Научная статья на тему 'Семантический комментарий к идеологеме "сотрудничество" и философеме "шанхайский дух" в понятийном контексте Шанхайской организации сотрудничества'

Семантический комментарий к идеологеме "сотрудничество" и философеме "шанхайский дух" в понятийном контексте Шанхайской организации сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
120
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФЕМА / ШАНХАЙСКИЙ ДУХ / ШОС / ПОНЯТИЙНАЯ МАТРИЦА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / ПОЛИТИКА ФИЛОЛОГИИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ КОГНИЦИЯ / ПОНЯТИЙНЫЙ КОНТЕНТ / PHILOSOPHEMA / SHANGHAI SPIRIT / SCO / CONCEPTUAL MATRIX / POLITICAL LINGUISTICS / POLITICAL EPISTEMOLOGY / POLITICS OF PHILOLOGY / SPATIAL COGNITION / CONCEPTUAL CONTENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Халина Наталья Васильевна, Валюлина Екатерина Владимировна

В статье рассматриваются семантика компонента «сотрудничество» номинации «Шанхайская организация сотрудничества» (ШОС) и понятийный контент философемы «шанхайский дух», определяющей функциональные параметры дискурса ШОС и влияющей на семантическое пространство. Идеологема «сотрудничество» регулирует восприятие информации о событиях и интеграцию выстраиваемой относительно политической реальности определенной картины мира. Понятийный контент философемы «шанхайский дух» определяется на основе семантического анализа, который включает в себя несколько этапов: 1) построение понятийной матрицы на основе анализа метатекста Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества; 2) выявление семантического значения и опосредуемой им коммуникативной значимости иероглифов, входящих в состав номинации; 3) расширение контекста толкования и границ метатекста через ассоциативные корреляции номинаций 上海精神 (шанхайский дух) и上海气 (Дух Шанхая); 4) конструирование на основе данных лексикографических источников контента понятия духа, или ци как внутренней формы, означаемого терминологического сочетания «шанхайский дух».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC COMMENTARY ON THE IDEOLOGEME “COOPERATION” AND THE PHILOSOPHEMA “SHANGHAI SPIRIT” IN THE CONCEPTUAL CONTENT OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION

The article deals with the semantics of the “cooperation” component of the Shanghai cooperation organization nomination and the conceptual content of the “Shanghai spirit” philosophema, which determines the functional parameters of the SCO discourse and affects the semantic space. The ideologeme “cooperation” regulates the perception of information about events and the integration of a certain picture of the world that is built relative to the political reality. The conceptual content of the philosophemaShanghai spirit” is determined on the basis of semantic analysis, which includes several stages: 1) building a conceptual matrix based on the analysis of the metatext of the Declaration on the establishment of the Shanghai cooperation organization; 2) identifying the semantic meaning and the mediated communicative significance of the hieroglyphs that make up the nomination; 3) expanding the context of interpretation and boundaries of the metatext through associative correlations of 上海精神 (“Shanghai spirit”) and 上海气 (Spirit of Shanghai); 4) construction on the basis of data lexicographic sources of content of the concept of spirit, or qi as an internal form, the signified terminological combination “Shanghai spirit”.

Текст научной работы на тему «Семантический комментарий к идеологеме "сотрудничество" и философеме "шанхайский дух" в понятийном контексте Шанхайской организации сотрудничества»

УДК 81'33

Н. В. Халина, Е. В. Валюлина

Семантический комментарий к идеологеме «сотрудничество» и философеме «шанхайский дух» в понятийном контексте Шанхайской организации сотрудничества

Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются семантика компонента «сотрудничество» номинации «Шанхайская организация сотрудничества» (ШОС) и понятийный контент философемы «шанхайский дух», определяющей функциональные параметры дискурса ШОС и влияющей на семантическое пространство. Идеологема «сотрудничество» регулирует восприятие информации о событиях и интеграцию выстраиваемой относительно политической реальности определенной картины мира. Понятийный контент философемы «шанхайский дух» определяется на основе семантического анализа, который включает в себя несколько этапов: 1) построение понятийной матрицы на основе анализа метатекста Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества; 2) выявление семантического значения и опосредуемой им коммуникативной значимости иероглифов, входящих в состав номинации; 3) расширение контекста толкования и границ метатекста через ассоциативные корреляции номинаций (шанхайский дух) и

iÄ^ (Дух Шанхая); 4) конструирование на основе данных лексикографических источников контента понятия духа, или ци как внутренней формы, означаемого терминологического сочетания «шанхайский дух».

Ключевые слова: философема, шанхайский дух, ШОС, понятийная матрица, политическая лингвистика, политическая эпистемология, политика филологии, специальная когниция, понятийный контент.

DOI 10.25587/SVFU.2020.76.61515

N. V. Khalina, E. V. Valyulina

Semantic Commentary on the Ideologeme "Cooperation" and the Philosophema "Shanghai Spirit" in the Conceptual Content of the Shanghai Cooperation Organization

Altai State University, Barnaul, Russia

Abstract. The article deals with the semantics of the "cooperation" component of the Shanghai cooperation organization nomination and the conceptual content of the "Shanghai spirit" philosophema, which determines the functional parameters of the SCO discourse and affects the semantic space. The

ХАЛИНА Наталья Васильевна - д. филол. н, профессор Алтайского государственного университета. E-mail: nkhalina@yandex.ru

KHALINA Natalia Vasilyevna - Doctor of Philological Sciences, Professor Altai State University. ВАЛЮЛИНА Екатерина Владимировна - к. филол. н, доцент Алтайского государственного университета.

E-mail: serev@ya.ru

VALYULINA Ekaterina Vladimirovna - Candidate of Philology Sciences, Associate Professor, Altai State University.

ideologeme "cooperation" regulates the perception of information about events and the integration of a certain picture of the world that is built relative to the political reality. The conceptual content of the philosophema "Shanghai spirit" is determined on the basis of semantic analysis, which includes several stages: 1) building a conceptual matrix based on the analysis of the metatext of the Declaration on the establishment of the Shanghai cooperation organization; 2) identifying the semantic meaning and the mediated communicative significance of the hieroglyphs that make up the nomination; 3) expanding the context of interpretation and boundaries of the metatext through associative correlations of i ("Shanghai spirit") and (Spirit of Shanghai); 4) construction on the basis of data lexico-

graphic sources of content of the concept of spirit, or qi as an internal form, the signified terminological combination "Shanghai spirit".

Keywords: philosophema, Shanghai spirit, SCO, conceptual matrix, political linguistics, political epistemology, politics of Philology, spatial cognition, conceptual content.

Введение

Одним из социально-политических трендов современности является региональная интеграция, поскольку интегрированным блокам проще давать объединенный ответ на вызовы безопасности [1]. Идеи региональной интеграции в рамках Шанхайской организации сотрудничества получают свое развитие на основе взаимопроникновения культур, языков, поведенческих текстов, что ориентирует региональное сообщество на конструктивное взаимодействие в рамках «диалога цивилизаций».

Моделирование «диалога цивилизаций» предполагает, на наш взгляд, учет положений политической эпистемологии [2], рассматриваемых через призму филологической политики или политики филологии [3]. Основной вопрос, который должна разрешить политика филологии: каким образом соединить текст, мир и филологическую критику в конкретно-историческом мире повседневности социума и социального субъекта [4].

Категория конкретно-исторической повседневности актуальна для построения коммуникаций внутри геополитических альянсов, к числу которых следует отнести Шанхайскую организацию сотрудничества. С точки зрения филологической важным концептуальным компонентом этой номинативной единицы является элемент «сотрудничество». Е. А. Миронов считает, что понятие «сотрудничество» включает в себя не только деятельность, но и позитивные эмоциональные отношения, к которым относятся взаимопонимание, взаимопомощь, поддержка и доверие друг к другу [5]. Эффективное сотрудничество, по мнению исследователя, предполагает: 1) наличие совместной цели;

2) процесс коммуникации, т. е. обмен информацией между участниками сотрудничества;

3) процесс достижения цели, который характеризуется согласованностью действий участников совместной деятельности; 4) отношения между участниками, квинтэссенцией которых является доверие между участниками сотрудничества [5].

Интеграция перечисленных аспектов составляет контент идеологемы «сотрудничество», посредством которой осуществляется структурация и объяснение ШОС как факта современной политической реальности и выработка мировоззренческой - «шосовской» - позиции. Модель сотрудничества Е. А. Миронова, или Ромб Сотрудничества (рис. 1) [5, с. 13], можно рассматривать как основу понятийной матрицы идеологемы «сотрудничество». Понятийные схемы, как отмечает Е. А. Кулькина, это пространственные построения, помогающие систематизировать понятия, заявленные в тексте через выявление связей связи между ними [6].

Рис. 1. Модель сотрудничества Е. А. Миронова, или Ромб Сотрудничества

Идеологема изучается нами в качестве сложного когнитивно-стилистического процесса кодирования современной действительности, целью которого является построение обществом своей идентичности [7].

Для Шанхайской организации сотрудничества конкретно-исторический мир синхронной реальности моделируется идеологемой «сотрудничество», которая регулирует восприятие информации о событиях и интеграцию выстраиваемой относительно реальности (политической реальности) прежде всего определенной картины мира. Определение ценностной весомости параметров подобной картины мира возможно с позиций политической эпистемологии - исследовании рациональных стратегий в области Политического, понимания человеком Политического, оперирования с представлениями о Политическом, осуществления человеком своего выбора [8]. Политика филологии в этом случае заключается в выявлении особенностей жизнеспособности когнитивных (или концептуальных) структур организации -геополитического союза - в мире повседневности и разработке положений совместимости поведенческих текстов государств в масштабируемых средах.

В качестве первичной системы принципов установления сотрудничества можно предложить принципы, поддерживающие функционирование образовательной среды азиатского вуза: 1) уважение к человеку; 2) самоконтроль; 3) великодушие и симпатию к другим; 4) осуществление коллективного самопознания; 5) соблюдение требования коммуникативной терпимости; 6) признание возможности отсутствия фиксированных границ; 7) создание хрупкости и жизни с ней [9].

Политическое становится элементом конкретно-исторического мира повседневности. По утверждению профессора Стэнфордского университета Х. У Гумрехта, конкретно-исторический мир повседневности отличается несоразмерностью между эстетическим переживанием и институциональным насаждением этических норм [10]. Приспособление эстетической интенсивности к этическим требованиям в конечном счете нормализует конкретно-историческую повседневность. Актуальной задачей становится формирование и формулирование этического послания, которое для Шанхайской организации сотрудничества в базовой форме выражено в философеме «шанхайский дух».

В Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества, принятой 14 июня 2001 г. в Шанхае президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, председателем КНР Цзян Цзэминем, президентом Киргизии Аскаром Акаевым, президентом России Владимиром Путиным, президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым, президентом

Рис. 2. Понятийная схема типа иерархии философемы «шанхайский дух» в Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества

Узбекистана Исламом Каримовым, отмечалось: «Сформировавшийся в процессе развития «Шанхайской пятерки» «шанхайский дух», характеризующийся взаимным доверием, взаимной выгодой, равенством, взаимными консультациями, уважением к многообразию культур, стремлением к совместному развитию, является бесценным достоянием, накопленным странами региона за годы сотрудничества. Оно будет приумножаться, становясь в новом столетии нормой в отношениях между государствами - участниками Шанхайской организации сотрудничества» [11].

Понятийная схема философемы «шанхайский дух» в Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества обращает внимание на два аспекта этой аксиологической категории: 1) чему нет цены; что выше всякой цены («бесценное»); 2) духовные ценности, наследие («достояние») (рис. 2).

Для атрибута «бесценное» уточняется время его актуальности (когда? - «в новом тысячелетии»), состав акторов (для кого? - «между государствами») и уровень функциональной дискурсивной значимости («норма»). Содержание атрибутивного признака «достояние» уточняется через предикат - семантический классификатор «будет приумножаться».

В словаре иностранных слов Н. Г. Комлева термин «философема» соотносится с лексемой немецкого языка РЫ^орИет, которая переводится как «философский тезис», «положение», «модель» [12].

В. А. Песоцкий рассматривает философему в качестве формы философского знания, которая готовит почву для возникновения законов, принципов и концепций философии [13].

В. В. Картавцев, анализируя содержание понятия «философема» в работах современных авторов, выделяет положения, в которых авторы приходят к консенсусу относительно понятия философемы: а) представляет собой определенную форму знания; б) имеет мировоззренческую окрашенность; в) обеспечивает взаимодействие обыденного и теоретического уровней познания; г) является элементом, на основе которого могут складываться четко оформленные философские концепции; д) находит свое воплощение в текстах, сочетающих философское и художественное измерения [14].

Пань Гуан, доктор исторических наук, директор Центра изучения ШОС при Шанхайской академии общественных наук, советник правительства Шанхая по вопросам борьбы с терроризмом, обращает внимание на то, что ядро понятия^ЙШФФ «шанхайский дух» составляют 20 иероглифов, которые означают «взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение многообразия культур, стремление к совместному развитию».

Рис 3. Иероглиф, обозначающий ци

Каждое понятие, включенное в обоснование «шанхайского духа», имеет глубокий и лаконичный смысл: первые восемь иероглифов «взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации» легли в основу так называемой «новой модели безопасности». Исполненные духом «сотрудничества» субъекты не образуют союзы, направленные против третьей стороны, путем мирного диалога и консультаций они устраняют скрытые угрозы, разрешают спорные вопросы, предупреждают вооруженные столкновения, укрепляя разностороннее сотрудничество.

Рассмотрим следующие 12 иероглифов: «уважение многообразия культур» - этот принцип говорит о признании разнообразия культур и цивилизаций в современном мире, об уважительном отношении к истории и культуре каждого государства, об уважении самостоятельного выбора каждым народом своего общественного строя и модели развития.

Шанхайская организация сотрудничества, руководствующаяся «шанхайским духом», имеет для Китая важное стратегическое значение. Во-первых, она способствует формированию «пояса приграничной безопасности» на % континентальных границ Китая. Во-вторых, развитие ШОС создает благоприятную международную обстановку вокруг Китая, что положительно сказывается на усилиях китайского руководства по построению «общества средней зажиточности» и «гармоничного мира». «Шанхайский дух» обладает мощной жизненной силой, а руководствующаяся им ШОС - образцовый пример альтернативной модели, ставящей перед собой цель достижения мира и развития во всем мире.

Определяя понятийный объем философемы «шанхайский дух», необходимо напомнить о первом употреблении синтаксического и логического прообраза анализируемой философемы, появившемся в номинации очерка Чжоу Цзожэнь 1927 (Шанхай ци

«Дух Шанхая») (иероглиф, обозначающий ци) (рис. 3).

Термин ци стал философской категорией в IV в. до н. э. в таких классических памятниках, как «Гуань-цзы», «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы» и др. [15]. Хронологически первым принято считать упоминание ци в «Гоюй» (V в. до н. э.). Этимологическое значение ^ - «пар над варящимся (жертвенным) рисом». Понятие ^ «ци»

конкретизируется на трех смысловых уровнях: космологическом, антропологическом и психологическом. На космогоническом уровне ци - это универсальная субстанция Вселенной; на антропологическом - это связанный с кровообращением наполнитель человеческого тела (аналог «жизненных» или «животных духов» европейской философии), который может утончаться до «семенной души» и «духа»; на психологическом уровне - актуализация психического центра, синь - сердце, управляемое волей и управляющее чувствами.

Мэн-цзы (IV в. до н. э.) рассматривал ци как воплощение единства духовного и телесного, представляющего универсальность мировой «пневмы» [16]. Ван Чун (I в.) разделял ци на утонченное ци и сгущенное ци, образующие духовный и телесный миры [17]. У Чжу Си (XII в.) ци образует дихотомию с категорией ли («закон/принцип»), означая нерасторжимое единство материалообразующего, континуального и качественно неопределенного ци и структурообразующего, рационального и морально окрашенного закона/принципа ли. В конфуцианстве понятие ли играет роль основополагающего этического принципа, который регулирует отношения между людьми в различных сферах жизни, нормы их поведения, фактически определяет характер их поведенческого текста.

Первоначально термин ци обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, с которыми связывалось понимание культовой полезности и утилитарности (трактаты «Лунь юй», «Си цычжуань», «Дао дэ цзин», «Мэн-цзы»).

Ци - первовещество, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, которая может дифференцироваться как хуньдунь - хаос, тай цзи - великий предел, тай и - великое единое, тайчу - великое начало или тай сюй - великая пустота. Начальные формы дифференциации ци - инь и усан - пять элементов.

В «Цзо чжуани» (IV в. до н. э.) человеческие эмоции и «вкусы» (горечь, сладость и т. п.) рассматриваются как порождение, «воля» - как воплощение ци. Ци - это материальная сила, энергия либо жизненная сила, связанная с кровью и дыханием. Как материальная сила ци участвует в процессе становления вещей и людей [18].

Семантически значимой, на наш взгляд, является также соотнесение терминов «шанхайский дух» и «шанхайский стиль». Термин «шанхайский стиль» первоначально использовался в живописи, затем перешел в литературоведение и литературу. Термин, возникший в начале ХХ в., обозначал духовную и художественную культуру города коммерции, роскоши и потребления [19]. К концу ХХ в. «шанхайский стиль» превратился в самостоятельную эстетическую категорию, обладающую собственными критериями художественности. До 80-х гг. XX в. в общественном сознании сохраняется восприятие «шанхайского стиля» как стиля, порожденного коммерциализированной и светской культурой, противоположного по своей внутренней форме более традиционному пекинскому стилю.

Собственно «шанхайский» мотив формируется в китайской литературе в конце XIX в.: знаменитый роман Хань Банцина «Цветы на море» 1892 г. заложил основы эстетики хайпай, основанной на контрасте «роскоши и искренней простоты, вычурного облика и скрывающихся за ним простых и обычных стремлений, насыщенность романтичной, а порой и развязной чувственностью, за которой прячется печаль» [19].

Историк А. А. Маслов свое индивидуальное восприятие «Восточного Парижа» -Шанхая - передает через философему «шанхайский дух», наполняя ее новым содержанием: «Шанхайский дух - это дух заносчивости. Но эта заносчивость не такая, что к тебе никогда нельзя подойти, а такая немножко «британская» заносчивость, когда люди требуют к себе особого отношения, подразумевающего, что шанхаец - это не то же самое, что рядовой китаец» [20].

Проведенный семантический анализ терминологических сочетаний «Шанхайская организация сотрудничества» и «Шанхайский дух» позволил выделить в первом

терминологическом сочетании идеологему «сотрудничество» и дифференцировать второе терминологическое сочетание как философему, формирующую этическое послание Шанхайской организации сотрудничества. Идеологема «сотрудничество» выступает в качестве дескриптора, истолковывающего Политическое в функциональном дискурсе ШОС и конструирующего пропозицию региональной идентичности. При этом идеологема рассматривается как сложный когнитивно-стилистический процесс кодирования синхронной действительности. Несоразмерность, имеющаяся между эстетическим переживанием и насаждением этических норм, снимается в ШОС семантически, через введение философемы «Шанхайский дух», представляющей по своей структуре «слоистый» концепт, сочетающий в себе: а) суммарную семантику-энергию означающих его иероглифов; б) культурологическую информацию; в) политические интенции; г) художественные конвенции территории, вовлекаемые в понятийный контент терминологического сочетания; д) коррелятивные модели, составляющими которых являются структурные элементы терминологического сочетания.

Л и т е р а т у р а

1. Серебрякова Н. В. Шанхайская организация сотрудничества: проблемы политической интеграции в Центральной Азии. Дисс. ... канд. политических наук. - М., 2009.

2. Дугин А. Г. Философия политики. - 2004.

3. Поллак Ш. Времена филологии // Новое литературное обозрение №110 (4/2011) URL: https:// magazines.gorky.media/nlo/2011/4 (дата обращения: 28.12.2019)

4. Халина Н. В. Политика филологии в конкретно-историческом мире повседневности // Филология и культура в межрегиональном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти проф. И. А. Воробьевой. Барнаул, 15-17 мая 2013 г. / под ред. Л. М. Дмитриевой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. - C. 324-327.

5. Миронов Е. А. Диалектика взаимодействия: сотрудничество и конфликт // Вестник СПбГУ. - Сер. 16. - 2012. - Вып. 3. - С. 8-14.

6. Кулькина Е. А. Использование понятийных схем при работе с научными текстами на иностранном языке со студентами вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 5 (35): в 2-х ч. - Ч. I. - C. 94-98.

7. Клушина Н. И. Семантические и стилистические изменения в лексике современной газеты (на материале газет 1989-1994 гг.). Дисс. ... канд. филол. наук. - М., 1995.

8. Дугин А. Г. Философия политики. - М.: Аркогея, 2004.

9. Халина Н. В. Сетевой и эпистемологический менеджмент как константы образовательного дискурса азиатского вуза // Международный образовательный форум «Алтай - Азия 2014»: «Евразийское образовательное пространство - новые вызовы и лучшие практики». - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. - С. 134-139.

10. Гумбрехт Х. У., Зенкин С. Производство присутствия: Чего не может передать значение. -Новое литературное обозрение, 2006.

11. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://www.kremlin.ru/ supplement/3406 (дата обращения: 28.12.2019)

12. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. - М.: Эксмо, 2006.

13. Песоцкий В. А. Художественная литература как социальное явление и предмет философского анализа: моногр. / В. А. Песоцкий. - М.: Изд-во МГОУ, 2009.

14. Картавцев В. В. Анализ содержания понятия «философема» в современной научной литературе // Вчеш записки Харювського гумаштарного ушверситету «Народна украшська академш»: зб. наук. пр. / гол. ред. В. I. Астахова. - Х.: Вид-во НУА, 2011. - Т. 17. - С. 305-318.

15. Кобзев А. И. Новая философская энциклопедия: В 4 томах. - М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. - 2001.

16. Ивин А. А. и др. Философия энциклопедический словарь. - Гардарики, 2004.

17. Петров А. А. Ван Чун, древнекитайский материалист и просветитель. - Изд-во Академии наук СССР, 1954.

18. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

19. «Шанхайский стиль» в современной литературе Китая URL: http://www.synologia.ru/a (дата обращения: 28.12.2019)

20. Маслов А. А. Шанхай URL: https://matveychevoleg.livejournal.com/7237590.html_(дата обращения: 28.12.2019)

R e f e r e n c e s

1. Serebryakova N. V. SHanhajskaya organizaciya sotrudnichestva: problemy politicheskoj integracii v Central'noj Azii. Diss. ... kand. politicheskih nauk. - M., 2009.

2. Dugin A. G. Filosofiya politiki. - 2004.

3. Pollak SH. Vremena filologii // Novoe literaturnoe obozrenie №110 (4/2011) URL: https://magazines. gorky.media/nlo/2011/4 (data obrashcheniya: 28.12.2019)

4. Halina N. V. Politika filologii v konkretno-istoricheskom mire povsednevnosti // Filologiya i kul'tura v mezhregional'nom prostranstve: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj pamyati prof. I. A. Vorob'evoj. Barnaul, 15-17 maya 2013 g. / pod red. L. M. Dmitrievoj. -Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2013. - C. 324-327.

5. Mironov E. A. Dialektika vzaimodejstviya: sotrudnichestvo i konflikt // Vestnik SPbGU. - Ser. 16. -2012. - Vyp. 3. - S. 8-14.

6. Kul'kina E. A. Ispol'zovanie ponyatijnyh skhem pri rabote s nauchnymi tekstami na inostrannom yazyke so studentami vuza // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. - Tambov: Gramota, 2014.

- № 5 (35): v 2-h ch. - CH. I. - C. 94-98.

7. Klushina N. I. Semanticheskie i stilisticheskie izmeneniya v leksike sovremennoj gazety (na materiale gazet 1989-1994 gg.). Diss. ... kand. filol. nauk. - M., 1995.

8. Dugin A. G. Filosofiya politiki. - M.: Arkogeya, 2004.

9. Halina N. V. Setevoj i epistemologicheskij menedzhment kak konstanty obrazovatel'nogo diskursa aziatskogo vuza // Mezhdunarodnyj obrazovatel'nyj forum «Altaj - Aziya 2014»: «Evrazijskoe obrazovatel'noe prostranstvo - novye vyzovy i luchshie praktiki». - Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2014.

- S. 134-139.

10. Gumbrekht H. U., Zenkin S. Proizvodstvo prisutstviya: CHego ne mozhet peredat' znachenie. - Novoe literaturnoe obozrenie, 2006.

11. Deklaraciya o sozdanii SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva. URL: http://www.kremlin.ru/ supplement/3406 (data obrashcheniya: 28.12.2019)

12. Komlev N. G. Slovar' inostrannyh slov. - M.: Eksmo, 2006.

13. Pesockij V. A. Hudozhestvennaya literatura kak social'noe yavlenie i predmet filosofskogo analiza: monogr. / V. A. Pesockij. - M.: Izd-vo MGOU, 2009.

14. Kartavcev V. V. Analiz soderzhaniya ponyatiya «filosofema» v sovremennoj nauchnoj literature // Vcheni zapiski Harkivs'kogo gumanitarnogo universitetu «Narodna ukrains'ka akademiya»: zb. nauk. pr. / gol. red. V. I. Astahova. - H.: Vid-vo NUA, 2011. - T. 17. - S. 305-318.

15. Kobzev A. I. Novaya filosofskaya enciklopediya: V 4 tomah. - M.: Mysl'. Pod redakciej V. S. Styopina.

- 2001.

16. Ivin A. A. i dr. Filosofiya enciklopedicheskij slovar'. - Gardariki, 2004.

17. Petrov A. A. Van CHun, drevnekitajskij materialist i prosvetitel'. - Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1954.

18. Filosofskij enciklopedicheskij slovar'. - M.: Sovetskaya enciklopediya, 1983.

19. «SHanhajskij stil'» v sovremennoj literature Kitaya URL: http://www.synologia.ru/a (data obrashcheniya: 28.12.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Maslov A. A. SHanhaj URL: https://matveychevoleg.livejournal.com/7237590.html (data obrashcheniya: 28.12.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.