несостоятельных предприятий.

Известно, что меры по регулированию рынка труда могут быть пассивного и активного характера. Первые предусматривают выплату пособий безработным и предоставление им простейших услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Такой вариант экономичен с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства граждан. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить ситуацию.

Отсутствие активной политики может значительно сузить функции службы занятости, превратив ее в обычный «собес».

Следует подчеркнуть, что чем успешнее осуществляется активная политика занятости, тем меньшее число граждан оказывается безработными, и наоборот, чем меньше внимания уделяется активной политике, тем выше уровень и продолжительность периода безработицы. Для России (ЮФО и СКВО) наиболее приемлем активный вариант регулирования, способный обеспечить максимально возможную занятость населения и качество рабочей силы. Конечно, полностью исключать пассивные меры нельзя, однако важно установить оптимальное соотношение между ними.

Развитие малого предпринимательства становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в России. Развитие предпринимательства в России имеет свою специфику, сформировавшуюся под влиянием тех экономических и политических условий, которые сложились в экономике в пореформенное время. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели сумели динамично перестроиться и приспособиться к неблагоприятной обстановке. К 1 июля 1999 г. на территории РФ действовали 890 тыс. малых предприятий (составлявшие 30% общего числа российских предприятий), в 2006 г. их число составило 1980 тыс. Существенно увеличилось число малых предприятий в таких отраслях, как связь, транспорт, материально-техническое снабжение и сбыт, несколько возросло их количество в промышленности. Важную роль в развитии малого и среднего бизнеса должны сыграть регионы, так как власти регионов конкретно знают свои финансовые и материальные возможности, реальные общественные потребности в тех или иных видах продукции и услуг, наиболее эффективные, с точки зрения региона, направления использования имеющихся ресурсов по сферам деятельности и формам собственности. К примеру, удачное географическое расположение Северного Кавказа на юге России создает дополнительные преимущества для экономического роста. Удобная для организации полномасштабных экономических связей с соседними странами инфраструктура: наличие морских, воздушных портов, железных и шоссейных дорог, позволяет Северному Кавказу интегрироваться в мировую экономику, участвовать в международном разделении труда, быть посредником между российскими регионами и другими странами в перемещении товаров, услуг, технологий и капиталов. Размещение терминалов, баз, складов, хранилищ потребует дальнейшего развития инфраструктуры и приведет к росту деловой активности.

Другим важнейшим фактором экономического роста и достижения процветания является использование уникальных природных условий Северного Кавказа для развития туризма, системы санаторно-курортного и массового оздоровительного отдыха населения, с соответствующей индустрией сервиса, способной занять десятки тысяч работников. Мировой опыт показывает, что такая сфера является наиболее привлекательной для иностранных инвесторов, так как быстро окупается и связана с наименьшим экономическим риском, здесь есть места приложения и для крупного капитала, и для мелкого бизнеса. Указанные особенности СКФО очень точно учтены в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

В нынешней ситуации необходимо учитывать три основных факторов, способствующих развитию предпринимательства в России. Первый из них — мотивационный — включает общую оценку финансового состояния, условий и перспектив ведения собственного бизнеса, а также степень поддержки властью предпринимательства в регионе, Второй фактор — институциональный — предполагает характеристику конкурентных условий, уровень трансакционных издержек и комплексной безопасности ведения бизнеса (включая защиту от административного прессинга и недобросовестной конкуренции со стороны крупных компаний). Третий фактор — инфраструктурный — определяется степенью развитости правовой инфраструктуры (проще говоря, возможности предпринимателя решать возникающие проблемы легальным судебным путем) и наличия материальной инфраструктуры, которая для малого предпринимателя, как правило, выражается в обеспеченности производственными, офисными площадями.

Особенностью индивидуального предпринимательства является то, что здесь не проводится различие между собственно капиталом (имуществом, приносящим доход) и имуществом, используемым предпринимателем для личных нужд. Имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя независимо от его включенности в капитал. Российское законодательство выделяет две формы индивидуального предпринимательства: индивидуальная трудовая деятельность и индивидуальное (семейное) частное предприятие. В соответствии с российским законодательством индивидуальная предпринимательская деятельность может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаджиев Р.Н. Учет региональной детерминанты при формировании эффективной социально-экономической политики // Депрессивные территориальные образования в системе управления развитием макрорегионов (на примере Республики Дагестан). Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005. С. 178-192, 207-260.

2. Перов Г.О. Трудовые ресурсы угледобывающего региона: особенности проблем самозанятости // Управленец. Уральский государственный экономический университет. 2010. № 11-12 (15-16). С. 59-60; Андреева Н.Н. Природоохранные инвестиции: выбор решений и обоснование. Одесса: ИПРЭЭИ, 2006. С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.