Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 173-178.
УдК 37.01 ББК 74.9
СЕМЕЙНОЕ ВОСПитАНиЕ: ПрОБлЕМЫ и ОСОБЕННОСти
Л. В. Мардахаев
ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
Семейное воспитание. Основные типы семейного воспитания. Типы семейного воспитания в зависимости от статусности, социального назначения, характерологических черт (стиля), направленности. Характерные варианты (типы) родительского поведения в процессе воспитания своих детей. Факторы, существенно влияющие на воспитание в семье. Типичные проблемы, обусловливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребёнка в семье. Типичные ошибки семейного воспитания.
Ключевые слова: воспитание, семейной воспитание, типы семейного воспитания, ошибки воспитания в семье.
В семье родители строят свою воспитательную систему. Такая система формируется на основе личного опыта родителей, полученных в своих семьях, «обогащённым» данными литературы и советами других людей, к которым прислушивались в процессе воспитательной деятельности. По своему существу любая система семейного воспитания есть не что иное, как проявление субъективности родителя в её понимании и реализации.
От системы семейного воспитания во многом зависит, какой ребёнок вырастит, что удастся у него воспитать, какие ценности, нормы и правила передать. Под воздействием его формируются основы социальности человека, становление его как личности.
Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). ыде-ляют различные типы семейного воспитания, сказывающиеся на своеобразии (типе) формируемой личности:
— гражданское воспитание — воспитание гражданина — человека, отвечающего требованиям определённого общества, среды жизнедеятельности, утверждённым принципам, нормам и правилам;
— светское воспитание — воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета — «требованиям света»;
— элитарное (элита от фр. élite — наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т. п.) воспитание — воспитание, сложившееся в элитном обществе, группе (направленное воспитание человека по социальному предназначению — царских особ, князей и пр.);
— маргинальное (от лат. marginalis — находящийся на краю) воспитание — воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок («на краю», «на обочине») основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нём социокультурных норм и традиций нравственных устоев;
б) социальное назначение воспитания:
— национальное воспитание — основанное на национальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование определённого типа личности — представителя определённой нации;
— религиозное (конфессиональное) воспитание — воспитание в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определённой религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители;
— интегральное (от лат. integer — целый) воспитание — основанное на межнациональном опыте, носящее общечеловеческий характер, сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и передающееся из поколения в поколение;
— классовое воспитание — воспитание человека с учётом своеобразия принадлежности его к определённому общественному классу. Это своеобразие определяется отношением к средствам производства, труду, людям;
— партийное воспитание — воспитание человека в среде с определёнными партийными установками, взглядами, отношениями. В основе его лежит соответствующая идеология. Оно присутствует и в предыдущих типах воспитаниях. Всё зависит от преобладающей у родителей и взрослых формы общественного сознания — научного, религиозного и пр.;
в) характерологические черты (стили) семейного воспитания, влияющие на своеобразие формируемой личности. В зависимости от стиля воспитательной деятельности, той обстановки, которая складывается в семье, формируется, как отмечал П. Ф. Лесгафт (1837-1909), и соответствующий тип личности ребёнка: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый — мягкий, забитый — злостный, угнетённый. Стиль семейного воспитания определяет доминирующий способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании испытываемых друг другу чувств. Среди них выделяют следующие:
— авторитарное (от фр. autoritaire — властный) — воспитание властное (часто не признающего и не прислушивающегося к чужому мнению, уверенного в своём непререкаемом авторитете). В семье это часто проявляется в стремлении родителей как можно лучше воспитать своё дитя, но не знающих как это лучше сделать. Иногда такое воспитание отражает своеобразие (властность и ограниченность) личности воспитателя;
— либеральное (анархическое) (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Оно способствует формированию человека недисциплинированного, не признающего авторитетов, власти, беспорядочного и своевольного;
— гуманистическое (от лат. humanus — человеческий) — воспитание просвещённого, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина;
— демократическое (от греч. démos — народ + kratos — власть) — воспитание человека приверженного к общественному порядку, способного отождествлять своё место и роль в соответствии с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;
— инфернальное (от лат. infernalis — находящийся в аду) — воспитание человека одержимого бурными страстями, демонического (свойственный демону);
— плюралистическое (от фр. pluralisme — множественный — проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидом относительно значимых для него ситуаций) — воспитание человека, способного проявлять себя в деятельности и общении с позиций
широкой эрудиции и гибкости, терпимо относиться к проявлениям различного спектра других мнений, суждений, взглядов;
— прагматическое (от греч. pragma — действие) — воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника и его личном опыте. Оно направлено на воспитание у человека преимущественно того, что может пригодиться ему в реальной жизни (на практике). Результатом такого воспитания является человек-прагматик — практико-ориентированный, деловой человек, придерживающийся в своей деятельности, поведении и общении только того, что имеет для него жизненно важное значение;
— творческое (его называют интеллектуальным, инновационным и пр.) — воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учётом индивидуальности ребёнка.
Содержание воспитания в семье определяется его направленностью — умственное, нравственное и т. п. Оно рассматривается в теории и методики воспитания.
Анализ литературы и опыта работы с родителями позволил выделить наиболее характерные варианты (типы) родительского поведения в процессе воспитания своих детей:
1) строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жёстко направляя ребёнка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребёнка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю;
2) объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, прибегает к словесному объяснению, считая, что ребёнок равен ему и способен понимать об ращенные к нему разъяснения;
3) автономный — родитель не навязывает решения ребёнку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свобод в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребёнка за проявление этих качеств;
4) компромиссный — для решения проблемы родитель предлагает ребёнку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребёнком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель
ориентируется в интересах и предпочтениях ребёнка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребёнка;
5) содействующий — родитель понимает, в какой момент ребёнку нужна его помощь и в какой степени он может и должен её оказать; он реально участвует в жизни ребёнка, стремится помочь, разделить с ним его трудности;
6) сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребёнку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребёнка;
7) потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребёнка. Родитель полностью ориентирован на ребёнка: он ставит потребности и интересы ребёнка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом;
8) ситуативный — родитель принимает решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребёнка. Система требований родителя к ребёнку и стратегия воспитания лабильная и гибкая;
9) зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и учёных) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература.
Собственно воспитательная деятельность в семье, её направленность и результативность зависит от многих факторов, которые могут сказываться как на позитивном, так и на негативном проявлении. Наиболее существенные негативные факторы семьи, влияющие на воспитание детей. и их крайние формы проявления:
— негативный социокультурный фон, микроклимат семьи. Такая среда создаёт напряжённость, дискомфортность, возбудимость, делает ребёнка особенно уязвимым, негативно сказывается на его развитии и воспитании;
— недостатки (крайности) в заботе о ребёнке со стороны родителей (родительской заботе). Заботой считается поддержка и оказание всех видов помощи ребёнку: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т. п. Крайними
формами её проявления выступают: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротек-ция);
— степень удовлетворения родителями потребностей ребёнка: потворствование; игнорирование;
— родительский контроль — непосредственные и опосредованные действия со стороны родителя, направленные на осуществление проверки и/или надзора за поведением, действиями и поступками своего ребёнка в целях приведения их в соответствие со своими требованиями норм и правил: разрешающий, умеренный и чрезмерный (доминирующей гиперпротекции). Родительский контроль сопровождается определёнными требованиями-обязанностями и требованиями-запретами. Требования обязанности определяют место и роль ребёнка в семье, круг его непосредственных обязанностей и могут носить рациональный, потворствующий и чрезмерный характер; требования запреты: чрезмерность требований; недостаточность требований.
В воспитании ребёнка в семье встречаются многочисленные проблемы. Причины их самые разнообразные. Большинство из них обусловлены педагогической подготовленностью родителей к воспитанию, их индивидуальным своеобразием и своеобразием воспитанника. Систематизация таких проблем позволяет выделить типичные, обусловливающие негативное воспитательной воздействие родителей на ребёнка в семье:
1. «Близорукость» воспитательных представлений (недостаточность знаний, представлений о воспитании, воспитательных ситуациях на различных этапах возрастного развития ребёнка). Как следствие — неумение создавать и использовать возможности воспитательной ситуации; появление необоснованных для индивидуальности ребёнка требований, предписывающих и предсказывающих ожидания родителей, нереализо-ванность значимых целей воспитания.
2. «Фальцстарт в воспитании» или нехватка терпения, выдержки перед началом активного этапа воспитательного процесса. Активность многих родителей, занявшихся ребёнком после его рождения (ведение дневника, замеры физиологических данных, тенденции развития речи и т. п.), резко падает нередко к 1,5-2 годам. К 2,5-3-летнему возрасту ребёнка у родителей наблюдается своего рода последствия «фальцстар-та» — преждевременная трата сил, известный уровень усталости, переходящий в беспечность
и устранение от воспитания. Прозрение, наступающее к 4-5-летнему возрасту ребёнка, подтверждает, что время упущено.
3. Воспитание детей «по образу и подобию» своего детства — это наиболее распространённая форма воспитательной деятельности родителей. Такой опыт бывает далеко не лучшим, но он трансформируется родителями с большим упорством, без замечаний негативных последствий в воспитании ребёнка.
4. Противопоставление родительских отношений к детям. Оно возникает: при длительном отсутствии одного из родителей в семье в силу каких-либо причин; самоустранении одного из родителей от воспитания детей; амбициозности родителей (одного из родителей) и др.
5. Потворствующая гиперпротекция как отражение хронического «синдрома маленького ребёнка» или предпочтение видения в подростке детских качеств. Родители как бы игнорируют взросление детей, чрезмерно опекают их в различных жизненных ситуациях. Рассматривая подростка как «ещё маленького и беззащитного», они проявляют к нему чрезмерную жалость и опеку, чем снижают уровень требований, сдерживая его развитие, стимулируя инфантилизм (сохранение в психике и поведении взрослеющего человека особенностей, присущих детскому возрасту).
6. Снисходительная гиперпротекция проявляется как пониженный уровень требований к ребёнку, что проявляется в неуверенности родителей; умение подростка найти к своему родителю (своим родителям) подход, при котором создаётся ситуация — «минимум требований — максимум прав».
7. Атрибутивная проекция — характерная проекция чего-либо на другого человека. Она является следствием развитого у родителя эффекта «проекции родителем на подростка собственных нежелаемых качеств». Проявляется в эмоциональном отвержени или жестоком обращении.
8. Избирательная гиперпротекция при воспитании двух и более детей, проявляется в виде покровительства, благосклонности по отношению, как правило, к младшему ребёнку.
9. Доминирующая гиперпротекция как чрезмерная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией утраты ребёнка, что вследствие перенесения им тяжёлого заболевания, особенно если оно было длительным. Страх заставляет одних родителей тревожно прислуши-
ваться к любому пожеланию ребёнка и спешить удовлетворить его (потворствуя гиперпротекции), в других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).
10. Гиперпротекция и жёсткое обращение — неразвитость родительских чувств, переросшая в эмоциональное отвержение, жёсткое обращение. Оно может иметь место у родителей, которые сами в детстве испытывали дефицит родительского тепла и любви; имеют гипертрофированную потребность самоутверждении (с возрастом она может ослабеть), не видят другого способа в воспитании ребёнка.
11. Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери, проявляемое в виде неприятия одного из детей по различным причинам.
12. Гипопротекция — предоставление ребёнка самому себе. Родители не интересуются им и не контролируют его.
13. Скрытая гипопротекция — формальный контроль и реальная невключенность в жизнь ребёнка.
Негативные последствия воспитания нередко обусловливают типичные ошибки семейного воспитания — это те действия (бездействия), которые неосознанно или как будто неосознанно осуществляют родители в интересах воспитания ребёнка. С. Ф. Спиваковская выделила более 50 разнообразных ошибок в воспитании ребёнка. Она сгруппировала типичные ошибки в зависимости от их влияния на социализацию ребёнка:
1-я группа обусловлена индивидуально-личностным своеобразием родителей:
а) родители неправильно компенсируют чувства и переживания: тревожное чувство, страх одиночества, нервный срыв в виде окрика и физических наказаний, желание быть авторитетом, бесконечные замечания и назидания;
б) взрослый переносит свои недостатки на личность своего ребёнка, обвиняя его во всём;
в) разрыв между словом и делом в поведении родителей.
2-я группа обусловлена степенью сформиро-ванности родительских качеств, необходимых для воспитания детей:
— неприятие детей вследствие несформирован-ности материнского чувства;
— непонимание ребёнка, особенно в период подросткового возраста;
— слишком высокие требования к ребёнку;
— противоречивость требований к ребёнку на различных этапах его развития;
— негибкость в отношениях с детьми: заострение внимания на пустяках, неумение учитывать изменившуюся ситуацию, трафаретные требования, навязчивость мнений.
Непосредственное проявление типичных ошибок семейного воспитания заключается в следующем:
— чрезмерное внимание родителей к единственному сыну (дочери), ведущее к гиперопеке. Тепличные условия, отстранение ребёнка от любых жизненных проблем, от любой активной деятельности, способствующие формированию чёрствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческие трудности и трагедии, преодолевать жизненные трудности в критической ситуации. Такие дети имеют низкую адаптивность, легко подаются влиянию других, становятся стадными людьми;
— стремление родителя (чаще матери) сделать так, чтобы у ребёнка детство было беззаботным и лёгким, так как у него (неё) оно было трудным. В этом случае мать старается максимально обеспечивать его материальное благополучие своего ребёнка в ущерб личного, чтобы это обеспечить, она работает на пределе своих физических и психических сил, подрывая свои возможности. Такая позиция и действия родителя ведут к материальному извращению дитя. Ребёнок привыкает, что деньги и материальное благополучие достаются легко и мать обязана их обеспечивать в том объёме, в каком проявится его фантазия;
— нетребовательность родителей к сыну (дочери), непредъявление к нему (ней) необходимых требований из-за его (её) болезни, боязни ухудшить здоровье. По своей сущности — это не что иное, как гиперопека со всеми её негативными последствиями;
— неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием; чрезмерная строгость (грубая родительская власть, применение физических наказаний) или попустительство;
— противоречивость воспитательных воздействий (то чрезмерная строгость, то нетребовательность, попустительство, то запугивание, то завышенная строгость, то неуместные наказания и пр.);
— отсутствие единства требований родителей в воспитании ребёнка. В подобной воспитательной ситуации ребёнок быстро адаптируется и начинает паразитировать. Он старается спекулировать на позиции того воспитателя, которая в большей степени его устраивает, сталкивая в конфликте своих родителей;
— поддержка недовольства сына (дочери) школой, учителями. Такая позиция родителя снижает авторитет учителя (учителей) и негативно сказывается на его их воспитательной деятельности, а также на отношении ребёнка к изучению учебных дисциплин, которые они преподают;
— избирательность в отношении к детям. Подобное явление имеет место в семьях, где несколько детей, в том числе детей из разных браков. Такая позиция родителей сталкивает детей их между собой и негативно сказывается на каждом из них;
— недооценка роли личного примера родителей. В этом случае родители позволяют требовать от ребёнка одно, сами демонстрируя ему совершенно другой пример. На это в своё время обращал внимание Л. Н. Толстой (1828—1910). Он писал: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было». Ожидать от ребёнка в подобных ситуациях выполнения требований родителя очень сложно;
— неоправданная идеализация своих детей («мой ребёнок самый умный, талантливый, необыкновенный») и пр.;
— отстранение детей от посильного домашнего труда, что формирует иждивенчество;
— отсутствие такта в отношении с ребёнком;
— ссоры родителей в присутствии детей;
— переоценка родителями своих воспитательных возможностей.
Таким образом, негативных факторов семьи, существенно сказывающихся на воспитании, социализации ребёнка, достаточно много. Все они по-разному проявляются воспитании ребёнка и требуют постоянного учёта в воспитательной деятельности родителей.
Список литературы
1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. М. : Аргументы и факты, 1993.
2. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. М. : Академия, 1999.
3. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П. Ф. Лесгафт // Избр. пед. соч. М. : Педагогика, 1988.
4. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко // Пед. соч. : в 8 т. Т. 5. М. : Педагогика, 1985.
5. Меньшутин, В. П. Помощь молодой семье (заметки психолога) / В. П. Меньшутин. М. : Мысль, 1987.
Сведения об авторе
Мардахаев лев Владимирович — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета, Москва. Россия.
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 173-178.
FAMILY EDuCATIoN: PRoBLEMS AND FEATuRES
L. V. Mardahaev
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Social and Family Pedagogy of the Russian State Social
University, Moscow. Russia. mantissa-m@mail.ru
Family education. The main types of family education. Types of family education depending on the status, social purpose, character traits (style), orientation. Typical options (types) of parental behavior in the process of upbringing their children. The factors that significantly affect the upbringing in the family. Typical problems, causing negative educational influence of parents on the child in the family. Typical errors of family education.
Keywords: education, family education, family upbringing, errors education in the family.
References
1. Azarov, Yu. P. Semeyjnaya pedagogika [Family pedagogy] / Yu. P. Azarov. M. : Argumentih i faktih, 1993.
2. Kulikova, T. A. Semeyjnaya pedagogika i domashnee vospitanie [Family education and home education] : ucheb. dlya stud. sred. i vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / T. A. Kulikova. M. : Akademiya, 1999.
3. Lesgaft, P. F. Semeyjnoe vospitanie rebenka i ego znachenie [Family upbringing of the child and its value] / P. F. Lesgaft // Izbr. ped. soch. M. : Pedagogika, 1988.
4. Makarenko, A. S. Kniga dlya roditeleyj [Book for parents] / A. S. Makarenko // Ped. soch. : v 8 t. T. 5. M. : Pedagogika, 1985.
5. Menjshutin, V. P. Pomothj molodoyj semje (zametki psikhologa) [Help a young family] / V. P. Menjshutin. M. : Mihslj, 1987.