СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕ Рысева А.С. Email: Ryseva641@scientifictext.ru
Рысева Анастасия Сергеевна — студент, направление подготовки: педагогическое образование, профили: математика, физика, факультет математики, физики и информатики, Филиал в г. Новозыбкове Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского, г. Новозыбков
Аннотация: проблема семейного воспитания довольно актуальна в современном мире. Ведь именно в семье формируется основа личности. И в большей части именно эта основа определяет мировоззрение человека. Поэтому государство всячески способствует развитию семейного (домашнего) воспитания, но не стоит забывать о том, что только в единстве образовательных и воспитательных задач личность будет гармонично развита. В данной статье изучим условия формирования «идеально нормальной личности» и рассмотрим положение семейного воспитания в современном обществе.
Ключевые слова: семья, воспитание, семейное воспитание, личность, мировоззрение, гуманизм.
FAMILY EDUCATION AND ITS POSITION IN THE MODERN SOCIETY
Ryseva A.S.
Ryseva Anastasia Sergeevna — Student, DIRECTION OF TRAINING: PEDAGOGICAL EDUCATION, PROFILES: MATHEMATICS, PHYSICS, FACULTY MATHEMATICS, PHYSICS AND COMPUTER SCIENCE, BRANCH INNOVOZYBKOV FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION BRYANSK STATE UNIVERSITY NAMED AFTER AC. I.G. PETROVSKY, NOVOZYBKOV
Abstract: the problem of family education is quite relevant in the modern world. It is in the family that the basis ofpersonality is formed. And for the most part, it is this foundation that determines the worldview of man. Therefore, the state in every possible way contributes to the development of family (home) education, but do not forget that only in the unity of educational and educational tasks, the personality will be harmoniously developed. In this article, we will study the conditions for the formation of an "ideally normal personality" and consider the situation of family education in modern society. Keywords: family, upbringing, family education, personality, world view, humanism.
УДК 37.018.11
Одним из определяющих факторов воспитания является семья. Семья оказывает большое влияние на развитие ребёнка, её роль во многом важнее и выше, чем роль других социальных институтов.
Семья - это один из основных инструментов, позволяющих обеспечивать взаимодействие личности и общества. Именно в семье человек получает представление о жизненных ценностях, которые формируют основу его мировоззрения. Она даёт ему первые практические навыки в реализации этих представлений, позволяет взаимодействовать с другими людьми, усваивать нормы, правила, которые считаются общепринятыми. В детстве начинает зарождаться эталон добра - зла, честности - лжи, справедливости - несправедливости. Семья формирует основы личности.
Под семейным воспитанием будем понимать, систему воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи, с целью достижения желаемых результатов.
Семейное воспитание - сложная открытая система. На него влияют как биологическая, например, здоровье ребёнка, так и социальная составляющая - финансовая обеспеченность семьи, уклад жизни, социальное положение [2].
Воспитание в семье, в первую очередь, создаётся на базе устойчивых и эмоциональных взаимоотношений детей и родителей. В процессе семейного общения у ребёнка появляется возможность усваивать жизненный опыт, образцы поведения, уровень культуры старших поколений.
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 5(41) 2018. Том 2 | 102 |
Таким образом, воспитание детей не только личное дело родителей, в нём заинтересовано всё общество. Семейное воспитание является частью общественного воспитания, так как, во-первых, семья формирует основу мировоззрения, а во-вторых, семейное воспитание непрерывно и позволяет всесторонне развивать личность [4].
Выдающийся педагог конца XIX-XX вв. П.Ф. Лесгафт, которого можно считать основоположником семейного воспитания, определил условия, при которых каждый ребёнок может стать «идеально нормальной личностью». Рассмотрим их.
Атмосфера любви и взаимоуважения. Ребёнок, не получивший в детстве достаточно любви, внимания, уважения к себе, не способен уважать своих родных и близких, свою Родину. Так же не стоит забывать о, так называемой, «слепой неразумной материнской любви», переизбыток такой любви делает человека безнравственным потребителем.
Высоконравственный воспитатель. Такой воспитатель учит ребёнка размышлять, быть честным, откровенным. Идеальный вариант, когда эту роль выполняет мама или папа. А.И. Герцен писал: «Семейное воспитание - дело величайшей важности». При этом он особенно выделял роль матери, которой принадлежит «величайшее дело начального воспитания».
Общественно-полезный труд в присутствии ребенка. Наблюдая за работой взрослых, проходящей на позитивной волне, ребёнок начинает копировать её в игре. А в последствие сам включается в процесс труда.
Исключение из жизни роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя. У ребёнка, привыкшего испытывать удовольствие, не формируется способность к целенаправленной деятельности. Это приводит к тому, что он не развивается как личность.
Гармоничное всестороннее развитие всех способностей ребёнка. Чередование умственной, физической, трудовой, эстетической деятельности позволяет ребёнку определить своё признание. Те родители, которые программируют жизнь своих детей, на самом деле, поступают неправильно.
Постепенность и последовательность. Воспитатель должен предлагать ребёнку такие дела, которые были бы ему по плечу. В противном случае ребёнок потеряет интерес к тому или иному виду деятельности, у него появится лень. Лишь по мере взросления и развития ребёнка, занятия должны становится все сложнее и сложнее [1].
Долгое время в педагогике считалось, что семья - это воспитывающая ячейка общества, а школа - обучающая. То есть, семья является основой духовного мира личности, а школа формирует знания, умения и навыки. На самом деле, говорить о ведущей роли школы или семьи в воспитании детей в современных условиях будет некорректно. Ведь это два института, которые только при работе совместно, могут добиться поставленной цели [3].
В современном обществе дальнейшему развитию семейного воспитания способствуют:
1) забота государства о семье;
2) повышение материального благополучия и улучшение жилищных условий;
3) единство воспитательных задач семьи и школы;
4) повышение моральной, гражданской ответственности родителей за своих детей.
Таким образом, от отношений между родителями и детьми, семьей и школой явным образом зависит формирование и развитие личности ребёнка. [2]
Список литературы / References
1. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие /
П.Ф. Лесгафт. М.: Просвещение, 1992. 200 с.
2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и
высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2012.
3. Кудинов Ю.В. Основы психологии и педагогики Учебное пособие. Алчевск, ДонДТУ, 2004.
437 с.
4. Николаенко В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М.,
Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. М.: ИНФРА-М. Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. 175 с.
| 103 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 5(41) 2018. Том 2