УДК 159.9 : 316.6
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СЕМЕЙНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Е.В. Куфтяк (Кострома)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 09-06-00453а)
аннотация. Обсуждается проблема развития устойчивости семьи под действием трудностей. Проведен анализ достижения семьей устойчивости в разных жизненных ситуациях (нормативные трудные жизненные ситуации, ситуации стресса «особого» родительства). Выделены и описаны факторы восстановления, участвующие в возвращении семьи к функциональному состоянию в кризисной ситуации.
Ключевые слова: устойчивость семьи; факторы восстановления; семейное совладание; нормативные и ненормативные трудные жизненные ситуации.
Проблема преодоления семьей трудностей и кризисов является одной из ключевых как в российской психологической науке, так и в западной. Семейную жизнь сравнивают с колесом отношений, с синусоидой, с ездой на американских горках: внезапные взлеты и падения, крутые повороты, горе и радость. Исследование прочности семьи в трудных жизненных ситуациях позволяет судить о ее гармоничности и функциональности, а также благополучии каждого из ее членов, качестве ее жизни и социальной активности.
Как семье удается устоять в кризисной ситуации, как можно избежать распада семьи под действием трудностей? Что делает семью устойчивой под действием трудностей? Что помогает ей справиться с кризисами? Эти и другие вопросы находятся в центре нашего внимания.
В словаре русского языка термин «устойчивость» означает не подверженный колебаниям, постоянный, стойкий, твердый. В зарубежных источниках понятие «устойчивость» (resilience) трактуется как процесс, способность, результат и даже состояние успешной адаптации, несмотря на сложные обстоятельства, угрозу или стресс [10]. В основном устойчивость рассматривается в контексте психологии личности, выступая фундаментальной характеристикой человека.
В 80-е гг. прошлого столетия внимание психологов было сосредоточено на выявлении доказательств того, что одни и те же проблемы могут иметь различные следствия. Исследователи отмечали, что многие дети могут чувствовать себя вполне сносно, несмотря на причины физического характера и неблагоприятную обстановку. Первоначально способность противостоять стрессу рассматривалась как врожденное качество или как психологическая броня «неуязвимого ребенка», который подобен «стальной кукле» и неподвластен стрессу [11]. Практически все исследования личности показывают, что профиль людей, демонстрирующих устойчивость, характеризуется высокими показателями по всем пяти факторам Большой Пятерки. Влияние семьи в этом
вопросе не рассматривалось, хотя исследователи отмечали связь между природными характеристиками и чертами, привнесенными воспитанием в формирование устойчивости к стрессу.
В процессе исследования неблагоприятных факторов было установлено, что воздействие стрессовой ситуации и индивидуальная уязвимость могут быть нейтрализованы совместным влиянием личных качеств, семьи и социального окружения. Одной из самых известных работ в этом аспекте является крупное лонгитюдное исследование Э. Вернер и Р. Смит, посвященное изучению истоков эластичности психики или устойчивости к стрессу [3, 13]. Ученые на протяжении 40 лет наблюдали за судьбой около 700 детей из бедных семей различных национальностей. Две трети детей уже к 18 годам оказались неблагополучными: бедствовали, страдали психическими расстройствами, пережили раннюю беременность, имели проблемы в школе и с законом. Третья часть исследуемых стали успешными профессионалами, жили в стабильном браке и не имели никаких расстройств. Исследование Э. Вернер и Р. Смит раскрыло влияние на судьбу человека близких взаимоотношений с друзьями и значимыми взрослыми. Близкие люди и значимое окружение поддерживали начинания этих детей, верили в их потенциал и поощряли в стремлении достижения поставленных целей.
Распространение системного взгляда на развитие отношений меняет взгляд на семьи, переживающие стрессовое событие: теперь семья воспринимается не как разрушенная и не подлежащая восстановлению, а как столкнувшаяся с жизненными трудностями; у нее есть потенциал для восстановления и развития [4].
Теоретический анализ литературы позволяет нам выделить три варианта «проживания» семьей жизненных трудностей:
- ситуация не затронула («не пошатнула») семью: несмотря на внесение необходимых изменений, семья продолжает оптимальное функционирование;
38
Социальная психология
- ситуация незначительно сказалась на семейном функционировании: семья переживает период кризиса, но через некоторое время, изменяясь, преодолевает ситуацию;
- семья продолжительное время находится в кризисном (дисфункциональном, экстремальном) состоянии, поскольку отрицает необходимость меняться или сопротивляется изменениям либо испытывает перегруз от изменений.
Неодинаковая устойчивость семей к сложностям объясняется по-разному. Чаще всего говорят об определенном механизме, обеспечивающем достижение успеха, - о копинг-стратегии «решение проблем», о семьях, умеющих справиться с проблемой (ее опознать, проанализировать, выдвинуть версии решения и выделить из них наиболее удачную) [4, 8, 9]. Одной из первых работ в этой области была монография Р. Хилла, в которой автор описал модель семейного кризиса в период длительного отсутствия отца и концепцию копинга семейного стресса [12]. Согласно АВСХ - модели Хилла, - семейные кризисы (X) зависят от следующих факторов: стрессора (А), семейных ресурсов (В), субъективной интерпретации стрессора в семье (С).
В теории семейных систем один из параметров рассматривается как семейный стабилизатор [2]. Он придает семье прочность и стабильность, выступая фактором интеграции семьи. Выделяют функциональные и дисфункциональные стабилизаторы. Первые способствуют удовлетворению потребностей семьи, вторые препятствуют реализации функций.
Известно, что трудные жизненные ситуации проверяют семейную систему на прочность и способность восстанавливать силы после перенесенного стресса [4]. Особый интерес в этом плане представляет изучение возможностей членов семьи по организации собственного поведения в такой ситуации как в форме психологической защиты от неприятных переживаний, так и в форме конструктивной активности, направленной на преодоление возникшей трудности. Семья, обладая внутренней организацией и структурой, отвечает как единый организм на внешние и внутренние вызовы, сохраняя свою целостность. Одним из механизмов сохранения целостности выступает семейное совладание. Оно является групповым феноменом, выполняющим защитную функцию, и направлено на сохранение стабильности семейных отношений и структуры. Семейное совладание мы определяем как выбор стратегий более чем одного члена семьи в ответ на переживаемое внутреннее напряжение одного или нескольких членов семьи либо семейную дисфункциональность, способствующих сохранению, восстановлению и/или контролю семейной целостности и последующему развитию семейных отношений [1, 6].
Способность противостоять сложностям жизни и восстанавливаться после них, по нашему мнению, выступает проявлением устойчивости семьи. Так, семья,
отвечая на трудности, одновременно вынуждена себя защищать и восстанавливать. Основу устойчивости семьи составляют динамические процессы, формирующие позитивную адаптацию к крайне неблагоприятным обстоятельствам. Устойчивость семьи мы определяем как процесс, включающий динамическое взаимодействие регуляции семейного функционирования и факторов восстановления, направленный на поддержание относительно стабильного внутреннего равновесия в семье в неблагоприятной ситуации.
Исследование, осуществляемое под руководством автора с 2002 г., направлено на изучение и идентификацию совладающего поведения в семье как регулятора, действующего в системах семейных отношений (супружеской, детско-родительской, сиблинговой), для обеспечения устойчивости и сохранения ее целостности.
В контексте высказанных выше представлений теоретического анализа мы предположили, что достижение устойчивости осуществляется с помощью регуляции поведения семьи и способа согласования стратегий/сти-лей совладающего поведения, особенностей семейных отношений, качеств личностной зрелости членов семьи и характеристик семейного функционирования.
В настоящем исследовании приняли участие 116 семей с детьми. Участие в обследовании принимали оба супруга. Выборка включала 75 семей с нормально развивающимися детьми в возрасте от 4 до 16 лет; 41 семью с детьми, имеющими различные нарушения развития (глубокая недоношенность в сочетании с органическим поражением ЦНС, умственная отсталость, задержанное развитие, нарушение зрительной функции) в возрасте от 2 месяцев до 9 лет. Появление ребенка в семье с низким реабилитационным потенциалом, а следовательно, с неблагоприятным прогнозом в развитии, создает трудную жизненную ситуацию, нарушая семейное функционирование и привнося в жизнь неудовлетворение, что в совокупности приводит к возникновению хронического стресса.
Предпочитаемые супругами копинг-стратегии диагностировались с помощью опросников «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера, Дж.А. Паркера (адаптация Т.Л. Крюковой, 2001); «Супружеский копинг» М. Боуман (адаптация Е.В. Куфтяк) [5]. Для изучения особенностей супружеских и детскородительских отношений использовались опросник «Ролевые ожидания партнеров» (РОП) А.Н. Волковой; опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Сто-лина и др.; опросник «Особенности общения между супругами» Ю.А. Алешиной; опросник родительских установок (PARI) Е.С. Шафер, Р.К. Белл (адаптация Т.В. Архиреевой); опросник «Методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека» (МИРП) Ю.В. Александровой. Критерии социально-психологической адаптированности личности изучались с помощью шкалы социальнопсихологической адаптированности (СПА) К. Роджерса
39
№ 38
Сибирский психологический журнал
2010 г.
и Р. Даймонда (адаптация Т.В. Снегиревой). Для изучения параметров семейного функционирования использовались шкала семейной сплоченности и гибкости (FACES - III) Д. Олсона и др. (адаптация А.Г. Лидерс), а также методики «Климат в семье» К. Ханссона (адаптация Е.В. Куфтяк) и «Карта-схема оценивания семьи как коллектива» М.С. Резниковой. Обработка данных проводилась с использованием статистической компьютерной программы SPSS.
Для изучения процесса устойчивости семьи мы применяли следующий методический прием: первоначально провели корреляционный анализ между показателями выбора стилей/стратегий совладающего поведения и семейных отношений (удовлетворенность браком, семейные ценности, ролевые паттерны, родительские установки, межличностное общение между супругами). На следующем этапе осуществлялся корреляционный анализ между показателями семейных отношений и адаптации семьи и ее членов. Для простоты представления полученных результатов по исследуемым группам обнаруженные корреляции были внесены в единую схему (рис. 1, 2).
Корреляционный анализ показателей в группе семей с нормально развивающимися детьми. Вначале рассмотрим полученные связи между показателями выбора стилей/стратегий совладающего поведения супругами и семейных отношений. Так, в группе родителей нормально развивающихся детей было установлено, что если для супругов важны внимательные, заботливые и теплые взаимоотношения и взаимопонимание,
схожесть взглядов, сексуальные отношения с партнером и исполнение родительских обязанностей, то они не используют стратегии избегания трудных ситуаций (копинг, ориентированный на избегание, эгоистичный стиль, избегание) и не склонны проявлять агрессивные усилия (конфликтный стиль) в решении проблем.
Необходимо отметить, что связи с активным решением проблемы (проблемно-ориентированным копингом) не было обнаружено. Большее количество связей установлено с позитивным подходом в разрешении трудностей семьи (позитивность). Проявление супругами позитивной стратегии вследствие привязанности друг к другу, совместного общения и поддержки повышают их личностную общность, взаимопонимание и сексуальную гармонию, активность в роли родителя и в ведении домашнего хозяйства, а следовательно, способствуют успешному функционированию семейной структуры в целом.
Использование супругами фокусирующейся на эмоциях стратегии (эмоционально-ориентированный копинг) психологического преодоления переживаний и негативного состояния соотносится с взаимопониманием между ними, активным участием в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Эмоциональноориентированный стиль совладания согласно современным исследованиям рассматривается как стиль, используемый в неразрешимых ситуациях, что ставит под сомнение его продуктивность [7]. Вероятно, эмоциональное отреагирование - это та цена, которую платят супруги за активное включение в те сферы, которые отличают семью от других групп.
Рис. 1. Схема связей между показателями стилей, стратегий совладающего поведения и шкалами РОП, «Особенности общения между супругами», FACES - III, «Карта-схема оценивания семьи» и «Семейный климат»: Pos - позитивность; сЕМ - эмоционально-ориентированный копинг; сАУ - копинг, ориентированный на избегание; S - самообвинение; SN - эгоизм; CF - конфликтный стиль; AF - избегание; ID - шкала значимости личностной идентификации с супругом; SX - шкала значимости сексуальных отношений в браке; PR - шкала значимости для супругов родительских функций;
HU - шкала значимости хозяйственно-бытовой организации; UN - взаимопонимание между супругами;
LN - сходство во взглядах супругов; EO - эмоциональное единство; AD - семейная адаптация;
CH - сплоченность; NE - близость
40
Социальная психология
Рис. 2. Схема связей между показателями стилей, стратегий совладающего поведения и шкалами СПА,
МИРП, PARI, ОУБ, FАСЕS - III и «Климат в семье»: POc - проблемно-ориентированный копинг; сЕМ - эмоционально-ориентированный копинг; cAV- копинг, ориентированный на избегание; Sd - социальное отвлечение; Сс - конфронтативный копинг; Rpr - планирование решения проблемы; Ssu - поиск социальной поддержки; Psr - положительная переоценка; As - принятие себя; Nas - непринятие себя;
Ic - внутренний контроль; Ес - внешний контроль; Cf - конфликт с другими; Ss - шкала ощущения самопожертвования в роли родителя; Ir - шкала раздражительности и вспыльчивости родителя; Dom - шкала доминирования матери; Cmp - удовлетворенность браком;
Пр - невротические паттерны родительского отношения; Ос - отношение к партнеру по браку «хорошего семьянина»;
Пс - невротические паттерны супружеского отношения; Ad - адаптация, Dad - дезадаптация, CH - сплоченность; X- хаос
Результаты, полученные на этом этапе анализа, свидетельствуют о том, что стабильность семейных отношений, ориентация на ценности родительства и личностной идентификации с партнером, активность в бытовой сфере, значимость сексуальной интимности, взаимопонимание позволяют супругам обращаться к позитивному способу решения проблем, а значит, быть более адаптивными при переживании трудностей.
Обратимся к анализу корреляций показателей семейных отношений и семейного функционирования. Полученные данные показывают, что взаимопонимание между супругами, ценность личностной идентификации с партнером и ориентация на интимно-сексуальные отношения повышают эмоциональное единство семьи (позитивный настрой, эмоциональная стабильность и единение), способствуют ее функциональности - сба-
лансированности по шкале адаптации. Сходство взглядов супругов, ориентация их на интимно-сексуальные отношения и родительство повышают сбалансированность семьи по шкале сплоченности. Ориентация на значимость бытовой организации и схожесть взглядов супругов в разных вопросах способствуют установлению близости в семье.
Таким образом, позитивность супругов в разрешении трудностей определяет качество семейных отношений (наличие взаимопонимания между супругами, значимость интимно-сексуальной, родительской и хозяйственной сфер), а последнее, в свою очередь, способствует успешному функционированию семьи как целого.
Корреляционный анализ показателей в группе семей с детьми, имеющими нарушения в развитии. Первоначально обратимся к анализу связи между по-
41
№ 38
Сибирский психологический журнал
2010 г.
казателями выбора стилей/стратегий совладающего поведения супругами и семейных отношений. Выбор родителями избегающего поведения в проблемных ситуациях связан с высоким уровнем ощущения самопожертвования в родительской роли и проявлением раздражительности и вспыльчивости в отношениях с ребенком. Доминирование жены в вопросах семейной жизни связано с более частым выбором супругами стратегии, ориентированной на конфронтативное решение проблем.
Низкий уровень удовлетворенности браком, свидетельствующий о семейном неблагополучии, связан с эмоционально-ориентированным разрешением проблем и уходом от социальных контактов (социальное отвлечение).
Высокие значения по шкале «невротические паттерны родительского отношения», означающие проявление неуважения к ребенку и недоверия к его возможностям, связано с использованием родителем при столкновении с трудностями избегающего стиля. Высокие значения по шкале «невротические паттерны супружеского отношения», указывающие на трудности в отношениях с партнером и потерю взаимопонимания, снижают возможности проблемно-ориентированнгоо подхода к трудностям и ориентируют супругов на избегание трудностей.
Вместе с тем было обнаружено, что высокие значения по шкале «отношение к партнеру по браку» свидетельствуют о наличии понимания, уважения и удовлетворения в отношениях между супругами, соотносятся с позитивно ориентированными стратегиями совладания с трудностями (планирование решения проблем, положительная переоценка и отказ от эмоционального разрешения проблем). Выявленные связи указывают на существование потенциальных возможностей развития устойчивости семьи.
Родители детей с нарушениями в развитии, проживая в хроническом стрессе, не имея возможности удовлетворить свои основные потребности (невозможность установления полноценных супружеских отношений, постоянное нахождение с ребенком, неудовлетворенность родительством), дистанцируются от трудностей и не способны решать проблемы.
Корреляционные отношения критериев личностной зрелости - незрелости с показателями выбора совла-дающего поведения в большинстве своем отражают связь негативного отношения с собой и окружающими и выбором неконструктивных стилей / стратегий, склонностью к эмоциональному разрешению проблем. Так, непринятие себя родителями детей с отклонениями в развитии, обусловленное чувством вины, снижает возможность обращения к проблемно-ориентированному копингу и поиску социальной поддержки. Конфликтные отношения с другими у родителей негативно соотносятся с выбором конфронтативного копинга и отказом от выбора социального отвлечения.
Среди корреляционных связей необходимо отметить и наличие ресурсности у родителей. Так, высокие показатели принятия себя связаны с низким выбором эмоционально-ориентированного копинга и более частым обращением к положительной переоценке. Высокие значения показателя внутреннего контроля связаны с проблемно-ориентированным разрешением трудностей, что свидетельствует о возможности разрешения проблем родителями при самоконтроле своего поведения и эмоций.
На следующем этапе нас интересовали корреляционные связи между показателями семейных отношений и семейного функционирования.
Самопожертвование родителей и проявление ими раздражительности, доминантная позиция матери в семейной жизни, непринятие ребенка (невротические паттерны родительского отношения) и отсутствие взаимопонимания между супругами (невротические паттерны супружеского отношения) сочетаются с низким уровнем адаптивности родителей. Непринятие супругами себя, ориентация на внешний контроль, конфликтность и отсутствие эмоциональной привязанности в браке (удовлетворенность браком) соотносится с высоким уровнем дезадаптированности родителей. Доминирование матери в семье и отсутствие понимания между супругами (невротические паттерны супружеского отношения) связаны с нарушением последовательности и путаницей в семейной жизнедеятельности (хаос). Самопожертвование в роли родителя, непринятие себя и неудовлетворенность браком вносят дисбаланс в семьи по шкале «сплоченность», но понимание и удовлетворение отношениями между супругами может иметь обратную силу - повышать сбалансированность семьи по этой шкале.
Итак, в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, было выявлено нарушение процесса развития устойчивости семьи. Родители не способны предотвратить трудности активными копинг-действиями, они не могут их разрешить. В выявленных связях между показателями выбора супругами стилей/стратегий совладающего поведения и семейных отношений отмечается рассогласованность и отсутствие компенсации. Семья оказывается неспособной адекватно переносить трудности, справляться с ними и восстанавливаться. Семейные ценности, удовлетворенность отношениями, привязанность, ролевая согласованность выступают важными составляющими развития процесса устойчивости, обеспечивающими способность семьи отвечать на стресс и восстанавливаться после него.
Таким образом, способность семьи противостоять трудностям, согласно нашим представлениям, включает: а) осуществление собственно совладания с ситуацией и б) группу факторов восстановления, которые в сочетании с навыками совладания играют особую роль в развитии способности семьи справляться с трудностями
42
Социальная психология
УСТОЙЧИВОСТЬ СЕМЬИ
(рис. 3). Совладание семьи выступает регулятором отношений в ней и ее функционирования. Факторы восстановления участвуют в адаптации семьи и облегчают ее возвращение к норме после кризисной ситуации. Факторы восстановления позволяют ей как «приходить в норму» (восстанавливаться) и приспосабливаться в ситуациях кризиса, так и испытывать дезорганизацию и нарушения функционирования. Достижение определенного уровня адаптации происходит в результате сочетания копинг-усилий с факторами восстановления. Результатом семейной устойчивости можно рассматривать семейное благополучие (успешное функционирование семьи) или плохое приспособление (дисфункциональ-ность семьи).
Результаты исследования позволили выделить и описать факторы восстановления, участвующие в динамических процессах при возникновении стрессовых ситуаций.
1. Структурно-организационные особенности семьи. Внутрисемейные процессы имеют большое значение в преодолении трудностей. В процессе теоретикоэмпирического исследования мы пришли к пониманию, что семьи (в соответствии с уровнем семейного развития) создают внутренне отрегулированный набор общих и разделяемых членами семьи ценностей, ожиданий и правил, служащих ориентиром и формирующих главные области функционирования семьи: супружеские отношения, отношения работа-семья, воспитание детей и межпоколенные взаимодействия. Этот общий набор ценностей и правил играет важную роль как фактор восстановления, способствующий установлению гармонии и равновесия в ситуации семейного кризиса. Наличие в семье отрегулированных норм и взаимоотношений
упорядочивают внутрисемейные процессы, в том числе и взгляды на кризисные ситуации. В кризисных ситуациях по мере осознания и принятия грядущих перемен происходит переоценка и реорганизация структурных отношений, а значит, в соответствии с новыми условиями создается «новое» чувство «нормальности» -функциональности.
2. Взаимное единство в системе супружеских отношений. Устойчивые семьи обладают общей системой супружеских ценностей. Единство ценностей, взглядов и интересов, взаимопонимание и ориентированность на сохранение установок в супружеской паре дает ощущение гармонии. В системе супружеского единства проблема будет восприниматься как общая, что порождает и общие усилия по ее преодолению.
3. Активная родительская позиция. Дети как наиболее уязвимые члены семьи более подвержены негативному влиянию стрессовых ситуаций. Они тонко улавливают напряженность в семейных отношениях, угнетающую и тревожную обстановку. Детям в ситуации переживания семьей стресса необходимо чувство постоянства, безопасности и предсказуемости.
4. Поддержка семьи и чувство самоуважения (для семей с детьми, имеющими нарушения в развитии, больными детьми). Семьи, находящиеся в изоляции, теряют веру в себя, смысл существования и надежду на будущее. Таким семьям необходимо чувствовать постоянную поддержку окружения, чтобы верить в возможность преодоления трудностей. Усилия родителей в получении поддержки от общества и друзей, а также развитие чувства собственного достоинства и уверенности важны в улучшении психоэмоционального состояния ребенка с отклонениями в развитии.
43
№ 38
Сибирский психологический журнал
2010 г.
Например, когда родители ребенка, попадающего в группу риска, узнают о потенциальных возможностях развития и шансах на благополучный исход (пусть 20%), то задумываются, а почему бы и они не могли бы войти в это число, и предпринимают усилия, чтобы так оно и было.
5. Уверенность в себе (принятие себя). Укрепление веры в себя, уверенности и ощущения своего Я, познание своих сильных сторон (Я это могу) помогает противостоять чувствам безысходности и вины, проявлять решительность при столкновении с трудностями повседневной жизни.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что семейная устойчивость выступает той силой, которая помогает семье выстоять под действием трудностей, ведет ее к изменению функционирования в целом. Она поддерживает функционирование семьи, когда необходимы изменения или приспособление в ответ на действие внешних и внутренних угроз, когда требуется решение проблем. Рассмотрение устойчивости семьи связано с исследованием групповых феноменов, которые выполняют защитную функцию, сохраняют стабильность отношений и структуры, что приближает нас к пониманию модели семейного копинга.
Литература
1. АбабковВ.А., ПерреМ. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.
2. ВаргаА.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001.
3. Диксон У. 20 великих открытий в детской психологии. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.
4. Крюкова Т.Л., СапоровскаяМ.В., КуфтякЕ.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.
5. Куфтяк Е.В. Адаптация опросника «Супружеский копинг» // Вестник СПбУ Сер. 12 (Социология и Психология). 2009. Ч. 1, вып. 3.
С. 246-253.
6. Куфтяк Е.В. Совладающее поведение супружеской пары: субъектный подход к изучению // Субъектный подход в психологии / Под ред.
А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: ИП РАН, 2009. C. 409^21.
7. Психология совладающего поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, ТЛ. Крюкова. Кострома: КГУ
им. Н.А. Некрасова, 2007.
8. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, ТЛ. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: ИП РАН,
2008.
9. Эйдемиллер Э.Г., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.
10. AlvordM.K., Grados J.J. Enhancing resilience in children: a proactive approach // Professional psychology: research and practice. 2005. Vol. 36
(3). P. 238-245.
11. AnthonyE.J., CohlerB.J. (Eds.) The invulnerable child. N.Y.: Guilford Press, 1987.
12. HillR. Families under stress. N.Y.: Harper & Row, 1949.
13. Werner E.E. Risk, resilience, and recovery: Perspectives from the Kauai Longitudinal Study // Development and Psychopathology. 1993. Vol. 5. P 503-515.
FAMILY RESILIENCE AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON Kuftyak E.V. (Kostroma)
Summary. The article describes problems of a family resilience development under difficult life circumstances. We have analyzed how families achieve resilience in different life situations (e.g. standard difficult life situations, stressful situation of “special” parenthood). Recovery factors taking part in family reversion to its functional state in a crisis situation have also been emphasized and described.
Key words: family resilience; recovery factors; family coping behavior; regulatory and non-difficult life situations
44