В целом Орловская область может быть отнесена к числу регионов с относительно неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности и наличием зон социально-экономической депрессии.
Таким образом, предлагаемая методика оценки уровня развития сельских территорий дает возможность:
- дать характеристику уровня развития сельских территорий в определенной сфере (направление диагностики);
- определить влияние отдельных факторов на комплексное развитие сельских территорий;
- наметить условия устойчивого развития сельских территорий;
- использовать полученные данные для выработки управленческих решений в области формирования политики устойчивого развития сельских территорий на региональном и местном уровнях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцева О.О. Дифференциация социально-экономического развития сельских территорий Республики Мордовия // Фундаментальные исследования, 2014. №3.
2. Коваленко Е.Г. Мониторинг устойчивости социально-экономического развития сельских территорий // Вестник Поволжского государственного технологического университета. 2012. № 1(14). С. 43-51.
3. Менщикова В.И. Устойчивое развитие сельских территорий: терминологический анализ // Социально-экономические явления и процессы, 2013. №9. С. 75-81.
4. Подгорбунских П.Е., Головина С.Г. Алгоритм мониторинга устойчивого развития сельских территорий // Аграрный вестник Урала, 2012. №5 (97), С. 79-84.
А А А
УДК 332.02
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ В ОКАЗАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ
И.В. Гальянов, зам. директора по НР, доктор технических наук, профессор ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]
Н.С. Студенникова, старший научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ мер социальной поддержки многодетных семей субъектов Центрально-Черноземного региона. Результаты анализа показывают, что, несмотря на сходства, имеются определенные различия в размерах предоставляемых материальных средств и условиях их использования.
Ключевые слова: субъекты Центрально-Черноземного региона, многодетные семьи, земельные участки, ежемесячные денежные выплаты, региональный (областной) материнский капитал.
Abstract. The article presents a comparative analysis of measures of social support of large families the subjects of the Central black earth region. The results of the analysis show that, despite similarities, there are certain differences in the sizes of material resources and conditions of their use.
Key words: subjects of the Central region, large families, land, monthly payment, regional (oblast) maternity capital.
На сельских территориях Российской Федерации до сих пор сохраняются негативные демографические тенденции, выражающиеся в высоком уровне смертности, низкой продолжительности жизни, продолжающемся старении населения и депопуляции. Для улучшения демографической ситуации в стране, в том числе на ее сельских территориях, в соответствии с Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года субъекты РФ разрабатывают свои программы демографического развития и концепции семейной политики, в которых определяют основные меры, направленные на стабилизацию и улучшение демографической ситуации, а также меры социальной и материальной поддержки многодетных семей.
К наиболее весомым мерам социальной поддержки семей с детьми, которые по инициативе федеральной власти начали вводить регионы, относятся региональный материнский капитал, выделение бесплатно в собственность земельных участков и ежемесячные пособия на 3-х и последующих детей. При этом в зависимости от возможностей областного бюджета, а также от состояния демографической ситуации,
7
социальная поддержка семей с детьми характеризуется разнообразием принимаемых мер, подходов и направлений деятельности. В своей работе мы рассмотрели сходства и различия, в мерах социальной поддержки многодетных семей, осуществляемых в 6 субъектах Центрально-Черноземного региона (ЦЧР), а именно: в Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской областях.
В середине 2011 г. было внесено изменение в Земельный Кодекс РФ, в соответствии с которым семьи, в которых воспитывается трое и более детей, могут бесплатно получить земельный участок, при этом порядок предоставления и размер участка устанавливаются законодательством каждого субъекта РФ [1]. Субъекты РФ разработали областные законы, определяющие условия предоставления бесплатно многодетным семьям в собственность земельных участков. При этом в областных законах определения понятия «многодетная семья» имеют различия. Во всех региональных законах многодетной признается семья, в которой воспитываются трое и более детей. Однако возраст детей в законодательстве отдельных регионов, например, город Москва, Чеченская Республика ограничен шестнадцатью годами, в других же субъектах, таких как Московская, Рязанская области, Удмуртская Республика ребенок считается находящимся на иждивении родителей до достижения им возраста 18 лет. Во всех субъектах Центрально-Черноземного региона многодетной признается семья, в которой воспитываются трое и более детей, при этом возраст детей, в котором они находятся на иждивении родителей, определяется 18 годами. Кроме того, в соответствии с региональным законодательством, в Белгородской, Воронежской, Курской, Орловской области в состав многодетных семей включаются дети в возрасте до 23 лет, а в Липецкой области до 24 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения [2,3,4,5,6]. В Орловской и Липецкой области в составе многодетной семьи также учитываются граждане, проходящие военную службу по призыву.
Во всех субъектах ЦЧР гражданам предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные земельные участки). Основным условием получения земельных участков многодетными семьями является гражданство РФ и проживание на территории субъекта РФ, в котором будет предоставлен земельный участок. В Белгородской, Липецкой и Орловской области необходимым условием для приобретения земельного участка является постоянное проживание на территории области не менее трёх лет.
В Белгородской, Липецкой и Орловской области право на бесплатное приобретение земельного участка распространяется только на семьи, имеющие трех и более детей. В других же субъектах ЦЧР, наряду с многодетными семьями, право на бесплатное получение земельных участков имеют и другие категории граждан. В Воронежской области это семьи, имеющие детей-инвалидов и молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, возраст одного из супругов в которых не превышает 35 лет. В Курской области бесплатно земельные участки предоставляются молодым семьям, а также гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и семьям, имеющим на иждивении ребенка-инвалида.
Многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, земельные участки предоставляются вне очереди. Граждане, имеющие трех и более детей, не нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются земельными участками в порядке очереди, исходя из даты постановки на учет.
В соответствии с Земельным Кодексом РФ, бесплатно земельный участок многодетным семьям предоставляется однократно.
В Белгородской области земельные участки предоставляются только под индивидуальное жилищное строительство или для ведения личного подсобного хозяйства. При этом максимальные и минимальные размеры земельных участков устанавливаются равными установленным на территории соответствующего муниципального образования нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В Курской области земельные участки предоставляются также только под индивидуальное жилищное строительство или для ведения личного подсобного хозяйства, при этом размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа составляют от 0,1 гектара до 0,06 гектара, в иных населенных пунктах - от 0,15 гектара до 0,1 гектара. Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) в границах городских и сельских поселений - от 0,15 гектара до 0,06 га.
В Воронежской и Тамбовской областях выделяемые бесплатно земельные участки предоставляются под индивидуальное жилищное строительство или для ведения личного подсобного хозяйства, а также для ведения садоводства или огородничества.
В Воронежской области предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных районах и городских округах Воронежской области устанавливаются в пределах норм, определенных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований для соответствующего вида землепользования.
Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для садоводства составляют в границах городских населенных пунктов (городов и поселков городского типа (рабочих поселков) - от 0,04 - 0,10 гектара; в границах сельских населенных пунктов (сел, деревень, хуторов и иных населенных пунктов) - от 0,04 - 0,5 гектара; за границами населенных пунктов - 0,04 - 0,20 гектара; для огородничества: в границах городских населенных пунктов - 0,001 - 0,10 гектара; в границах сельских населенных пунктов - 0,04 - 0,5 гектара; за границами населенных пунктов - 0,04 - 0,20 гектара.
В Тамбовской области предельные размеры земельных участков, выделяемых под личное подсобное хозяйство составляют от 0,50 гектара до 0,03 гектара; под индивидуальное жилищное строительство от 0,15 гектара до 0,03 гектара; под садоводство от 0,15 до 0,04 гектара; под огородничество от 0,50 до 0,04 гектара.
В Липецкой области помимо вышеперечисленных целей земельный участок может быть выделен для дачного строительства. При этом размеры выделяемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства составляют от 0,15 га до 0,045 га; для дачного строительства - от 0,08 га до 0,04 га; для огородничества - 0,1 до 0,02 га. В Липецкой области взамен приусадебного земельного участка может быть выделен полевой земельный участок, при этом размеры полевого земельного участка значительно превышают размеры приусадебного участка. Размеры приусадебного земельного участка составляют от 0,3 га до 0,06 га, а полевого земельного участка - от 2,5 га до 0,5 га. Предоставление бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства имеет большое значение для многодетных семей, проживающих в сельской местности.
В Орловской области представлены наиболее широкие возможности использования земельного участка, по сравнению с другими субъектами ЦЧР. Помимо индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, земельные участки могут быть использованы для ведения садоводства, огородничества, животноводства, и также под дачное строительство. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, в городах областного значения составляют от 0,1 гектара, в городах районного значения, поселках городского типа - от 0,15 гектара, в иных населенных пунктах - 0,25 гектара до 0,05 гектара. Для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства от 0,25 гектара до 0,01 гектара. Для ведения личного подсобного хозяйства от 0,5 гектара до 0,05 гектара (п. 3 введен Законом Орловской области от 03.07.2014 №1639-О3).
Возможно семьи, переехавшие для жительства в Белгородскую, Липецкую и Орловскую области не будут торопиться с рождением третьего ребенка в течение трех лет, так как в этот период они будут лишены возможности бесплатного получения земельного участка.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики» региональным органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано установить нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере прожиточного минимума (ПМ) на детей. Данная выплата должна назначаться в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет. Эта мера направлена на снижение бедности семей, имеющих троих и более детей, поскольку именно многодетные семьи имеют больший риск попадания в бедность по сравнению с однодетными и двухдетными семьями.
Распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2012 г. №1354 был утвержден перечень регионов, в отношении которых за счет ассигнований федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств, возникающих при установлении ежемесячной денежной выплаты. Это регионы, в которых суммарный коэффициент рождаемости ниже среднего уровня по России, за исключением субъектов РФ с высоким естественным и миграционным приростом населения. Всего таких регионов со сложной демографической ситуацией оказалось пятьдесят, которые составили 60% от всех субъектов РФ. Все субъекты ЦЧР вошли в этот Перечень.
Перечень субъектов РФ, в отношении которых устанавливается софинансирование ежемесячных выплат на третьего и последующих детей, ежегодно пересматривается и утверждается Правительством Российской Федерации. При этом предусмотрено ежегодное сокращение уровня софинансирования расходного обязательства Российской Федерации. К 2018 и в последующие годы уровень софинансирования расходного обязательства Российской Федерации за счет субсидии не может быть установлен выше 50%.
Критерии для назначения ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в регионах, в которых осуществляется софинансирование выплат, различны. Так, в 6-ти субъектах РФ минимальным порогом для назначения выплат является уровень регионального прожиточного минимума (ПМ). Это - Республика Карелия, Республика Коми, Алтайский край, Амурская, Вологодская и Кемеровская области. В Калининградской и Тульской областях ежемесячная денежная выплата назначается, если среднедушевой доход семьи (СДС) ниже 3 -кратного размера ПМ по региону, в Омской области - если СДС ниже 2-кратной величины ПМ [7]. В 41 регионе условием для назначения ЕДВ является ситуация, когда среднедушевой доход семьи ниже среднего по региону. В число таких субъектов вошли все области Центрально-Черноземного региона. Размер ЕДВ в этих регионах
соответствует установленному в субъекте прожиточному минимуму на детей и оценивается в пределах от 5 до 11 тыс. рублей.
В предоставлении этого вида региональной поддержки между субъектами ЦЧР имеется минимум различий. Во всех субъектах ЦЧР критерием выплаты ежемесячного пособия является среднедушевой доход семьи, а размер выплаты определяется исходя из величины прожиточного минимума на детей в каждом субъекте. Единственным отличием является подход к выплате, установленный в Курской области. В том случае, если среднедушевой доход семьи в Курской области не подтвержден или превышает средний доход на душу населения в области, многодетная семья получает выплату в размере 3000 руб. То есть выплату в размере 3000 рублей получают и те многодетные семьи, в которых среднедушевой доход семьи выше среднеобластного уровня.
Таблица - Сходства и различия в условиях и возможностях получения и использования видов _социальной поддержки многодетными семьями субъектов ЦЧР_
Субъекты ЦЧР Сходства Различия
1 2 3
1. Земельные участки
Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Тамбовская область 1. Гражданство РФ. 2. Проживание на территории субъекта РФ. 3. Возможность однократного получения. 1. Сроки проживания на территории субъекта РФ, необходимые для получения земельного участка. 2. Возможности использования. 3. Размеры выделяемых земельных участков.
2. Ежемесячное пособие на третьего и последующих детей
Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Тамбовская область 1. Рождение после 31 декабря 2012 г. третьего или последующих детей. 2. Проживание на территории области. 3. Среднедушевой доход ниже величины среднедушевого дохода по области. 4. Размер выплаты. 1. Если среднедушевой доход семьи не подтвержден или превышает средний доход на душу населения в Курской области многодетная семья получает выплату в размере 3000 руб.
3. Региональный (областной) материнский капитал
Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Тамбовская область 1. Рождение или усыновление третьего или последующих детей после 1 января 2012 г. 2. Гражданство России и проживание на территории. 1. Размер РМК. 2. Сроки проживания на территории области, необходимые для получения выплаты. 3. Индексация материнского капитала. 4. Сроки выплаты РМК. 5. Возможности использования РМК. 6. Выплаты при рождении двойни или тройни.
Наряду с федеральной программой «Материнский капитал» в субъектах РФ приняты и действуют программы регионального (областного) материнского капитала. Региональные программы были приняты по инициативе президента Российской Федерации В.В. Путина. В соответствии с данными программами семьям, в которых родился третий или последующий ребенок, оказывается единовременная денежная выплата, которая может быть направлена на определенные цели, прописанные в областных законах. В отличие от федерального материнского капитала, региональный (областной) материнский капитал (РМК) выплачивается при рождении третьего или последующих детей. Цели, на которые может быть потрачен региональный материнский капитал, отличается от тех, на которые может быть направлен федеральный материнский капитал. Так, в Белгородской области использование РМК возможно по следующим направлениям:
1.улучшение жилищных условий, а именно, приобретение либо строительство нового жилья;
2. проведение текущего либо капитального ремонта имеющегося жилья;
3. приобретение строительных материалов, необходимых для ремонта либо строительства жилья;
4. погашение жилищных кредитов (в том числе, ипотечных) [8].
В Воронежской области, лица, получившие сертификат, вправе распоряжаться средствами регионального материнского капитала в полном объеме либо частями по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий на территории Воронежской области;
2) получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации, расположенной на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг;
3) получение платных медицинских услуг ребенком (детьми) в медицинских организациях, расположенных на территории Российской Федерации и имеющих право на осуществление медицинской деятельности;
4) улучшение бытовых условий проживания в жилых домах, принадлежащих им на праве собственности и находящихся на территории Воронежской области, а именно:
а) строительство внутридомовых инженерных систем газоснабжения, водоснабжения, канализации;
б) подключение жилого дома к газораспределительным сетям, водопроводу, канализации;
в) строительство газопровода-ввода;
г) приобретение внутридомового газового оборудования [9].
В Липецкой области областной материнский капитал выплачивается путем перечисления денежных средств на лицевой счет, открытый в кредитной организации, или в отделение почтовой связи по выбору получателя может быть потрачен на любые нужды [10].
В Тамбовской области к возможным направлениям расходования материнского капитала отнесены следующие:
приобретение нового жилья;
оплата последнего взноса в жилищный кооператив;
оплата первого взноса по ипотечному жилищному кредиту на покупку или строительство жилья;
погашение долга и уплата процентов по жилищным кредитам;
оплата долевого строительства;
самостоятельное строительство собственного жилого дома, либо с помощью подрядной организации [11].
В отличие от других субъектов ЦЧР, в Орловской области материнский капитал может быть потрачен также на покупку автомобильного транспорта или сельскохозяйственной техники, что является важным условием для многодетных семей, проживающих в сельской местности [12].
И только в Курской области областной материнский капитал может быть использован на улучшение жилищных условий на территории Курской области и получение образования ребенком (детьми) [13].
Во всех субъектах ЦЧР необходимым условием получения материнского капитала является гражданство Российской Федерации и постоянное проживание на территории субъекта РФ.
Размер материнского капитала в субъектах ЦЧР варьирует от 50 000 рублей при рождении одного ребенка в Белгородской и Липецкой области до 100 000 рублей в Орловской, Воронежской и Тамбовской области. В Курской области региональный материнский капитал выплачивается в размере 75 000 рублей.
Во всех областях, за исключением Тамбовской, осуществляется ежегодная индексация суммы материнского капитала и остаточных средств после их частичной реализации.
В Курской и Липецкой области при рождении двойни или тройни, сумма материнского капитала увеличивается, в Орловской области - выплачивается в одинарном размере. Так, в Курской области в случае рождения троих и более детей, сумма РМК увеличивается до 100 000 рублей. В Липецкой области в случае рождения в случае рождения (усыновления) детей-близнецов - 50 000 рублей выплачивается на каждого ребенка, а если в семье рождается одновременно трое и более детей, социальная выплата производится в размере 1 200 000 рублей.
В Белгородской области материнский капитал может быть получен через 1 год со дня рождения или усыновления третьего или последующих детей; в Воронежской области - через 2 года; в Курской области -через 3 года; в Липецкой области - не позднее одного года со дня рождения (усыновления) третьего и последующих детей или детей-близнецов.
Во всех субъектах ЦЧР, кроме Липецкой области, средства материнского капитала не обналичиваются и расходуются под контролем областных органов исполнительной власти. В Липецкой области материнский капитал выплачивается на открытый лицевой счет, а деньги могут быть потрачены на любые цели.
В Тамбове и Тамбовской области данная Программа изначально принималась, как постоянная, без ограничения срока действия, что отличает ее от программ других субъектов Российской Федерации. Поэтому, в отличие от других регионов, сумма выплат, установленная на момент принятия программы, в размере 100 000 рублей не подлежала индексации. В Белгородской и Воронежской областях действие программы РМК ограничено 2016 годом включительно. В других регионах ЦЧР в настоящее время сроки действия программ РМК пока еще не ясны.
Таким образом, в настоящее время основные меры социальной и материальной поддержки многодетных семей сосредоточены на региональном уровне и зависят от возможностей областного бюджета, состояния демографической ситуации и других региональных особенностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Земельный кодекс Российской Федерации. №136-Ф3 от 25.10. 2001. [принят Гос. Думой 28. 09. 2001] [одобрен Советом Федерации 10.10. 2001].
2. Закон Белгородской области от 08.11.2011. №74 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям». [принят Белгородской областной Думой 27.10.2011]. [изм. и доп.: Закон Белгородской области от 04.10.2012. №148; НГР: ги31000201200571; Закон Белгородской области от 05.04.2013. №189; НГР: ги31000201300166}.
3. Закон Воронежской области от 13.05.2008. №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (в ред. от 25.06.2012).
4. Закон Курской области от 21.09.2011. №74-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области» (с изм. на 01.04.2014). [принят Курской областной Думой 15.09.2011].
5. Закон Орловской области от 03.10.2013. №1534-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области» (в ред. Законов Орловской области от 02.04.2014. №1608-ОЗ от 03.07.2014. №1639-ОЗ). [принят Орловским областным Советом народных депутатов 27.09.2013].
6. Закон Липецкой области от 07.09. 2011. №552-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трёх и более детей» (с изм. 03.10.2013).
7. Л.М. Прокофьева, Рыбальченко С.И. Поддержка семьи, материнства и детства в регионах России. Народонаселение. 2013.№ 4. С. 18-28.
8. Социальный Кодекс Белгородской области от 28.12.2004. №165 (с изм. и доп. от: 04.03., 04.05., 12.09., 13.12.2005., 01.05., 12, 29.2006., 04.06., 18.09., 04.12.2007., 14.01., 21.07., 25.09., 24.12.2008 г., 04.06.2009., 15.03., 07.05., 30.12.2010., 09.03., 05.12.2011., 04.05., 12.07., 04.10., 06.11., 03, 21.12. 2012 г., 14.05., 04.07., 03, 31. 2013. [принят Белгородской областной Думой 09.12.2004].
9. Закон Воронежской области от 14.11.2008. №103-ОЗ О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области (в ред. законов Воронежской области от 30.03.2009. №14-ОЗ, от 06.07.2009. №72-ОЗ, от 13.07.2009. №94-ОЗ (ред. 02.12.2010), от 30.06.2010. №55-ОЗ, от 02.12.2010. №131-ОЗ, от 24.12.2010. №137-ОЗ, от 24.12.2010. №138-ОЗ, от 24.01.2011. №15-ОЗ, от 05.04.2011. №43-ОЗ, от 28.04.2011. №54-ОЗ, от 27.05.2011. №75-ОЗ, от 11.07.2011. №109-ОЗ (ред. 23.12.2011), от 01.11.2011. №149-ОЗ (ред. 23.12.2011), от 29.11.2011. №168-ОЗ, от 29.11.2011. №176-ОЗ, от 24.02.2012. №12-ОЗ, от 24.02.2012. №14-ОЗ, от 02.04.2012. №37-ОЗ, от 08.06.2012. №59-ОЗ, от 25.06.2012. №91-ОЗ, от 17.10.2012. №120-ОЗ, от 27.12.2012. №195-ОЗ, от 17.04.2013. №27-ОЗ, от 02.10.2013. №114-ОЗ, от 06.11.2013. №144-ОЗ, от 03.12.2013. №176-ОЗ, от 01.04.2014. №39-ОЗ, от 10.06.2014. №94-ОЗ, от 10.06.2014. №95-ОЗ, от 04.08.2014. №110-ОЗ, от 27.10.2014. №127-ОЗ, от 11.12.2014. №186-ОЗ, от 05.05.2015. №64-ОЗ, от 05.05.2015. №71-ОЗ), [принят областной Думой 11 ноября 2008].
10. Закон Липецкой области от 27.03.2009. №259-ОЗ О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью (с изм. на: 31.03.2015) (в ред. Законов Липецкой области от 25.05.2009. №277-ОЗ, от 26.11.2009. №335-ОЗ, от 31.12.2009. №342-ОЗ, от 28.04.2010. №376-ОЗ, от
24.03.2011. №468-ОЗ, от 27.05.2011. №498-ОЗ, от 14.07.2011. №509-ОЗ, от 07.09.2011. №545-ОЗ, от 14.12.2011. №583-ОЗ, от 16.02.2012. №17-ОЗ, от 09.06.2012. №39-ОЗ, от 13.08.2012. №48-ОЗ, от 01.10.2012. №70-ОЗ, от
08.11.2012. №87-ОЗ, от 08.11.2012. №91-ОЗ, от 29.12.2012. №113-ОЗ, от 03.10.2013. №190-ОЗ, от 11.12.2013. №227-ОЗ, от 15.01.2014. №244-ОЗ, от 04.04.2014. №266-ОЗ, от 31.03.2015. №389-ОЗ). [принят Липецким областным Советом депутатов 12.03.2009].
11. Закон Тамбовской области от 26.05.2011. №11-З «О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области».
12. Закон Орловской области от 02.10.2003.№350-ОЗ О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки (с изменениями на: 13.10.2014).
13. Закон Курской области от 10.12.2008.№108-ЗКО О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области (с изменениями на 21.11.2014).
■к -к -к