Научная статья на тему 'Институт семейного предпринимательства в современной России'

Институт семейного предпринимательства в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / INSTITUTE / СЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / FAMILY ENTREPRENEURSHIP / МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ / MICROENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук Александр Александрович, Потий Ксения Михайловна

В статье представлен анализ состояния института семейного предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе развития. Сделан акцент на фактическом отсутствии у семейного предпринимательства институционального статуса, что значительно усложняет процесс дифференциации экономических субъектов в сегменте семейного предпринимательства и способствует возникновению необходимости уточнения институциональных границ. Установлено, что в силу относительно молодого возраста (стадия зарождения) большой доли семейных компаний в РФ при анализе состояния института семейного предпринимательства в стране можно вести речь только о занятости членов семьи на предприятии, а не о преемственности дела. Отмечено, что значительная часть отечественных семейных компаний на сегодняшний день является фактически малыми предприятиями (микропредприятиями). Подчеркнуты такие ключевые преимущества семейных предприятий, как простота их регистрации, посильные затраты на регистрацию новой компании, отсутствие необходимости в открытии расчетного счета (изготовлении печати), простота процедур бухгалтерского учета и налогообложения, самостоятельность при выборе затрат предпринимателями, а также трансформация конкурентной политики, непосредственно связанная с самой природой института семейного предпринимательства. Определено важнейшее значение данного института для России как государства с нестабильной институциональной экономической средой. Сделан вывод о том, что развитие семейного предпринимательства в современной сложной экономической ситуации может послужить гарантом политической стабильности в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The institution of family entrepreneurship in modern Russia

The analysis of condition of family entrepreneurship’s institute in the Russian Federation at the present stage of development is presented in article. The emphasis on the actual absence of the institutional status at family business is placed that complicates process of economic subjects' differentiation in a segment of family entrepreneurship considerably and promotes emergence of need in specification of institutional borders. A large share of family companies in Russia has a small age or at the stage of origin. It is possible to talk only about the employment of family members at the enterprise, but not about the succession of business. It is noted that a considerable part of the domestic family companies is actually small enterprises (microenterprises) today. Family businesses have the following advantages: ease of registration, feasible costs for registering a new company, the ability to work without a bank account, the simplicity of accounting and taxation procedures, independence in selecting costs by entrepreneurs, and the transformation of competition policies related to the nature of family business. The extreme importance of this institute for Russia as the state with the unstable institutional economic environment is defined. The conclusion is drawn that development of family entrepreneurship in a modern difficult economic situation can serve as the guarantor of political stability in the country.

Текст научной работы на тему «Институт семейного предпринимательства в современной России»

m

о ш ее о

о о ш

Ll_

О <

ее

www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2018.9.1.050-060

ИНСТИТУТ СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ЖУК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории, Южный федеральный университет, e-mail: zhukaa@sfedu.ru;

ПОТИЙ КСЕНИЯ МИХАЙЛОВНА,

аспирант кафедры экономической теории, Южный федеральный университет, e-mail: potiy93@mail.ru

оо В статье представлен анализ состояния института семейного предпринимательства

о в Российской Федерации на современном этапе развития. Сделан акцент на фактическом ^ отсутствии у семейного предпринимательства институционального статуса, что значительно усложняет процесс дифференциации экономических субъектов в сегменте ci семейного предпринимательства и способствует возникновению необходимости уточнения о институциональных границ. Установлено, что в силу относительно молодого возраста (стадия зарождения) большой доли семейных компаний в РФ при анализе состояния института ® семейного предпринимательства в стране можно вести речь только о занятости членов g семьи на предприятии, а не о преемственности дела. Отмечено, что значительная часть отечественных семейных компаний на сегодняшний день является фактически малыми предприятиями (микропредприятиями). Подчеркнуты такие ключевые преимущества

0

1

т семейных предприятий, как простота их регистрации, посильные затраты на регистрацию

новой компании, отсутствие необходимости в открытии расчетного счета (изготовлении печати), простота процедур бухгалтерского учета и налогообложения, самостоятельность при выборе затрат предпринимателями, а также трансформация конкурентной политики, непосредственно связанная с самой природой института семейного предпринимательства. ££ Определено важнейшее значение данного института для России как государства с нестабильной институциональной экономической средой. Сделан вывод о том, что развитие семейного предпринимательства в современной сложной экономической ситуации может послужить

о о

о гарантом политической стабильности в стране.

Ключевые слова: институт; семья; семейное предпринимательство; микропредприятие.

о © Жук А. А., Потий К. М., 2018

THE INSTITUTION OF FAMILY ENTREPRENEURSHIP

IN MODERN RUSSIA

ALEKSANDR A. ZHUK,

Dr.Sc. in Economics, Professor, Southern Federal University, e-mail: zhukaa@sfedu.ru;

KSENIYA M. POTIY,

Postgraduate student of the Department «Economic theory»,

Southern Federal University, e-mail: potiy93@mail.ru

The analysis of condition of family entrepreneurship's institute in the Russian Federation at the present stage of development is presented in article. The emphasis on the actual absence of the institutional status at family business is placed that complicates process of economic subjects' differentiation in a segment offamily entrepreneurship considerably and promotes emergence of need oo in specification of institutional borders. A large share of family companies in Russia has a small o age or at the stage of origin. It is possible to talk only about the employment of family members at the enterprise, but not about the succession of business. It is noted that a considerable part of the o domestic family companies is actually small enterprises (microenterprises) today. Family businesses cn~ have the following advantages: ease of registration, feasible costs for registering a new company, the ability to work without a bank account, the simplicity of accounting and taxation procedures, > independence in selecting costs by entrepreneurs, and the transformation of competition policies ® related to the nature of family business. The extreme importance of this institute for Russia as the state with the unstable institutional economic environment is defined. The conclusion is drawn that | development of family entrepreneurship in a modern difficult economic situation can serve as the § guarantor of political stability in the country. ^

Keywords: institute; family; family entrepreneurship; microenterprise. JEL: A13; B00; J18; L26.

Семейные компании с присущими им гибкостью, мобильностью и высокой

х пз со

о <

Постановка проблемы с?

эффективностью представляют собой неотъемлемую часть рыночной системы. g Данные организации могут создаваться практически в любом секторе экономики в ^ ответ на неудовлетворенные нужды и потребности гражданского общества. Семья и ш предпринимательская деятельность взаимно влияют друг на друга, общая работа и ^ общая цель, к которой необходимо стремиться, благотворно воздействуют на семейные р отношения. ^

Современные успешные российские предприниматели высоко оценивают роль института семьи в гражданском обществе. Например, предприниматель Олег Тиньков ^ во главу успеха ставит семью и отмечает, что, начиная бизнес с новым партнером, в ^ первую очередь интересуется, есть ли у него семья: «Если нет жены, значит, нет базы, ^ корней. Я стараюсь с такими людьми дела не иметь» (Epoch Times, 2017).

Семейное предпринимательство как область реализации деловой активности граждан является сложноструктурированным полем для системного научного анализа, так как в отечественной экономической практике отсутствует категория «семейное предпринимательство» и законодательно закрепленная организационно-правовая форма, соответственно.

Цель данной статьи - показать особенности семейного предпринимательства в России и его состояние на современном этапе развития.

Эволюция института семейного предпринимательства в России

Для характеристики института семейного предпринимательства в современной России важнейшую роль играют следующие условия страны: производственная структура хозяйства, уровень экономического развития и социальная структура гражданского общества, а также культурная компонента, отражающая морально-нравственные традиции и устои.

В России институт семейного предпринимательства успешно развивался до 1917 г. Революция прервала развитие данного института более чем на 70 лет, но с начала 1990-х гг. семейное предпринимательство стало развиваться вновь. Предприниматели начали открывать собственные семейные компании (магазины, ателье, кафе и др.), создавать кооперативы.

Семейные предприятия до начала 1990-х гг. не рассматривались в России в качестве

альтернативного ресурса развития экономической жизни общества. Однако рост уровня

безработицы, послуживший следствием перехода страны к рыночным отношениям,

привел к тому, что семейное предпринимательство было негласно признано важнейшей

ю экономической функцией семьи, приносящей доход (Шипицына, 2015, с. 634).

q В целом последнее десятилетие XX в. ознаменовано революционными изменениями,

^ которые совпали с кризисным состоянием большинства сфер жизни российского

oí социума, в том числе и семейных отношений. К негативным явлениям, с которыми

3J- столкнулось российское общество, можно отнести следующие: высокий уровень разводов,

5 большое число абортов, плохие материальные и жилищные условия, высокий уровень

_ алкоголизма и наркомании, двойная занятость женщин и т.п. Таким образом, рыночная

О система требовала от россиян инициативной деятельности на границе с выживаемостью.

^ Характерной чертой современной российской экономики выступает ее адаптация к

s условиям кризисного развития. К концу 2016 г., согласно данным Института развития

о НИУ ВШЭ, 56 регионов в стране переживали спад деловой активности, в то время как в

§ период с января по декабрь 2016 г. реальные доходы граждан упали на 5,8% (Овчарова,

к Бирюкова и др., 2017, с. 7). Данная негативная тенденция свидетельствует о росте

потребительских цен параллельно с повышением объемов обязательных платежей

населения. Как следствие, в сложившейся ситуации россияне были вынуждены делать

выбор в пользу стратегии сбережения средств, что послужило сдерживающим фактором

для развития предпринимательства в стране.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что с начала зарождения

g предпринимательства в России семейные предприятия выступают в качестве важного

с стабилизирующего экономического фактора. Тем не менее в современных условиях

m по сравнению с зарубежными странами значительная доля субъектов семейного

z предпринимательства находится на этапе своего становления. о

Институт семьи как основа развития семейного предпринимательства

сз Семья является первичной социальной группой общества, основанной на

супружеском союзе, родственных связях, совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности за подрастающее поколение. Через нее сменяются ° поколения людей, продолжается род (Пещеров и Пирогов, 2013, с. 108).

Для обеспечения жизнедеятельности гражданского общества семья, наряду с реализацией ряда важнейших функций (репродуктивной, воспитательной и др.), занимает особое место в системе экономических отношений, используя семейный бюджет для удовлетворения своих потребностей, в значительной степени определяя

з особенности производства, распределения и потребления различных видов товаров и

о

услуг (Касьяненко и Воротилкина, 2017, с. 37).

Дореволюционная семья, в сущности, выступала самостоятельной хозяйственной ячейкой. В начале XX в. в России, где 5/6 населения страны проживало в деревнях, преобладала патриархальная крестьянская семья, для которой были характерны ранние и всеобщие браки, практическое отсутствие регулирования деторождения и нерасторжимость церковного брака (Волков, 1999, с. 50). Посягательства на ослабление или разрыв супружеской связи всячески преследовались и жестоко карались (Сорокин, 1997, с. 65). Советская власть, отстранив церковь от решения вопросов развода и утвердив гражданский брак, разрушила феодальные основы семейных отношений, господствовавшие в обществе.

В Советской России институт семьи, с одной стороны, унаследовал от прежних поколений традиционный, авторитарно-патриархальный стиль внутрисемейных отношений, а с другой стороны, активно модернизировался под влиянием трансформационных импульсов нового государственного строя. Ресурсная база, выделенная на развитие института семьи и семейную политику в период социализма, была явно недостаточной, так как ключевыми приоритетами экономической политики СССР в данном периоде фактически выступали индустриализация и усиление военной мощи. Революционное крушение идеалов, отрицание базовых человеческих ценностей и принципов, в том числе религии, закономерно привели к «новой морали» безнаказанности, вседозволенности и безответственности (Харчев, 1994, с. 91). ^

Из проведенного сравнительного анализа институтов семьи дореволюционного о и советского периодов российской жизни сделаем промежуточный вывод о том, что ^ патриархальную и многопоколенную семью в начале 1920-х гг. сменила эгалитарная и нуклеарная семья.

В начале XXI в. на смену традиционной семейной политике как закономерная реакция на нужды гражданского общества Российской Федерации пришла политика поисков баланса работы и семьи, направленная на появление и развитие институциональных механизмов сочетания семейных и профессиональных обязанностей работающими взрослыми. Подобная метаморфоза явилась естественным отзывом российского гражданского общества на структурную трансформацию, развернувшуюся в сферах семьи и занятости.

Несмотря на тот факт, что данный поворот к поискам баланса между семьей и работой был обусловлен, в первую очередь, практическими задачами, на уровне политических инструментов и риторики активно внедрялась идея совмещения родительских, семейных и профессиональных обязанностей работающими взрослыми (Чернова, 2013, с. 19).

Ведение семейного предпринимательства в современной России - многогранное и перспективное направление повышения деловой активности населения государства (Михайлик, 2016, с. 41). Институт семьи для обществ с развитой рыночной экономикой является заказчиком экономически дееспособного человека. Вместе с тем можно отметить

о с

О)

§ т

X

го ш

О <

ь ф

о о

затянувшийся кризис семьи, которая ранее служила первостепенной школой доверия с

и поддержкой россиян в реформируемой стране. Как следствие, постепенно институт оа

семьи теряет прежнее высокое значение в жизни гражданского общества, что наиболее ^

о

негативно отражается на семейном предпринимательстве, поскольку значительная р

часть малого предпринимательства до сих пор берет свое начало с финансовой и ^

трудовой поддержки родственников (Важенина и др., 2016, с. 352).

Преодоление негативных тенденций, сложившихся в обществе, потребовало от ^

государства разработки новых подходов к решению широкого спектра проблем, с которым ^

столкнулся институт семьи на рубеже столетий. Результатом целенаправленных §

правительственных усилий послужило появление семейной политики, ориентированной §

„ ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на поддержание уровня жизни российских семей, улучшение их социального

самочувствия и экономического благосостояния. ^

Стоит отметить, что само понятие «семейная политика» в исследованиях советского ^

и постсоветского периода является достаточно новым. Соответствующий термин в з

о

академическом дискурсе стал использоваться с конца 1970-х гг., а отечественными исследователями - лишь с начала 1990-х гг. (Цинченко, 2015, с. 174).

Стоит отметить, что на сегодняшний день государство значительно активизировало поддержку института семьи. В этой связи, на наш взгляд, необходимо выделить Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, разнообразные программы поддержки молодых семей (например, Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2020 годы, Программа «Молодой семье - доступное жилье» на 2011-2017 годы), а также деятельность Фонда поддержки семьи как наиболее эффективные нововведения в данной сфере.

Кроме того, с 2017 г. в Российской Федерации вводятся дополнительные мероприятия, направленные на социальную поддержку молодых семей, в частности на рассмотрении сегодня находится законопроект «О дополнительных мерах поддержки молодых семей».

С нашей точки зрения, семья как триада кровного родства, родительства и супружества будет в перспективе занимать одно из важнейших мест в системе жизненных ценностей гражданского общества России.

Институт семейного предпринимательства в стране на современном этапе развития выступает одним из главных ресурсов создания рабочих мест, дружественных семье. Под рабочим местом, дружественным семье, мы имеем в виду социальную и семейную политику на уровне как государства, так и отдельной организации, нацеленную на потребности работающих родителей, которые сталкиваются с проблемой поиска и установления баланса между своими обязанностями: домашними и профессиональными (Чернова, 2014, с. 34).

Новейший этап развития семейной политики отличается в первую очередь своей демографической направленностью, многообразием курсов (борьба с бедностью, устройство детей-сирот, профилактика девиантности в семье и др.) и регионализацией, которая заключается в передаче высокой ответственности за состояние института семьи из федерального центра на региональный уровень. Таким образом, регионы РФ на современном этапе развития самостоятельно разрабатывают «семейную стратегию» с о учетом актуальных для них запросов и проблем.

х

т

§ На наш взгляд, трансформационные процессы, происходившие с российским

институтом семьи на протяжении XX в., обусловлены спецификой экономического и социального развития страны. Многопоколенную сельскую (дореволюционную) и малодетную городскую (советскую) семьи сменила семья современного типа, однако тезис «крепкая семья - крепкая держава» сохраняет свою актуальность и в настоящее время.

На сегодняшний день не вызывает сомнений тот факт, что предпринимательство в рамках семьи, играя важную роль в решении экономических и социальных задач, в целом способствует преумножению общественного богатства.

го ш

о ^

<

ь ф

с^

15 о о с^ с

о т

2 Перспективы и проблемы развития

р семейного предпринимательства в России

Необходимо отметить, что значительная доля семейных предприятий в России функционирует в качестве субъектов малого предпринимательства, в частности — микропредприятий. На наш взгляд, именно семейные микропредприятия играют в экономике важнейшую роль, создавая инфраструктуру страны, а также, учитывая

® деятельность субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства, адаптируются к изменяющейся экономической системе, находят те отрасли и сферы, в которых они могут быть конкурентоспособными (Ибрагимова, 2014, с. 52).

Семейные предприятия в рыночной экономике как субъекты микропредпринимательства выполняют ряд важнейших функций, таких как

3 общеэкономическая, социальная, инновационная, ресурсная и организаторская.

? Ассоциации предпринимателей реализуют также и политическую функцию.

Нестабильная экономическая ситуация в мире послужила причиной сокращения производства в России и, следовательно, уменьшения количества рабочих мест. В результате доходы значительной части населения в стране снизились, немало граждан и вовсе потеряли работу. Таким образом, в данной непростой социально-экономической обстановке вопросы организации семейного предприятия, на наш взгляд, звучат особо остро.

Отметим, что к концу 2016 г. за чертой бедности оказались 19,8 млн российских граждан, что выступает рекордным показателем, зафиксированным с 2006 г. Доходы этой группы населения были отмечены на уровне ниже прожиточного минимума, равного 10 466 руб.

Величина среднего по стране прожиточного минимума, утвержденного правительством, в 2016 г., по сравнению с предыдущим, возросла только на 0,3%, в то время как показатель официальной инфляции достиг отметки 20% на уровне потребительских цен. Спад доходов россиян за 2017 г., в соответствии с прогнозом Аналитического кредитного рейтингового агентства, составит 0,2% (Аналитическое кредитное рейтинговое агентство, 2017). В качестве основных причин данной негативной тенденции следует отметить дефицит бюджета и слабый экономический рост в стране.

На сегодняшний день большая доля семейных компаний в Российской Федерации т имеет относительно молодой возраст или находится только на стадии зарождения. о Таким образом, анализируя состояние института семейного предпринимательства в ^ современной России, следует вести речь не о преемственности дела, а лишь о занятости членов семьи на предприятии.

Поскольку семейное предприятие в России сегодня не представляется возможным

р

зарегистрировать в качестве такового, предпринимателям приходится использовать >

другие организационно-правовые конструкции, применять к исследуемой форме ф организации экономической жизни общества общие положения.

Как следствие, члены семьи вынуждены регистрироваться по отдельности в качестве ^

индивидуальных предпринимателей, выступая в качестве партнеров, использовать о модель трудовых отношений «работодатель — работник», на правах долевого §

участия строить деловые отношения в рамках совместного предпринимательства £ организационно-правовых форм, предусмотренных для юридических лиц действующим 1

законодательством России. ш

Родственники в качестве формы организации семейного предпринимательства, как

о с

СП

правило, делают выбор в пользу предпринимательской деятельности без образования ^

юридического лица (выступают индивидуальными предпринимателями). о.

В качестве ключевых преимуществ данной формы организации семейного о

о

предприятия можно выделить следующие: ^

• простота регистрации, так как предпринимателям для организации собственного ¡§ дела не требуется заключение учредительного договора; 2

• посильные затраты на регистрацию предприятия, ограничивающиеся сбором за ^ постановку на учет и непосредственно самим регистрационным сбором;

• отсутствие необходимости в таких процедурах, как открытие расчетного счета и ^

ш

изготовление печати; ее

• простота процедур бухгалтерского учета и налогообложения; ^

• независимость предпринимателя, подразумевающая его самостоятельность при о выборе затрат. о

- - о

Еще одним важнейшим достоинством семейного предпринимательства ш

выступает трансформация конкурентной политики, связанная с самой природой о

данного института. В отличие от большинства корпораций, в которых практика <

трудоустройства родственников создает угрозу эффективности, способствуя снижению сс

конкурентоспособности, в семейном предпринимательстве участие членов семьи о

рассматривается в качестве положительного фактора, создающего дополнительные конкурентные преимущества (Симкина, 2014, с. 276).

Круг задач, которые семейные компании способны решать, главным образом определяется их целевыми установками и областью функционирования. В табл. 1 представлены отрасли, наиболее привлекательные для организации семейного предпринимательства у россиян:

Таблица 1

Отрасли, наиболее привлекательные для семейного предпринимательства для граждан РФ

Отрасль Примеры семейных предприятий

Торговля Небольшие узкоспециализированные магазины

Производство Изготовление мебели на заказ, пекарни, кулинарии

Услуги Ремонт одежды и обуви, парикмахерские, ателье

Сельское хозяйство Животноводство, птицеводство

СП

5 ,о

Источник: Составлено авторами по результатам исследования.

Качественные характеристики института семейного предпринимательства являются одновременно и их конкурентными преимуществами. 3 Во-первых, следует отметить гибкость и оперативность принятия решения в

см семейных компаниях, обусловленных тем, что деятельность подобных предприятий по ^ сравнению с более крупными организациями легче проанализировать, изменяя при необходимости хозяйственную политику, по отношению к рыночным трансформациям.

Во-вторых, простая система коммуникационных связей внутри семейного предприятия в сочетании с быстрым усвоением поступающих команд и быстрой ф реакцией на них (каналы прямой передачи информации) дают высокий хозяйственный „ (предпринимательский) эффект.

^ В-третьих, малые размеры семейного предприятия легко позволяют контролировать

0 в их рамках производственный процесс, одновременно перестраивая его в соответствии ^ с актуальными запросами рынка и потребителей. Оперативная реакция семейных

компании на трансформации в финансово-кредитной сфере, льготах, налогах, политике,

1 законодательстве создает необходимые условия для мобилизации ресурсов, быстрого ш маневра, эффективного прорыва на рынке и в целом актуализации производственного ^ процесса.

В-четвертых, личные связи, которые нередко вредят в «крупном деле», в частности на уровне взаимодействия крупных предприятий (особенно на государственном уровне), служат основой института семейного предпринимательства. Неформальные отношения не только между сотрудниками компании, но и ее клиентами часто сказываются положительно на ее развитии, принимая во внимание все многообразие фактов, которые в иных условиях трудно даже выделить и собрать воедино. В рамках семейных ^ предприятий существует возможность не просто их использовать как конкурентные

преимущества, но и достаточно быстро получить от них отдачу. о Для эффективного функционирования семейных компаний в экономике современной

ос Российской Федерации уже существует ряд позитивных условий потенциального роста. У Вместе с тем принятые меры на данный момент времени недостаточны, поскольку о уровень развития института семейного предпринимательства в нашей стране находится о на значительно более низком уровне, чем в развитых странах (Блудов, 2012, с. 51). ш В настоящее время в России малое предпринимательство, тем более семейное,

о по-прежнему испытывает множество трудностей, которые необходимо постоянно < преодолевать (Шалашникова, 2016, с. 34).

С нашей точки зрения, активное развитие семейного предпринимательства в России о затруднено рядом следующих причин:

а> с^

15 о О с^ с

о т

• экономические (монополизация производства);

• социальные (расслоение гражданского общества в стране на тех, кто обладает достаточными компетенциями для ведения предпринимательской деятельности, и тех, кому только предстоит этому обучаться);

• правовые (практически полное отсутствие адекватного рыночным механизмам законодательства);

• идеологические (предубеждение большой доли населения по поводу частного хозяйства и предпринимательства).

На нашвзгляд,главнаяпроблемаразвитияинститутасемейногопредпринимательства в современной России связана с нестабильностью институциональной среды экономики. Данные исследований свидетельствуют о том, что предприниматели в стране испытывают трудности при планировании своего дела более чем на два года вперед (Календжян и Волков, 2011, с. 148).

Еще одна проблема семейных предприятий в России на современном этапе развития -их краткий срок функционирования (недолговечность) как отражение нестабильности института семьи, диагностируемое на всех уровнях: неадекватное воспитание, различия в ценностных системах поколений, высокий показатель разводимости. Вместе с тем семейное предпринимательство сегодня развивается даже в сложившихся условиях кризиса семьи, приобретая новые разновидности и формы. оо

Анализируя экономическую ситуацию на современном этапе развития, можно о сделать вывод о возрастающей роли семейного предпринимательства как важнейшего ^ стратегического инструмента, способного обеспечить экономический рост, повышающего эффективность предпринимаемых инициативных экономических действий и национального благосостояния в целом, воздействуя тем самым на проблему бедности (Потий, 2017, с. 88).

Возрождение семейственности в российском предпринимательстве при создании «здоровой» юридической среды является перспективной стратегией государственных мероприятий в области социальной политики (Жук и Потий, 2017, с. 2896). Кроме того, семейное предпринимательство в рамках малого предпринимательства при всей важности развития средних и крупных форм организации инициативной деятельности населения является необходимым условием воспроизводства семейного и общественного капитала.

Одной из важнейших проблем российского семейного предпринимательства на современном этапе развития выступает тот факт, что для семейных компаний не предусмотрена целенаправленная поддержка государства: де-факто данный институт давно существует, но в действующем законодательстве не закреплен.

Семейное предпринимательство в России успешно развивались до 1917 г. Революция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

<

Ь ф

Заключение 5

а

остановила рост данного института более чем на 70 лет, но с конца 1980-х гг. семейное ш предпринимательство вновь начало развиваться. Люди стали создавать небольшие ^ кооперативы, открывать собственные семейные компании: магазины, кафе, ателье и др. р С первых этапов трансформации российского малого предпринимательства семейные ^ предприятия играют роль важнейшего стабилизирующего экономического фактора. Однако на сегодняшний день большая часть субъектов семейного предпринимательства 01 в стране все еще находится на этапе становления. ^

Семейные компании способствуют формированию среднего класса населения, ^ повышают уровень занятости путем создания новых рабочих мест, формируют налогооблагаемую базу для бюджетов всех уровней, а также насыщают рынок разнообразными товарами и услугами, тем самым положительно воздействуя на конкурентную среду национальной экономики.

На наш взгляд, преимущества семейного предпринимательства основаны на его ^

связи с институтом семьи. Стабильность, адаптивность, организационное единство

о

с

о m

и конкурентоспособность исследуемой формы организации экономической жизни российского гражданского общества очевидны, так как структура семейных связей и взаимоотношений дает мощную отдачу от производимых предпринимателями действий.

Анализируя деятельность микропредприятий, следует отметить их неравное положение в экономике по отношению к крупным предприятиям. Последние имеют преимущества в степени развития информационных источников, ресурсной базы, связей. Как следствие, семейные предприятия не являются конкурентоспособными наравне с крупным бизнесом и особо нуждаются в государственной поддержке.

Несмотря на тот факт, что споры в научном мире о том, кого можно назвать семейным предпринимателем, еще до сих пор активны, в каком бы виде этот феномен ни был представлен, семейное предпринимательство остается перспективным сегментом для России как государства с нестабильной институциональной экономической средой. На наш взгляд, развитие семейных предприятий в современной сложной экономической ситуации может послужить гарантом политической стабильности. Данная цель достижима посредством разработки соответствующего законодательства, создания благоприятных экономических условий, а также совершенствования экономического образования населения параллельно с ростом предпринимательской культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

° Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (2017). Рецессия закончилась.

,-i Что дальше? Экономика России: уточнение прогноза до 2021 года (https://www.acra-

z: ratings.ru/research/191 — Дата обращения: 17.11.2017).

с» Бизнес или семья? Тиньков, Джобс, Брэнсон и другие крутые бизнесмены о семейных

^о ценностях // Epoch Times, 10.10.2017. (http://www.epochtimes.ru/biznes-ili-semya-tmkov-dzhobs-brenson-i-drugie-krutye-biznesmeny-o-semejnyh-tsennostyah-99042854/. — Дата

• обращения: 25.10.2017).

^ Блудов А. М. (2012). Семейное предпринимательство как перспективная форма

1 малого бизнеса // Конкурентоспособность. Инновации. Финансы, № 1(7), с. 48-51.

| Волков А. Г. (1999). Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России, № 4, с. 47-57.

m Важенина И. С., Важенин С. Г. и Сухих В. В. (2016). Поддержка семейного

i бизнеса — стратегический ресурс эффективной социально-экономической политики и

ее восстановления доверия в экономике // Динамика и инерционность воспроизводства

о. населения и замещения поколений в России и СНГ: VII Уральский демографический

< форум с международным участием: сборник статей. Екатеринбург, c. 347—354.

ф Жук А. А. и Потий К. М. (2017). Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории // Российское предпринимательство, № 19, с. 2891—

Л

° 2908.

Ибрагимова Г. И. (2014). Сущность и роль микробизнеса. Социальная функция микропредприятий // Вестник Удмуртского университета, № 4, с. 50-55. о Календжян С. О. и Волков Д. А. (2011). Развитие семейного предпринимательства в

России // Экономическая политика, № 5, с. 148-150.

Касьяненко Т. Г. и Воротилкина А. М. (2017). Эволюция понятия «семейный ш бизнес» по исследованиям российских и зарубежных ученых // Экономика и управление: о проблемы, решения, № 2, с. 36-43.

^ Михайлик К. И. (2016). Перспективы организации семейного бизнеса в Российской

^ Федерации // Международный журнал социальных и гуманитарных наук, № 1, с. 39-42. £¡3 Носкова А. В. (2013). Эволюция государственной семейной политики в России: от

советских к современным моделям // Политология, № 6 (33), с. 155-159.

Овчарова Л. Н, Бирюкова С. С., Селезнева Е. В. и Абанокова К. Р. (2017). Население России в 2017 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Июль 2017. М.: НИУ ВШЭ.

Пещеров Г. И. и Пирогов А. И. (2013). Институт семьи: эволюция и проблемы в современном мире // Власть, № 10, с. 106—109.

ПотийК. М. (2017). Преимущества семейного предпринимательства в экономической жизни современного общества // Экономика и управление: научно-практический журнал, № 3(137), с. 85-88.

Cимкина Н. В. (2014). Семейный бизнес: особенности и преимущества // Харьковский национальный университет имени Каразина В.Н. (http://www.epochtimes. ru/biznes-ili-semya-tinkov-dzhobs-brenson-i-drugie-krutye-biznesmeny-o-semejnyh-tsennostyah-99042854/ - Дата обращения: 25.10.2017).

Сорокин П. А. (1997). Кризис современной семьи // Вестник Московского университета, № 3, с. 65-79.

Харчев А. Г. (1994). Социалистическая революция и семья // СОЦИС, № 6, с. 90-95.

Цинченко Г. М. (2015). Политика в отношении семьи в первые годы советской власти // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского Н.И., № 1, с. 174-182.

Чернова Ж. В. (2013). Гендерный анализ семейной политики в современной России: особенности и тенденции // Автореф. дис... д-ра соц. наук. Саратов: ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет», 403 с.

Чернова Ж. В. (2014). Рабочее время, дружественное семье: постановка проблемы // Женщина в российском обществе, № 1(70), с. 33-42. оо

Шалашникова В. Ю. (2016). К вопросу о преемственности семейного о предпринимательства // Духовная ситуация времени. Россия XXI в., № 1, с. 34-35. ^

Шипицына К. С. (2015). Перспективы и проблемы семейного предпринимательства: российская реальность // Фундаментальные исследования, № 8, с. 633-635.

о с

СП

О

REFERENCES £

Analytical Credit Rating Agency (2017). Recession has ended. What's next? Economy of ®

Russia: specification of the forecast till 2021. (https://www.acra-ratings.ru/research/191 - g

Access Date: 17.11.2017). (In Russian). |

Business or family? Tinkov, Jobs, Branson and other cool businessmen about family

values. Epoch Times, from 10/10/2017. (http://www.epochtimes.ru/biznes-ili-semya-tinkov- &

dzhobs-brenson-i-drugie-krutye-biznesmeny-o-semejnyh-tsennostyah-99042854/ — Access ^

Date: 17.11.2017). (In Russian). gj

Bludov, A. M. (2012). Family entrepreneurship as perspective form of small business. q.

Competitiveness. Innovations. Finance, 1(7), 48—51. (In Russian). <

Volkov, A. G. (1999). Evolution of the Russian family in the 20th century. The world of cu

15 o o

CL a

o m

Russia, 4, 47-57. (In Russian).

Vazhenina I. S., Vazhenin S. G. and Sukhikh V.V.(2016). Support of family entrepreneurship is a strategic resource of effective social and economic policy and restoration of trust in economy. Dynamics and lag effect of the population reproduction and replacement of generations in Russia and the CIS. Yekaterinburg, 347-354. (In Russian). o

Zhuk A. A. and Potiy K. M. (2017). Phenomenon of family entrepreneurship in the modern economic theory. Russian Journal of entrepreneurship, 19, 2891-2908. (In Russian). 3

Ibragimova, G. I. (2014). Entity and role of microbusiness. Social function of the lu microenterprises. The Bulletin of the Udmurt University, 4, 50-55. (In Russian). o

Kalendzhyan, S. O. and Volkov, D. A. (2011). Development of family entrepreneurship in ^ Russia. Economic policy, 5, 148-150. (In Russian).

Kas'yanenko, T. G. and Vorotilkina, A. M. (2017). Evolution of the concept 'family business' on researches of the Russian and foreign scientists. Economy and management: problems, decisions, 2, 36-43. (In Russian).

Mikhaylik, K. I. (2016). Prospects of the family business' organization in the Russian Federation. International magazine of social and humanities, 1, 39-42. (In Russian). q

00 ■H

o

CM

CD

5 ,o

o

x

§

m

te m o œ

s <

b CD Œ

15 o O Πc O

m

o

LU CH O

O O LU LL

O

_J <

en

3

o

Noskova, A. V. (2013). Evolution of the state family policy in Russia: from Soviet to modern models. Political science, 6 (33), 155-159. (In Russian).

Ovcharova, L. N., Biryukova, S. S., Selezneva, E. V. and Abanokova, K. R. (2017). The population of Russia in 2017: incomes, expenses and social well-being. Moscow, NIU VSHE. (In Russian).

Peshcherov, G. I. and Pirogov, A. I. (2013). Institution of the family: evolution and problems in the modern world. The power, 10, 106-109. (In Russian).

Potiy, K. M. (2017). Advantages of family entrepreneurship in economic life of modern society. Economy and management: the scientific and practical magazine, 3(137), 85-88. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Simkina, N. V. (2014). Family business: features and advantages. Kharkiv national university of Karazin V.N. (http://www.epochtimes.ru/biznes-ili-semya-tinkov-dzhobs-brenson-i-drugie-krutye-biznesmeny-o-semejnyh-tsennostyah-99042854/ — Access Date: 17.11.2017). (In Russian).

Sorokin, P. A. (1997). Crisis of modern family. Bulletin of the Moscow University, 3, 65-79. (In Russian).

Kharchev, A. G. (1994). Socialist revolution and family. SOTSIS, 6, 90—95. (In Russian).

Tsinchenko, G. M. (2015). Policy for family in the first years of the Soviet power. Bulletin of the Nizhny Novgorod University of Lobachevski N.I., 1, 174—182. (In Russian).

Chernova, Zh. V. (2013). The gender analysis of family policy in modern Russia: features and tendencies. Saratov: GOU VPO 'Saratov State Technical University', 403 p. (In Russian).

Chernova, Zh. V. (2014). Working hours, friendly to family: statement of a problem. The woman in the Russian society, 1(70), 33—42. (In Russian).

Shalashnikova, V. Yu. (2016). To a question of family entrepreneurship's continuity. Spiritual situation of time. Russia 21st century, 1, 34—35.

Shipitsyna, K. S. (2015). Prospects and problems of family entrepreneurship: Russian reality. Fundamental research, 8, 633—635. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.