Прокофьева Л.М., Рыбальченко С.И.
ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ
Статья подготовлена в рамках проекта АНО «Совет по вопросам управления и развития» «Разработка предложений и концепции государственной семейной политики в РФ и предложений по внесению изменений в законодательство РФ в части семейной политики»
Гарантированная Конституцией поддержка семьи, материнства, о тцовства и детства помимо социальной защиты населения в последние годы приобрела демографический аспект. Задача преодоления демографического кризиса, выделенная в качестве приоритетной на национальном уровне, заставляет общество обращать первоочередное внимание на семьи с малолетними детьми и многодетные семьи. Региональные власти тех республик и областей, для которых остро стоит проблема депопуляции, низкой рождаемости, разрабатывают свои программы демографического развития и концепции семейной политики, в которых определяют основные меры поддержки семей с детьми на ближайшую перспективу.
Несмотря на то, что социальная политика относится к уровню компетенции субъектов Российской Федерации, самые весомые меры поддержки родительства и детства, включая материнский (семейный капитал) сконцентрированы на фе-
деральном уровне. Однако с 2011 года по инициативе федеральной власти регионы начали вводить собственные меры пронаталистской политики: региональный материнский капитал, выделение бесплатно в собственность земельных участков многодетным семьям для строительства жилого дома или дачи, пособия на 3-х детей. Эти меры, дополнительные к уже существующим, стали тем положительным сигналом семьям, желающим иметь детей, говорящим об усилении внимания к ним со стороны государства и местных властей.
Политика регионов, направленная на поддержку семьи, материнства и детства, отличается разнообразием мер, подходов и направлений деятельности. Они выбираются исходя из социально-демографической ситуации в регионе и ее бюджетных возможностей для включения тех или иных социальных программ в действующую систему мер поддержки семей. В ряде регионов меры семейной политики закрепляются на уровне Концепций.
Такие концепции, по данным Минтруда России, реализуются уже в более чем 30 субъектах Российской Федерации, а в некоторых из них, например, в Санкт-Петербурге и Свердловской области, первые концепции уже реализованы и сейчас приняты новые. Среди основных направлений семейной политики в регионах выделяются следующие: поддержка многодетных семей; семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; поддержка семей и женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с рождением ребенка; развитие учреждений дошкольного образования и услуг по уходу за ребенком до 3-х лет; поддержка совмещения профессиональных обязанностей и воспитания детей; помощь в решении жилищных проблем семей с детьми.
Программы поддержки многодетных семей
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики» региональным органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано установить нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере прожиточного минимума (ПМ) на детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет. Эта мера направлена на снижение бедности семей, имеющих троих и более детей, поскольку именно многодетные семьи имеют больший риск попадания в бедность по сравнению с однодетными и двухдетны-ми семьями.
Распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2012 года №1354
утвержден перечень регионов, в отношении которых за счет ассигнований федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств, возникающих при установлении ежемесячной денежной выплаты. Это регионы, в которых суммарный коэффициент рождаемости (СКР) ниже среднего уровня по России (в 2011 году — 1,569), за исключением субъектов РФ с высоким естественным и миграционным приростом населения. Всего таких регионов со сложной демографической ситуацией насчитывается пятьдесят среди 83 субъектов РФ, т.е. 60%. В эту группу входят регионы практически из всех федеральных округов.
Условия этой ежемесячной выплаты устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Так, в 43 регионах из пятидесяти выплаты назначаются на 3-го и каждого последующего ребенка, в 7 регионах выплаты назначаются один раз — только на 3-го или последующих детей. Это — Чувашская Республика, Приморский край, Ставропольский край, Архангельская, Кемеровская, Нижегородская и Омская области. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, на февраль 2013 года выплаты были назначены на 2205 детей во всех 50 субъектах РФ.
Критерии для назначения ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в регионах, в которых осуществляется софинансирование выплат, различны. В 41 регионе условием для назначения ЕДВ является ситуация, когда среднедушевой доход семьи (СДС) ниже среднего по региону. В 6-ти субъектах РФ минимальным порогом для назначения выплат является уровень регионального прожиточного минимума (ПМ). Это — Республики Карелия, Коми, Алтайский край, Амурская, Вологодская и Кемеров-
ская области. В Калининградской и Тульской областях ежемесячная денежная выплата назначается, если СДС ниже 3-кратного размера ПМ по региону, в Омской области — если ниже 2-кратной величины ПМ.
Размер ЕДВ соответствует установленному в субъекте РФ прожиточному минимуму на детей, который оценивается в пределах 5-11 тыс. рублей.
Помимо 50 регионов, софинанси-рование в которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, в 13-ти субъектах Российской Федерации, не вошедших в федеральный перечень, также установлены свои ежемесячные денежные выплаты из региональных бюджетов.
К мерам поддержки многодетных семей относится и Программа предоставления бесплатно земельных участков в собственность многодетным семьям для строительства жилого дома или дачи. Предоставление бесплатно в собственность земельных участков при рождении третьего ребенка было инициировано в послании Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию РФ в ноябре 2010 года. Подобная практика уже существовала с 2010 г. в Ивановской области. Однако для реализации данной инициативы на уровне Российской Федерации потребовалось внесение изменений в федеральное законодательство в течение 2011 года.
В настоящее время, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляется право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в случаях и в по-
рядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В большинстве случаев предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, установлено непосредственно в законах субъекта Российской Федерации, определяющих общий порядок предоставления земельных участков различным категориям граждан. Как правило, определяя многодетные семьи в качестве субъектов — получателей земельных участков, в региональных законах называется гражданин (граждане), воспитывающий трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных).
Региональная законодательная практика расширила перечень целевого использования бесплатных земельных участков по сравнению с инициативой федерального уровня. Как правило, в качестве целей в региональных законах определяется предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако в некоторых законах субъектов Российской Федерации встречаются и иные цели, например, предоставление земельного участка для личного подсобного хозяйства (Тульская область, Ульяновская область).
В Хабаровском крае граждане, имеющие трех и более детей, имеют право получить бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, животноводства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом Законом установлены предельные минимальные и макси-
мальные размеры земельного участка: для осуществления индивидуального жилищного и дачного строительства, для садоводства и огородничества — от 0,1 га до 0,3 га; для личного подсобного хозяйства — от 0,1 га до 0,5 га; для развития животноводческого хозяйства — от 0,3 га до 0,8 га; для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — от 0,3 га до 10 га.
Такой подход в целом признается эффективным, поскольку значимость выделения земельного участка под строительство жилого дома в населенном пункте зависит от размера муниципального образования и его расположения. В то же время в сельской местности более востребованным является земля для сельскохозяйственных нужд.
Следует отметить, что в регионах существует несколько подходов к определению дополнительных условий для получения семьей земельного участка. Первое — нуждаемость в улучшении жилищных условий (Владимирская область, Липецкая область). В Липецкой области, например, нуждаемость в жилых помещениях не является обязательным критерием для семей, желающих получить земельный участок в собственность бесплатно, однако рассматривается в качестве приоритетного права на получение земельного участка. Такая практика может быть оправдана только в случае дефицита земельных участков и, если власти на местах оказывают поддержку в строительстве индивидуального дома многодетной семье на выделенном участке, освоении участка. Поскольку семья, построив дом, будет исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, что соответствует и интересам местной администрации.
Однако ограничения в целом по бесплатному получению земельных участков можно назвать дискриминационными, поскольку Земельный кодекс Российской Федерации, декларируя право многодетных семей на получение бесплатно земельного участка, не устанавливает никаких дополнительных условий.
Создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью
В настоящее время в большинстве субъектов РФ разработаны и реализуются региональные программы мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с профессиональной деятельностью, включая мероприятия по организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на 2013-2015 годы. Программы предусматривают:
• осуществление мер социальной и материальной поддержки женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет;
• развитие сети дошкольных образовательных организаций, внедрение вариативных форм дошкольного образования, в том числе для детей-инвалидов;
• развитие негосударственного сектора дошкольного образования (в том числе в рамках самозанятости безработных граждан, открывающих мини-детские сады и досуговые центры и т.д.);
• развитие гибких и дистанционных форм занятости женщин, воспитывающих детей, в том числе детей-инвалидов;
• оказание поддержки женщинам, воспитывающим детей, в рамках реализации мер по содействию самозанятости и предпринимательству;
• организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
• информационная поддержка предлагаемых мер по развитию занятости женщин, воспитывающих детей, включая возможность прохождения профессионального обучения (переобучения) женщинами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, в средствах массовой информации, на официальных сайтах органов службы занятости с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет организована в 78 субъектах Российской Федерации. В 2012 г. эта программа охватывала 9,8 тыс. женщин, из них 9,5 тысяч прошли полный курс обучения. Нужно отметить, что в общей численности женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, эта доля женщин мизерна, а средняя стоимость обучающего курса — 10 тыс. рублей недостаточна для проведения высококвалифицированного обучения. При этом численность обучающихся в конкретном году женщин определяется в зависимости от их обращения.
Из этого можно сделать вывод, что в регионах не развиты программы и механизмы стимулирования
занятости женщин, воспитывающих детей до 3 лет.
Кроме того, следует увеличить период, в течение которого женщина может пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение переобучение после рождения ребенка с 3 до 7 лет.
Региональный материнский капитал
Еще одной мерой региональной семейной политики выступает материнский (семейный) капитал, который начал вводиться с 1 января 2012 года. В настоящее время региональный материнский (семейный) капитал (далее РМК) законодательно закреплен в 73 субъектах РФ.
В разных регионах он носит различные названия. В большинстве регионов к названию «материнский (семейный) капитал» дополнительно устанавливается приставка «областной, краевой, региональный». Однако в ряде регионов указывается его целевая группа — многодетные семьи: материнский (семейный) капитал для многодетной семьи (Орловская область), региональный материнский (семейный) капитал для многодетной семьи (Чукотский автономный округ), а Республике Саха (Якутия) он носит название республиканский материнский капитал «Семья».
Несмотря на такое разнообразие названий под РМК понимаются средства бюджета субъекта Российской Федерации, направляемые на реализацию дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей. Учитывая, что РМК, как правило, предоставляется в связи с рождением третьего и (или) последующих детей, данную форму поддержки семей с детьми можно отнести к социальной поддержке многодетных семей. Но в некоторых регионах (Московская,
Смоленская, Сахалинская области) право на региональный материнский капитал предоставляется при рождении второго и последующих детей. Причем Смоленская и Ульяновская области ввели региональный капитал задолго до соответствующих федеральных рекомендаций.
Статус многодетности для семей с детьми субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно. В большинстве субъектов Российской Федерации это семья, воспитывающая трех и более детей, совместно проживающих с родителями (или иными законными представителями) или одним из них, или семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в государственных образовательных учреждениях по очной форме обучения на бюджетной основе — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Кроме того, в данный список могут также включаться дети, достигшие возраста 18 лет, проживающие отдельно от лиц, имеющих право претендовать на получение материнского (семейного) капитала.
Анализ законодательства показывает, что в большинстве случаев условиями предоставления РМК заявителю являются гражданство Российской Федерации и проживание (постоянное проживание) заявителя на территории определенного субъекта Российской Федерации. При этом часто устанавливаются особые условия для определения правового статуса постоянного проживания в данном субъекте РФ. Например, проживание родителей или одинокого родителя на территории Ставропольского края не менее десяти лет, что, безусловно направлено на социальную поддержку, прежде всего, «коренного» населения.
Также в региональном законодательстве применяются дифференцированные требования к полу граждан, имеющих право на получение РМК. Так, в Законе Калининградской области «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей»: требования российского гражданства и постоянного проживания в регионе являются обязательными условиями для женщины, претендующей на получение РМК, но не в отношении мужчины. Подобное положение закреплено в Краснодарском крае, Ростовской области, Ямало-Ненецком автономном округе.
В некоторых субъектах Российской Федерации для возникновения права на РМК устанавливаются дополнительные условия материальной обеспеченности. В Ростовской области, например, условием получения РМК является уровень среднедушевого дохода семьи, не превышающий уровень прожиточного минимума на душу населения в целом по области, в Калининградской области — ниже 3,5 ПМ.
Таким образом, здесь РМК выступает, скорее, как социальная программа поддержки бедного населения, а не элемент семейной политики пронаталистского типа.
Размер регионального материнского капитала
На момент принятия закона о введении дополнительной меры поддержки семей в виде регионального материнского капитала (РМК) его размер варьировался от 25 тыс. руб. в Нижегородской области и 30 тыс. руб. в Приморском крае до 350 тыс. руб. в Ямало-Ненецком автономном округе.
В большинстве субъектов Российской Федерации, где был реализован этот проект, размер РМК составлял 100 тыс. рублей. В некоторых
регионах он в 2 раза ниже: в Алтайском, Забайкальском краях, Брянской и Рязанской областях размер выплат составляет 50 тыс. рублей. А в некоторых выше в 1,5-2 раза: 150 тыс. руб. в Сахалинской области, 200 тыс. руб. в Хабаровском крае.
При установлении размера РМК регионы, очевидно, руководствуются не текущей демографической ситуацией, а возможностями бюджета и собственными расчетами. В среднем по России размер регионального материнского капитала составляет не более половины суммарного среднедушевого денежного дохода в регионе за год. Для сравнения, размер материнского (семейного) капитала, финансируемого из средств федерального бюджета, значительно выше суммарного среднедушевого денежного дохода за год в целом по Российской Федерации.
При введении РМК в субъектах Федерации применяются разные подходы к установлению его размера и определению направления выплат. В большинстве регионов установлен фиксированный размер выплаты РМК.
В то же время получил распространение и вариативный подход, когда размер РМК зависит от очередности рождения детей. Так, например, в Камчатском крае размер РМК варьируется от 100 до 250 тыс. руб. в зависимости от количества рожденных детей. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Камчатского края краевой материнский (семейный) капитал предоставляется при рождении (усыновлении): третьего ребенка — 100 тыс. руб.; четвертого ребенка —150 тыс. руб.; пятого ребенка — 200 тыс. руб.; шестого и последующего ребенка — 250 тыс. рублей.
При этом в ч. 2 ст. 5 этого же Закона в случае одновременного рождения (усыновления) двух и более
детей краевой материнский (семейный) капитал предоставляется на каждого рожденного (усыновленного) ребенка, начиная с третьего рожденного (усыновленного) ребенка. В Свердловской области при рождении одновременно трех или более детей областной материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 150 тыс. рублей.
В Калининградской области РМК устанавливается при рождении третьего или четвертого ребенка в размере 100 тыс. руб., пятого или последующих детей — 200 тыс. руб., при одновременном рождении трех и более детей — 1 млн. рублей. При этом его размер не суммируется, если родитель одновременно относится к нескольким категориям граждан, имеющих право претендовать на получение РМК. Данное положение соответствует требованиям федерального законодательства о том, что право на материнский (семейный) капитал может быть реализовано только один раз.
В большинстве регионов законодательно устанавливается обязательность регулярной индексации размера материнского капитала в соответствии с темпами инфляции.
Реализация права на региональный материнский капитал
В отношении использования средств материнского капитала федеральный закон определил достижение ребенком трехлетнего возраста, только тогда семья реально может им распорядиться.
Позже, в 2008-2009 гг., сложная экономическая ситуации финансового кризиса заставила частично изменить правила использования средств материнского капитала — их разрешалось потратить сразу после рождения второго или последующих де-
тей на покрытие ипотеки, а также в качестве единовременной выплаты на текущие нужды в размере 12 тыс. рублей.
Однако направления использования федерального МК остаются практически неизменными много лет. Федеральные власти придерживаются мнения, что МК имеет «инвестиционную» природу, поэтому может расходоваться только на человеческий капитал. В то же время 97% всех получателей средств федерального МК направляют его на строительство или приобретение жилья по различным программам. Практически в отсутствие хороших программ обеспечения жильем многодетных семей федеральный МК играет роль незаменимого ресурса для данной категории семей.
В связи с этим вариативность региональных программ РМК может помочь федеральному законодателю увидеть и другие не менее востребованные, чем жилье и образование (пенсии не в счет) направления и сроки использования средств.
Относительно возраста ребенка, по достижению которого семья может воспользоваться средствами РМК, то в одних регионах он выдается сразу по обращению семьи после рождения ребенка (Республика Саха), в других по достижению ребенком определенного возраста: 3 месяца (Забайкальский край), 6 месяцев (Камчатский край), один год (Орловская, Калининградская, Рязанская области, Ямало-Ненецкий АО), полтора года (Новосибирская область), два года (Свердловская, Томская области, Хабаровский край, Чукотский АО).
В большинстве регионов установлены правила, принятые в федеральном законе, т.е. по достижению ребенком возраста трех лет.
При определении направлений расходования РМК регионы, как пра-
вило, руководствовались положениями федерального законодательства, по которому выплаты разрешено направлять на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми) и формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин (ч. 3 ст. 7 ФЗ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей).
Однако в отличие от федерального материнского (семейного) капитала в субъектах Федерации направления расходования средств РМК существенно шире, либо более конкретизированы, либо отсутствуют вообще (нет никаких указаний обязательного направления использования материнского капитала в Забайкальском крае и Чукотском АО).
Очень небольшое число регионов полностью повторяют в региональном законодательстве все три направления использования регионального материнского капитала, предлагаемые федеральным законом, не добавляя и не расширяя способы применения (Краснодарский край, Омская и Московская области), иногда ограничиваясь только двумя первыми, т.е. направление расходов на улучшение жилищных условий и образование детей (Камчатский и Алтайский края, Орловская, Псковская и Брянская области).
В тех случаях, когда регионы определяют в качестве направления использования средств регионального материнского капитала жилье, часто возможности распоряжаться средствами значительно расширяются: для участия в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах (Брянская, Рязанская, Кемеровская, Ростовская, Свердловская, Новосибирская области, Хабаровский и Алтайский края, Еврейская автономная область).
Среди конкретных видов использования РМК в рамках направления по улучшению жилищных условий встречается такой вид расходов как текущий и капитальный ремонт жилого помещения (Республика Саха, Новосибирская, Ростовская, Калининградская, области), обеспечение инженерными коммуникациями (электроэнергия, газопровод, водопровод, канализация) жилых домов (Нижегородская, Магаданская, Рязанская области). Учитывая размер РМК, с одной стороны, низкий уровень благоустройства жилья и обеспечения коммунальными услугами многодетных семей, с другой, данное направление является крайне востребованным [1].
Как и на федеральном уровне, вторым направлением использования средств РМК в большинстве регионов остаются расходы на получение образования детей.
Анализируя данное направление распоряжения средствами РМК, следует отметить региональные особенности.
Во-первых, получателем образовательных услуг в рамках разрешенного использования РМК являются, прежде всего, ребенок или дети (Орловская, Псковская, Омская, Свердловская области, Краснодарский, Ставропольский, Камчатский края и др.). Эта норма соответствует федеральному законодательству о материнском (семейном) капитале. При этом получателями могут быть как дети, появление которых стало основанием для получения РМК, так и другие дети, воспитывающиеся в семье, получившей право на РМК. Возраст ребенка и место получения образования также имеют региональные варианты. Как правило, если возраст ребенка оговаривается, то предельная норма — до 23-х лет (Камчатский край), но в ряде субъек-
тов (Московская область) — до 25-ти лет.
Во-вторых, средства РМК могут быть направлены на получение образования родителями (Ставропольский край). Это пока не очень распространено, однако это новое направление расходования материнского капитала уже давно обсуждается на федеральном уровне как важный шаг к социальной адаптации родителей, имеющих трех и более детей.
В-третьих, в некоторых регионах конкретизируются виды образовательных услуг или категории организаций, предоставляющих услуги\. например, по видам услуг: на получение среднего или высшего профессионального образования ребенком (детьми) (Республика Хакассия); на оплату предоставляемых образовательными учреждениями платных услуг (Орловская область).
Среди организаций, услуги которых могут быть оплачены из средств РМК, могут быть только государственные или муниципальные образовательные учреждения (Нижегородская область, Московская область, Сахалинская область, Хабаровский край). Но могут быть и негосударственные образовательные учреждения, получившие соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию (Московская и Нижегородская область, Хабаровский край). Данная норма представляется важной и заслуживающей распространения во всех субъектах Российской Федерации, поскольку роль негосударственного сектора в образовательных услугах будет расти.
В-четвертых, в некоторых субъектах принят экстерриториальный принцип оплаты услуг. Например, в Сахалинской области средства РМК могут направляться на получение образования ребенком (детьми) в
любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации. Такая же норма содержится в законодательстве Московской области, очевидно, потому что значительная часть абитуриентов региона обучается в Москве. В качестве рекомендации можно было бы предложить ввести данную норму в отношении субъектов, связанных тесными социально-экономическими связями и имеющими общую инфраструктуру, например, для г. Санкт-Петербург и Ленинградской области, г. Москва.
Третьим по частоте использования в региональных законах о материнском капитале является направление средств на лечение ребенка или родителя, которое также достаточно давно обсуждается на федеральном уровне, но уже нашло поддержку на региональном уровне.
Среди «вариативных» видов разрешенного использования РМК следует выделить услуги здравоохранения, которые федеральный уровень не поддерживает:
• оказание ребенку (детям) высокотехнологичной медицинской помощи, медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение ребенка (детей), в том числе за пределами региона (Республика Саха);
• лечение ребенка (детей) (Ростовская, Мурманская области, Республика Хакасия, Еврейская АО, Приморский край);
• оплата медицинских услуг, не входящих в Программу государственных гарантий оказания населению субъекта Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (Нижегородская область). Кроме детей, получение платных медицинских услуг могут получать матери или отцы (Свердловская, Калининградская области) или родители (Сахалин-
ская область, Хабаровский край,
Ямало-Ненецкий АО).
Данная региональная новация, востребованность и эффективность ее применения также необходимы для возможного ее распространения на федеральный уровень.
Кроме перечисленных выше направлений, отдельные регионы дают возможность многодетным семьям использовать региональный материнский капитал для приобретения транспортного средства (Республика Саха, Калининградская, Ростовская, Новосибирская области), на развитие личного подсобного хозяйства, в том числе на приобретение сельхозтехники (Республика Саха), садовых, огородных, дачных земельных участков, а также дач, садовых домов (Свердловская область), предметов длительного пользования (мебели, бытовой техники). Такое расширение направлений использования регионального материнского капитала также следует признать соответствующей ее инвестиционной природе, и после апробации в регионах, заслуживающей распространения на федеральном уровне.
* * *
Опыт российских регионов по введению мер региональной семейной политики показывает их многообразие и основную направленность на поддержку самых уязвимых категорий семей — семей многодетных.
Возможно, выбор одной этой категории в качестве приоритетной диктуется низким ее представительством среди всех семей с детьми, что делает эту социальную программу реализуемой с точки зрения бюджетных затрат.
По данным переписи населения 2010 года, среди всех семейных домо-хозяйств с несовершеннолетними детьми (до 18 лет) 2/3 полных семей
и более 3/4 неполных имели только одного ребенка. Доля многодетных домохозяйств (с 3-мя и более детьми) в среднем достигает лишь 7%, а с переходом на семейные ячейки доля многодетных уменьшается до 5,8% (одно семейное домохозяйство с тремя и более детьми может состоять из нескольких малодетных семейных ячеек (с 1 или 2 детьми). [2]. Что касается идеального числа детей, «которое следует иметь семье в России», то последние опросы дают результаты, значительно превышающие фактические показатели многодетности среди семей: более половины (55%) респондентов указывают двоих детей в качестве идеального числа; 20% — троих детей. В тоже время 8% респондентов не считают, что вообще нужны дети или, по крайней мере, только 1 ребенок, а еще 8% заявили, что все определяется возможностью их иметь [3. С. 159].
Программа поддержки семей с детьми через предоставление материнского капитала декларируется как приоритетное направление семейной политики. Однако, как показывают специальные исследования, заявленная политика помощи семьям слабо подкреплена конкретными и
доступными мерами ее реализации. В результате она мало доступна тем, кто в ней больше всего нуждается, а именно, малоимущим группам населения [4].
Кроме того, ограниченное число направлений использования материнского капитала не дает семье возможности выбора тех видов поддержки, в которых она действительно нуждается.
Региональные программы материнского капитала стараются исправить это противоречие, ограничив вход в них, предоставляя помощь лишь многодетным семьям, и расширяя направления использования. Вместе с тем, мало внимания обращается на проблемы молодой семьи, прежде всего проблемы жилья, профессионального образования, занятости. Появление в семье даже одного ребенка требует перестройки всей ее жизни, а отсутствие необходимой инфраструктуры материнства, детства, ухода за детьми, не способствует реализации семьей ее желания иметь даже второго ребенка. Именно здесь, на начальном этапе жизненного цикла семьи, закладывается основа и направления ее будущего развития.
Литература
1. Бондарева Э.С. Правовое регулирование предоставления материнского (семейного) капитала многодетным семьям в субъектах Российской Федерации / Э.С. Бондарева, С.Ю. Фильчакова, Л.Ю. Черняк // Вестник Института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского. — 2012. — № 2. — С. 27-43.
2. Прокофьева Л.М. Семейная структура населения России: тенденции последнего десятилетия // Народонаселение. — 2013. — № 2. — С. 72- 84.
3. Репродуктивное здоровье населения России. 2011. Итоговый отчет / Росстат, Минздрав РФ. — М., 2013. — Май.
4. Бороздина Е., Здравомыслова Е., Темкина А. Материнский капитал: стратегии семей // Полит.ру, 27.06.2013. — Режим доступа: http://polit.ru/article/2013/06/27/ 1втПу_сар^а1/