Научная статья на тему 'Устойчивость в психологии семьи'

Устойчивость в психологии семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1339
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ / СЕМЕЙНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ФАКТОРЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ / ТИПЫ СЕМЕЙ / RESILIENCE / FAMILY RESILIENCE / RECOVERY FACTORS / TYPES OF FAMILIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куфтяк Елена Владимировна

В статье представлен теоретический обзор понятия устойчивость в психологии. Отдельно рассматриваются подходы к изучению семейной устойчивости. Построена модель развития семейной устойчивости, включающей осуществление совладания с ситуацией и восстановление функциональности семьи с использованием факторов восстановления. Выделена типология семей с учетом способности постстрессового восстановления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resilience in family psychology

This article presents definition resilience theoretical review in psychology. Different approaches to family resilience study have been observed individually. Family resilience evolution model has been built, including problem-solving coping realization and family functionality recovery using recovery factors. Allocated typology of families take into account the ability post-stress recovery.

Текст научной работы на тему «Устойчивость в психологии семьи»

УДК 159.9

Куфтяк Елена Владимировна

кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kuftyak@yandex.ru

УСТОЙЧИВОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ*

В статье представлен теоретический обзор понятия устойчивость в психологии. Отдельно рассматриваются подходы к изучению семейной устойчивости. Построена модель развития семейной устойчивости, включающей осуществление совладания с ситуацией и восстановление функциональности семьи с использованием факторов восстановления. Выделена типология семей с учетом способности постстрессового восстановления.

Ключевые слова: устойчивость, семейная устойчивость, факторы восстановления, типы семей.

В психологии понятие устойчивость (resilience) было операционализирова-но в рамках позитивного подхода, появившегося в ответ на негативный взгляд в изучении психологических расстройств. Смещение приоритетов от патогенеза - нацеленного на определение того, почему у некоторых людей развиваются те или иные заболевания - к салютоге-незу - системе понятий и позиций на здоровье и устойчивость к неблагоприятным обстоятельствам, позволило сосредоточиться исследователям на том, какие факторы, позволяют личности достичь успешной адаптации и благополучия.

Понятие устойчивости. В русскоязычной психологической литературе понятие «устойчивость» практически не употребляется. В словаре В.И. Даля «устойчивый», значит стойкий, крепкий, твердый, не шаткий. В зарубежной психологии под «устойчивостью» (resilience) понимается процесс, способность, результат и даже состояние успешной адаптации, несмотря на сложные обстоятельства, угрозу, стресс [4; 11; 14]. Несмотря на множество определений понятия устойчивость, существующих в зарубежной психологии, их общими составляющими являются: 1 - подверженность неблагоприятным обстоятельствам; 2 - последующая успешная адаптация [8].

Термин используется по-разному, либо как результат, приводящий к позитивному исходу, и тогда может приравниваться к устойчивости, либо как предсказуемое последствие устойчивости.

Психологически устойчивость относится к -физической способности регулировать гормональные и другие реакции на стресс, быстро возвращаться к исходному уровню, когда факторы стресса ослабевают [12]. Другими аспектами «человеческого капитала» являются: способность ре-

шать проблемы, регуляция эмоций, чувство владения ситуацией и адекватные умения.

Современные данные исследований свидетельствуют о том, что социальные и биологические составляющие устойчивости тесно связаны. По мнению Е Ozbay, социальная изоляция и низкий уровень социальной поддержки демонстрируют негативное влияние на психологическое и физическое здоровье, по силе воздействия соотносимое с ожирением или табакокурением [12]. Напротив, присутствие социальной поддержки соотносится с сокращением выделяемых гормонов стресса, что сокращает восприимчивость к негативным воздействиям.

В современных психологических работах устойчивость выступает ни универсальным, ни стабильным явлением. Отдельные личности и семьи могут быть устойчивыми в одних сферах и ситуациях, и могут не проявлять ее в других, их способность к этому может изменяться с течением времени [9]. Даже проявляя абсолютную устойчивость, отдельные личности и семьи не могут быть полностью невосприимчивыми к стрессу, они могут испытывать переживания и внутрисемейное напряжение вследствие кризисных ситуаций.

Индивидуальная устойчивость. Индивидуальную устойчивость проявляют «люди, которые адаптируются к чрезвычайным обстоятельствам, достигая неожиданного позитивного исхода перед лицом трудностей» [7, с. 136]. SJ. Wolin,

S. Wolin определяют устойчивость как способность обсуждать важнейшие проблемы, побуждающие к развитию и последовательно восстанавливать силы для завершения задач, связанных с развитием, которые облегчили бы вхождение во взрослую жизнь и ее продолжение [17].

Исследования устойчивости проводятся с акцентом на различные факторы, например неко-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-06-00812а).

торые авторы, делают акцент на факторах риска и защиты, которые могут вызвать или прервать устойчивость. Другие сосредоточивают внимание на внутренних / биологических и внешних / средовых факторах, связанных с устойчивостью. Что касается возрастного фактора, устойчивость на протяжении долгого времени изучается как среди детей, так и среди взрослых.

Э. Вернер и Р. Смит одни из первых прояснили структуру устойчивости и рассмотрели проявление устойчивости в период взрослости в соотношении с пережитым в детстве высоким риском неблагоприятного исхода [16]. В своей работе исследовательницы выделили 4 фактора, влияющие на различия между детьми группы риска, которые сумели успешно адаптироваться и теми, которые адаптироваться не смогли: 1) активное решение проблем; 2) способность воспринять травмирующие обстоятельства конструктивно; 3) способность стимулировать позитивное взаимодействие с другими; 4) способность принять и увидеть значимость событий посредством веры. Связанные с устойчивостью исходы проявляются во взрослой жизни как: личное удовлетворение, успех в работе, семейные и общественные жизненные характеристики, отсутствие конфликтов с законом, присутствие близких людей, готовых на поддержку из числа взрослых.

Исследования устойчивости индивида фокусируется на индивидуальных особенностях характера.

У взрослых акцент делался на жизнестойкости (hardiness) или «чувстве значимости жизни, выборе собственного будущего и интерес перемен» [6, с. 131]. P.T. Bartone доказывает, что жизнестойкость (hardiness) тесно связана с тем, как люди трактуют то, что произошло с ними. Жизнестойких людей исследователь описывает как «трактующих стрессовые и травматические события как нормальный аспект существования, как часть своей жизни, которая все же несмотря ни на что интересна; верящих в то, что в их силе справиться с трудными обстоятельствами и активно пытающихся это сделать» [6, с. 137].

У детей характеристиками, связанными с устойчивостью являются: хорошие познавательные способности и легкость темперамента, что способствует качественным социальным связям.

Детская устойчивость оказывается социально обусловленной, в первую очередь, под влиянием родителей. Это осуществляется посред-

ством нескольких механизмов, включая образец уверенного поведения, а также демонстрацию эффективного решения проблем в трудной ситуации [15]. Родители формируют поведение детей через установление теплых отношений и регламентирование ограничений, тем самым обучая детей, как управлять своими эмоциями и взаимодействовать с другими. Неотзывчивые, непоследовательные, враждебно настроенные родители подрывают детскую устойчивость, учат детей не доверять другим, чувствовать себя неуверенными в отношениях и выбирать неэффективные стратегии для поиска социальной поддержки [15].

Ряд исследователей доказывают, что на развитие и становление устойчивости оказывают влияние как факторы, относящиеся к окружающей обстановке, так и биологические факторы. Так, В. МаМ1есо, J.C. Реегу (2000) исследовали внутренние и внешние факторы, которые способствуют или препятствуют проявлению жизнестойкости на индивидуальном уровне и косвенно на семейном уровне [10]. Внутренние или наследственные факторы описываются как факторы биологической и психологической природы: они присущи индивиду и им порождаются. С точки зрения внутренних факторов, устойчивые дети обладают хорошим физическим здоровьем, редко болеют, не страдают бессонницей и отсутствием аппетита. Напротив, внешние или относящиеся к окружающей среде факторы, порождаются вне личности и зачастую отражают качество отношений или с членами семьи, или с людьми, не входящими в семейный круг. Факторы, в пределах семейного окружения включают в себя: родителей, их стиль воспитания, сиблингов, традиции и культуру. Факторы вне семейного окружения, которые играют роль в проявлении устойчивости, включают в себя отношения и ресурсы социального окружения - общественные организации и сообщества, и их членов - взрослых и ровесников.

Устойчивость изображается в условиях факторов риска и защиты для детей, а также и взрослых. Факторы риска определяются как факторы, повышающие вероятность того, что человек столкнется с трудностями в детстве или на протяжении своей жизни [4]. Так, развод родителей, бедность, физические и умственные заболевания являются общими факторами риска. Факторы защиты помогают человеку избежать или защититься от неприятных последствий травмы. Темперамент, выносливость, социальная поддержка

и присутствие взрослого, заинтересованного делами ребенка и наставляющего его выступают факторами защиты [8; 15; 16]. Невозможно переоценить важность значимых отношений ребенка и взрослого в ситуации травмы или стресса.

Во многих работах зарубежных психологов показано, что реакции ребенка на стресс, несчастье и травму в значительной степени опосредованы, если в жизни ребенка есть хотя бы один любящий родитель или один заботливый взрослый [15; 17]. По данным исследований Э. Вернер и Р. Смит все взрослые, пережившие травму или стресс в детстве и проявившие устойчивость во взрослом возрасте, могли назвать, по меньшей мере, одного значимого взрослого, проявлявшего о них заботу и принимавшего их [16]. По мнению исследователей, устойчивость проявляется там, где факторы риска были минимизированы, а факторы защиты присутствовали. Установлено, что факторы риска и защиты - постоянно изменяющиеся явления и в различные временные промежутки факторы риска могут стать факторами защиты, а факторы защиты могут выступать факторами риска.

Семейная устойчивость. Семейный стресс и копинг находятся в поле зрения исследователей с начала 80-х годов прошлого столетия. За три десятилетия исследователи расширили поле своих исследований, включив в него и устойчивость. По причине трудностей, связанных с исследованием последствий кризисных ситуаций, изучение

семей представляется более сложным, по сравнению с изучением отдельно взятого человека, что и определяет немногочисленность данных по этой проблеме.

Понимание устойчивости зарубежными психологами было расширено до уровня семейной системы, что позволило выделить два фактора -гибкость (elasticity) и способность держаться «на плаву» (buoyancy). Гибкость как свойство семейной системы, позволяет семье восстановить привычную модель действия после столкновения с факторами риска. Способность держаться «на плаву» как способность семьи быстро «подняться» от травмы или трудных событий, влекущих изменения в привычном укладе жизни семьи. Соответственно, процесс устойчивости подразумевает способность противостоять разрушительным жизненным событиям и «вставать на ноги» после них [11].

Ф. Уолш разработала теоретическую структуру семейной устойчивости, включающей три основные сферы: система семейных верований, организационная модель и процессы общения [14]. Каждая из первичных сфер содержит несколько подкатегорий: способность извлечь урок из случившегося, позитивное мировоззрение, трансцендентальность и духовность, гибкость, чувство единения, социальные и экономические ресурсы, ясность в общении, выражение эмоций и совместное решение проблем (рис. 1.).

СЕМЕЙНАЯ

УСТОЙЧИВОСТ

С

г

Система семейных верований

х О

Организационная модель

я р р

1

Общение / решение проблем

м

Извлечение опыта из несчастья ““ Л Я о X о ь '

Позитивное мировоззрение Открытое выражение эмоций

Трансцендентность и духовность Социальные ресурсы Совместное решение проблем

Рис. 1. Модель семейной устойчивости Ф. Уолш

Модель, предложенная Ф. Уолш, получила свое подтверждение в исследовании более 600 членов 216 семей беженцев из 13 стран Азии, Африки, Европы, Латинской Америки. Карибских островов, Северной Америки [13].

Система семейных верований в модели включает в себя ценности, отношения, склонности и заботу, которые разделяются всеми членами семьи, формируют их групповую реакцию на неблагоприятные события. Так, при исследовании семей беженцев, испытуемые описывали родителей, которые вселяли в свои семьи веру, что они смогут вернуться к цивилизованной жизни, смогут жить нормальной жизнью [13].

Согласно модели семейной устойчивости Ф. Уолш, устойчивые семьи с большей вероятностью, по сравнению с другими семьями способны сохранить определенные организационные модели, включающие совместное времяпрепровождение, повседневные бытовые дела и ритуалы. В исследовании А. Panos, Р. Panos семьи беженцев предпринимали попытки защитить членов своей семьи, сплотить их и сохранить существующие повседневные дела и ритуалы, пусть и с запозданием [16].

Открытое общение - жизненно важно для жизнестойкости семей. По мнению Ф. Уолш ясность и согласованность общения облегчает эффективное функционирование семьи. Считается, что устойчивые семьи характеризует продуктивное решение проблем, включая активное общение, эффективное регулирование поведения, четкое и гибкое распределение ответственности.

В семьях беженцев это демонстрировалось посредством способности разрабатывать творческие альтернативные планы и совместные решения, а также общаться открыто [16].

Семейная устойчивость как модель динамических процессов в семье, обладает рядом преимуществ [14]. Во-первых, она акцентируется на силах, действующих в кризисный период и являющихся необходимыми для преодоления травм и кризисов. Во-вторых, она не предписывает того, что одна и та же модель годна для всех семей, так как деятельность оценивается в рамках уникального контекста семейных ценностей, структуры, имеющихся ресурсов и жизненных процессов. В-третьих, она не рассматривает деятельность семьи как статическое явление, напротив это оптимальная деятельность, которая варьируется, развивается на протяжении времени.

Устойчивость семьи в парадигме стресс-копинга. Понять, как под воздействием стресса семья сохраняет устойчивость или разваливается, помогает метафора К. Витакера, когда семья представляется как огромное колесо фургона: «Одна из спиц выпадает, теряется или ломается, и все колесо становится неустойчивым. Когда выпали или поломаны несколько спиц, стабильности еще меньше. Но, если ось, шина и спицы соединены равномерно, колесо продолжает вращаться» [1, с. 79]. Метафора образно помогает нам увидеть присутствие определенных факторов в семье, помогающих сохранять целостность и устойчивость под действием стрессоров и труд-

УСТОЙЧИВОСТЬ СЕМЬИ

УГРОЗА РЕЗУЛЬТАТ / ИСХОД

Рис. 2. Схема развития семейной устойчивости

ностей. Устойчивость выступает как процесс адаптации, используемый семьей для приспособления к стрессовым ситуациям. Основой для развития устойчивости служат динамические процессы, формирующие позитивную адаптацию к неблагоприятным обстоятельствам. Устойчивость является потенциальной силой в семье, активирующей гибкость в решении проблем и мобилизующей ресурсы в семье.

Способность семьи противостоять трудностям, согласно авторской концепции [2; 3; 5], включает: а) осуществление собственно попытки со-владания с ситуацией; б) группу факторов восстановления, которые в сочетании с навыками совладания играют особую роль в развитии способности семьи справляться с трудностями (рис. 2). Устойчивость семьи нами понимается как процесс, включающий динамическое взаимодействие регуляции семейного функционирования и факторов восстановления, направленный на поддержание и восстановление относительно стабильного внутреннего равновесия в семье в неблагоприятной ситуации [2; 3].

К. Витакер описал факторы восстановления, которые действуют либо как защитный буфер, либо компенсируют появившиеся нарушения в функционировании, либо помогают, поддерживают в преодолении трудных ситуаций. Факторы восстановления участвуют в адаптации семьи и облегчают ее возвращение к своей норме в кризисной ситуации. Факторы восстановления позволяют семье как «приходить в норму» (восстанавливаться) и приспосабливаться в ситуациях кризиса, так и испытывать дезорганизацию и нарушения функционирования в семье. Достижение адаптации происходит в результате сочетания копинг-усилий с факторами восстановления (индивидуальными, семейными и социо-культур-ными характеристиками). Факторы восстановления представлены тремя классами: фактор индивидуальной направленности, внутрисемейный и внесемейный факторы [2; 3].

Типологизация семей с учетом способности постстрессового восстановления. В основу типологизации семей были положены следующие критерии: уверенность в достижении цели, семейная сплоченность, гибкость, удовлетворенность существующими отношениями в семье, характер детско-родительских отношений, семейная поддержка, управление стрессором, а также восприятие жизненных событий [3; 4].

Было выделено три типа семьи: «гибкий (эластичный)», «последовательный», «уязвимый». Каждый тип семьи раскрывает как структурнофункциональные особенности и систему существующих отношений (супружеских, родительских), так и особенности реагирования в стрессовой ситуации. Каждый из типов семьи выступает показателем развития семейной устойчивости, характеризуя специфику восстановления семьи после перенесенной трудности.

Так, в семье «гибкого» типа: супруги характеризуются переживанием субъективного благополучия в отношениях с собой, супругом(ой), ребенком и окружающими; супруги имеют высокую оценку себя; принимают своего ребенка, ориентируют его на успех; члены семьи способны оказать друг другу социальную поддержку; существует убеждение, что жизнь понятна и управляема; семья отвечает изменениями в ответ на стрессор. Семьи «последовательного» типа: имеют выраженную тенденцию контролировать семейные сферы; взрослые положительно относятся к себе, но достаточно доминантны; характеризуются со-зависимыми отношениями внутри семьи; характеризуются «детоцентрированно-стью»; в стрессовой ситуации концентрируются на отношениях внутри семьи, нежели на поиске внешней поддержки. Семьи «уязвимого» типа: имеют неуверенных в себе взрослых, ожидающих внешнего контроля; характеризуются неудовлетворенностью супружескими отношениями, готовностью к открытой конфронтации; характеризуются стремлением инфантилизировать ребенка; характеризуются повышенной подверженностью риску при столкновении со стрессовыми ситуациями; в стрессовой ситуации сосредоточиваются на контактах вне семьи; воспринимают жизнь как угрожающую и неуправляемую.

Таким образом, смещение акцента на семейную устойчивость позволяет исследователям выявлять действия и поведение, которые дают возможность семьям справляться более эффективно и «вырываться» более решительно из кризисных ситуаций или непрекращающегося состояния стресса, переживаемого семьей. Важной в понимании семейной устойчивости является идея о том, что даже проблемные, неблагополучные, дисфункциональные семьи могут быть источником устойчивости. Так, модель семейной устойчивости ставит вопрос о том, как может каждая семья, столкнувшись в кризисной ситуа-

цией, справиться с ней, найдя функциональный выход, подходящий именно этой семье, с учетом ее стиля жизни, способностей и традиций?

Библиографический список

1. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. - М.: Класс, 1998. - 208 с.

2. Куфтяк Е.В. Исследование устойчивости семьи при воздействии трудностей // Психологические исследования: электрон. науч. журн. -

2010. - N° 6 (14) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.12.2010).

3. Куфтяк Е.В. Психология семейного совла-дания: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М.,

2011. - 46 с.

4. Куфтяк Е.В. Психология семьи: регуляция и защита. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 384 с.

5. Куфтяк Е.В. Семейная устойчивость как психологический феномен // Сибирский психологический журнал. - 2010. - N° 38. - С. 38-44.

6. Bartone P.T. Resilience under military operational stress: Can leaders influence hardiness? // Military Psychology. - 2006. - Vol. 18(Suppl.). -S. 131-148.

7. Fraser M. W., Richman J.M., GalinskyM. Risk, protection, and resilience: Toward a conceptual framework for social work practice // Social Work. -1999. - Vol. 23(3). - P. 131-143.

8. Luthar S. Resilience in development: A synthesis of research across five decades // Developmental psychopathology, Vol. 3: Risk, disorder, and adaptation / Eds. D. Chicchetti, D.J. Cohen. - Hoboken, NJ: Wiley, 2006. - P. 739-795

9. MacDermid S.M., Samper R., Schwarz R., Nishida J., Nyaronga D. Understanding and promoting resilience in military families. - West Lafayette, IN: Military Family Research Institute, 2008.

10. Mandleco B., Peery J.C. An organizational framework for conceptualizing resilience in children // Journal of Child and Adolescent Psychiatric Nursing. - 2000. - Vol. 13(3). - P. 99-111.

11. McCubbin H.I., McCubbin M.A., Thompson A.I., Han S., Allen C. T. Families Under Stress: What Makes Them Resilient // Journ. of family and Consumer Sciences. - 1997. - V 89 (3). -P 2-11.

12. Ozbay F., Johnson D.C., Dimoulas E., Morgan C.A., Charney D., SouthwickS. Social support and resilience to stress: Fromneurobiology to clinical practice // Psychiatry. - 2007. - Vol. 4. - P. 35-40.

13. Panos A., Panos P. Resiliency factors in refugee families // The family in the new millennium: World voices supporting the natural clan. Vol. 3. Strengthening families / Eds. A.S. Loveless, T.B. Holman. - Westport, CT: Praeger, 2007. - P. 192-203.

14. Walsh F. Family resilience: a framework for clinical practice // Family Process. - 2003. -Vol. 42 (1). - P. 1-18.

15. Walsh F. Traumatic loss and major disasters: Strengthening family and community resilience // Family Process. - 2007. - Vol. 46. - P 207-227.

16. Werner E.E. Risk, resilience, and recovery: Perspectives from the Kauai Longitudinal Study // Development and Psychopathology. - 1993. -Vol. 5. - P 503-515.

17. Wolin S.J., Wolin S. The resilient self. - NY: Random House, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.