Научная статья на тему 'СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОД ФОКУС-ГРУПП / УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКИХ И МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакурова Ш.Р., Гареева С.А., Кусябаева М.А., Худайдатов Ф.Ф.

Социологическое исследование сельского учителя в контексте цифровизации школьного образования .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакурова Ш.Р., Гареева С.А., Кусябаева М.А., Худайдатов Ф.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VILLAGE TEACHER IN THE CONTEXT OF DIDITALIZATION OF SCHOOL EDUCATION ( BASED ON THE RESULTS OF A PILOT STUDY)

Sociological study of a rural teacher in the context of digitalization of school education.

Текст научной работы на тему «СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

УДК 37

1 2 Шаура Рашитовна Шакурова , Светлана Айратовна Гареева , Миляуша Амировна

Кусябаева3, Фанис Фуатович Худайдатов4

1 2

' Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия 3Средняя образовательная школа д. Каабаково РБ 4Гимназия с. Кармаскалы РБ 1 sh-shaura@mail.ru 2gareeva. s.a@bspu. ru 3Kabak1@mail.ru 4school-3-kar@mail.ru

Автор, ответственный за переписку: Шаура Рашитовна Шакурова,

sh-shaura@mail.ru

СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) *

Аннотация. Социологическое исследование сельского учителя в контексте цифровизации школьного образования.

Ключевые слова. Цифровизация образования, метод фокус-групп, учителя сельских и малокомплектных школ

1 2 * 3 *

Shaura R. Shakurova , Svetlana A. Gareeva , Milyausha A. Kusyabaeva , Fanis F.

Khudaidatov4

1 2

' Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

3 Secondary educational school of the village of Kaabakovo RB

4 Gymnasia S. Karmaskaly RB 1 sh-shaura@mail.ru 2gareeva. s. a@bspu. ru 3Kabak1@mail.ru 4school-3-kar@mail.ru

Corresponding author: Shaura R. Shakurova, sh-shaura@mail.ru

VILLAGE TEACHER IN THE CONTEXT OF DIDITALIZATION OF SCHOOL EDUCATION ( BASED ON THE RESULTS OF A PILOT STUDY)

Abstract. Sociological study of a rural teacher in the context of digitalization of school education.

Keywords: digitalization of education, focus group method, village teachers teachers of ungraded schools

Введение

Цифровые и интернет технологии прочно вошли в нашу жизнь. Для изучения проблемы готовности сельских и малокомплектных школ к новым реалиям весной 2022 г. группа ученых Научно-исследовательского института стратегии развития образования БГПУ им. М.Акмуллы провела пилотное исследование среди учителей сельских и малокомплектных школ Кармаскалинского района Республики Башкортостан. Методология и методы исследования

Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения РФ №073-03-2022-009/3 от 11 апреля 2022 г. на выполнение научно-исследовательских работ (далее - НИР) по теме «Исследование и разработка методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса».

©Шакурова Ш.Р., Гареева С.А.,КусябаеваМ.А., Худайдатов Ф.Ф., 2022

В данном исследовании были применены качественные методы, а именно, проведено две фокус-группы, в которых участвовало двадцать респондентов: учителя сельских школ, в том числе малокомплектных. Так же было взято два глубинных интервью у библиотекарей школ Кармаскалинского района Республики Башкортостан^.

В результате исследования, был выявлен целый комплекс проблем, с которыми сталкиваются учителя сельской школы в процессе цифровизации:

- дефицит целевых средств на оплату программного обеспечения и поддержание работы обучающих платформ во время всего периода обучения;

- отсутствие стабильно работающего подключения компьютерной техники в сельских школах к сети Интернет;

- недостаток средств на поддержание компьютерной техники в рабочем состоянии и ее несвоевременное обновление.

В целом высокая мотивация учителей в плане повышения квалификации и 1Т компетенций связана с современными требованиями к образовательному процессу, поскольку пандемия СОУШ 19 и необходимость обучаться в дистанционном формате показали, что заинтересовать современных детей непросто, так же как и удержать процесс обучения на должном уровне. Учителям пришлось обучаться новым формам работы, осваивать новые программы и информационно-коммуникационные технологии, постоянно работая над повышением собственной компетентности, а цифровые ресурсы стали незаменимым педагогическими инструментом.

Как показало проведенное исследование, высоко оценивая возможности 1Т-технологий, учителя все же считают, что ими подменять урок нельзя, и использование разных платформ на уроке возможно не более 10-15 минут. Учителя, имеющие десятилетний опыт в начальной школе, утверждают, что дети лучше запоминают, когда произносят вслух и при этом пишут на доске, полагая, что современное преподавание должно сочетать современные методы преподавания с классическими. Респонденты особо отмечают специфику преподавания и работы в младших классах: в этом возрасте для развития мелкой моторики необходимо тактильное восприятие, а значит использование интерактивной доски полезно, но оно должно сочетаться с другими методами преподавания. При этом респонденты хотели бы, чтобы с введением полноценной цифровой образовательной среды не были утрачены и предыдущие наработки, например, чтобы в классах не было проблем с наглядными пособиями, атласами, таблицами, лабораторным оборудованием, чертежными инструментами, дидактическими материалами, они хотят иметь на уроках глобусы, контурные карты. Сейчас учителя вынуждены просить родителей покупать вышеперечисленное для полноценной работы с учащимися. С точки зрения респондентов, сочетание методов классического преподавания с передовыми цифровыми технологиями могло бы существенно дополнить процесс обучения и способствовать повышению уровня знаний учащихся.

В связи с необходимостью проходить обучение один раз в три года, учителя своевременно проходят курсы повышения квалификации, в том числе и направленные на формирование 1Т-компетенций. В ходе опроса было выявлено, что школьные учителя предпочитают бесплатные курсы и отдают предпочтение интерактивным очным курсам, считая заочную форму обучения в большей степени профанацией. Интересно, что большинство учителей отдает предпочтение тренингам, полагая, что они более эффективны и приближены к практике и позволяют овладеть необходимыми навыками. Учителя по ОБЖ полагают, что оказание первой помощи детям должно даваться в оффлайн формате на практике для прокачки необходимых навыков, от которых может зависеть жизнь школьника.

" По сути, глубинные интервью по мониторингу электронных библиотек можно считать несостоявшимися, поскольку в этих школах электронных библиотек нет.

Для эффективной работы учителям нужны новые эмоции, перезагрузка, интерактивное обучающее мероприятие, способное стать событием в их профессиональной жизни. Таким образом, для учителей сельских школ использование информационных технологий в образовательном процессе представляется важным и необходимым условием для современного образовательного процесса. Успешное использование технологий осложнено устаревшей техникой или ее отсутствием, а так же слабым интернет - трафиком, нехваткой технического оборудования и необходимостью оплачивать контент на образовательных платформах и ресурсах, что не позволяют сельским учителям эффективно использовать цифровые инструменты и технологии в процессе преподавания.

Учителя по-разному воспринимают свое профессиональное будущее. Часть респондентов не видят особых перспектив в профессии учителя, считая ее вымирающей. Они опасаются, что при всеобщей цифровизации образовательного процесса, роль учителя может нивелироваться и свестись к деятельности одного модератора на школу и нескольких модераторов в районе. Некоторые респонденты хотят поскорее уйти из школы, испытывая сложности в овладении цифровыми технологиями и предпочитая работать «по старинке», считая дни до пенсии. Однако исследование показало, что большинство респондентов -оптимисты, они уверены, что учителя будут нужны всегда, так же как и врачи, поскольку в сельской местности профессия учителя значима и уважаема. Респонденты надеются, что школы будут хорошо оснащены и получат современное оборудование, а доступ к сети интернет позволит в полной мере использовать ИКТ в педагогическом процессе, освободив учителя от отчетов и дежурств с термометрией.

В школах, в которых проводилось данное исследование, не имелось электронных библиотек, но в одной из них работала медиатека. Однако оценить работу медиатеки сложно, поскольку ее содержимое давно устарело, а у некоторых учителей нет ни компьютеров, ни ноутбуков для пользованиями материалами медиатеки. При этом учителя испытывают потребность в электронной библиотеке, поскольку покупка специализированной литературы по предмету не представляется возможной исходя из экономических соображений. В целом респонденты положительно оценивают работу библиотекарей, так как, благодаря их инициативности дети принимают участие в конкурсах рисунков и в других творческих конкурсах. Однако скудная оснащенность библиотечных фондов связана с тем, что они не пополнялись литературой десятки лет, поэтому в этих условиях пробуждать у учеников любовь к чтению довольно сложно. Учителя считают, что в условиях цифровизации в обязательном порядке нужно знакомить детей с современной хуожественной литературой. Библиотекари отмечают, что если в младших классах дети еще читают художественные книги, то в средних классах читателей намного меньше, а среди старшеклассников и вовсе нет тех, кто делает запрос на художественную литературу. Библиотекари полагают, что причина падения читательского интереса связана с бедностью библиотечного фонда, с отсутствием современной художественной литературы.

В результате проведенного исследования был сформулирован запрос учителей и библиотекарей. Они считают, что для успешной профессиональной деятельности им необходимо следующее:

1) техническое оснащение сельских школ, особенно малокомплектных (интернет с хорошей скоростью; современное оборудование);

2) создание электронных библиотек, их насыщение методической литературой;

3) помощь в укреплении книжного фонда библиотек современной детской литературой (республиканской и российской);

4) интерактивные тренинги, мастер - классы другие образовательные мероприятия и программы для учителей с выездом в школы районов РБ;

5) выезд в Уфу со специальной программой повышения квалификации для учителей с посещением инновационных площадок и культурной программой;

6) участие в мероприятиях, поднимающих статус учителя;

7) профориентационные встречи с представителями интересных профессий на базе школы;

8) профориентационные поездки выходного дня или в дни каникул, организованные для учащихся сельских и малокомплектных школ с посещением вузов, факультетов, инновационных лабораторий для помощи с выбором специальности и вуза.

Заключение.

Согласно проведенному исследованию использование цифровых и интернет технологий в образовательном процессе сельской школы должно включать в себя следующие основные компоненты:

- автоматизацию процесса управления образовательной организацией, в том числе электронный документооборот, создание информационно-аналитической системы, управление банками данных, электронное расписание, электронный дневник и т.д.;

- повышение квалификации педагогов, управленческого и обслуживающего персонала образовательной организации в области эффективного использования цифровых технологий и инструментов в профессиональной деятельности;

- обеспечение школьных бибилиотек качественной художественной литературой в бумажном формате (в том числе современной детской литературой);

- развитие библиотечных фондов, предусматривающих доступ не только к электронным ресурсам своей образовательной организации, но и к электронным фондам других библиотек и образовательных порталов;

- предоставление электронных методических разработок, в состав которых входит учебно-методический комплекс по преподаваемому предмету, учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия, дидактические и контрольно-измерительные материалы в сфере цифровых и интернет технологий.

В свою очередь, использование цифровых и интернет технологий сельскими учителями будет способствовать организации качественного образовательного процесса в сельских и малокомплектных школах. При этом использование личностно-ориентированного подхода, позволит обеспечить построение индивидуальной образовательной траектории для обучающихся, повысить интерес и познавательную мотивацию обучающихся и приведет к самостоятельной работе учащихся с цифровыми ресурсами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 2032 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.kremlin.ru/ media/acts/files/0001201705100002.pdf.

2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019). [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы^:// base.garant.ru/71848426/.

3. Асадуллин Р.М., Антошкин В.Н, Левина И.Р., Сергиенко И.В., Фатхулова Д.Р., Мониторинг методического обеспечения применения современных цифровых и интернет-технологий в сельских и малокомплектных школа. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2021. 101 с.

4. Асадуллин Р.М., Амирова Л.А., Кудинов И.В. Педагогический вуз и сельская школа: грани сотрудничества в условиях цифровой трансформации образования. Уфа, 2021. 125 с.

5. Белановский С.А. Метод фокус-групп:Учеб.пособие для вузов Москва:Никколо-Медиа, 2001. 280 с.

6. Игнатьев В.П., Иванова А.С., Иванова М.Д. ИКТ-компетентность педагога как основа цифровой грамотности обучающихся // Современные проблемы науки и образования.

-2020. - № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=29709.

7. Шакурова Ш.Р., Камалова Г.Р. Цифровизация образования: анализ практик (сельская школа) //Сборник материалов XII Международной Грушинской социологической конференции "Общество в поисках баланса», 23-27 мая 2022, Москва, в печати.

8. Штейнберг В. Э., Фатхулова Д. Р., Жилина С. Ф. Совершенствование образовательного процесса сельских и малокомплектных школ новыми средствами цифровой дидактики // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Уфа: БГПУ, 2021. - № 3(60). - С. 230-235.

REFERENCES

1. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 2032 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030" [Electronic resource]. Access mode: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642 (as amended on March 29, 2019) "On Approval of the State Program of the Russian Federation "Development of Education" (as amended and supplemented, entered into force on April 12, 2019). [Electronic resource]. Access mode: https://base.garant.ru/71848426/.

3. Asadullin R.M., Antoshkin V.N., Levina I.R., Sergienko I.V., Fatkhulova DR. Monitoring of methodological support for the use of modern digital and Internet technologies in rural and small-class schools. Ufa: Bashkir State Pedagogical University. M. Akmully, 2021. 101 p.

4. Asadullin R.M., Amirova L.A., Kudinov I.V. Pedagogical university and rural school: facets of cooperation in the context of digital transformation of education. Ufa, 2021. 125 p.

5. Belanovsky S.A. Focus group method: Textbook for universities Moscow: Niccolo-Media, 2001. 280 p.

6. Ignatiev V.P., Ivanova A.S., Ivanova M.D. ICT-competence of a teacher as a basis for digital literacy of students // Modern problems of science and education. -2020. - No. 2. [Electronic resource]. Access mode: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29709.

7. Shakurova Sh.R., Kamalova G.R. Digitalization of education: analysis of practices (village school) // Collection of materials of the XII International Grushin sociological conference "Society in search of balance", May 23-27, 2022, Moscow, in print.

8. Shteinberg V. E., Fatkhulova D. R., Zhilina S. F. Improving the educational process of village and small-grade schools with new means of digital didactics // Bulletin of the Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla. Ufa, BSPU, 2021. No. 3(60). - P. 230-235.

Информация об авторах

Ш.Р. Шакурова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник.

С.А. Гареева — кандидат биологических наук, начальник управления научной работы.

М.А Кусябаева -директор школы.

Ф.Ф. Худайдатов — директор школы.

Information about the authors

S.R. Shakurova Candidate of Philological Sciences , Senior Research Officer.

S.A. Gareeva — Candidate of Biological Sciences, Head of the Department of Scientific Work.

M.A.Kusyabaeva — headmaster of the school.

F.F.Khudaydatov — headmaster of the school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.