Научная статья на тему 'Семейные фермы — новые инициативы в развитии АПК'

Семейные фермы — новые инициативы в развитии АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ ФЕРМА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КРЕДИТ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / БИЗНЕС-ПЛАН / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / РАБОЧИЕ МЕСТА / МЯСНОЙ СКОТ / FAMILY FARM / INVESTMENT CREDIT / SMALL FORMS OF MANAGEMENT / BUSINESS PLAN / THE TARGET PROGRAM / WORKPLACES / BEEF CATTLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулимин В. В., Мамакова М. С.

В настоящей статье уделено особое внимание новому направлению государственной поддержки малого агробизнеса — созданию семейных животноводческих ферм. Освещен передовой опыт Республики Татарстан, Калининградской, Вологодской и Новгородской областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family farms — new initiatives in development of agrarian and industrial complex

In this paper special attention is paid to the new direction of the state support for small agricultural business — the creation of family livestock farms. The best practices from Republic of Tatarstan, from the Kaliningrad, the Vologda and the Novgorod regions are reported.

Текст научной работы на тему «Семейные фермы — новые инициативы в развитии АПК»

Экономика

СЕМЕЙНЫЕ ФЕРМЫ — НОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

В РАЗВИТИИ АПК

В. В. СУЛИМИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры организации

и прогнозирования производства,

М. С. МАМАКОВА,

аспирант, ^ 620075, г. Екатеринбург, Уральская государственная сельскохозяйственная академия ул. К. Либкнехта, д. 42;

Положительная рецензия представлена О. Н. Михайлюк, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой менеджмента и маркетинга Российского государственного профессионально-педагогического университета.

В настоящее время, в условиях продолжающегося кризиса аграрной сферы экономики, трудно переоценить значение малых форм хозяйствования для решения проблем обеспечения населения России высококачественной сельхозпродукцией и продовольствием. Важнейшим шагом на пути развития малого агробизнеса стало принятие и реализация таких серьёзнейших государственных мер, как выполнение приоритетных направлений, обозначенных в национальном проекте «Развитие АПК» и Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

Сегодня на долю малого агробизнеса приходится более 50 % всей произведенной сельскохозяйственной продукции в стране, но в сравнении с крупным агробизнесом он поддерживается в меньших объемах и обладает меньшей доступностью к льготным кредитным ресурсам. Но, учитывая важность данного сектора экономики в деле обеспечения продовольственной безопасности государства, Правительством РФ вырабатываются все новые механизмы и инструменты, направленные на поддержку малых форм хозяйствования и обеспечение его экономического роста.

Со следующего года малые формы хозяйствования на селе получат новый импульс своего развития. ЛПХ и К(Ф)Х войдут в новую Госпрограмму Российской Федерации на 2013-2020 гг.

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации направлены письма в субъекты РФ с просьбой об организации скоординированной работы по развитию малого и среднего бизнеса. Сельским предпринимателям рекомендуется оказать господдержку в соответствии с условиями профильной Государственной программы. Поддержка малых форм хозяйствования на селе, прежде всего фермеров, будет включена отдельным блоком в новую Государственную программу на 2013-2020 гг.

Во многих регионах России уже сформированы и реализуются программы развития малого агробизнеса. Активно в этом направлении работают аграрии Белгородской, Ленинградской, Липецкой, Тамбовской, Свердловской и других бластей, а также в Республике Мордовия.

Стоит заметить, что в рамках программы Минздравсоцразвития РФ с целью ослабления напряженности на рынке труда в сельской местности в текущем году создано более 20 тыс. рабочих мест.

Для желающих открыть свою ферму, например, в арсенале Россельхозбанка имеется специальный экономический механизм (набор мер), который реализуется по особому алгоритму и направлен на удовлетворение интересов будущего владельца фермы. Он включает в себя: кредит на создание семейной молочной фермы; семь вариантов примеров типовых проектов фермы на выбор; пример составления технико-экономического обоснования создания семейной фермы; возможность получения субсидий на возмещение затрат по уплате процентов по кредиту; возможность финансирования расходов по строительству инфраструктуры и коммуникаций для фермы за счет средств субъектов Российской Федерации. В рамках Программы под семейной животноводческой фермой подразумевается ферма, находящаяся в собственности и/или пользовании крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», члены которого связаны родством и/или свойством и совместно осуществляют в сфере сельского хозяйства производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Фермерские хозяйства для работы на семейной животноводческой ферме могут привлекать постоянных (сезонных) работников в количестве не более пяти человек. При участии в Программе ферм свыше 100 голов могут привлекаться постоянные (сезонные) работники в количестве до десяти человек.

Многих потенциальных участников Программы волнует вопрос о том, где взять деньги на свое участие в проекте — 20 %. Но следует, во-первых, знать, что собственные средства можно вносить поэтапно. Первые 10 % — до выдачи первого кредита, остальные 10 % — до момента окончания строительства фермы. Дальше: собственные средства могут быть деньгами, а могут и не быть! Что это значит? В качестве собственного участия в проекте Россельхозбанк рассматривает и принимает к учету имущество (земельный участок, здание, технику и др.), находящееся у товаропроизводителя в собственности и которое в дальнейшем будет использовано в деятельности фермы, а также субсидии, дотации, полученные им от субъектов Российской Федерации. Чтобы стать участником такой программы, нужно обратиться в орган управления АПК региона. Кандидатуру обязательно будут обсуждать и утверждать на заседании специальной совместной комиссии, в состав которой входят представители органов управления АПК

86

шшш.т-эуи. пэгоб. ги

Экономика ^тГ/

субъекта Федерации, Ассоциации фермерских хозяйств (АККОР), Россельхозбанка и Росагролизинга.

Кредиты могут быть получены — до 15 лет на строительство семейной молочной фермы; до 8 лет — на приобретение сельскохозяйственной техники, специализированного транспорта и спецтехники для фермы; до 8 лет — на приобретение технологического оборудования для комплектации семейной фермы; до 8 лет — на создание объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, строительство дорог и подъездных путей), обеспечивающих содержание поголовья скота; до 5 лет—на приобретение сельскохозяйственных животных; до 2 лет — на формирование первоначальных оборотных средств. Это может быть запас удобрений, ядохимикатов, семян, кормов, сырья для переработки, материалов, животные для откорма и т. д.

Самое важное — это составление бизнес-плана. Его написать необходимо очень грамотно. Его структура — информация о будущем владельце фермы; существо проекта; сроки и этапы; схема финансирования; эффективность проекта. Следует заметить, что АККОР предлагает ежегодно на конкурсной основе выделять начинающим фермерам гранты до одного млн руб. на одно хозяйство в качестве стартового капитала. В больших размерах (3-5 млн руб.) кредит можно получить через Россельхозбанк.

Многими субъектами Российской Федерации также разработаны специальные программы государственной поддержки малых форм хозяйствования, предусматривающие дополнительные формы и условия государственной поддержки по созданию семейных ферм. Считаем уместным привести конкретные результаты, полученные в субъектах Российской Федерации.

Так, в Калининградской области приняли целевую программу развития семейных животноводческих ферм в регионе на 2012-2014 годы.

Калининградские власти намерены создать 11 небольших (на 20-100 голов скота) образцовых молочных ферм. Удачный старт малому бизнесу обеспечит солидная господдержка: полуторамлнный грант на строительство объектов инфраструктуры, компенсация 60 процентов затрат на модернизацию скотных дворов и 30 процентов - на приобретение оборудования по переработке молока.

Общий объем финансирования программы превышает 190 млн руб., в том числе из федеральной казны — 44,4 млн руб., из областной — 70,5 млн и 78,3 млн руб. — из внебюджетных источников. Первые три молочных проекта получат подъемные уже в текущем году.

Здесь пытаются создать такие условия, чтобы семейный фермерский бизнес перерос в наследственный. Тогда молодежь в поисках места под солнцем не будет рваться в город, а станет ответственно заниматься продолжением родительского дела. Такие проекты избавят крестьян от тяжелого ручного труда, повысят качество их жизни, а бюджет получит дополнительные налоги.

Сектор малого сельского предпринимательства не случайно выделен в число приоритетных направлений развития АПК. В личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах региона получают

56,5 % от валового объема производства молока.

А могли бы и больше. Местные кормильцы удовлетворяют потребности населения области всего на 61,5 %. Дефицит молокопродуктов покрывается за счет импорта.

Развитие ЛПХ и К(Ф)Х сдерживают неблагоприятные экономические и организационные условия: несвоевременный расчет за сданную продукцию, отсутствие на селе пунктов охлаждения молока, проблемы со сбытом, не говоря уже о переработке продукции. По этой причине в частном секторе продолжается тенденция сокращения поголовья скота и снижения продуктивности коров.

Все затраты фермеров на организацию семейного дела будут компенсироваться из бюджета. И такая ситуация характерна для большинства регионов СЗФО, где также озаботились поддержкой семейных предприятий и закрепления их на рынке.

В Новгородской области, к примеру, такая программа стартовала в текущем году. Правда, выглядит она скромнее: планируется за два года вывести на современный уровень шесть семейных молочных фирм. На эти цели планируется выделить 67 млн руб., причем из областного бюджета только 10 млн, остальные — привлеченные. Но результаты ожидаются прорывные: шесть пионеров обеспечат увеличение поголовья скота в К(Ф)Х на четверть и прибавку сырья на 20 процентов.

А вологодские власти замахнулись на крупномасштабный проект. На реализацию долгосрочной целевой программы по развитию семейных ферм на 2012-2020 гг. заложено свыше одного миллиарда руб.. За девять лет предполагается создать экономические, технические, технологические и инновационные условия для устойчивого функционирования малых форм хозяйствования. Построить, реконструировать, а также укомплектовать оборудованием 204 семейные фермы, создать 17 кооперативов по переработке сырья и девять машинно-технологических станций.

Все затраты, которые понесут крестьяне на организацию семейного дела, будут компенсироваться. Бюджет возьмет на себя от 50 до 90 % расходов на проектно-сметную документацию, строительство ферм и мини-заводов, их оснащение, на покупку скота, а также на учебу.

Напомним, уже сейчас в Татарстане активно работает программа по развитию малых семейных ферм. Для организации подобного бизнеса нужно немало. В первую очередь у каждого хозяйства должна быть земля и своя усадьба. Закупка крупного рогатого скота, другой живности, оборудования, постройка минифермы - это также большие расходы, с которыми государство обещает помочь начинающим фермерам.

Проводимая работа стала возможной благодаря существенной государственной поддержке. Ежегодно в соответствии с бюджетом Республики Татарстан Правительством Республики Татарстан утверждается специальное постановление по государственной поддержке АПК, в котором определяются направления финансирования, его порядок и лимиты. В частности, согласно постановлению, сельскохозяйственным товаропроизводителям предусматриваются субсидии на приобретение минеральных удобрений, для биологической и химической защиты растений, из-

ммм.т-эчи. пэгоб. ги

87

Экономика

весткование, поддержку животноводства и рыболовства, приобретение дизельного топлива, субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, на поддержку кадрового обеспечения АПК, ветеринарно-санитарные мероприятия и по другим направлениям.

Особое внимание уделяется формированию среднего класса на селе, повышению деловой активности сельского населения, а также развитию частных подворий.

В Республике Татарстан функционирует 332 тыс. личных подсобных хозяйств граждан, у которых в обработке 113,0 тыс. га земли, имеется треть республиканского поголовья скота (308,6 тыс. голов КРС, в том числе 157 тыс. коров), производится 36 % общереспубликанского объема молока и мяса.

С начала года целевые субсидируемые кредиты для развития личных подворий получили свыше 15 тыс. семей на общую сумму более чем 3,3 млрд руб., что превышает прошлогодний период в 1,5 раза. Всего же с 2006 года выделено около 72 тысяч кредитов на общую сумму почти 15 млрд руб.

Одно из новых и перспективных направлений развития малых форм хозяйствования на селе

— это строительство семейных ферм. В 2010 г. Правительством Республики Татарстан была утверждена республиканская программа «Развитие семейных ферм в Республике Татарстан на 2010-2012 гг.». Целевые показатели программы - создание 415 новых высокомеханизированных семейных ферм и 8 цехов по переработке молока с дальнейшим их тиражированием до 1000 семейных ферм.

В качестве поддержки этого стратегически важного направления для животноводства республики используются следующие пути: выделение льготных кредитов, субсидирование покупки поголовья скота, выделение технологического оборудования по программе 50/50, строительство подъездных дорог. Данным проектом оказывается и дополнительная финансовая поддержка из бюджета республики (из расчета 1,0 млн руб. на молочную ферму, до 500 тыс. руб. на ферму по откорму КРС, содержанию свиней, овец и коз) при условии софинансирования строительства самим участником и поддержки со стороны муниципальных районов.

Действует республиканская программа «Лизинг-грант», по которой в текущем году около 200 сельских семей получают с удешевлением стоимости набор сельхозтехники и оборудования. В начале октября 2011 г. стартовал второй этап конкурсного отбора для включения в программу «Лизинг-грант».

Муниципальная поддержка может выражаться в виде предоставления пустующих помещений ферм для их реконструкции и последующей специализации в семейную ферму, предоставления муниципального залога с целью оформления кредита под строительство семейной фермы, финансовой поддержки для ведения строительства, выделения строительных материалов, техники и т. д.

С целью оказания услуг по реализации излишков сельскохозяйственной продукции по состоянию на 1 октября 2011 г. действуют 193 кооператива. Для желающих вести строительство семейных ферм разработана типовая проектно-сметная документация на фермы различного направления и мощности.

Ход реализации программы по развитию семейных ферм рассматривается ежемесячно с участием руководства Республики Татарстан на селекторных совещаниях (видеоконференциях) с участием муниципальных районов республики, представителей республиканских министерств и ведомств, по итогам которых утверждаются протоколы поручений, направленные на разрешение имеющихся проблем, ускорение выполнения прогнозных показателей.

В настоящее время в республике уже действует 350 семейных ферм, к концу 2012 г. их будет более 500 единиц.

Типовая семейная молочная ферма в Татарстане представляет собой специализированное животноводческое помещение для содержания 20 коров, с автоматизированными системами доения (молокопро-вод), навозоудаления.

По технологии, выдоенное молоко поступает в танк-охладитель. Уход за животными осуществляется семьей, которая построила семейную ферму, могут наниматься работники среди односельчан. Сметная стоимость реализации проекта создания семейной фермы составляет в среднем 4,5 млн руб., и включает расходы на строительство, приобретение технологического оборудования, скота, устройство инфраструктуры. Часть расходов по реализации проекта, как уже было сказано выше компенсируется из бюджета республики (субсидируется процентная ставка по кредитам, приобретение оборудования для скота, устройство подъездного пути, дополнительная поддержка на семейную молочную ферму в размере 1,0 млн руб.) и за счет муниципальной поддержки.

В семейных фермах содержится около 10,0 тыс. голов крупного рогатого скота, в т. ч. 4,0 тыс. коров, 5 тыс. свиней, более 10 тыс. овец, 2 тыс. пчелосемей, 710 тыс. голов различной птицы. За счет строительства семейных ферм создано 1,5 тыс. рабочих мест. Количество желающих участвовать в реализации указанной программы возрастает. В Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан только за 2011 г. поступило более 800 заявок от населения на строительство семейных ферм.

В целях достижения задач, поставленных Программой социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 гг.. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области будут осуществляться мероприятия, направленные на обеспечение населения области качественными продуктами питания, на повышение уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, их финансовой устойчивости и конкурентоспособности.

Особое внимание будет уделено:

— реконструкции действующих и созданию новых производств в сельском хозяйстве;

— совершенствованию племенной работы по животноводству;

— содействию развития малых форм хозяйствования в сельской местности;

— содействию развитию производства лечебнопрофилактической продукции, продуктов функционального питания на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности;

— привлечению квалифицированных специалистов на село.

88

№№№. т-Э¥и. пагосі. ги

________________________Экономика с

В молочном животноводстве планируется ежегодно вводить в эксплуатацию не менее 5 тыс. скотомест по новым современным технологиям. Для этого необходимо компенсировать часть стоимости строительства (реконструкции) объектов животноводства, приобретения оборудования, племенного скота и типовых проектов.

Ежегодно планируется разрабатывать 1-2 пилотных проекта по новым направлениям (кролиководство, перепела, мясное коневодство, козоводство и т. д.) с предоставлением поддержки на реализацию инвестиционных проектов.

Планируется создать два племенных репродуктора по мясному скоту. К 2015 г. маточное поголовье коров мясных пород планируется довести до 5 тыс. голов. Необходимо стимулировать выращивание помесного скота, покупку и содержание мясного скота.

Планируется продолжить работу по созданию семейных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, созданию, расширению и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств (по программе поддержка начинающих фермеров) и развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Будет совершенствована система закупа излишек сельскохозяйственной продукции у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

В текущем 2012 г. из федерального центра на реализацию мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм будет выделено Свердловской области 12 млн 854 тыс. руб. в качестве субсидии. В регионе уже разработана специальная конкурсная документация.

Действует Порядок предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм и поддержку начинающих фермеров на условиях софи-нансирования из федерального и областного бюджетов. Размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы в расчете на одно крестьянское (фермерское) хозяйство определяется специальной областной комиссией исходя из суммы, указанной в заявке претендента на получение гранта, в размере, не превышающем 21,6 млн руб. и не более 60 % затрат на развитие семейной животноводческой фермы. Грант предоставляется только один раз.

Решение поставленных перед АПК России задач о создании сети семейных животноводческих ферм возможно благодаря мерам государственной поддержки и системному, программно-целевому подходу. Реализация планируемых мероприятий позволит повысить эффективность бюджетных вложений, обеспечит рост производительности труда и увеличение объемов производства животноводческой продукции.

Литература

1. Сёмин А. Н., Сулимин В. В., Мингалев В. Д., Михайлюк О. Н., Аглоткова С. В. и др. Малые формы хозяйствования: вопросы теории и практики. Екатеринбург : Уральское издательство, 2012. 492 с.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОСТАВОК ПРОДУКЦИИ —

ОСНОВА РЫНКА

П. В. ЧЕРДАНЦЕВ, 614065,г.Пермь,

аспирант, шоссе Космонавтов, д. 166, кв. 120; Пермская государственная сельскохозяйственная академия тел. 8 (342) 223-95-14;

имени академика Д. Н. Прянишникова e-mail: cherdancev@perm.ru

Положительная рецензия представлена А. В. Молодчиком, доктором экономических наук, профессором, директором Института повышения квалификации Регионального межотраслевого центра переподготовки кадров.

Современный этап развития взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов по поставке сельхозпродукции может характеризоваться как нестабильный в силу ведомственной разобщенности участников процесса. Именно это определяет необходимость привлечения саморегулируемых организаций для эффективного принятия соответствующих мер по созданию хозяйственной среды, внедрения региональной организационной структуры, формирующей оптимальные условия для взаимодействия продавцов и покупателей, а также разработки механизмов управления и регулирования заказов государством.

Создание региональной организационной структуры поставок продукции для государственных нужд на основе предложенной в исследовании модели даст возможность оптимизировать и регулировать региональный рынок сельхозпродукции, усилив при этом

его ориентацию на сбыт местных ресурсов для выполнения заказов.

До внедрения в хозяйственную практику модели саморегулирования отсутствовали единые, достоверные и прозрачные процедуры, что являлось причиной формирования платформы условий для нарушений (злоупотребления, коррупция) со стороны заказчиков и одновременно ограничивало доступ новых агентов и участников конкурсов в ряде регионов, создавало препятствия процессу развития рыночной конкуренции и, как следствие, приводило к неэффективному расходованию бюджетных средств [4].

Нейтрализацию данных проблем предполагалось обеспечить на основе размещения государственных заказов, механизм которых был определен в качестве основного инструмента государственного регулирования производства, закупки и поставки продук-

www.m-avu. narod. ru

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.