Научная статья на тему 'Эффективность бюджетного финансирования «Малого» сельхозтоваропроизводителя в республике Дагестан в условиях активизации импортозамещения'

Эффективность бюджетного финансирования «Малого» сельхозтоваропроизводителя в республике Дагестан в условиях активизации импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / СУБСИДИРОВАНИЕ ЧАСТИ ЗАТРАТ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / BUDGETARY FINANCING OF AGRICULTURAL PRODUCERS / STATE SUPPORT OF CREDITING OF SMALL FORMS OF MANAGING / COUNTRY (FARMER) FARMS / FARMS OF THE POPULATION / PERSONAL SUBSIDIARY FARMS / SUBSIDIZING OF PART OF EXPENSES OF AGRICULTURAL PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алклычев Алклыч Магомедович, Магомедова Сайгибат Ризвановна

В современных условиях функционирования отечественного АПК, когда в стране возникла острая необходимость активизации импортозамещения, важное значение для повышения рентабельности и товарности хозяйств имеет рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, которые невозможно достигнуть без эффективного бюджетного финансирования сельхозтоваропроизводителя. В статье дан анализ структуры сельхозтоваропроизводителей в РД и их вклад в общие объемы производства сельскохозяйственной продукции, раскрыты цели и задачи, стоящие перед малыми формами хозяйствования в АПК республики. Рассмотрены меры государственной поддержки по кредитованию и субсидированию малых форм хозяйствования, проведена их оценка и выдвинуты предложения для создания экономических условий стимулирования инвестиций в развитие рынка механизированных услуг через субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение техники и оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF THE BUDGETARY FINANCING OF A "SMALL" AGRICULTURAL PRODUCER IN THE REPUBLIC OF DAGHESTAN IN THE CONDITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION ACTIVIZATION

In modern operating conditions of domestic agrarian and industrial complex when in the country there was an urgent need of activization of import substitution, the importance for increase of profitability and marketability of farms has increase in production and the volume of realization of agricultural production which can't be reached without effective budgetary financing of an agricultural producer. In article the analysis of structure of agricultural producers in RD and their contribution to total productions of agricultural production is given, the purposes and tasks facing small forms of managing in agrarian and industrial complex of the republic are opened. Measures of the state support for a crediting and subsidizing of small forms of managing are considered, their assessment is carried out and proposals for creation of economic conditions of stimulation of investments into development of the market of the mechanized services through subsidizing of part of costs of agricultural producers of acquisition of equipment and the equipment are made.

Текст научной работы на тему «Эффективность бюджетного финансирования «Малого» сельхозтоваропроизводителя в республике Дагестан в условиях активизации импортозамещения»

АЛКЛЫЧЕВ А.М., МАГОМЕДОВА С.Р.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ «МАЛОГО» СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В УСЛОВИЯХ АКТИВИЗАЦИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Аннотация. В современных условиях функционирования отечественного АПК, когда в стране возникла острая необходимость активизации импортозамещения, важное значение для повышения рентабельности и товарности хозяйств имеет рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, которые невозможно достигнуть без эффективного бюджетного финансирования сельхозтоваропроизводителя.

В статье дан анализ структуры сельхозтоваропроизводителей в РД и их вклад в общие объемы производства сельскохозяйственной продукции, раскрыты цели и задачи, стоящие перед малыми формами хозяйствования в АПК республики.

Рассмотрены меры государственной поддержки по кредитованию и субсидированию малых форм хозяйствования, проведена их оценка и выдвинуты предложения для создания экономических условий стимулирования инвестиций в развитие рынка механизированных услуг через субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение техники и оборудования.

Ключевые слова: бюджетное финансирование сельхозтоваропроизводителей, государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения, личные подсобные хозяйства, субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей.

ALKLYCHEV A.M.,MAGOMEDOVА S.R.

EFFICIENCY OF THE BUDGETARY FINANCING OF A "SMALL" AGRICULTURAL PRODUCER IN THE REPUBLIC OF DAGHESTAN IN THE CONDITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION ACTIVIZATION

Abstract. In modern operating conditions of domestic agrarian and industrial complex when in the country there was an urgent need of activization of import substitution, the importance for increase of profitability and marketability of farms has increase in production and the volume of realization of agricultural production which can't be reached without effective budgetary financing of an agricultural producer.

In article the analysis of structure of agricultural producers in RD and their contribution to total productions of agricultural production is given, the purposes and tasks facing small forms of managing in agrarian and industrial complex of the republic are opened.

Measures of the state support for a crediting and subsidizing of small forms of managing are considered, their assessment is carried out and proposals for creation of economic conditions of stimulation of investments into development of the market of the mechanized services through subsidizing of part of costs of agricultural producers of acquisition of equipment and the equipment are made.

Keywords: budgetary financing of agricultural producers, state support of crediting of small forms of managing, country (farmer) farms, farms of the population, personal subsidiary farms, subsidizing of part of expenses of agricultural producers.

Действующая система государственной поддержки кредитования малых форм сельскохозяйственного производства наряду с увеличением объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе, направлена на повышение рентабельности и товарности хозяйств, доходов занятых в них граждан, а также способствование активизации импортозамещения и развитие альтернативных видов деятельности сельского населения [3].

Следует отметить, что роль коллективных хозяйств в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции в Республике Дагестан существенно снизилась (таблица 1). Так, доля сельхозорганизаций в валовой продукции сельского хозяйства за 2009-2013 гг. опустилась с 37,6 до 14,3%. Их место в регионе заняли хозяйства населения. Они увеличили свою долю в валовой продукции с 62,4% до 71,5%.

Таблица 1

Структура сельхозтоваропроизводителей в республике и их вклад в общие объемы производства сельскохозяйственной продукции, (в % к итогу, в фактически действующих ценах)*

1992 2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Сельхозтоваро-производители 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе: сельскохозяйственные предприятия 37,6 17,1 9,2 7,6 10,0 9,2 10,8 12,4 11,1 14,3

крестьянские (фермерские) хозяйства - 5,1 10,1 13,1 9,6 9,8 9,1 10,5 13,1 14,2

хозяйства населения 62,4 77,8 80,7 79,3 80,4 81,0 80,1 77,1 75,9 71,5

"Источник: составлено авторами по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан

В 2013 г. малыми формами хозяйствования произведено более 80% от общего объема сельскохозяйственной продукции, производимой хозяйствами всех категорий республики.

Основной целью мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами.

Достижение цели обеспечивалось через реализацию следующих задач:

- создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности;

- повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

- повышение уровня доходов сельского населения.

Народнохозяйственное значение малых форм хозяйствования:

- продовольственное снабжение республики (более 80% продукции сельского хозяйства производится малыми формами);

- обеспечение занятости и доходов сельского населения, формирование среднего класса на селе;

- сохранение сельского образа жизни и традиционной культуры;

- обеспечение социального контроля над обширными территориями (селообразующие функции);

- содействие в развитии местных бюджетов и сельских территорий.

Основными показателями реализации подпрограммы являются:

- количество крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;

- количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм.

В крестьянских (фермерских) хозяйства медленно, но стабильно растет производство сельскохозяйственной продукции, в некоторых подотраслях фермеры вносят значительный вклад в общий урожай (табл. 2).

Крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства произвели в 2013 г. 84,4% молока, 69,9% мяса скота и птицы на убой в живой массе, картофеля - 98,3%, овощей -99%.

В крестьянских (фермерских) хозяйствах с 2006 г. наблюдается стабильный рост поголовья сельскохозяйственных животных (КРС, в том числе коров, овец и коз), за исключением свиней (табл. 3).

Таблица 2

Производство сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами*

2012 г. 2013 г.

К(Ф)Х ЛПХ К(Ф)Х ЛПХ

Сельскохозпро-дукция объем производства , тыс. т доля в респ. производстве сель- объем производства, тыс. т доля в респ. производстве сель-хозпродукц ии, % объем производства , тыс. т доля в респ. производстве сель- объем производства, тыс. т доля в республиканском производстве сель-

хозпродукци и, % хозпродукци и, % хозпродукции, %

Зерно 39,5 8,0 282,0 57,0 25,2 14,0 67,7 37,5

Картофель 0 0 81,0 99,0 1,8 2,1 83,3 96,3

Овощи 0,3 1,0 33,3 98,0 0,1 0,5 19,0 98,5

Плоды 3,6 3,0 110,1 90,0 0,04 1,6 26,4 95,3

Виноград 0,8 2,0 2,4 59,0 17,8 4,8 170,1 45,7

Мясо 12,3 12,6 59,7 61,2 12,5 12,5 57,2 57,4

Молоко 89,5 12,2 528,8 72,2 91,5 12,1 546,1 72,3

Яйцо 20,9 11,7 138,9 79,9 20,9 11,1 138,4 73,3

"Источник: составлено авторами по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан

Таблица 3

Поголовье сельскохозяйственных животных в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах*

Виды сельхоз. животных 2012 г. 2013 г.

К(Ф)Х ЛПХ К(Ф)Х ЛПХ

поголовье, тыс. г. доля в респ.погол овье, % поголовье, тыс. г. доля в респ. поголовье, % поголовье, тыс. г. доля в респ. поголовье, % поголовье, тыс. г. доля в респ. поголовье, %

КРС-всего 117,8 12,3 700,6 73,7 126,7 13,1 710,4 73,1

в т. ч.: коровы 66,2 14,7 310,5 69,0 71,8 15,4 317,6 68,5

овцы и козы 2352,6 46,3 1275 25,1 2266,2 45,4 1241 24,8

свиньи 0 0 0,69 100 0,02 2,4 0,83 97,6

"Источник: составлено авторами по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан

Через лизинговую компанию ОАО «Дагагроснаб» на основе финансовой аренды малые формы хозяйствования обеспечиваются оборудованием, сельхозтехникой и племенным скотом [1]. По данным компании, малые формы хозяйствования составляют более 30% в общем количестве лизингополучателей.

В 2013 г. всего малым формам хозяйствования поставлено 13 ед. сельхозтехники (9 тракторов, 1 зерноуборочный комбайн, 3 ед. прицепной техники) на общую сумму 17,3 млн. руб.

На условиях лизинга в 2013 г. ОАО «Дагагроснаб» малым формам хозяйствования поставлено 150 голов племенных животных, в том числе КРС - 150 голов. В 2013 г. на долю поставок малых форм хозяйствования приходилось 100% общего объема.

Постоянно совершенствуется законодательство по вопросам развития малых форм хозяйствования. В целях стимулирования развития личных подсобных хозяйств населения Правительством Республики Дагестан приняты соответствующие решения о распространении на личные подсобные хозяйства населения мер государственной поддержки по следующим направлениям:

- субсидирование части затрат на развитие овощеводства защищенного грунта

(строительство теплиц) (постановление Правительства Республики Дагестан от 16 августа 2013 г. № 398 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 13 апреля 2012 г. № 108а»);

- возмещение части затрат на закладку и уход за плодовыми насаждениями (сады) (постановление Правительства Республики Дагестан от 18 июля 2013 г. № 356 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 19 марта 2013 г. № 136»);

- возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками (постановление Правительства Республики Дагестан от 9 августа 2013 г. № 388 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 21 июня 2013 г. № 321»).

Средства по мероприятиям «Поддержка начинающих фермеров», «Развитие семейных животноводческих ферм», «Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования» были освоены в полном объеме. Общий объем финансирования в 2013 г. фактически составил 651,1 млн. руб. (по программе - 632,1 млн. руб.), в том числе: из федерального бюджета - 426,1 млн. руб., республиканского бюджета РД - 54,6 млн. руб., внебюджетных источников -170,4 млн. руб.

Существенное значение в поддержке малых форм хозяйствования имеет предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.

В соответствии с практикой реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров в 2012 г. и пожеланиям фермерского сообщества в условия по отбору начинающих фермеров в 2013 г. внесен ряд поправок:

- увеличен срок деятельности хозяйств начинающих фермеров с 12 до 24 месяцев до подачи заявки в конкурсную комиссию по отбору их для охвата большего количества фермерских хозяйств по возможному участию в грантовой поддержке;

- исключены ограничения по участию в реализации мероприятий начинающих фермеров -получателей выплат на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации КФХ, или средств финансовой поддержки в виде субсидий или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности. Если не допускается финансирование за счет указанных выплат одних и тех же затрат, то заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров;

- исключено требование по созданию не менее трёх постоянных рабочих мест независимо от суммы гранта - глава КФХ планирует создание не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта.

Общая сумма финансирования мероприятий программы составила 210,9 млн. руб., в том числе: из федерального бюджета - 165,3 млн. руб., республиканского бюджета РД - 21,1 млн. руб., крестьянские (фермерские) хозяйства вложили в развитие собственные средства на общую сумму 23,7 млн. руб.

В соответствии с Республиканской программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, в 2013 г. планировалось оказать грантовую поддержку 125 начинающим фермерам, фактически она оказана 169 фермерам - 135,2% к запланированному показателю. В 2012 г. грантовая поддержка оказана 137 хозяйствам начинающих фермеров.

Выполнен целевой показатель по количеству хозяйств начинающих фермеров, получивших грантовую поддержку, в соответствии с заключенным с Минсельхозом России соглашением (табл. 4).

Таблица 4

Средний (расчетный) размер предоставляемых грантов на поддержку начинающих фермеров*

Годы Индикатор по программе, ед. Фактическое число К(Ф)Х-грантополучателей Средний размер предоставленного гранта, млн. руб.

2012 125 137 1,03

2013 125 169 1,10

"Источник: составлено авторами по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан

Конкурс на получение гранта составляет 3-7 фермерских хозяйств на один грант. В целях охвата большего количества фермерских хозяйств, желающих принять участие в реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров, Минсельхозпродом РД уменьшена сумма предоставляемого гранта.

Основные направления деятельности хозяйств начинающих фермеров в 2013 г. - животноводство и растениеводство (соответственно 99% и 1% от общего количества). Хозяйствами начинающих фермеров, получившими грантовую поддержку в 2012 г. (срок использования средств гранта 12 месяцев с даты зачисления финансовых средств на счет начинающего фермера), приобретено в 2013 г. 10, 2 тыс. голов КРС.

В целях создания и укрепления производственной базы своих хозяйств начинающими фер-мерами-грантополучателями приобретено 120 ед. сельскохозяйственной техники, предметов для дома на сумму 3,1 млн. руб.

Начинающие фермеры, получившие грантовую поддержку в 2013 г., должны создать 338 новых постоянных рабочих мест в сельской местности.

В первый год после получения грантовой поддержки хозяйства начинающих фермеров осуществляют производственную деятельность не хуже крестьянских (фермерских) хозяйств, работающих не один год.

По итогам реализации мероприятий в 2013 г. можно сделать следующие выводы:

- мероприятия по поддержке начинающих фермеров востребованы в Республике Дагестан и способствуют созданию новых постоянных рабочих мест в сельской местности;

- стимулируется создание новых крестьянских (фермерских) хозяйств на основе личных подсобных хозяйств, ведущих товарное производство сельскохозяйственной продукции.

Мероприятия по поддержке начинающих фермеров целесообразно продолжать в течение всего периода реализации мероприятий Республиканской программы до 2020 года.

На поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, развивающих семейные животноводческие фермы, из федерального бюджета в 2013 г. выделено 60,5 млн. руб. Из республиканского бюджета РД направлено на реализацию мероприятий по поддержке семейных животноводческих ферм 23,6 млн. руб. Крестьянские (фермерские) хозяйства планируют вложить собственных средств на общую сумму 62,1 млн. руб.

В соответствии с Республиканской программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, в 2013 г. планировалось оказать грантовую поддержку 14 крестьянским (фермерским) хозяйствам, развивающим семейные животноводческие фермы, фактически она оказана 18 хозяйствам. В 2012 г. грантовая поддержка оказана 16 крестьянским (фермерским) хозяйствам, развивающим семейные животноводческие фермы (табл. 5). Целевые показатели Республиканской программы при этом были выполнены.

Таблица 5

Средний (расчетный) размер грантов, предоставляемых на развитие семейных животноводческих ферм*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Годы Индикатор по программе, ед. Фактическое число К(Ф)Х-грантополучателей Средний размер предоставленного гранта, млн. руб.

2012 14 16 3,5

2013 14 18 4,7

"Источник: составлено авторами по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан

Направлением деятельности семейных животноводческих ферм является разведение крупного рогатого скота (молочное и мясное направления) - 100%.

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, развивающими семейные животноводческие фермы, получившими грантовую поддержку в 2012 г. (срок использования средств гранта 18 месяцев с даты зачисления финансовых средств на счет начинающего фермера), приобретено в 2013 г. крупного рогатого скота - 8,0 тыс. голов (из них 5,7 тыс. коров). Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, развивающими семейные животноводческие фермы, получивши-

ми грантовую поддержку в 2013 г., планируется создать 676 новых постоянных рабочих мест в сельской местности.

На семейных животноводческих фермах создано 3,6 тыс. скотомест для КРС.

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на средства гранта 2013 года построили 6 семейных животноводческих ферм молочного направления, завершается строительство 12 ферм.

По итогам реализации мероприятий по развитию семейных животноводческих ферм в 2013 г. можно сделать следующие выводы:

- мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм востребованы и способствуют созданию в республике новых постоянных рабочих мест в сельской местности;

- стоимость создания скотоместа крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, развивающими семейные животноводческие фермы, меньше в 2-4 раза по сравнению с ценой скотоместа в крупных сельскохозяйственных организациях (агрохолдингах);

- необходимо подготовить предложения по внесению изменений в законодательство в части определения понятия «семейное крестьянское (фермерское) хозяйство».

Мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм целесообразно продолжать в течение всего периода реализации мероприятий Республиканской программы до 2020 года.

Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования осуществлялась путем обеспечения доступа к заемным ресурсам. Основным кредитором в АПК является ДРФ ОАО «Россельхозбанк» (далее - Россельхозбанк). Объем выданных кредитов на развитие малых форм хозяйствования Россельхозбанком в 2013 г. составил 1244,38 млн. руб., в том числе 3350 ЛПХ получили 1003,28 млн. рублей и 32 КФХ - 241,1 млн. рублей. Остаток ссудной задолженности по кредитам АПК, полученным на развитие малых форм хозяйствования в Рос-сельхозбанке, по состоянию на 1 января 2014 г. составил 7905,6 млн. руб. Основной удельный вес остатка ссудной задолженности по МФХ приходится на хозяйства населения (95,5%). На конец 2013 г. остаток ссудной задолженности в ЛПХ составил 7554,5 млн. руб., по К(Ф)Х -351,1 млн. руб. (4,5 %).

По данным ДРФ ОАО «Россельхозбанк», основными ссудополучателями являются ЛПХ, специализирующиеся на животноводческой продукции (более 90 %), на долю К(Ф)Х приходится 10 % выданных кредитов. Около 80% всех кредитов, выданных К(Ф)Х, приходится на животноводство.

В 2013 г. сумма выплаченных субсидий из федерального и республиканского бюджета РД по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам малым формам хозяйствования составила 210,1 млн. руб. За счет средств федерального бюджета субсидировалось около 95% всех субсидий (200,2 млн. руб.), республиканского бюджета РД - 5% (9,9 млн. руб.).

Преобладание в сельскохозяйственном производстве республики малых и средних форм хозяйствования диктует необходимость создание рынка механизированных услуг. Наличие рынка механизированных услуг даст возможность данным категориям сельхозтоваропроизводителей использовать при производстве сельскохозяйственной продукции высокотехнологичную и энергонасыщенную технику.

На наш взгляд, эффективным инструментом для создания экономических условий для стимулирования инвестиций в развитие рынка механизированных услуг (создание и развитие машинно-технологических станций) является субсидирование части их затрат на приобретение сельскохозяйственной техники[2].

Литература

1. Алклычев А.М., Магомедова С.Р. Организационно-экономический механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей/Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2012- С. 216-220

2. Алклычев А.М., Магомедова С.Р. Бюджетно-налоговый механизм как инструмент реализации эффективной экономической политики в аграрном регионе в современных условиях трансформации земельных отношений/Проблемы развития АПК региона, №1, 2014. - С. 89-94

3. Юняева Р. Р., Частухина Ю. Ю., Курмаева Г. И. Оценка эффективности государственной поддержки системы кредитования сельскохозяйственных предприятий//Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, № 28, 2012.- C. 647-651

References:

1. Allyce A. M., Magomedova R. S. Organizational-economic mechanism of state support agricultural produc-

ers//Regional problems of transformation of economy, No. 4, 2012 Pp. 216-220

2. Allyce A. M., Magomedova R. C. Budget and tax mechanism as a tool to implement effective economic policy in the agricultural region in modern conditions of transformation of land relations//problems of development of agribusiness in the region, No. 1, 2014. - S. 89-94

3. Unaawa R. R., Chastuhina Yu. Yu., Kurmaeva I. G. Evaluation of the effectiveness of state support of system of crediting of agricultural enterprises//news of Penza state pedagogical University. V. G. Belinsky, No. 28, 2012.- C. 647-651

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.