Научная статья на тему 'Роль современной семьи в формировании личности'

Роль современной семьи в формировании личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1838
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ТРАДИЦИИ / FAMILY / FAMILY EDUCATION / FORMATION OF PERSONALITY / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Айрапетова Варсеник Владимировна

В статье раскрывается роль современной семьи в формировании личности, выделяются основные направления решения проблемы оптимизации семейных отношений, характеризуется роль традиций в процессе семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of modern family in the formation of personality

The article deals with the role of the modern family in the formation of personality. It highlights the main directions to solve the problem of optimization of family relations. It characterizes the role of a tradition in the process of family education.

Текст научной работы на тему «Роль современной семьи в формировании личности»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (09). Июль 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37.018.1 ББК 74.902 А367

В. В. Айрапетова Пятигорск, Россия

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

В статье раскрывается роль современной семьи в формировании личности, выделяются основные направления решения проблемы оптимизации семейных отношений, характеризуется роль традиций в процессе семейного воспитания.

Ключевые слова: семья; семейное воспитание; формирование личности; традиции.

V. V. Ayrapetova Pyatigorsk, Russia

THE ROLE OF MODERN FAMILY IN THE FORMATION OF PERSONALITY

The article deals with the role of the modern family in the formation of personality. It highlights the main directions to solve the problem of optimization of family relations. It characterizes the role of a tradition in the process of family education.

Key words: family; family education; formation of personality; traditions.

Вековая история взаимоотношений социума, семьи и личности доказала целесообразность существования семьи как «ячейки общества», однако в последнее время всё громче и громче звучат обоснованные сообщения о кризисе семьи и даже её распаде; во всём мире актуальными стали вопросы оказания помощи супругам, семье, детям, с повестки дня не снимается задача создания пакета документов, в которых предусматривалась бы защита семьи, детства, от-

© Айрапетова В. В., 2016

цовства и материнства. На всех уровнях радеют сегодня над решением проблем сохранения здоровья нации, возрождения и укрепления традиционных семейных ценностей. Значительные меры по выходу из демографического кризиса, несколько лет находящегося в центре внимания законодателей и экспертов, дают надежду на сохранение и поддержку семьи как социального института. Но все эти меры будут недостаточными, если не возвратить семье былой престиж.

Печальные события в московской школе, в которой старшеклассник хладнокровно расправился с учителем географии и полицейским, привели к разговорам о том, что необходимо усилить меры безопасности в школах, тщательно готовить охранников к подобной работе и т. д. Прошло совсем немного времени, и сегодня мало кто вообще вспоминает этот случай. По нашему мнению, изначально были расставлены не те акценты, не выявлена причинно-следственная связь, не было даже попытки провести грамотный анализ, сделать верные выводы, чтобы принять соответствующие меры. И дело ведь не в безопасности школы, а в безопасности детей. В их психологической безопасности в первую очередь. Когда у учащихся старших классов практически нет других мотивов посещения уроков и участия в жизни школы, кроме получения заветного допуска на ЕГЭ или каких-то связанных с госэкзаменом преференций, им трудно сосредоточиться на внутренних проблемах, на постоянно возникающих конфликтах, которые для воспитанников этого возраста могут быть разрушительными. И тогда никто и ничто, даже самая превосходная служба безопасности, не в состоянии будет защитить школьника, помочь ему и окружающим.

Общество должно всерьёз задуматься о том, что и какими средствами воспитывалось в этом молодом человеке. Были ли у него поведенческие срывы, с помощью каких текстов школьных учебников и художественных произведений формировалась его нравственная позиция? Не было ли упущений в выработке убеждений? Сегодня, на наш взгляд, целесообразнее заняться отнюдь не усилением мер безопасности, а укреплением психологической службы в школе и, в особенности, в качестве профессиональной поддержки учителя. Разумным мы

считаем также организовать мониторинг внутреннего эмоционального состояния учащихся. Очень эффективной может быть и такая форма работа, как создание аутсорсинговых по отношению к школе центров психологической помощи. Однако наиболее действенной будет, тем не менее, работа с родителями, на данный момент представляющаяся самой трудной задачей школы. Если в семье отдают себе отчёт в том, что именно их сын или дочь (а не абстрактные ученик или ученица) станут теми взрослыми людьми, которые призваны быть честью и опорой семьи, вести успешную профессиональную деятельность, способствовать благоустроению родного государства, то почти половину дела можно считать выполненной.

С сожалением приходится констатировать, что в России не сложилась пока отлаженная государственная система социальной и просветительской работы, способная своевременно, оперативно и в полном объёме помочь нуждающимся в ней родителям. И хотя наблюдается немалое число тех, кто стремится к полноценному развитию своих детей, не всегда у таких родителей имеется возможность получить квалифицированную психолого-педагогическую помощь со стороны государства, общественных институтов и профессиональных сообществ. Мы согласны с учёными, выделяющими следующие основные направления решения данной проблемы: «актуализация семейной тематики в общественном сознании, науке и практике; создание государственной программы по просветительской деятельности в области семейного воспитания и семейного права; создание специальных обучающих программ педагогического просвещения родителей в школах и курсов семейной тематики на всех этапах (ступенях) профессиональной подготовки специалистов; ужесточение законов в отношении безответственных родителей; координация деятельности всех государственных и общественных организаций, направленной на помощь семье» [Хоменко, 2004, с. 202].

Необходимо учитывать, что в отечественной культуре воспитательный процесс был ориентирован преимущественно на семейное воспитание, которое основывалось на таких важнейших принципах, как самобытность, прочность,

родственная любовь, теплота отношений между всеми членами семьи, общность духовных интересов. В фольклорных памятниках народов нашей страны и в произведениях классической литературы отмечается, что всё необходимое для жизни и блага человека, высокие нравственные качества зарождаются в нормальной семье, будущность ребёнка - в её руках. Семья понималась как колыбель человеческой цивилизации, хранительница общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей, семейное воспитание связывалось с развитием дарований человека. Определяющая роль семьи в становлении личности обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс духовной и физической жизни растущего человека. Очевиден и тот факт, что семья для ребёнка является одновременно и местом обитания, и воспитательной средой. При этом влияние семьи на ребёнка, особенно в начальный период его жизни, намного превышает другие формы воздействия. Следовательно, именно семье должно уделяться первостепенное внимание со стороны общества и государства.

Общая задача воспитания в семье, в формулировке В. В. Зеньковского, заключается в содействии развитию активности в ребёнке [Протасова, Гирфанов, 2009]. На первых этапах взросления человека семью невозможно заменить ни одним другим агентом социализации. И в подростковом возрасте её влияние по-прежнему остаётся ведущим. Семья имеет значение в полоролевом определении, в ходе которого мальчиками и девочками усваиваются особенности эмоциональных реакций, набор личностных характеристик, полоролевые образцы поведения, социальные установки. Семья играет определяющую роль в формировании готовности и желания подрастающих поколений участвовать в жизни социума, осознании человеком ценности общественной деятельности, умения принимать самостоятельные решения и совершать поступки, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность.

Абрам Кардинер представлял процесс развития личности как усвоение «культурных моделей» через взаимодействие с родителями. Он выделял базовые модели культуры, усвоение которых происходит сразу же после рождения через способы кормления младенцев, укладывания, ношения, обучения ходьбе

и речи. В отличие от животных, также способных к обучению, люди передают усвоенную информацию, культурные привычки потомству благодаря языковому символизму. Приобретённые знания передаются из поколения в поколение, от старших к младшим, независимо от индивидуальных качеств индивида, а воспитание подразумевает, прежде всего, упорядочивание, «дисциплинирова-ние» животных импульсов с целью дальнейшей социализации человека.

Очень важно обращать внимание на обрядовую сторону жизнедеятельности семьи, поскольку обрядность, как система определённых обычаев в социально-культурной жизни человека, как явление постоянное и всеобщее, свойственна всем народам, во все времена. Без сложившейся системы обрядности - одного из признаков стабильности общества - невозможно его полноценное существование, она неотъемлемая часть образа жизни социума. Обрядность считается эффективным средством воспитания. Следуя тому, что принято в обществе, как поступают все, человек незаметно для себя усваивает эти требования, нормы и правила.

Действенным средством формирования духовности и защиты подрастающего поколения от бездуховности является использование в семье положительного опыта народной педагогики - всеобщей мудрости воспитания. Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальным духом, мыслью о диалоге многообразных культур. Новейшие исследования учёных позволили установить, что в условиях развития демократии этнопедагогизация целостного педагогического процесса в рамках общечеловеческого движения к гуманистическим идеалам воспитания является одной из движущих сил совершенствования современного образования и воспитания. В труднейшее для страны время семья продолжает оставаться хранительницей национальных духовных ценностей. Педагогическое значение семейных традиций огромно, т. к. они одновременно выступают и как результат воспитательных усилий народа в течение многих веков, и как незаменимое воспитательное средство. Через систему традиций, в том числе семейных, каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

Будучи общественным явлением, обычаи и традиции проявляются во всех сферах существования социума, отражая многообразные взаимоотношения людей, их привычки и поступки, получившие всеобщее признание. Неизменная повторяемость обычаев и традиций приводит к тому, что они принимаются большинством как обязательные нормы жизни, которые каждое новое поколение берёт на вооружение. В вековых воспитательных обычаях и традициях сконцентрирован большой морально-нравственный опыт регулирования поведения и поступков людей. Функционирование и соблюдение их осуществляется благодаря таким социально-психологическим механизмам, как внутренняя убеждённость личности в целесообразности следовать им, авторитет общественного мнения и др.

Маргарет Мид, изучая способы передачи ценностей культуры от поколения к поколению, выделила 3 типа культур: постфигуративный, конфигуративный и префигуративный. Она и её последователи настаивают на том, что перспективным для человеческого общества является третий тип, в рамках которого из процесса воспитания постепенно исключаются наиболее «консервативные» члены семьи: дети и старики, преемственность поколений сводится к минимуму [Субботский, 1979]. Мы согласны с утверждением, что культура будущего вынуждена будет опираться на творчество молодых (как в научной, так и в этической сфере) как на единственное средство сохранения цивилизации и соответственно строить процесс воспитания, однако трудно принять постулат о невозможности дальнейшего существования человечества на ценностях, накопленных им ранее. Каждый народ стремится к сохранению, укреплению и развитию гуманных национальных традиций, беспокоится о том, чтобы передать подрастающему поколению производственный, духовный и педагогический опыт. Историческая память народа аккумулирует в рамках семьи многие элементы воспитательной практики прошлого. Устойчивость, консерватизм обычаев, традиций, обрядов, их неискоренимость всегда оставались без преувеличения спасительными для сохранения и передачи новым поколениям достижений культуры.

Следует подчеркнуть, что стабильность традиций отнюдь не означает их закостенелости, неприкасаемости на все времена. Каждой эпохе свойственно дополнять прежние традиции и обычаи или отказываться от тех из них, которые перестают играть значимую роль в жизнедеятельности народа. Поэтому исследователи отстаивают историко-педагогический подход, с позиций которого возможно объективное раскрытие сущности традиций, в том числе относящихся к педагогике этноса, рода, семьи, конфессиональной общности. Данный подход остаётся по сей день безусловным требованием, которое необходимо соблюдать при анализе любого социально-педагогического явления.

Эквивалентом латинского слова «tradition» в русском языке выступает, прежде всего, «вручение», «передача» в наследование некоторого достояния. Философская литература рассматривает традиции как особые законы, поскольку они являются устойчивыми, повторяющимися, связанными общим социальным отношением. Следовательно, закономерностью, с которой нельзя не считаться, является учёт и использование аксиологического содержания накопленного опыта при выработке инновационных подходов. Назначение традиций в сфере образования как составной части культуры - в обеспечении человечества возможностью решения новых творческих задач на основе обогащения коллективным опытом предшествующих поколений. Упрощённое противопоставление традиции и инновации является, на наш взгляд, неприемлемым. Исторический опыт и сегодняшние реалии свидетельствуют о том, что одинаково ошибочно как абсолютизировать традиции, так и искусственно их гальванизировать. Традиция не может быть чем-то неподвижным, статичным, ведь по мере накопления свежих данных выдвигаются новые теоретические объяснения, интерпретации, способствующие её развитию. Каждая традиция обладает разновременными по своему происхождению элементами, в том числе ценностными ориентациями, и далеко не всегда самые старые из них имеют наименьшую актуальность. Можно согласиться с высказыванием П. Ф. Каптерева, который писал, что «следует критически относиться к прошлому, переоценивать его ре-

зультаты, с выбором применять их к настоящему, но отбрасывать все более ранние приобретения целиком нет достаточных оснований».

Особое внимание разработке теоретических основ и прикладных аспектов воспитательного потенциала народной культуры и религии уделяется в северокавказском регионе, т. к. здесь народные традиции оказывают заметное влияние на сознание и поведение людей, служат регулятором взаимоотношений в семье и обществе. Данная проблематика активно разрабатывается в Пятигорском государственном лингвистическом университете, начиная с 2004 года, когда в рамках инициированного учёными университета Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» действовал симпозиум «Семья как фактор формирования духовной культуры личности и общества, как институт социализации в поликультурном пространстве». В 2007 году он получил дополнительное название «Гендер, семья и властные отношения» и работал в рамках V, VI и VII Международного конгрессов «Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ - Мировое сообщество» (Пятигорск, 2007, 2010, 2013).

Симпозиум органично вписался в общую программу Конгресса, поскольку и через семьи и отношения в них формируется общественное мнение о событиях, которые происходят на Кавказе и в мире. В выступлениях на пленарных и секционных заседаниях симпозиума находят отражение актуальные вопросы семейного воспитания как фактора становления духовной культуры всего общества в целом и отдельного человека, животрепещущие проблемы жизнедеятельности семьи как института социализации личности в поликультурном пространстве, сотрудничества образовательных институтов с семьёй как средства совершенствования процесса воспитания.

Участниками симпозиума неоднократно отмечалось, что происходящие в российском обществе в последние десятилетия изменения приводят к «крушению» роли семьи в вопросе обучения и воспитания детей. Меж тем семья признаётся важнейшим социальным институтом человечества, основной ячейкой общества, своеобразным посредником между государством и личностью. Эмо-

циональный и духовный контакт членов семьи, взаимопонимание и поддержка, сложившиеся в семье традиции - всё это способствует полноценному развитию личности, формированию основ её духовной культуры. Но современная семья, и в самом деле, утрачивает позиции хранительницы лучших человеческих качеств, которые должны передаваться от поколения к поколению. В этой связи важнейшей задачей XXI столетия провозглашается создание такой семьи, в которой воспитательный процесс осуществляется путем сотрудничества, сопереживания, сотворчества взрослых и детей.

Изменение ценностных ориентаций общества, наблюдающееся последние десятилетия, непосредственным образом отразилось на идеологии семейной жизни. Российская семья сегодня испытывает сильное давление со стороны новых социальных норм, которые диктуют совершенно иную логику поведения, отличную от старой, связанную с изменением политических и экономических условий жизни. Ключевой проблемой современные учёные называют процессы формирования гражданской и тендерной идентичности. Семья как ячейка общества нуждается в системе защиты правового, информационного, социокультурного поля. Эти вопросы затрагивают интересы коллективного права - защиты материнства, детства, а также интересы корпоративного права - права аборигенных народов, национальных меньшинств и т. д. [Казарьянц, 2007, с. 148]. Необходимо чётко разграничить термины «гражданская идентичность», «этническая идентичность», «гендерная идентичность», «семейная идентичность» с целью их взаимосогласования.

Исследования позволяют относить связь между родителями и детьми к наиболее сильным связям. Чем сложнее живой организм, тем дольше он должен оставаться в зависимости от материнского организма. Человек - наиболее сложный биологический организм, поэтому ему не суждено стать полностью независимым. Черпать жизненные силы только из самого себя человек тоже не может. Человеческую жизнь выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев характеризовал как разделённое, разъятое существование, главным признаком его называл потребность в сближении с другим подобным существом.

Аристотель обращал внимание на особые чувства, которые связывают детей и родителей, и предупреждал, что разрушение цельности семьи влечёт за собой и разрушение чрезвычайно важных для развития чувственных связей, микросреды формирования личности.

Развитие подрастающих поколений и помощь им невозможно оторвать от реалий жизни в семье. Взаимоотношения родителей и детей тесно связаны с характером отношений между самими родителями, с образом жизни семьи, её благополучием. В семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале старших членов семьи всю свою последующую жизнь продолжает получать не только азы, но и впитывает саму культуру. Семья для ребёнка - это своеобразная школа отношений с людьми: семья помогает становлению представлений о добре и зле, порядочности, об уважительном отношении к духовным и материальным ценностям. С близкими людьми в семье человек переживает чувства любви, дружбы, справедливости, ответственности, долга. На процесс формирования личности заметное влияние оказывают не только отец и мать, но и другие члены семьи -как старшие, так и младшие. Очень важно, чтобы подрастающие поколения росли в доброжелательной атмосфере, чтобы у родителей не было расхождений по поводу методов их воспитания, чтобы подопечные не были свидетелями ссор и конфликтов. В противном случае из них могут получиться асоциальные личности, наносящие вред себе и окружающим.

Таким образом, главной задачей семьи на современном этапе остаётся выполнение воспитательных функций: сохранение определённых взаимоотношений между взрослыми и детьми, создание предпосылок этих взаимоотношений; утверждение такого образа жизни семьи, который способствовал бы гармоничному и всестороннему становлению личности; устранение неуверенности родителей в вопросах воспитания детей; воплощение в жизнь условий, при которых физиологические, интеллектуальные и эмоциональные потребности ребёнка будут удовлетворяться на необходимом качественном уровне и в достаточной мере. Результатом такого воспитания будет здоровый, счастливый и благопо-

лучный ребёнок.

Библиографический список

1. Казарьянц К. Э. Индивидуальная культура и культура педагогического сообщества: монография. М.: Илекса, 2007. 176 с.

2. Протасова И. А. Зеньковский о влиянии семьи и школы на процесс социального воспитания личности / И.А. Протасова, Н. В. Гирфанов // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности. Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений. Екатеринбург // [Электронный ресурс]. - 9 апреля 2009. URL: http://makarenko-museum.narod.ru/news/Ekat/2009/Ekat 2009 12.htm (дата обращения: 26.04.2016).

3. Субботский Е. В. Детство в условиях разных культур // Вопросы психологии. 1979. № 6. URL: http://pedlib.ru/Books/4/0422/4 0422-12.shtml#book page top (дата обращения: 26.04.2016).

4. Хоменко И. А. Проблема ответственного родительства в современной России // Семья как фактор формирования духовной культуры личности и общества, как институт социализации в поликультурном пространстве. Симпозиум XIV. Материалы IV Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». 21-24 сентября 2004 г. Пятигорск: ПГЛУ, 2004. С. 199-202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.