ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
С.Э. Доржиева
С.Ж. Дагданова
С.Д-Н. Дагбаева
УДК 332.8
О государственном регулировании жилищной сферы региона
Статья посвящена вопросам государственного регулирования жилищной сферы региона. Приведены результаты реализации республиканской целевой программы «Жилище» в Республике Бурятия.
Ключевые слова: жилищная сфера, государственное регулирование, республиканская целевая программа «Жилище».
Одним из важнейших направлений государственной политики в регионе является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. Жилищная сфера имеет особую значимость среди элементов социальной инфраструктуры, воспроизводство которой стимулирует развитие других инфраструктурных элементов, способствует формированию соответствующего уровня жизни населения, повышения рождаемости. Следует отметить, что именно высокая социальная значимость жизнеобеспечивающих функций жилищной сферы обусловливает необходимость государственного вмешательства в эту сферу. На федеральном уровне государство обеспечивает формирование государственной политики, разработку нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, согласование деятельности государственных органов, осуществляющих жилищную политику на уровне субъектов Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации жилищная политика и государственное регулирование жилищной сферы осуществляется соответствующими органами управления субъектов.
В условиях дотационности и дефицитности большинства регионов инвестиционная составляющая жилищной сферы имеет незначительную долю в бюджетах. Проблема низкой инвестиционной привлекательности в Республике Бурятия (РБ) еще больше закрепляет ее экономическую «изоляцию», затрудняя получение финансовых ресурсов для проектов и программ экономического развития. По инвестициям Бурятия более чем в 2 раза отстает от
© Доржиева С.Э., Дагданова С.Ж., Дагбаева С.Д-Н., 2016
Иркутской области, в 3 раза от Томской области, более чем в 3,5 раза от Красноярского края [5]. Как показывает практика в России, в том числе в Республике Бурятия, уровень развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) не соответствует предъявляемым требованиям, возложенные на него задачи выполняются недостаточно. Фактически финансирование жилищно-коммунального хозяйства осуществляется на 50—70 процентов от потребности, что осложняет обеспечение его устойчивого функционирования.
0,0 -,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-
20С0Г 2С05- 200бг 2 007 г 200ЁГ 20С9Г 2С10Г 2011Г 2012г 2013г 2014Г
Республика Бурятия —СФО -*-РФ
Рисунок 1. Доля расходов на ЖКХ Республики Бурятия в общих расходах консолидированного бюджета в сравнении с общероссийским показателем и с показателем Сибирского федерального округа (СФО)
В связи с переводом основной нагрузки по государственной поддержке ЖКХ на региональные, местные уровни происходит сокращение доли выделяемых средств на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Так, в Республике Бурятия доля расходов на ЖКХ в общем объеме консолидируемого бюджета сократилась с 28,5% в 2000 году до 6,8% в 2014 году (рисунок 1) [5]. Недостаточное финансовое обеспечение приводит к снижению объемов нового строительства и увеличению износа основных фондов в отраслях жилищной сферы. Степень морального и физического износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства и медленное их обновление снижают эффективность их функционирования. Уровень благоустройства жилищного фонда характеризуется следующими качествами: водопроводом оборудовано в Республике Бурятия 47,2% (СФО — 72,5%, Российская Федерация — 77%), водоотведением — 45,3% (СФО — 68,1%, Российская Федерация — 72,5%), центральным отоплением — 47,6% (СФО — 77,7%, Российская Федерация — 81,7%), горячим водоснабжением — 40,2% (СФО — 58,9%, Российская Федерация — 63,9%); ветхость и аварийность жилищного фонда составляет 4,8% (СФО — 3,7%, Российская Федерация — 2,7%), 50 % домов имеют физический износ (30—70%), требуют применения энергосберегающих и экологических инновационных технологий.
Несмотря на относительно низкий уровень благоустройства жилищного фонда и высокую степень износа коммунальной инфраструктуры в период с 2000 по 2014 годы, наблюдается рост (в 12,3 раза) средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья по Республике Бурятия с 3,4 тыс. рублей до 41,7 тыс. рублей. [4]. Приобретение жилья становится невозможным для большей части населения региона в результате высокой его стоимости по сравнению со средним уровнем доходов населения (рисунок 2). Среднедушевые денежные доходы населения в 2000 году в 2 раза меньше, чем стоимость квадратного метра на рынке жилья, и в период экономического кризиса данный дисбаланс увеличивается в 3 раза.
Рисунок 2. Динамика темпов роста рыночной стоимости жилья и среднедушевых денежных доходов в РБ
С 2002 года в Республике Бурятия реализуется республиканская целевая программа «Жилище», подпрограмма «Обеспечение жильем молодых специалистов», а с 2003 года — подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Механизм реализации Подпрограммы в 2003 году предусматривал предоставление молодой семье целевого жилищного займа на приобретение или строительство жилья в размере не более 80% приобретаемого/строящегося жилья. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» является наиболее востребованной программой для молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, которая позволяет решить жилищные проблемы молодых семей с небольшим достатком, не имеющих собственного жилья.
В рамках программы «Жилище» с 2003 года по 2015 год были предоставлены субсидии на приобретение жилья молодым семьям и молодым специалистам из всех источников финансирования (федеральный, республиканский, местный бюджеты) (рисунок 3).
В 2012 году наблюдается увеличение федерального софинансирования на реализацию мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» до 4965,1 млн рублей. В 2013 году при распределении субсидий сократилось финансирование на 29,5%, соответственно сократилось коли-
7ъю.ру6 шл , семей
I "I '""р * детва коне олндлр о Б анно га ж^л * /1 л :: • едосгаюгснкьк н <и ш г .1 тр V - г: ■,<по вмьяшл ч тыс
•— Кохцчссш ч.тс—ПА субепднге на прно б? еттвнт'с ту тм '.г. »тт.тл
Рисунок 3. Динамика объемов финансирования для приобретения/строительства жилья молодым семьям и количество молодых семей, улучшивших жилищные условия в РБ
чество молодых семей, улучшивших жилищные условия за счет средств социальных выплат. По сравнению с 2013 годом федеральное финансирование увеличилось с 3,5 млрд рублей до 4 млрд рублей в 2015 году [2]. При распределении субсидий субъектам Российской Федерации объемы софи-нансирования рассчитываются пропорционально заявленным суммам и методике расчетов объемов финансирования из региональных бюджетов. Так, при распределении в Иркутской области финансирование сокращено на 16,9% с 71681,77 тыс. рублей до 59566,99 тыс. рублей. В Забайкальском крае и Республике Бурятия наблюдается иная ситуация с увеличением объемов в 2014 году на 74,3% и 39,6% соответственно, в 2015 году с сокращением — 68,7% и 28,7% соответственно (таблица 1).
Таблица 1
Объемы софинансирования расходных обязательств субъектов Байкальского региона за счет средств федерального бюджета
№ 2011 2012 2013 2014 2015
Всего по субъектам РФ, тыс. рублей 4757000 4965110 3500000 3500000 4000000
из них:
1 Иркутская область 57513,9 87479,9 71681,7 68374,6 59566,9
2 Забайкальский край 31796,7 36494,1 19095,8 33293,9 10413,5
3 Республика Бурятия 24595,1 40944,37 20510,0 28627,6 20395,1
В Республике Бурятия в 2015 году наблюдается сокращение финансирования в 2 раза по сравнению с 2012 годом и уменьшение количества субсидированных молодых семей с 229 до 93. По сравнению с 2007 годом количество получателей социальных выплат уменьшилось в 4,9 раза с 459 до 93 [2], что связано, во-первых, с изменением долей софинансирования из средств федерального (16,1%), республиканского (9,5%) и местного (9,5%) бюджетов (рисунок 3). Во-вторых, на сокращение количества участников
программы повлияло изменение порядка предоставления социальных выплат. Так первоочередное право получения выплат было предоставлено молодым семьям, имеющим 3 и более детей, и при распределении объемов финансирования за счет увеличения количества членов семьи участников сократилось общее количество молодых семей — участников программы.
Определение количества получателей средств субсидий по муниципальным образованиям зависит от объема финансирования из средств местного бюджета, согласно утвержденной методике распределения средств в соответствии с действующим Законом о республиканском бюджете.
Как показывает рисунок 4, в 2015 году наибольшую долю молодых семей (10,8%), получивших субсидию, составили в г. Улан-Удэ, в Курумканском и в Бичурском районах (по 8,6%), в Джидинском районе (7,5%) от количества молодых семей, улучшивших жилищные условия по Республике Бурятия. В данных районах из средств местного бюджета предусмотрены наибольшие объемы софинансирования, в г. Улан-Удэ составило 9807,1 тыс. рублей в 2015 году [2].
В условиях финансово-экономических кризисов уменьшился объем средств, предусматриваемый в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах на софинансирование мероприятий подпрограммы (рисунок 5). С 2007 года доля софинансирования размера субсидии из республиканского и местных бюджетов уменьшилась с 15% в 2007 году до 9,5% в 2015 году.
Одним из недостатком данной программы являются низкие темпы ее реализации: в условиях ограниченных финансовых возможностей федерального, регионального и муниципального бюджетов, безвозмездная социальная выплата не может быть выдана сразу всем участникам программы. В 2014 году в Республике Бурятия стояли на очереди в качестве
О/о
Баргу зинский
Доля семеИ
Рисунок 4. Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия по муниципальным образованиям РБ в 2015 году
Рисунок 5. Динамика долей софинансирования из средств консолидированного бюджета РБ и за счет собственных средств населения (в процентах)
нуждающихся в жилищных помещениях 10% семей от общего числа семей, в СФО — 5,6%, в Российской Федерации — 4,9% [5]. В результате количество молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье постоянно растет, как следствие — некоторые не могут получить субсидию по достижению возрастного ценза.
В целях обеспечения жильем молодежи в регионе путем строительства доступного и комфортного жилья с развитой социальной инфраструктурой и развития рынка ипотечного кредитования утверждено Постановление Правительства Республики Бурятия от 30 марта 2012 года №170 «О государственной поддержке строительства молодежных жилищных комплексов» (далее МЖК). Наиболее доступным и реально действующим для финансирования строительства МЖК является механизм региональных программ с использованием бюджетных инвестиций, так как его реализация детально отработана на основе опыта государственных программ по обеспечению жильем молодых семей.
Государственная поддержка для участников строительства МЖК — молодых семей и специалистов — предоставляется в виде социальных выплат в размере 20% от расчетной стоимости жилья на компенсацию первоначального взноса при оформлении ипотечного жилищного кредита за счет средств республиканского (10%), местного бюджетов (10%). Особенно актуален данный вид приобретения жилья для молодых, которые не имеют значительных накоплений для приобретения жилья, но при этом имеют устойчивый, в потенциале растущий доход, и которые не выйдут из трудоспособного возраста до окончания выкупа приобретенного жилья.
В рамках данной государственной поддержки предоставляется земельный участок с инфраструктурой, подводимой городской администрацией,
а также возможность участвовать молодым семьям и молодым специалистам в строительстве собственного жилья, тем самым сэкономив на подрядных работах и контролируя расход строительных материалов, который существенно может повлиять на удешевление стоимости жилья (по сравнению с рыночной ценой). В период с 2012 года по 2015 год реализации данной программы в г. Улан-Удэ 134 молодых семьи и 38 молодых специалистов улучшили жилищные условия за счет средств социальных выплат, предоставленных из республиканского, городского бюджетов и средств работодателей, также за счет собственных и привлеченных средств [2].
В 2014 году началась реализация нового направления проекта — корпоративное (ведомственное) жилье, которое позволит решить проблемы текучести и закрепления молодых квалифицированных кадров в организациях и предприятиях путем содействия решению жилищных вопросов молодых семей и молодых специалистов. Первый объект по строительству корпоративного молодежного жилищного комплекса в Бурятии реализуется для работников градообразующего предприятия. Улан-Удэнский авиационный завод участвует в софинансировании предоставления социальной выплаты в размере 10% от расчетной стоимости жилья, соответственно 10% за счет республиканского бюджета. По данному направлению 19 молодых семей и специалистов — работников авиазавода — использовали средства социальной выплаты на первоначальный взнос при оформлении ипотечного жилищного кредита.
По программе корпоративного жилья с 2015 года участвуют молодые семьи и молодые специалисты ПАО «Теплогенерирующей компании № 14». Основным результатом реализации программы по корпоративному жилью станет приобретение собственного жилья для молодых семей и молодых специалистов, что способствует закреплению молодежи в Республике Бурятия.
Наряду с вышеуказанной программой в Республике Бурятия с 2012 года осуществлялась реализация постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1177 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита». Социальная выплата предоставлялась молодым учителям государственных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений на возмещение части затрат по уплате первоначального взноса в размере 20% от расчетной стоимости жилого помещения, в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита с процентной ставкой не более 8,5%.
По итогам реализации Программы за 2012—2014 годы социальные выплаты на улучшение жилищных условий в Бурятии предоставлены 145 молодым учителям на сумму 45010 тыс. рублей, из них из средств федерального бюджета — 55% и из средств республиканского бюджета — 45% [2].
Молодым учителям предоставлялись социальные выплаты на компенсацию части процентной ставки в размере 4% от расчетной стоимости жилья в случае превышения годового процента за пользование ипотечным кредитом 8,5%. Компенсация предоставляется единовременно по итогам календарного года в течение трех лет с даты выдачи ипотечного кредита. Из средств республиканского бюджета 8,78 млн рублей выделено на компенсацию части процентной ставки в размере 4% от расчетной стоимости жилого помещения в случае превышения годового процента за пользование ипотечным кредитом 8,5% пятидесяти двум молодым учителям — участникам подпрограммы. Анализ программы показал высокую эффективность реализации, однако в 2014 году реализация программы завершена, за исключением обязательств региона по предоставлению компенсации молодым учителям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года была утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которая объединила программы «Жилище» и «Жилье для российской семьи». Главная цель программы «Жилье для российской семьи» — строительство нового жилья эконом-класса, поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По итогам проведенных конкурсных отборов застройщиков до 31 декабря 2017 года по программе «Жилье для российской семьи» планируется построить 418 тыс. квадратных метров жилья, из них в 2016 году — 47,0 тыс. квадратных метров (рисунок 6) [3].
Рисунок 6. Планируемые объекты строительства по программе «Жилье для российской семьи» согласно данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ: www.minstroyrf.ru
Подводить какие-то итоги по реализации программы «Жилье для российской семьи» преждевременно, но уже сейчас понятно, что приобретение жилья по этой программе идет не в том объеме, на который рассчитывали ее авторы. В этой связи необходимо осознать, что в разных регионах соотношение цен на новое жилье и жилье на вторичном рынке различается. Строительство нового доступного жилья возможно и выгодно только в тех регионах, где цена на вторичном рынке существенно выше, чем себестоимость строительства. В условиях кризиса наблюдается снижение цен стоимости жилья на вторичном рынке, поэтому население не заинтересовано в приобретении нового жилья, дешевле купить жилье на вторичном рынке. Поэтому мы наблюдаем крайне низкие темпы реализации программы «Жилье для российской семьи» как в Республике Бурятия, так и во многих регионах России.
На основе обобщения вышеуказанных результатов реализации программ в жилищной сфере можно сделать вывод о том, что имеется целый ряд нерешенных проблем. Одной из основных проблем остается высокий износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. Меры государственного финансирования охватывают в основном строительство и восстановление аварийного жилья, устранение критического состояния действующих объектов жилищной сферы и пр. Остается низкой доступность жилья для малоимущих граждан. Возможности рационального перераспределения жилищного фонда и объемы нового жилищного строительства в целом не соответствуют платежеспособному спросу населения. А главное — база принятых и реализуемых программ поддержки отдельных нуждающихся категорий населения остается незначительной, это делает принимаемые меры малоэффективными и не решает проблемы.
Решение этих проблем требует разработки механизмов по формированию необходимой законодательной базы с учетом следующих задач:
• обеспечение реализации прав граждан на жилище с учетом уровня их дохода, а также специальных обязательств государства в отношении отдельных категорий граждан;
• защита потребителей товаров и услуг в жилищной сфере; обеспечение равных конкурентных условий для всех субъектов хозяйствования в предоставлении жилищных услуг и жилищном строительстве;
• обеспечение равных условий для развития первичного и вторичного рынков жилья, поддержание состояния существующего жилищного фонда.
Также при разработке новых механизмов реализации программ необходимо учитывать особенности реформирования и развития жилищной сферы, провести оценку возможности снижения стоимости жилья — дисбаланса между реальной рыночной стоимостью жилья и стоимостью, определяемой государственным органом. Необходим системный подход к решению жилищной проблемы молодежи, основанный на функционировании нескольких механизмов и инструментов инвестирования строительства
МЖК (например, принятие региональных программ с привлечением бюджетных и частных инвестиций). Государственное регулирование жилищной политики региона должно быть направлено на формирование рынка доступного и комфортного жилья с целью обеспечения потребностей отдельных категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке.
Литература
1. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Актуальные проблемы пространственной интеграции российской экономики // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2015. № 5. С. 7—32.
2. По данным Комитета по молодежной политике Министерства спорта и молодежной политики Республики Бурятия по состоянию на 01 января 2016 года. Электронный ресурс. Режим доступа: http://egov-buryatia.ru/sport/ (дата обращения: 1 июня 2016 года).
3. Приказы и данные Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: www.minstroyrf.ru (дата обращения: 1 июня 2016 года).
4. Приказы Министерства регионального развития Российская Федерация «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья» и данные Министерства строительства и модернизации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pvgo.ru/price.php (дата обращения: 1 июня 2016 года).
5. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2015. Федеральная служба государственной статистики России. Электронный ресурс. Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 1 июня 2016 года).
References
1. The Budget Message of the Russian Federation President to the Federal Assembly of the Russian Federation «On the budgetary policy for 2008-2010». (in Russian).
2. According to the data of Committee on Youth Policy of the Ministry of Sports and Youth policy of the Republic of Buryatia as of 01.01.2016. (in Russian).
3. Orders and data of the Ministry of Construction and the Housing and Communal Sector of the Russian Federation. Available at: www.minstroyrf.ru (accessed 1 June, 2016). (in Russian).
4. Orders and data of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation "On the average market price of 1 square meter of housing" and the Ministry of Construction and the Housing and Communal Sector of the Russian Federation. Available at: http://www.pvgo.ru/price.php (accessed 1 June, 2016). (in Russian).
5. Regions of Russia. Socio-economic indicators, 2015. The Russian Federal Service of State Statistics . Available at: www.gks.ru(accessed 1 June, 2016). (in Russian).