УДК 631.11
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ
А.П. Королькова, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
Т.Е. Маринченко, научный сотрудник
Е.А. Сураева, младший научный сотрудник
ФГБНУ «Росинформагротех»
E-mail: [email protected]
Аннотация. Отраслевая целевая программа «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011годы» была успешно реализована в указанный период. За три года реализации данной программы создано и реконструировано 470 семейных ферм разных направлений: свиноводство, птицеводство, козоводство, мясное направление, страусовод-ство, коневодство, в том числе - 385 молочных ферм. Поголовье коров в созданных, реконструированных семейных молочных фермах за 2009-2011 гг. составило 32,88 тыс. голов. Производство молока в них за три года - 82,1 тыс. тонн. За последние три года на реализациц данного мероприятия было направлено более 8,8 млрд руб. средств федерального и регионального бюджетов. Гранты на развитие семейных животноводческих ферм получили 2239 крестьянских (фермерских) хозяйств, средства которых были направлены на приобретение техники, оборудования, скота и др. Дополнительно было создано более 6,7 тыс. рабочих мест. С 2014 г. мероприятие развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств является составной частью подпрограмм «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Рассматриваются результаты реализации программ и меры господдержки развития семейных животноводческих ферм на федеральном и региональном уровнях. Приводится региональный опыт поддержки развития семейных ферм. Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, семейная животноводческая ферма, малые формы хозяйствования, государственная поддержка, регион.
Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х) имеет важное социально-экономическое значение, позволяющее увеличить производство экологически чистой животноводческой продукции, повысить уровень жизни и занятости сельского населения, распространить современные технологии и формы организации производства в малых формах хозяйствования (МФХ), производить строительство и оборудование ферм с меньшими затратами по сравнению с крупным производством.
Положившая начало данному направлению господдержки МФХ Отраслевая целевая программа «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 гг.» была успешно реализована в указанный период.
Внесенные в 2010 г. в Программу изменения дали возможность крестьянским (фермерским) хозяйствам осуществлять строительство не только молочных, но и животноводческих ферм других направлений. За три года реализации данной программы создано и реконструировано 470 семейных ферм разных направлений: свиноводство, птицеводство, козоводство, мясное направление, коневодство, страусоводство, в том числе - 385 молочных ферм. Поголовье коров в созданных, реконструированных семейных молочных фермах за 2009-2011 гг. составило 32,88 тыс. голов. Производство молока в них за три года - 82,1 тыс. т.
С 2014 г. «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» реализуется как основное мероприятие подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государствен-
ной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [1].
За последние три года на реализацию данного мероприятия было выделено более 8,8 млрд руб. средств федерального и регионального бюджетов (табл. 1). В 2015 г. из федерального бюджета будет направлено 1425 млн руб.
Таблица 1. Государственная поддержка реализации региональных программ
О востребованности мероприятия свидетельствует высокий конкурс на получение грантовой поддержки, который в регионах составляет 6-12 К(Ф)Х на 1 грант. За три года гранты на развитие семейных животноводческих ферм получили 2239 К(Ф)Х. Эти средства были направлены на приобретение техники, оборудования, скота и др.
Дополнительно было создано более 6,7 тыс. рабочих мест (табл. 2). Использование местных строительных материалов, инфраструктуры и коммуникаций, неиспользуемых
помещений животноводческих ферм значительно удешевляет стоимость скотоместа в крестьянских (фермерских) хозяйствах по сравнению с крупными животноводческими фермами и комплексами (табл. 3).
Таблица 2. Результаты реализации мероприятий «Развитие семейных животноводческих ферм»
2012г. 2013г. 2014г.* Всего
Количество 788 797 654 2239
грантополучателей
Средний размер 3,56 3,76 4,09
гранта, млн руб.
Приобретено техники 1223 1030 1158 3471
и оборудования, ед.
в т. ч.
- тракторы 321 289 150 760
- с.-х. машины (плуги, 576 258 580 1414
бороны и др.)
- оборудование для 248 272 235 755
производства и переработки молока
- прочее оборудование 138 211 193 542
Приобретено с.-х. 63,5 77,7 54,5 195,7
животных, тыс. гол.
в т. ч.
- крупный рогатый скот 17,3 19,2 8,6 45,1
- из них молочного 8,4 9,4 4,1 21,9
направления
- овцы и козы 8,2 10,0 10,8 29,0
- птица 34,5 45,9 27,8 108,2
- иное (лошади, 3,5 2,6 7,3 13,4
свиньи, страусы и пр.)
Создано новых 2391 2364 2028 6783
рабочих мест
* предварительные данные
«Развитие семейных животноводческих ферм»*
Объемы финансирования, тыс. руб. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Всего, в т.ч. за счет федерального бюджета региональных бюджетов 2 884, 3 1494,6 1158,2 3005.2 1505.3 1499,9 2943,3 1415,2 1528,1
* По данным органов управления АПК субъектов РФ
Таблица 3. Количество и стоимость скотоместа на семейных животноводческих фермах
Количество скотомест, тыс. ед Средняя стоимость скотоместа, тыс. руб.
на семейных животноводческих фермах** на крупных животноводческих фермах***
всего в том числе
2012г. 2013г. 2014г.* 2012г. 2013г. 2014г.*
КРС, всего 38,7 16,6 22,1 15,0 - - - -
в т. ч.
молочное направление 20,8 9,6 11.2 9,0 119,7 126,5 154,0 360,0
мясное направление 17,9 7,0 10.9 6,0 96,0 101,0 113,8 280,0
птица 122,6 62,6 60,0 35,0 0,8 1,1 1,8 2,0
лошади 1,5 0,6 0,9 0,7 30,9 32,4 35,9 170,3
овцы и козы 15,8 3,5 12,3 8,0 7,6 8,9 10,1 45,6
свиньи 4,7 3,1 1,6 1,5 34,8 37,8 41,5 101,3
*ожидаемое; **данные регионов;
***данные Департамента животноводства Минсельхоза России
В таких регионах, как Калужская область, республики Мордовия и Татарстан, на средства грантов созданы роботизированные семейные фермы молочного направления с продуктивностью коров, значительно превышающей средние показатели по К(Ф)Х соответствующего региона. Так, в Калужской области глава К(Ф)Х Матросов А.А., хозяйство которого зарегистрировано в 2009 г., в 2012 г. получил грант на сумму 10,9 млн руб. для реализации проекта создания молочной фермы на 140 голов коров с применением роботизированной системы доения коров. Продуктивность скота 5500-6000 кг/год. Объем производства - около 800 т/год. В 2014 г. в хозяйстве имелось 75 голов коров, 263 га земельных угодий, доильный модуль с автоматической системой доения (робот), в начале 2013 г. запущен второй робот.
Одной из сложнейших задач в повышении эффективности производства семейных ферм и других МФХ является организация сбыта продукции. Решением этой проблемы становится формирование потребительской кооперации в сфере создания логистических центров, организации современных перерабатывающих предприятий. В Калужской области функционируют 46 снабженческо-сбы-товых и перерабатывающих кооперативов, 12 сельскохозяйственных розничных рынков, открывается 50 магазинов шаговой доступности «Калужский фермер» общей площадью 2100 кв.м. Организованы снабженче-ско-сбытовые и перерабатывающие кооперативы: «Молоко», «Зеленый дол», «Восход». Кооперативные рынки работают в с. Пере-мышль, г. Спас-Деменске, г. Юхнове, пос. Бабынино, в г. Козельске, в пос. Вортынске. Большинство торговых мест здесь предоставляется под реализацию сельхозпродукции. Для МФХ проводятся праздничные и сезонные ярмарки. В 2015 г. планируется провести 1240 ярмарок [2].
В Татарстане развитию семейных ферм также содействует потребительская кооперация. Так, потребительский кооператив «Агро-Лидер», располагающий убойным цехом, во взаимодействии с К(Ф)Х и ЛПХ перерабатывает за год 200 тыс. голов гусей,
отправляя в торговую сеть 700 т мяса [3]. Реализацию продукции без посредников К(Ф)Х позволяет построенный в Казани Агропром-парк, обеспечивающий переработку, хранение и продажу.
Важную роль играют главы местных поселений, задача которых состоит в оказании информационной поддержки и выявлении инициативных людей для участия в конкурсном отборе на получение грантов для создания семейных ферм. С 2012 г. этот показатель вошел в интегральный индикатор оценки деятельности глав поселений [4]. Положительный опыт поддержки развития МФХ накоплен в Пермском крае, где реализуется проект «Прикамский фермер». В финансовом обеспечении развития МФХ велика доля регионального бюджета: краевого 51,9% и органов местного самоуправления - 15,6%. Это единственный регион России, где муниципальные образования участвуют в финансовой поддержке развития начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. Муниципальным образованиям на 1 руб. местного бюджета выделяется 3,5 руб. краевого бюджета (табл. 4).
Таблица 4. Финансовое обеспечение развития МФХ в Пермском крае в 2013 г. [5]
Источники финансирования Фактическое финансовое обеспечение, тыс. руб. Доля средств в общем объеме финансирования, %
Краевой бюджет 181700,0 51,9
Федеральный бюджет 44486,0 12,7
Бюджет органов 54760,0 15,6
местного само-
управления
В небюджетные 69300,0 19,8
источники
Всего 350246,0 100,0
Привлечение муниципальных органов управления позволило в 2013 г. охватить поддержкой К(Ф)Х почти в 2 раза; семейных животноводческих ферм - в 1,4; потребительских кооперативов - в 1,25 раза больше по сравнению с 2012 г. За 2013-2015 гг. количество созданных семейных ферм в крае достигнет 60 (табл. 5).
Таблица 5. Мероприятия по поддержке развития малых форм хозяйствования _в Пермском крае в 2013-2015 гг.__
2013 г. 2014 г. 2015 г.
Количество тиражируемых технологий мелкотоварного производства, ед. 15 17 20
Количество муниципальных образований, реализующих мероприятия по развитию малых форм хозяйствования, ед. 39 39 39
Поддержка проектов развития МФХ (предоставление субсидий в размере 30% от фактически произведенных затрат, но не более 1 млн руб.), ед. 72 44 34
Количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм, ед. 21 24 15
Количество К(Ф)Х, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью господдержки, ед. 56 92 85
Как показала практика, К(Ф)Х и другие МФХ, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с рядом серьезных проблем: недостаток первоначального капитала; трудности в получении кредитов в связи с недостаточностью залогового имущества; недостаток средств на бытовое обустройство на новом месте. Разработанный же в регионе проект «Прикамский фермер» работает по принципу социального лифта, позволяющего, начав свое дело с ведения ЛПХ и тиражирования агротехнологий, постепенно перейти в категорию К(Ф)Х, а далее через кооперацию и интеграцию к крупному агропромышленному производству и сбыту продукции (рис. 1).
В 2014 г. на тиражирование агротехнологий из краевого бюджета выделялось 28,7 млн руб., на поддержку 55 начинающих фер-
меров - 95,6 млн руб., включая средства федерального, краевого и муниципальных бюджетов. Такой же объем средств направлен на развитие 15 семейных ферм. Кроме этого, краевым бюджетом было профинансировано 50 инвестпроектов на сумму более 23 млн руб.
Важную роль в реализации мероприятий по поддержке развития семейных ферм играют органы управления АПК всех уровней. В большинстве регионов осуществляется адресный учет использования грантов, ведутся мониторинг и оценка хозяйственной деятельности, учитываются виды господдержки и доля К(Ф)Х в валовом производстве. Вместе с тем, для повышения эффективности господдержки необходимо формирование единой федеральной информационной базы, позволяющей оценивать вклад каждого
К(Ф)Х в производство и анализировать результативность использования средств господдержки.
Рис. 1. Поддержка развития малых форм хозяйствования в Пермском крае по принципу «социального лифта» [5]
В странах ЕС разработан обязательный перечень производственно-экономических показателей, предоставляемый по каждому фермерскому хозяйству и являющийся главным условием получения государственных субсидий. Доведение субсидий и контроль за их использованием является одной из основных функций органов управления сельского хозяйства на всех уровнях. Необходимость импортозамещения на продовольственном рынке требует увеличение финансовой поддержки фермеров и ее более справедливое распределение. Таким распределением многие главы К(Ф)Х считают прямые выплаты: субсидий на гектар, на 1кг реализованного молока, голову скота, возмещение затрат на строительство и оборудование ферм.
Литература:
1. Господдержка начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/20273 (дата обращения: 30.03.2015)
2. Информация о состоянии и текущих задачах развития малых форм хозяйствования на селе и рынков реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в малом секторе экономики. URL: http://www.admoblkaluga.ru/upload/minselhoz/!!! 14 febr uary 2012/razvitie (дата обращения: 26.12.2014)
3. Хамадишин И.Ш. Взаимоотношения семейных животноводческих ферм Татарстана с сельскохозяйственным потребительским кооперативом «Агролидер» и ассоциацией // Экономическая эффективность и социальная значимость семейных фермерских хозяйств: Мат. науч.-практ. конф. М., 2014.
4. Якушкин Н.М. К вопросу развития в Татарстане малых (семейных) форм хозяйствования // Экономическая эффективность и социальная значимость семейных фермерских хозяйств: Мат. науч.-практ. конф., 3-4 декабря 2013г. М., 2014. С.148-153.
5. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае». URL:
http ://agro .permkrai. ru/ministry/pro gramms (дата обращения: 25.03.2015)
Literatura:
1. Gospodderzhka nachinayushchih fermerov i semejnyh zhivotnovodcheskih ferm. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/20273 (data obrashcheniya: 30.03.2015)
2. Informaciya o sostoyanii i tekushchih zadachah razvi-tiya malyh form hozyajstvovaniya na sele i rynkov rea-lizacii sel'skohozyajstvennoj produkcii, proizvedennoj v malom sektore ehkonomiki. URL:
http://www.admoblkaluga.ru/upload/minselhoz/! ! ! 14 febr uary 2012/razvitie (data obrashcheniya: 26.12.2014)
3. Hamadishin I.SH. Vzaimootnosheniya semejnyh zhi-votnovodcheskih ferm Tatarstana s sel'skohozyajstven-nym potrebitel'skim kooperativom «Agrolider» i associ-aciej // Ehkonomicheskaya ehffektivnost' i social'naya znachimost' semejnyh fermerskih hozyajstv: Mat. nauch.-prakt. konf. M., 2014.
4. Yakushkin N.M. K voprosu razvitiya v Tatarstane malyh (semejnyh) form hozyajstvovaniya // Ehkonomiches-kaya ehffektivnost' i social'naya znachimost' semejnyh fermerskih hozyajstv: Mat. nauch.-prakt. konf., 3-4 de-kabrya 2013g. M., 2014. S.148-153.
5. Gosudarstvennaya programma «Razvitie sel'skogo ho-zyajstva i ustojchivoe razvitie sel'skih territorij v Perm-skom krae». URL:
http://agro.permkrai.ru/ministry/programms (data obra-shcheniya: 25.03.2015)
THE FAMILY LIVESTOCK FARMS' DEVELOPMENT STATE SUPPORT ABOUT A.P. Korolkova, led. scientific. researcher, Cand. Econ. Sciences T.E. Marynchenko, scientific. researcher E.A. Suraeva, junior scientific associate FGBNU "Rosinformagrotekh"
Abstract. "The pilot family dairy cattle farms development based on peasant farms for 2009-2011" branch target program was successfully implemented in this period. During this three years program different directions' 470 family farms: pig, poultry, goat, beef cattle, ostrich, horse, were created and reconstructed, including 385 milk production's farms. The number of cows in established, reconstructed family dairy farms was 32,88 thousand heads in 2009 till 2011period. The milk production in it for three years period is 82,1thousand tons.This event's implementation was sent federal and regional budgets' more than 8.8 billion rubles during the past three years. Family livestock farms development's grants had received 2239 K(F)X, what funds were used to purchase machinery, equipment, livestock, etc. There were more than 6.7 million jobs created additionally. The family livestock farms development's event is done on the peasant farms basis and it is "Support small businesses" agriculture development and markets products' regulation, raw materials and food State program development's an integral part for 2013-2020 period since 2014. The program implementation's results and federal and regional levels family livestock farms state support development's measures are examined. The family farms development's regional expertise support is provided.
Keywords: peasant farm, family-based livestock farm, small forms, state support, region.