Научная статья на тему 'СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА'

СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
551
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейно-демографическая политика / институт семьи / кризисные тенденции / социально-правовые мероприятия / социальное государство / family and demographic policy / family institution / crisis trends / social and legal measures / social state

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексей Александрович Ходусов

В данной статье установлено, что характерными чертами процессов трансформации системы государственной политики в сфере защиты семьи становятся оптимизация, унификация и интеграция структур разного уровня на фоне реформ территориальной организации власти и децентрализации финансовой, бюджетной, образовательной и медицинской отраслей общественной жизни. Выделен ряд актуальных проблем: потеря значительной социальной инфраструктуры, устарелость стандартов и нехватка специалистов социальной работы, обострение общественно-политической ситуации, связанное с кризисными тенденциями из-за пандемии COVID-19 и спада в экономике, влияющими на каждую семью, вызывая ее адаптацию и трансформацию. В таких условиях семья как важный институт гражданского общества остается уязвимым перед социальными рисками и требует от государства более внимательной поддержки и защиты. В статье аргументируется, что семейно-демографическая политика неразрывно связана с молодежной политикой, которая является ее фундаментом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алексей Александрович Ходусов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY-DEMOGRAPHIC POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MECHANISM OF THE FORMATION OF A SOCIAL STATE

It is emphasized in the article that the characteristic features of the transformation of the system of state policy in the field of family protection are optimization, unification and integration of structures at different levels against the background of reforms of the territorial organization of power and decentralization of the financial, budgetary, educational and medical sectors of public life. Highlighted a number of urgent problems: the loss of significant social infrastructure, outdated standards and lack of social work specialists, the aggravation of the socio-political situation associated with the crisis trends due to the COVID-19 pandemic and the economic downturn, which affects every family, causing its adaptation and transformation. In such circumstances, the family, as an important institution of civil society, remains extremely vulnerable to social risks and requires even more careful support and protection from the state.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»

УДК 343 ББК 67.4

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10225 © А.А. Ходусов, 2020

Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Алексей Александрович Ходусов,

заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент Международный юридический институт (127427, Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 4)

E-mail: yustas-73@mail.ru

Аннотация. В данной статье установлено, что характерными чертами процессов трансформации системы государственной политики в сфере защиты семьи становятся оптимизация, унификация и интеграция структур разного уровня на фоне реформ территориальной организации власти и децентрализации финансовой, бюджетной, образовательной и медицинской отраслей общественной жизни. Выделен ряд актуальных проблем: потеря значительной социальной инфраструктуры, устарелость стандартов и нехватка специалистов социальной работы, обострение общественно-политической ситуации, связанное с кризисными тенденциями из-за пандемии COVID-19 и спада в экономике, влияющими на каждую семью, вызывая ее адаптацию и трансформацию. В таких условиях семья как важный институт гражданского общества остается уязвимым перед социальными рисками и требует от государства более внимательной поддержки и защиты. В статье аргументируется, что семейно-демографическая политика неразрывно связана с молодежной политикой, которая является ее фундаментом.

Ключевые слова: семейно-демографическая политика, институт семьи, кризисные тенденции, социально-правовые мероприятия, социальное государство.

FAMILY-DEMOGRAPHIC POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MECHANISM OF THE FORMATION OF A SOCIAL STATE

Aleksey A. Hodusov,

Head of the Department of Criminal Law Disciplines, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor International Law Institute (127427, Moscow, ul. Kashenkin Lug, d. 4)

Abstract. It is emphasized in the article that the characteristic features of the transformation of the system of state policy in the field of family protection are optimization, unification and integration of structures at different levels against the background of reforms of the territorial organization of power and decentralization of the financial, budgetary, educational and medical sectors of public life. Highlighted a number of urgent problems: the loss of significant social infrastructure, outdated standards and lack of social work specialists, the aggravation of the socio-political situation associated with the crisis trends due to the COVID-19 pandemic and the economic downturn, which affects every family, causing its adaptation and transformation. In such circumstances, the family, as an important institution of civil society, remains extremely vulnerable to social risks and requires even more careful support and protection from the state.

Keywords: family and demographic policy, family institution, crisis trends, social and legal measures, social state.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ходусов А.А. Семейно-демографическая политика Российской Федерации в механизме формирования социального государства. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):31-5.

Семья выступает как малая социально уязвимая группа и в то же время как важный элемент функционирования гражданского общества, который требует надлежащей работы социально-правового института, а именно системы органов социальной защиты в условиях кризисной трансформации общества и государства, ввиду необходимости обновления социальных стандартов. Исследование государственной семейной политики приобретает

актуальность в период повышения уровня социальных угроз и опасностей и наиболее ярко проявляется в текущий период кризисных явлений, осложненный пандемией. В сегодняшних реалиях происходит пересмотр основ социальной политики, обеспечивающей равновесие внутри страны. Благосостояние семьи является результатом эффективной внутренней государственной политики. Социально ориентированный вектор власти должен обеспечить

прочность семьи как института гражданского общества, а крепкая семья является залогом сильного и стабильного государства.

Одной из составляющих государственной социальной политики является совокупность социально-правовых мероприятий, влияющих на жизнедеятельность семьи - семейная политика. Вокруг понятия «государственная семейная политика» продолжаются дискуссии с конца 1980-х гг. Так, В.В. Стеценко, понятие «семейная политика» определяла как особый тип деятельности государства, направленный на планирование семьи, ее социальную защиту и регулирование семейных отношений [9]. Предложенное определение упрощает, но не объясняет концептуального содержания понятия, что свидетельствует о потребности более глубокого анализа семейной политики в правовой плоскости. На современном этапе ученые толкуют термины в данной области по двум критериям: принадлежность к социальной политике и объект направленности. Семейная и социальная политика, по утверждению А.А. Саак, переплетаются между собой, но государственная семейная политика определяется как самостоятельное направление, поэтому нуждается в собственном понятийном аппарате [6]. В.Н. Лексин отмечает, что по сравнению с социальной политикой, «государственная семейная политика» более целенаправленная и имеет конкретный объект - институт семьи, так как защищает его интересы и права [5]. О.А. Селиванова рассматривает семейную политику не как отдельное направление государственных действий, а как структурную составляющую социальной политики, которая напрямую влияет на функционирование семьи, как одного из социальных институтов и каждого отдельного индивида - носителя семейных ролей [7].

Под понятием «семейная политика» И.Н. Трош-кина понимает комплекс юридических норм, действий и средств, который осуществляется государством с целью создания благоприятных условий для семьи, ее возникновения, правильного функционирования и осуществления ею важных общественных ролей [10]. С.В. Зыков толкует понятие «семейная политика» как материальную поддержку семей с детьми, создание необходимых материальных условий для содержания и воспитания детей, предупреждения или преодоления бедности, способ-

ствования сочетания профессиональной и семейной жизни, как женщинами, так и мужчинами [3]. Т.В. Соловьева, считает, что это целенаправленное систематическое влияние со стороны государства на общественные отношения и социальные институты, от которых зависит оптимальное функционирование и развитие семьи с целью максимального удовлетворения потребностей ее личности, членов семьи и общества в целом [8].

Мы сформулировали собственное определение понятия «государственная семейная политика» -это направление социальной политики в виде системы комплексной деятельности государства, направленной на гражданский институт семьи с целью его сохранения, укрепления и развития в контексте защиты институциональных прав и интересов.

На сегодняшний день в Российской Федерации (далее - РФ) существует разветвленная система национальных нормативно-правовых актов призванных регулировать осуществление государством семейной политики. Среди широкого круга законодательных документов следует выделить: Кодексы РФ, Законы РФ, инициативы Президента РФ, подзаконные акты (нормативные акты центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления: постановления, приказы, распоряжения), государственные и региональные целевые программы, международные правовые соглашения и акты (конвенции, декларации).

Все эти нормативно-правовые акты составляют единую систему законодательного регулирования системы защиты семьи в РФ, регламентирующие деятельность государственных институтов разного уровня с целью всесторонней и полной реализации возложенных на нее государством социальной и гуманитарной функций. Семейный кодекс РФ - основной документ, закрепляющий в национальном законодательстве правовой статус семьи, права и обязанности ее членов, определяющий сущность государственного регулирования имущественных и не имущественных прав и вопросы усыновления. Принципы государственной охраны семьи разъясняют создание условий для материнства и отцовства, укрепление семьи, нравственное и материальное поощрение материнства и отцовства, поддержку приоритета семейного воспитания ребенка, государственную поддержку детей-сирот. В Кодексе

определяются механизмы оказания помощи органами опеки и попечительства лицам в осуществлении ими своих семейных прав и выполнении семейных обязанностей, защиты семейных прав и интересов со стороны государства и соответствующих органов исполнительной власти [1].

В СК РФ раскрыты права и обязанности по содержанию (алименты, материальная помощь), определены аспекты защиты прав родителей при применении вспомогательных репродуктивных технологий. Особым является акцент на регламентации механизмов устройства детей сирот и детей, лишенных родительской опеки, что является одним из самых важных звеньев государственной политики в сфере социальной защиты семьи и ее членов. Определяется правовое поле функционирования, государственная ответственность и поддержка таких семейных институтов, как приемная семья или детский дом семейного типа. В общем СК РФ создает широкое поле государственной защиты, как самой семьи, так и ее отдельных членов в случае нарушения законных и неотъемлемых прав и предоставляет гарантии государственной защиты через специальные органы [1].

Действующая в настоящее время Концепция Государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618-р и предусматривает комплекс принципов, методов и мер, направленных на всестороннюю поддержку семьи как основы общества, на укрепление традиционных для России семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества [2]. На достижение этих целей и направлена в целом семейная политика, призванная решать целый комплекс разносторонних задач, которые зачастую являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. И предложение закрепить в Конституции базовые положение о семье в этом плане не выглядит чем-то удивительным. Для реализации сформулированных в концепции задач принят целый комплекс мер и целевых программ - как на Федеральном уровне, так и на уровне Субъектов Российской Федерации. Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию определены целевые ориентиры на перспективу, и значительная часть их отно-

сится к компетенции системы социальной защиты населения.

Перечислим их:

1. Создание до конца 2021 года создать 255 тысяч новых мест в яслях (для сравнения - за 20182019 годы создано 77,7 тысяч мест;

2. С января текущего года семьи, чьи доходы не превышают двух прожиточных минимумов на человека в регионе, будут получать ежемесячные выплаты на первых и вторых детей. Причем не до полутора лет, как прежде, а до трех;

3. Предусмотреть ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно. Причем уже с 1 января 2020-го, текущего года. Выплаты будут получать семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека;

4. Продлить программу минимум до 31 декабря 2026 года.

5. Уже при рождении первенца семья получит право на материнский капитал в объеме 466 617 рублей, при рождении уже второго ребенка материнский капитал увеличится на 150 000 рублей. Таким образом, общий размер материнского капитала для семьи с двумя детьми составит 616 617 рублей и в дальнейшем он будет ежегодно индексироваться;

6. Не позднее 1 сентября 2023 года младшие школьники во всех субъектах Федерации по всей стране должны быть обеспечены бесплатным качественным горячим питанием. Предусматриваются и иные мероприятия в сфере государственной поддержки семьи. Реализация государственных мер поддержки семьи возложена на регионы России, и решаются эти задачи посредством реализации региональных целевых программ. В частности, в настоящее время почти во всех областях действуют локальные программы и все они так или иначе направлены на решение задач по государственной поддержке семьи [2].

Несмотря на принимаемые меры, проблематика современной семьи остается в центре внимания государства. В частности, важен вопрос социально-правовой поддержки молодежи, ведь именно из нее складываются семьи. Так в 2018 году был сделан анализ актуальных проблем молодежи, которые напрямую влияют на становление института семьи в РФ: «высокий уровень заболеваемости и смертности среди молодого населения, слабая мотивация к

соблюдению здорового и безопасного образа жизни; низкий уровень занятости на рынке труда по избранной профессии; медленные темпы развития молодежного предпринимательства; недостаточное использование инновационного потенциала молодежи; низкое качество общего образования, недостаточное применение потенциала неформального образования с целью повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда; низкий уровень обеспечения молодых семей собственным и социальным жильем; несистемный характер формирования у молодых людей гражданской позиции и патриотизма; отсутствие постоянной тенденции снижения уровня преступности в молодежной среде, насилия и системной работы в сфере ее профилактики; низкий уровень организации и культуры молодежного досуга; слабая интегрированность российской молодежи в европейское и мировое молодежное сообщество» [6].

Исходя из вышесказанного, основными задачами государства является понимание реальных проблем молодежи и молодой семьи, что важно для рационального определения направлений семейной политики, нацеленной на организацию эффективной поддержки данного социального института. По-нашему мнению, основной целью принимаемых программ выступает сохранение традиционных семейных ценностей, усиление мотивации к регистрации браков, сознательному рождению и воспитанию детей, а также повышение социальной защиты семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. Сложность в том, что программы при этом должны способствовать саморазвитию и самообеспечению семей, поэтому важен постепенный переход на оказание адресной социальной помощи, привлечение центральных и местных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления и общественных объединений по созданию условий для полноценного развития социального института семьи.

Молодая семья имеет ряд специфических проблем, основными из которых являются материально-бытовые и жилищные проблемы; психологические кризисы становления взаимоотношений в семье; трудоустройство молодежи; медицинское обслуживание и тому подобное. Поэтому программы поддержки семьи должны предусматривать про-

паганду семейных ценностей по формированию семьи, ориентированной на рождение и воспитание двух и более детей, способной самостоятельно решать проблемы, обеспечивать собственное развитие, активно участвовать в жизни общества, воспитывать ответственных граждан [4].

Молодежную семейную политику необходимо рассматривать исключительно через призму государственности, так как государство, вступая во взаимоотношения с молодой семьей, должно способствовать ее положительной и успешной первичной социализации. По нашему мнению, семейно-демографическая политика неразрывно связана с молодежной политикой, так как семейная политика ведет социальное сопровождение многодетных семей, семей оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, семей, воспитывающих приемных детей и др. Молодежная политика же направлена на развитие активной жизненной позиции молодежи, становление здорового образа жизни, развитие молодежи, что является своеобразным фундаментом для успешных семей в дальнейшем.

Факторами, сдерживающими создание более действенной законодательной базы социальной защиты семьи, остаются несогласованность законодательных норм, высокий уровень бюрократизации, устарелость схем учета льготных категорий семей. Указанные проблемные аспекты повлияли на то, что на сегодняшний день РФ не имеет обновленной стратегии развития семейной политики. Характерными чертами процессов трансформации системы государственной политики в сфере защиты семьи стали оптимизация, унификация и интеграция структур разного уровня на фоне реформ территориальной организации власти и децентрализации финансовой, бюджетной, образовательной и медицинской отраслей общественной жизни.

По нашему мнению, потеря значительной социальной инфраструктуры, устарелость стандартов и нехватка специалистов социальной работы снижает качество осуществления государственной политики социальной защиты семьи. Обострение общественно-политической ситуации связано с кризисными тенденциями из-за пандемии коронавируса, которые находятся в плоскости переходного этапа, а именно трансформации от социалистической к рыночным и демократическим формам организации

социально-экономических отношений. Коррупция, управленческие ошибки, пандемия и спад в экономике на современном этапе влияют на состояние политической ситуации в стране, вызывая ее адаптацию и трансформацию. В таких условиях семья, как важный институт гражданского общества, остается крайне уязвимым перед социальными рисками и требует от государства дальнейшей и еще более внимательной поддержки и защиты. Стремительное повышение уровня социальной уязвимости общества привело к изменению форм государственной политики в сфере защиты семьи, к увеличению доли государственных трансфертов и фондов (выплат) в структуре доходов семьи, что, в свою очередь, требует дальнейшей научной оценки.

Несмотря на большие организационные и нормативные изменения в социальной политике государства остается актуальным внедрение концептуально новой модели и механизма социальной и семейной политики в условиях формирования новой модели социального государства. Реформа децентрализации и внедрение объединенных территориальных общин положительно влияет на качество предоставления населению социальных услуг в области семейно-демографической политики. Выяснено, что реформа учреждений государственной защиты населения и семьи в структуре областной государственной администрации и органов местного самоуправления обеспечивает более эффективную координацию усилий территориальных органов в решении проблем семей.

По нашему мнению, семейно-демографическая политика неразрывно связана с молодежной политикой, так как семейная политика ведет социальное сопровождение многодетных семей, семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, семей, воспитывающих приемных детей и др. Молодежная политика же направлена на развитие активной жизненной позиции молодежи, становление здорового образа жизни, развитие молодежи, что является своеобразным фундаментом для успешных семей в дальнейшем. При этом перспективными направлениями в реформировании социальной защиты семьи остается развитие местных общин и соответствующих их потребностям объектов социальной инфраструктуры. Помимо этого, важно активно внедрять в социально-правовую практи-

ку нормы европейского и международного права в сфере защиты института семьи.

Литература

1. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 06.02.2020). [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения 20.06.2020).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. №1618-р.М. [Электронный ресурс] Шк https://rg.ru/2014/08/29/ semya-site-dok.html (дата обращения: 21.06.2020).

3. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в Российской Федерации //Семейное и жилищное право. 2020. №. 1. С. 13-17.

4. Ильина О.Ю. Конституционно-правовые основы социального вектора современной государственной семейной политики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2019. №. 2. 510 с.

5. Лексин В.Н. Государственная семейная политика и обычная русская семья // Общественные науки и современность. 2010. №. 2. С. 57-69.

6. Саак А.А. Исследование взаимосвязи качества жизни молодежи с социально-экономической средой на основе когнитивного моделирования // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. 238 с.

7. Селиванова О.А., Пластинина Е.Г. Модель современной российской семьи как ориентир государственной семейной политики // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2014. №. 9. С. 35-45.

8. Соловьева Т.В., Табакова А.С., Бистяйки-на Д.А. Изменение возрастного профиля рождаемости и его влияние на государственную семейную политику // Научный формат. 2019. №. 1 (1). 410 с.

9. Стеценко В.В., Мюрищенко Н.В. Ориентиры государственной семейной политики в контексте стратегии развития и расширения платформы государственной культурной политики // Гуманитарий Юга России. 2019. Т.8. №. 1. 320 с.

10. Трошкина И.Н., Соколов Н.Н. Государственная семейная политика как основа функционирования современной семьи (региональный аспект) // Социодинамика. 2019. №. 11. С. 20-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.