Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ЛЕГИТИМАЦИИ СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЧАСТНОПРАВОВОГО И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

КОНЦЕПЦИЯ ЛЕГИТИМАЦИИ СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЧАСТНОПРАВОВОГО И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЕГИТИМАЦИЯ / СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС / ЧАСТНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЧЛЕНЫ СЕМЬИ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / САМОЗАНЯТЫЕ / СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕМОРАНДУМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левушкин А. Н.

В современной экономико-правовой модели общественных отношений члены семьи принимают самое активное и непосредственное участие в предпринимательских правоотношениях, суть которых нередко сводится к организации бизнес-процессов супругами, детьми и другими родственниками в рамках концепции семейной организации предпринимательства. Полагаем, что данный сегмент экономико-социальной и семейной предпринимательской деятельности имеет немаловажное значение с точки зрения доктрины и практико-ориентированного направления реализации современной теории предпринимательства, направленной на дополнительную поддержку малого и среднего бизнеса, достаточно часто организованного на семейно-правовых связях, что не исключает его применения в крупных корпорациях и холдингах. В работе предложена современная концепция легитимации семейного предпринимательства сквозь призму частноправового и публично-правового регулирования, установлена необходимость дополнительной государственной поддержки рассматриваемой формы ведения бизнеса, сформулированы выводы и некоторые предложения по реформированию законодательства, направленные на легализацию семейного предпринимательства в России, обнародован меморандум в отношении современного состояния и дальнейшей реализации мер по легализации семейного предпринимательства в пореформенный период в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF FAMILY BUSINESS LEGITIMATION IN THE CONTEXT OF PRIVATE LAW AND PUBLIC LAW REGULATION

In the modern economic and legal model of social relations, family members take the most active and direct part in entrepreneurial legal relations, the essence of which is often reduced to the organization of business processes by spouses, children and other relatives within the framework of the concept of a family business form of entrepreneurship. We believe that this segment of economic-social and family entrepreneurship is quite significant from the point of view of the doctrine and practice-oriented direction of the implementation of the modern theory of entrepreneurship aimed at providing additional support for small and medium-sized businesses, quite often organized by means of family and legal ties, which does not exclude its application for large corporations and holdings. The paper proposes a modern concept of legitimation of family entrepreneurship through the prism of private law and public law regulation, substantiates the need for additional state support for this form of doing business, provides conclusions and some proposals for reforming legislation aimed at legalizing family entrepreneurship in Russia, publishes a memorandum on the current state and further implementation of measures to legalize family entrepreneurship in the post-reform period in Russia.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ЛЕГИТИМАЦИИ СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЧАСТНОПРАВОВОГО И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

001: 10.17803/1994-1471.2023.153.8.090-099

А. Н. Левушкин*

Концепция легитимации семейного предпринимательства сквозь призму частноправового и публично-правового регулирования

Аннотация. В современной экономико-правовой модели общественных отношений члены семьи принимают самое активное и непосредственное участие в предпринимательских правоотношениях, суть которых нередко сводится к организации бизнес-процессов супругами, детьми и другими родственниками в рамках концепции семейной организации предпринимательства. Полагаем, что данный сегмент экономико-социальной и семейной предпринимательской деятельности имеет немаловажное значение с точки зрения доктрины и практико-ориентированного направления реализации современной теории предпринимательства, направленной на дополнительную поддержку малого и среднего бизнеса, достаточно часто организованного на семейно-правовых связях, что не исключает его применения в крупных корпорациях и холдингах. В работе предложена современная концепция легитимации семейного предпринимательства сквозь призму частноправового и публично-правового регулирования, установлена необходимость дополнительной государственной поддержки рассматриваемой формы ведения бизнеса, сформулированы выводы и некоторые предложения по реформированию законодательства, направленные на легализацию семейного предпринимательства в России, обнародован меморандум в отношении современного состояния и дальнейшей реализации мер по легализации семейного предпринимательства в пореформенный период в России.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; легитимация; семейное предпринимательство; семейный бизнес; частноправовое регулирование; публично-правовое регулирование; государственная поддержка семейного предпринимательства; члены семьи; малые и средние предприятия; самозанятые; семейное предприятие; меморандум.

Для цитирования:Левушкин А. Н. Концепция легитимации семейного предпринимательства сквозь призму частноправового и публично-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — Т. 18. — № 8. — С. 90-99. — DOI: 10.17803/1994-1471.2023.153.8.090-099.

Благодарности. Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», Центр компетенций «Бизнес-право», проект «Семейное и женское предпринимательство».

© Левушкин А. Н., 2023

* Левушкин Анатолий Николаевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 lewuskin@mail.ru

The Concept of Family Business Legitimation in the Context of Private Law and Public Law Regulation

Anatoly N. Levushkin, Dr. Sci. (Law), Professor, Department of Business and Corporate Law, Kutafin

Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

lewuskin@mail.ru

Abstract. In the modern economic and legal model of social relations, family members take the most active and direct part in entrepreneurial legal relations, the essence of which is often reduced to the organization of business processes by spouses, children and other relatives within the framework of the concept of a family business form of entrepreneurship. We believe that this segment of economic-social and family entrepreneurship is quite significant from the point of view of the doctrine and practice-oriented direction of the implementation of the modern theory of entrepreneurship aimed at providing additional support for small and medium-sized businesses, quite often organized by means of family and legal ties, which does not exclude its application for large corporations and holdings. The paper proposes a modern concept of legitimation of family entrepreneurship through the prism of private law and public law regulation, substantiates the need for additional state support for this form of doing business, provides conclusions and some proposals for reforming legislation aimed at legalizing family entrepreneurship in Russia, publishes a memorandum on the current state and further implementation of measures to legalize family entrepreneurship in the post-reform period in Russia.

Keywords: entrepreneurship; legitimation; family entrepreneurship; family business; private law regulation; public law regulation; state support for family entrepreneurship; family members; small and medium-sized enterprises; self-employed; family enterprise; memorandum.

Cite as: Levushkin AN. Kontseptsiya legitimatsii semeynogo predprinimatelstva skvoz prizmu chastnopravovogo i publichno-pravovogo regulirovaniya [The Concept of Family Business Legitimation in the Context of Private Law and Public Law Regulation]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2023;18(8):90-99. DOI: 10.17803/19941471.2023.153.8.090-099. (In Russ., abstract in Eng.).

Acknowledgements. The study was carried out within the framework of «Priority-2030» Strategic Academic Leadership Program («Socio-Law» Center of Competence), «Business Law» Center of Competence, «Family and Women's Entrepreneurship» Project.

Семейный бизнес следует определять в качестве интегрированного экономико-правового и социального процесса, организованного в рамках семейных предпринимательских правоотношений, супружеских связей, основанных на принадлежности к семье. Как известно, семейные отношения, в отличие от сферы экономических правоотношений, в своем фундаменте имеют семейно-ценностный компонент, основаны на традиционных семейных ценностях, провозглашенных на конституционном уровне в Российской Федерации, и фидуциарном характере взаимодействия между членами семьи, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Семейное предпринимательство в обобщенном виде может рассматриваться как комплексное экономическое и социально-правовое явление. Далее, устанавливая правовую сущность семейного предпринимательства в цивилисти-ческой парадигме, можно прийти к выводу, что содержательно оно находится на стыке многих отраслей регулирования и наук. Обратим внимание на то, что семейное предпринимательство находится в фокусе не только частноправового, но и публично-правового регулирования, в частности государственная политика в отношении бизнес-сообщества, восприятие такой предпринимательской деятельности общественностью, социально-экономическая ситуация в стране

и др. Доверительные предпринимательские и корпоративные правоотношения между супругами и другими членами семьи предопределяют качественно новый экономико-правовой микроклимат для организации предпринимательской деятельности и ее эффективного применения.

Обратим отдельное внимание на значимую особенность семейного предпринимательства — оно основано на брачно-семейных отношениях и связях доверительного родственного характера его владельцев (учредителей и участников). Убеждены, что для российского общества, ориентированного на традиционные семейные ценности, семейное предпринимательство выступает в качестве привилегированной формы ведения предпринимательской деятельности и вектором дальнейшего прогрессивного динамического развития предпринимательства в нашей стране.

Современная модель существования и функционирования семейного бизнеса (семейного предпринимательства) в комплексном интегрированном виде может быть реализована в различных организационно-правовых формах деятельности юридических лиц, а также в разрешенной законом форме организации бизнес-процессов в сфере экономической деятельности, таких как индивидуальные предприниматели или самозанятые лица.

Для современного общества характерна социализация экономических процессов, предпринимательской деятельности и законодательного регулирования. Действительно, в последнее десятилетие в отечественной доктрине достаточно часто на различных научных площадках обсуждаются проблемы реализации модели семейного предпринимательства, что находит свое отражение в реальных шагах, нацеленных на становление и развитие такого перспективного и необходимого направления

предпринимательской деятельности в России. Убеждены, что на сегодня сформировалась объективная потребность в нормативном правовом урегулировании семейного предпринимательства на уровне специального отраслевого законодательства.

Анализируя проблематику семейного предпринимательства, можно установить тенденцию реализации «межотраслевых связей между семейными, корпоративными и предпринимательскими отношениями. Это отчетливо проявляется в такой сфере, как семейное предпринимательство, которое предполагает наличие семейных, предпринимательских, корпоративных, организационных и трудовых взаимосвязей между супругами и другими членами семьи»1.

И. В. Ершова аргументированно доказывает, что «становление правового регулирования и государственной поддержки семейного предпринимательства на территории Российской Федерации предполагает законодательное закрепление ключевых понятий и определение мер поддержки таких семейных предприятий с целью их эффективного функционирования»2. Однако, к глубокому сожалению, экономико-правовой статус субъектов семейного предпринимательства практически не урегулирован не только нормами частного права — гражданского, семейного права, но и иными, смежными отраслями права и законодательства — конституционного, предпринимательского, коммерческого, социального.

Особо отметим, что юридические публикации, в которых проблематика семейного предпринимательства выходит на первый план, весьма немногочисленны, а диссертационные исследования среди них единичны3. Вместе с тем необходимо обратить отдельное внимание на то обстоятельство, что в рамках научной школы Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Левушкин А. Н. Гражданско-правовое регулирование и развитие семейного предпринимательства как вида социального предпринимательства в Российской Федерации // Гражданское право. 2019. № 2. С. 8. Ершова И. В. Семейный бизнес: точки отсчета и вектор ориентира в правовом регулировании // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 11. С. 68.

См.: Ершова И. В. Семейный бизнес: точки отсчета и вектор ориентира в правовом регулировании. С. 67-75 ; Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 22 с. ; Побережный С. Г. Правовой

2

3

кафедрой предпринимательского и корпоративного права подготовлено достаточно большое количество научно-практических работ по данному направлению исследования (семейного предпринимательства), в частности опубликованы коллективные монографии4.

Действующая в настоящее время в нашей стране модель правовой регламентации сферы предпринимательства предоставляет широкие возможности для членов семьи реализовать свой экономико-социальный потенциал посредством участия в организации бизнеса членами семьи как в экономико-правовой форме предпринимательства, основанного на семейно-род-ственных связях. Современная государственная семейная политика Российской Федерации направлена на решение задач по укреплению экономического благополучия семьи, усилению социальной значимости каждого члена семейных правоотношений, развитию интересов и традиций ведения семейного предпринимательства, в основу которых положены механизмы поддержки и стимулирования предпринимательской активности семей, реализуемой на основе традиционных семейных ценностей. В контексте данных провозглашенных государством высоко значимых задач и приоритетов, через призму частноправового и публично-правового регулирования профессор И. В. Ершова формулирует весьма наукоемкое утверждение: «Несомненно, большая роль в достижении столь амбициозных и значимых целей отводится семейному бизнесу»5.

Полагаем уместным в рамках настоящей научной работы употребление такого термина, как «семейная экономика». Как известно, она представлена экономическими отношениями, складывающимися между членами семьи, предполагает организацию процессов на микроэкономическом уровне. Такого рода экономико-правовые отношения синергетическим образом связаны с социально-психологическими процессами в семье. Основными субъектами семейной экономики являются члены семьи и сама семья как малая социальная группа, организованная на отношениях родства, свойства и супружества. В семейной модели реализации предпринимательской деятельности действует ограниченное применение наемного труда и, наоборот, активно реализуется взаимная и долгосрочная поддержка членов семьи, общесемейное потребление, денежное и неденежное оценивание действий при личном трудовом участии, доверительные правоотношения и отношения взаимной ответственности перед детьми и родителями, отношения наследования по закону, основанные на семейно-правовых связях.

Президентом России провозглашены базовые ориентиры: «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России»6. Полагаем, что данный тезис имеет самое непосредственное отношение как к организации семейного предпринимательства, так и к выстраиванию внутрисемейных

статус супругов как субъектов предпринимательской деятельности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022. 22 с.

См.: Семейный бизнес & LegalTech: научные решения для профессиональной предпринимательской деятельности : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М. : Проспект, 2023. 640 с. ; Семейный бизнес & качество правовой среды : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М. : Проспект, 2022. 576 с. ; Семейный бизнес & самозанятые: взгляд через призму малого предпринимательства / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М. : Проспект, 2021. 560 с. ; Семейный бизнес в правовом пространстве России : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М. : Проспект, 2020. 624 с. ; Юридическая судьба бизнеса при расторжении брака и наследовании / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М. : Проспект, 2019. 480 с.

Ершова И. В. Семейный бизнес: точки отсчета и вектор ориентира в правовом регулировании // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 11. С. 68.

Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. 2). Ст. 5351.

4

5

6

правоотношений с учетом морально-нравственных идеалов справедливости и уважения; убеждены, что морально-ценностные ориентиры являются фундаментом не только для выстраивания внутрисемейных отношений, но и в сфере экономической деятельности членов семьи при осуществлении бизнеса, организации семейного предпринимательства.

Дальнейшее проведение реформ в национальной экономике предопределяет необходимость уделить значительное внимание такому сегменту экономической деятельности, как малое и среднее предпринимательство7. На законодательном уровне весьма активно обсуждается вопрос о закреплении в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» понятия «семейное предприятие», что видится абсолютно оправданным. В научной литературе обоснованы предложения по изменению категориального аппарата данного закона в части выделения микропредприятий в качестве обособленной категории субъектов малого и среднего бизнеса, а также возможности отнесения к ним самозанятых8.

На современном этапе развития российского законодательства установлена действенная высокая позиция крупного бизнеса в обеспечении технологического развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на уровне реализации семейных бизнес-процессов. Семейное предпринимательство в нашей стране как форма реализации предпринимательской инициативы организовано, как правило, в качестве самозанятости или малого и среднего предпринимательства, но не исключены и достаточно крупные организации форм ведения бизнеса, например «Тинькофф» и др. Как обоснованно

установлено в доктрине, «использование специального правового режима деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве экспериментальной регуляторной площадки позволяет просчитать риски, связанные с принимаемыми мерами, а также оценить эффективность их действия»9.

В современном экономико-правовом пространстве государством установлены условия для ведения семейного бизнеса путем разработки программ, предусматривающих льготное финансирование, особенности налогообложения, обеспечение социальными гарантиями и ослабление надзора со стороны контролирующих органов, что, безусловно, позволит малым и средним семейным предприятиям улучшить свое финансово-экономическое положение, приобрести стабильность в развитии. Заслуживают всяческой поддержки меры, обеспечивающие большую доступность малому и среднему бизнесу необходимых финансовых, имущественных и иных ресурсов, создание спроса на производимую ими продукцию (работы, услуги) и повышение степени их конкурентоспособности в экономическом обороте. Следует отдельно подчеркнуть, что Правительством РФ разрабатывается Программа антикризисной помощи компаниям, не относящимся к малому бизнесу и не являющимся системообразующими, предусматривающая выдачу гарантий ВЭБ.РФ по кредитам для пополнения оборотных средств, поддержки импорта, а также завершения инвестиционных проектов10. Считаем, что аналогичная система гарантийной поддержки должна быть реализована в отношении субъектов семейного предпринимательства, которая уже апробировала себя в отношении субъектов МСП и уже несколько лет реализуется Корпорацией развития МСП.

Подробнее см.: Ершова И. В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2. С. 25-26.

Подробнее см.: Ершова И. В. «Микро» не значит «малые» // Предпринимательское право. 2018. № 2. С. 11-18.

Ершова И. В., Трофимова Е. В. Специальный правовой режим малого и среднего бизнеса в контексте поиска перспективных направлений поддержки иных сегментов отечественной экономики // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 2. С. 103. Ершова И. В., Трофимова Е. В. Указ. соч. С. 110.

7

8

9

10

МЕМОРАНДУМ Введение

Полагаем, что основным недостатком, тормозящим развитие семейного предпринимательства в нашей стране, является отсутствие необходимого и эффективного нормативного правового регулирования этой перспективной формы организации бизнеса. Такой организационно-правовой формы юридического лица, как семейное предприятие, не существует, поэтому семейное предпринимательство приобретает различные внешние организационно-правовые формы выражения: хозяйственные общества, производственные кооперативы, крестьянские фермерские хозяйства, индивидуальная предпринимательская деятельность, деятельность самозанятых лиц, которые далеко не всегда отражают сущность и правовую природу складывающихся семейных предпринимательских правоотношений и бизнес-моделей организации.

Экономико-правовое обоснование необходимости организации предпринимательской деятельности членами семьи в качестве семейного предпринимательства (семейное предприятие) и меры их реализации

Представляется необходимым определить основные преимущества и экономико-правовые достоинства организации предпринимательской деятельности членами семьи как семейного предпринимательства, тем самым закрепить их в качестве перспективных задач, требующих своей реализации в рамках легализации модели семейного предпринимательства в Российской Федерации:

1) значительная инициатива членов семьи при принятии организационных и управленческих решений в рамках внутрисемейных и корпоративных правоотношений;

2) индивидуализация предпринимательской деятельности в различных предпринимательских правоотношениях: отношениях торгового характера, выполнения работ, оказания услуг, основанных на установлении персональных условий, исходя из мобильности субъектов семейного предприятия. А вот индивидуализация предпринимательских отношений, учет интересов отдельных лиц в рамках крупного бизнеса представляются весьма проблематичными;

3) высокий индивидуальный уровень мотивации в рамках реализации трудовой функции членом семьи, большая материальная заинтересованность работника при организации трудовой деятельности на семейно-правовых началах;

4) установление лично-доверительных отношений между субъектами семейного предпринимательства ввиду наличия семейно-правовых связей;

5) экономическая и социальная целесообразность семейной организации бизнеса предопределяется экономией финансовых, имущественных и трудовых ресурсов;

6) реализация мер дополнительной государственной поддержки, направленной на стимулирование и эффективное развитие семейного предпринимательства.

Концепция легитимации семейного предпринимательства: сквозь призму частноправового и публично-правового регулирования

Сформулируем основные положения, направленные на легализацию семейного предпринимательства в Российской Федерации.

1. Сегодня отчетливо проявляется реализация модели прогрессивного развития семейного предпринимательства в практике и внесение изменений в российское законодательство.

Видятся необходимыми легализация семейного предпринимательства на основе подготовки и принятие комплексного федерального закона, нормы которого будут регулировать отношения семейного предпринимательства, по аналогии с нормативным регулированием соответствующих отношений в Республике Казахстан.

2. Предложенный специальный Закон «О семейном предпринимательстве в Российской Федерации» будет включать главы и статьи, в рамках которых предполагается определить общие положения о семейном предпринимательстве, вопросы регистрации семейного предприятия и правового положения, функционирование семейного предприятия, гарантии свободы деятельности семейного предприятия, меры государственной поддержки и др.

3. Представляется необходимым предоставить семейному предприятию статус самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица и рассматривать его в качестве отдельного субъекта гражданского оборота и предпринимательской деятельности.

4. Организация функционирования семейного предприятия без административных барьеров, многочисленных государственных проверок, ограничений и запретов. Упрощение процедуры регистрации юридических лиц (семейных предприятий), деятельность которых организована на семейно-правовых началах.

5. Семейное предприятие как самостоятельное юридическое лицо может иметь в собственности обособленное имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Данное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание. Семейное предприятие формируется на основе общего имущества супругов, в том числе личного имущества участников семейного предприятия, т.е. необходимо наличие родства, свойства или супружества.

6. Взяв за основу частноправовое и публично-правовое регулирование экономических отношений, видится необходимым установление специального правового режима предпринимательской деятельности супругов и других членов семьи, организованного в качестве семейного предприятия.

7. Необходимо распространить правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, установленный в специальном законодательстве, и на отношения в сфере семейного предпринимательства, учитывая специфику правового статуса супругов и других членов семьи как субъектов семейного предпринимательства, установленного нормами гражданского, семейного и предпринимательского права.

8. С очевидностью аргументировано то обстоятельство, что семейное предпринимательство как экономико-правовое явление и институт права основано на комплексном, межотраслевом правовом регулировании нормами частноправовой и публично-правовой принадлежности, что доказывает реализацию конвергентного подхода в данной сфере правовой легитимации.

Убеждены, что только такой сбалансированный подход для регламентации вышеуказанных экономико-социальных отношений может способствовать эффективному развитию и легализации семейного предпринимательства в нашей стране — на основе взаимопроникновения (конвергенции) норм конституционного, финансового, гражданского, предпринимательского, корпоративного, семейного, трудового, торгового, социального, экологического права.

9. Обоснована целесообразность определить семейное предпринимательство в качестве эффективного сегмента реализации предпринимательской инициативы в России. Семейное предпринимательство представляет собой внешнюю форму выражения экономической функции российской семьи, члены которой вовлечены в экономический оборот.

10. В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются значительные меры по реализации основанной на мерах по снижению административной нагрузки, расширению использования налоговых льгот и финансовой поддержки модели эффективности и доступности такой формы ведения бизнеса в противовес санкциям против

российской экономической системы. Именно такая концепция доктринально-практического характера должна найти свою реализацию в отношении семейного предпринимательства с целью его эффективного развития и дальнейшего поступательного внедрения в правоприменительную экономическую деятельность с учетом ориентации на социализацию сферы семейно-экономических правоотношений.

Заключение

Убеждены, что в кризисной экономической ситуации государство призвано реализовать модель социального семейного предпринимательства, направленную на эффективное применение условий успешного функционирования семейного предпринимательства в кризисный период экономического развития России. Для достижения данной приоритетной цели необходима разработка федеральных и региональных государственных и муниципальных программ, на уровне которых целесообразно установление льготного финансирования семейных предприятий, введение налоговых льгот и преимуществ, субсидирование, не ориентация государственных органов власти на «закручивание гаек» в отношении деятельности субъектов семейного бизнеса, а реализация социально-экономических реформ, направленных на обеспечение стабильного функционирования субъектов семейного предпринимательства, что позволит вывести на качественно иной, более высокий уровень деятельность семейных предприятий, тем самым повысить благополучие российских семей.

Обосновано, что решение вопроса должного нормативного правового регулирования позволило бы четко определить концепцию легитимации семейного предпринимательства сквозь призму частноправового и публично-правового регулирования. Меры поддержки и стимулирования, которые будут разработаны с учетом правовых основ и особенностей семейного предпринимательства, должны стать механизмом развития этой формы предпринимательской активности в России с целью достижения стоящих перед ним задач и приоритетов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2015. — 22 с.

2. Ершова И. В. Семейный бизнес: точки отсчета и вектор ориентира в правовом регулировании // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — № 11. — С. 67-75.

3. Ершова И. В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2016. — № 2. — С. 25-26.

4. Ершова И. В. «Микро» не значит «малые» // Предпринимательское право. — 2018. — № 2. — С. 11-18.

5. Ершова И. В., Трофимова Е. В. Специальный правовой режим малого и среднего бизнеса в контексте поиска перспективных направлений поддержки иных сегментов отечественной экономики // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — № 2. — С. 103-115.

6. Левушкин А. Н. Юридическая природа бизнеса супругов в цивилистической парадигме // Гражданское право. — 2020. — № 2. — С. 3-7.

7. Левушкин А. Н. Семейное предпринимательство в системе малого и среднего предпринимательства: правовая природа и пути развития // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 11 (96). — С. 19-24.

8. Левушкин А. Н. Семейное супружеское предпринимательство и продажа бизнеса супругов по законодательству Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2018. — № 4. — С. 25-30.

предпринимательское и корпоративное право

9. Левушкин А. Н. Семейное предпринимательство и семейный бизнес: понятие, правовая природа и перспективы развития // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (ЫГЮА). — 2018. — № 3 (43). — С. 206-217.

10. Левушкин А. Н. Гражданско-правовое регулирование и развитие семейного предпринимательства как вида социального предпринимательства в Российской Федерации // Гражданское право. — 2019. — № 2. — С. 6-10.

11. Левушкин А. Н., Измайлов В. В. Государственная политика в сфере семейного предпринимательства и его поддержка // Современный юрист. — 2021. — № 1. — С. 68-80.

12. Побережный С. Г. Правовой статус супругов как субъектов предпринимательской деятельности : ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. — M., 2022. — 22 с.

13. Семейный бизнес & LegalTech: научные решения для профессиональной предпринимательской деятельности : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. H. Левушкин. — M. : Проспект, 2023. — 640 с.

14. Семейный бизнес & качество правовой среды : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. H. Левушкин. — M. : Проспект, 2022. — 576 с.

15. Семейный бизнес & самозанятые: взгляд через призму малого предпринимательства / отв. ред. И. В. Ершова, А. H. Левушкин. — M. : Проспект, 2021. — 560 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Семейный бизнес в правовом пространстве России : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. H. Левушкин. — M. : Проспект, 2020. — 624 с.

17. Юридическая судьба бизнеса при расторжении брака и наследовании / отв. ред. И. В. Ершова, А. H. Левушкин. — M. : Проспект, 2019. — 480 с.

Материал поступил в редакцию 13 апреля 2023 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Barkova L. A. Semeynoe predprinimatelstvo v mekhanizme pravovogo obespecheniya garmonizatsii interesov semi: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2015. — 22 s.

2. Ershova I. V. Semeynyy biznes: tochki otscheta i vektor orientira v pravovom regulirovanii // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2022. — № 11. — S. 67-75.

3. Ershova I. V. Spetsialnyy pravovoy rezhim deyatelnosti subektov malogo i srednego predprinimatelstva: doktrinalnye i zakonodatelnye podkhody // Zhurnal predprinimatelskogo i korporativnogo prava. — 2016. — № 2. — S. 25-26.

4. Ershova I. V. «Mikro» ne znachit «malye» // Predprinimatelskoe pravo. — 2018. — № 2. — S. 11-18.

5. Ershova I. V., Trofimova E. V. Spetsialnyy pravovoy rezhim malogo i srednego biznesa v kontekste poiska perspektivnykh napravleniy podderzhki inykh segmentov otechestvennoy ekonomiki // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2023. — № 2. — S. 103-115.

6. Levushkin A. N. Yuridicheskaya priroda biznesa suprugov v tsivilisticheskoy paradigme // Grazhdanskoe pravo. — 2020. — № 2. — S. 3-7.

7. Levushkin A. N. Semeynoe predprinimatelstvo v sisteme malogo i srednego predprinimatelstva: pravovaya priroda i puti razvitiya // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2018. — № 11 (96). — S. 19-24.

8. Levushkin A. N. Semeynoe supruzheskoe predprinimatelstvo i prodazha biznesa suprugov po zakonodatelstvu Rossiyskoy Federatsii // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. — 2018. — № 4. — S. 25-30.

9. Levushkin A. N. Semeynoe predprinimatelstvo i semeynyy biznes: ponyatie, pravovaya priroda i perspektivy razvitiya // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). — 2018. — № 3 (43). — S. 206-217.

10. Levushkin A. N. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie i razvitie semeynogo predprinimatelstva kak vida sotsialnogo predprinimatelstva v Rossiyskoy Federatsii // Grazhdanskoe pravo. — 2019. — № 2. — S. 6-10.

11. Levushkin A. N., Izmaylov V. V. Gosudarstvennaya politika v sfere semeynogo predprinimatelstva i ego podderzhka // Sovremennyy yurist. — 2021. — № 1. — S. 68-80.

12. Poberezhnyy S. G. Pravovoy status suprugov kak subektov predprinimatelskoy deyatelnosti: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2022. — 22 s.

13. Semeynyy biznes & LegalTech: nauchnye resheniya dlya professionalnoy predprinimatelskoy deyatelnosti: monografiya / otv. red. I. V. Ershova, A. N. Levushkin. — M.: Prospekt, 2023. — 640 s.

14. Semeynyy biznes & kachestvo pravovoy sredy: monografiya / otv. red. I. V. Ershova, A. N. Levushkin. — M.: Prospekt, 2022. — 576 s.

15. Semeynyy biznes & samozanyatye: vzglyad cherez prizmu malogo predprinimatelstva / otv. red. I. V. Ershova, A. N. Levushkin. — M.: Prospekt, 2021. — 560 s.

16. Semeynyy biznes v pravovom prostranstve Rossii: monografiya / otv. red. I. V. Ershova, A. N. Levushkin. — M.: Prospekt, 2020. — 624 s.

17. Yuridicheskaya sudba biznesa pri rastorzhenii braka i nasledovanii / otv. red. I. V. Ershova, A. N. Levushkin. — M.: Prospekt, 2019. — 480 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.