Научная статья на тему 'Система правовых средств обеспечения гармонизации интересов семьи как основа правовой модели семейного предпринимательства'

Система правовых средств обеспечения гармонизации интересов семьи как основа правовой модели семейного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
659
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО / СИСТЕМА ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баркова Лариса Алексеевна

В настоящей статье обосновывается тезис о том, что основу правовой модели семейного предпринимательства составляет совокупность двух подсистем публично-правовых и частноправовых средств. Раскрываются особенности подсистем с учетом специфики семейного предпринимательства как области социального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баркова Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of legal means for providing harmonization of family interests as basis of legal model of family entrepreneurship

This article proves that basis of legal model of family entrepreneurship is aggregate of two subsystems of public-law and private-law means. Here are disclosed peculiarities of subsystems taking into account specific character of family entrepreneurship as a kind of social entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Система правовых средств обеспечения гармонизации интересов семьи как основа правовой модели семейного предпринимательства»

2. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

2.1. СИСТЕМА ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ СЕМЬИ КАК ОСНОВА ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Баркова Лариса Алексеевна, аспирант. Место учебы: Тверской государственный университет

kgoiva@mail. ru

Аннотация: В настоящей статье обосновывается тезис о том, что основу правовой модели семейного предпринимательства составляет совокупность двух подсистем публично-правовых и частноправовых средств. Раскрываются особенности подсистем с учетом специфики семейного предпринимательства как области социального предпринимательства.

Ключевые слова: семейное предпринимательство, социальное предпринимательство, правовое средство, система правовых средств.

SYSTEM OF LEGAL MEANS FOR PROVIDING HARMONIZATION OF FAMILY INTERESTS AS BASIS OF LEGAL MODEL OF FAMILY ENTREPRENEURSHIP

Barkova Larisa Alekseevna, postgraduate student. Place of study: Tver state university

[email protected]

Annotation: This article proves that basis of legal model of family entrepreneurship is aggregate of two subsystems of public-law and private-law means. Here are disclosed peculiarities of subsystems taking into account specific character of family entrepreneurship as a kind of social entrepreneurship.

Keywords: family entrepreneurship, social entrepreneurship, legal means, system of legal means.

Отсутствие в настоящее время в России концепции семейного предпринимательства в целом и в аспекте правового обеспечения гармонизации интересов семьи в частности предполагает необходимость научного обоснования системы правовых средств обеспечения гармонизации интересов семьи как основы правовой модели семейного

предпринимательства. При этом под теоретической

1

правовой моделью понимается комплекс научных и практических положений и рекомендаций по изменению российского законодательства в сфере семейного предпринимательства, составляющих

1 См.: Левушкин А.Н. Теоретическая модель построения системы семейного законодательства государств - участников СНГ: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. С. 9; Баранов К.Ю. Гражданско-правовая модель регулирования инвестиционных отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 10.

основу проекта семейно-правовой политики обеспечения гармонизации интересов семьи в предпринимательской сфере.

К сожалению, проблема выявления сущности и правовых возможностей семейно-правовых средств окончательно не решена ввиду отсутствия специальных монографических исследований по данному вопросу. Вместе с тем концепции частноправовых средств разработаны в трудах двух выдающихся ученых - Н. А. Баринова и Б. И. Пугинского. Теория правовых средств впервые сформулирована Борисом Ивановичем Пугинским, концепция которого основывается на научном

положении о том, что «правовые средства представляют собой сочетание (комбинации)

юридически значимых действий, совершаемых субъектами с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению этих целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества»2. Однако, несмотря на высокую

методологическую ценность данного подхода, заключающуюся в том, что в нем продемонстрированы «возможности правовых средств в процессе их

использования в хозяйственной деятельности, принципиальные подходы к порядку их применения»3, многие ученые4 критически относятся к позиции Б.И. Пугинского о нецелесообразности использования термина «правовые средства» в отношении правовой категории «норм права».

Наиболее убедительным оппонентом теории Б.И. Пугинского выступает Николай Алексеевич Баринов, утверждающий, что «правовые средства потому и называются правовыми, что они предусматриваются нормами права. Указанные понятия находятся в неразрывной связи, и противопоставлять их нельзя»5. Согласно концепции Н.А. Баринова, правовые средства определяются как «юридические возможности, заложенные в нормах гражданского законодательства, которые используются в процессе реализации этих норм» .

Представляется, что разработка теории семейноправовых средств должна являться темой отдельного монографического исследования, но при его отсутствии может основываться и на определении, данном в концепции Н.А. Баринова. Исходя из разделяемой нами позиции о самостоятельности семейного права как правовой отрасли, под семейно-

2 Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. - М., 1984. С. 87.

3 Губин Е. П. Средства государственного регулирования рыночной экономики и правовые формы их опосредования в Российской Федерации // Актуальные вопросы государства и права в Российской Федерации и Республики Македонии: сборник научных статей. М., Статут, 2006. Вып. 1. С. 262-263.

4 См., например: Барков А.В. Цивилистическая концепция рынка социальных услуг: монография. М.: ИГ «Юрист», 2008. С. 61 -62; Гришина Я.С. Публично-правовые средства обеспечения социально-имущественных потребностей в механизме правового регулирования социального предпринимательства. Саратов: Изд-во «Слово», 2013. С. 95-96.

5 Баринов Н. А.. Имущественные потребности и гражданское право. Саратов, 1987. С. 49.

6 Баринов Н. А. Указ. работа. С. 51.

правовыми средствами вполне обоснованно понимать юридические возможности, заложенные в нормах семейного законодательства, используемые при реализации этих норм. При этом полагаем, что гармонизация интересов семьи обеспечивается сочетанием императивно-диспозитивных элементов как совокупности частных и публичных средств, применяемых в семейном праве, а степень проявления интереса государства в упорядочивании семейных отношений достигается оптимальным соотношением публичного интереса и частных

интересов членов семьи. В связи с этим представляется необходимым изучение вопроса о классификации правовых средств обеспечения

гармонизации интересов семьи, которые, как видится, представляют собой систему публично-правовых и частноправовых средств, основу которой удалось разработать Ольге Юрьевне Ильиной.

Наша позиция совпадает с ее точкой зрения,

относящей к публично-правовым средствам и способам обеспечения семейных прав:

а) конституционное признание защиты семьи,

материнства и детства (п. 2 ст. 7; п.1 ст. 38

Конституции РФ) и включение этих вопросов наряду с воспитанием и формированием семейного законодательства в предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (пп. «е», «ж», «к»; п. 1 ст. 72 Конституции РФ; п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ);

б) публично-правовой инструментарий,

подчеркивающий тесную связь семейного права с гражданским, процессуальным, административным, муниципальным правом (решения суда, органов опеки и попечительства как акты публичной власти; государственная регистрация актов гражданского состояния как юридических фактов семейных правоотношений (пп. 1,2 ст.3 ФЗ «Об актах гражданского состояния»));

в) возможность применения публичного порядка защиты семейных прав не только мерами семейноправовой, но и административной и уголовной ответственности (ст. 156, 157 Уголовного кодекса РФ, ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях);

г) императивное установление приоритета интересов одних членов семьи (детей, жены, нетрудоспособных, нуждающихся родителей и т.

д.) перед интересами других (ч. 3 ст. 1, ст. 17, 80 и др. СК РФ)7. Данный перечень публично-правовых средств не может быть закрытым и свидетельствует о высокой степени проявления публичного интереса в обеспечении гармонизации интересов семьи.

Классификация частноправовых средств более сложна, поскольку обусловливается спецификой семейных правоотношений, т.к. граждане вправе по своему усмотрению «распоряжаться принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав» (ч. 1 ст. 7 СК РФ). В связи с этим к частноправовым средствам обеспечения

гармонизации интересов семьи могут быть отнесены следующие:

7 См.: Ильина О.Ю. Проблемы интереса в семейном праве Российской Федерации. М.., 2007. С. 165-167.

а) возможность выбора любого варианта поведения, реализации защиты семейных прав, включая их самозащиту (ч. 4 ст. 51, ст. 59 и др. Ск РФ);

б) регулирование личных имущественных отношений посредством заключения соглашений (ч. 1 ст. 24, ст. 40, ч. 2 ст. 66, ст. 99 и др. СК РФ);

в) правовые гарантии добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенство прав супругов в семье (ч. 2 ст. 16, ч. 1 ст. 31, ст. 32 и др. СК РФ).

При этом О.Ю. Ильина обращает внимание на количественное преимущество публично-правовых средств, которое обусловливается содержанием государственной семейной политики, признанием интересов семьи и ее членов объектом заботы государства8. Вместе с тем в развитие положений государственной семейно-правовой политики о поддержке семейного предпринимательства как инструмента обеспечения условий для преодоления негативных социально-экономических тенденций9 представляется, что гармонизация интересов семьи будет обеспечиваться не только семейными, но и предпринимательскими правовыми средствами, что подтверждает мировая практика развития социального предпринимательства.

Исследователем проблемы соотношения частных и публичных правовых средств как элементов механизма правового регулирования социального предпринимательства является Я.С. Гришина. Она полагает, что под социальным предпринимательством следует понимать «деятельность субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, направленную на интеграцию социального и экономического эффекта в сфере удовлетворения социально-имущественных потребностей граждан в социально необходимых товарах, способствующую решению или сглаживанию острых социальных проблем общества»10. На наш взгляд, в механизме правового регулирования социального и семейного предпринимательства достаточно много общего, и предложенная методология может быть полезна при моделировании правовой конструкции гармонизации семейных интересов как инструмента решения социально-экономических проблем семьи.

В своих рассуждениях Я.С. Гришина основывается на творческом развитии взглядов известных специалистов в сфере науки предпринимательского права А. Г. Быкова и Е. П. Губина. Стержнем предпринимательского права, полагал А. Г. Быков, является научно-правовая категория «механизм предпринимательской деятельности», под которым понимается «совокупность мер, способов, форм, средств, инструментов организации и

непосредственного осуществления

предпринимательской деятельности, включая создание необходимых материальных, финансовых и иных предпосылок и условий для занятия

8 Ильина О.Ю. Указ. соч. С. 167.

9 См.: Об Основных направлениях государственной семейной политики : Указ Президента Российской Федерации № 712 от

14.05.1996 / Собрание законодательства рФ, 20.05.1996, № 21, ст. 2460.

10 Гришина Я.С. Публично-правовые средства обеспечения

социально-имущественных потребностей в механизме правового

регулирования социального предпринимательства. Саратов:

Слово, 2013. С. 280.

предпринимательской деятельностью, формирования субъектов предпринимательства, определение их статуса, саму организацию предпринимательской деятельности по производству товара и его реализации на рынке, выполнению работ, оказанию услуг и т. п., применение различных мер регулирования предпринимательской деятельности, ее координации, учета, контроля и надзора, мер поощрения и санкций за ее ненадлежащее осуществление»11. Разработка категории «механизм предпринимательской деятельности» должна строиться на основе включения в понятийный аппарат дефиниции «составляющие предпринимательской деятельности» как совокупности элементов, характеризующих ту или иную сторону предпринимательской деятельности, среди которых он выделял следующие виды: экономическая,

социальная, экологическая и правовая.12 По мнению Е.П. Губина, «специфика предпринимательского права, правового регулирования

предпринимательской деятельности, а также предпринимательского законодательства находят выражение в сочетании, взаимодействии частноправовых и публично-правовых интересов, частноправовых и публично-правовых средств»1 .

Рассматривая социальное предпринимательство как правовую конструкцию отношений по удовлетворению социально-имущественных потребностей и инструмента инновационно-правового обеспечения достойного уровня жизни российских граждан, Я.С. Гришина исходит из тезиса, что механизм правового регулирования данных отношений состоит из элементов двухуровневой системы правовых средств. К первому уровню относятся частноправовые средства, совокупность которых объединена родовыми понятиями: правосубъектность, вещно-

правовые, обязательственно-правовые инструменты и ответственность (каждую из этих групп составляют частноправовые средства более низкого уровня).

Второй уровень системы состоит из публичноправовых средств, в свою очередь состоящих из подсистем правовых средств, объединенных понятиями: государственный заказ; государственное задание; лицензирование, патентование и

квотирование; сертификация и стандартизация; применение нормативов и лимитов; регулирование цен и тарифов; предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот; предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий и других средств14.

Представляется, что данный подход к моделированию правовой конструкции как

социального предпринимательства, так и семейного достаточно перспективен, т. к. позволяет системным образом соорганизовать частноправовые и публичноправовые средства в рамках механизма правового регулирования и обеспечить при этом системность действия позитивного права, а в конечном счете -эффективность правового регулирования, которая

11 Быков А. Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право в рыночной экономике. М.: Новая правовая культура, 2004. С. 71.

12 См.: Там же. С. 74-75.

13 Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2006. С. 168.

14 См.: Гришина Я.С. Указ. соч. С. 115.

достигается применением комплексного

дозволительно-разрешительного правового режима, одинаково присущего как предпринимательскому, так и семейному праву. Однако акцент в построении системы частноправовых и публично-правовых средств должен учитывать специфику семейного предпринимательства как совокупности правовых средств, обеспечивающих гармонизацию интересов семьи. При этом полагаем обоснованным сформулировать следующее определение. Под гармонизацией интересов семьи (в семейнопредпринимательском аспекте) следует понимать предпринимательскую деятельность, направленную на интеграцию социального и экономического эффекта, по приведению в состояние согласованности семейных интересов посредством взаимодействия частного и публичного правового инструментария, способствующего решению или сглаживанию острых социально-экономических проблем семьи.

Система правовых средств обеспечения различных сфер предпринимательства уже находилась в центре научного внимания15. Под системой в науке понимается «модель какого-либо объекта, явления или процесса, состоящая из множества элементов: категорий, понятий или определений, представленных в виде образцов, и взаимосвязей или отношений между ними»16. В данном контексте следует полагать, что особенность системного подхода к изучению правовых явлений предполагает их комплексное исследование, требующее выяснения качеств системности и структурно-функциональных

зависимостей элементов системы17. Система отраслей, подотраслей и институтов права формируется из правовых норм, фиксирующий регулятивный потенциал правовых средств. Учитывая, что термин «механизм правового регулирования» используется в науке в значении «система правовых средств»18, тождество данных категорий не подвергается сомнению, а термины «регулирование» и «обеспечение» рассматриваются как равнозначные.

Вместе с тем термин «обеспечение» применяется в различных отраслевых исследованиях произвольно, по субъективному усмотрению авторов. В тех случаях, когда речь идет о правовом обеспечении интересов и субъективных прав, этот термин применяется в значении «гарантировать реальное выполнение»19. Следовательно, под словосочетанием «обеспечение гармонизации интересов семьи» следует понимать правовые гарантии эффективности воздействия

15 См., например: Демиева А. Г. Система правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Казань, 2008. 23 с.; Курепина М. В. Система гражданско-правовых средств обеспечения субъективных прав потребителя на качество и безопасность товаров, работ, услуг: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

16 Лещенко В.В. Теория общих систем и информационная модель мировоззрения общества // Системный подход в современной науке. М., 2004. С 311.

17 См.: Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). 2-е изд. М.: Аванта+, 2001. С. 244.

18 См.: Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М.: Норма, ИНФРА-М. 1999. С. 364; Барков А. В. Гражданско-правовые средства в механизме правового регулирования: вопросы методологии // Право и государство. 2008. № 5. С. 56.

19 Гришина Я.С. Указ. соч. С. 42-43.

частноправового и публично-правового

инструментария.

Обосновывая систему правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица А. Г. Демиева предлагает под формулируемой системой понимать совокупность нормативно закрепленных инструментов, преимущественно частноправовых (гражданско-правовые договоры, гражданско-правовая

ответственность и др.) и публично-правовых средств (государственная поддержка, акты государственной регистрации и др.), применяемых в комплексе и правовых средств, направленных на создание условий для реализации субъективного права на непосредственное осуществление

предпринимательской деятельности (в том числе на повышение ее активности). Помимо перечисленного, предложенная система включает в себя гражданско-правовые процедурные средства обеспечения и средства, гарантирующие осуществление

предпринимательской деятельности, к которым ученый относит средства приобретения и прекращения статуса субъекта предпринимательской деятельности20.

На наш взгляд, в контексте настоящего

исследования, учитывая специфику семейного

предпринимательства, система правовых средств гармонизации интересов семьи должна быть

дополнена такими правосубъектными правовыми средствами, как правовое положение семейного предприятия и его участников, правовой статус главы семейного предприятия, правовые средства создания, ликвидации и реорганизации. Особенности правового обеспечения семейного предпринимательства могут реализовываться и в имущественно-правовых средствах, учитывающих специфику правового

режима, объектов семейной собственности, наследования имущества семейного предприятия.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Семейное предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск и под свою имущественную ответственность деятельность, осуществляемая членами семьи с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли, направленная на гармонизацию интересов семьи.

2. Под гармонизацией интересов семьи (в семейно-

предпринимательском аспекте) следует понимать предпринимательскую деятельность по приведению в состояние согласованности семейных интересов посредством взаимодействия частного и публичного правового инструментария в целях преодоления социально-экономических проблем. Под обеспечением гармонизации интересов семьи следует понимать правовые гарантии эффективности воздействия частноправового и публично-правового

инструментария.

3. Система правовых средств гармонизации интересов семьи как основа правовой модели семейного предпринимательства представляет собой систему частных и публичных правовых средств, обусловливающих реализацию частных и публичных

20 См.: Демиева А. Г. Указ. соч. С. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интересов членов семьи, семьи как общности и государства. Под теоретической правовой моделью семейного предпринимательства понимается комплекс научных и практических положений и рекомендаций по изменению российского законодательства в сфере семейного предпринимательства, составляющих основу проекта семейно-правовой политики обеспечения гармонизации интересов семьи в предпринимательской сфере.

4. Система частноправовых средств включает в себя совокупность следующих правовых средств (каждое из которых в свою очередь состоит из подсистем правовых средств более низкого уровня):

а)правосубъектные правовые средства (правовое

положение семейного предприятия и его участников, правовой статус главы семейного предприятия, правовые средства, обеспечивающие динамику правосубъектности семейного предприятия: его

создания, ликвидации и реорганизации);

б) имущественно-правовые средства (правовой режим объектов семейной собственности, наследственно-правовые средства).

5. Система публично-правовых средств состоит из подсистем правовых средств, гарантирующих свободу семейного предпринимательства; правовых форм и средств государственной поддержки семейного предпринимательства.

Список литературы:

1. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М.: Норма, ИНФРА-М. 1999. 712 с.

2. Баранов К.Ю. Гражданско-правовая модель регулирования инвестиционных отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 24 с.

3. Баринов Н. А Имущественные потребности и гражданское право. Саратов, 1987. 156 с.

4. Барков А. В. Гражданско-правовые средства в механизме правового регулирования: вопросы методологии // Право и государство. 2008. № 5. С. 56-59.

5. Барков А. В. Цивилистическая концепция рынка социальных услуг: монография. М.: ИГ «Юрист», 2008. 494 с.

6. Быков А. Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право в рыночной экономике. М.: Новая правовая культура, 2004. С. 57-84.

7. Гришина Я.С. Публично-правовые средства обеспечения

социально-имущественных потребностей в механизме правового регулирования социального

предпринимательства / Под ред. проф. Н.А. Баринова. -Саратов: изд-во «Слово», 2013. - 312 с.

8. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 200б. 314 с.

9. Губин Е. П. Средства государственного регулирования рыночной экономики и правовые формы их опосредования в Российской Федерации // Актуальные вопросы государства и права в Российской Федерации и Республики Македонии: сборник научных статей. М., Статут, 2006. Вып.

1. С. 261-272.

10. Демиева А. Г. Система правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица: автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Казань, 2008. 23 с.

11. Ильина О.Ю. Проблемы интереса в семейном праве Российской Федерации. М., 2007. 192 с.

12. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). 2-е изд. М.: Аванта+, 2001. 560 с.

13. Курепина М. В. Система гражданско-правовых средств обеспечения субъективных прав потребителя на качество и безопасность товаров, работ, услуг: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 23 с.

14. Левушкин А.Н. Теоретическая модель построения системы семейного законодательства государств -участников СНГ: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. 328 с.

15. Лещенко В.В. Теория общих систем и информационная модель мировоззрения общества // Системный подход в современной науке. М., 2004. С. 309-325.

16. Об Основных направлениях государственной семейной политики : Указ Президента Российской Федерации № 712 от 14.05.1996 // Собрание законодательства РФ, 20.05.1996, № 21, ст. 2460.

17. Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. - М., 1984. 224 с.

Reference list:

1. Alekseev P. P. Pravo. Azbuka. Teorija. Filosofija. Opyt kompleksnogo issledovanija. M.: Norma, INFRA-M. 1999. 712 p.

2. Baranov K.Ju. Grazhdansko-pravovaja model' regulirovanija investicionnyh otnoshenij: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2013. 24 p.

3. Barinov N.A. Imuschestvennye potrebnosti i gragdanskoe pravo. Saratov, 1987. 156 p.

4. Barkov A. V. Grazhdansko-pravovye sredstva v mehanizme pravovogo regulirovanija: voprosy metodologii // Pravo i gosudarstvo. 2008. № 5. P. 56-59.

5. Barkov A.V. Civilisticheskaja koncepcija rynka social'nyh uslug: monografija. M.: IG «Jurist», 2008. 494 p.

6. Bykov A. G. O soderzhanii kursa predprinimatel'skogo prava i principah ego postroenija // Predprinimatel'skoe pravo v rynochnoj jekonomike. M.: Novaja pravovaja kul'tura, 2004. P. 57-84.

7. Grishina Ja.S. Publichno-pravovye sredstva obespechenija social'no-imushhestvennyh potrebnostej v mehanizme pravovogo regulirovanija social'nogo predprinimatel'stva / Pod red. prof. N.A. Barinova. - Saratov: izd-vo «Slovo», 2013. - 312 c.

8. Gubin E. P. Gosudarstvennoe regulirovanie rynochnoj jekonomiki i predprinimatel'stva: pravovye problemy. M.: Jurist#, 2006. 314 p.

9. Gubin E. P. Sredstva gosudarstvennogo regulirovanija rynochnoj jekonomiki i pravovye formy ih oposredovanija v Rossijskoj Federacii // Aktual'nye voprosy gosudarstva i prava v Rossijskoj Federacii i Respubliki Makedonii: sbornik nauchnyh statej. M., Statut, 2006. Vyp. 1. P. 261-272.

10. Demieva A. G. Sistema pravovyh sredstv obespechenija predprinimatel'skoj dejatel'nosti bez obrazovanija juridicheskogo lica: avtoref. diss. ... kand. jurid. nauk. Kazan', 2008. 23 p.

11. Il'ina O.Ju. Problemy interesa v semeynom prave Rossiyskoy Federacii. M., 2007. 192 p.

12. Kerimov D.A. Metodologija prava (predmet, funkcii, problemy filosofii prava). 2-e izd. M.: Avanta+, 2001. 560 p.

13. Kurepina M. V. Sistema grazhdansko-pravovyh sredstv obespechenija sub#ektivnyh prav potrebitelja na kachestvo i bezopasnost' tovarov, rabot, uslug: avtoref. diss. ... kand. jurid. nauk. M., 2012. 23 p.

14. Levushkin A.N. Teoreticheskaja model' postroenija sistemy semejnogo zakonodatel'stva gosudarstv - uchastnikov SNG: monografija. M.: JuNITI-DANA: Zakon i pravo, 2013. 328 p.

15. Leshhenko V.V. Teorija obshhih sistem i informacionnaja model' mirovozzrenija obshhestva // Sistemnyj podhod v sovremennoj nauke. M., 2004. P. 309-325.

16. Ob Osnovnyh napravlenijah gosudarstvennoj semejnoj politiki : Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 712 ot

14.05.1996 / Sobranie zakonodatel'stva RF, 20.05.1996, № 21, st. 2460.

17. Puginskij B. I. Grazhdansko-pravovye sredstva v hozjajstvennyh otnoshenijah. - M., 1984. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.