DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-51 УДК 02
продвижение детского чтения в школьных библиотеках Югры:
внедрение инноваций
любовь и.в.
Статья посвящена вопросам продвижения детского чтения в школьных библиотеках Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Выделяются основные характеристики наиболее распространённого типа школьных библиотек - библиотечно-информационного центра. Предлагается теоретическое обоснование инновационного проекта по продвижению детского чтения в школьных библиотеках - мобильное приложение «букчеллендж» для школьников.
ключевые слова: школьная библиотека; детское чтение; продвижение чтения; мобильное приложение для продвижения чтения; букчеллендж.
promotion of children's reading in school libraries of YuGRA:
introduction of innovations
Liubov I.V.
Article is devoted to questions of promotion of children's reading in school libraries of Khanty-Mansiysk Autonomous Area. The main characteristics of the most widespread type of school libraries - library information center are allocated. The innovative project on promotion of children's reading in school libraries - the mobile application of bookchallenge for school children is offered.
Keywords: school library; children's reading; reading advance; a mobile application for reading advance; bookchallenge.
Ханты-Мансийский автономный округ, город Ханты-Мансийск, отличает самобытность и уникальность культурного наследия, природных ресурсов, а также экономического потенциала. Это регион с сильным характером, непростыми климатическими условиями, богатейшей
инфраструктурой и природными запасами, которые позволяются закалить характер молодых и перспективных людей, готовых работать, развиваться, совершенствоваться и динамично двигаться вперед. Югорчане гордятся своим краем, своей землёй, представителями предыдущих поколений, чьи имена зачастую, становятся известными благодаря исследованиям учёных, краеведов, историков. Память запечатлена в книгах - это достояние, определяющее национальное самосознание. Обеспечение возможности доступа к богатому событиями прошлому, отразившемуся в уникальных исторических документах, благородная миссия, которую воплощает в жизнь школы и библиотеки Югры.
Демографическая ситуация в автономном округе существенно отличается от средней по России и по группе регионов со схожими географическими и социально-экономическими условиями. Югра - один из лидеров в РФ по таким показателям, как рождаемость, прирост населения.
Коэффициент рождаемости на 1000 человек в РФ составляет 12,4, в Югре - 15,7. По абсолютным показателям наиболее высокий уровень рождаемости наблюдается в гг. Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Нефтеюганске, Сургутском районе. Прирост детского населения в РФ составил в 2009 г. 1,3%, в автономном округе 2%. Еще двумя наиболее яркими характеристиками демографической ситуации являются плотность населения и степень урбанизации. Для расселения населения автономного округа характерна низкая плотность, плотность детского населения в автономном округе также значительно ниже, чем в РФ (в 2,4 раза ниже: 0,5 против 1,2) [4].
Если в РФ 69,1% детского населения проживает в городах, 30,9% в сельской местности, то 90,9% детского населения автономного округа проживает в городских округах и городских поселениях, 9,1% в сельской местности. 41% детского населения проживает в 3 крупных городах автономного округа: Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске [4].
Все это ведет к опережающему рост детского населения росту спроса на услуги образования и культуры и обостряет проблему доступности.
В 2010 году на Коллегии Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принята концепция библиотечного обслуживания детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре [4].
Ключевым положением, на котором базируется Концепция, является признание детей особой группой читателей, имеющей право на приоритетное библиотечно-информационное обслуживание. В свете стратегической цели развития РФ, сформулированной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: формирование
инновационного, социально ориентированного типа экономического развития, дети рассматриваются как важнейший ресурс человеческого потенциала России. Концепцией признается, что человеческий потенциал будет развиваться, в том числе, путем приоритетного развития культуры: «Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры». Следовательно, библиотечное обслуживание детей, направленное на их социальное, интеллектуальное и т.п. развитие, должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности отрасли культуры в целях развития человеческого потенциала региона.
основная концептуальная идея: развитие человеческого потенциала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требует создания условий для развития качественно новой системы библиотечно-информационного обслуживания детского населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Концепция призвана служить базой при определении стратегических направлений развития библиотечной отрасли, основой для разработки политики библиотечного обслуживания детей на уровне муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Основной целью Концепции является определение стратегических направлений, целей и задач развития библиотечного обслуживания детей, которые позволят определить организационные, финансово-экономические и иные механизмы приоритетной поддержки библиотек, обслуживающих детей, что будет являться основой для развития человеческого потенциала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Среди основных стратегий, применимых непосредственное к школьным библиотекам, являются следующие положения:
1. Укрепление кадрового потенциала, формирование эффективной системы непрерывного образования сотрудников библиотек, обслуживающих детей:
■ Пересмотр существующей в округе системы непрерывного образования библиотекарей, работающих с детьми [2].
■ Решение задачи введения в штаты библиотек специалистов смежных отраслей - психологов, педагогов и т.д.
■ Проведение ежегодного мониторинга состояния кадров библиотек, работающих с детьми.
2. Внедрение информационных технологий как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации предусматривает решение задач:
Приоритетное укрепление ^-инфраструктуры библиотек, обслуживающих детей, оснащение библиотек современными техническими средствами и программными продуктами, обеспечение подключения библиотек к сети интернет. Формирование системы обучения детей использованию ^-технологий в библиотеках [1].
Таким образом, необходимо определить возможные способы продвижения детского чтения, исходя из особенностей библиотечного обслуживания детей в условиях Крайнего Севера, опираясь на конкретную школьную библиотеку, которую можно считать типовой для данного округа и города.
школьная библиотека и введение инноваций
Школьные библиотеки столицы автономного округа, города Ханты-Мансийска, с населением менее 100 тысяч человек, представлены по типам общеобразовательных учреждений основного общего образования. Наряду с МБОУ СОШ, есть школьная библиотека церковно-при-ходской гимназии, физико-математического лицея-интерната, школы высшего спортивного мастерства, коррекционной школы.
Базой исследования для введения инновации в школьной библиотеке было выбрано Муниципальное бюджетное общеобразовательное упреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Ханты-Мансийска в силу ряда причин [8]:
Модель школьной библиотеки
Согласно классификации моделей школьных библиотек, предложенных Крупницким Д.В.
3], школьные библиотеки подразделяются на три основных типа
тип общеобразовательного учреждения тип школьной библиотеки
Средняя общеобразовательная школа Традиционная школьная библиотека. Основные характеристики: устаревший фонд, недостаток справочной литературы, новые информациионные технологии только начинают внедряться
Средняя общеобразовательная школа Библиотечно-информационный центр. Основные характеристики: традиционная библиотека с элементами медиатеки (переходный вариант). Внедрение информационно-коммуникативных технологий позволяет обеспечить комплектование библиотеки электронными изданиями и расширить ассортимент предлагаемых услуг
Гимназии, лицеи Инновационная школьная библиотека, которая получила развитие в гимназиях и лицеях, где уже сформированы медиатеки.
Основанием создания той или иной модели школьной библиотеки является тип учебного заведения.
Согласно заданным параметрам представлена диаграмма по типу моделей школьных библиотек города Ханты-Мансийска.
Типы школьных библиотек г Ханты-Мансийска
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Традиционная школьная библиотека Библиотечно-информационн ый центр Инновационная школьная библиотека
■ Типы школьных библиотек г. Ханты-Мансийска 18% 57% 25%
Среди инновационных - 18% от общего числа - это три школьных библиотеки: библиотека гимназии, библиотека физико-математического лицея-интерната, библиотека средней общеобразовательной школы № 1 имени Созонова, которая выходит со своей медиапродукцией на уровень региона, является ответственным лицом за функционирование школьной газеты, а также школьного телевиденья. Среди традиционных представлены школьные библиотеки кор-рекционной школы, а также школы Высшего спортивного мастерства. Большая часть школьных библиотек представлены переходной моделью в качестве библиотечно-информационного центра. Это причина явилось одной предпосылкой для выбора базы исследования.
Специфика учебного заведения
Дата создания общеобразовательной организации - 5 марта 2014 года. Здание школы отличается новизной и необычностью архитектурных решений, представляет собой комплекс состоящий из четырёх зданий, разделённых противопожарными разрывами и соединенные между собой надземными переходами. Для маломобильных групп, учащихся в соответствии
с нормативными документам на входе в здание предусмотрен открытый пандус, перекрытый навесом, и пассажирский лифт, соединяющий первый и второй этажи, грузоподъемностью 1000 кг на 2 остановки [8].
Школьная библиотека и книгохранилище располагается на четвертом этаже здания, рядом с конференц-залом на 75 мест; комнатой школьного самоуправления, радиоузла и фото-киностудии; актового (зрительного) зала на 400 посадочное место со сценическими помещениями артистическими уборными, костюмерной и складом хранения декораций; архивом.
Для анализа читательских предпочтений младших школьников нам необходимо следовать коррелирующим факторам, согласно которым чтение младших школьников, пришедших из других школ города (за исключением первого класса), будет является типовым и выглядеть в качестве образа-модели «читательские предпочтения младшего школьника города Ханты-Мансийска». Более того, специфика миграционных притоков из-за нефтегазовой промышленности дает основание считать данные модели составной частью читательских предпочтений школьников Российской Федерации.
Библиотечные ресурсы
Комплектация фонда библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения ведется на традиционных и нетрадиционных носителях информации. Комплектация книжного фонда происходит с учетом отбора лучших произведений для детей. Фонд пополняется информационными ресурсами сети Интернет, базами и бланками данных другим учреждений. Происходит аккумуляция фонда документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении, который пополняется за счет публикаций педагогов высшей квалификационной категории, научных работников, деятелей культуры, а также различных инновационных программ внедрения.
Дифференцированное библиотечно-информированное обслуживание обучающихся происходит за счет предоставления информационных ресурсов на различных носителях на основе их интересов и информационных потребностей. Осуществляется содействие интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией [7].
Школьная библиотека укомпектована необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров; современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами, библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
Библиотека оснащена электронными ресурсами, доступом к Интернет, ведется электронный каталог, оформляется подписка на профессиональные периодические издания, ведутся картотеки. Заведующая библиотека имеет АРМы, функционируют абонемент и читальный за на 70 посадочных мест. В читальном зале работают десять ноутбуков для читателей с выходом в Интернет, имеется интерактивная доска, а также проектор.
Таким образом, библиотечные ресурсы школьной библиотеки - базы исследования - отвечают всем современным требованиям, поскольку обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
Воспитательная деятельность школьной библиотеки
Одной из основных задач библиотеки, согласно положению о библиотеке МБОУ СОШ № 4, является воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. Поставленная цель достигается за счет непосредственного участия школьной библиотеки в рамках системы духовно-нравственного воспитания учащихся, предусматривающая комплекс различных мероприятий, во всех направлениях воспитания с привлечением родителей обучающихся. Одним из элементов данной программы является программа «Социокультурные истоки», реализующаяся в школе в качестве внеурочной деятельности, основная задача «Истоков» - объединение усилий Семьи, Школы, Общества, Государства в воспитании детей, граждан России в соответствии с традиционными для российского общества духовно-нравственными ценностями.
Участие школьной библиотеки осуществляется в проведении библиотечных уроков во внеурочной деятельности, а также во время пришкольных оздоровительно-социокультурный лагерей во время школьных каникул [8].
Вышеназванные причины, а именно тип школьной библиотеки как библиотечно-инфор-мационного центра, специфика учебного заведения, библиотечные ресурсы и воспитательная деятельность школьной библиотеки позволили определиться с выбором базы исследования.
инновация: школьный букчеллендж
В ноябре 2015 года в Ханты-Мансийске открылся первый в России детский технопарк высоких технологий. Проводимый данным учреждением конкурс «Молодой изобретатель Югры» в номинации «Инновационная идея» присудил победу проекту школьного букчелленджа во МБОУ СОШ № 4 города Ханты-Мансийска. В настоящее время ведется сбор документов на
патентование данного изобретения. Остановимся подробнее на основном содержании проекта
[9].
Проект мобильного приложения «Школьный букчеллендж»
Проект «Школьный букчеллендж» представляет собой приложение, целью которого является продвижение чтения в школьной библиотеке, поддержание престижа человека читающего средствами визуальной культуры.
Структура приложения открывается интерактивным списком тридцати категорий книг, определенными педагогом-библиотекарем, руководителем детского чтения, с редактируемыми полями под названия книг, а также заполнением отзывов/рецензий, понравившихся цитат. Затем можно бросить вызов к прочтению книг по заданным категориям.
Авторизированным пользователям представляется возможность поделиться своим букчел-ленджом с социальными сетями, а также с самим приложением. Это позволяет формировать реестр прочитанных книг и отзывов к ним, что становится доступным и для неавторизиро-ванных пользователей. В меню под названием «категории», предлагается реестр прочитанных книг и отзывов на них.
Благодаря наличию баз данных возможно заполнение программы и без подключения к Интернету. Приложение создано на кроссплатформенной программе, что позволяет реализовать на различных устройствах.
Для того, чтобы воспользоваться программой необходимо установить ее на компьютер и зарегистрироваться в программе.
После регистрации/авторизации в системе пользователю становятся доступны:
■ возможность заполнить информацию по каждой категории букчелленджа,
■ отмечать прочитанное,
■ делиться впечатлениями и отзывами по книгам в социальных сетях,
■ просматривать историю прочитанного за определенный промежуток времени,
■ бросать вызов к прочтению.
Структура Приложения и алгоритмы взаимодействия Пользователя с Приложением
Структура приложения представляется интерактивным списком с редактируемыми полями. Включив Приложение, перед пользователем открывается меню.
Затем предлагается регистрация/авторизация, представляющая собой имя и электронный адрес. Далее пользователю открывается страница с определенными категориями книг для прочтения.
Авторизированный пользователь вписывает названия книг по соответствующим «Категориям», затем заполняет отзыв или рецензию, выписывает понравившиеся цитаты и др., представленным в Приложении, затем определяет данную «категорию» как прочитанную, сохраняет свой букчеллендж.
Затем соблюдая правила игры, пользователь «бросает вызов». Происходит переадресация страницы букчелленджа в социальные медиа, и школьник делиться своим списком книг для прочтения с любым из списка своих друзей, приглашая их прочесть любые книги по заданным категориям.
Авторизированный пользователь может делиться своим букчелленджом с социальными сетями, а также с самой программой (всеми прочитанными книгами в программе). В самой программе «букчеллендж» это формирует реестр прочитанных книг и отзывов к ним.
Для неавторизированных пользователей предлагается выбор «категории», затем открывается реестр прочитанных и отзывов на них.
Хранение информации в приложении
Хранение информации происходит непосредственно в базе данных приложения. После заполнения всех полей «Категорий» букчелленджа информация сохраняется для дальнейшего использования.
Механизмработы приложения при отсутствии подключения к Интернету
В случае отсутствия доступа к сети Интернет, в Приложение предусмотрена база данных для хранения всей внесённой информации.
Заключение
Слово «инновация» подразумевает под собой новшество, которое будет обеспечивать качественных рост, а также эффективность того рода деятельности, в котором совершается. Школьные библиотеки ХМАО-Югры находятся в том положении, когда сами условия жизни в силу ряда причин (возрастающий спрос на услуги, проблема доступности, хорошая материально-техническое обеспечение, поддержка инновационных проектов) сподвигают на поиск новых форм библиотечного обслуживания. Данное мобильное приложение позволит популяризировать детское чтение, формировать положительный облик человека читающего, имеет большой потенциал на выстраивания диалога в форме: библиотекарь-ребенок-читатель-родитель, что позволит реализовать создать условия для реализации национальной программы поддержки и развития чтения и вновь вывести Россию в список самых читающих стран мира.
список литературы
1. Догадина Т.В. Чтение подростков в условиях меняющейся медиасреды: результаты исследования / Библиотека школы. 2014. № 11 (23). С. 2-7.
2. Кашкаров А. Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря. М., 2012. 256 с.
3. Крупницкий Д.В. Чтение в процессе социализации школьников старших классов:Автореф. Дис...к.пед.наук. Казань, 2013. 24 с. URL: http://tekhnosfera.com/chtenie-v-protsesse-sotsiali-zatsii-shkolnikov-starshih-klassov (дата обращения: 3.12.2015).
4. Концепция библиотечного обслуживания детей в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре URL: http://www.okrlib.ru/kollegam/oficialno/perechen_normativnopravovyh_aktov_v_ oblasti_bibliotechnogo _dela_(дата обращения: 3.12.2015).
5. Кубрак Н.В. Мобильные приложения: варианты использования / Современная библиотека. 2014. № 8. С. 24-27. - Электрон. версия печ. публикации: URL: http://sb.litera-ml.ru/assets/ files/Fulltext/8-2014/Kubrak_8_14.pdf (дата обращения: 09.11.2015).
6. Новый проект от журнала «Жить интересно» [Электронный ресурс] URL: http://interesno. co/books/9b287c17efe9 (дата обращения: 09.11.2015).
7. Степанов В.К. Назначение библиотек в эпоху цифровых коммуникаций. Ч. 2 / Современная библиотека. 2014. № 8. С. 8-13. - Продолж. Начало: № 7.
8. Программа «Социокультурные истоки» в школе № 4 г. Ханты-Мансийска URL: http:// school4hm.ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/ (дата обращения: 3.12.2015).
9. Прокулевич Л.П. Ученики с персональными девайсами и возможности школьных библиотек / Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2014. № 11. С. 25-30.
10. Технопарк высоких технологий URL: http://www.tp86.ru/ (дата обращения: 3.12.2015).
References
1. Dogadina T.V. Chtenie podrostkov v usloviyakh menyayushcheysya mediasredy: rezul'taty issle-dovaniya [Biblioteka shkoly], no. 11 (2014): P. 2-7.
2. Kashkarov A. Priobshchenie k chteniyu: innovatsii dlya roditelya, instrumentariy bibliotekarya. M.: 2012. 256 p.
3. Krupnitskiy D.V. Chtenie vprotsesse sotsializatsii shkol'nikov starshikh klassov: Avtoref. Dis... k.ped.nauk. Kazan', 2013. 24 p. URL: http://tekhnosfera.com/chtenie-v-protsesse-sotsializatsii-shkolnikov-starshih-klassov (data obrashcheniya: 3.12.2015).
4. Kontseptsiya bibliotechnogo obsluzhivaniya detey v Khanty-Mansiyskom avtonomnom okruge - Yugre URL: http://www.okrlib.ru/kollegam/oficialno/perechen_normativnopravovyh_aktov_v_ oblasti_bibliotechnogo _dela (data obrashcheniya: 3.12.2015).
5. Kubrak N.V. Mobil'nyeprilozheniya: varianty ispol'zovaniya [Sovremennaya biblioteka], no. 8 (2014): p. 24-27.
6. Novyy proekt ot zhurnala «Zhit' interesno» URL: http://interesno.co/books/9b287c17efe9 (data obrashcheniya: 09.11.2015).
7. Stepanov V.K. Naznachenie bibliotek v epokhu tsifrovykh kommunikatsiy [Sovremennaya biblioteka], no. 8 (2014). P. 8-13. - Prodolzh. Nachalo: № 7.
8. Programma «Sotsiokul'turnye istoki» v shkole № 4 g. Khanty-Mansiyska URL: http://school4hm. ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/ (data obrashcheniya: 3.12.2015).
9. Prokulevich L.P. Ucheniki s personal'nymi devaysami i vozmozhnosti shkol'nykh bibliotek [Shkol'naya biblioteka: segodnya i zavtra], no. № 11 (2014): p. 25-30.
10. Tekhnopark vysokikh tekhnologiy URL: http://www.tp86.ru/ (data obrashcheniya: 3.12.2015).
данные об авторе
любовь Пвановна васильева, аспирант кафедры издательского дела и библиотековедения, учитель, руководитель научного общества учащихся
Белгородский государственный институт искусств и культуры; МБОУ СОШ № 4 ул. Королева, 7, Белгород, Белгородская обл., Россия; ул. Чехова, д. 71, г. Ханты-Мансийск, 628007, Россия
lyub-azarova@yandex.ru
DATA ABouT THE author
vasileva Liubov Ivanovna, graduate student of chair of publishing and library science, teacher, head of scientific organization of pupils
Belgorod state institute of arts and culture; School 4
7, Koroleva st., Belgorod, Russia; 71, Chekhov st., Khanty-Mansiysk, 628007, Russia lyub-azarova@yandex.ru