Научная статья на тему 'Научное моделирование школьных библиотек как важный этап формирования информационно-образовательного пространства'

Научное моделирование школьных библиотек как важный этап формирования информационно-образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1143
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Е. М.

В статье поднята проблема поиска моделей библиотек общеобразовательных учреждений, соответствующих новой парадигме образования. Дан обзор научных разработок в сфере моделирования школьных библиотек в 2001-2009 гг. Выделены 4 особенные типовые модели: библиотечный мультимедиа-центр, информационно-библиотечный центр, поликультурный библиотечный центр, библиотечно-образовательный центр. Акцентировано внимание на этапах исторического развития модели школьной библиотеки (Т.В. Пантюхова), свойствах «медиальной» модели (Н.В. Крук), моделировании библиотечного обеспечения педагогов-новаторов (Л.А. Галактионова), современной библиотеке как социальном институте, активно включающемся в процесс управления знаниями (И.П. Тикунова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное моделирование школьных библиотек как важный этап формирования информационно-образовательного пространства»

Инновационные технологии

НАУЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

SCIENTIFIC MODELING OF SCHOOL LIBRARIES AS SIGNIFICANT STAGE FOR THE FORMATION OF INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Зуева Е.М.

Зав. научно-методическим отделом Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского РАО Zueva E.M.

Head of scientific-methodological department, Ushinsky Scientific Pedagogical Library

Аннотация. В статье поднята проблема поиска моделей библиотек общеобразовательных учреждений, соответствующих новой парадигме образования. Дан обзор научных разработок в сфере моделирования школьных библиотек в 2001-2009 гг. Выделены четыре особенные типовые модели: библиотечный мультимедиацентр, информационно-библиотечный центр, поликультурный библиотечный центр, библиотечнообразовательный центр. Акцентировано внимание на этапах исторического развития модели школьной библиотеки (Т.В. Пантюхова), свойствах «медиальной» модели (Н.В. Крук), моделировании библиотечного обеспечения педагогов-новаторов (Л.А. Галактионова), современной библиотеке как социальном институте, активно включающемся в процесс управления знаниями (И.П. Тикунова).

Annotation. This article raising the problem of searching for models of the educational institutions libraries, suitable to a new paradigm of education. The review of scientific developments in the field of modeling of school libraries in 2001-2009 is given. Article distinguished four unique typical models: the library multimedia centre, the libraryinformation centre, the multicultural library centre, the library-educational centre. Attention is accentuating on stages in the historical development of the school library model (T.V. Pantyuxova), properties of"medial" model (N.V.Kruk), modeling of library providing for teachers-innovators (L.A. Galaktionova), modern library as the social institute, actively involving in process of knowledge management (I.P. Tikunova).

Ключевые слова. Школьная библиотека, моделирование, библиотечный мультимедиацентр, информационно-библиотечный центр, поликультурный библиотечный центр, библиотечно-образовательный центр.

Keywords. School library, modeling, library multimedia centre, library-information centre, multicultural library centre, library-educational centre.

Россия вошла в информационное общество и сделала это настолько стремительно, что такие консервативные системы, как библиотеки, не смогли заранее подготовить теоретическую базу для организации своего функционирования в новых условиях.

Можно считать, что система образования первой откликнулась на новые веяния и обратила внимание на свои библиотеки в процессе разработки и внедрения новой парадигмы образования ещё в начале 90-х годов прошлого века. Изменение парадигмы требовало интенсивного формирования системы информационного обеспечения модернизации образовательного процесса. К сожалению, концепция постоянной информационной поддержки инновационного развития образования строилась с опорой не на традиционные библиотеки образовательных учреждений, а на вновь организуемые структурные подразделения - медиатеки. В этом ключе в ИОСО (ныне ИСИМО) РАО научным коллективом под руководством Е.Н. Ястребцевой были разработаны теоретические подходы к созданию в общеобразовательных учреждениях (далее ОУ) медиатек, в структуру которых должны были войти школьные библиотеки [11]. По ряду причин, в т.ч. финансовых, на практике именно школьные библиотеки стали выполнять отдельные функции медиатек. Так возникла модель «библиотека-медиатека», с течением времени превратившаяся в модель школьного библиотечного медиацентра (мультимедиацентра).

Прошло почти два десятилетия, и сегодня мы с удовлетворением можем констатировать, что наряду с моделью школьного библиотечного медиацентра появились и развиваются иные модели. Возникшие в конкретных образовательных учреждениях, они базируются на теоретических и практических разработках библиотечной отрасли, в том числе и опыте передовых школьных библиотек, и стремятся соответствовать нуждам и запросам современной школы. Модели эти, как правило,- результат динамического моделирования, т.е. создавались путем инвариантного соеди-

нения и изменения отдельных базисных элементов и параметров действовавших библиотечных подразделений школ и налаживания новых функциональных связей. Их особенность - ориентир не только на выполнение задачи информационной поддержки образовательного процесса, но и на осуществление педагогической деятельности, в первую очередь, формирование информационной компетентности учащихся. Созданные в ходе реализации практических проектов, эти модели постепенно получали своё организационное оформление в процессе создания соответствующей нор-мативно-регламентирующей документации: Положений, Правил пользования, структуры, штатного расписания, технологических инструкций и пр.

В настоящее время модернизация школьных библиотек вышла на новый виток, предполагающий высокий уровень теоретической базы разработок, в том числе, с использованием метода моделирования. Отметим, что «метод моделирования применяется в целях упрощения сложных явлений и объектов, абстрагирования от малозначащих факторов и позволяет получить информацию

0 том, каким будет изучаемый объект при новых внешних условиях» [7, с. 13].

Среди главных достижений модернизации библиотек в 2006-2009 гг. - мощный приток в науку библиотекарей-практиков, использовавших метод моделирования в процессе реорганизации собственной библиотеки. Как правило, это те, кто сумел создать свою инновационную модель школьной библиотеки, но не остановился на этом, а, проанализировав полученные результаты, обосновал свои позиции и решения теоретически и завершил исследование диссертационной работой.

Нынешнее обилие разработок позволяет дифференцировать специальные модели библиотек, действующие в отдельных общеобразовательных учреждениях, выделив 4 особенные типовые модели: библиотека-медиатека (библиотечный мультимедиацентр); информационно-библиотечный центр (ИБЦ, БИЦ); поликультурный (мультикультурный) библиотечный центр; библиотечнообразовательный центр (БОЦ).

Несомненно, прежде чем формировать современные модели, необходимо проанализировать модели школьной библиотеки, существовавшие и функционировавшие на различных этапах её исторического развития. С точки зрения Т.В. Пантюховой, руководителя справочноинформационного центра МОУ «Лицей № 28» г. Н. Новгород (аспирантки РГБ), можно выделить в развитии базовой модели школьной библиотеки следующие периоды:

• Подготовительный период (Х-ХУ11 в.в.);

• Организационный период (ХУШ-Х1Х в.в.);

• Классический период (конец Х1Х-ХХ в.в.);

• Преобразовательный период (ХХ в.).

По мнению исследователя, модели трех первых периодов - устойчивые, исторически сложившиеся, базовые модели школьной библиотеки. Четвертая модель существует на данный момент, она неустойчивая (инновационная) и находится в процессе формирования.

1 модель — учитель — книга — ученик

Это скорее условная модель библиотеки, так как в ее структуре отсутствуют такие элементы как персонал и материально техническая база. Роль библиотекаря здесь выполняет учитель, а книги хранятся в классной комнате или в комнате педагога.

2 модель — библиотека (помещение) — книга — ученик, учитель

С увеличением фонда появилась необходимость в создании специального помещения для кни-гохранения, выделились элементы «фонд» и «материально-техническая база», а также потребовался человек, присматривающий за фондом и работающий с ним. Это скорее не библиотекарь, а смотритель, в полномочия которого входили также выдача книг и их сбор. (Такие функции мог выполнять и учитель по совместительству).

3 модель — библиотека (помещение) — библиотекарь — книга — ученик, учитель

В этой модели появляется сотрудник библиотеки - библиотекарь. Именно такая модель указывает на то, что библиотека становится структурным подразделением образовательного учреждения и начинает функционировать как отдельная система. Школьная библиотека наделяется информационными, образовательными, воспитательными функциями и становится полноправным участником учебно-воспитательного процесса.

4 модель — инновационная, предусматривает широкий структурный диапазон:

• Библиотека - библиотекарь - фонды - пользователь;

• Медиатека - медиатекарь - медиаматериалы - пользователь;

• Интернет (в библиотеке) - информационные ресурсы - пользователь;

• Интернет - библиотекарь - информационные ресурсы - пользователь.

В инновационной модели происходит высокий уровень интеграции среди элементов, процессов, названий, что предоставляет возможность расширить диапазон деятельности библиотеки.

Интересно, что исследователь отмечает парадокс современности: «все четыре модели мы можем сегодня наблюдать в российских образовательных учреждениях!» и, следовательно, «в ХХ1 веке действуют модели библиотек, аналогичные тем, которые функционировали несколько веков назад» [8]. При этом:

- первая модель школьной библиотеки - существует во всех образовательных учреждениях. И ее будущее определяют «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

- вторая модель школьной библиотеки - функционирует в неполных, малокомплектных школах и напрямую связана с типовым штатным расписанием и низкой оплатой труда библиотечных работников;

- третья модель школьной библиотеки - самая распространенная и востребованная в образовательных учреждениях различных типов;

- четвертая инновационная модель школьной библиотеки - присуща передовым образовательным учреждениям: лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением отдельных предметов, частным школам [8].

Е.В. Иванова, заведующая библиотечным ресурсным центром Нижегородской гимназии №186, спецкор газеты «Библиотека в школе», «проведя теоретический анализ и практическое исследование работы школьных библиотек, выделяет кроме базовой модели, следующие типовые решения: библиотека - информационный центр, библиотека - центр чтения, библиотека - социальнокультурный комплекс, библиотека - центр коррекции и социализации детей с ограниченными возможностями» [4, с. 16].

Н. В. Крук, заведующая читальным залом библиотеки гимназии №1 г. Новосибирск, защитившая диссертацию на тему «Модель современной школьной библиотеки», вводит понятие «медиальная модель» как модель информационно-образовательной среды, объединяющей ресурсы и процессы [5]. Наталья Валерьевна выделяет ряд свойств данной модели:

• гармоничное сочетание традиционных и электронных носителей информации, новых информационных технологий для обеспечения максимально возможного доступа к информации;

• наличие современной системы поиска информации, представленной на различных носителях;

• способность удовлетворения потребностей пользователей в соответствии с половозрастными психологическими особенностями;

• способность обеспечения и поддержки детского и подросткового чтения;

• способность развития творческих способностей школьников;

• способность развития информационных умений и навыков обучающихся [5, с. 15].

Нельзя пройти мимо разработок Л. А. Галактионовой, доцента Самарской ГАКИ, создавшей

модель важного направления работы школьной библиотеки - информационно-библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности. Модель «сформирована путём выстраивания устойчивых долгосрочных связей библиотечной системы с внешними организациями и физическими лицами» [1, с. 29] и представляет собой двухконтурную модель информационнобиблиотечного обслуживания инновационной деятельности открытого типа, позволяющую увеличить ресурсные возможности библиотеки и создавать собственные информационные продукты [2].

Несомненно, много ценного в плане моделирования школьных библиотек можно почерпнуть из теоретических разработок ученых-педагогов [9], а также библиотековедов, работающих в системе учреждений культуры [7, 10]. Среди последних следует, пожалуй, обратить внимание на дис-

сертацию И.П. Тикуновой «Концептуальная модель современной библиотеки: социально-

философский анализ» (Архангельская областная научная библиотека). Предмет исследования -модель библиотеки, обеспечивающая перспективы ее развития как необходимого обществу социального института. По мнению исследователя, «современная библиотека - это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивилизационная институция, назначение которой - содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему; сохранение документированного знания как общественного достояния» [10].

Для нас важен тот факт, что модель библиотеки рассматривается И.П. Тикуновой в контексте формирования общества знания и, по мнению исследователя, моделируемая библиотека активно включается в процесс управления знаниями, используя традиционный библиотечный инструментарий организации знаний, модернизированный с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Даже небольшой обзор теоретических наработок в сфере моделирования школьных библиотек силами специалистов этих, показавших свою успешность библиотек, позволяет надеяться на дальнейшую успешную разработку и внедрение разнообразных моделей, обеспечивающих качественную информационно-библиотечную поддержку модернизации системы общего образования страны. В помощь библиотекарям-практикам НПБ им. К. Д. Ушинского РАО провела открытое обсуждение проблем моделирования на сайте научно-методического отдела (http://bibl-systema.narod.ru), а также подготовила ряд публикаций по данной тематике [3, 6].

Литература:

1. Галактионова Л.А. Возможности моделирования информационно-библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности [Текст] // Моделирование библиотечно-информационного обеспечения общеобразовательных учреждений. - М., 2009. - С. 22-29.

2. Галактионова Л. А. Модель информационно-библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bibl-systema.narod.ru/diskus.html

3. Зуева Е.М. Современная модель библиотеки общеобразовательного учреждения [Текст] // Библиотечное дело -XXI век. - 2008. - №2(16). - С. 87-126.

4. Иванова Е.В. Организация деятельности школьных библиотек в информационно-образовательной среде [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» / Е.В. Иванова. - М., 2006. - 18 с.

5. Крук Н.В. Модель современной школьной библиотеки [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» / Н.В. Крук. - Новосибирск, 2007. - 18 с. То же: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/win/frnew/dis/kruk.htm

6. Моделирование библиотечно-информационного обеспечения общеобразовательных учреждений [Текст]: Сб. мате-риалов/НПБ им. К.Д. Ушинского РАО; сост. Е.М. Зуева, О.Е. Горянская. - М., 2009. - 136 с.

7. Олефир С.В. Факторы формирования информационно-образовательной среды библиотеки для детей и юношества наукограда [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» / С.В. Олефир. - М., 2003. - 18 с.

8. Пантюхова Т. В. Модели различных вариантов школьной библиотеки и их функционирование в образовательных учреждениях 21 века [Электронный ресурс]: доклад на Междунар. науч. конф. Румянцевские чтения. 10-12 апреля 2007 г. / Т.К. Пантюхова. - Режим доступа: http://rumchten.rsl.ru/2007/ru/upload/doc/1169205172.doc

9. Пузикова И.Г. Создание и использование школьной медиатеки на основе распределенного информационного ресурса [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования) / И.Г. Пузикова. - М., 2005. - 23 с.

10. Тикунова И.П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. Философских наук по специальности «Социальная философия». - Архангельск, 2007. - 19 с. - Режим доступа: http://www.aonb.ru/depart/sik/doc/Tikunova.doc

11. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения. - М,: БМЦ, 2001. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.