Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:
Черешнева И.А — Семейное предпринимательство: к постановке проблемы // Юридические исследования. -2023. - № 7. DOI: 10.25136/2409-7136.2023.7.40989 EDN: CXMNYM URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=40989
Семейное предпринимательство: к постановке проблемы
Черешнева Ирина Анатольевна
младший научный сотрудник, Институт государства и права Российской академии наук
119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10
И iachereshneva@gmail.com
Статья из рубрики "Правоведение"
DOI:
10.25136/2409-7136.2023.7.40989
EDN:
CXMNYM
Дата направления статьи в редакцию:
15-06-2023
Дата публикации:
16-06-2023
Аннотация: Современные геополитические условия в сочетании с санкционным режимом вызывают объективную необходимость поиска внутренних экономических механизмов, способных, как нивелировать последствия беспрецедентного экономического воздействия на Россию, так и выступить в качестве опоры для ее дальнейшего социально-экономического развития; потому обращение к исследованию семейного предпринимательства видится оправданным. При этом его актуальность обусловливается следующими причинами: 1) социализацией экономики и права; 2) социальной составляющей предпринимательства; 3) развитием социального предпринимательства; 4) государственной семейной политикой. Предметом настоящей работы выступает семейное предпринимательство - комплексный межотраслевой институт, объединяющий в себе нормы семейного и предпринимательского права. В ходе исследования автор обращает внимание на рассмотрение следующих вопросов: 1) актуальность семейного предпринимательства; 2) основные сущностные черты семейного предпринимательства; 3) необходимость законодательного закрепления семейного предпринимательства как специального правового режима деятельности
определенной категории субъектов. В исследовании использованы общенаучные методы анализа и синтеза, системный подход; специально-юридические методы. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Конститутивным признаком семейного предпринимательства выступают семейно-правовые связи, которые складываются между членами семьи; к другим особенностям также относятся: 1) схожесть институциональных форм семейного предпринимательства с малым бизнесом; 2) осуществление предпринимательской деятельности, в том числе для достижения социального положительного эффекта; 3) аксиологическая составляющая семейного предпринимательства. Рассмотрение семейного предпринимательства в качестве специального правового режима деятельности определенной категории субъектов допускает вариативность, представленную двумя направлениями. Первое -цивилистическое, где необходимость выделения специального правового режима деятельности определенной категории субъектов отсутствует, и второе - социальное, в рамках которого понимание семейного предпринимательства в качестве семейной ценности ведет к его обособлению в качестве одного из специальных правовых режимов деятельности определенной категорий субъектов. Последний вариант предпочтительнее.
Ключевые слова:
семейное предпринимательство, социальное предпринимательство, правовой режим предпринимательства, семья, государственная семейная политика, особый режим предпринимательства, предпринимательская деятельность, социальное государство, социализация права, меры государственной поддержки
1. Современные геополитические условия в сочетании с санкционным режимом стран Западной Европы, США и их сателлитов вызывают объективную необходимость поиска внутренних экономических механизмов, способных не только нивелировать последствия беспрецедентного экономического воздействия на Россию, но и выступить в качестве опоры для дальнейшего социально-экономического развития нашей страны. В связи с тем, что «культурные контексты и институциональные механизмы, в рамках которых осуществлялось экономическое развитие российского государства (накопление капитала, возникновение предпринимательства, наем рабочей силы и организация
производства) часто не имели аналогов вне России» Ш, обращение к исследованию такого правового феномена как семейное предпринимательство видится нам оправданным. Его актуальность обусловливается целым рядом причин.
Во-первых, социализация экономики и права, под которой понимается «очередной этап в развитии рыночной экономики, соответствующий постиндустриальному обществу, свойственный в первую очередь экономически развитым странам и характеризующийся социальной переориентацией производства; гуманизацией жизни людей и их труда; уменьшением социальной дифференциации; дальнейшим развитием социальной сферы»
Во-вторых, широкий подход к пониманию предпринимательской деятельности, включающий в себя ее социальную составляющую. Как справедливо указывал А. В. Быков, «Государство, коль скоро оно провозглашено Конституцией Российской Федерации как социальное, имеет право и обязано возложить на предпринимательскую деятельность (базовую и единственную пока выработанную современной цивилизацией
общественную форму организации экономической деятельности по производству и реализации товарного продукта) социальные функции и решение социальных задач.»
Во-третьих, развитие идеи социального предпринимательства, находящее в некоторых правопорядках свое законодательное воплощение (в качестве примера можно указать на так называемые Законы об SSE (Social and Solidarity Economy - социальная и солидарная экономика), в которых красной нитью проходит идея «социальное государство - социальная и солидарная экономика - социальное предпринимательство» 141).
В-четвертых, рассмотрение семьи в качестве фундаментальной основы российского общества. Так, Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 года № 1618-р (далее - Концепция), предусматривается активная роль российских семей в партнерстве с властью, бизнесом и общественностью. На наш взгляд, она может получить наиболее полную реализацию именно в рамках семейного предпринимательства. За счет последнего, в том числе предполагается решить одну из задач Концепции, которая нацелена на развитие экономической самостоятельности семьи и создании условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции.
2. Системный подход выступает одним из ключевых методов, с помощью которого современная наука «добывает» новое знание. Применительно к юриспруденции и в контексте настоящего исследования это означает, что фокус внимания ученых все чаще лежит «на установлении межотраслевых связей между гражданскими, семейными и
предпринимательскими отношениями.» [51. Ввиду того, что семейное
предпринимательство «находится во взаимодействии и на пересечении двух правовых
институтов: семьи и малого предпринимательства» [61, его можно рассматривать в качестве комплексного, межотраслевого института, предмет регулирования которого
составляют нормы семейного и предпринимательского права [71. В этой связи изучению правовых проблем семейного предпринимательства посвящены труды представителей
различных отраслей права [8, 9 101.
При этом несмотря на отсутствие законодательной дефиниции, существующие доктринальные подходы к определению понятия и правовой природы семейного предпринимательства «приоткрывают завесу тайны» в отношении данного правового явления.
Так, с социологической точки зрения семейное предпринимательство рассматривается в качестве «социально-институциональной формы малого бизнеса, которая представляет собой определенным образом организованную систему экономической и трудовой деятельности, функционирующую в процессе социальных отношений между родственниками или членами одной семьи, которая объединяет значимые общественные ценности, целесообразно ориентированные стандарты и нормы поведения, удовлетворяющие потребности общества (региона).» -t111.
Правовой взгляд на семейное предпринимательство может быть представлен следующим образом - это «самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск и под свою имущественную ответственность деятельность в любой легальной организационно-правовой форме, осуществляемая членами семьи не столько в целях получения прибыли, сколько для достижения экономических и социальных результатов, направленных на удовлетворение имущественных потребностей и гармонизацию
интересов семьи в преодолении социально-экономических проблем.» II2}.
В свою очередь, профессор А.Н. Левушкин полагает, что к базовым признакам семейного предпринимательства, позволяющим отграничить его от смежных правовых категорий, относятся: 1) семейно-правовые связи, складывающиеся между членами семьи - участниками семейного предприятия; 2) личное трудовое участие в деятельности семейного предприятия.»
Анализ указанных выше позиций позволяет отметить следующее.
Во-первых, схожесть институциональных форм семейного предпринимательства с малым бизнесом (или в нормативной формулировке - с субъектами малого и среднего предпринимательства). Так, семейное предпринимательство получает свое воплощение в различных формах: индивидуальной (получение физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица) и коллективной (посредством создания юридического лица в различных организационно-правовых формах, например, в форме общества с ограниченной ответственностью, крестьянско-фермерского
хозяйства -Ш1, реже - акционерного общества). Вопрос отнесения такого правового феномена как самозанятость к семейному предпринимательству остается дискуссионным
ввиду «неоднозначной правовой квалификации деятельности самозанятых граждан» [14] per se.
Во-вторых, осуществление предпринимательской деятельности не только в целях получение прибыли, но и для достижения иного социального полезного/положительного эффекта, под последним понимается «способность хозяйствующего субъекта оказывать влияние на социальные процессы посредством успешного решения предпринимательским
сообществом социально значимых задач.» В то же время в законодательно
установленной дефиниции предпринимательской деятельности (ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ) речь идет исключительно об ее экономическом эффекте.
В-третьих, конститутивным признаком семейного предпринимательства выступают семейно-правовые связи, которые складываются между членами семьи; эти отношения носят лично-доверительный характер.
Личное трудовое участие в семейном бизнесе хотя и может служить в качестве признака семейного предпринимательства, однако такой признак, скорее, имеет факультативный характер. Несмотря на то, что семейное предпринимательство, как правило, существует в форме малого и среднего бизнеса, нельзя упускать из виду и крупных игроков (иллюстрацией может служить fashion-индустрия (Etro, Furla, Trussardi)), которые, например, могут выступать в качестве инвесторов, однако непосредственного участия в семейном предпринимательстве не принимают. В этой связи именно семейно-правовые связи делают из обычной компании семейную. Тем самым, данный признак позволяет отграничить семейное предпринимательство от смежных правовых категорий, например, от малого и среднего предпринимательства.
В-четвертых, аксиологическая составляющая семейного предпринимательства. Ценности представляют собой «духовные идеи, заключенные в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения, воплощающих в себя общественные идеалы и выступающие
благодаря этому как эталон должного.» -U6!. Ввиду того, что семейные отношения базируются на принятых в обществе ценностях, «система ценностей отдельной семьи
будет складываться из ценностных ориентаций каждого его члена» U^i, при этом для эффективного функционирования семейного предприятия (как в прямом, так и в переносном значении) такие ценности должны совпадать, иначе разлад неизбежен.
3. Одной из тенденцией развития предпринимательского законодательства выступает его дифференциация i17!. Перманентное усложнение общественных отношений в сочетании со сложившейся геополитической обстановкой и бурным развитие цифровых технологий «заставляет» законодателя сместись фокус своего внимания с регулирования общего пра в ов ого ре ж има пре дпр инима те л ьс тв а на ос о б е нный (с пе циа льный) пра в ов ой ре ж им, в рамках которого стимулирующие правовые средства могут получить свою полную реализацию. В этой связи стремление законодателя к дифференциации правового режима предпринимательства проявляется не только в специфике отрасли, сферы деятельности, особенностях осуществлении экономической деятельности на определенной территории (в рамках территорий с особым режимом предпринимательства) -USi, но и применительно к «специальному правовому режиму
деятельности определенных категорий субъектов» [17]. К последней категории, в частности, относится специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, содержание которого «составляет совокупность установленных законом особенностей нормативного правового регулирования деятельности малых и средних предприятий в виде сочетания средств воздействия на указанных субъектов с целью достижения определенных государством целей.» [17].
При этом, по мнению профессора И. В. Ершовой, в рамках специального правового режима деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства «существует дифференциация на правовой режим деятельности малых предприятий и,
соответственно, средних предприятий.» [17]. В этой связи, учитывая тенденцию к дальнейшей дифференциации предпринимательской деятельности, «субъектный» критерий можно применить и к семейному предпринимательству, что ведет к необходимости определения порядка регулирования семейного предпринимательства, выражающегося в комплексе правовых средств, которые, преимущественно, будут представлены мерами государственной поддержки (т.е. речь идет об особом (льготном) правовом режиме). В этой связи закономерно возникают ряд вопросов: 1) о месте особого правового режима семейного предпринимательства в системе льготных правовых режимов; 2) о необходимости законодательного закрепления особого правового режима семейного предпринимательства? Для ответа на них обратимся к доктрине.
Так, профессор А.А. Мохов указывает на «возможность отнесения семейного
предпринимательства к малому.» i19!. В свою очередь, профессор А.Н. Левушкин говорит о необходимости «нормативно-правового урегулирования и сопровождения имущественных семейных предпринимательских отношений, направленных на организацию и осуществление семейного предпринимательства, в том числе и потому, что они могут оказывать существенное влияние на имущественное положение не только всего семейного бизнеса, но и на предпринимательскую сферу в масштабе организации
крупного капитала.» i^. Помимо этого, профессор И.В. Ершова обосновывает, что «в сфере семейного предпринимательства должен формироваться специальный (ординарный) правовой режим экономической деятельности по аналогии со специальным (ординарным) правовым режимом деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.» -t20!.
Нам представляется, что существует некая вариативность в контексте рассмотрения семейного предпринимательства в качестве особого правового режима деятельности отдельной категории субъектов.
Первый вариант исходит из цивилистического понимания предпринимательской деятельности, основная цель осуществления которой направлена на получение прибыли. При таком раскладе необходимости в выделении семейного предпринимательства в качестве самостоятельного правового льготного режима отдельной категории субъектов или подвида специального (особого) правового режима деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства нет. Ввиду того, что ядром данного режима выступают меры государственной поддержки, распространение широкого перечня льгот на все большие категории субъектов может привести к сокращению «обычного» предпринимательства. В этом смысле можно получить ситуацию, аналогичной той, что существует сейчас в отношении резидентов территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, где происходит конкуренция режимов различных территорий, а также имеется проблема имитации деятельности в угоду получения различного рода преференций.
Для второго варианта характерно социальное понимание предпринимательской деятельности. Как справедливо отмечается в литературе, «наряду с функциями, традиционными для малого предпринимательства, для семейного предпринимательства одновременно характерны функции, тесно связанные с проводимой государством
демографической, семейной политикой.» Не случайно в Концепции подчеркивается, что эффективность экономических мер невозможна без создания в обществе атмосферы приоритета семейно-нравственных ценностей, поддержки и всестороннего укрепления престижа семейного образа жизни.
С этой точки зрения семейное предпринимательство целесообразно рассматривать как «семейную ценность и грамотно выстроенную систему имущественных взаимосвязей между членами семьи, приносящую прибыль, которая нуждается в сохранении этой семейной имущественной ценности в рамках семьи на основе специального правового регулирования путем установления специального режима семейного
предпринимательства.» Тем самым, рассмотрение семьи в качестве фундаментальной основы российского общества, а семейного предпринимательства не только как средства для решения проблемы экономической самостоятельности семьи, но и в качестве средства реализации социальной составляющей предпринимательской деятельности предполагает отнесение семейного предпринимательства к самостоятельному виду специального (особого) правового режима деятельности отдельной категории субъектов предпринимательства.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, важность семейного предпринимательства обусловливается совокупностью причин: 1) социализацией экономики и права; 2) социальной составляющей предпринимательской деятельности; 3) развитием социального предпринимательства; 4) государственной семейной политикой.
Во-вторых, семейное предпринимательство представляет собой комплексный межотраслевой институт, предмет регулирования которого составляют нормы семейного и предпринимательского права, а его конститутивным признаком - семейно-правовые связи, которые складываются между членами семьи. К отличительным особенностям семейного предпринимательства также можно отнести: 1) схожесть его
институциональных форм с малым бизнесом; 2) осуществление предпринимательской деятельности не только в целях получение прибыли, но и для достижения иного социального полезного/положительного эффекта; 3) аксиологическая составляющая семейного предпринимательства.
В-третьих, рассмотрение семейного предпринимательства в качестве специального (особого) правового режима деятельности отдельной категории субъектов предпринимательства допускает вариативность, представленную двумя направлениями. Первое - цивилистическое, где необходимость выделения самостоятельного специального (особого) правового режима отдельной категории субъектов предпринимательства отсутствует, и второе - социальное, в рамках которого понимание семейного предпринимательства в качестве семейной ценности ведет к его обособлению в качестве одного из специальных (особых) правовых режимов деятельности отдельной категории субъектов предпринимательства. Последний вариант видится нам предпочтительнее.
В заключении отметим, что «уже в дореволюционной России существовал правовой институт купеческой семьи.» I^H, который может быть представлен такими яркими родами, как «Морозовы, Рябушинские, Коноваловы, Гучковы, Солдатенковы, Хлудовы,
Крестовниковы, Третьяковы и Найденовы»11!, внесшими значительный вклад в социально-экономическое развитие нашего Отечества посредством внедрения передовых для того времени технологий с опорой на культурно-исторические особенности России, а не в противовес им. Потенциал семейного предпринимательства значителен, его реализация - задача не только частная, но и публичная, ввиду того, что семья как фундаментальная основа российского общества, безусловно, нуждается в государственной поддержке, которая, применительно к семейному предпринимательству, может получить свое развитие в рамках особого правового (льготного) режима отдельной категории субъектов предпринимательства. При этом для того, чтобы такая поддержка была эффективной, а режим - реально работающим, необходимо четко выверить сочетание составляющих режим правовых средств (например, предоставление льгот, прежде всего, малому и среднему семейному предпринимательству), тогда мы сможем достигнуть не только экономического, но и социального эффектов от осуществления предпринимательской деятельности, нацеленных на общее благо.
Библиография
1. Джеймс Л. Уэст Старообрядцы и предпринимательская культура в царской России // Современная конкуренция. 2009. №3. URL:
https ://cyberlenmka.ru/artide/n/staroobryadtsy-i-predprimmatelskaya-kultura-v-tsarskoy-rossii (дата обращения: 09.06.2023).
2. Барков А.В. О необходимости учета тенденции социализации частного права при совершенствовании российского гражданского права // Право. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015. - № 4. - С. 104-110.
3. Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право в рыночной экономике. М.: Новая правовая культура, 2004.
4. Барков А.В., Гришина Я. С. Критический анализ российского правотворческого подхода к легализации социального предпринимательства // Гражданское право. -2019. № 2. - С. 3-5.
5. Левушкин А.Н. Гражданско-правовое регулирование и развитие семейного предпринимательства как вида социального предпринимательства в Российской
Федерации // Гражданское право. - 2019. - № 2. - С. 6-10.
6. Немиленцев М. К. Ценообразование в семейном бизнесе : автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2012. 24 с.
7. Левушкин А.Н. Семейное предпринимательство и семейный бизнес: понятие, правовая природа и перспективы развития // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2018. - № 3. - С. 206-217.
8. Семейный бизнес & качество правовой среды: монография / отв. ред. И.В. Ершова, А.Н. Левушкин. М.: Проспект, 2022. 576 с.
9. Семейный бизнес & самозанятые: взгляд через призму малого предпринимательства / отв. ред. И.В. Ершова, А.Н. Левушкин. М.: Проспект, 2021. 560 с.
10. Летова Н. В. Тенденции развития законодательства о банкротстве супругов: проблемы и перспективы // Государство и право. - 2022. - № 3. - С. 99-107. - DOI: 10.31857/S102694520016733-7.
11. Плотникова И. А. Институциональное развитие семейных предприятий в сфере малого бизнеса (на примере Пензенской области) : дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2015, 247 с.
12. Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи : дис. ... канд. юрид. наук. Тверь, 2014. 189 с.
13. Габов А. В. Реорганизация крестьянского (фермерского) хозяйства-юридического лица // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - Т. 15. № 5 (114). - С. 79-95. - DOI: 10.17803/1994-1471.2020.114.5.079-095.
14. Ершова И. В., Лаптев В. А., Тарасенко О. А. Феномен самозанятости: к пятилетнему юбилею правового режима // Государство и право. - 2023. - № 1. - C. 34-47.
15. Мохов А.А. Социальные эффекты экономической деятельности и их значение для правотворчества // Юрист. - 2016. - № 18. - С. 37-41.
16. Елисеева А. А. Семья и семейные ценности: подходы к пониманию в условиях современного права // Актуальные проблемы российского права. - 2022. - № 3. -С. 67-74.
17. Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2016. - № 2. - С. 22-26.
18. Черешнева И. А. Система территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности // Юрист. - 2018. - № 3. - С. 49-55. - DOI: 10.18572/1812-3929-2018-3-49-55.
19. Мохов А. А. Семейное и малое предпринимательство в современной России: доктрина и законодательство // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2017. - № 2. - С. 25-28.
20. Ершова И.В. Семейный бизнес: точки отсчета и вектор ориентира в правовом регулировании // Актуальные проблемы российского права. - 2022. - № 11. - С. 6775.
21. Проблемы развития и перспективы предпринимательского права в современных экономических условиях. М.: Проспект, 2020. - 656 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не
раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в представленной на рецензирование статье является, как это следует из ее наименования, проблема семейного предпринимательства. Заявленные границы исследования полностью соблюдены автором.
Методология исследования обозначена ученым: "Системный подход выступает одним из ключевых методов, с помощью которого современная наука «добывает» новое знание. Применительно к юриспруденции и в контексте настоящего исследования это означает, что фокус внимания ученых все чаще лежит «на установлении межотраслевых связей между гражданскими, семейными и предпринимательскими отношениями» [5]". Актуальность избранной автором темы исследования обоснована четко и достаточно подробно: "В связи с тем, что «культурные контексты и институциональные механизмы, в рамках которых осуществлялось экономическое развитие российского государства ... часто не имели аналогов вне России» [1], обращение к исследованию такого правового феномена как семейное предпринимательство видится нам оправданным. Его актуальность обусловливается целым рядом причин. Во-первых, социализация экономики и права... . Во-вторых, широкий подход к пониманию предпринимательской деятельности, включающий в себя ее социальную составляющую. ... [3]. Во-третьих, развитие идеи социального предпринимательства, находящее в некоторых правопорядках свое законодательное воплощение ... . В-четвертых, рассмотрение семьи в качестве фундаментальной основы российского общества. Так, Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 года № 1618-р (далее - Концепция), предусматривается активная роль российских семей в партнерстве с властью, бизнесом и общественностью. На наш взгляд, она может получить наиболее полную реализацию именно в рамках семейного предпринимательства. За счет последнего, в том числе предполагается решить одну из задач Концепции, которая нацелена на развитие экономической самостоятельности семьи и создании условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции". Ученым раскрыта степень изученности рассматриваемой в статье проблемы: "... изучению правовых проблем семейного предпринимательства посвящены труды представителей различных отраслей права [8, 9, 10]. При этом несмотря на отсутствие законодательной дефиниции, существующие доктринальные подходы к определению понятия и правовой природы семейного предпринимательства «приоткрывают завесу тайны» в отношении данного правового явления".
В чем проявляется научная новизна исследования, в статье прямо не говорится. Фактически она проявляется в ряде выводов автора относительно значения, правовой природы и особенностей семейного предпринимательства ("Во-первых, важность семейного предпринимательства обусловливается совокупностью причин: 1) социализацией экономики и права; 2) социальной составляющей предпринимательской деятельности; 3) развитием социального предпринимательства; 4) государственной семейной политикой.
Во-вторых, семейное предпринимательство представляет собой комплексный межотраслевой институт, предмет регулирования которого составляют нормы семейного и предпринимательского права, а его конститутивным признаком - семейно-правовые связи, которые складываются между членами семьи. К отличительным особенностям семейного предпринимательства также можно отнести: 1) схожесть его институциональных форм с малым бизнесом; 2) осуществление предпринимательской деятельности не только в целях получение прибыли, но и для достижения иного социального полезного/положительного эффекта; 3) аксиологическая составляющая семейного предпринимательства. В-третьих, рассмотрение семейного
предпринимательства в качестве специального (особого) правового режима деятельности отдельной категории субъектов предпринимательства допускает вариативность, представленную двумя направлениями. Первое - цивилистическое, где необходимость выделения самостоятельного специального (особого) правового режима отдельной категории субъектов предпринимательства отсутствует, и второе -социальное, в рамках которого понимание семейного предпринимательства в качестве семейной ценности ведет к его обособлению в качестве одного из специальных (особых) правовых режимов деятельности отдельной категории субъектов предпринимательства. Последний вариант видится нам предпочтительнее"), а также о механизмах обеспечения его эффективности ("Потенциал семейного предпринимательства значителен, его реализация - задача не только частная, но и публичная, ввиду того, что семья как фундаментальная основа российского общества, безусловно, нуждается в государственной поддержке, которая, применительно к семейному предпринимательству, может получить свое развитие в рамках особого правового (льготного) режима отдельной категории субъектов предпринимательства. При этом для того, чтобы такая поддержка была эффективной, а режим - реально работающим, необходимо четко выверить сочетание составляющих режим правовых средств (например, предоставление льгот, прежде всего, малому и среднему семейному предпринимательству), тогда мы сможем достигнуть не только экономического, но и социального эффектов от осуществления предпринимательской деятельности, нацеленных на общее благо"). Таким образом, статья, безусловно, вносит определенный вклад в развитие отечественной правовой науки и заслуживает внимания читательской аудитории. Научный стиль исследования выдержан автором в полной мере.
Структура работы вполне логична. Во вводной части статьи ученый подробно обосновывает актуальность избранной им темы исследования, раскрывает его методологию. В основной части статьи автор рассматривает предлагаемые в отечественной юридической литературе доктринальные подходы к определению понятия и правовой природы семейного предпринимательства, в результате чего делает ряд заслуживающих внимания читательской аудитории заключений относительно сущности исследуемого феномена и его особенностей; анализирует вопросы о месте особого правового режима семейного предпринимательства в системе льготных правовых режимов, а также в целом о необходимости законодательного закрепления особого правового режима семейного предпринимательства. В заключительной части работы содержатся выводы по результатам проведенного исследования.
Содержание работы полностью соответствует ее наименованию и не вызывает особых нареканий. Работа выполнена на достаточно высоком академическом уровне. Библиография исследования представлена 21 источником (диссертационными работами, монографиями, научными статьями). С формальной и фактической точек зрения этого вполне достаточно. Характер и количество использованных при написании работы источников позволили автору раскрыть тему исследования с необходимой глубиной и полнотой.
Апелляция к оппонентам имеется, как общая, так и частная (И. А. Плотникова, А. Н. Мохов, И. В. Ершова, А. Н. Левушкин и др.), и вполне достаточна. Научная дискуссия ведется автором корректно; положения работы аргументированы в достаточной степени. Выводы по результатам исследования имеются; они четкие и структурированные ("Во-первых, важность семейного предпринимательства обусловливается совокупностью причин: 1) социализацией экономики и права; 2) социальной составляющей предпринимательской деятельности; 3) развитием социального предпринимательства; 4) государственной семейной политикой.
Во-вторых, семейное предпринимательство представляет собой комплексный
межотраслевой институт, предмет регулирования которого составляют нормы семейного и предпринимательского права, а его конститутивным признаком - семейно-правовые связи, которые складываются между членами семьи. К отличительным особенностям семейного предпринимательства также можно отнести: 1) схожесть его институциональных форм с малым бизнесом; 2) осуществление предпринимательской деятельности не только в целях получение прибыли, но и для достижения иного социального полезного/положительного эффекта; 3) аксиологическая составляющая семейного предпринимательства. В-третьих, рассмотрение семейного предпринимательства в качестве специального (особого) правового режима деятельности отдельной категории субъектов предпринимательства допускает вариативность, представленную двумя направлениями. Первое - цивилистическое, где необходимость выделения самостоятельного специального (особого) правового режима отдельной категории субъектов предпринимательства отсутствует, и второе -социальное, в рамках которого понимание семейного предпринимательства в качестве семейной ценности ведет к его обособлению в качестве одного из специальных (особых) правовых режимов деятельности отдельной категории субъектов предпринимательства. Последний вариант видится нам предпочтительнее. ... Потенциал семейного предпринимательства значителен, его реализация - задача не только частная, но и публичная, ввиду того, что семья как фундаментальная основа российского общества, безусловно, нуждается в государственной поддержке, которая, применительно к семейному предпринимательству, может получить свое развитие в рамках особого правового (льготного) режима отдельной категории субъектов предпринимательства. При этом для того, чтобы такая поддержка была эффективной, а режим - реально работающим, необходимо четко выверить сочетание составляющих режим правовых средств (например, предоставление льгот, прежде всего, малому и среднему семейному предпринимательству), тогда мы сможем достигнуть не только экономического, но и социального эффектов от осуществления предпринимательской деятельности, нацеленных на общее благо"), логически вытекают из содержания работы и обладают свойством научной новизны.
Интерес читательской аудитории к представленной на рецензирование статье может быть проявлен со стороны прежде всего специалистов в сфере гражданского права, семейного права, предпринимательского права.