Научная статья на тему 'Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории'

Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1014
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕМЬЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ / FAMILY BUSINESS / FAMILY / ENTREPRENEUR / MICROENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук Александр Александрович, Потий Ксения Михайловна

В статье представлен теоретико-аналитический обзор определений понятий «семейное предпринимательство», «семья» и предприниматель». Приведен ряд основных тенденций в современных исследованиях института семейного предпринимательства. Установлено, что семейное предпринимательство в рыночном хозяйстве РФ предстает в пяти основных дефинициях (сложная экономическая категория, двойственный метод хозяйствования, специфическая социальная форма предпринимательства, тип экономического поведения ячейки общества и способ реализации семьей своего предпринимательского потенциала). Определено, что большая часть научных работ в области исследования современного российского семейного предпринимательства сконцентрирована на проблематике недостаточной проработанности механизмов передачи семейного дела наследникам, а также низкого уровня осознанности важности разработки данных механизмов среди владельцев предприятий. Отмечен низкий уровень внимания отечественных авторов к проблеме исследования специфики организационной культуры и ее отличий от несемейных предприятий, популярной на сегодняшний день на западе, и фокус последних отечественных публикаций на вопросах передачи и наследования семейного дела, что, вероятно, обусловлено пересечением консалтинговых и исследовательских интересов. Представлен авторский подход к определению понятий «семья» и «семейное предприятие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family business phenomenon in the modern economic theory

The article presents theoretical and analytical review of definitions of the concepts ‘family business, ‘family’ and ‘entrepreneur’. We show a number of the main trends in modern researches on “family business” institution. We found out that there are 5 five main definitions of family business in Russian market economy, such as difficult economic category, dual management practices, specific social form of business, type of economic behavior of a social unit and a way to realize family’s entrepreneurial potential. We also found out that much of scientific works in a research on modern Russian family business are focused on an insufficient development of transfer mechanisms of family business to successors, and on the low level of awareness of the importance of these mechanisms’ development among enterprises owners. We note that Russian authors do not pay much attention to the research problem of organizational culture’s specifics and its differences from non-family enterprises, which is popular in the West today. The last domestic publications focus mainly on the issues of transfer and inheritance of family business, probably because of intersection of consulting and research interests. We present author's approach to the definition of the concepts ‘family’ and ‘family business.

Текст научной работы на тему «Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 19 • октябрь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории

Жук A.A. 1, Потий К.М. 1

1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье представлен теоретико-аналитический обзор определений понятий «семейное предпринимательство», «семья» и предприниматель». Приведен ряд основных тенденций в современных исследованиях института семейного предпринимательства. Установлено, что семейное предпринимательство в рыночном хозяйстве РФ предстает в пяти основных дефинициях (сложная экономическая категория, двойственный метод хозяйствования, специфическая социальная форма предпринимательства, тип экономического поведения ячейки общества и способ реализации семьей своего предпринимательского потенциала). Определено, что большая часть научных работ в области исследования современного российского семейного предпринимательства сконцентрирована на проблематике недостаточной проработанности механизмов передачи семейного дела наследникам, а также низкого уровня осознанности важности разработки данных механизмов среди владельцев предприятий. Отмечен низкий уровень внимания отечественных авторов к проблеме исследования специфики организационной культуры и ее отличий от несемейных предприятий, популярной на сегодняшний день на западе, и фокус последних отечественных публикаций на вопросах передачи и наследования семейного дела, что, вероятно, обусловлено пересечением консалтинговых и исследовательских интересов. Представлен авторский подход к определению понятий «семья» и «семейное предприятие».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: семейное предпринимательство, семья, предприниматель, микропредприятие.

Family business phenomenon in the modern economic theory

ZhukA.A.1, Potiy K.M. 1

1 South Federal University, Russia

введение

Семейное предпринимательство является специфической областью научных исследований, так как экономические отношения в нем тесно взаимосвязаны с социально-психологическими отношениями. Главным субъектом выступает семья как социальная общность, формируемая узами родства, родительства, супружества.

Отечественный опыт семейного предпринимательства характеризуется значительными историческими разрывами, влияю-

щими на периодические утраты как исторического, так и социального опыта его развития. Закономерным следствием данных разрывов являются трудности, с которыми сталкивается современная экономика при восстановлении института семейного предпринимательства.

База семейного хозяйствования была подорвана государственной политикой, проводимой в 30-х гг. XX в. Так, главным источником благополучия была определена официальная заработная плата. Вместе с тем, семейные отношения выступали основой для развития теневых предпринимательских структур различного рода, которые функционировали в недрах плановой экономики. Многие процессы формирования и развития семейного предпринимательства в России объясняются не экономическими, а социальными, политическими, институциональными, ментальными и демографическими факторами.

Однако в современной России активно возрождаются фермерские традиции, функционируют семейные мебельные цеха, частные пекарни и магазины, развиваются семейные традиции в банковском секторе. По экспертным оценкам на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается около 2 млн семейных предприятий, учитывая тот факт, что одна семья может иметь несколько совместных дел одновременно, и в каждом из них учредитель - один из членов данной семьи.

ABSTRACT:_

The article presents theoretical and analytical review of definitions of the concepts 'family business, 'family' and 'entrepreneur'. We show a number of the main trends in modern researches on "family business" institution. We found out that there are 5 five main definitions of family business in Russian market economy such as difficult economic category dual management practices, specific social form of business, type of economic behavior of a social unit and a way to realize family's entrepreneurial potential. We also found out that much of scientific works in a research on modern Russian family business are focused on an insufficient development of transfer mechanisms of family business to successors, and on the low level of awareness of the importance of these mechanisms' development among enterprises owners. We note that Russian authors do not pay much attention to the research problem of organizational culture's specifics and its differences from non-family enterprises, which is popular in the West today. The last domestic publications focus mainly on the issues of transfer and inheritance of family business, probably because of intersection of consulting and research interests. We present author's approach to the definition of the concepts 'family' and 'family business.

KEYWORDS: family business, family entrepreneur, microenterprise

JEL Classification: L26,L50, M20 Received: 29.08.2017 / Published: 16.10.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zhuk A.A. (zhukaa0sfedu.ru)

CITATION:_

Zhuk A.A., Potiy K.M. (2017) Fenomen semeynogo predprinimatelstva v sovremennoy ekonomicheskoy teorii [Family business phenomenon in the modern economic theory]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (19). - 2891-2908. doi: 10.18334/rp.18.19.38321

Отсутствие единого общепринятого подхода к детерминации феномена семейного предпринимательства значительно затрудняет его исследование. Таким образом, в современной экономической теории прослеживается необходимость разделения семейных предприятий от несемейных форм организации хозяйственной жизни гражданского общества.

Анализ семьи как экономического института

Результаты проведенного нами теоретического исследования свидетельствуют о том, что добиться признания семьи как важнейшего экономического института стремились выдающиеся личности, начиная с древности. В соответствии с рядом научных теорий, именно форма семьи на протяжении многих веков могла определять общий курс эволюции макросоциальных систем [13] (Korotaev A.V., 1987).

Французский философ эпохи Просвещения Ж.-Ж. Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья. Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ...» [20] (Russo Zh.-Zh., 1998).

В рамках данного исследования особый интерес представляет точка зрения Маркса К. и Энгельса Ф. о том, что основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в формах, санкционированных обществом. Так, «она не сводится, однако, к отношениям между мужчиной и женщиной, даже юридически оформленным, а представляет отношение между мужем и женой, родителями и детьми» [15] (Marks K., Engels F., 1955), что придает ей значение важнейшего института гражданского общества. Это определяется, главным образом, тем, что институт семьи своим возникновением и развитием обязан, в первую очередь, общественным потребностям, нормам, санкциям. Следовательно, семью следует рассматривать как малую группу, основанную на кровном родстве или браке, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью.

Ленин В.И. отмечал, что определяющим фактором в развитии семьи являются социально-экономические отношения. Следовательно, семья представляет собой продукт исторического развития, а каждая общественно-экономическая формация имеет свойственные только ей брачно-семейные отношения.

Стоит заметить, что с экономической точки зрения, семья всегда остается основной силой в производстве и распределении товаров (услуг). Анализ института семьи с акцентом на ее экономическую составляющую привел к выявлению специфики семей-

ОБ АВТОРАХ:_

Жук Александр Александрович, профессор кафедры экономической теории, доктор экономических наук, доцент (zhukaa0sfedu.ru)

Потий Ксения Михайловна, аспирант кафедры экономической теории (potiy930mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Жук А.А., Потий К.М. Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 19. - С. 2891-2908. doi: 10.18334/rp.18.19.38321

ной экономики. В данном контексте интерес представляет дефиниция экономики, представленная в Толковом словаре В.И. Даля: «производное от термина «эконом», определяемого как «хороший хозяин, домострой, скопидом, расчетливый, сберегающий что можно; домоправитель, домостроитель, правящий хозяйством, расходом денег и припасов; ключник» [8] (Dal V.I., 2015).

До второй половины 80-х гг. XX в. отечественные экономисты практически не уделяли внимания семье. Наиболее широко было распространено определение семьи как группы людей, связанных родственными отношениями и ведущих совместное хозяйство с целью семейного потребления. Семья не являлась производящей ячейкой, а была включена в фазы распределения и потребления продукта, рассматривалась в качестве домохозяйства. Однако данные понятия, несмотря на то, что примыкают тесно друг к другу, не тождественны по своей сути.

Процесс усложнения взаимодействия и сращивания различных сфер общественной жизни, а также вовлечение в экономический анализ социальных, демографических, психологических и национальных отношений требовали разработки качественно нового подхода к анализу института семьи.

Один из первых подобных подходов был использован американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Беккером Г., который в своих научных трудах стремился объяснить закономерности формирования и особенности функционирования семьи, семейные роли и взаимоотношения между членами семьи, синтезируя все аспекты ее существования в единую концепцию, основанную на универсальном подходе [5] (Bekker G.S., 2003).

Семья рассматривается Беккером Г. как производственная ячейка, использующая такие средства, как материальные ресурсы семьи, усилия ее членов, время, вложения в «товары», такие как здоровье, положение в семье, удовольствия, дети, отдых и др. «Имеющиеся в распоряжении родителей ресурсы состоят из унаследованного капитала и трудовых заработков и расходуются либо на их собственное потребление, либо на содержание детей, либо на передачу детям человеческого и другого капитала. Содержание детей требует времени и издержки по их воспитанию связанны с ценностью бремени родителей. Родители ценят детей, которые оказывают им поддержку в старости» [4] (Bekker G., 1994). Таким образом, ученый предполагает, что каждый аспект семейной жизни имеет рыночную природу.

Согласно экономической концепции семьи, разработанной Колдуэллом Дж., в семейном способе материальные потоки направлены от детей - к родителям, от жены - к мужу [10] (Zakharova O.D., Rybakovskiy L.L., 1993). Подобная система отношений отличается стабильностью, так как младшее поколение с течение времени станет господствующим. Переход к капиталистическому способу производства, по Колдуэллу Дж., ознаменован ломкой системы отношений. Так, дети из семейного способа производства выключаются, а их стоимость повышается по причине необходимости их образования.

В юридическом аспекте семья - это комплекс правоотношений членов. Семейное право России представлено в отдельном своде законов - Семейном кодексе РФ. Однако даже в действующем Семейном кодексе Российской Федерации понятие семьи не закреплено. Кроме того, круг членов семьи, определяемый в Жилищном и Гражданском кодексах РФ, а также других нормативно-правовых актах, различается.

Из ст. 2 Семейного кодекса РФ можно сделать вывод о том, что отечественное семейное законодательство относит к членам семьи супругов, родителей, детей, усыновителей и усыновленных. Членами семьи, в соответствии с ЖК РФ, являются люди, проживающие вместе с хозяином или наемщиком дома (квартиры, комнаты), ведущие общее хозяйство и имеющие уважительные отношения. Согласно Семейному кодексу РФ, такими гражданами выступают люди первой линии родства: мать, отец и дети. К данной категории граждан также относятся и взятые на воспитание, усыновленные или удочеренные дети. Они являются членами семьи вне зависимости от того, живут они вместе с родителями или отдельно от них.

Имущественные отношения, возникающие в семье, например, отношения собственности, регулируются также нормами гражданского права. Личные неимущественные отношения в Гражданском кодексе РФ исключены из предмета гражданско-правового регулирования. Однако в ст. 2 ГК РФ указано, что нематериальные блага защищаются гражданским правом, если из существа данных благ не вытекает иное. Общие начала регулирования имущественных отношений между супругами установлены в ст. 256 ГК РФ. Согласно данной статье, общая совместная собственность возникает только в случае регистрации брака, а также не применима к фактическим супругам. Следовательно, в отношении совместного имущества, нажитого в период фактического брака, действует режим общей долевой собственности, т.е. вступают в законную силу нормы гражданского права. Как мы видим, вопрос о разделе имущества при прекращении гражданского брака решается в рамках гражданского судопроизводства. Нормы Гражданского кодекса РФ также применяются к заключению, исполнению и расторжению брачного договора, а также соглашению об уплате алиментов. Однако вопросы действительности брака не могут рассматриваться с применением норм гражданского законодательства о сделках.

Из проведенного обзора законодательства можно сделать вывод о том, что современное право России в области семьи определяет лишь внешние границы начала и окончания личных отношений. Также право устанавливает общие границы и императивные запреты, содержание которых выходит за рамки правового регулирования. С нашей точки зрения, список преимуществ от развития семейной предпринимательской деятельности будет расти при условии согласованности норм семейного, гражданского и жилищного российского права.

В современном обществе функции семьи трансформируются. В европейских странах с 70-х гг. XX в. резко возросло число людей, которые на базе высокоразвитого рынка товаров (услуг) и высокопроизводительной экономики в состоянии обеспечить

воспроизводство населения без создания семьи в ее обычном понимании. Появление новых семейных форм не означает патологии, так как изменчивость и постоянное движение присущи институту семьи как живому организму, чем неподвижность и устойчивость. Все процессы, протекающие в гражданском обществе, в той или иной степени влияют на семью и ее структуру. В современных условиях семья подчиняется требованиям общественного производства. Акцентируя внимание на личностном потенциале индивида, она должна считаться с требованиями рыночных отношений [6] (Burova S.N., 2011).

В рамках настоящего исследования мы предлагаем определение семьи как единицы хозяйственной (экономической) деятельности, основанной на официально зарегистрированном браке, включающей супругов, родителей и детей.

Исследованию семьи как важнейшего экономического института отечественная экономическая наука уделяет на сегодняшний день мало внимания. Вместе с тем, мировой опыт свидетельствует о том, что экономические решения семьи оказывают значительное влияние на показатели развития национальной экономики и степень ее вовлеченности в мировые хозяйственные процессы. Кроме того, недостаток внимания к микропроцессам экономической жизни снижает эффективность государственных мероприятий в области социальной политики. Очевидно, что в использовании внутренних ресурсов института семьи необходимо искать возможности для достижения общественной безопасности.

На наш взгляд, возрождение семейственности в российском предпринимательстве при создании «здоровой» юридической среды является перспективной стратегией.

Анализ дефиниций понятий «предпринимательство» и «семейное предпринимательство»

На сегодняшний день в научном мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Оно может быть охарактеризовано с философской точки зрения как форма самореализации человека, особый настрой души, форма деловой романтики. Предпринимательская деятельность в профессиональном смысле слова рассматривается как умение организовать собственное дело, успешно осуществлять функции, связанные с его ведением.

Австрийский экономист Й. Шумпетер под предпринимательством понимал осуществление новых комбинаций [26] (Shumpeter Y., 2001).

Для Ф. Х. Найта [17] (Nayt F.Kh., 2003) и П. Друкера [28] (Drucker P., 1985), предпринимательство всегда подразумевает принятие на себя риска. Поведение предпринимателя отражает человек, готовый поставить свою карьеру и финансовую безопасность на кон и идти на риск во имя идеи, затрачивая много времени, а также капитала на неопределенное предприятие.

На проблему предпринимательства по-новому взглянул английский экономист Ф. фон Хайек, определив сущность предпринимательства как поиск и изучение новых

экономических возможностей, характеристику поведения, а не определенного вида деятельности [23] (Khayek F.A., 2000). На наш взгляд, последний тезис является особенно важным в рамках настоящего исследования.

Далее проведем краткий обзор дефиниций предпринимателя, представленный в научной литературе. Основоположник современной экономической теории А. Смит отмечал: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует свою собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» [22] (Smit A., 2016).

Экономический интерес как индивида, так и семьи, являясь, по сути, проявлением производственных отношений, реализуясь через систему предпринимательских потенциалов, может быть различным. Однако суть экономического интереса видится в отражении зависимости получаемого вознаграждения от общественного эффекта деятельности, роли форм производства и присвоения в условиях рынка.

С нашей точки зрения, сложности в выработке единого понятия категории «предпринимательство» обусловлены необходимостью исследования их содержания не только с экономической точки зрения, но и в социокультурном и историческом аспектах.

Далее проведем теоретико-аналитический обзор определений понятия «семейное предпринимательство». В широком смысле слова семейное предпринимательство -разнообразные формы предпринимательской активности близких родственников на основе их семейного капитала.

Организация семейного дела выступает одной из форм реализации семьей предпринимательского потенциала. По своей экономической природе семейное предпринимательство - это диалектическое единство таких компонентов, как общеэкономическое содержание и специфическая социальная форма [19] (Romadanov M.O., 2013).

Несмотря на тот факт, что понятие «семейное предпринимательство» в действующем законодательстве РФ рассматривается только в рамках фермерского хозяйства, в других сферах экономики около 80% компаний имеют семейные корни [9] (Evstigneeva K.V., Luneva E.A., 2013).

Первые исследования отечественного семейного предпринимательства были сконцентрированы на анализе процессов его зарождения, изучении аспектов взаимодействия в семейном предприятии между учредителем, членами семьи и остальными сотрудниками, вовлечения главой семьи в предпринимательскую деятельность своих родственников.

Так, Бархатова Н.М. фокусирует внимание на исследовании начальных этапов семейного предпринимательства, сравнении его недостатков и преимуществ в сравнении с несемейной формой, изучении сложностей, которые возникают во взаимоотношениях между близкими людьми при ведении ими совместной деятельности, вопросов управления персоналом семейного предприятия [3] (Barkhatova N.M., 1999).

Плотникова И.А. определяет семейное предпринимательство как социально-институциональную форму малого бизнеса, представляющую собой определенным образом организованную систему экономической и трудовой деятельности, функционирующую в процессе социальных отношений между родственниками или членами одной семьи, которая объединяет значимые общественные ценности, целесообразно ориентированные стандарты и нормы поведения, удовлетворяющие потребностям общества (региона) [18] (Plotnikova I.A., 2015).

Шипицына К.С. определяет семейное предпринимательство как формат, который находится обычно на грани самозанятости и малого предпринимательства [24] (Shipitsyna K.S., 2015). В связи с этим поддержку семейного предпринимательства можно охарактеризовать как прямой путь к одновременной поддержке как тех людей, которые не могут найти в рамках существующих трудовых правоотношений приложение собственного труда, так и тех малых форм предпринимательства, которые составляют часть сферы предпринимательства, доминирующую по общему числу предпринимателей.

С точки зрения Киренкиной Э.С., семейное предпринимательство представляет собой динамичный, активный элемент предпринимательства, инициативную, самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность объединениями граждан, где хотя бы двое из которых - члены одной семьи, по производству продукции (оказанию услуг) с целью получения прибыли [12] (Kirenkina E.S.). В соответствии с данной дефиницией, под семейным предприятием следует понимать предприятие, находящееся во владении и управляемое представителями одной семьи, планируемое к передаче следующему поколению по наследству.

Согласно определению, предложенному Савиной Т.Н. и Щанкиной Т.В., семейное предпринимательство - это одна из форм малого предпринимательства, которая характеризуется наличием родственных связей между работниками и собственниками предприятия [21] (Savina T.N., Schankina T.V., 2014).

По мнению Митрофановой И.В., под семейным предпринимательством следует понимать различные формы предпринимательской деятельности близких родственников на основе семейного капитала [16] (Mitrofanova I.V.). Из данного определения следует вывод, что институт семейного предпринимательства связан своим общеэкономическим содержанием как с индивидуально-трудовой деятельностью, так и с малым предпринимательством в целом.

Лепетикова И.Ю. определяет семейное предпринимательство как особую форму малого бизнеса, в рамках которой члены семьи являются собственниками и работниками своего предприятия [14] (Lepetikova I.Yu., 2015). Согласно данной дефиниции, к семейному предприятию фактически можно отнести любое предприятие, собственниками которого выступают члены одной семьи, часть из которых работает непосредственно на этом предприятии, способствуя его развитию.

Волков Д.А. определяет семейное предпринимательство как один из возможных этапов развития компании, подразумевающий «единоличное правление» семьи, при этом указывая, что главным критерием успешности подобного «правления» могут выступать нефинансовые показатели предприятия, а не его прибыль [7] (Volkov D.A., 2011).

Четкую формализацию определения можно увидеть в одной из самых последних публикаций по проблеме семейного предпринимательства под названием «Исследование владельцев капиталов в России», проведенном Центром управления благосостоянием и филантропии Сколково [11]. В представленной работе использовано определение Крисмана, Чуа и Шарма: «руководство и (или) управление которым осуществляются с намерением сформулировать и реализовать концепцию развития бизнеса, находящегося во владении доминирующей коалиции, управляемой членами одной семьи или небольшим количеством семей, таким образом, чтобы обеспечивать потенциальную устойчивость на протяжении нескольких поколений данной семьи или семей» [27] (Chua J.H., Chrisman J.J., Sharma P., 1999).

Однако намерение передать дело и владение соответствующими ресурсами без поведенческой компоненты, на наш взгляд, не делают предприятие семейным в полном смысле данного слова, а так как последняя составляющая невозможна без предыдущих двух, эти три части между собой неразделимы. Таким образом, предположим, что сущность феномена семейного предпринимательства наиболее полно раскрывается через следующие аспекты:

• намерение передать дело, обеспечить семейный контроль над ним;

• наличие ресурсной базы и способностей, обеспечивающих синергетический эффект, как результат взаимодействия членов семьи;

• особенности тактического и стратегического планирования, установленные семьей и предназначенные для исполнения при передаче следующим поколениям.

• поведенческая компонента.

Анализ зарубежной литературы позволяет выделить три подхода к определению понятия «семейное предприятие» в соответствии с содержанием, целью и формой. Большая часть дефиниций зарубежных ученых сфокусирована именно на содержании (Хадлер, 1989; Трент 1999). По мнению Астрахана Д., семейное предприятие представляет собой континуум, содержащий в своем составе уровни вовлечения семьи от высшего до низшего. Проблеме собственности посвящено исследование Лансберга (1988), проблеме преемственности - Варда (1987). На культуре семейного предпринимательства сосредоточены научные поиски Лица (1995). Клейн (2000) проводит анализ принципиальных отличий семейных предприятий от несемейных форм.

E. Хоовер и C. Хоовер определили семейную компанию как любое предприятие, в котором семейные и деловые отношения оказывают друг на друга значительное влияние, выделяя при этом следующую основу для ее эффективного взаимодействия:

честные коммуникации; одинаковое восприятие ценностей; единое видение перспектив развития семейного дела; ликвидация дифференциации ожиданий; идентификация конкретных ролей в семейном предпринимательстве; демонстрация отношения к проблемам и поведению членов семьи; ответственность каждого члена семьи за выполнение собственных обязанностей в рамках общего дела; баланс деловых и неофициальных коммуникаций между членами семьи; способы разрешения конфликтов; поиск компромиссов; взаимоуважение в повседневных коммуникациях; доверие как основной элемент [10] (Zakharova O.D., Rybakovskiy L.L., 1993).

В одноименном Законе республики Узбекистан под семейным предпринимательством принято иметь в виду инициативную деятельность, осуществляемую членами семьи, в целях получения дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность [1]. При этом семейное предприятие в рамках законодательства выступает одной из организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что развитие теории семейного предпринимательства в научном мире только начинается. В настоящее время данный феномен находится на этапе исследования. Семейные отношения в гражданском обществе постоянно трансформируются, изменяют свои формы под воздействием социальных, политических и демографических факторов. Современная семья как основа предпринимательских отношений представляет собой, в сущности, информационно непрозрачную, закрытую хозяйственную систему. Именно по этой причине ни в зарубежной, ни в отечественной науке семейное предпринимательство не исследовано в комплексе.

Однако на сегодняшний день в исследованиях экономического института семейного предпринимательства наметился ряд основных тенденций. Высокую значимость имеют результаты, полученные при анализе вопроса о том, что именно отличает семейное предпринимательство от несемейного, лежит ли в основе слияние и объединение несемейных компаний, при сравнении ключевых признаков семейного предпринимательства, при изучении идеологии образования корпоративных семей с иерархичностью. Все вышеперечисленные вопросы касаются глубинных основ функционирования института семейного предпринимательства, а также его развития в условиях современной экономики.

Большинство современных научных работ в области исследования российского семейного предпринимательства сконцентрированы на проблематике недостаточной проработанности механизмов передачи семейного дела наследникам, низкого уровня осознанности важности разработки данных механизмов среди владельцев предприятий.

Авторский подход к определению понятий «семья» и «семейное предприятие»

На наш взгляд, главной проблемой с методологической позиции выступает отсутствие официальной статистики учета субъектов семейного предпринимательства в

России. Данные неофициальной статистики свидетельствуют о том, что в ряде отраслей экономики РФ (сельское хозяйство, торговля, текстильная промышленность, пищевая промышленность, информационные технологии) около 80% малых и средних компаний выступают семейными предприятиями [25] (Shnurovozova T.V., 2015).

Анализируя исследования российских ученых, посвященные проблематике семейного предпринимательства, можно сделать вывод, что постепенно происходит осознание актуальности разработки единой терминологической базы как переход от «бытового понимания» семейного предприятия как организации, в которой трудятся члены одной семьи, к деловой активности, наследуемой семьей в течение нескольких поколений. Исследовательские акценты смещаются от описания проблемы взаимодействия в процессе реализации задач между родственниками к анализу факторов, гарантирующих не только эффективность самого предприятия, но и успешность передачи его по наследству, сохранения им статуса важнейшего семейного актива.

Сравнивая зарубежные и российские исследования по теме семейного предпринимательства, необходимо отметить низкий уровень внимания российских авторов к проблеме исследования специфики организационной культуры и ее отличий от несемейных предприятий, популярной на сегодняшний день на западе, а также фокус последних публикаций на вопросах передачи и наследования семейного дела, что, вероятно, обусловлено пересечением консалтинговых и исследовательских интересов.

Приходится констатировать, что ряд важных исследовательских задач, решение которых является необходимым условием повышения эффективности семейного бизнеса, в настоящее время даже не сформулирован российскими исследователями, концентрирующими свое внимание на вопросах, обеспечивающих более быструю финансовую отдачу.

Ценности индустриального уклада, оставившие неизгладимый след на развитии семейного предпринимательства конца XX в. сменяют ценности информационного уклада и глобализация мировой экономики, в условиях которой институт семейного предпринимательства также претерпевает существенные изменения. Тем не менее, как бы внешняя среда активно ни изменялась, для того чтобы определенная структура могла быть отнесена к субъекту семейного предпринимательств, в ней должны быть сохранены такие фундаментальные составляющие, как семейная собственность, преемственность поколений и семейное управление.

В связи с высокой изменчивостью факторов, воздействующих на состояние семейного предпринимательства, существует большое количество разнообразных комбинаций видовых признаков экономических субъектов, которые следует отнести к семейному предпринимательству.

Ряд авторов делает акцент на влиянии семьи на стратегическое руководство предприятием. Так, они формулируют сущность семейного предпринимательства как намерение членов семьи сохранять контроль над общим делом в рамках следующего поколения. Однако намерение передать общее дело, обладание ресурсами и страте-

гическое планирование без соответствующей поведенческой компоненты не делают предприятие семейным. Следовательно, вышеперечисленные четыре компонента между собой неразделимы.

Системный подход («подход компонентов») основывается на следующем тезисе: для того, чтобы сделать предприятие семейным, достаточна семейная причастность. С другой стороны, сущностный подход, базируется на тезисе, что причастность членов семьи выступает необходимым условием, но не достаточным. Так, семейную причастность необходимо проявлять на уровне поведенческой компоненты, через отчетливую установку восприятия стратегических задач предприятия каждым членом семьи, прежде чем его можно будет считать семейным бизнесом. Следовательно, два предприятия с равной степенью сопричастности семьи, в соответствии с сущностным подходом, могут по своей сути не быть семейным делом из-за недостаточного развития стратегического видения или специфики поведения.

Принимая во внимание авторское определение семьи как единицы хозяйственной (экономической) деятельности, основанной на официально зарегистрированном браке, включающей супругов, родителей и детей, наиболее подходящей дефиницией научной категории «семейное предприятие», на наш взгляд, является следующая -микропредприятие1, на котором работают члены одной семьи, принимающие участие в собственности и (или) управлении.

Отметим, что принятие данного определения семьи в аспекте семейного предпринимательства исключает такие предприятия, в которых участниками предпринимательской деятельности, кроме указанных в определении, являются дальние родственники (племянники, дяди, тети, двоюродные братья и сестры). С нашей точки зрения, семейными предприятиями являются организации с участием наследников первой очереди.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит отметить, что в случае, если между работниками данного предприятия происходит разрыв семейных отношений, они становятся деловыми партнерами - физическими или юридическими лицами, от качества деловых отношений будет зависеть согласованность действий и четкость приоритетов экономических субъектов, занятых общим делом.

В ситуации, если члены одной семьи, участвующие в собственности и (или) управлении, работают на одном предприятии, которое по масштабам деятельности превышает показатели микропредприятия, то следует говорить о функционировании семей-

1 Микропредприятие - это предприятие малого бизнеса (ООО, ИП), которое имеет размер годовой выручки (за прошедший год) и балансовой стоимости активов не более 120 млн руб., а численность работников - не более 15 человек за прошедший год (постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») [2].

ной корпорации. У истоков большинства подобных организаций в России стоят люди, организовавшие небольшое совместное дело с близкими родственниками.

По нашему мнению, семейная корпорация - стадия развития семейного предприятия, до которой оно в определенный момент «дозревает». Для этого семейная фирма должна пройти длительный путь формирования корпоративных отношений и доказать независимость существования от смены собственников.

Для семейных корпораций характерна четкая структура подчинения, так как семейные отношения в них трансформируются в строго «деловые». Участникам совместной деятельности уже приходится считаться с тем, что часть родственников переходит на управляющие должности, а часть - переходит в их подчинение. Нередко на стадии перехода семейного предприятия к семейной корпорации его ожидают серьезные управленческие проблемы разделения накопленного капитала и полномочий власти. Процесс «корпоративизации» может продолжаться десятилетиями, а многие семейные предприятия прекратят свою деятельность задолго до его завершения.

С нашей точки зрения, на региональном уровне успешное семейное предприятие, по сравнению с крупной корпорацией, оказывается более подготовленным к переходу на так называемый «энергосберегающий» режим, обеспечивающий максимальную эффективность при минимальных издержках. Семейные микропредприятия способны успешно вести конкурентную борьбу, а близкородственные узы позволяют им быть сильнее в условиях нестабильной рыночной среды.

Необходимо отметить, что на первом месте в семейных микропредприятиях стоит доверие. Действительно, если между близкими родственниками царит взаимопонимание, то им будет намного проще перевести свое общение на деловой уровень. Каждый член семьи мотивирован на то, чтобы трудиться с полной самоотдачей для достижения более высоких показателей прибыли. Близкие родственники не только «кровно» заинтересованы в развитии их небольшого семейного дела, но и функционально вза-имозаменимы между собой.

На семейных предприятиях часто нет строго построенной иерархической структуры подчинения и четкого разделения полномочий. Как правило, лидером является глава семьи, а другие члены семьи выполняют свои должностные обязанности так, как понимают их.

заключение

Ценности индустриального уклада, оставившие неизгладимый след на развитии семейного предпринимательства конца XX в. сменяют ценности информационного уклада. Глобализация мировой экономики также приводит к существенным изменениям данного института. Тем не менее, как бы внешняя среда активно ни изменялась, для того чтобы определенная структура могла быть отнесена к субъекту семейного пред-принимательств, в ней должны быть сохранены такие фундаментальные составляющие, как семейная собственность, преемственность поколений и семейное управление.

Семейное предпринимательство является специфической областью научных исследований, так как экономические отношения в нем тесно взаимосвязаны с социально-психологическими отношениями. Главным субъектом выступает семья как социальная общность, формируемая узами родства, родительства, супружества, а также разнообразных формальных и неформальных норм. Для семейного предпринимательства, в целом, свойственно ограниченное использование или полное отсутствие наемного труда, долговременная взаимная поддержка, общесемейное потребление, материальная и нематериальная оценка действий, любовные отношения, отношения преемственности и наследования, ответственности перед родственниками.

Учитывая высокое значение экономического института семьи в региональном аспекте как единицы хозяйственной деятельности, основанной на официально зарегистрированном браке, включающей супругов, родителей и детей, «семейное предприятие» целесообразно определять как микропредприятие, на котором работают члены одной семьи, принимающие участие в собственности и (или) управлении.

Согласованность семейных и личных интересов выступает базой для создания благоприятной моральной атмосферы в семейных предприятиях, где нет преград для взаимозаменяемости работников, передачи опыта между поколениями. Признание современным гражданским обществом России преимуществ семейного предпринимательства приведет к открытию новых перспектив и возможностей для его успешного развития.

ИСТОЧНИКИ:

1. Закон республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве» // Собрание за-

конодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 17, ст. 188; 2013 г., № 18, ст. 233; 2015 г., № 33, ст. 439; 2017 г., № 1, ст. 1

2. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значе-

ниях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Garant. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/637548/.

3. Бархатова Н.М. Семейный бизнес и семьи в бизнесе. ЭКО: Экономика и орг. пром.

пр-ва - Новосибирск. [Электронный ресурс]. URL: http://ecotrends.ru/component/ content/article/741-1999/1841-2014-03-06-10-13-03.

4. Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение // Сша-эпч. - 1994. - № 3. - с. 93-97.

5. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ,

2003. - 672 c.

6. Бурова С.Н. Социология семьи. / Цикл лекций. - Минск: БГУ, 2011. - 195 с.

7. Волков Д.А. Стадии и жизненные циклы развития семейного бизнеса // Российское

предпринимательство. - 2011. - № 2. - с. 11-16.

8. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Эксмо, 2015. - 896 с.

9. Евстигнеева К.В., Лунева Е.А. Особенности ведения семейного бизнеса в России //

Студенческий научный форум: Сборник статей V Международной студенческой электронной научной конференции. 2013.

10. Захарова О.Д., Рыбаковский Л.Л. Эволюция рождаемости в России в 20 веке. - М.: Изд-во Института социально-полит. исследований РАН, 1993. - 130 с.

11. Исследование владельцев капиталов. Центр управления благосостоянием и филантропии Сколково. [Электронный ресурс]. URL: http://delovoymir.biz/2012/06/25/ lyudi-v-semeynom -biznese.html.

12. Киренкина Э.С. К вопросу об определении понятия «семейное предприятие». Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского. [Электронный ресурс]. URL: http://be5.biz/ekonomika1/r2010/01704.htm.

13. Коротаев А.В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций. / История и филология древнего и средневекового Востока.

- М.: Наука, 1987. - 3-11 с.

14. Лепетикова И.Ю. Семья как основа семейного предпринимательства: правовые аспекты // Актуальные аспекты инновационного экономического и юридического развития в условиях роста напряженности вокруг россии: Научно-практическая конференция. Том 1. Ростов-на-Дону, 2015. - с. 165-169.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. / 2 изд.,т. 3. - М.: Политиздат, 1955. - 625 с.

16. Митрофанова И.В. Есть ли у семейного предпринимательства будущее?. Lex. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lex.uz/.

17. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. - М.: Дело, 2003. - 360 с.

18. Плотникова И.А. Институциональное развитие семейных предприятий в сфере малого бизнеса (на примере Пензенской области). / дисс. ... канд. соц. наук: 22.00.04., 2015. - 247 с.

19. Ромаданов М.О. Семейный бизнес вчера и сегодня // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-1(41-1). - с. 778.

20. Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. -М.: «КАНОН-пресс», 1998. - 416 с.

21. Савина Т.Н., Щанкина Т.В. Развитие семейного предпринимательства как способ борьбы с бедностью. Консенсус. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kontentus. ru/.

22. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2016.

- 1056 с.

23. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. Перевод на русский язык. Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ laboratory/basis/6143.

24. Шипицына К.С. Перспективы и проблемы семейного предпринимательства: российская реальность // Экономические науки. - 2015. - № 8. - с. 633-635.

25. Шнуровозова Т.В. Семейный бизнес по-русски. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 208 с.

26. Шумпетер Й. История экономического анализа. - СПб: Экон. Шк., 2001. - 688 с.

27. Chua J.H., Chrisman J.J., Sharma P. Defining the family business by behavior // Entrepreneurship Theory and Practice. - 1999. - № 12. - p. 19-40.

28. Drucker P.F. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles, 1985

29. Hoover E.A., Hoover C.L. Getting along in family business: the relationship intelligence handbook. - New York; London: Routledge, 1999. - 242 p.

REFERENCES:

Bekker G. (1994). Ekonomika semi i makropovedenie [Family Economics and Macro-Behavior]. Ssha-epch. (3). 93-97. (in Russian).

Bekker G.S. (2003). Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskiy podkhod [Human behavior: economic approach] M.: Izd-vo GU VShE. (in Russian).

Burova S.N. (2011). Sotsiologiya semi [Family's sociology] Minsk: BGU. (in Russian).

Chua J.H., Chrisman J.J., Sharma P. (1999). Defining the family business by behavior Entrepreneurship Theory and Practice. (12). 19-40.

Dal V.I. (2015). Tolkovyy slovar russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language] M.: Eksmo. (in Russian).

Evstigneeva K.V., Luneva E.A. (2013). Osobennosti vedeniya semeynogo biznesa v Rossii [Features of doing family business in Russia] Student Science Forum. (in Russian).

Hoover E.A., Hoover S.L. (1999). Getting along in family business: the relationship intelligence handbook New York; London: Routledge.

Korotaev A.V. (1987). Semya v sotsialno-ekonomicheskoy strukture dokapitalisticheskikh klassovyh formatsiy[Family in the socio-economic structure of precapitalist class formations] M.: Nauka. (in Russian).

Lepetikova I.Yu. (2015). Semya kak osnova semeynogo predprinimatelstva: pravovye aspekty [Family as the basis of family business: legal aspects] Current aspects of innovative economic and legal development in the conditions of growing tension around Russia. 165-169. (in Russian).

Marks K., Engels F. (1955). Sochineniya [Works] M.: Politizdat. (in Russian).

Nayt F.Kh. (2003). Risk, neopredelennost i pribyl [Risk, uncertainty and profit] M.: Delo. (in Russian).

Plotnikova I.A. (2015). Institutsionalnoe razvitie semeynyh predpriyatiy v sfere malogo biznesa (na primere Penzenskoy oblasti) [Institutional development of family enterprises in small business (by the example of the Penza region)] Saransk. (in Russian).

Romadanov M.O. (2013). Semeynyy biznes vchera i segodnya [Family business yesterday and today]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12-1(41-1)). 778. (in Russian).

Russo Zh.-Zh. (1998). Ob Obschestvennom dogovore, ili Printsipy politicheskogo Prava [On the public contract, or the principles of political rights] M.: KANONpress. (in Russian).

Shipitsyna K.S. (2015). Perspektivy i problemy semeynogo predprinimatelstva: rossiyskaya realnost [Prospects and problems of family business: Russian reality]. Economic sciences. (8). 633-635. (in Russian).

Shnurovozova T.V. (2015). Semeynyy biznes po-russki [Family business in Russian] M.: Dashkov i Ko. (in Russian).

Shumpeter Y. (2001). Istoriya ekonomicheskogo analiza [History of economic analysis] SPb.: Ekon. Shk. (in Russian).

Smit A. (2016). Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations] M.: Eksmo. (in Russian).

Volkov D.A. (2011). Stadii i zhiznennye tsikly razvitiya semeynogo biznesa [Stages and life cycles of the development of family business]. Russian Entrepreneurship. (2). 11-16. (in Russian).

Zakharova O.D., Rybakovskiy L.L. (1993). Evolyutsiya rozhdaemosti v Rossii v 20 veke [Evolution of the birth rate in Russia in the 20th century] M.: Izd-vo Instituta sotsialno-polit. issledovaniy RAN. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.