Научная статья на тему 'Семейное предпринимательство и семейный бизнес: понятие, правовая природа и перспективы развития'

Семейное предпринимательство и семейный бизнес: понятие, правовая природа и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15496
1126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СЕМЕЙНЫЕ СВЯЗИ / КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / САМОЗАНЯТОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ENTREPRENEURSHIP / FAMILY BUSINESS / SMALL BUSINESS / FAMILY ENTERPRISE / FAMILY TIES / FARM / PROSPECTS OF DEVELOPMENT / SELFEMPLOYMENT / PUBLIC-PRIVATE REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левушкин Анатолий Николаевич

Семейное предпринимательство традиционно принято считать наиболее распространенным видом бизнеса, преобладающим в количественном отношении в странах с развитой рыночной экономикой. Предложена лекция, посвященная раскрытию семейного предпринимательства в РФ. Проанализированы научные подходы в отношении понятия и значения семейного предпринимательства. Выявлена правовая природа семейного бизнеса и особенности семейного предпринимательства в РФ. Определены виды семейного предпринимательства и правовое положение семейного предприятия. Рассмотрены перспективы развития семейного предпринимательства в РФ и сделан вывод о выделении семейного предпринимательства в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Семейное предпринимательство должно выступать в качестве связующего звена между государством, малыми и крупными сферами организации предпринимательской деятельности. Оно призвано регулировать многочисленные организационные, правовые вопросы, возникающие при взаимодействии государства и бизнес-структур. Безусловно, семейное предпринимательство должно в большей степени поддерживаться государством и бизнес-сообществом, необходима разработка и реализация специальных целевых программ, направленных на развитие предпринимательской деятельности членов семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY ENTREPRENEURSHIP AND FAMILY BUSINESS: DEFINITION, LEGAL NATURE AND PROSPECTS

Family entrepreneurship is traditionally considered to be the most common type business which is predominant in quantitative terms, in the countries with developed market economies. Invited lecture, devoted to the disclosure of family entrepreneurship in the Russian Federation. Analysis of scientific approaches to the concepts and values of family entrepreneurship. Identified the legal nature of family businesses and especially family businesses in the Russian Federation. The types of family entrepreneurship and the legal status of the family business. The prospects of development of family entrepreneurship in the Russian Federation and the conclusion is made about the allocation of family business into an independent business. The family business must act as a bridge between government, small and large spheres of entrepreneurial activities. It was supposed to regulate the decision to implement the numerous organizational, legal issues arising from the interaction of state and business structures. Of course, family enterprise should increasingly be supported by government and the business community, requires the development and implementation of special target programs aimed at the development of entrepreneurial activities of family members.

Текст научной работы на тему «Семейное предпринимательство и семейный бизнес: понятие, правовая природа и перспективы развития»

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Лекции

по проблематике правового сопровождения бизнеса

Анатолий Николаевич ЛЕВУШКИН,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина» (МГЮА) lewuskin@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

И СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Семейное предпринимательство традиционно принято считать наиболее распространенным видом бизнеса, преобладающим в количественном отношении в странах с развитой рыночной экономикой. Предложена лекция, посвященная раскрытию семейного предпринимательства в РФ. Проанализированы научные подходы в отношении понятия и значения семейного предпринимательства. Выявлена правовая природа семейного бизнеса и особенности семейного предпринимательства в РФ. Определены виды семейного предпринимательства и правовое положение семейного предприятия. Рассмотрены перспективы развития семейного предпринимательства в РФ и сделан вывод о выделении семейного предпринимательства в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Семейное предпринимательство должно выступать в качестве связующего звена между государством, малыми и крупными сферами организации предпринимательской деятельности. Оно призвано регулировать многочисленные организационные, правовые вопросы, возникающие при взаимодействии государства и бизнес-структур. Безусловно, семейное предпринимательство должно в большей степени поддерживаться государством и бизнес-сообществом, необходима разработка и реализация специальных целевых программ, направленных на развитие предпринимательской деятельности членов семьи. Ключевые слова: предпринимательская деятельность, семейный бизнес, малое предпринимательство, семейное предпринимательство, семья, семейное предприятие, семейные связи, крестьянско-фермерские хозяйства, перспективы развития, самозанятость, государственно-частное регулирование.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.43.3.206-217

© А. Н. Левушкин, 2018

■ВШп]Ж А Н _ on-7

VHMRPPPMTPTA Семейное предпринимательство и семейный бизнес: 20 7

УНИВЕРСИТЕТА

имени o.e. кут-афина(мгюА) понятие, правовая природа и перспективы развития

A. N. LEVUSHKIN,

Doctor of Science (Law), Professor, Professor of Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

lewuskin@mail.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya ul., 9

FAMILY ENTREPRENEURSHIP AND FAMILY BUSINESS: DEFINITION, LEGAL NATURE AND PROSPECTS

Abstract. Family entrepreneurship is traditionally considered to be the most common type business which is predominant in quantitative terms, in the countries with developed market economies. Invited lecture, devoted to the disclosure of family entrepreneurship in the Russian Federation. Analysis of scientific approaches to the concepts and values of family entrepreneur-ship. Identified the legal nature of family businesses and especially family businesses in the Russian Federation. The types of family entrepreneurship and the legal status of the family business. The prospects of development of family entrepreneurship in the Russian Federation and the conclusion is made about the allocation of family business into an independent business. The family business must act as a bridge between government, small and large spheres of entrepreneurial activities. It was supposed to regulate the decision to implement the numerous organizational, legal issues arising from the interaction of state and business structures. Of course, family enterprise should increasingly be supported by government and the business community, requires the development and implementation of special target programs aimed at the development of entrepreneurial activities of family members. Keywords: Entrepreneurship, family business, small business, family enterprise, family enterprise, family ties, farm, prospects of development, self-employment, public-private regulation.

План лекции

1. Понятие и значение семейного предпринимательства.

2. Правовая природа семейного бизнеса и особенности семейного предпринимательства в Российской Федерации.

3. Виды семейного предпринимательства.

4. Правовое положение семейного предприятия.

5. Проблемы правоприменения и перспективы развития семейного предпринимательства в Российской Федерации.

1. Понятие и значение семейного предпринимательства

В последние годы в доктрине и практике все активнее обсуждается вопрос о перспективах нормативно-правового регулирования семейного предпринимательства

И m

К Ц

И □

П □

П р

Б Л m

ПТ

ПИ

рк

□П

шр □А

Хш

тШ НО ИГ Я^

БИЗНтПА

>

208 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)

и наблюдается развитие доктринальных подходов в данной сфере научного познания предпринимательской деятельности.

Исследование динамики семейно-правового регулирования в РФ позволяет говорить о новых тенденциях в развитии брачно-семейного законодательства, в частности не только об изменении традиционных отраслевых институтов, но и о появлении новых институтов и подотраслей, об изменении структуры семейного законодательства, свидетельствующих о трансформации всей его системы. Значительным изменениям подвергаются содержание и объем сферы семейно-правового регулирования. Реализуется тенденция расширения предмета семей-но-правового регулирования1.

Одной из основных тенденций развития современного научного познания в целом и юридической науки в частности является расширение использования системного подхода при изучении природы рассматриваемых явлений. Необходимо обратить внимание на установление межотраслевых связей между семейными и предпринимательскими отношениями.

В странах развитых правопорядков решение социальных проблем, обостряющихся в условиях мирового экономического кризиса, сегодня связывают с семейным предпринимательством, на которое возлагается социальная ответственность за уменьшение расслоения общества и создание экономически крепкого среднего класса2. Следует признать, что в России семейное предпринимательство, несмотря на огромный потенциал в решении различных семейно-бытовых и предпринимательских проблем, не используется должным образом, практически находится за рамками нормативно-правового регулирования, что не может не сказаться на эффективности его применения.

В Российской Федерации в нормативных правовых актах отсутствует законодательная дефиниция семейного предпринимательства. Однако в литературе сложились различные подходы к определению понятия и правовой природы семейного предпринимательства. Семейное предпринимательство может рассматриваться как совокупность общественных отношений, составляющих предмет семейного и предпринимательского права, оно находится во взаимодействии и на пересечении двух правовых институтов: семьи и малого предпринимательства3. Таким образом, можно сделать вывод о комплексном, межотраслевом регулировании института семейного предпринимательства.

Исходя из общесоциального отношения к данному социально-правовому явлению, И. А. Плотникова небезосновательно полагает, что семейное предпринимательство — это социально-институциональная форма малого бизнеса, организованная система экономической и трудовой деятельности, функционирующая

1 См.: Левушкин А. Н. Реформа семейного законодательства: совершенствование структуры Семейного кодекса Российской Федерации и правового регулирования отдельных брач-но-семейных отношений // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 5. С. 31.

2 См.: Баркова Л. А. Совершенствование российской правовой модели семейного предпринимательства с учетом зарубежного опыта правоприменения // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 6—9.

3 См.: Немиленцев М. К. Ценообразование в семейном бизнесе : автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2012. 24 с.

f»* Лыу^мн А. Н ОПО

VHMRFPPMTPTA Семейное предпринимательство и семейный бизнес: ^^^J^J

УНИВЕРСИТЕТА

имени o.e. кугафина(мгюА) понятие, правовая природа и перспективы развития

в процессе социальных отношений между родственниками или членами одной семьи, которая объединяет значимые общественные ценности, целесообразно ориентированные стандарты и нормы поведения, удовлетворяющие потребности общества (региона)4. Таким образом, семейное предпринимательство предполагает наличие семейных, предпринимательских, организационных и трудовых взаимосвязей между субъектами. Однако в основе семейного предпринимательства должны находиться именно семейно-правовые связи, на основе которых организуется предпринимательская деятельность.

Под семейным предпринимательством в юридической науке предлагается понимать самостоятельную, инициативную, систематическую, на собственный риск и под свою имущественную ответственность деятельность в любой легальной организационно-правовой форме, осуществляемую членами семьи не столько в целях получения прибыли, сколько для достижения экономических и социальных результатов, направленных на удовлетворение имущественных потребностей и гармонизацию интересов семьи в преодолении социально-экономических проблем. Семейное предпринимательство делится на индивидуальное и коллективное, прямое и опосредованное5.

Семейное предпринимательство — это организация бизнеса отдельного члена семьи или частная собственность всех членов семьи. У владельца есть материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимые для производственной деятельности, владелец лично контролирует деятельность предприятия.

Социальная значимость семейного предпринимательства подчеркивается тем, что в международных правовых документах ООН и Международной организации труда оно рассматривается как разновидность малого предпринимательства в качестве одного из стратегических направлений борьбы с бедностью.

Итак, семейное предпринимательство в обобщающем виде может рассматриваться как комплексное экономическое и социально-правовое образование (явление) в следующих аспектах:

1) экономико-социальная категория;

2) метод и форма организации семейного бизнеса;

ала, организованная на семеино-правовых связях.

Л m

К Ц

3) правовой институт в системе предпринимательского права;

4) тип экономического поведения ячейки общества — семьи; П

5) правовая форма реализации семьей своего предпринимательского потенци- □

П

Р □

2. Правовая природа семейного бизнеса и особенности Л

семейного предпринимательства в Российской Федерации М

пТ

п ~~'

Развитие законодательства и практики его применения уже сегодня расширило ПК

предмет предпринимательского права, включив в сферу его регулирования отно- О □

шения, возникающие не только в связи с предпринимательской деятельностью, ШР

у >

йш

4 См.: Плотникова И. А. Институциональное развитие семейных предприятий в сфере малого

бизнеса (на примере Пензенской области) : дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2015. С. 13. НШ

5 См.: Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения Я Ш гармонизации интересов семьи : дис. ... канд. юрид. наук. Тверь, 2014. 189 с. БИЗНЕСА

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

но и с иными разновидностями экономической деятельности. В этом не следует видеть противоречий, поскольку согласно Конституции РФ предпринимательская деятельность является деятельностью экономической6.

Вне зависимости от масштабов организации семейного бизнеса, основным фактором успеха семейного предпринимательства является опора на семью и семейные ценности, поскольку в бизнесе задействованы только близкие люди, которые, как предполагается, не подведут и не обманут. Чтобы признаваться семейным бизнесом, а соответственно, деятельностью в качестве семейного предпринимательства, сама компания и ее собственный капитал должны оставаться в руках семей и передаваться по наследству.

Семейное предпринимательство как вид экономической деятельности, объект правового регулирования и государственно-властного воздействия включается в предмет отрасли предпринимательского права, однако имеет в своей основе семей-но-правовые связи. Под семьей необходимо понимать «круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями в сфере личных неимущественных и имущественных отношений, возникающих на основании родства, заключения брака, усыновления и иных юридических фактов, лежащих в основе семейных правоотношений»7.

В доктрине распространен широкий подход к определению правовой природы семейного предпринимательства. Такая трактовка применима к «восточной модели управления («бизнес как семья», «пожизненный» наем работников в корпорацию, преимущество в трудоустройстве членам той или иной семьи и проч.). Однако такое понимание семьи является чуждым российскому менталитету. Кроме того, оно не вписывается и в понимание брачно-семейных связей, отношений по отечественному законодательству»8.

По своей правовой природе семейное предпринимательство чаще всего относят к малому, реже — к среднему предпринимательству, которое урегулировано на уровне российского законодательства в специальном законе.

В отечественном законодательстве сформировался специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Представляется возможным распространение действия такого режима и на субъектов семейного предпринимательства. Как справедливо отмечено в науке, «содержание указанного правового режима составляет совокупность установленных законом особенностей нормативного правового регулирования деятельности малых и средних предприятий в виде сочетания средств воздействия на указанных субъектов с целью достижения определенных государством целей»9.

6 См.: Ершова И. В. Экономическая деятельность: понятие и соотношение со смежными категориями // Lex Russica. 2016. № 9. С. 46—61.

7 Левушкин А. Н. Теоретическая модель построения системы семеИного законодательства государств — участников СНГ : монография. М. : Юнити-Дана: Закон и право, 2013. С. 144.

8 Мохов А. А. СемеИное и малое предпринимательство в современной России: доктрина и законодательство // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 2. С. 27.

9 Ершова И. В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2. С. 26.

f»* Лыу^мнА Н д..

VHMRFPPMTPTA Семейное предпринимательство и семейный бизнес: 2||

УНИВЕРСИТЕТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имени o.e. кугафина(мгюА) понятие, правовая природа и перспективы развития

Заслуживает внимания высказанный в доктрине предпринимательского права подход, что «если нет достаточно четких различий между семейным и малым предпринимательством, то нет и необходимости создания новых правовых категорий, конструкций, формирования специального правового режима экономической (предпринимательской) деятельности субъекта семейного предпринимательства, отличного от субъекта малого предпринимательства»10. Вместе с тем необходимо признать обоснованность высказывания, что «семейное предпринимательство имеет отдельные особенности в сравнении с малым предпринимательством (форма объединения не только капитала, но и труда, причем труда семейного; семейный бизнес способен решать не только экономические, но и семейные и одновременно общественные, социальные задачи)»11.

В литературе определены основные критерии отнесения предпринимательской деятельности к семейному предпринимательству: контроль семьей бизнеса (фактический, через долю участия, процент принадлежащих акций); сфера деятельности (как правило, выращивание сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, одежды, обуви, торговля, ресторанный бизнес, строительство и реконструкция); внутрихозяйственные и трудовые отношения носят длительный, устойчивый, стабильный характер (основаны не только на трудовом договоре (соглашении), но и на семейных, родственных связях, принадлежности к группе)12.

В качестве конститутивных, базовых признаков семейного предпринимательства, позволяющих квалифицировать предпринимательскую деятельность в качестве семейного предпринимательства и отграничить ее от смежных правовых категорий, необходимо назвать: 1) семейно-правовые связи, складывающиеся между членами семьи — участниками семейного предприятия; 2) личное трудовое участие в деятельности семейного предприятия. И если личное трудовое участие необходимо для крестьянско-фермерского хозяйства, то семейно-правовые связи должны выступить индивидуализирующим признаком семейного предпринимательства, что отличает его от малого предпринимательства. Е

К Ц

3. Виды семейного предпринимательства И

П

В российской правовой модели предпринимательства отсутствует категория □

«семейный бизнес», а на законодательном уровне не закрепляется такая орга- р

Ш

10 См. подробнее: Ершова И. В. Специальный правовой режим деятельности субъектов

малого и среднего предпринимательства. С. 22—26. М

11 См. подробнее: Мохов А. А. Социальные эффекты экономической деятельности и их ПТ значение для правотворчества // Юрист. 2016. № 18. С. 37—41. ПК

12 См.: Валенджян С. О., Волков Д. А. Семейное предпринимательство: анализ российской Ш □ практики // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 9. С. 17—29 ; Мохов А. А. ШР Семейное и малое предпринимательство в современной России: доктрина и законода- ^ ШШ тельство // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 2. С. 25— ДШ 28 ; Муханова А. Е., Умирзакова М. Н., Смагулова Ж. Б., Берикболова У. Д. Особенно- Н Ш сти развития семейного бизнеса как формы предпринимательства // Фундаментальные Я Ш исследования. 2015. № 11. С. 1210—1214. БИЗНЕСА

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кутафи на (МПОА)

низационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности, как семейное предприятие.

Основной субъект предпринимательского права — лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность13.

Семейный бизнес по своей структуре и по рассредоточению капитала, а также по управлению и по величине компаний условно подразделяется на две группы. Первая группа — это фирмы, в которых работают только члены семей и их ближайшие родственники. Как правило, это весьма небольшие компании, редко более 10 человек. Вторая группа — это фирмы, наследуемые из поколения в поколение. Их владельцами являются целые семейные кланы. К этой группе, которая в основном формирует иностранный семейный капитализм, относят, как правило, очень крупные или крупные международные корпорации, имеющие дочерние структуры. В этом случае в распоряжении «семьи» находится самый большой пакет акций, позволяющий осуществлять только контроль над компанией.

Л. А. Баркова обоснованно отмечает целесообразность разграничения в семейном предпринимательстве крупных семейных корпораций и предприятий малого бизнеса, микропредприятий, которые, в отличие от первых, нуждаются в государственной поддержке14. На это же прямо указывают и законодатели некоторых стран15.

Анализ законодательства Российской Федерации позволяет выделить три формы семейных объединений, организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих организаций, основанных на семейно-родственных связях:

1) общины коренных малочисленных народов;

2) казачьи общества;

3) крестьянско-фермерские хозяйства.

4. Правовое положение семейного предприятия

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»16 к категории субъектов малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства.

13 Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / Р. Н. Аганина, В. К. Андреев, Л. В. Андреева [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2017. С. 15—28, 87—94.

14 См.: Баркова Л. А. Эволюция семейного предпринимательства как объекта правового регулирования // Вестник Тверского государственного университета. Серия : Право. 2013. Вып. 35. С. 170—179.

15 См., например: Закон Республики Узбекистан от 24 апреля 2012 г. № 327 «О семейном предпринимательстве». Ст. 4 // СЗ РУ. 2012. № 17. Ст. 188.

16 СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

■ВШгйЖ А Н _ п1<а

VHMRFPPMTPTA Семейное предпринимательство и семейный бизнес:

УНИВЕРСИТЕТА

имени o.e. кугафина(мгюА) понятие, правовая природа и перспективы развития

Исходя из предложенных категорий, «семейные предприятия» могут быть зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и организованы как коммерческие организации и предпринимательские объединения.

Крестьянское (фермерское) хозяйство в России является единственным семейным объединением, относящимся к группе коммерческих корпоративных юридических лиц, то есть, в отличие от общин коренных малочисленных народов и казачьих общин, является профессиональным участником рыночных предпринимательских отношений. Крестьянское (фермерское) хозяйство как организационно-правовая форма юридического лица может выступать в качестве теоретической и организационной модели организации семейного предприятия и практического воплощения в правоприменительную предпринимательскую сферу.

Видится необходимым введение в научный оборот и законодательство понятия «семейное объединение» («семейное предприятие») как субъекта предпринимательской деятельности и законодательное определение его правового статуса.

В науке сложилось два общих подхода к определению семейных предприятий (family business), одно исходит из формы собственности, а второе — из характера управления семейным предприятием.

1. Семейный бизнес — это капитал (акции, доли, паи), принадлежащий семье или контролируемый ею. Это широкое определение включает не только те виды бизнеса, о которых обычно думают как о семейных, — малый бизнес (им, как правило, занимаются члены семьи), но и публичные компании, имеющие значительную семейную собственность.

2. Семейный бизнес — это любой бизнес, в котором два или более руководителя связаны семейно-правовыми связями.

Такие всемирно известные компании, как Ford, Samsung, Siemens, находятся во владении и управлении представителей семей — основателей бизнеса, а компания Mars является непубличной и полностью принадлежит внукам ее основателя Ф. Марса. Отсюда следует, что имущественные отношения между отдельными членами семьи могут оказывать существенное влияние на имущественное поло- р

жение всего семейного бизнеса, всех членов семьи и на предпринимательскую

на организацию и осуществление семейного предпринимательства.

Ц

сферу в масштабе организации крупного капитала. Следовательно, существует объективная потребность в нормативно-правовом урегулировании и сопровожде- ^

нии имущественных семейных предпринимательских отношений, направленных □

П Р

5. Проблемы правоприменения и перспективы развития Л

семейного предпринимательства в Российской Федерации М

ПТ

«В настоящее время в Российской Федерации проявляется тенденция публи- ^К

цизации семейного законодательства, этот процесс обусловливается тем, что Ш □

государство постоянно расширяет сферу своего вмешательства в частнопра- Шр

вовую сферу семейных отношений в целях выполнения функций защиты прав ^Ш

гражданина и обеспечения его частных интересов в семейно-правовой сфере»17. дш

Е

НШ

17 Левушкин А. Н. Теоретическая модель построения системы семейного законодательства Я Ш

государств — участников СНГ : монография. М. : Юнити-Дана: Закон и право, 2013. С. 16. БИЗНЕСА

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кутафи на (МПОА)

Правовое обеспечение частных интересов граждан является формой проявления публичного интереса государства, декларирующего себя социальным (ст. 6 Конституции РФ). Основной целью правового регулирования семейных отношений является укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Вместе с тем предполагается на основе сохранения и укрепления данных семейных ценностей дальнейшее развитие семейного предпринимательства, сочетание публичного и частноправового регулирования семейного предпринимательства.

«Цели семейно-правового регулирования, задачи по их достижению, а также принципы как руководящие ориентиры семейно-правового регулирования выступают предпосылками публицизации семейного законодательства, .гармонично сочетающей частноправовые и публично-правовые начала, обосновывает проецирование такого подхода и в плоскость семейного законодательства»18.

Во всех странах с развитыми хозяйственными системами поддержка малого и среднего предпринимательства — одно из основных направлений государственной экономической политики19. Вполне оправданным и необходимым видится распространение действия такой поддержки и на семейное предпринимательство, с целью его дальнейшего эффективного применения и гармоничного сочетания частнопубличной модели его регулирования на законодательном уровне.

Необходимо признать, что в Российской Федерации в настоящее время отсутствует эффективное специальное нормативно-правовое регулирование семейного предпринимательства. Таким образом, члены семьи вынуждены либо по отдельности регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и вести бизнес в качестве партнеров, либо использовать конструкцию «работодатель — работник», либо выстраивать отношения в рамках холдинга, ассоциации, как одной из организационно-правовых форм, предусмотренных для юридических лиц, на правах долевого участия в бизнесе.

В литературе обоснована необходимость дифференциации правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и с позиций гарантируемых им мер поддержки в силу наличия различий в экономических и иных возможностях между малым и средним предпринимательством20. Предполагается и дальнейшая дифференциация, направленная на гармонизацию отношений и установление специального правового регулирования семейного предпринимательства.

Безусловно, семейное предпринимательство должно в большей степени поддерживаться государством и бизнес-сообществом, необходима разработка и ре-

18 Левушкин А. Н. Система семейного законодательства Российской Федерации и других государств — участников СНГ: модель построения и тенденции развития // Семейное и жилищное право. 2014. № 3. С. 32.

19 См.: Ершова И. В. Понятийно-правовая пертурбация как способ достижения государственной цели (на примере понятия субъекта малого и среднего предпринимательства) // Гражданское право. 2016. № 4. С. 33—36.

20 См.: Мохов А. А. Правовая поддержка и правовая защита субъектов малого предпринимательства // Власть закона. 2017. № 2. С. 54.

f»* Лыу^мн А. Н пл CT

VHMRFPPMTPTA Семейное предпринимательство и семейный бизнес:

УНИВЕРСИТЕТА

имени o.e. кугафина(мгюА) понятие, правовая природа и перспективы развития

ализация специальных целевых программ, направленных на развитие предпринимательской деятельности членов семьи.

Правоприменительная деятельность предопределяет дальнейшее развитие семейного предпринимательства с целью эффективного применения юридической процедуры приобретения статуса особого субъекта предпринимательской деятельности — семейного предприятия. Такое предприятие имеет очевидные преимущества для ведения бизнеса: связывает близких людей — членов семьи, организовано на фидуциарных началах; имеется большая свобода и самостоятельность при принятии решений; эффективно реализуется адаптация на рынке, семейный бизнес имеет высокую степень мотивации к эффективной работе; высокая сплоченность трудового коллектива на основе родственных, семейных связей.

Безусловно, законодателю следует признать в качестве формы организации ведения бизнеса данную эффективную сферу предпринимательства как фактически существующее семейно-правовое явление в сфере предпринимательства. К сожалению, действующее российское законодательство не предусматривает такой организационно-правовой формы, как семейное предприятие, его невозможно зарегистрировать в качестве такового, поэтому приходится использовать иные организационно-правовые законодательные модели и применять к такой форме организации бизнеса общие положения предпринимательского, гражданского и семейного законодательства. Однако нельзя не учитывать специфику семейных отношений, в которых приоритет отдается личным неимущественным отношениям, соответственно, складывающиеся предпринимательские отношения могут противоречить правовой природе и сущности семейных взаимоотношений, которые направлены на организацию предпринимательства с учетом семейной сферы жизнедеятельности членов семьи. Необходимо достижение баланса в правовом регулировании семейных и предпринимательских отношений, частных и публичных предпринимательских интересов с целью гармонизации сферы семьи и предпринимательства. Е

Для достижения этой цели государству необходимо стимулировать развитие

Ц

семейного бизнеса, в том числе как сферы самозанятости21 членов семьи. Если

семейную организацию бизнеса представить как семейную ценность и грамот- ^

но выстроенную систему имущественных взаимосвязей между членами семьи, □

приносящую прибыль, а не просто как совокупность имущества членов семьи: р

супругов, родителей и детей, имеющего определенную стоимость, то возникает □

необходимость сохранения этой семейной имущественной ценности в рамках Л

семьи на основе специального правового регулирования. Следует признать, М

что семейное предпринимательство, лишенное государственной поддержки ПТ

и специального законодательного регулирования, может остаться лишь в фор- ПК

мате самозанятости и не будет способно выполнять более значимые экономи- Ш □

ко-правовые функции в национальной модели ведения предпринимательства Шр

в нашей стране. ^Ш

Е

НШ

21 См.: Ершова И. В., Трофимова Е. В. Самозанятость: реперные точки формирования ЯШ

правового режима // Предпринимательское право. 2017. № 3. С. 3—12. БИЗНЕСА

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кутафи на (МПОА)

БИБЛИОГРАФИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Баркова Л. А. Эволюция семейного предпринимательства как объекта правового регулирования // Вестник Тверского государственного университета. — Серия : Право. — 2013. — Вып. 35. — С. 170—179.

2. Баркова Л. А. Совершенствование российской правовой модели семейного предпринимательства с учетом зарубежного опыта правоприменения // Семейное и жилищное право. — 2014. — № 5. — С. 6—9.

3. Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи : дис. ... канд. юрид. наук. — Тверь, 2014. — 189 с.

4. Валенджян С. О., Волков Д. А. Семейное предпринимательство: анализ российской практики // Российский внешнеэкономический вестник. — 2011. — № 9. — С. 17—29.

5. Ершова И. В., Трофимова Е. В. Самозанятость: реперные точки формирования правового режима // Предпринимательское право. — 2017. — № 3. — С. 3—12.

6. Ершова И. В. Понятийно-правовая пертурбация как способ достижения государственной цели (на примере понятия субъекта малого и среднего предпринимательства) // Гражданское право. — 2016. — № 4. — С. 33—36.

7. Ершова И. В. Экономическая деятельность: понятие и соотношение со смежными категориями // Lex Russica. — 2016. — № 9. — С. 46—61.

8. Ершова И. В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2016. — № 2. — С. 22—26.

9. Левушкин А. Н. Система семейного законодательства Российской Федерации и других государств — участников СНГ: модель построения и тенденции развития // Семейное и жилищное право. — 2014 — № 3. — С. 29—32.

10. Левушкин А. Н. Реформа семейного законодательства: совершенствование структуры Семейного кодекса Российской Федерации и правового регулирования отдельных брачно-семейных отношений // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 5 (78). — С. 31—34.

11. Левушкин А. Н. Теоретическая модель построения системы семейного законодательства государств — участников СНГ : монография. — М. : Юнити-Дана: Закон и право, 2013. — 327 с.

12. Мохов А. А. Семейное и малое предпринимательство в современной России: доктрина и законодательство // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2017. — № 2. — С. 25—28.

13. Мохов А. А. Социальные эффекты экономической деятельности и их значение для правотворчества // Юрист. — 2016. — № 18. — С. 37—41.

14. Мохов А. А. Правовая поддержка и правовая защита субъектов малого предпринимательства // Власть закона. — 2017. — № 2. — С. 53—59.

15. Муханова А. Е., Умирзакова М. Н., Смагулова Ж. Б., Берикболова У. Д. Особенности развития семейного бизнеса как формы предпринимательства // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 11. — С. 1210—1214.

"Т^ЕСТНИК

/ УНИВЕРСИТЕТА

а-Ф имени О. Е, Кутафина (МГЮА)

Левушкин А. Н.

Семейное предпринимательство и семейный бизнес: понятие, правовая природа и перспективы развития

217

16. Немиленцев М. К. Ценообразование в семейном бизнесе : автореф. дис. ... канд. экон. наук. — СПб., 2012. — 24 с.

17. Плотникова И. А. Институциональное развитие семейных предприятий в сфере малого бизнеса (на примере Пензенской области) : дис. ... канд. социол. наук. — Пенза, 2015. — 247 с.

18. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / Р. Н. Аганина, В. К. Андреев, Л. В. Андреева [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2017. — 848 с.

Г И

И

□ Ш

□ Р Ш

Б Л

гп

БИЗНЕСА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.