DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-51 УДК 02
продвижение детского чтения в школьных библиотеках Югры:
внедрение инноваций
любовь и.в.
Статья посвящена вопросам продвижения детского чтения в школьных библиотеках Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Выделяются основные характеристики наиболее распространённого типа школьных библиотек - библиотечно-информационного центра. Предлагается теоретическое обоснование инновационного проекта по продвижению детского чтения в школьных библиотеках - мобильное приложение «букчеллендж» для школьников.
ключевые слова: школьная библиотека; детское чтение; продвижение чтения; мобильное приложение для продвижения чтения; букчеллендж.
promotion of children's reading in school libraries of YuGRA:
introduction of innovations
Liubov I.V.
Article is devoted to questions of promotion of children's reading in school libraries of Khanty-Mansiysk Autonomous Area. The main characteristics of the most widespread type of school libraries - library information center are allocated. The innovative project on promotion of children's reading in school libraries - the mobile application of bookchallenge for school children is offered.
Keywords: school library; children's reading; reading advance; a mobile application for reading advance; bookchallenge.
Ханты-Мансийский автономный округ, город Ханты-Мансийск, отличает самобытность и уникальность культурного наследия, природных ресурсов, а также экономического потенциала. Это регион с сильным характером, непростыми климатическими условиями, богатейшей
инфраструктурой и природными запасами, которые позволяются закалить характер молодых и перспективных людей, готовых работать, развиваться, совершенствоваться и динамично двигаться вперед. Югорчане гордятся своим краем, своей землёй, представителями предыдущих поколений, чьи имена зачастую, становятся известными благодаря исследованиям учёных, краеведов, историков. Память запечатлена в книгах - это достояние, определяющее национальное самосознание. Обеспечение возможности доступа к богатому событиями прошлому, отразившемуся в уникальных исторических документах, благородная миссия, которую воплощает в жизнь школы и библиотеки Югры.
Демографическая ситуация в автономном округе существенно отличается от средней по России и по группе регионов со схожими географическими и социально-экономическими условиями. Югра - один из лидеров в РФ по таким показателям, как рождаемость, прирост населения.
Коэффициент рождаемости на 1000 человек в РФ составляет 12,4, в Югре - 15,7. По абсолютным показателям наиболее высокий уровень рождаемости наблюдается в гг. Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Нефтеюганске, Сургутском районе. Прирост детского населения в РФ составил в 2009 г. 1,3%, в автономном округе 2%. Еще двумя наиболее яркими характеристиками демографической ситуации являются плотность населения и степень урбанизации. Для расселения населения автономного округа характерна низкая плотность, плотность детского населения в автономном округе также значительно ниже, чем в РФ (в 2,4 раза ниже: 0,5 против 1,2) [4].
Если в РФ 69,1% детского населения проживает в городах, 30,9% в сельской местности, то 90,9% детского населения автономного округа проживает в городских округах и городских поселениях, 9,1% в сельской местности. 41% детского населения проживает в 3 крупных городах автономного округа: Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске [4].
Все это ведет к опережающему рост детского населения росту спроса на услуги образования и культуры и обостряет проблему доступности.
В 2010 году на Коллегии Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принята концепция библиотечного обслуживания детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре [4].
Ключевым положением, на котором базируется Концепция, является признание детей особой группой читателей, имеющей право на приоритетное библиотечно-информационное обслуживание. В свете стратегической цели развития РФ, сформулированной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: формирование
инновационного, социально ориентированного типа экономического развития, дети рассматриваются как важнейший ресурс человеческого потенциала России. Концепцией признается, что человеческий потенциал будет развиваться, в том числе, путем приоритетного развития культуры: «Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры». Следовательно, библиотечное обслуживание детей, направленное на их социальное, интеллектуальное и т.п. развитие, должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности отрасли культуры в целях развития человеческого потенциала региона.
основная концептуальная идея: развитие человеческого потенциала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требует создания условий для развития качественно новой системы библиотечно-информационного обслуживания детского населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Концепция призвана служить базой при определении стратегических направлений развития библиотечной отрасли, основой для разработки политики библиотечного обслуживания детей на уровне муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Основной целью Концепции является определение стратегических направлений, целей и задач развития библиотечного обслуживания детей, которые позволят определить организационные, финансово-экономические и иные механизмы приоритетной поддержки библиотек, обслуживающих детей, что будет являться основой для развития человеческого потенциала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Среди основных стратегий, применимых непосредственное к школьным библиотекам, являются следующие положения:
1. Укрепление кадрового потенциала, формирование эффективной системы непрерывного образования сотрудников библиотек, обслуживающих детей:
■ Пересмотр существующей в округе системы непрерывного образования библиотекарей, работающих с детьми [2].
■ Решение задачи введения в штаты библиотек специалистов смежных отраслей - психологов, педагогов и т.д.
■ Проведение ежегодного мониторинга состояния кадров библиотек, работающих с детьми.
2. Внедрение информационных технологий как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации предусматривает решение задач:
Приоритетное укрепление ^-инфраструктуры библиотек, обслуживающих детей, оснащение библиотек современными техническими средствами и программными продуктами, обеспечение подключения библиотек к сети интернет. Формирование системы обучения детей использованию ^-технологий в библиотеках [1].
Таким образом, необходимо определить возможные способы продвижения детского чтения, исходя из особенностей библиотечного обслуживания детей в условиях Крайнего Севера, опираясь на конкретную школьную библиотеку, которую можно считать типовой для данного округа и города.
школьная библиотека и введение инноваций
Школьные библиотеки столицы автономного округа, города Ханты-Мансийска, с населением менее 100 тысяч человек, представлены по типам общеобразовательных учреждений основного общего образования. Наряду с МБОУ СОШ, есть школьная библиотека церковно-при-ходской гимназии, физико-математического лицея-интерната, школы высшего спортивного мастерства, коррекционной школы.
Базой исследования для введения инновации в школьной библиотеке было выбрано Муниципальное бюджетное общеобразовательное упреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Ханты-Мансийска в силу ряда причин [8]:
Модель школьной библиотеки
Согласно классификации моделей школьных библиотек, предложенных Крупницким Д.В.
3], школьные библиотеки подразделяются на три основных типа
тип общеобразовательного учреждения тип школьной библиотеки
Средняя общеобразовательная школа Традиционная школьная библиотека. Основные характеристики: устаревший фонд, недостаток справочной литературы, новые информациионные технологии только начинают внедряться
Средняя общеобразовательная школа Библиотечно-информационный центр. Основные характеристики: традиционная библиотека с элементами медиатеки (переходный вариант). Внедрение информационно-коммуникативных технологий позволяет обеспечить комплектование библиотеки электронными изданиями и расширить ассортимент предлагаемых услуг
Гимназии, лицеи Инновационная школьная библиотека, которая получила развитие в гимназиях и лицеях, где уже сформированы медиатеки.
Основанием создания той или иной модели школьной библиотеки является тип учебного заведения.
Согласно заданным параметрам представлена диаграмма по типу моделей школьных библиотек города Ханты-Мансийска.
Типы школьных библиотек г Ханты-Мансийска
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Традиционная школьная библиотека Библиотечно-информационн ый центр Инновационная школьная библиотека
■ Типы школьных библиотек г. Ханты-Мансийска 18% 57% 25%
Среди инновационных - 18% от общего числа - это три школьных библиотеки: библиотека гимназии, библиотека физико-математического лицея-интерната, библиотека средней общеобразовательной школы № 1 имени Созонова, которая выходит со своей медиапродукцией на уровень региона, является ответственным лицом за функционирование школьной газеты, а также школьного телевиденья. Среди традиционных представлены школьные библиотеки кор-рекционной школы, а также школы Высшего спортивного мастерства. Большая часть школьных библиотек представлены переходной моделью в качестве библиотечно-информационного центра. Это причина явилось одной предпосылкой для выбора базы исследования.
Специфика учебного заведения
Дата создания общеобразовательной организации - 5 марта 2014 года. Здание школы отличается новизной и необычностью архитектурных решений, представляет собой комплекс состоящий из четырёх зданий, разделённых противопожарными разрывами и соединенные между собой надземными переходами. Для маломобильных групп, учащихся в соответствии
с нормативными документам на входе в здание предусмотрен открытый пандус, перекрытый навесом, и пассажирский лифт, соединяющий первый и второй этажи, грузоподъемностью 1000 кг на 2 остановки [8].
Школьная библиотека и книгохранилище располагается на четвертом этаже здания, рядом с конференц-залом на 75 мест; комнатой школьного самоуправления, радиоузла и фото-киностудии; актового (зрительного) зала на 400 посадочное место со сценическими помещениями артистическими уборными, костюмерной и складом хранения декораций; архивом.
Для анализа читательских предпочтений младших школьников нам необходимо следовать коррелирующим факторам, согласно которым чтение младших школьников, пришедших из других школ города (за исключением первого класса), будет является типовым и выглядеть в качестве образа-модели «читательские предпочтения младшего школьника города Ханты-Мансийска». Более того, специфика миграционных притоков из-за нефтегазовой промышленности дает основание считать данные модели составной частью читательских предпочтений школьников Российской Федерации.
Библиотечные ресурсы
Комплектация фонда библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения ведется на традиционных и нетрадиционных носителях информации. Комплектация книжного фонда происходит с учетом отбора лучших произведений для детей. Фонд пополняется информационными ресурсами сети Интернет, базами и бланками данных другим учреждений. Происходит аккумуляция фонда документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении, который пополняется за счет публикаций педагогов высшей квалификационной категории, научных работников, деятелей культуры, а также различных инновационных программ внедрения.
Дифференцированное библиотечно-информированное обслуживание обучающихся происходит за счет предоставления информационных ресурсов на различных носителях на основе их интересов и информационных потребностей. Осуществляется содействие интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией [7].
Школьная библиотека укомпектована необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров; современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами, библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
Библиотека оснащена электронными ресурсами, доступом к Интернет, ведется электронный каталог, оформляется подписка на профессиональные периодические издания, ведутся картотеки. Заведующая библиотека имеет АРМы, функционируют абонемент и читальный за на 70 посадочных мест. В читальном зале работают десять ноутбуков для читателей с выходом в Интернет, имеется интерактивная доска, а также проектор.
Таким образом, библиотечные ресурсы школьной библиотеки - базы исследования - отвечают всем современным требованиям, поскольку обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
Воспитательная деятельность школьной библиотеки
Одной из основных задач библиотеки, согласно положению о библиотеке МБОУ СОШ № 4, является воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. Поставленная цель достигается за счет непосредственного участия школьной библиотеки в рамках системы духовно-нравственного воспитания учащихся, предусматривающая комплекс различных мероприятий, во всех направлениях воспитания с привлечением родителей обучающихся. Одним из элементов данной программы является программа «Социокультурные истоки», реализующаяся в школе в качестве внеурочной деятельности, основная задача «Истоков» - объединение усилий Семьи, Школы, Общества, Государства в воспитании детей, граждан России в соответствии с традиционными для российского общества духовно-нравственными ценностями.
Участие школьной библиотеки осуществляется в проведении библиотечных уроков во внеурочной деятельности, а также во время пришкольных оздоровительно-социокультурный лагерей во время школьных каникул [8].
Вышеназванные причины, а именно тип школьной библиотеки как библиотечно-инфор-мационного центра, специфика учебного заведения, библиотечные ресурсы и воспитательная деятельность школьной библиотеки позволили определиться с выбором базы исследования.
инновация: школьный букчеллендж
В ноябре 2015 года в Ханты-Мансийске открылся первый в России детский технопарк высоких технологий. Проводимый данным учреждением конкурс «Молодой изобретатель Югры» в номинации «Инновационная идея» присудил победу проекту школьного букчелленджа во МБОУ СОШ № 4 города Ханты-Мансийска. В настоящее время ведется сбор документов на
патентование данного изобретения. Остановимся подробнее на основном содержании проекта
[9].
Проект мобильного приложения «Школьный букчеллендж»
Проект «Школьный букчеллендж» представляет собой приложение, целью которого является продвижение чтения в школьной библиотеке, поддержание престижа человека читающего средствами визуальной культуры.
Структура приложения открывается интерактивным списком тридцати категорий книг, определенными педагогом-библиотекарем, руководителем детского чтения, с редактируемыми полями под названия книг, а также заполнением отзывов/рецензий, понравившихся цитат. Затем можно бросить вызов к прочтению книг по заданным категориям.
Авторизированным пользователям представляется возможность поделиться своим букчел-ленджом с социальными сетями, а также с самим приложением. Это позволяет формировать реестр прочитанных книг и отзывов к ним, что становится доступным и для неавторизиро-ванных пользователей. В меню под названием «категории», предлагается реестр прочитанных книг и отзывов на них.
Благодаря наличию баз данных возможно заполнение программы и без подключения к Интернету. Приложение создано на кроссплатформенной программе, что позволяет реализовать на различных устройствах.
Для того, чтобы воспользоваться программой необходимо установить ее на компьютер и зарегистрироваться в программе.
После регистрации/авторизации в системе пользователю становятся доступны:
■ возможность заполнить информацию по каждой категории букчелленджа,
■ отмечать прочитанное,
■ делиться впечатлениями и отзывами по книгам в социальных сетях,
■ просматривать историю прочитанного за определенный промежуток времени,
■ бросать вызов к прочтению.
Структура Приложения и алгоритмы взаимодействия Пользователя с Приложением
Структура приложения представляется интерактивным списком с редактируемыми полями. Включив Приложение, перед пользователем открывается меню.
Затем предлагается регистрация/авторизация, представляющая собой имя и электронный адрес. Далее пользователю открывается страница с определенными категориями книг для прочтения.
Авторизированный пользователь вписывает названия книг по соответствующим «Категориям», затем заполняет отзыв или рецензию, выписывает понравившиеся цитаты и др., представленным в Приложении, затем определяет данную «категорию» как прочитанную, сохраняет свой букчеллендж.
Затем соблюдая правила игры, пользователь «бросает вызов». Происходит переадресация страницы букчелленджа в социальные медиа, и школьник делиться своим списком книг для прочтения с любым из списка своих друзей, приглашая их прочесть любые книги по заданным категориям.
Авторизированный пользователь может делиться своим букчелленджом с социальными сетями, а также с самой программой (всеми прочитанными книгами в программе). В самой программе «букчеллендж» это формирует реестр прочитанных книг и отзывов к ним.
Для неавторизированных пользователей предлагается выбор «категории», затем открывается реестр прочитанных и отзывов на них.
Хранение информации в приложении
Хранение информации происходит непосредственно в базе данных приложения. После заполнения всех полей «Категорий» букчелленджа информация сохраняется для дальнейшего использования.
Механизмработы приложения при отсутствии подключения к Интернету
В случае отсутствия доступа к сети Интернет, в Приложение предусмотрена база данных для хранения всей внесённой информации.
Заключение
Слово «инновация» подразумевает под собой новшество, которое будет обеспечивать качественных рост, а также эффективность того рода деятельности, в котором совершается. Школьные библиотеки ХМАО-Югры находятся в том положении, когда сами условия жизни в силу ряда причин (возрастающий спрос на услуги, проблема доступности, хорошая материально-техническое обеспечение, поддержка инновационных проектов) сподвигают на поиск новых форм библиотечного обслуживания. Данное мобильное приложение позволит популяризировать детское чтение, формировать положительный облик человека читающего, имеет большой потенциал на выстраивания диалога в форме: библиотекарь-ребенок-читатель-родитель, что позволит реализовать создать условия для реализации национальной программы поддержки и развития чтения и вновь вывести Россию в список самых читающих стран мира.
список литературы
1. Догадина Т.В. Чтение подростков в условиях меняющейся медиасреды: результаты исследования / Библиотека школы. 2014. № 11 (23). С. 2-7.
2. Кашкаров А. Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря. М., 2012. 256 с.
3. Крупницкий Д.В. Чтение в процессе социализации школьников старших классов:Автореф. Дис...к.пед.наук. Казань, 2013. 24 с. URL: http://tekhnosfera.com/chtenie-v-protsesse-sotsiali-zatsii-shkolnikov-starshih-klassov (дата обращения: 3.12.2015).
4. Концепция библиотечного обслуживания детей в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре URL: http://www.okrlib.ru/kollegam/oficialno/perechen_normativnopravovyh_aktov_v_ oblasti_bibliotechnogo _dela_(дата обращения: 3.12.2015).
5. Кубрак Н.В. Мобильные приложения: варианты использования / Современная библиотека. 2014. № 8. С. 24-27. - Электрон. версия печ. публикации: URL: http://sb.litera-ml.ru/assets/ files/Fulltext/8-2014/Kubrak_8_14.pdf (дата обращения: 09.11.2015).
6. Новый проект от журнала «Жить интересно» [Электронный ресурс] URL: http://interesno. co/books/9b287c17efe9 (дата обращения: 09.11.2015).
7. Степанов В.К. Назначение библиотек в эпоху цифровых коммуникаций. Ч. 2 / Современная библиотека. 2014. № 8. С. 8-13. - Продолж. Начало: № 7.
8. Программа «Социокультурные истоки» в школе № 4 г. Ханты-Мансийска URL: http:// school4hm.ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/ (дата обращения: 3.12.2015).
9. Прокулевич Л.П. Ученики с персональными девайсами и возможности школьных библиотек / Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2014. № 11. С. 25-30.
10. Технопарк высоких технологий URL: http://www.tp86.ru/ (дата обращения: 3.12.2015).
References
1. Dogadina T.V. Chtenie podrostkov v usloviyakh menyayushcheysya mediasredy: rezul'taty issle-dovaniya [Biblioteka shkoly], no. 11 (2014): P. 2-7.
2. Kashkarov A. Priobshchenie k chteniyu: innovatsii dlya roditelya, instrumentariy bibliotekarya. M.: 2012. 256 p.
3. Krupnitskiy D.V. Chtenie vprotsesse sotsializatsii shkol'nikov starshikh klassov: Avtoref. Dis... k.ped.nauk. Kazan', 2013. 24 p. URL: http://tekhnosfera.com/chtenie-v-protsesse-sotsializatsii-shkolnikov-starshih-klassov (data obrashcheniya: 3.12.2015).
4. Kontseptsiya bibliotechnogo obsluzhivaniya detey v Khanty-Mansiyskom avtonomnom okruge - Yugre URL: http://www.okrlib.ru/kollegam/oficialno/perechen_normativnopravovyh_aktov_v_ oblasti_bibliotechnogo _dela (data obrashcheniya: 3.12.2015).
5. Kubrak N.V. Mobil'nyeprilozheniya: varianty ispol'zovaniya [Sovremennaya biblioteka], no. 8 (2014): p. 24-27.
6. Novyy proekt ot zhurnala «Zhit' interesno» URL: http://interesno.co/books/9b287c17efe9 (data obrashcheniya: 09.11.2015).
7. Stepanov V.K. Naznachenie bibliotek v epokhu tsifrovykh kommunikatsiy [Sovremennaya biblioteka], no. 8 (2014). P. 8-13. - Prodolzh. Nachalo: № 7.
8. Programma «Sotsiokul'turnye istoki» v shkole № 4 g. Khanty-Mansiyska URL: http://school4hm. ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/ (data obrashcheniya: 3.12.2015).
9. Prokulevich L.P. Ucheniki s personal'nymi devaysami i vozmozhnosti shkol'nykh bibliotek [Shkol'naya biblioteka: segodnya i zavtra], no. № 11 (2014): p. 25-30.
10. Tekhnopark vysokikh tekhnologiy URL: http://www.tp86.ru/ (data obrashcheniya: 3.12.2015).
данные об авторе
любовь Пвановна васильева, аспирант кафедры издательского дела и библиотековедения, учитель, руководитель научного общества учащихся
Белгородский государственный институт искусств и культуры; МБОУ СОШ № 4 ул. Королева, 7, Белгород, Белгородская обл., Россия; ул. Чехова, д. 71, г. Ханты-Мансийск, 628007, Россия
DATA ABouT THE author
vasileva Liubov Ivanovna, graduate student of chair of publishing and library science, teacher, head of scientific organization of pupils
Belgorod state institute of arts and culture; School 4
7, Koroleva st., Belgorod, Russia; 71, Chekhov st., Khanty-Mansiysk, 628007, Russia [email protected]