Научная статья на тему 'Предпринимательские структуры малого агробизнеса: условия и факторы развития'

Предпринимательские структуры малого агробизнеса: условия и факторы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / АГРОБИЗНЕС / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ФИНАНСОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ENTREPRENEURSHIP / SMALL FORMS OF MANAGING / AGRIBUSINESS / FACTORS OF DEVELOPMENT / MANAGING CONDITIONS / STATE FINANCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарапова Н. В.

В настоящей статье рассмотрены проблемы формирования системы государственной поддержки малых форм агробизнеса. Приведен анализ функционирования малых хозяйствующих субъектов в АПК Свердловской области. Установлено, что благодаря мерам государственной поддержки в данном субъекте федерации валовой сбор зерна увеличился в 1,5 раза в сравнении с 2010 г.; производство картофеля возросло в 2,2 раза; овощей открытого грунта в 2,3 раза. Основная масса крестьянских фермерских хозяйств области занимается монокультурами выращиванием зерновых, картофеля и овощей, вследствие чего они часто попадают в зависимость от погодных условий, рыночных колебаний цен на данные культуры. В данной статье приведены меры ослабления экстремальных факторов, а также методы государственной поддержки малых форм хозяйствования, развивающихся на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The business structure of small agribusiness: the conditions and factors of development

The article considers the problems of formation of the state system of the small agribusiness support. The analysis of functioning of small managing subjects in agrarian complex of Sverdlovsk region was made. It was established that owing to measures of the state support in the given subject of Federation total gathering of grain has increased in 1.5 times in comparison with 2010; potato manufacture has increased in 2.2 times; vegetables of an open ground in 2.3 times. The great bulk of region country farms is engaged in monocultures -corn growing, a potato and vegetables cultivation. Because of that they often get to dependence on weather conditions, market instability of prices on the given cultures. The article studies measures of easing of extreme factors, and also methods of the state support of small forms of the business developing in the country.

Текст научной работы на тему «Предпринимательские структуры малого агробизнеса: условия и факторы развития»

Экономика

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА:

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Н. В. ШАРАПОВА, 620219, г. Екатеринбург, кандидат экономических наук, доцент, ул. 8 Марта, д. 62; Уральский государственный экономический университет тел: 8 (343) 257-02-46

Положительная рецензия представлена А. Н. Сёминым, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой агробизнеса Российского профессионально-педагогического университета.

В современных условиях хозяйствования многие регионы Российской Федерации придают особое значение развитию малых хозяйствующих субъектов в сельских территориях. Как правило, к малых формам агробизнеса относят крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, различного вида потребительские кооперативы (снабженческие, торгово-закупочные, кредитные, сервисные и др.), а также лиц, зарегистрированных как индивидуальные предприниматели.

Поддержка данных форм хозяйствования во многих случаях осуществляется через механизм программно-целевого управления этим уникальным сектором экономики. Малые формы хозяйствования как открытые экономические системы подвержены влиянию значительной гаммы факторов, включая и экстремальные. Вот почему для такого рода агробизнеса очень важна государственная финансовая поддержка, позволяющая обеспечить финансовую устойчивость, производить конкурентоспособную продукцию, одним словом, хозяйствовать рентабельно. Большое значение для малых форм агробизнеса имеет механизм гармоничного взаимодействия как с крупными агроструктурами, так и с различного рода ассоциациями, союзами, а также органами государственного управления АПК. Органы госуправления АПК, в свою очередь, должны проводить мониторинг развития данного сектора экономики, вычленять наиболее слабые звенья в формирующейся системе малого агробизнеса, заботиться о надежной инфраструктуре, подготовке специалистов, а также об оказании информационно-консультационных услуг в области малого предпринимательства.

Исследования показывают, что, несмотря на то, что малый агробизнес в общем объеме производства сельхозпродукции составляет более 52 %, государственная же поддержка данному сектору оказывается в значительно меньших объемах, чем коллективному (агрофирмы, агрокомбинаты, производственные сельскохозяйственные кооперативы и т. п.). Еще в меньших объемах, чем, например, КФХ поддерживаются личные подсобные хозяйства граждан, хотя на них, например, в производстве картофеля приходится более 92 % всего объема производства этой культуры.

Многие субъекты Российской Федерации находятся в поиске новых форм и эффективных мер государственной поддержки данного сектора экономики. Примечателен в этом опыт Свердловской области.

На территории Свердловской области сельскохозяйственное производство осуществляют 708 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, основная доля которых занимается растениеводством — выращиванием зерновых

культур, картофеля, овощей, заготовкой сена. Учитывая, что в структуре валовой продукции сельского хозяйства на долю малых форм хозяйствования приходится до 40 %, а в продукции растениеводства — до 65 %, развитие данных форм хозяйствования имеет большое значение для АПК Свердловской области.

Благодаря мерам государственной поддержки крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели области в 2011 г. достигли значительных результатов в производстве сельскохозяйственной продукции, так:

—валовойсборзернасоставил111,3тыс.т(в 1,5 раза выше уровня 2010 г.), урожайность — 18,2 ц/га (в 2010 г. — 13,8 ц/га). Доля КФХ в производстве зерна в общественном секторе составляет 15 % (в 2010 г. —

13 %);

— картофеля произведено 104,4 тыс. т (в 2,2 раза выше уровня 2010 г.). Удельный вес фермерских хозяйств в производстве картофеля в общественном секторе — 43 % (в 2010 г. — 42 %);

— овощей открытого грунта произведено 27,1 тыс. т (в 2,3 раза выше уровня 2010 г.), при урожайности в 220 ц/га (в 2010 г. урожайность была 148 ц/га). Доля КФХ в производстве овощей открытого грунта в общественном секторе — 38 % (в 2010 г. — 25 %).

Основная масса крестьянских (фермерских) хозяйств области занимаются монокультурами — выращиванием зерновых, картофеля и овощей, вследствие чего они часто попадают в зависимость от погодных условий, рыночных колебаний цен на данные культуры.

В 2011 г. в области значительно увеличились площади, занятые под картофелем и овощами, что в совокупности с благоприятными погодными условиями привело к росту объемов производства картофеля и овощей, как в сельскохозяйственных организациях, так и в КФХ. При этом производители области столкнулись с реальной проблемой реализации собственной продукции.

Финансовая поддержка малых форм хозяйствования на селе осуществляется по всем направлениям, предусмотренным сельскохозяйственным товаропроизводителям Свердловской области в областном и федеральном бюджете.

Основными направлениями государственной поддержки сельскохозяйственного производства определены мероприятия, по которым осуществляется софинансирование расходов из федерального бюджета (возмещение части расходов по привлеченным кредитам, разведение племенных животных, поддержка почвенного плодородия, приобретение элитных семян, страхование урожая). Также, в областном бюджете предусмотрены средства на возмещение затрат сельхозтоваропроизводителей на производ-

Экономика Цф/

ство животноводческой продукции, приобретение сельскохозяйственной техники и строительство производственных объектов сельскохозяйственного назначения.

С целью развития животноводства на территории области в 2012 г. для сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, в том числе и крестьянских (фермерских) хозяйств, планируются следующие виды государственной поддержки:

— компенсация части затрат на приобретении племенного скота КРС (мясных пород 90 руб. за 1 кг живого веса, молочных — 60 руб.);

— компенсация части затрат на содержания коров мясных пород в размере 5000 руб. за голову;

— компенсация части затрат на приобретение семени мясных и мясомолочных пород КРС;

— субсидии на произведенное и реализованное на территории области молоко в размере 3000 руб. за 1 т;

— компенсация части затрат на уплату процентов по кредиту при покупке скота (в размере 100 процентных пунктов ставки рефинансирования из федерального бюджета и 3 процентных пункта сверх ставки рефинансирования из областного бюджета);

— компенсация части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования.

Для повышения доступности и привлекательности кредитных ресурсов, за счет средств областного и федерального бюджетов субсидируется часть затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам.

Данные виды государственной поддержки направлены на развитие в крестьянских (фермерских) хозяйствах животноводства как молочного, так и мясного направления, что в свою очередь позволит снизить зависимость фермерских хозяйств от колебаний сезонных цен на зерно, картофель, овощи.

Крестьянские (фермерские) хозяйства Свердловской области с 2010 г. участвуют в реализации пилотного проекта по строительству, реконструкции и модернизации семейных животноводческих ферм и перерабатывающих цехов. Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в 2010 г. было построено и модернизировано 3 животноводческие фермы. Финансирование данной программы из областного бюджета составило 6474,8 тыс. руб.

В 2011 г. в реализации данной программы участвовали пять крестьянских (фермерских) хозяйств. На условиях софинансирования расходов из федерального и областного бюджета участникам программы была оказана государственная поддержка в сумме 1996,2 тыс. руб.

С 2012 г. начнется финансирование по федеральной целевой ведомственной программе «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 гг.».

В Свердловской области аналогичная программа принята и направлена в Минсельхоз России на согласование. Государственная поддержка будет осуществляться за счет средств областного и федерального бюджета. Субсидии направляются на компенсацию части затрат на приобретение животноводческого оборудования, покупку племенного скота, разработку проектно-сметной документации, строительство

и реконструкцию ферм, кроме того на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредиту.

Следует отметить, что с 2012 г. за счет средств областного и федерального бюджетов добавились новые виды государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств — на поддержку вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств и на оформление в собственность используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В целях поддержки начинающих фермеров Правительство Российской Федерации запустило программу поддержки начинающих фермеров. Финансирование программы «Начинающий фермер» начнется в 2012 г. На реализацию программы из федерального бюджета выделено 2 млрд руб., которые направят на финансирование Программ субъектов Российской Федерации.

В Свердловской области аналогичная программа принята и направлена в Минсельхоз России на согласование.

Начинающие фермеры с 2012 г. имеют возможность получить гранты до 1,5 млн руб. на создание, расширение и модернизацию производственной базы фермерских хозяйств, на приобретение животных, оборудования и т. д. и единовременную помощь в размере до 250 тыс. руб. на строительство жилья, приобретение мебели и других предметов обустройства жилища фермера.

В настоящее время для реализации отраслевой целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Свердловской области на период 2012-2014 гг.» ведется подготовка проектов нормативных правовых актов по внесению изменений в областные законы, созданию экспертной комиссий, о положениях и порядках проведения конкурсных отборов, о порядках предоставления субсидий, которые будут приняты после утверждения целевой программы Российской Федерации.

В 2012 г. на условиях софинансирования с федеральным бюджетом крестьянским (фермерским) хозяйствам из областного бюджета будут предоставляться субсидии на возмещение части затрат при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Цель данного мероприятия — оформить земельные участки, на которых работают фермеры, что в свою очередь позволит использовать им данные земельные участки в качестве залога для банка при кредитовании (на сегодняшний день залоговой базы у многих фермеров нет, что не позволяет им работать с банком и, как следствие, развивать свое хозяйство). Размер субсидий определяется по ставке 1000 руб. за 1 га оформленных в собственность земельных участков, но не выше фактически произведенных затрат. На эти цели в бюджете области на 2012 г. средства также предусмотрены.

Кроме прямой бюджетной поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам оказываются и другие меры государственной поддержки.

Так, по результатам принятых решений на ХХ11-м съезде АККОР, фермеры Свердловской области получили 32 единицы сельскохозяйственной техники, находящейся на ответственном хранении в системе

Экономика ^ЫтГ/

ОАО «Росагролизинг» по льготной цене (50 % стоимости компенсировалось за счет средств федерального бюджета) общей стоимостью 27,5 млн руб.

В 2011 г. крестьянские (фермерские) хозяйства области приобрели по льготным ценам 4,3 тыс. т дизельного топлива и 211 т бензина АИ-80, что позволило сэкономить более 40 млн руб.

В целях развития малого предпринимательства и самозанятости сельского населения с 2009 г. в Свердловской области реализуются мероприятия Программы поддержки занятости населения Свердловской области, в соответствии с которой Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области разработан проект «Открой свое дело». Организационной работой по данному направлению охвачено более 380 сельских населенных пунктов. В течение 2011 г. через центры занятости населения Свердловской области заключен 2631 договор с безработными гражданами, из них 787 договоров — на осуществление сельскохозяйственных видов деятельности (или 30 % от общего числа договоров), в том числе 604 договора на открытие собственной предпринимательской деятельности и 183 по дополнительному трудоустройству безработных граждан на общую сумму 46,3 млн руб., которые направляются на приобретение средств малой механизации, сельскохозяйственных животных, птицы, пчел, кормов.

Кроме того, гражданам, имеющим личные подсобные хозяйства, за 2011 г. продано для выращивания на откорм с последующей реализацией на мясо 30,9 тыс. голов молодняка КРС (122 % к уровню 2010 г.), 22,2 тыс. голов свиней и 659 голов овец и коз.

В целях дальнейшего развития малых форм хозяйствования на селе в Свердловской области планируется:

— сохранять объемы финансирования по основным направлениям государственной поддержки;

— продолжать работу по техническому и технологическому перевооружению крестьянских (фермерских) хозяйств;

— способствовать передаче малым формам хозяйствования в собственность или долгосрочную аренду с правом выкупа земельных участков для производственных нужд, а также неиспользуемых помещений и технологического оборудования;

— содействовать интеграционным процессам по развитию производственных связей между производителями сельскохозяйственной продукции и организациями, осуществляющими ее промышленную переработку;

— развивать кооперацию и интеграцию (кредитную, производственную, снабженческо-сбытовую) для снижения количества посредников в сельскохозяйственном производстве;

— продолжить проведение передвижных сельскохозяйственных ярмарок в целях обеспечения приоритетного доступа товаропроизводителей Свердловской области на продовольственный рынок;

— оказывать содействие развитию несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, в том числе развитию народных промыслов, торговли, бытового и социального обслуживания сельского населения, а также развитию сельского туризма и др.

Реализация вышеперечисленных мероприятий будет способствовать обновлению машинно-тракторного парка, техническому и технологическому перевооружению, что позволит развивать сельскохозяйственное производство и улучшить финансовое состояние КФХ, а также повысить качество и конкурентоспособность производимой сельскохозяйственной продукции.

Литература

1. Сёмин А. Н., Мингалев В. Д., Шарапова В. М., Шарапова Н. В., Михайлюк О. Н. и др. Малые формы хозяйствования : вопросы теории и практики. Екатеринбург : Уральское изд-во, 2012. 492 с.

2. Мониторинг осуществления Госпрограммы (2008-2009 гг.). М. : Колос, 2010. 440 с.

3. Сёмин А. Н., Мальцев Н. В., Михайлюк О. Н., Бобылев Д. С., Саакян М. К. и др. Особенности и результаты реализации государственной программы развития сельского хозяйства в АПК Свердловской и Курганской областей (итоги мониторинга 2008-2009 гг.). Екатеринбург : Изд-во УрГСХА, 2011. 392 с.

4. Сёмин А. Н., Курбатов А. П., Мезенин Н. А., Бобылев Д. С., Шарапова Н. В. и др. Бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей : эффективность и приоритеты. Екатеринбург : Изд-во УрГСХА, 2006. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.