Научная статья на тему 'Эффективность мер государственной политики в сфере социальной защиты молодой семьи (на материалах социологического исследования в Республике Бурятия)'

Эффективность мер государственной политики в сфере социальной защиты молодой семьи (на материалах социологического исследования в Республике Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1463
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / YOUNG FAMILY / SOCIAL WELFARE / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чукреев Петр Александрович, Дэбэева Туяна Базаржаповна

В статье анализируется эффективность мер государственной политики в сфере социальной защиты молодых семей на примере Республики Бурятия. В статье приводятся результаты социологического опроса проведенного авторами совместно с Комитетом по молодежной политике Министерства образования и науки Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF THE PUBLIC POLICY MEASURES IN YOUNG FAMILY’S SOCIAL PROTECTION (ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE BURYAT REPUBLIC)

The article analyzes the role ofpublic policy in the field of social protection of young family in the Buryat Republic. The work presents the results of a poll carried out by the authors jointly with the Committee on Youth Policy of the Ministry of Education and Science of the Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «Эффективность мер государственной политики в сфере социальной защиты молодой семьи (на материалах социологического исследования в Республике Бурятия)»

УДК 364.3 © П. А. Чукреев, Т.Б. Дэбэева

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ)

В статье анализируется эффективность мер государственной политики в сфере социальной защиты молодых семей на примере Республики Бурятия. В статье приводятся результаты социологического опроса проведенного авторами совместно с Комитетом по молодежной политике Министерства образования и науки Республики Бурятия.

Ключевые слова: молодая семья, социальная защита, государственная политика.

P.A. Chykreev, T.B. Debeeva

THE EFFICIENCY OF THE PUBLIC POLICY MEASURES IN YOUNG FAMILY’S SOCIAL PROTECTION (ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE BURYAT REPUBLIC)

The article analyzes the role ofpublic policy in the field of social protection of young family in the Buryat Republic. The work presents the results of a poll carried out by the authors jointly with the Committee on Youth Policy of the Ministry of Education and Science of the Republic of Buryatia.

Key words: young family, social welfare, public policy.

В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Социальная защищенность семьи формируется путем дифференциации проектов и программ развития различных категорий семей, создания разнопрофильных центров социальной помощи семье и детям, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридической грамотности семей и т.д.

Государство проводит целенаправленную семейную политику в отношении молодых семей, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Молодая семья при этом рассматривается не как средство воспроизводства рабочей силы, а как институт воспроизводства и воспитания жизнеспособной личности, формирования гармонично развитого человека. Концептуальная задача го-

сударства в сложившейся обстановке заключается в том, чтобы поднять воспитательный потенциал молодой семьи на ту высоту, которая позволила бы ей (семье) довести социализацию детей до уровня требований и потребностей общества. Для этого государство должно обеспечить всяческую поддержку и помощь всем структурам, которые направляют свою деятельность на поддержку молодых семей.

В процессе своего развития молодая семья стремится достичь определенного уровня благополучия. Благополучной предполагается называть семью, которая сама в состоянии решать свои проблемы, способна в полной мере выполнять социальные функции и дальнейшее развитие которой, с высокой степенью вероятности, будет стабильным [1].

В связи со спецификой молодых семей, социально-экономических условий их жизнедеятельности, особенностей реализации государственной молодежной политики возникает вопрос о структуре и содержании оказания своевременной социальной помощи семье для разрешения возникающих проблем.

В «Концепции государственной политики в отношении молодой семьи в Республике Бурятия до 2020 года» [2], молодая семья выделяется как особый тип семьи, по отношению к которой должна проводиться особая политика государства. Концепция направлена на снижение проблем молодых семей Республики Бурятия. Она определяет роль и констатирует положение молодых семей, формирует систему мер, направленных на создание оптимальных условий для

становления и стабилизации семейных отношений, эффективного выполнения функций присущих институту семьи.

Для того чтобы семья нормально функционировала, она должна иметь возможность удовлетворять все свои основные потребности. Молодые люди, вступая в брак и устанавливая правила семейной жизни, обязательно должны задуматься о важнейших вещах: где жить, на что жить, кто возьмет на себя обязанность обеспечивать семью материально, или супруги поделят эту обязанность хотя бы на какое-то время [3].

С целью выявления эффективности мер государственной политики в сфере социальной защиты молодых семей в Республике Бурятия в I квартале 2012 года авторами совместно с Министерством образования и науки Республики Бурятия было проведено социологическое исследование. Имеющиеся расчеты и статистические данные позволили осуществить случайную, гнездовую модель выборки. В ходе исследования было опрошено 225 респондентов.

По полу опрошенные распределились следующим образом: 73,8% респондентов - женщины, 26,2% мужчины.

По возрасту среди опрошенных преобладают те, чей возраст 24-27 лет (36%), 44% - респонденты в возрасте 28-30 лет, 20% - 21-23 лет, 10,7% - респонденты в возрасте 31-35 лет, 4,9%

- респонденты до 20 лет.

По результатам исследования, на вопрос о проблемах, волнующих молодую семью, большее число ответов пришлось на жилищный вопрос (56%), не менее важна для респондентов проблема устройства детей в дошкольные учреждения (37,8%), также выделяют невысокий уровень дохода (32,9%), трудоустройство (28,9%) и нехватку времени (23,1%).

Низкий уровень материальной обеспеченности молодых семей, экономическая несамостоятельность супругов отрицательно влияют на организацию семейной жизни. Основным источником дохода молодых семей в Бурятии является заработок на постоянной работе (60% опрошенных). 3,6% опрошенных занимаются собственным бизнесом, 8,9% подрабатывают на временной работе, 5,8% опрошенных супругов оказались безработными (рисунок 1).

Рисунок 1

Основное занятие супругов из молодых семей, в %

Одним из основных показателей, позволяющих оценить экономическое благосостояние молодой супружеской пары, является размер заработков молодой семьи вместе с другими ее доходами. Следует отметить, что большинство (78,7%) источником дохода указывают основное место работы. Случайные разовые заработки есть у 34,4% опрошенных, имеют работу по совместительству - 2,2%, имеют личное подсобное хозяйство - 20,4%, занимаются предпринимательством и торговлей - 7,5%, получают социальные выплаты - 24,4%, получают помощь от родителей - 31,5% (рисунок 2).

Основными источниками формирования бюджета молодой семьи являются заработная плата супруга или супруги, стипендия супруга или супруги и финансовая помощь родителей.

Для обеспечения повышения уровня благосостояния молодых семей и увеличения уровня рождаемости в Бурятии действует система государственных социальных гарантий. В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» предос-

тавляются различные денежные выплаты, направленные на поддержку молодых семей.

Также действуют меры государственной поддержки семей, которые имеют двух и более детей. Государством выдается сертификат на материнский капитал, который представляет из

себя документ, дающий право на использования этого капитала. В 2012 году сумма материнского капитала составляет 387 тысяч рублей. Сумма материнского капитала предоставляется по достижению ребенком 3-летнего возраста.

Рисунок 2

Основные источники доходов семей респондентов

семейное предприятие арендная плата за недвижимость доходы от банковских вкладов работа по совместительству доходы от собственного дела личное подсобное хозяйство социальные выплаты получаем помощь от родителей случайный заработок Заработная плата по основному месту.

а

а

а

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Исследование информированности молодых уровня рождаемости выявило, что большая

семей о мерах направленных на увеличение часть опрошенных знают о них (таблица 1).

Таблица 1

Информированность молодых семей о мерах, направленных на увеличение рождаемости

(в % от числа ответивших)

Варианты ответов % объектов

материнский капитал 92

ежемесячное пособие на первого ребенка 84,9

пособие по беременности и родам 66,7

единовременное пособие по беременности 73,3

родовые сертификаты 63,1

единовременное пособие при рождении ребенка 24,3

введение компенсации затрат на посещение ребенком ДУ 31,5

не слышал (-а) ни об одной из перечисленных мер 0,4

затрудняюсь ответить 1,3

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» привлек внимание большинства россиян. Знают о нем 92% опрошенных.

То обстоятельство, что «материнский капитал» - это не наличные деньги, которыми мать могла бы распоряжаться по своему усмотрению, а сертификат, который можно использовать только на определенные цели, получило одобрение большинства респондентов (67,5%); не одобрили этого - 22%. 81,8% опрошенных считают материнский капитал серьезной поддержкой семьи, 12,4% отрицают это, 5,8% воздержались от ответа.

Молодая семья сталкивается и с большими жилищными трудностями.

Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. В 2011 году на 8268 зарегистрированных браков приходилось 3782 развода.

Согласно полученным данным, большинство (39,5%) опрошенных проживает в отдельной квартире, 15,3% - в частном доме, 14,7% - в съемном жилье, 13,8% - проживают с родителями, 11,1% - живут в общежитии, 2,9% - занимают комнату в доме, 0,4% - занимают комнату в коммунальной квартире. Однако нельзя со

стопроцентной уверенностью утверждать, что это личная недвижимая собственность опрошенных.

В рамках данного вопроса хочется подчеркнуть, что острота жилищной проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных кредитов для молодых семей. Как правило, молодые люди не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не в состоянии оплатить первоначальный взнос при получении кредита в связи с тем, что еще не имеют накоплений.

В Республике Бурятия разработана и функционирует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей в целях стимулирования демографической ситуации.

Целью подпрограммы является - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

- добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;

- возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на улучшение жилищных условий только 1 раз.

Так, в федеральных правилах предлагается, что софинансирование субсидии за счет средств субъектов РФ будет составлять от 5 до 95 процентов от средней стоимости жилья в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности.

Также в программу «Жилище» включено создание условий для развития молодежных жилищных комплексов (в дальнейшем МЖК). Основной целью работы МЖК является содействие решению жилищных проблем молодежи. МЖК активно взаимодействует с федеральными и региональными органами исполнительной власти по вопросам обеспечении жильем различных категорий молодежи. Главной задачей МЖК является разработка комплекса мер по совер-

шенствованию основных направлений социально-экономической поддержки разных категорий молодых граждан. Основная деятельность организации заключается в строительстве малоэтажного жилья в виде молодежных поселков.

Однако результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что респонденты недостаточно информированы о действующих в настоящее время жилищных программах для молодой семьи: так, большинство (56,4%) знают об их существовании, 8% - пользуются ими, 18,2% - знают, но думают что ими воспользоваться невозможно и 17,3% никогда не слышали о действующих программах. Но обращались в администрацию города (муниципального образования) для постановки в очередь на улучшение жилищных условий только 16% опрошенных, оставшиеся 84% не обращались по таким причинам как: не нуждаются в улучшении жилищных условий (23,3%), отсутствует информация (22,8%), не соответствуют критериям (21,7%), не верят что смогут воспользоваться (13,2%), необходимо собирать много справок (12,7%), большая очередь (11,11%), отсутствие времени (0,53%).

Практика показывает, что само по себе улучшение жилищных условий еще не является гарантией того, что в молодой семье, где уже есть один ребенок, родится после этого второй, а тем более третий ребенок. Репродуктивные планы молодых семей опосредованы значительным количеством и других условий, никак с обеспеченностью жильем напрямую не связанных (перспективы учебы и карьерного роста супругов, в особенности женщины, психологический климат в семье, отношения с родителями и многое другое). Поэтому именно пропаганда новых приоритетов демографического поведения призвана увязать в сознании молодежи их собственные интересы с интересами общества и государства, которые состоят в том, чтобы, прежде всего, в социально благополучных молодых семьях рождались по два-три ребенка.

Еще одной проблемой молодых семей является трудоустройство молодых. Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда.

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-

психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей.

Именно поэтому проблема своевременного трудоустройства на подходящую работу является одной из самых важных и актуальных для современной молодежи, и, стоит отметить, она естественным образом связана с материальнобытовой и жилищной обеспеченностью молодых семей.

Молодые супруги относятся к социальной группе - «молодежь», поэтому на ситуацию трудоустройства молодых супругов в целом влияет то, как обстоят дела на региональном рынке труда у молодежи и с какими трудностями она сталкивается в поиске работы.

Главные ориентиры государственной политики в области помощи молодым специалистам по трудоустройству определены Законом Республики Бурятия от 23.12.1992 №238-ХИ «О государственной молодежной политике в Республике Бурятия». Основными задачами государственной молодежной политики в Республике Бурятия являются: обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; поддержка талантливой молодежи; государственная поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений.

Среди потребностей в социальной защите как внешней помощи молодые семьи называют потребности в материальной и нематериальной поддержке. Большинство опрошенных (38,22%), считают, что в социальном плане их семьи в основном защищены. В то же время настораживает тот факт, что 17,64% опрошенных заявляют о практически полном отсутствии поддержки со стороны государства, а 6,22% молодых семей вообще ее отрицает.

Большинство опрошенных - 84% - уверенно высказывается за необходимость создания специальных законов, направленных на комплексную поддержку молодых семей. В то же время 7,5% опрошенных, высказываясь в целом в под-

держку создания такого законодательства, не уверены, что оно сможет в корне изменить сложившуюся ситуацию.

Устраивает ли в целом молодые семьи качество предоставляемых услуг в системе социальной защиты?

В ходе исследования выяснилось, что полностью удовлетворены качеством услуг, лишь 47,1 % опрошенных, средне - 35,1%, не удовлетворены - 17,8%. Неудовлетворенность в определенной мере связана с низкой информированностью молодых семей о предоставляемых услугах (17,3%), с системой предоставления необходимых документов 14%, с отсутствием желаемых результатов и уровнем квалификации специалиста (11,9%), сроками предоставления услуг (7,6%), с расписанием работы специалиста (4,8%) и с маленькими денежными выплатами (0,5%). Вместе с тем, среди семей всего 19,5% обращались в центры социальной защиты населения, центры помощи семье и детям, соответственно 80,4% не обращались.

Таким образом, молодые семьи имеют проблемы, с которыми они не всегда могут справиться самостоятельно. Государственная политика в отношении молодых семей Республики Бурятия разрабатывается и совершенствуется, выстроена система материальной помощи нуждающимся семьям, реализуется ряд проектов и программ, направленных на улучшение жилищных условий. Необходимо отметить развитие мероприятий по оказанию помощи в трудоустройстве. Комплекс программных мероприятий, предусмотренных республиканскими целевыми программами, обеспечивает реализацию подходов к решению актуальных вопросов молодых семей.

При разработке и реализации мероприятий по совершенствованию семейной политики возникает необходимость сбалансированного учета интересов государства, отдельного региона, муниципального образования. Это и интересы населения, проживающего на определенной территории. Однако нельзя не признать, что интересы различных слоев населения, социальных групп могут не только не совпадать, но и вступать в противоречия. Именно обнаружение таких противоречий и создание инновационных механизмов их разрешения делают политику эффективным средством решения социальных проблем.

Литература

1. Антонов А.И., Медков В.М. Семейная социализация // Социология семьи. - М.: изд-во МГУ, 2007. - С 74.

Л.И. Уханаева. Система социально-экономической поддержки сесмей с детьми в современных условиях (на примере Республики Бурятия)

2. Постановление Правительства Республики Бурятия от 10.06.2011 №290 «О концепции государственной политики в отношении молодой семьи в Республике Бурятия до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Степанов С. Психология достатка. - СПб.: Питер, 2001. - С. 28.

Чукреев Петр Александрович, доктор социологических наук, профессор кафедры социальных технологий Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].

Дэбэева Туяна Базаржаповна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социальных технологий Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].

Chukreev Petr Aleksandrovich, doctor of sociological science, professor, department of social technology, Eastern-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]. Debeeva Tuyana Bazarzhapovna, candidate of sociological science, senior lecturer, department of social technology, Eastern-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].

УДК 323 (571.54) © Л.И. Уханаева

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

В данной статье рассматривается эффективность социально-экономической поддержки семей с детьми (на примере Республики Бурятия) и предложены меры по ее оптимизации с целью повышения социально -экономической активности семей.

Ключевые слова: система, социально-экономическая, государственная поддержка, пособия, политика, семья с детьми, адресность.

L.I. Ukhanaeva

THE SYSTEM OF SOCIAL AND ECONOMIC SUPPORT FOR FAMILIES WITH CHILDREN

IN MODERN CONDITIONS (ON EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)

This article considers the effectiveness of social and economic support for families with children (on the example of Republic of Buryatia) and suggests some measures for its optimization in order to improve the social and economic activities of families.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: system, social and economic state support, benefits, policies, family with children, targeteness.

В числе тех явлений общественной жизни, интерес к которым среди социологов за последние десятилетия особенно оживился, одно из первых мест занимает семья. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность

- арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и специализации. Обостренным интересом является роль и место государства в решении социальных проблем семей с детьми.

Переход нашей страны к рыночной экономике был осуществлен с большими издержками. Поэтому возникла необходимость в формировании и проведении социально-экономической политики. Государство в ней усилило акцент не только на социальной адаптации, но и на создании устойчивых компенсационных механизмов,

обеспечивающих защиту и выживание семей с детьми.

Действующая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленная Законом о пособиях 1995 г., в совокупности с другими социальными гарантиями, в том числе выплатами социального характера, социальным обслуживанием семьи и различного рода льготам семьям с детьми, формирует систему социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства и призвана обеспечить прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей. В понятие экономической поддержки входит комплекс определенных мер и приемов, носящих законодательный и исполнительный характер и закрепленных в Федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Прави-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.