Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ПОИСКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДДЕРЖКИ ИНЫХ СЕГМЕНТОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ'

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ПОИСКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДДЕРЖКИ ИНЫХ СЕГМЕНТОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ЭКСТРАОРДИНАРНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ / ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / COVID-19 / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ САНКЦИЯМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершова И. В., Трофимова Е. В.

В статье приведены основные характеристики и раскрыто содержание специального правового режима деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, предложено определение его целей, обозначены правовые проблемы определения круга субъектов, на которых он распространяет свое действие, изучены вопросы акселерации субъектов малого предпринимательства. В результате исследования выявлена тенденция расширения сферы действия положительно зарекомендовавших себя положений рассматриваемого правового режима, например на крупный бизнес или быстрорастущие технологические компании. Использование специального правового режима деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве экспериментальной регуляторной площадки позволяет просчитать риски, связанные с принимаемыми мерами, а также оценить эффективность их действия. Сделан вывод о формировании экстраординарных правовых режимов, предназначенных для бизнеса, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанные режимы характеризуются особыми основаниями введения мер, срочным характером, а также направленностью на сохранение бизнеса и обеспечение его работоспособности в текущей ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL LEGAL REGIME FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN SEARCHING FOR PROMISING AREAS OF SUPPORT FOR OTHER SEGMENTS OF THE DOMESTIC ECONOMY

The paper deals with the content and presents the main characteristics of the special legal regime for the activities of small and medium-sized business, defines its goals, identifies legal problems in determining the circle of entities to which it applies, and studies the issues of acceleration of small businesses. There is a tendency to expand the scope of the positively proven provisions of the legal regime under consideration, for example, to large businesses or fast-growing technology companies. The use of a special legal regime for the activities of small and medium-sized business as an experimental regulatory platform allows us to assess the risks associated with the measures taken, as well as evaluate the effectiveness of their action. The authors draw a conclusion about the formation of extraordinary legal regimes intended for business, including small and medium-sized business. These regimes are characterized by special grounds for the introduction of measures, an urgent nature, as well as a focus on preserving the business and ensuring its performance in the current situation.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ПОИСКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДДЕРЖКИ ИНЫХ СЕГМЕНТОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

001: 10.17803/1994-1471.2023.147.2.103-115

И. В. Ершова*, Е. В. Трофимова**

V V

Специальным правовой режим малого и среднего бизнеса в контексте поиска перспективных направлений поддержки иных сегментов отечественной экономики

Аннотация. В статье приведены основные характеристики и раскрыто содержание специального правового режима деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, предложено определение его целей, обозначены правовые проблемы определения круга субъектов, на которых он распространяет свое действие, изучены вопросы акселерации субъектов малого предпринимательства. В результате исследования выявлена тенденция расширения сферы действия положительно зарекомендовавших себя положений рассматриваемого правового режима, например на крупный бизнес или быстрорастущие технологические компании. Использование специального правового режима деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве экспериментальной регуляторной площадки позволяет просчитать риски, связанные с принимаемыми мерами, а также оценить эффективность их действия. Сделан вывод о формировании экстраординарных правовых режимов, предназначенных для бизнеса, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанные режимы характеризуются особыми основаниями введения мер, срочным характером, а также направленностью на сохранение бизнеса и обеспечение его работоспособности в текущей ситуации. Ключевые слова: специальный режим; экстраординарный правовой режим; специальный правовой режим; малое предпринимательство; среднее предпринимательство; государственная политика; малое предприятие; среднее предприятие; микропредприятие; льготы; налоговый режим; меры поддержки; COVID-19; противодействие санкциям.

© Ершова И. В., Трофимова Е. В., 2023

* Ершова Инна Владимировна, доктор юридических наук, профессор, первый проректор, заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 inna.ershova@mail.ru

** Трофимова Елена Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 evtrofimova@msal.ru

Для цитирования: Ершова И. В., Трофимова Е. В. Специальный правовой режим малого и среднего бизнеса в контексте поиска перспективных направлений поддержки иных сегментов отечественной экономики // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — Т. 18. — № 2. — С. 103-115. — DOI: 10.17803/19941471.2023.147.2.103-115.

Благодарности. Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Special Legal Regime for Small and Medium-Sized Business in Searching for Promising Areas of Support for Other Segments of the Domestic Economy

Inna V. Ershova, Dr. Sci. (Law), Professor, First Vice-Rector, Head of the Department of Business and Corporate Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 inna.ershova@mail.ru

Elena V. Trofimova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Business and Corporate

Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

evtrofimova@msal.ru

Abstract. The paper deals with the content and presents the main characteristics of the special legal regime for the activities of small and medium-sized business, defines its goals, identifies legal problems in determining the circle of entities to which it applies, and studies the issues of acceleration of small businesses. There is a tendency to expand the scope of the positively proven provisions of the legal regime under consideration, for example, to large businesses or fast-growing technology companies. The use of a special legal regime for the activities of small and medium-sized business as an experimental regulatory platform allows us to assess the risks associated with the measures taken, as well as evaluate the effectiveness of their action. The authors draw a conclusion about the formation of extraordinary legal regimes intended for business, including small and medium-sized business. These regimes are characterized by special grounds for the introduction of measures, an urgent nature, as well as a focus on preserving the business and ensuring its performance in the current situation. Keywords: special regime; extraordinary legal regime; special legal regime; small business; medium business; public policy; small business; medium enterprise; microenterprise; privileges; tax regime; support measures; COVID-19; opposition to sanctions.

Cite as: Ershova IV, Trofimova EV. Spetsialnyy pravovoy rezhim malogo i srednego biznesa v kontekste poiska perspektivnykh napravleniy podderzhki inykh segmentov otechestvennoy ekonomiki [Special Legal Regime for Small and Medium-Sized Business in Searching for Promising Areas of Support for Other Segments of the Domestic Economy]. Aktuai'nyeproblemy rossijskogoprava. 2023;18(2):103-115. DOI: 10.17803/1994-1471.2023.147.2.103115. (In Russ., abstract in Eng.).

Acknowledgments. The study was carried out within the framework of «Priority-2030» Strategic Academic Leadership Program.

Необходимость продолжения структурных реформ в национальной экономике выступает одной из основных причин значительного внимания, уделяемого государ-

ством созданию благоприятной среды для развития такого ее сегмента, как малое и среднее предпринимательство (далее — МСП). Решение данной задачи воплощается в специаль-

ный правовой режим деятельности субъектов МСП1.

Создание правовых и экономических предпосылок деятельности субъектов МСП обеспечивается на сегодняшний день обширной системой нормативных источников и актов стратегического планирования. Полномочия Правительства РФ по содействию развитию предпринимательства и частной инициативы, закрепленные в п. «е.3» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, позволяют государству «адресно и целенаправленно»2 осуществлять меры по поддержке и стимулированию деятельности малого и среднего бизнеса.

В то же время сравнительно-правовой анализ однозначно указывает на необходимость дальнейшего улучшения экономико-правовых условий деятельности отечественных субъектов МСП3. Так, в Китайской Народной Республике доля малого и среднего бизнеса в ВВП — 60,0 %, в Российской Федерации — 20,8 %; доля занятых в китайском секторе МСП — 83,0 %, в российском — 27,0 %4.

Прежде всего отметим, что содержание ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»5 (далее — Закон о МСП) оставляет вопросы к целеполаганию в рассматриваемой области

регулирования. Так, развитие субъектов МСП, их конкурентоспособность и обеспечение занятости населения, так же как и достижение определенных количественных показателей в данной сфере (например, увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в налоговых доходах бюджетов различного уровня), видятся не непосредственными целями, а следствиями тех благоприятных условий, которые могут быть созданы в результате проводимой государством для развития субъектов МСП политики и оказанного им на всех уровнях публичной власти содействия. Общее увеличение количества субъектов МСП далеко не обязательно позволяет говорить о качественных изменениях в данном сегменте рынка6 и может рассматриваться скорее в качестве индикатора, позволяющего оценить степень достижения поставленных в рассматриваемой области целей, но не в качестве самой цели.

Соответственно, под целями рассматриваемого правового режима предлагается понимать обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП и оказание содействия их деятельности со стороны органов единой системы публичной власти. Первая из названных целей предполагает установление особенностей нормативного правового регулирования деятельности субъектов МСП, предоставляющих им

Подробнее см.: Ершова И. В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2. С. 25-26.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. / Т. Я. Хабриева, Л. В. Андриченко, С. Б. Нанба, А. Е. Помазанский ; под ред. академика РАН Т. Я. Хабриевой ; с обращением к читателям Президента

Российской Федерации В. В. Путина. М. : ИЗиСП при Правительстве РФ : Инфра-М, 2021. С. 293. См.: URL: https://journal.open-broker.ru/economy/malyj-biznes-i-ego-rol-v-ekonomike-Rossii/ ?ysclid=l9v3zgn942787110826 (дата обращения: 10.10.2022).

МСП/Постковид. Время для системных решений : специальный доклад Президенту РФ о состоянии малого и среднего бизнеса, 2021 г. / Экспертный центр при уполномоченном и общественный представитель уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по вопросам малого и среднего бизнеса ; Институт экономики роста им. Столыпина П.А. // URL: http://doklad.ombudsmanbiz. ru/2021/7.pdf (дата обращения: 10.10.2022). СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

Подробнее см.: Буров В. Ю., Серватинский В. В., Ортыков А. У. Особенности влияния государства на экономическую деятельность субъектов малого предпринимательства в современной России // Baikal

Research Journal. 2017. Т. 8. № 1. С. 5.

2

3

4

5

6

преимущества перед иными экономическими субъектами, тогда как достижение второй цели требует системного оказания субъектам МСП мер поддержки.

Содержание особенностей законодательного регулирования деятельности субъектов МСП, а также цели их установления позволяют говорить о преференциальном характере изучаемого правового режима, поскольку малые и средние предприятия получают преимущества, создающие им более выгодные условия по сравнению с иными субъектами предпринимательства.

Предусмотренные для субъектов МСП льготы и меры поддержки предполагают возникновение у них дополнительных прав и корреспондирующих им обязанностей (например, обязанности учитывать целевой характер оказываемой поддержки) и, как правило, рассчитаны на длительный период применения. Редкий пример ограниченного периода действия льготы, предоставляемой в рамках рассматриваемого правового режима, демонстрировала «малая приватизация»7, однако с 3 июля 2018 г. она носит бессрочный характер.

Следующей характеристикой изучаемого правового режима выступает круг субъектов, для которых он предназначен и на которых распространяет свое действие.

В правовой доктрине дискутируется вопрос о необходимости и достаточности закрепленных в Законе о МСП критериев отнесения предпринимателей к той или иной категории малого и среднего бизнеса8. При этом точечные вкрапления отраслевого компонента в критерий, определяющий предельную численность средних предприятий9, свидетельствуют о намерении государства раскрыть «зонтик» специального режима деятельности субъектов МСП над теми компаниями отдельных отраслей, которые, по существу, относятся к крупному бизнесу, однако по тем или иным причинам в текущей ситуации нуждаются в более благоприятных условиях ведения деятельности. Не менее значимым является вопрос о возможности оперативного изменения категории субъекта МСП вслед за изменением экономических условий его деятельности10.

С учетом необходимости реализации отдельных направлений социально-экономической политики Российской Федерации Закон о МСП дополняется новыми разновидностями субъектов МСП, к числу которых прежде всего могут быть отнесены социальные предприятия (ст. 24.1). Обсуждается вопрос о закреплении в Законе о МСП понятия «семейное предприятие»11. В научной литературе обоснованы предложения по

Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. I). Ст. 3615.

ЧимбеевА. Н. Некоторые спорные вопросы методики определения категории субъектов малого и среднего предпринимательства // Юридический мир. 2014. № 9. С. 33-35 ; Ершова И. В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 9 (34). С. 1130-1138.

Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2017. № 31 (ч. I). Ст. 4756 ; Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. I). Ст. 5133.

Подробнее см.: Трофимова Е. В. Проблемы подтверждения статуса малых и средних предприятий в условиях функционирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. 2018. № 2. С. 25-33.

Левушкин А. Н. Семейное предпринимательство в системе малого и среднего предпринимательства: правовая природа и пути развития // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 11 (96). С. 19-25.

7

8

9

10

изменению категориального аппарата Закона о МСП в части выделения микропредприятий в качестве обособленной категории субъектов малого и среднего бизнеса, а также возможности отнесения к ним самозанятых12.

Вопрос о правовой природе экономической активности самозанятых продолжает оставаться дискуссионным13, однако независимо от правовой квалификации их деятельности плательщикам налога на профессиональный доход, имеющим собственное дело, необходима не только удобная форма взаимодействия с государством по вопросам легитимации и налогообложения, но и поддержка, оказание которой может способствовать сохранению и росту бизнеса. Этим было обусловлено предоставление самозанятым возможности участвовать в закупках в режиме, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»14 (далее — Закон о закупках) для субъектов МСП, и признание их в соответствии со ст. 14.1 Закона о МСП получателями мер поддержки, предназначенной для малого и среднего бизнеса без отнесения к субъектам микропредпринимательства. В 2022 г. физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», были предоставлены привилегии, касающиеся размещения нестационарных торговых

объектов, используемых субъектами МСП15, что подтверждает ранее избранный законодателем подход в отношении распространения на самозанятых отдельных элементов льготного режима деятельности субъектов МСП.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о дифференциации рассматриваемого правового режима, поскольку количество преференций, предоставляемых отдельным категориям и разновидностям субъектов МСП, обратно пропорционально их «размеру». Наибольший их объем предусмотрен для микропредприятий, следующей по числу особенностей нормативного правового регулирования выступает категория малых предприятий, и наименьшее число льгот характеризует специальный правовой режим деятельности всех категорий субъектов МСП16.

Исходя из превалирующей численности микропредприятий (5 677 603 из 5 908 615 субъектов МСП, сведения о которых включены по состоянию на 10 ноября 2022 г. в единый реестр субъектов МСП17), максимальным объемом льгот сегодня охвачено подавляющее количество субъектов МСП. Однако с точки зрения масштаба вклада в экономику со стороны малых и особенно средних предприятий, а также с учетом наблюдающегося в течение ряда лет сокращения их количества представляется необходимым создавать дополнительные стимулы именно для их развития18. Обозначенную

12 Подробнее см.: Ершова И. В. «Микро» не значит «малые» // Предпринимательское право. 2018. № 2. С. 11-18.

13 Подробнее см.: Тарасенко О. А. Я б в самозанятые пошел, пусть меня научат! // Предпринимательское право. 2020. № 2. С. 27-33 ; Ручкина Г. Ф. Новые специальные налоговые режимы в законодательстве Российской Федерации как реализация публичных интересов государства // Налоги. 2019. № 1. С. 28-33.

14 СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. I). Ст. 4571.

15 Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 10) // СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2.

16 Подробнее см.: Ершова И. В., Тарасенко О. А. Малое и среднее предпринимательство: трансформация российской системы кредитования и микрофинансирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 39. С. 104 ; Правовой бизнес-навигатор по малому и среднему предпринимательству : монография / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2018. С. 69-89.

17 URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 10.11.2022).

18 Подробнее см.: Прохорская А. Ю. Проблемы развития среднего предпринимательства и способы их решения путем принятия специального законодательства // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 5. С. 207-210.

проблему призван решить федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», являющийся составной частью национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», рассчитанного на период до 31 декабря 2024 г. и структурированного таким образом, чтобы предложить необходимые меры поддержки предпринимателю на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса.

В настоящее время с критикой отнесения к субъектам МСП компаний, аффилированных с крупным бизнесом и банками, выступает Банк России, предлагая уменьшить допустимую долю юридических лиц, не относящихся к малому и среднему бизнесу, в уставном капитале (общем количестве голосующих акций) хозяйственных обществ — субъектов МСП с 49 до 20 %. Планируя исключить из единого реестра субъектов МСП компании с активами и кредитной нагрузкой, превышающими 8 млрд руб., регулятор нацелен на введение дополнительного ограничительного критерия, позволяющего преодолеть ситуацию, когда льготами, положенными небольшим предприятиям, фактически пользуются крупные компании19. Представляется, что для столь радикального шага, идущего в разрез с государственной политикой акселерации субъектов МСП, требуется серьезное экономическое обоснование, а ограничения для получения льготных кредитов субъектами МСП, аффилированными с крупным бизнесом, могут быть предусмотрены соответствующими программами кредитования.

Кроме того, на современном этапе признана роль крупного бизнеса в обеспечении технологического развития субъектов МСП, чем обусловлено закрепление в ст. 16.1 Закона о МСП механизма реализации заказчиками, действующими в соответствии с Законом о закупках, программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), участниками которых могут являться субъекты МСП, осуществляющие про-

изводство инновационной продукции и (или) локализацию производства на территории РФ.

Статья 7 Закона о МСП обозначает перечень возможных мер, которые могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в качестве особенностей нормативно-правового регулирования, обеспечивающих реализацию государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса. Действующая система льгот для субъектов МСП и их отдельных категорий представляет собой достаточно пеструю картину, а круг их получателей может быть как шире, так и уже по сравнению с указаниями ст. 7 Закона о МСП.

Так, несмотря на то что пункт 2 ст. 7 Закона о МСП предусматривает льготы в области бухгалтерского учета только для субъектов, относящихся к малым предприятиям, часть 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»20 устанавливает особенность организации ведения бухгалтерского учета, применимую ко всем категориям субъектов МСП: руководители субъектов среднего предпринимательства (так же как и малые предприятия) могут принять ведение бухгалтерского учета на себя (данная возможность не распространяется на организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту).

В свою очередь, пункт 3 ст. 7 Закона о МСП предусматривает для всех категорий субъектов МСП упрощенный порядок составления статистической отчетности, однако на практике периодичность представления статистической отчетности коррелирует с масштабом деятельности субъекта. Например, для средних предприятий режим представления формы федерального статистического наблюдения № 1-ДАП «Обследование деловой активности организаций добывающих, обрабатывающих производств, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» совпадает с крупными

19 URL: https://www.kommersant.ru/doc/5469643?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 10.10.2022).

20 СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7344.

предприятиями (ежемесячно), а не с малыми предприятиями, отчитывающимися по ней ежеквартально.

Специальные меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора), обозначенные в п. 6 ст. 7 Закона о МСП, также фактически закреплены действующим законодательством21 только для субъектов малого предпринимательства. В качестве соответствующей меры, охватывающей все категории субъектов МСП, ранее можно было указать возможность замены административного штрафа предупреждением, однако с 25 июля 2022 г. положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ о том, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа должно быть заменено предупреждением, применимым ко всем субъектам административных правонарушений независимо от их отнесения к субъектам МСП.

Указанная новелла иллюстрирует тенденцию расширения сферы действия положительно зарекомендовавших себя правил рассматриваемого правового режима вплоть до их распространения на все сегменты бизнеса.

Помимо преимущественного права выкупа арендуемого у публичных образований недвижимого имущества, к числу наиболее значимых льгот, предоставляемых всем категориям субъектов МСП, следует отнести особенности участия субъектов МСП в закупках товаров, работ,

услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотренные в соответствии с Законом о закупках, пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица22, а также меры, направленные на оказание им поддержки, наиболее популярной из которых традиционно выступает финансовая.

Проведение классификации форм поддержки субъектов МСП по содержанию, сфере применения и видам деятельности получателей мер поддержки позволяет определить характер ресурсов, доступ к которым предоставляется субъектам МСП, а также наметить тенденцию дифференциации форм и содержания поддержки в зависимости от специфики деятельности субъекта МСП (например, кредиты для приобретения оборудования, капитального ремонта производственных помещений или запуска новых производств предоставляются по льготным ставкам 4,5 % и 3 % субъектам МСП, осуществляющим деятельность в сферах переработки сельскохозяйственной продукции, логистики и гостиничного бизнеса23). Предлагается также подразделять меры поддержки малого и среднего бизнеса на «прямые», предполагающие поддержку собственно субъектов МСП, и «косвенные», направленные на развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, реализацию кредитными организациями программ кредитования субъектов МСП по льготным ставкам и т.д.

Критическая оценка деятельности АО «Корпорация "МСП"» по итогам проверки ее работы в 2018-2020-х гг. Счетной палатой РФ свидетельствует о недостаточной эффективности исполь-

21 П. 2, 3 ст. 13, ст. 26.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6249 ; ч. 7 ст. 73 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5007.

22 Пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

23 Постановление Правительства РФ от 16.08.2022 № 1420 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 гг. субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке» // СЗ РФ. 2022. № 34. Ст. 5975.

зуемых механизмов поддержки24. В то же время следует отметить активное внедрение современных цифровых сервисов, позволяющих субъектам МСП не только знакомиться с актуальной информацией об оказываемой поддержке, но и в онлайн-режиме обращаться за ее получением (цифровая платформа МСП25).

Важнейшим фактором, обусловливающим принятие решения об организации бизнеса, является наличие специальных налоговых режимов, упрощенных правил ведения налогового учета, упрощенных форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий (п. 1 ст. 7 Закона о МСП)26. Вместе с тем в юридической науке отмечается, что основная цель установления специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства (далее — МП) «состоит в упрощении налоговой отчетности, а не в снижении налогового бремени»27.

Налогоплательщики, соответствующие установленным критериям (не совпадающим с критериями отнесения к субъектам МП), могут

применять упрощенную систему налогообложения28 и автоматизированную упрощенную систему налогообложения29. Индивидуальные предприниматели также вправе перейти на патентную систему налогообложения30 или уплату налога на профессиональный доход31, а до 2025 г. — воспользоваться «налоговыми каникулами»32.

Целям акселерации субъектов МП служат положения о переходном периоде для налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения, превысивших установленные ограничения по числу работников или величине дохода33, однако системы налоговых льгот, специально предназначенных для среднего бизнеса, сегодня не существует34, что в современных условиях представляется значительным упущением налоговой политики.

Правовой режим функционирования субъектов МП также предполагает: упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность; упрощенный порядок ведения

24 ШилковД. Отчет о результатах II этапа контрольного мероприятия «Проверка эффективности деятельности акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" в качестве института развития малого и среднего предпринимательства, в том числе по реализации задач и достижению результатов национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"» // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2021. № 4 (281).

25 URL: ШрБ://мсп.рф/ (дата обращения: 10.10.2022).

26 Подробнее см.: Апресова Н. Г. Отдельные аспекты применения упрощенной системы налогообложения // Предпринимательское право. 2018. № 3. С. 42-48.

27 Емельянов А. С. К вопросу о гармонизации законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства с законодательством о налогах и сборах // Образование и право. 2021. № 10. С. 171.

28 Гл. 26.2 НК РФ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

29 Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» // СЗ РФ. 2022. № 9 (ч. I). Ст. 1249.

30 Гл. 26.5 НК РФ.

31 Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"» // СЗ РФ. 2018. № 49 (ч. I). Ст. 7494.

32 П. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5025.

34 Подробнее см.: ПрохорскаяА. Ю. Правовое регулирование деятельности субъектов среднего предпринимательства : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 9.

кассовых операций для малых предприятий35; особенности участия в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд36; предельные сроки взаимодействия с контрольными (надзорными) органами в ходе проведения выездной проверки; особенности назначения наказания в виде административного штрафа37; страхование банковских счетов и вкладов в банках — участниках системы страхования вкладов38; специфику регламентации труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, в том числе отнесенных к микропредприятиям39.

Таким образом, среди особенностей нормативно-правового регулирования деятельности, охватывающих все категории субъектов МСП, преобладают меры, обеспечивающие большую доступность малому и среднему бизнесу необходимых финансовых, имущественных и иных ресурсов, создание спроса на производимую ими продукцию (работы, услуги) и повышение степени их конкурентоспособности. В связи с этим заслуживает поддержки предложение о распространении правил об участии в государственных закупках субъектов МП — поставщиков инновационной продукции также на субъектов среднего предпринимательства, высказанное Л. В. Андреевой40.

В свою очередь, меры, направленные на снижение административного бремени, в том числе за счет установления упрощенного по-

рядка выполнения обязательных требований или отказа от необходимости их применения, а также снижающие фискальное давление на субъектов МСП, используются точечно, поскольку большая их часть касается только субъектов МП. В отношении отдельных льгот данный подход оправдан масштабом деятельности предприятий, но в некоторых сферах наблюдается продвижение в сторону расширения числа мер, затрагивающих субъектов среднего предпринимательства или весь бизнес в целом.

Поэтапная реализация реформы контрольно-надзорной деятельности обусловила введение на период с 2016 по 2020 г. моратория на осуществление плановых проверок субъектов МП, осуществляющих виды деятельности, в отношении которых не начал применяться риск-ориентированный подход, однако одновременно отмечался всплеск количества внеплановых и прокурорских проверок, а также административных расследований, проводимых в отношении субъектов малого бизнеса41, чем в значительной степени нивелировалось действие рассматриваемой льготы.

Тем не менее «надзорные каникулы» были признаны достаточно эффективной мерой, в связи с чем в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) мораторий на проведение плановых проверок, а также ограничения на осуществление внеплановых проверок были распространены с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. на субъектов как малого, так и среднего предпринимательства.

35 Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» // Вестник Банка России. 2014. № 46.

36 П. 4 ст. 27, ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652 ; постановление Правительства Москвы от 19.07.2019 № 899-ПП «О системе закупок города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2019. № 33.

37 Ст. 4.1.2 КоАП РФ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.

38 Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 52 (ч. I). Ст. 5029.

39 Гл. 48.1, ч. 2 ст. 59 ТК РФ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.

40 Андреева Л. В. Государственные закупки инновационной продукции у субъектов малого предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. № 1 (13). С. 11.

41 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3289526 (дата обращения: 10.10.2022).

В 2021 и 2022 гг. мораторий на проведение плановых проверок вновь должен был коснуться лишь субъектов МП, однако в качестве «антисанкционной» меры его действие было распространено до конца 2022 г. на плановые контрольные (надзорные) мероприятия и плановые проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, причем проведение внеплановых проверок также возможно только в исключительных случаях42.

Данная мера специального правового режима деятельности субъектов МП может рассматриваться сегодня в качестве элемента чрезвычайного «антисанкционного» режима, затрагивающего всех субъектов предпринимательства. Тем не менее, несмотря на широкий круг адресатов ее применения, по мере завершения перехода к риск-ориентированному государственному контролю (надзору), а также благодаря дальнейшему внедрению в практику работы российских контрольно-надзорных органов разнообразных систем автоматизированного контроля значение для бизнеса любого уровня моратория на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий будет снижаться.

В связи с распространением в 2020 г. новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для противодействия санкциям, введенным в 2022 г. против российской экономики, государством была разработана и реализована масштабная система мер по поддержке бизнеса, пострадавшего от вводимых ограничений и иных изменений условий деятельности. Это позволяет говорить о формировании предназначенных для бизнеса (в том числе субъектов МСП) экстраординарных правовых режимов, характеризующихся особыми основаниями введения мер, их срочным характером, а также направленностью на сохранение бизнеса и обеспечение его работоспособности в текущей ситуации.

Согласно данным опросов, приведенным в Специальном докладе Президенту РФ о состоянии малого и среднего бизнеса «МСП/Постко-

вид», наибольшую востребованность показали такие меры, как налоговая реструктуризация или снижение налоговой нагрузки, а также субсидии на выплату заработной платы. В течение 2020 г. государственную поддержку получили 42 % субъектов МСП, однако 45,3 % компаний не смогли ею воспользоваться. Таким образом, эффективность принимаемых мер во многом обусловлена степенью их доступности для получателей.

Действие отдельных мер зачастую не было строго привязано к наличию статуса субъекта МСП, поскольку распространялось только на наиболее пострадавшие или приоритетные отрасли (в таком случае одно и то же малое или среднее предприятие может подпадать как под отраслевые меры, так и под меры поддержки, предоставляемые субъектам МСП) или, напротив, затронуло все сегменты экономики, включая крупный бизнес (например, автоматическое продление срока действия лицензий и разрешений).

Отдельные инструменты поддержки экономики были позаимствованы регуляторами из арсенала рассматриваемого правового режима, что позволяет говорить о его значении не только для бизнеса, но и для государства, которое имеет возможность осуществлять апробацию отдельных мер стимулирования экономики в рамках сектора, масштабного по числу субъектов, но не по вкладу в ВВП или в обеспечение занятости населения. Использование специального правового режима деятельности субъектов МСП в качестве экспериментальной регулятор-ной площадки позволяет просчитать риски, связанные с принимаемыми мерами, оценить эффективность их действия, после чего возможно их более масштабное использование или (в случае установления определенного срока применения) закрепление в качестве постоянно действующих.

Обратим внимание на поручение Президента РФ проанализировать меры государственной поддержки компаний, в частности субъектов

42 Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // СЗ РФ. 2022. № 11. Ст. 1715.

МСП, в целях распространения таких мер на быстрорастущие технологические компании43. Правительством РФ разрабатывается и программа антикризисной помощи компаниям, не относящимся к малому бизнесу и не являющимся системообразующими, предусматривающая выдачу гарантий ВЭБ.РФ по кредитам для пополнения оборотных средств, поддержки импорта, а также завершения инвестиционных проектов44. Аналогичная система гарантийной поддержки субъектов МСП уже несколько лет реализуется Корпорацией развития МСП.

В свою очередь, сегодняшний подход государства к развитию сегмента МСП, базирующийся на мерах по снижению административной нагрузки, расширению использования налоговых льгот и финансовой поддержки и направленный на повышение степени ее доступности, в значительной степени является результатом «антикризисных» решений, принятых Правительством РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) и противодействием санкциям против российской экономики.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Андреева Л. В. Государственные закупки инновационной продукции у субъектов малого предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2019. — № 1 (13). — С. 9-12.

2. Апресова Н. Г. Отдельные аспекты применения упрощенной системы налогообложения // Предпринимательское право. — 2018. — № 3. — С. 42-48.

3. Буров В. Ю., Серватинский В. В., Ортыков А. У. Особенности влияния государства на экономическую деятельность субъектов малого предпринимательства в современной России // Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8. — № 1.

4. Емельянов А. С. К вопросу о гармонизации законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства с законодательством о налогах и сборах // Образование и право. — 2021. — № 10. — С. 168-172.

5. Ершова И. В. «Микро» не значит «малые» // Предпринимательское право. — 2018. — № 2. — С. 11-18.

6. Ершова И. В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2016. — № 2. — С. 22-26.

7. Ершова И. В., Тарасенко О. А. Малое и среднее предпринимательство: трансформация российской системы кредитования и микрофинансирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2018. — Вып. 39. — С. 99-124.

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года / Т. Я. Хабриева, Л. В. Андриченко, С. Б. Нанба, А. Е. Помазанский ; под ред. Т. Я. Хабриевой ; с обращением к читателям В. В. Путина. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : Инфра-М, 2021. — 368 с.

9. Левушкин А. Н. Семейное предпринимательство в системе малого и среднего предпринимательства: правовая природа и пути развития // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 11 (96). — С. 19-25.

10. Правовой бизнес-навигатор по малому и среднему предпринимательству : монография / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2018. — 400 с.

43 Перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам (утв. Президентом РФ 1 сентября 2022 г., № Пр-1553) // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/69277 (дата обращения: 05.09.2022).

44 URL: https://www.kommersant.ru/doc/5339614 (дата обращения: 10.10.2022).

предпринимательское и корпоративное право

11. Прохорская А. Ю. Правовое регулирование деятельности субъектов среднего предпринимательства : дис. ... канд. юрид. наук. — M., 2017. — 230 с.

12. Прохорская А. Ю. Проблемы развития среднего предпринимательства и способы их решения путем принятия специального законодательства // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. —

2016. — № 5. — С. 207-210.

13. Ручкина Г. Ф. Новые специальные налоговые режимы в законодательстве Российской Федерации как реализация публичных интересов государства // Налоги. — 2019. — № 1. — С. 28-33.

14. Тарасенко О. А. Я б в самозанятые пошел, пусть меня научат! // Предпринимательское право. — 2020. — № 2. — С. 27-33.

15. Трофимова Е. В. Проблемы подтверждения статуса малых и средних предприятий в условиях функционирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. — 2018. — № 2. — С. 25-33.

16. Чимбеев А. Н. Некоторые спорные вопросы методики определения категории субъектов малого и среднего предпринимательства // Юридический мир. — 2014. — № 9. — С. 33-35.

Материал поступил в редакцию 4 декабря 2022 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Andreeva L. V. Gosudarstvennye zakupki innovatsionnoy produktsii u subektov malogo predprinimatelstva // Zhurnal predprinimatelskogo i korporativnogo prava. — 2019. — № 1 (13). — S. 9-12.

2. Apresova N. G. Otdelnye aspekty primeneniya uproshchennoy sistemy nalogooblozheniya // Predprinimatelskoe pravo. — 2018. — № 3. — S. 42-48.

3. Burov V. Yu., Servatinskiy V. V., Ortykov A. U. Osobennosti vliyaniya gosudarstva na ekonomicheskuyu deyatelnost subektov malogo predprinimatelstva v sovremennoy Rossii // Baikal Research Journal. —

2017. — T. 8. — № 1.

4. Emelyanov A. S. K voprosu o garmonizatsii zakonodatelstva o razvitii malogo i srednego predprinimatelstva s zakonodatelstvom o nalogakh i sborakh // Obrazovanie i pravo. — 2021. — № 10. — S. 168-172.

5. Ershova I. V. «Mikro» ne znachit «malye» // Predprinimatelskoe pravo. — 2018. — № 2. — S. 11-18.

6. Ershova I. V. Spetsialnyy pravovoy rezhim deyatelnosti subektov malogo i srednego predprinimatelstva: doktrinalnye i zakonodatelnye podkhody // Zhurnal predprinimatelskogo i korporativnogo prava. — 2016. — № 2. — S. 22-26.

7. Ershova I. V., Tarasenko O. A. Maloe i srednee predprinimatelstvo: transformatsiya rossiyskoy sistemy kreditovaniya i mikrofinansirovaniya // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. — 2018. — Vyp. 39. — S. 99-124.

8. Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii (postateynyy): s uchetom izmeneniy, odobrennykh v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 1 iyulya 2020 goda / T. Ya. Khabrieva, L. V. Andrichenko, S. B. Nanba, A. E. Pomazanskiy; pod red. T. Ya. Khabrievoy; s obrashcheniem k chitatelyam V. V. Putina. — M.: Institut zakonodatelstva i sravnitelnogo pravovedeniya pri Pravitelstve Rossiyskoy Federatsii: Infra-M, 2021. — 368 s.

9. Levushkin A. N. Semeynoe predprinimatelstvo v sisteme malogo i srednego predprinimatelstva: pravovaya priroda i puti razvitiya // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2018. — № 11 (96). — S. 19-25.

10. Pravovoy biznes-navigator po malomu i srednemu predprinimatelstvu: monografiya / otv. red. I. V. Ershova. — M.: Prospekt, 2018. — 400 s.

11. Prokhorskaya A. Yu. Pravovoe regulirovanie deyatelnosti subektov srednego predprinimatelstva: dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2017. — 230 s.

12. Prokhorskaya A. Yu. Problemy razvitiya srednego predprinimatelstva i sposoby ikh resheniya putem prinyatiya spetsialnogo zakonodatelstva // Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskiy zhurnal. — 2016. — № 5. — S. 207-210.

13. Ruchkina G. F. Novye spetsialnye nalogovye rezhimy v zakonodatelstve Rossiyskoy Federatsii kak realizatsiya publichnykh interesov gosudarstva // Nalogi. — 2019. — № 1. — S. 28-33.

14. Tarasenko O. A. Ya b v samozanyatye poshel, pust menya nauchat! // Predprinimatelskoe pravo. — 2020. — № 2. — S. 27-33.

15. Trofimova E. V. Problemy podtverzhdeniya statusa malykh i srednikh predpriyatiy v usloviyakh funktsionirovaniya edinogo reestra subektov malogo i srednego predprinimatelstva // Predprinimatelskoe pravo. — 2018. — № 2. — S. 25-33.

16. Chimbeev A. N. Nekotorye spornye voprosy metodiki opredeleniya kategorii subektov malogo i srednego predprinimatelstva // Yuridicheskiy mir. — 2014. — № 9. — S. 33-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.