Научная статья на тему 'Шанхайская организация сотрудничества как институт консенсуса'

Шанхайская организация сотрудничества как институт консенсуса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
243
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / POLITICAL DIALOGUE / THE SHANGHAI ORGANIZATION OF COOPERATION / GLOBAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борисенко Ольга Андреевна

Затрагивается вопрос о политическом диалоге в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Автор рассматривает ШОС как новый вид политического диалога. Создана прочная база для того, чтобы ШОС вышла не только на качественно новые рубежи сотрудничества, но и значительно увеличила свой вклад в решение глобальных проблем современности. Залогом этого служит реальное устремление всех участников Организации к совместной работе и солидарным действиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the Shanghai Cooperation Organization as the Consensus Institution

In this article we view the SCO as a new form of the political dialogue. The main part of the political dialogue is the understanding between partners. The strong base is created for work. The SCO will reach new objectives of cooperation and will enlarge its contribution into solving of the global problems

Текст научной работы на тему «Шанхайская организация сотрудничества как институт консенсуса»

УДК 327.009

Борисенко Ольга Андреевна Olga Borisenko

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ИНСТИТУТ КОНСЕНСУСА

THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION AS THE CONSENSUS INSTITUTION

Затрагивается вопрос о политическом диалоге в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Автор рассматривает ШОС как новый вид политического диалога. Создана прочная база для того, чтобы ШОС вышла не только на качественно новые рубежи сотрудничества, но и значительно увеличила свой вклад в решение глобальных проблем современности. Залогом этого служит реальное устремление всех участников Организации к совместной работе и солидарным действиям

In this article we view the SCO as a new form of the political dialogue. The main part of the political dialogue is the understanding between partners. The strong base is created for work. The SCO will reach new objectives of cooperation and will enlarge its contribution into solving of the global problems

Ключевые слова: политический диалог, Шанхайская организация сотрудничества, глобальные проблемы

Key words: political dialogue, The Shanghai organization of cooperation, global problems

Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) - это пример новой формы политического диалога, главной задачей которого является самореализация партнеров. До сих пор в мировой политической практике только западная культура находила самореализацию, навязывая свои принципы другим в качестве универсальных. Признавая равноправие политических культур, нельзя не признать и право на самореализацию.

ШОС, созданная в июне 2001 г., объединяет Казахстан, Киргизию, Китай, Россию, Таджикистан и Узбекистан - государства, которые придерживаются сходных взглядов на тенденции мирового развития и готовы совместно искать согласованные подходы к решению международных и региональных проблем. Другая ее задача - укрепление регионального экономического и культурного сотрудничества.

ШОС никому не противопоставляет себя, она нацелена на позитивное решение конкретных проблем в интересах стран-членов.

В декларации Шанхайского саммита (июнь 2006 г.), в частности, говорится: «Залог успешного развития ШОС состоит в том, что она неизменно руководствуется и неуклонно следует «шанхайскому духу», для которого характерны взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение многообразия культур, стремление к совместному развитию. Все это имеет крайне важное значение для поиска мировым сообществом новой, неконфронтационной модели межгосударственных отношений, которая бы исключала мышление времен «холодной войны», стояла бы над идеологическими различиями» [1].

Многие страны и международные орга-

низации проявляют заинтересованность в сотрудничестве с ШОС. Скептическое отношение к ней со стороны Запада сменилось нацеленностью на снижение ее дееспособности, для чего предпринимаются попытки вовлечения членов ШОС в двусторонние отношения с США, Евросоюзом, НатО и Японией, а также создание альтернативных ШОС межгосударственных объединениях в ближневосточном регионе (проекты «Большой Ближний Восток», «Каспийский страж», «Большая Центральная Азия» и т.п.). Кроме этого предпринимаются попытки сформировать в глазах мирового общественного мнения отрицательный образ ШОС. Для этого заведомо искажаются цели и направленность мероприятий, проводимых в рамках Организации по противодействию терроризму и экстремизму. Многие западные политологи говорят о тенденции превращения ШОС в антиНАТО.

Интересы государств - участников ШОС заинтересованы в сотрудничестве с Западом, поэтому попытки превращения организации в антизападную или антиамериканский блок обречены на провал. Вначале Америка не придавала серьезного значения шанхайскому процессу. Одни отводили ШОС роль дискуссионного клуба, другие видели в ней попытку Москвы и Пекина расширить влияние в Центральной Азии, но считали, что она обречена на провал, т.к. обе страны обладают недостаточными ресурсами, а их интересы во многом противоречат друг другу. Однако после того, как Шанхайская организация сотрудничества в достаточной мере консолидировалась и желание присоединиться к ней высказали многие государства региона, отношение изменилось.

Политический диалог основывается на следующих принципах: научности; партийности; единства теории и практики; признания равенства и взаимного уважения участвующих в политическом диалоге сторон. Искажение любого из этих принципов приводит к политическому авантюризму и авторитаризму, что, в конечном счете, ослабляет развитие демократии.

ШОС - это организация нового типа, которая удачно сочетает в своей деятельности такие принципы, как равноправие всех участников, взаимное уважение, учет особенностей национального развития. Это своего рода целостные ориентиры ШОС, которые и будут определять привлекательность Организации в глазах мировой общественности. В процессе политического диалога достигается согласие между субъектами, вырабатывается программа и механизмы политической деятельности. Политический диалог является определяющим условием развития демократической политической системы, т.к. отражает многопартийную систему общества.

Основными направлениями деятельности ШОС являются обеспечение коллективной безопасности, стабильности, экономического развития Центральной Азии, совместное планирование и проведение антитеррористических мероприятий, сотрудничество в гуманитарной сфере, гармонизация национальных законодательств. «Организация не только внесла весомый вклад в снижение политической напряженности в регионе, но и превратилась в серьезную конструктивную силу на международной арене. Это пример успешного сотрудничества стран с разными цивилизационными моделями, социальным строем и идеологией. Расширение круга наблюдателей за счет таких непохожих друг на друга стран, как Индия, Монголия, Иран и Пакистан, - свидетельство притягательности для них принципов «шанхайского духа» [2].

Несмотря на заявляемое равенство всех членов организации, данная позиция ШОС является отражением подходов ее самых крупных членов - России и Китая. Обе страны постоянные члены Совета Безопасности ООН, обе - ядерные державы. Эти страны всячески демонстрируются прогресс в развитии отношений: 2006 г. стал годом России в Китае, 2007 - годом Китая в России. С приехавшим на открытие года Китая председателем КНР Ху Цзиньтао были достигнуты многочисленные соглашения о сотрудничестве в различных об-

ластях [3]. Товарооборот между двумя странами, оцениваемый более 30 млрд долл., по словам Дмитрия Медведева, будет в скором времени увеличен до 60 млрд.

Так как повысилась геополитическая ответственность каждого государства, необходимо говорить и о таком факте, как политическая культура, которая не только обеспечивает диалог, но и способствует его реализации. Политическая культура не может быть безличностной, абстрактной. Она субъектно-определена. Это наиболее ярко представлено в личностно-ориентированной ШОС. Конструктивность политического диалога позволила поднять на новый уровень торгово-экономические связи между государствами-членами, осуществить развертывание регионального экономического сотрудничества. А на уровне региональных социальных, политических и философских исследований появилось новое понятие - трансграничье. На уровне международной политической жизни, как отмечает обозреватель АПН Казахстана Я. Бутаков, ШОС откровенно заявляет свою обоснованную претензию на урегулирование региональных конфликтов и противоречий собственными силами. Об этот говорит тот факт, что страны ШОС готовы сами наводить порядок в своем евразийском доме, не прибегая для этого к сторонней помощи.

Таким образом, тенденция ШОС на выстраивание собственной системы региональной международной безопасности в перспективе может выйти за рамки Центральной Азии и распространиться на сопредельные азиатские регионы.

Для России ШОС «отвечает долговременным политическим интересам на международной арене, способствует продвижению и укреплению позиций в Центральной Азии и вокруг этого региона. ШОС рассматривается Москвой в зависимости от контекста как одна из основных опор многополярного мироустройства в будущем либо как эффективный инструмент проведения своих интересов в мире «управляемой однополярности»[4].

Не менее важным для жизнедеятельности государств-членов ШОС и их народов является гуманитарная составляющая. В ШОС объединились уникальные цивилизации и их тесное сотрудничество неизбежно будет источником становления каждой в отдельности. Интеграция научных потенциалов будет способствовать развитию инновационных технологий во всех сферах жизни обществ. Наметилось продвижение участников ШОС в области обучения молодежи и подготовки кадров. Важным фактором обеспечения будущего ШОС, создания прочной социальной базы может стать организация Молодежной ассоциации сотрудничества.

Первообраз ШОС - это механизм «Шанхайской пятерки». Начало процессу шанхайского сотрудничества было положено усилением доверия и сокращения военных сил в районе границы между Китаем и Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном. После соглашений 1996 и 1997 гг. («Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы» и «Соглашение о взаимном сокращении военных сил в районе границы») начался устойчивый процесс сотрудничества, взаимодействия и взаимопонимания. Возник тот феномен, который теперь называется духом Шанхая. Именно в нем состоит основной потенциал этой организации, где все равны и уважаемы, где к мнению каждого участника прислушиваются и учитывают его не формально, а для достижения общего согласия. Главным в принятии любого решения ШОС является то, что называется институтом консенсуса - именно консенсуса, а не компромисса. Компромисс более зыбкое, а консенсус более прочное и целостное понятие, хотя для понимания оно, возможно, сложнее, чем компромисс. Образно говоря, компромисс - нечто связанное с давлением извне, а консенсус -когда к согласию приходят по внутреннему убеждению.

ШОС имеет все шансы стать механизмом, через который будет происходить переформатирование евразийской подсистемы ме-

ждународных отношений в ближайшие десятилетия с учетом растущего глобального влияния России, Индии и Китая. Это может быть организация, действующая на основе неких рамочных соглашений, общих для всех ее участников и направленных на разрешение существующих и предотвращение потенциальных конфликтов в зоне ответственности. Выработать некие правила региональной безопасности для нашего региона в новых геополитических условиях - наподобие Хельсинского акта 1976 г. - это могло бы стать важнейшей задачей ШОС [5].

ШОС, в отличие от ОДКБ и НАТО, не имеет четко выраженного лидера: существующие соперничество России и Китая будет создавать определенного рода проблемы при выработке решений по ключевым вопросам. Включение в организацию Индии, Ирана и Пакистана лишь умножит различие мнений и направлений, а также, скорее всего, может привести к созданию соперничающих блоков уже в самой организации (чему будет способствовать США). В военном плане сама ШОС сравниться с НАТО так же, как и ОДКБ, не может (вся военная составляющая ШОС заключена в Региональном антитеррористическом центре и совместных учениях по противостоянию террористическим угрозам). По мнению эксперта Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан В. Ниятбеко-ва, ШОС все больше приобретает политический вес, поэтому ее в данном контексте можно рассматривать как противовес присутствию США и Западу в регионе, но эта организация не может быть противовесом НАТО [6]. НАТО и США, на данный момент, ШОС и ОДКБ могут противостоять лишь на политическом уровне.

ШОС пользуется повышенным вниманием со сторон ключевых факторов международной политики с самого момента создания организации. Этот интерес поддерживается и сейчас. Так, например, государствами-наблюдателями при ШОС являются Индия, Иран, Монголия и Пакистан. Пакистан подал заявку на вступление в ШОС и его в этом стремлении

поддерживает Китай. Неофициально о желании присоединиться заявляет и Индия. Учитывая непростые отношения между Индией и Пакистаном, членство обоих государств в ШОС представляется возможным лишь при одновременном их вступлении.

Сказанное дает основание говорить о специфике политического диалога, формирующегося в рамках ШОС, которая определяется конструктивностью мышления (что предполагает многоплановость и многооспект-ность), а отношения строятся в рамках партнерства (а не союза, в котором нет уже заложенного равенства). Это говорит о том, что современный этап политического развития не мыслим без нового механизма политического диалога, который обеспечивается высоким уровнем интеллекта заинтересованных сторон, т.к., вырабатывая программу и механизм политической деятельности, способствует публичному выражению взглядов, мнений, оценок, стилей политического мышления субъектов, достижению их согласия.

В настоящее время завершается институциональное строительство ШОС, ведутся поиски новой модели регионального диалога и сотрудничества. Определились ближайшие приоритеты сотрудничества. Основные усилия будут сосредоточены на обеспечении условий для свободного движения товаров, капиталов, услуг и технологий, на формировании необходимой совместной нормативно-правовой базы и гармонизации соответствующего законодательства участников. На новый уровень выйдет сотрудничество в области энергетики, разработки полезных ископаемых. Большое внимание уделяется агропромышленному комплексу, развитию пищевой промышленности и налаживанию взаимодействия в сфере высоких информационных технологий.

Приоритетными становятся также вопросы охраны окружающей среды, сохранения экологического баланса, рационального и эффективного использования водных ресурсов, освоения пустынных земель. В число приоритетных включено сотрудничество в рамках

ШОС в области культуры, образования, здравоохранения, спорта, а также укрепление дружественных связей между народами государств-членов организации.

Названные приоритеты и направления требуют детальной разработки механизмов их реализации. Поэтому на новом этапе сотрудничества принципиальным становится усовершенствование конкретных механизмов взаимодействия на основе единых международных стандартов. Необходимость такого подхода вызвана форматом интеграции, который определяется тем, насколько далеко государство продвинулось в объединении и в соответствии с системой, разработанной ВТО [7].

Шанхайская организация сотрудничества при умелой реализации ее политического и экономического потенциала может стать мощным международным центром силы, что полностью укладывается в концепцию многопо-

1. Электронный ресурс: http:// www. english.scosummit2006. org Официальный сайт саммита ШОС 2006 г.

2.. Электронный ресурс: http:// www.russia-today.ru/2006/no_12/~12_content.htm Официальный сайт газеты «РФ сегодня». - № 12. - 2006 г. / Л. Гпазкова «ШОС займется парламентской дипломатией».

3. Электронный ресурс:

http://www.rian.ru/world/foreign russia/20070321/6232 3033.html Официальный сайт РИА Новости.

4. Электронный ресурс: http://www.tvzvezda.ru/?id=125583 Официальный сайт телеканала «ЗВЕЗДА» / «Владимир Путин выступил с инициативой создания Энергетиче-

Коротко об авторе_____________

лярного мира. Шанхайская организация выдержала испытания в условиях стремительно меняющейся международной ситуации и показала себя жизнеспособной и перспективной структурой. Теперь, когда она выходит на полномасштабное сотрудничество в ближневосточном регионе, появляется необходимость в полной мере задействовать естественные преимущества ШОС: обширное экономическое пространство, огромные природные и человеческие ресурсы. Это будет содействовать скорейшему достижению реальных результатов в торгово-экономической сфере, подъему жизненного уровня населения государств-членов ШОС.

В немалой степени развитие Шанхайской организации сотрудничества поможет общемировому процессу установления нового, более справедливого и более современного международного порядка.

_Литература

ского клуба ШОС» 15.06.2006 г.

5. Электронный ресурс: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1192268280M Центр Азия. А. Князев: ШОС - не интеграционное объединение и никогда таковым не будет 13:38 13.10.2007 г.

6. Электронный ресурс: http://www.regnum.ru/news/649558.html Информационное агентство Regnum / Центр стратегических исследований: ШОС все больше приобретает политический вес.

7. Электронный ресурс: http:// www. sr.fondedin.ru Официальный сайт журнала Стратегия России № 4 Апрель 2006 г. / М. Чанаев «Форматы интеграции».

___________Briefly about the author

Борисенко О.А., аспирантка, Читинский государственный O. Borisenko, Postgraduate student, Chita State University университет (ЧитГУ) (CSU)

Раб. тел.: 26-22-29

Научные интересы: социальная философия, изучение Западной и Восточной цивилизации, становление и развитие ШОС, изучение диалога, диалог культур, развитие политического диалога

Areas of expertise: social philosophy, research of Western and eastern civilization, formation and development of the SCO, study of the dialogue, dialogue of the cultures, development of political dialogue

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.