ББК 60.59
Т. П. Ларионова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ: МОДЕЛЬ ТАТАРСТАНА
В российской социальной практике начала текущего века все более заметную роль играет благотворительная деятельность. Основу ее правового регулирования заложил Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [8]. Шесть из одиннадцати названных в законе целей благотворительной деятельности имеют непосредственное отношение к материальной и нематериальной поддержке семьи. Среди них: социальная поддержка и защита граждан, включая материальное положение малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействие защите материнства, детства и отцовства; содействие деятельности в сфере охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения моральнопсихологического состояния граждан; содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, а также духовного развития личности. Поддержка развития практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространения добровольческой деятельности в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отнесена к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики [5]. Теоретические подходы к совершенствованию благотворительности изложены в Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства России [7]. В Концепции в составе основных направлений поддержки развития институтов благотворительности предусмотрено включение в законодательство РФ о благотворительной деятельности ряда положений, имеющих в некоторой степени опосредованное отношение к помощи семье. Среди них: социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; правовое просвещение населения; содействие развитию научно-технического творчества молодежи; содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, а также поддержка молодежных инициатив, проектов, детских и молодежных движений и организаций. По состоянию на 01.01.2009 г. в 29 субъектах Российской Федерации действовали законы, направленные на регулирование благотворительной деятельности на соответствующей территории. В каждом из них одно из ведущих мест отведено проблемам благотворительной помощи семье.
Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в Послании Федеральному собранию в 2009 г. подчеркнул необходимость доработки и принятия норм, регулирующих благотворительную деятельность. Их целями должны быть социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание юридической помощи, содействие научно-техническому творчеству детей и молодежи, а также благотворительности и добровольчеству. Следует расширить понятие
© Ларионова Т. П., 2010
«пожертвование», закрепленное в Гражданском кодексе, за счет включения в него безвозмездного выполнения работ и оказания услуг. Кроме того, в Послании подчеркивается, что органы государственной власти и управления должны оказывать поддержку благотворительным организациям и отдельным гражданам [14].
Основными направлениями государственной поддержки семьи, как следует из Конституции РФ [4], Семейного кодекса РФ [16] и ряда других нормативно-правовых документов, являются улучшение материальных условий жизнедеятельности семей и профилактика бедности; обеспечение охраны здоровья матери и ребенка; усиленное внимание к неполным семьям, а также к семьям, имеющим детей-инвалидов или тяжелобольных детей; малообеспеченным семьям и др.
Значительное усиление внимания к проблемам семьи со стороны органов власти, научной общественности, гражданского общества имело место в 2008 г. и было связано с объявленным в России Годом семьи. Например, в апреле 2008 г. на выездном заседании Научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации РФ на тему «Укрепление института семьи как направление совершенствования демографической политики» шла речь о необходимости разработки в России концепции семейной политики. По сообщению директора Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания С. Дармодехина, понятие «семья» имеется только в Законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [12]. Семья не рассматривается в российском законодательстве как социальная единица, а права семьи заменяются правами ее отдельных членов. Как считает С. Дармодехин, Семейный кодекс регулирует только внутрисемейные отношения. Не хватает второй части Кодекса, регулирующего отношения между семьей и государством, семьей и системами здравоохранения, образования и др. На этом заседании директор Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ О. Шарапова сообщила об улучшении, в сравнении с предыдущими годами, показателей в области младенческой смертности, увеличении числа родившихся. Вместе с тем она вынуждена была отметить, что в России с 2000 г. доля детей, рожденных вне брака, держится не ниже 28 %, т. е. в среднем около 1/3 российских детей за последние 9 лет рождены вне семьи [6]. Однако в регионах России есть и другие примеры: в Удмуртской Республике в декабре 2008 г. Президиумом Правительства Удмуртии принята Концепция семейной политики на период до 2015 г. Как следует из интервью начальника Управления по делам семьи, демографии и охране прав детства Администрации Президента и Правительства Удмуртии Н. Дейкиной, она отражает современные подходы к решению вопросов социальной поддержки семьи. Механизмом реализации семейной политики являются совершенствование нормативной правовой базы, государственная поддержка многодетных семей, пропаганда семейных ценностей, совершенствование адресной поддержки семей и др. [1].
Изучение семьи как социального образования в современной научной социологической литературе обусловлено двумя подходами. Первый подход характеризуется тем, что проблемы семьи отождествляются с проблемами отдельных социально-демографических групп и вся практика государственной социальной поддержки определенных групп населения, а также негосударственной помощи индивидам рассматривается в качестве направлений решения проблем семьи [3]. Этот подход нашел отражение и в названных ранее федеральных документах. Второй подход, более четко заявивший о себе в начале текущего века, характеризуется трактовкой социальной сущности семьи, в соответствии с которой «семья — это общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства и (или) производства, которая выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также содержания (поддержки существования) членов семьи» [18, с. 610]. На наш взгляд, второй подход более адекватно
отражает традиционное понимание сущности семьи, выступающей основой любого жизнеспособного государства, и его утверждение в современной социологической теории актуально как для развития концепции государственной семейной политики, так и для практики социальной работы. И наоборот, любое отклонение от названной трактовки семьи может подразумевать некое сообщество людей (в том числе и гомосексуальные пары), которое является скорее примером дезорганизации семьи.
При анализе семейной структуры населения Российской Федерации в демографии принято выделять группы по четырем параметрам: размер, брачное состояние (полные и неполные, в зависимости от наличия в семье супружеской пары), структура (простые и сложные; простая — нуклеарная — семья состоит из одной супружеской пары с детьми или без детей, сложная семья может иметь самые разные комбинации) и тип. В социальной работе в качестве объекта посторонней помощи выделяют, как правило, многодетные семьи; семьи, имеющие в своем составе инвалидов; молодые семьи и состоящие из пожилых супругов; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; неполные семьи и др.
По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (составленной по данным переписи населения 1989 г.), более 82 % от общего числа в Республике Татарстан составляют семьи, в которых одна или две брачные пары с детьми или без детей, из них в 18 % семей проживают родственники [17, с. 7]. Число детей, родившихся вне зарегистрированного брака, с 2005 г. постоянно сокращается (их удельный вес от общего числа родившихся в республике составил в 2005 г. — 25,5; 2006 г. — 24,5; 2007 г. — 23,3; 2008 г. — 22,1). По данным переписи населения 2002 г., в республике 557 семей из 1000 имели детей в возрасте моложе 18 лет, но только 34 семьи из 1000 имели 3 и более детей [17, с. 8]. Это тревожное обстоятельство привело к решению о проведении социологического исследования с целью определения репродуктивных установок населения, а также отношения к Федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который начал действовать с 1 января 2007 г. и направлен на преодоление демографического кризиса (в прессе он получил название закона о материнском капитале) [9]. Следует отметить, что этот закон стал первой государственной программой повышения рождаемости за последние 20 лет*.
Методом случайной выборки опрошено 506 человек. Практически была соблюдена гендерная пропорциональность: доля женщин составляет 55,1 % (в составе городского населения 53,2 %), доля мужчин — 44,9 % (в составе городского населения 46,8 %). Среди опрошенных самые многочисленные группы, которые в ближайшее время будут принимать решение о рождении детей, представлены возрастными группами от 18 до 25 лет (35,8 %) и от 26 до 35 лет (35,5 %). Около 14,8 % респондентов — в возрастном диапазоне от 36 до 45 лет. Те, кто в возрасте от 46 до 55 лет и старше (13,9 %), могут быть родителями, бабушками и дедушками первых групп и оказывать на них влияние при решении вопросов о деторождении. Три четверти опрошенных (75,1 %) женаты или замужем, остальные одиноки или разведены. Среди женатых и замужних практически каждый второй (44,7 %) имеет «стаж брака» менее 5 лет, каждый пятый (20,0 %) — 6—10
* Социологический опрос был проведен в г. Набережные Челны (Республика Татарстан) в июне 2007 г. среди населения в возрасте 18—55 лет и старше (организатор опроса — Е. В. Машкова, директор Камского центра социальных технологий «Развитие»). Ставились задачи выявить степень информированности о законе и понимания его сути; влияние закона и других факторов на принятие решения о рождении или усыновлении второго-третьего ребенка; предполагаемую направленность использования материнского капитала; видение респондентами улучшения демографической ситуации в стране.
лет. Не имеют детей 31,8 % респондентов, имеют одного ребенка — 40,0 %, двух — 22,9 %, самая малочисленная группа — те, у кого трое и более детей — 5,3 %.
По социальному составу в опросе приняли участие 28,6 % рабочих, 43,5 % служащих, 13,9 % студентов и учащихся, остальные — безработные или пенсионеры. Таковы некоторые черты социально-демографического портрета опрошенных.
Степень информированности населения о законе измерялась несколькими вопросами. Ответы на вопрос «Слышали Вы что-нибудь о материнском капитале?» могут порадовать: 93,1 % ответили на него положительно, что подтверждает вывод о высоком социальном резонансе закона. При этом чуть более четверти респондентов (26,1%) считают сумму в 250 тыс. рублей достойной для стимулирования рождения или усыновления ребенка. В два с лишним раза больше тех, кто считает материнский капитал не стимулирующей мерой, остальные затруднились высказать свое мнение. Тем не менее следует отметить, что в целом отношение к материнскому капиталу положительное у 79,8 % респондентов, безразличное — у 17,9 %, а тех, кто к нему относится отрицательно, всего 2,3 %.
Распределение ответов на вопрос о факторах, которые более других могут повлиять на рост рождаемости, отражено на рис. 1. о 90,0%
80,0%
70,0%
60,0%
50,0%
40, 0%
30, 0%
20, 0%
10, 0%
0, 0%
со
о
о
го
-&
ф
ф
с;
ф
ф
с
о
го
0_
78 7
65 4 64 3
58 5
55 3
53 9
45 9
43 6
41 5
36 6
бГ
/
л?
л/'
Л*
ж
<?>
ж
с/
(7. ‘
Г>Р
&
$
Л
Рис. 1.
Распределение факторов, характеризующих условия расширения семьи
На первом месте оказался стабильный заработок супругов. На второе место респонденты поставили не материальный фактор — любовь к супругу. Конечно, этот фактор находится вне зоны действия государственных органов, но и здесь возможно применение широкого спектра современных технологий пропаганды семейных ценностей. На третьем месте — возможность улучшения жилищных условий. Далее следует материальная помощь от государства и сохранение рабочего места матери до выхода из отпуска. Результаты опроса в Набережных Челнах подтверждают, что для стимулирования рождаемости необходима активизация деятельности государства по созданию комфортных условий труда для женщин на рабочих местах. Ответы о направленности использования материнского капитала представлены на рис. 2.
Накопительная Затрудняюсь
часть трудовой ответить Образование
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос о направлении использования материнского капитала
Около половины опрошенных хотели бы направить материнский капитал на улучшение жилищных условий. 40 % вложили бы его в образование ребенка. Третье направление, выделенное в законе, — накопительная часть пенсии матери — не получило поддержки респондентов, всего 12 человек (2,4 %) ответили положительно.
Анализ ответов на вопрос «Куда бы Вы направили, кроме вышеперечисленных вариантов, материнский капитал, если бы Вам предоставили такую возможность?» показал, что 52,7 % респондентов указали новые направления, непредусмотренные законом о материнском капитале. Среди них на первом месте — лечение ребенка и других членов семьи, медицинские услуги. Во-вторых, по мнению респондентов, закон должен предусматривать такое направление использования материнского капитала, как вклад в семью, семейные нужды, помощь родственникам. В целом был продемонстрирован довольно рачительный подход к использованию материнского капитала. Но это, вероятно, свидетельствует лишь о том, что еще низок уровень благосостояния семей: 26 % составляет группа, которой хватает денег только на еду и одежду; 43,3 % отметили, что могут купить бытовую технику, но на покупку автомобиля им не хватает; 28,7 % относятся к той категории, которая может купить все, за исключением квартиры или дома.
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан обязанности по подготовке и проведению Года семьи (2008 г.) были возложены на Республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности, а основной целью Года была признана необходимость повышения качества жизни татарстанских семей, укрепления духовных, экономических и социально-культурных основ их благополучия и развития [11].
Первым направлением реализации семейной политики в республике является мониторинг социальной ситуации, дифференцированный учет семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке. С помощью компьютерной региональной системы регистрации малообеспеченных семей, прежде всего семей с детьми, ведется учет фактически полученных ими доходов и оказанной таким семьям адресной социальной поддержки. Ежеквартально Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обновляется банк данных по семьям, находящимся в социально опасном положении. В 2007 г. учреждениями социального обслуживания семьи и детей было оказано около 2 млн социальных услуг 64,5 тысячам семей республики. В общем числе обслуженных семей преобладают малообеспеченные и многодетные (73 %). С целью формирования унифицированной межведомственной системы выявления семей и детей, находящихся в социально опасном
положении, и ведения единой статистики, реально отражающей основные тенденции детской безнадзорности, семейного неблагополучия, в 2007 г. решением Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете министров Республики Татарстан разработано и утверждено Положение о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении. Для обеспечения ее функционирования принята целевая программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан “Электронный Татарстан” на 2008—2010 гг.» [15], в соответствии с которой начата работа по созданию информационной системы и республиканской межведомственной базы данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении. С ее помощью будет решена задача действительно адресного оказания поддержки, перераспределения ее в пользу особо нуждающихся семей и обеспечения в перспективе увязки всех видов социальной помощи и льгот, предоставляемых конкретной семье.
Вторым направлением государственной поддержки семей в республике является поддержка их за счет средств республиканского бюджета. Все семьи, проживающие в республике, пользуются мерами государственной поддержки, предусмотренными федеральным законодательством, но есть и меры, реализуемые на основании республиканского законодательства. Рассмотрим их более подробно по отношению к различным типам семей [2].
В связи с рождением ребенка, в соответствии с законодательством Республики Татарстан, каждой семье полагаются следующие меры социальной поддержки: 1) бесплатное обеспечение детей первых двух лет жизни специальными молочными продуктами детского питания и смесями по рецептам врачей; 2) бесплатное обеспечение детей первых трех лет жизни лекарственными средствами, перечень которых установлен Кабинетом министров Республики Татарстан; 3) субсидии на питание учащимся в школах, профессиональных училищах и техникумах в период обучения; 4) освобождение от платы за содержание детей в дошкольных учреждениях: 4.1) плата за содержание детей в дошкольных учреждениях не взимается: а) с родителей за содержание детей в
дошкольных учреждениях для детей, больных туберкулезом, в специальных детских дошкольных учреждениях для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии (глухие и слабослышащие); б) с семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга, а также погибшим и умершим по указанным причинам, участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и действий подразделений особого риска, пострадавшим от радиационных воздействий, военнослужащим срочной службы; в) с лиц, воспитывающих детей дошкольного возраста, над которыми оформлена опека (попечительство) в связи с лишением родителей родительских прав, осуждением их к лишению свободы, направлением на принудительное лечение, длительным отсутствием родителей, уклоняющихся от воспитания и содержания детей; 4.2) плата родителей за содержание единственного ребенка в дошкольном учреждении в размере 50 % взимается: а) с семей, где один из родителей является бывшим военнослужащим-интернационалистом; б) с семей, где оба родителя (или один в неполной семье) являются учащимися, студентами, аспирантами государственных образовательных учреждений профессионального образования, обучающимися по очной форме обучения и получающими образование за счет средств соответствующего бюджета.
Благотворительным проектом, получившим большой положительный общественный резонанс, стал проект «Компьютерный ликбез», адресованный лицам пенсионного возраста вне зависимости от обеспеченности. Его основное содержание состоит в том, что всем
пенсионерам во всех муниципальных районах и городских округах республики предоставлена возможность бесплатного получения навыков работы на компьютере. Цель проекта — укрепление межпоколенных связей в семьях и обеспечение активного долголетия пожилых.
Пристальным вниманием в республике пользуются многодетные семьи (т. е. семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми). Меры поддержки, установленные республиканским законодательством, состоят в том, что предоставляются: субсидия-льгота на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг; жилищные сертификаты многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; ежемесячная субсидия на проезд детям; ежемесячная субсидия на приобретение лекарственных средств для детей до 6 лет; ежемесячная субсидия на проезд детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; отдых и оздоровление в лагерях, санаториях, санаториях-профилакториях. Особое внимание Указом Президента Республики Татарстан было привлечено к семьям, в которых родились одновременно трое и более детей [10]. В целях усиления их социальной поддержки c 1 января 2009 г. из средств республиканского бюджета стало выплачиваться единовременное пособие при рождении одновременно трех и более детей в размере 10 000 рублей на каждого ребенка; ежемесячное пособие семьям, воспитывающим трех и более одновременно рожденных детей в возрасте до 1,5 лет, в размере 1000 рублей на каждого ребенка. Единовременное пособие при рождении одновременно трех и более детей и ежемесячное пособие семьям, воспитывающим трех и более одновременно рожденных детей в возрасте до 1,5 лет, выплачиваются независимо от наличия права на иные меры социальной поддержки семей с детьми, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан. Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пособий семьям при рождении одновременно трех и более детей [13]. Главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан было предложено предусматривать дополнительные меры поддержки. С 1 января 2009 г. введена мера государственной поддержки в виде единовременной выплаты к началу учебного года в размере 1000 рублей учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования из многодетных семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан.
Наиболее значительным благотворительным проектом, реализованным в 2007— 2009 гг. в интересах детей из многодетных семей, стал проект «Помоги собраться в школу». Основной его целью является оказание помощи детям из малообеспеченных семей в подготовке к началу нового учебного года путем формирования «школьного портфеля», вручения школьной и спортивной формы, других школьных принадлежностей. При проведении акции 2009 г., учитывая тематику Года спорта и здорового образа жизни в Республике Татарстан, в число благополучателей дополнительно были включены юные спортсмены, победители всероссийских соревнований, проживающие в семьях, нуждающихся в социальной поддержке, а также, с учетом кризисных явлений, дети безработных родителей, занятых на общественных работах. Проект «Помоги собраться в школу» направлен на создание благоприятных, комфортных условий для психологической адаптации первоклассников, вступающих в новую взрослую жизнь, формирование в обществе атмосферы взаимопомощи, всеобщей заботы и пристального внимания к юным гражданам в один из самых значимых дней в их жизни. В реализации проекта «Помоги собраться в школу» принимают личное участие президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев, председатель Государственного совета Ф. Х. Мухаметшин, премьер-министр Р. Н. Минниханов, сотрудники аппаратов президента, Государственного совета, Кабинета министров, руководители крупных и малых предприятий. Активными
участниками проекта являются и все члены Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности, оказывающие адресную помощь семьям, в которых проживают первоклассники. Существенную поддержку в рамках проекта будущим первоклассникам оказывают благотворительные фонды республики, администрации муниципальных образований, проводя благотворительные марафоны, организуя концерты, спектакли, средства от которых направляются для оказания помощи школьникам.
Социальная поддержка семей, имеющих в своем составе ребенка-инвалида, из средств республиканского бюджета представлена льготами по родительской плате за обучение детей в учреждениях дополнительного образования: а) для родителей детей-инвалидов с детства; б) для родителей, один из которых является инвалидом I или II группы. С 1 января 2009 г. осуществляется выплата ежемесячного пособия в размере разницы между прожиточным минимумом, установленным в Республике Татарстан, и доходом на члена семьи неполным семьям с детьми-инвалидами, где единственный родитель является трудоспособным неработающим лицом, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом. Благотворительные проекты, реализованные в 2007—2009 гг. в интересах семей, воспитывающих детей-инвалидов, были направлены на организацию лечения (проекты «Помоги ребенку!», «Даруя кровь, спасаешь жизнь») и закупку дорогостоящей установки RADGIL для облучения крови и ее производных для Республиканской детской клинической больницы (проект «Мы можем!»).
Малообеспеченные семьи за счет средств республиканского бюджета получают ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет в семьях с доходами ниже прожиточного минимума; льготы родителям на обучение детей в учреждениях дополнительного образования, имеющим на иждивении 3 и более детей; государственную социальную стипендию, выдаваемую студентам из малообеспеченных семей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан; отдых и оздоровление в лагерях, санаториях, санаториях-профилакториях. Как правило, к этой категории относятся и семьи, в которых родители (один — в неполной семье) являются неработающими инвалидами. С 1 января 2009 г. из средств республиканского бюджета эти семьи получают государственную поддержку в виде выплаты ежемесячного пособия в размере 500 рублей на ребенка в возрасте до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет). Ведущим благотворительным проектом, реализованным в 2007—2009 гг. в интересах детей из малообеспеченных семей, стал проект «Помоги собраться в школу».
Молодой семье, в которой после принятия на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке рождается ребенок, оказывается денежная поддержка, направляемая на оплату стоимости жилого помещения. В 2008 г. общий объем средств, направленных на эти цели, составил около 18 млрд рублей. Благотворительные проекты, реализованные в 2007—2009 гг. в интересах молодых семей, связаны прежде всего с предоставлением возможности трудоустройства. Одним из успешных проектов стал конкурс «Семейный бизнес—2008», проведенный в г. Казани с целью возрождения и укрепления традиций семейного предпринимательства.
Третьим направлением осуществления региональной семейной политики в Республике Татарстан является реализация эффективной политики занятости. В рамках мероприятий по содействию занятости в республике проводится постоянная работа по социальной поддержке семей безработных граждан, среди которых многодетные и одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. По состоянию на 01.01.2009 г., в общей численности зарегистрированных
безработных граждан почти 28 % составляют граждане, имеющие детей. В случае отсутствия вариантов подходящей работы безработным гражданам предлагается принять участие во временных работах, организуемых центрами занятости населения. С целью расширения возможности трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в рамках Закона Республики Татарстан «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» в 2008 г. для трудоустройства одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, зарезервированы рабочие места. Кроме того, ежегодно органами службы занятости населения республики осуществляется трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Несовершеннолетним, направленным на трудоустройство через центры занятости населения, за участие во временных работах производится выплата за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Реализация данного направления способствует профилактике беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних и совершаемых ими правонарушений, позволяет приобретать трудовые навыки и оказывает влияние на повышение материального благосостояния малообеспеченных семей.
В условиях, когда семьи различных типов являются получателями средств из источников разного уровня (федерального, регионального, муниципального, уровня местного самоуправления), особенно возрастает роль координации, обеспечения адресности поступающей государственной и негосударственной помощи в целях обеспечения реального влияния поддержки на повышение качества жизни семей. Регулирование, координацию благотворительной деятельности в республике осуществляет Республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности, созданный в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан в 2006 г. Его структура, как показал опыт, себя оправдала, а направления деятельности за три истекших года значительно расширились. В рамках Года семьи Республиканским советом по вопросам благотворительной деятельности было принято решение продолжить традиции Года благотворительности в Республике Татарстан (2007 г.) путем организации социально значимых мероприятий с привлечением благотворительных ресурсов (в виде благотворительных проектов в поддержку малообеспеченных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.), модернизации и внедрения благотворительных технологий, аналоги которых были успешно применены в 2007 г. Методом анкетирования было изучено общественное мнение о том, каким категориям нуждающихся население готово оказать благотворительную помощь и кому она оказывается в настоящее время [20]. Оказалось, что более всего в общественной поддержке, по мнению населения, нуждаются семьи, в составе которых есть инвалиды и тяжелобольные дети (между этими категориями в жизни очень подвижная грань), а также пожилые люди. В целом около 60 % населения республики в последние три года оказывали те или иные виды благотворительной помощи (в основном индивидуальную материальную помощь).
Таким образом, необходимость обращения к теме благотворительности обусловлена потребностью комплексного осмысления феномена современной благотворительности, поскольку в условиях поляризации российского общества по признаку материальной обеспеченности, деградации базовых социальных ценностей и институтов благотворительная деятельность может стать одним из резервов для повышения качества жизни семей, снижения уровня социальной напряженности в обществе и сохранения социальной стабильности.
В настоящее время в региональной семейной политике особого внимания требуют программы по повышению доходов полных малоимущих семей с детьми, введение гибкой системы поддержки семей с детьми на договорной основе, обеспечивающей вывод семей из кризисной ситуации на условиях взаимных обязательств семьи и государства.
Социальная поддержка неполных семей должна быть максимально дифференцированной, адресной, основанной на объективной информации об уважительных причинах отсутствия одного из супругов (смерть супруга, особый статус ребенка в семье, связанный с усыновлением или попечительством, и др.).
Материальная и нематериальная поддержка, осуществляемая под контролем государственных органов и общественности, необходимы семьям, получившим название «приемные», т. к. именно они в большинстве случаев становятся пропагандистами семейных ценностей, центрами формирования трудовых навыков и умения толерантно относиться к людям, проживающим рядом.
В развитии благотворительности с целью формирования эффективно работающей системы благотворительной деятельности в республике, как следует из результатов социологических исследований, предстоит преодолеть специфику региональной культуры взаимоподдержки: люди готовы помогать друзьям и близким, но очень неохотно идут на контакт с незнакомыми людьми и организациями.
Библиографический список
1. Александрова Т. Концептуальный подход к семье. иЯЬ: http://www.susanin.udm.ru/
analytics/digest/2009/01/13/82027 (дата обращения: 01.09.2009).
2. Гарантии и льготы семьям с детьми : (информационно-правовой справочник для семей, воспитывающих несовершеннолетних детей). Казань, 2008. 64 с.
3. Дивицина Н. Ф. Семьеведение: учеб. пособие. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 325 с.
4. Конституция Российской Федерации. иЯЬ: http://www.garant.ru (дата обращения: 01.09.2009).
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р. иЯЬ: http://www.garant.ru (дата обращения: 01.09.2009).
6. Концепция семейной политики поможет решить демографическую проблему в России. иЯЪ: http://www.promama.ru/articles_323_1432.html (дата обращения: 07.11.2009).
7. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации : одобр. распоряжением Правительства РФ от 30.07.2009 г. №1054-р. иЯЬ: http://www.garant.ru (дата обращения: 01.09.2009).
8. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях : Федеральный закон от 11.08.1995 г. №135-ФЗ : в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ, от 25.07.2002 г. № 112-ФЗ, от 04.07.2003 г. № 94-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 30.12.2006 г. № 276-ФЗ). иЯЬ: http://www.garant.ru (дата обращения: 01.09.2009).
9. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей : Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ. иЯЬ: http://www.garant.ru (дата обращения: 01.09.2009).
10. О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в связи с рождением одновременно трех и более детей : Указ Президента Республики Татарстан от 20.08.2008 г. № УП-397. ШЬ: http://www.garant.ru (дата обращения: 01.10.2009).
11. О проведении в Республике Татарстан Года семьи : Указ Президента Республики Татарстан от 17.12.2007 г. № УП-684. иЯЬ: http://www.garant.ru (дата обращения: 01.10.2009).
12. О прожиточном минимуме в Российской Федерации : (с изм. и доп.) : Федеральный закон от 24.11.1997 г. № 134-ФЗ. иЯЬ: http://www.garant.ru (дата обращения: 01.10.2009).
13. Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий семьям при рождении одновременно трех и более детей : Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 17.11.2008 г. № 814. иЯЬ: http://www.garant.ru (дата обращения: 01.10.2009).
14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации в 2009 г. // Рос. газ. 2009. 12 нояб.
15. Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Электронный Татарстан» на 2008—2010 гг. : Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 17.07.2008 г. № 513. иЯЬ: http://www.garant.ru (дата обращения:
01.09.2009).
16. Семейный кодекс Российской Федерации. иЯЬ: http://www.garant.ru (дата обращения:
01.09.2009).
17. Семья в Республике Татарстан : стат. сб. / под ред. В. П. Кандилова. Казань : Татарстанстат, 2009. 88 с.
18. Социология семьи : учеб. / под ред. А. И. Антонова. М. : ИНФРА-М, 2005. 640 с.
19. Татарстан: Год семьи / под ред. Т. П. Ларионовой, А. Н. Кудрявцевой, В. П. Кандилова,
Э. А. Мавриной, А. С. Кондратьева и др. Казань, 2008. 58 с.
20. Центр социологических исследований и разработок. Благотворительная деятельность в Татарстане: восприятие, мотивация, ожидания, стандарты : (по результатам массового опроса населения) : исследовательский отчет, Казань, 2009. Текущий архив Совета по вопросам благотворительной деятельности Республики Татарстан.