Научная статья на тему 'Семейное предпринимательство в системе малого и среднего предпринимательства: правовая природа и пути развития'

Семейное предпринимательство в системе малого и среднего предпринимательства: правовая природа и пути развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1812
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС / СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СЕМЕЙНЫЕ СВЯЗИ / BUSINESS ACTIVITY / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP / FAMILY BUSINESS / FAMILY ENTERPRISE / FAMILY RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левушкин Анатолий Николаевич

Семейное предпринимательство принято считать наиболее распространенным видом бизнеса, преобладающим в количественном отношении в странах с развитой рыночной экономикой. В статье анализируются семейное предпринимательство, его роль в системе малого и среднего предпринимательства Российской Федерации. Проанализированы отдельные подходы в отношении понятия и сущности семейного предпринимательства. Выявлены правовая природа семейного бизнеса и особенности семейного предпринимательства в Российской Федерации. Определены особенности семейного предпринимательства и правовое положение семейного предприятия. Определены перспективы развития семейного предпринимательства в Российской Федерации и сделан вывод о выделении семейного предпринимательства в самостоятельный вид предпринимательской деятельности и о необходимости его специального нормативно-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family Entrepreneurship in the System of Small And Medium-Sized Enterprises: The Legal Nature and Ways of Development

Family business has traditionally been considered as the most common type of business that quantitively prevails in developed market economies. The paper analyzes family business, its role in the system of small and medium-sized entrepreneurship of the Russian Federation, individual approaches to the concept and essence of family business. The author scrutinizes the legal nature of family business and features of family entrepreneurship in the Russian Federation, determines features of family entrepreneurship and a legal status of a family enterprise. Also, the paper considers the prospects for the development of family entrepreneurship in the Russian Federation and draws a conclusion that family business should be allocated into an independent type of business activity; moreover, family business requires special normative and legal regulation.

Текст научной работы на тему «Семейное предпринимательство в системе малого и среднего предпринимательства: правовая природа и пути развития»

А. Н. Левушкин*

Семейное предпринимательство в системе малого и среднего предпринимательства: правовая природа и пути развития

Аннотация. Семейное предпринимательство принято считать наиболее распространенным видом бизнеса, преобладающим в количественном отношении в странах с развитой рыночной экономикой. В статье анализируются семейное предпринимательство, его роль в системе малого и среднего предпринимательства Российской Федерации. Проанализированы отдельные подходы в отношении понятия и сущности семейного предпринимательства. Выявлены правовая природа семейного бизнеса и особенности семейного предпринимательства в Российской Федерации. Определены особенности семейного предпринимательства и правовое положение семейного предприятия. Определены перспективы развития семейного предпринимательства в Российской Федерации и сделан вывод о выделении семейного предпринимательства в самостоятельный вид предпринимательской деятельности и о необходимости его специального нормативно-правового регулирования.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, малое и среднее предпринимательство, семейный бизнес, семейное предпринимательство, семейное предприятие, семейные связи.

001: 10.17803/1994-1471.2018.96.11.019-025

Исследование динамики семейно-право-вого регулирования в Российской Федерации позволяет говорить о новых тенденциях в развитии брачно-семейного законодательства, в частности не только об изменении традиционных отраслевых институтов, но и о появлении новых институтов и подотраслей, об изменении структуры семейного законодательства, свидетельствующих о трансформации всей его системы. Значительным изменениям подвергаются содержание и объем сферы се-мейно-правового регулирования. Реализуется

тенденция расширения предмета семейно-пра-вового регулирования. Именно этими процессами объясняется развитие научной мысли, направленное на изучение и обоснование необходимости законодательного установления и специального правового регулирования семейного предпринимательства как комплексного института предпринимательского права и законодательства.

Развитие законодательства и практики его применения уже сегодня расширило предмет предпринимательского права, включив в сферу

© Левушкин А. Н., 2018

* Левушкин Анатолий Николаевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

его регулирования не только отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, но и отношения, связанные с иными разновидностями экономической деятельности. В этом не следует видеть противоречий, поскольку согласно Конституции РФ предпринимательская деятельность является деятельностью экономической1.

Семейный бизнес в России начал складываться достаточно давно, еще при царе Иване Грозном. К началу XVIII в. стали формироваться купеческие династии: это семейный бизнес Морозовых, Рябушинских и т.д. Традиционно семейное предпринимательство преимущественно занимается производством и сферой оказания услуг, на которых и основывается экономика страны.

В западной модели предпринимательства семейный бизнес — это дело, передаваемое из поколения в поколение. Семейное предпринимательство организуется с целью обеспечения благополучной жизни для потомков, членов семьи. Одним из характерных западных примеров успешного ведения семейного бизнеса и достижения финансового благополучия являются бизнес-империи Ротшильдов или Рокфеллеров.

В законодательстве России отсутствуют понятия «субъект предпринимательской деятельности» и «семейное предпринимательство». Традиционно, исходя из легального определения предпринимательской деятельности, под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели, коммерческие организации и предпринимательские объединения, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли.

В Российской Федерации в Законе о малом и среднем предпринимательстве2 закреплено понятие субъектов малого и среднего пред-

принимательства, под которыми понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

В браке и семье предполагается не только определенная духовная общность, но и материальная составляющая, упорядочение имущественного положения членов семьи. Для регулирования таких отношений применяются, с одной стороны, нормы семейного законодательства, связанные с регулированием имущественных отношений между супругами, а с другой — нормы гражданского и корпоративного законодательства, определяющие правовое положение и порядок деятельности коммерческих юридических лиц.

Следует присоединиться к высказанному в юридической науке определению семейного предпринимательства как самостоятельной, инициативной, систематической, на собственный риск и под свою имущественную ответственность деятельности в любой легальной организационно-правовой форме, осуществляемой членами семьи не столько в целях получения прибыли, сколько для достижения экономических и социальных результатов, направленных на удовлетворение имущественных потребностей и гармонизацию интересов семьи в преодолении социально-экономических проблем. Семейное предпринимательство делится на индивидуальное и коллективное, прямое и опосредованное3.

В качестве конститутивных, основных признаков семейного предпринимательства, позволяющих квалифицировать предпринимательскую деятельность в качестве семейного предпринимательства и отграничить ее от смежных правовых категорий, необходимо назвать: 1) се-

См.: Ершова И. В. Экономическая деятельность: понятие и соотношение со смежными категориями // Lex Russica. 2016. № 9. С. 46—61.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

См.: Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи : дис. ... канд. юрид. наук. Тверь, 2014. 189 с.

2

3

мейно-правовые связи между членами семьи — участниками семейного предприятия; 2) личное, инициативное, трудовое участие в деятельности семейного предприятия. И если личное трудовое участие необходимо для крестьянско-фер-мерского хозяйства, то семейно-правовые связи должны выступить индивидуализирующим признаком семейного предпринимательства, что отличает его от малого и среднего предпринимательства, которое имеет законодательную форму закрепления.

Семейное предпринимательство объективно связано с нахождением лиц внутри семейного союза. Под семьей понимается «круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями в сфере личных неимущественных и имущественных отношений, возникающих на основании родства, заключения брака, усыновления и иных юридических фактов, лежащих в основе семейных правоотношений»4.

Семья выступает малой социальной группой в обществе, основанной на лично-доверительных началах и кровнородственных связях. А. А. Мохов весьма обоснованно полагает, что на основе имеющихся в доктрине и законодательстве положений можно сделать вывод об отнесении семейного предпринимательства к малому5. И. В. Ершова указывает, что «по критериям численности работников и уровня дохода семейное предприятие тяготеет к микропредприятию, в полной мере реализуя социальные функции последнего»6. Однако полагаем, что семейные формы ведения предпринимательской деятельности могут быть характерны и для более крупной организации бизнеса.

Преимущественно семейное предпринимательство является сегментом малого и среднего предпринимательства, но может выступать и в сфере крупного капитала, корпораций.

Полагаем необходимым обратиться к опыту правового регулирования семейного предпринимательства в Республике Узбекистан, где принят специальный Закон «О семейном предпринимательстве»7, который определяет общие положения о семейном предпринимательстве; создание семейного предприятия и его регистрацию; права и обязанности семейного предприятия и его участников; деятельность семейного предприятия. Согласно названному Закону, семейное предпринимательство — это инициативная деятельность, осуществляемая членами семьи в целях получения дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность, может осуществляться с образованием или без образования юридического лица.

Закон Узбекистана «О семейном предпринимательстве» устанавливает законодательные предпосылки для организации новых форм предприятий — семейных, которые получают устойчивое и гарантированное существование. Соответственно, имущество предприятия принадлежит членам семьи, в результате деятельности такого предприятия создается стабильная имущественная основа для семейного ведения бизнеса, прибыль распределяется между членами семьи.

Опыт узбекского законодательства интересен тем, что законодательно предусмотрена возможность организации семейного предприятия, которое функционирует как самостоятельное юридическое лицо и признается одной из организационно-правовых форм субъектов предпринимательства.

Как справедливо указывается в доктрине предпринимательского права, «малое и среднее предпринимательство — необходимый и неотъемлемый элемент любой рыночной

4 Левушкин А. Н. Теоретическая модель построения системы семейного законодательства государств — участников СНГ : монография. М. : Юнити-Дана: Закон и право, 2013. С. 144.

5 Мохов А. А. Семейное и малое предпринимательство в современной России: доктрина и законодательство // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 2. С. 25—28.

6 Ершова И. В. Микропредприятие: «микро» не значит «малое» // Предпринимательское право. 2018. № 2. С. 15.

7 Закон Республики Узбекистан № 327 от 24.04.2012 «О семейном предпринимательстве» // СЗРУ. 2012. № 17. Ст. 188.

экономики, позволяющий обеспечить конкурентную среду, создать необходимые рабочие места. Малый и средний бизнес имеет неоспоримые преимущества перед крупным. К таким преимуществам, в частности, относятся большая мобильность, возможность дифференциации условий труда, приспособляемость к конъюнктурным потребностям рынка»8. Полагаем, что все эти высказывания в полной мере могут быть отнесены и к семейному предпринимательству и необходимости его эффективного применения и дальнейшего развития.

На сегодняшний день цели семейно-право-вого регулирования, задачи по их достижению, а также принципы как руководящие ориентиры семейно-правового регулирования выступают предпосылками публицизации семейного законодательства. Безусловно, признание семейного права самостоятельной отраслью права, гармонично сочетающей частноправовые и публично-правовые начала, обосновывает проецирование такого подхода и в плоскость семейного законодательства.

Полагаем, что семейное предпринимательство в обобщающем виде может рассматриваться как комплексное экономическое и социально-правовое образование (явление) в следующих аспектах: 1) экономико-социальная категория; 2) метод и форма организации семейного бизнеса; 3) комплексный правовой институт в системе предпринимательского права, 4) тип экономического поведения ячейки общества — семьи; 5) правовая форма реализации семьей своего предпринимательского потенциала, организованная на семейно-правовых связях.

Полагаем необходимым обозначить преимущества и необходимость активного развития семейного предпринимательства и его правового регулирования, государственной поддержки, создания специального правового режима.

Развитие семейного предпринимательства в системе малого и среднего предпринимательства является необходимым условием для успешного становления экономики страны. Оно играет значительную роль при решении

наиболее острых экономико-социальных задач. Не требуя значительных затрат со стороны государства, семейный бизнес стабилизирует социально-экономическую ситуацию в стране, решая проблемы, связанные с занятостью членов семьи.

Семейное предпринимательство направлено на решение вопросов экономического роста страны и перехода к инновационному развитию. Благодаря именно таким субъектам бизнеса сглаживается проблема, связанная с восстановлением после кризисных явлений. С одной стороны, они довольно мобильны, по сравнению с крупным бизнесом, и готовы подстраиваться под изменения экономики, но с другой — достаточно устойчивы в силу наличия особых се-мейно-правовых связей между членами семьи.

Семейное предпринимательство помогает развитию здоровой конкуренции, расширению ассортимента продукции, повышению качества товаров. Также необходимо отметить, что семейный бизнес является достаточно доверительным (фидуциарным) и основой стабильной экономики, в малой степени подвержен обману и мошенничеству внутри его организации и осуществления.

Использование новой методологии, основанной на понимании комплексной (межотраслевой) природы предпринимательских и семейных отношений, на их взаимодействии между собой, позволяет выйти на новый уровень научных правовых исследований и выявить новые государственно-правовые закономерности взаимодействия норм различной отраслевой принадлежности: семейного и предпринимательского законодательства.

Следует признать, что основные тенденции межотраслевого регулирования обусловлены проблематикой системной организации межотраслевых связей частного права, соотношения норм семейного права и иных правовых отраслей, включая и соотношение с различными публично-правовыми отраслями. Некоторые направления модернизации правового регулирования семейно-правовых институтов

Ершова И. В. Понятийно-правовая пертурбация как способ достижения государственной цели (на примере понятия субъекта малого и среднего предпринимательства) // Гражданское право. 2016. № 4. С. 33.

8

обусловлены публичной деятельностью государства и иных публично-правовых образований, их ролью в области частного и публичного права9.

Вместе с тем значительную роль в становлении и развитии семейного предпринимательства должно выполнять государство, обеспечивая гармоничное сочетание публично- и частноправового регулирования данной сферы предпринимательской деятельности.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства — это часть государственной социально-экономической политики, совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных мер, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Законом о малых и средних предприятиях. Полагаем, что именно из такого подхода необходимо исходить и при реализации мер поддержки семейного предпринимательства.

Поскольку в России нет правовой базы для открытия и существования семейного бизнеса как организационно-правовой формы юридического лица и предпринимательства, невозможно привести точные статистические данные предпринимателей, строящих свой бизнес на семейно-родственных связях членов семьи. Однако следует признать, что в России много юридических лиц, которые с полным правом можно отнести к семейному предпринимательству.

Отсутствие нормативно-правовой базы порождает и проблему поддержки семейного предпринимательства. Конечно, к нем необходимо и возможно применение механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства. Однако они не социально ориентированы на развитие именно семейного предпринима-

тельства, не учитывают его особенности. Принятие специального нормативного правового акта, направленного на регулирование семейного бизнеса, введение семейного предприятия как организационно-правовой формы юридического лица позволило бы четко определить концепцию развития семейного предпринимательства в нашей стране, способствовало бы гармоничному развитию предпринимательского сектора экономики и семейных отношений.

Полагаем, что достаточно привлекательной выглядит модель правового регулирования семейного предпринимательства, предусматривающая действие отдельного специального закона о семейном предпринимательстве, устанавливающая особый правовой статус этой формы предпринимательской деятельности.

Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержке семейного предпринимательства является создание на федеральном и региональном уровнях социально-экономических, правовых и организационных возможностей для формирования и эффективного применения семейного предпринимательства, направленного на развитие предпринимательской активности членов семьи, роста благосостояния российских семей, их уровня жизни.

Семейное предпринимательство должно выступать в качестве связующего звена между государством, малыми и крупными сферами организации предпринимательской деятельности. Оно призвано реализовать решение многочисленных организационных, правовых вопросов, возникающих при взаимодействии государства и бизнес-структур.

Безусловно, семейное предпринимательство должно в большей степени поддерживаться государством и бизнес-сообществом, необходима разработка и реализация специальных целевых программ, направленных на развитие предпринимательской деятельности членов семьи.

9 Левушкин А. Н. К вопросу о понятии, предмете и системе семейного права России и других государств — участников СНГ на современном этапе развития // Семейное и жилищное право. 2013. № 5. С. 39.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи : дис. ... канд. юрид. наук. — Тверь, 2014. — 189 с.

2. Ершова И. В. Микропредприятие: «микро» не значит «малое» // Предпринимательское право. — 2018. — № 2. — С. 11—18.

3. Ершова И. В. Понятийно-правовая пертурбация как способ достижения государственной цели (на примере понятия субъекта малого и среднего предпринимательства) // Гражданское право. — 2016. — № 4. — С. 33—36.

4. Ершова И. В. Экономическая деятельность: понятие и соотношение со смежными категориями // Lex Russica. — 2016. — № 9. — С. 46—61.

5. Левушкин А. Н. К вопросу о понятии, предмете и системе семейного права России и других государств — участников СНГ на современном этапе развития // Семейное и жилищное право. — 2013. — № 5. — С. 36—39.

6. Левушкин А. Н. Теоретическая модель построения системы семейного законодательства государств — участников СНГ : монография. — М. : Юнити-Дана: Закон и право, 2013. — 327 с.

7. Мохов А. А. Семейное и малое предпринимательство в современной России: доктрина и законодательство // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2017. —№ 2. — С. 25—28.

Материал поступил в редакцию 25 июля 2018 г.

FAMILY ENTREPRENEURSHIP IN THE SYSTEM OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES: THE LEGAL NATURE AND WAYS OF DEVELOPMENT

LEVUSHKIN Anatoly Nikolaevich, Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Business

and Corporate Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected]

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

Abstract. Family business has traditionally been considered as the most common type of business that quantitively prevails in developed market economies. The paper analyzes family business, its role in the system of small and medium-sized entrepreneurship of the Russian Federation, individual approaches to the concept and essence of family business. The author scrutinizes the legal nature of family business and features of family entrepreneurship in the Russian Federation, determines features of family entrepreneurship and a legal status of a family enterprise. Also, the paper considers the prospects for the development of family entrepreneurship in the Russian Federation and draws a conclusion that family business should be allocated into an independent type of business activity; moreover, family business requires special normative and legal regulation.

Keywords: Business activity, small and medium-sized entrepreneurship, family business, family business, family enterprise, family relations.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Barkova L. A. Semeynoe predprinimatel'stvo v mekhanizme pravovogo obespecheniya garmonizatsii interesov sem'i : dis. ... kand. yurid. nauk. — Tver', 2014. — 189 s.

2. Ershova I. V. Mikropredpriyatie: «mikro» ne znachit «maloe» // Predprinimatel'skoe pravo. — 2018. — № 2. — S. 11—18.

3. Ershova I. V. Ponyatiyno-pravovaya perturbatsiya kak sposob dostizheniya gosudarstvennoy tseli (na primere ponyatiya sub"ekta malogo i srednego predprinimatel'stva) // Grazhdanskoe pravo. — 2016. — № 4. — S. 33—36.

4. Ershova I. V. Ekonomicheskaya deyatel'nost': ponyatie i sootnoshenie so smezhnymi kategoriyami // Lex Russica. — 2016. — № 9. — S. 46—61.

5. Levushkin A. N. K voprosu o ponyatii, predmete i sisteme semeynogo prava Rossii i drugikh gosudarstv — uchastnikov SNG na sovremennom etape razvitiya // Semeynoe i zhilishchnoe pravo. — 2013. — № 5. — S. 36—39.

6. Levushkin A. N. Teoreticheskaya model' postroeniya sistemy semeynogo zakonodatel'stva gosudarstv — uchastnikov SNG : monografiya. — M. : Yuniti-Dana: Zakon i pravo, 2013. — 327 s.

7. Mokhov A. A. Semeynoe i maloe predprinimatel'stvo v sovremennoy Rossii: doktrina i zakonodatel'stvo // Zhurnal predprinimatel'skogo i korporativnogo prava. — 2017. —№ 2. — S. 25—28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.