Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере социальной защиты семьи: концептуальные основы и проблемы реализации'

Государственная политика в сфере социальной защиты семьи: концептуальные основы и проблемы реализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2188
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СЕМЬЯ / МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО / МОЛОДЕЖЬ / STATE POLICY / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL INSTITUTION / FAMILY / MOTHERHOOD AND CHILDHOOD / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ливцов В.А., Жилин К.С.

Статья посвящена изучению сущности и современного состояния государственной политики в сфере социальной защиты семьи в Российской Федерации. Рассмотрены критерии ее эффективности, характер происходящих трансформаций, а также установлена зависимость от целого ряда факторов внешней среды, большая часть которых носит глобализационный характер. Приведена характеристика основных задач государственной политики и вызовов при ее инициировании, разработке и реализации. Проведен анализ нормативно-правового механизма ее осуществления. Выполнен акцент на связь семейной и молодежной государственной политики при обеспечении социальной защиты института семьи. Использованы как общенаучные, так и специализированные политологические подходы и методы познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE FIELD OF SOCIAL PROTECTION OF THE FAMILY: CONCEPTUAL FRAMEWORK AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

The article is devoted to the study of the nature and current state of the state policy in the field of social protection of the family in the Russian Federation. The criteria of its effectiveness, the nature of the transformations occurring, as well as the dependence on a number of environmental factors, most of which are globalizing, are considered. The characteristic of the main objectives of public policy and challenges in its initiation, development and implementation is given. The regulatory mechanism for its implementation is analyzed. The emphasis is accented on the relationship of family and youth state policy while ensuring the social protection of the family institution. The object of the research is the system of social protection of the family, and the subject is the conceptual foundations and problems of implementing state policy in the Russian Federation. Both general scientific (analysis, synthesis, analogy, description, abstraction, generalization, idealization, induction, deduction) and specialized political science approaches and methods of scientific knowledge (anthropological, political, legal, sociological, statistical) are used.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере социальной защиты семьи: концептуальные основы и проблемы реализации»

УДК 323.2

DOI 10.18413/2075-4458-2019-46-3-585-592

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

STATE POLICY IN THE FIELD OF SOCIAL PROTECTION OF THE FAMILY: CONCEPTUAL FRAMEWORK AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

В.А. Ливцов, К.С. Жилин V.A. Livcov, K.S. Zhilin

Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Россия, 302028, г. Орёл, б. Победы, 5а

Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA, 5a Pobeda boul, Orel, 302028, Russia

E-mail: livcov@orel.ranepa.ru, dancer43@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению сущности и современного состояния государственной политики в сфере социальной защиты семьи в Российской Федерации. Рассмотрены критерии ее эффективности, характер происходящих трансформаций, а также установлена зависимость от целого ряда факторов внешней среды, большая часть которых носит глобализационный характер. Приведена характеристика основных задач государственной политики и вызовов при ее инициировании, разработке и реализации. Проведен анализ нормативно-правового механизма ее осуществления. Выполнен акцент на связь семейной и молодежной государственной политики при обеспечении социальной защиты института семьи. Использованы как общенаучные, так и специализированные политологические подходы и методы познания.

Abstract

The article is devoted to the study of the nature and current state of the state policy in the field of social protection of the family in the Russian Federation. The criteria of its effectiveness, the nature of the transformations occurring, as well as the dependence on a number of environmental factors, most of which are globalizing, are considered. The characteristic of the main objectives of public policy and challenges in its initiation, development and implementation is given. The regulatory mechanism for its implementation is analyzed. The emphasis is accented on the relationship of family and youth state policy while ensuring the social protection of the family institution. The object of the research is the system of social protection of the family, and the subject is the conceptual foundations and problems of implementing state policy in the Russian Federation. Both general scientific (analysis, synthesis, analogy, description, abstraction, generalization, idealization, induction, deduction) and specialized political science approaches and methods of scientific knowledge (anthropological, political, legal, sociological, statistical) are used.

Ключевые слова: государственная политика, социальная защита, социальный институт, семья, материнство и детство, молодежь.

Keywords: state policy, social protection, social institution, family, motherhood and childhood, youth.

В современную эпоху глубоких трансформаций (образа жизни, трудовой деятельности, социальных отношений и других), которые происходят в достаточно сложных условиях социально-экономического характера, формирование действенного механизма социальной защиты населения является одной из важнейших задач, от решения которой прямо зависит безопасность устойчивого развития государства [Ricceri, 2019, p. 19]. Без

разработки эффективной системы социальной защиты, соответствующей международным стандартам, невозможно построить реальную, а не декларативную социальную государственность [Lieskova, 2015, р. 55].

В отечественной концепции социальной защиты граждан социальная политика имеет свою специфику, определяемую целями, задачами и формами реализации [Tuzikov, МаНпоукт, 2019, р. 7]. В современном обществе социальная защита населения непременно должна выступать не только в качестве помощи бедным, но и также быть реальным барьером на пути прогрессирующего имущественного неравенства [Федорова, 2016, с. 271].

Степень эффективности механизма социальной защиты населения находится в прямой зависимости от качества принимаемых управленческих решений, способных устранить сложные проблемы по обеспечению населения необходимой социальной поддержкой. Не вызывает сомнений тезис о том, что существующая в современной Российской Федерации система социальной защиты не оправдывает возложенные на нее надежды россиян [Колотова, 2016, с. 159]. Следствием этого является назревшая потребность в научном переосмыслении сложившихся направлений и методологии осуществления социальной защиты населения [Садыков, Большакова, 2018, с. 144].

Динамичные трансформации, происходящие в российском обществе в социально-экономической сфере, влекут модификации института семьи - одной из подсистем государства, которая выполняет специфические функции - репродукцию и социализацию. Именно поэтому во времена глубоких изменений в обществе все чаще поднимается вопрос о важности изучения этого института, взаимоотношений его субъектов между собой и с государством, а также теоретических основ и содержания государственной семейной политики.

В подавляющем большинстве цивилизаций и культур семья выступает важнейшим системным элементом государства, а ее приоритетность и важность для развития индивида и общества зафиксирована широким спектром международных нормативно-правовых актов [Чурсина, 2014, с. 302]. Именно на уровне семьи обеспечиваются начальные условия жизни человека как субъекта общественных отношений [БЬутЫу, 2014, р. 241]. Безусловно, история формирования моделей общества - это история развития института семьи, трансформирующегося и эволюционирующего вместе с обществом. Таким образом, в условиях полиэтнического и глобального мира современную семью разумно рассматривать как основной социально-культурный инструмент гуманизации и консолидации общества, воспитания личности и гражданско-правового сознания.

Кроме этого, семья является основным субъектом трансляции ценностей между поколениями, что позволяет рассматривать ее в рамках молодежной политики. Последняя, в свою очередь, является неотделимой частью социальной политики, которая осуществляется государством при тесном взаимодействии с другими социальными институтами. Ее основным направлением является поддержка, защита и развитие молодежи как уникальной социально-демографической группы [Меркулов, Елисеев, 2014, с. 301]. В точке соприкосновения семейной и молодежной политики находится молодая семья, объектный статус которой не означает ее пассивной роли в решении многообразия проблем, так как молодая семья должна постепенно адаптироваться к новым для нее условиям и стать одним из активных социальных субъектов процесса осуществления государственной семейной политики [Эреджепова, 2016, с. 245].

Исходя из этого, принципы государственной политики в отношении молодой семьи (гуманизм; партнерство внутри триады «семья - общество - государство»; единство государственной политики; целостность экономического, социального, правового, образовательного и воспитательного пространства; дифференцированный подход; межпоколенче-ская преемственность), определяют концептуальные основы государственной молодежной политики, а также уточняют ее цели, задачи и стратегические приоритеты [Рыбак и др. , 2016, с. 37].

Объектом настоящего исследования является система социальной защиты семьи, а предметом - концептуальные основы и проблемы реализации соответствующей государственной политики в Российской Федерации. Полиаспектность, динамичность и комплексность объекта и предмета, которым, очевидно, присущ междисциплинарный характер, обусловили специфику методологической базы. Последняя представлена комплексом общенаучных подходов, применяемых многими общественными науками (исторический, сравнительный, системный, правовой и другие) и специальных подходов современной политологии, теории управления и смежных научных дисциплин. Исследователями использованы как общенаучные (анализ, синтез, аналогия, описание, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция), так и частнонаучные (антропологический, политологический, нормативно-правовой, социологический, статистический) методы познания.

В российских реалиях институт семьи всегда был и продолжает оставаться фундаментом общества, что подтверждается статистическими данными: около 89% россиян отдают предпочтение семейному образу жизни, в то время как, по данным Всероссийской службы статистики, для 70% россиян семья и бракосочетание входят в топ-5 жизненных целей [Борисенков, Гукаленко, 2014].

Однако, несмотря на явно созидательную роль анализируемого социального института в государственной системе, в настоящее время он находится в глубоком кризисе, предпосылки и причины которого представлены широким диапазоном характерных проблем. В их числе находятся общие глобализационные трансформации, повышение мобильности мирового населения, широко развернувшиеся процессы урбанизации и культурной ассимиляции, несущие изменение сложившихся семейных установок [Будаева, 2014, с. 93]. Эти, а также колоссальный массив иных факторов привели институт семьи к ослаблению и подмене ценностных ориентаций внутри него: ломаются устоявшиеся нормы и правила, ослабевают внутрисемейные коммуникации, уменьшается значимость отношений между представителями одного рода. Все это происходит на фоне повышения количества случаев антисоциальных явлений, наркомании, алкоголизма, омоложения криминальной сферы, роста безнадзорности и социального сиротства.

Подобные проблемы провоцируют резкое ухудшение демографической ситуации в стране и психологического климата в обществе, а семья утрачивает значение убежища от социальных катастроф.

В рамках социальной проблематики направления трансформации института семьи поиск эффективных моделей социальной политики, а также их адекватность сформировавшимся в Российской Федерации социальным условиям все чаще становятся темой многочисленных дискуссий в научном и профессиональном сообществах. Стало очевидно, что сегодня уже невозможно ограничиться адресной помощью семьям - ощущается острая потребность в универсальной социальной политике, аккумулирующей особенности, присущие различным категориям семей.

Таким образом, сущность государственной политики в сфере социальной защиты семьи можно определить как комплексную деятельность государства в сфере развития социального института семьи с целью повышения стабильности общества и защиты прав индивидов, в основе которого лежит принцип формального регулирования взаимоотношений с государством. Иными словами, это централизованная система, ориентированная на улучшение условий и качества жизни семьи, основными элементами которой являются соответствующие меры информационного, кадрового, научного, организационного, правового, пропагандистского и экономического характера, а также принципы функционирования и критерии оценки результатов деятельности [Воронов, 2010, с. 301].

Важно понимать, что основная задача государственной политики в сфере социальной защиты семьи заключается в укреплении, стабилизации и повышении престижа изучаемого института с целью создания комфортных условий для выполнения возложенных на него функций. Сопутствующей задачей является поддержка института семьи в части

его содействия государству в реализации экономической, демографической, жилищной, молодежной и других видов политики.

Также роль государственной политики в сфере социальной защиты семьи заключается в консолидации потребностей всех типов семей и направленности на организацию благоприятной среды для их жизнедеятельности, гармонизацию взаимоотношений в системе «человек - общество - государство» [Тюрин, 2013, с. 281], на обеспечение стабильности функционирования института семьи и демографической ситуации в стране, на поддержку материнства и детства, а также на воспитание гражданственности и патриотизма молодежи [Ливцов, Пожидаев, 2016, с. 158].

Право на социальную защиту с конституционных позиций можно рассматривать как наиболее общую правовую категорию, включающую все виды социального обеспечения, а также гарантию их предоставления [Shchukina, 2017, p. 30]. Юридический механизм защиты социальных прав и интересов семьи закреплен рядом международных документов, в числе которых Всеобщая Декларация прав человека, Декларация прав ребенка и Конвенция ООН по правам ребенка [Хабарова, 2015, с. 239].

В свою очередь российское федеральное законодательство, регулирующее семейные отношения, представлено Семейным кодексом РФ, рядом федеральных законов, Постановлений Правительства РФ, Указов Президента РФ, а также иных нормативных правовых актов, регламентирующих общегражданские права, связанные с интересами семьи. Кроме этого, в России семья является конституционной ценностью - в Конституции РФ также содержатся нормы, гарантирующие семейные права. Например, в ст. 7 закреплен статус России как социального государства, политика которого направлена на обеспечение государственной поддержки семьи и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а содержание ст. 38 «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» справедливо может быть истолковано как право матерей, детей и членов семьи на государственную защиту и поддержку. Помимо этого, статья закрепляет право и обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их, а также право детей на родительскую заботу и воспитание. Наконец, в ст. 23 провозглашено право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Таким образом, институт семьи остается одним из важнейших факторов модернизации общества и воспитания граждан, а его статус закреплен совокупностью актов международного и российского права [Нарутто, 2017, с. 22].

Важно отметить сохранившийся традиционализм российского общества и непринятие им модернистских зарубежных ценностей, в основе которых лежит индивидуализм и рационализм [Головашина, 2011, с. 57]. Тем не менее современная российская семья существенно отличается от традиционной структурными характеристиками, так как в настоящее время в России значительно увеличилось количество неполных и однодетных семей, а также снизилось число многопоколенных [Сорокопуд, 2016, с. 129]. Широкое распространение получили сожительство без государственной регистрации брака и увеличение количества детей, рожденных вне брака, расширились масштабы социального сиротства.

Политические и социально-экономические кризисы, межэтнические конфликты и психологические потрясения способствуют усугублению проблем, стоящих перед институтом семьи. В российском обществе все ярче проявляются настораживающие процессы деформации семейного образа жизни: происходит упадок духовных ценностей, популяризируется модель семьи без детей (чайлдфри), происходит увеличение числа разводов, учащается и ужесточается внутрисемейное насилие. Под воздействием этих и других деструктивных факторов современный российский институт семьи претерпевает значительную деградацию [Меркулов, Качалкин, 2016, с. 59].

Выходом из сложившейся негативной ситуации является решение задач по повышению благополучия семей с несколькими детьми, формированию и популяризации позитивного образа полных, многодетных и полипоколенных семей; активной пропаганде ответственности не только материнства, но и отцовства; формированию системы помощи

российским гражданам по восстановлению их родословных; увеличению государственной поддержки воспитания ответственного отношения молодого поколения к заключению законных брачных отношений, созданию семьи и поддержанию репродуктивного здоровья; разработке и реализации в образовательных учреждениях программ воспитательной работы с молодыми гражданами по подготовке к созданию семьи на основе традиционных российских ценностей.

Важным аспектом в проектировании современной государственной политики в сфере социальной защиты семьи является организация эффективной инфраструктуры семейного досуга, оздоровления и отдыха, составными элементами которой могут являться: специализированные на семейном отдыхе учреждения; система поощрений родителей за труд, выделяемых на оздоровление или отдых их ребенка; разработка соответствующего нормативного правового акта об организации семейного досуга в Российской Федерации; привлечение обучающихся в профильных учреждениях и специалистов к педагогической работе.

Таким образом, социальная защита населения и института семьи является важнейшей составляющей системы обновления и омоложения общества, а также залогом трансляции традиционных для России семейных ценностей, что приобретает все большую актуальность в условиях деформирующейся парадигмы социальных связей. Результативная государственная политика в сфере социальной защиты семьи всегда являлась одной из основных задач внутренней деятельности государства, успех реализации которой является важным индикатором ее эффективности [Смирнова, Егорова, 2015, с. 209]. В современном мире социальный компонент стал важнейшим элементом системы государственного развития передовых стран. При этом в Российской Федерации социальная защита определенных групп населения на основе традиционной патерналистской ментальности общества уже не кажется несостоятельной, даже несмотря на очевидные неудачи на заре становления современной государственности [Старкова, Игошев, 2016, с. 282]. Большую роль в рассматриваемом вопросе играет незыблемость российских патерналистских ценностей и ориентиров, а также их устойчивость к воздействию негативных деструктивных тенденций, что служит основанием переосмысления исторического развития института семьи в России для выявления позитивных закономерностей и опыта, которые возможно использовать при формировании современной модели государственной политики в сфере социальной защиты семьи, адекватной складывающимся нестабильным условиям [Халмурзие-ва, 2012, с. 227].

Список литературы

1. Борисенков В.П., Гукаленко О.В. 2014. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы. Интернет-журнал Науковедение. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/130PVN514.pdf (дата обращения: 10 декабря 2018).

2. Будаева З.А. 2014. Аккультурация как доминирующий теоретический маркер проявления процессов глобализации. Вестник БГУ, 6-2: 91-95.

3. Воронов А.Н. 2010. Социальное обслуживание семьи и детей в Российской Федерации: постановка проблемы. Вестник СПбГУ. Социология, 4: 300-309.

4. Головашина О.В. 2011. Модернизация - незавершённый проект или традиционная мен-тальность в современной России. Ineternum, 2: 56-62.

5. Колотова Н.В. 2016. Выполнение государством социальных обязательств: современные проблемы. Труды Института государства и права РАН, №3 (55): 150-170.

6. Ливцов В.А., Пожидаев А.С. 2016. Эволюция понятия «патриотизм»: через прошлое к будущему. Свободная мысль, 6 (1660): 151-162.

7. Меркулов П.А., Елисеев А.Л. 2014. Формирование молодежной политики в Российской Федерации. Среднерусский вестник общественных наук, 3: 301-305.

8. Меркулов П.А., Качалкин В.М. 2016. Развитие общественно-государственного партнерства в области семейной и демографической политики современной России. Среднерусский вестник общественных наук, 1: 57-63.

9. Рыбак Е.В., Слепцова Н.Г., Федулова А.Б., Цихончик Н.В. 2016. Молодая семья в современном обществе: методическое пособие для специалистов по работе с семьей и молодежью. М., ТР-Принт, 150.

10. Нарутто С.В. 2017. Семья как конституционная ценность. Актуальные проблемы российского права, 5 (78): 21-30.

11. Садыков Р.М., Большакова Н.Л. 2018. Социальная защита населения муниципального образования. Концепт, 6: 139-146.

12. Смирнова А.А., Егорова М.С. 2015. Основные цели, задачи и функции социальной политики. Молодой ученый, 11.4: 208-211.

13. Сорокопуд Ю.В. 2016. Особенности организации семейного воспитания в поликультурном социуме. Научные исследования и образование, 3(23): 128-131.

14. Старкова Е.В., Игошев М.В. 2016. Понятие здоровья населения в социальном контексте. В кн.: Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ. Сборник статей VII Уральского демографического форума с международным участием. Отв. ред. Татаркин А.И., Кузьмин А.И. Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук: 280-286.

15. Тюрин Е.А. 2013. Византизм и духовно-гуманистические основы межгосударственной интеграции народов Евразии. Вестник государственного и муниципального управления, 3: 280-285.

16. Федорова А.А. 2016. Понятие, функции социальной защиты населения на муниципальном уровне и развитие социальной защиты в развитых странах. В кн.: Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Под ред. Ковалева В.А., Ковалева А.И. Финансовый университет при Правительстве РФ, Омский филиал: 270-274.

17. Хабарова А.Ю. 2015. Защита прав ребенка в международном праве. Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2: 239-244.

18. Халмурзиева Л.С. 2012. Стратегии повышения эффективности организационно -управленческой деятельности в системе социальной защиты. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2: 223-228.

19. Чурсина В.Н. 2014. Современная модель российской семьи: особенности социально-психологической адаптации. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 6 (177): 300-307.

20. Эреджепова А.С. 2016. Особенности изучения молодой семьи и государственной поддержки молодых семей. Аллея науки, 4: 244-247.

21. Lieskova L.F. 2015. The system of social protection of the population at the modern stage: state and problems of improving. International Journal of Innovative Technologies in Economy, 2(2): 55-61.

22. Ricceri M. 2019. Social policy as a key-productive-factor of an advanced sustainable development. Мир новой экономики, 1: 19-24.

23. Shchukina N.V. 2017. International legal guarantees of the social security and social protection's right. European research, 7(30): 29-36.

24. Shymkiv S. 2014. The essence of social protection of citizens in the context of insurance against accidents at work. European science review, 3-4: 240-244.

25. Tuzikov I.G., Malinovkin V.A. 2019. Social Policy of State in Modern Russia. Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research, 1(3): 2-8.

References

1. Borisenkov V.P., Gukalenko O.V. 2014. Institut sem'i i semeynaya politika v sovremennoy Rossii: problemy, tendentsii i perspektivy [Family institute and family policy in modern Russia: problems, trends and prospects]. Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/130PVN514.pdf (accessed: 10 December 2018).

2. Budaeva Z.A. 2014. Akkul'turatsiya kak dominiruyushchiy teoreticheskiy marker proyavleni-ya protsessov globalizatsii [Acculturation as the dominant theoretical marker of the manifestation of globalization processes]. Vestnik BGU, 6-2: 91-95.

3. Voronov A.N. 2010. Sotsial'noe obsluzhivanie sem'i i detey v Rossiyskoy Federatsii: post-anovka problemy [Social services for families and children in the Russian Federation: problem statement]. Vestnik SPbGU. Sotsiologiya, 4: 300-309.

4. Golovashina O.V. 2011. Modernizatsiya - nezavershennyy proekt ili traditsionnaya men-tal'nost' v sovremennoy Rossii [Modernization - a project in progress or a traditional mentality in modern Russia]. Ineternum, 2: 56-62.

5. Kolotova N.V. 2016. Vypolnenie gosudarstvom sotsial'nykh obyazatel'stv: sovremennye problemy [Fulfillment of social obligations by the state: current problems]. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN, №3 (55): 150-170.

6. Livtsov V.A., Pozhidaev A.S. 2016. Evolyutsiya ponyatiya «patriotizm»: cherez proshloe k budushchemu [Evolution of the concept of «patriotism»: through the past to the future]. Svobodnaya mysl', 6 (1660): 151-162.

7. Merkulov P.A., Eliseev A.L. 2014. Formirovanie molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii [Formation of youth policy in the Russian Federation]. Central Russian Journal of Social Sciences, 3: 301-305.

8. Merkulov P.A., Kachalkin V.M. 2016. Razvitie obshchestvenno-gosudarstvennogo partnerstva v oblasti semeynoy i demograficheskoy politiki sovremennoy Rossii [Development of public-state partnership in the field of family and demographic policy of modern Russia]. Central Russian Journal of Social Sciences, 1: 57-63.

9. Rybak E.V., Sleptsova N.G., Fedulova A.B., Tsikhonchik N.V. 2016. Molodaya sem'ya v sov-remennom obshchestve: metodicheskoe posobie dlya spetsialistov po rabote s sem'ey i molodezh'yu [Young family in modern society: a methodological guide for professionals working with families and young people]. Moscow, TR-Print, 150.

10. Narutto S.V. 2017. Sem'ya kak konstitutsionnaya tsennost' [Family as a constitutional value]. Aktual'nye problemy rossiyskogo prava, 5 (78): 21-30.

11. Sadykov R.M., Bol'shakova N.L. 2018. Sotsial'naya zashchita naseleniya munitsipal'nogo obrazovaniya [Social protection of the population of the municipality]. Concept, 6: 139-146.

12. Smirnova A.A., Egorova M.S. 2015. Osnovnye tseli, zadachi i funktsii sotsial'noy politiki [Main objectives, tasks and functions of social policy]. Molodoy uchenyy, 11.4: 208-211.

13. Sorokopud Yu.V. 2016. Osobennosti organizatsii semeynogo vospitaniya v polikul'turnom sotsiume [Features of the organization of family education in a multicultural society]. Nauchnye issledo-vaniya i obrazovanie, 3(23): 128-131.

14. Starkova E.V., Igoshev M.V. 2016. Ponyatie zdorov'ya naseleniya v sotsial'nom kontekste [The concept of public health in a social context]. V kn.: Tatarkin A.I., Kuz'min A.I. Dinamika i inert-sionnost' vosproizvodstva naseleniya i zameshcheniya pokoleniy v Rossii i SNG. Sbornik statey VII Ural'skogo demograficheskogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem [Dynamics and inertia of reproduction of the population and replacement of generations in Russia and the CIS. Collection of articles of the VII Ural Demographic Forum with international participation]. Institute of economics, the Ural branch of Russian Academy of Sciences: 280-286.

15. Tyurin E.A. 2013. Vizantizm i dukhovno-gumanisticheskie osnovy mezhgosudarstvennoy in-tegratsii narodov Evrazii [Byzantinism and the spiritual and humanistic foundations of interstate integration of the peoples of Eurasia]. Journal of Public and Municipal Administration, 3: 280-285.

16. Fedorova A.A. 2016. Ponyatie, funktsii sotsial'noy zashchity naseleniya na munitsipal'nom urovne i razvitie sotsial'noy zashchity v razvitykh stranakh [The concept, functions of social protection of the population at the municipal level and the development of social protection in developed countries]. V kn.: Kovalev V.A., Kovalev A.I. Potentsial rossiyskoy ekonomiki i innovatsionnye puti ego realizatsii. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov i aspirantov [The potential of the Russian economy and innovative ways to implement it. Materials of the international scientific-practical conference of students and graduate students]. Finansovyy universitet pri Pravitel'stve RF, Omskiy filial: 270-274.

17. Khabarova A.Yu. 2015. Zashchita prav rebenka v mezhdunarodnom prave [Protection of the rights of the child in international law]. Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2: 239-244.

18. Khalmurzieva L.S. 2012. Strategii povysheniya effektivnosti organizatsionno-upravlencheskoy deyatel'nosti v sisteme sotsial'noy zashchity [Strategies for improving the effectiveness of organizational and management activities in the social protection system]. Gosudarstvennoe i munitsi-pal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS, 2: 223-228.

19. Chursina V.N. 2014. Sovremennaya model' rossiyskoy sem'i: osobennosti sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii [The modern model of the Russian family: features of social and psychological adaptation]. Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Gumanitarnye nauki, 6 (177): 300-307.

20. Eredzhepova A.S. 2016. Osobennosti izucheniya molodoy sem'i i gosudarstvennoy podderzh-ki molodykh semey [Features of studying a young family and state support for young families]. Alleya nauki, 4: 244-247.

21. Lieskova L.F. 2015. The system of social protection of the population at the modern stage: state and problems of improving. International Journal of Innovative Technologies in Economy, 2(2): 55-61.

22. Ricceri M. 2019. Social policy as a key-productive-factor of an advanced sustainable development. Мир новой экономики, 1: 19-24.

23. Shchukina N.V. 2017. International legal guarantees of the social security and social protection's right. European research, 7(30): 29-36.

24. Shymkiv S. 2014. The essence of social protection of citizens in the context of insurance against accidents at work. European science review, 3-4: 240-244.

25. Tuzikov I.G., Malinovkin V.A. 2019. Social Policy of State in Modern Russia. Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research, 1(3): 2-8.

Ссылка для цитирования статьи Reference to article

Ливцов В.А., Жилин К.С. Государственная политика в сфере социальной защиты семьи: концептуальные основы и проблемы реализации. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2019. Т. 46. № 3. С. 585-592. doi: 10.18413/2075-4458-2019-46-3-585-592

Livcov V.A., Zhilin K.S. State policy in the field of social protection of the family: conceptual framework and problems of implementation. Belgorod State University Scientific Bulletin. History. Political Science. 2019. V 46. № 3. P. 585-592. doi: 10.18413/2075-4458-2019-46-3-585-592

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.