1. Ливанова Т. Педагогическая деятельность русских композиторов - классиков. - М.; Л., 1951.
2. Там же.
3. Римский-Корсаков НА. Музыкальное образование. (Статьи и материалы)/ Под ред. С.Р. Гинзбурга. - Л., 1959.
4. Там же.
5. Апраксина ОА. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. - М.; Л., 1948.
References
1. Livanova T. Pedagogicheskaya deyatel'nost' russkih kompozitorov - klassikov. - M.; L., 1951.
2. Ibidem.
3. Rimskij-Korsakov N.A. Muzykal'noe obrazovanie. (Stat'i i materialy) / Pod red. S.R. Ginzburga. - L., 1959.
4. Ibidem.
5. Apraksina Q.A Muzykal'noe vospitanie v russkoj obshcheobrazovatel'noj shkole. - M.; L., 1948.
УДК 024
О.А.Калегина, Г.М.Кормишина ЧТЕНИЕ В КОНТЕСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
Проведен сравнительный анализ социологических исследований чтения 60-80-х годов ХХ века и настоящего времени по таким параметрам, как распространенность и структура чтения, место в структуре свободного времени, среди средств массовой информации, роль библиотеки в организации чтения. Сделан вывод о негативной динамике показателей чтения и необходимости приобщения населения к чтению, повышения востребованности современной библиотеки.
Ключевые слова: библиотека, социокультурная ситуация, чтение, читатель, социология чтения.
Olga A.Kalegina, Guzela M.Kormishina READING IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIOCULTURAL SITUATION. A comparative analysis of the sociological research of reading of the 60-80s of the twentieth century and the present has been carried out on such parameters as the prevalence and structure of reading, place in the structure of free time among the media, the role of the library in reading organization. The conclusion was made about the negative dynamics of reading indicators and the need to involve the population in reading, increasing the demand for a modern library.
Keywords: library, sociocultural situation, reading, reader, sociology of reading.
В условиях социальной нестабильности, обусловленной внешними и внутренними противоречиями современного развития общества очень важно сохранить духовные и культурные ценности, объединяющие все слои общества. Положительный результат деятельности системы образования и воспитания создает предпосылки для стабилизации общественных процессов и выхода страны из кризиса. Традиционно для нашей страны основой формирования и развития гармонично развитой личности и социума в целом является чтение. Динамика, характер и содержание чтения - важнейшего звена образования и воспитания зависит от социокультурной ситуации, сформированной политическими и социально-экономическими факторами развития общества.
На протяжении многих столетий в переломные моменты истории наблюдалось резкое изменение характера и содержания чтения в соответствии с существенным изменением социокультурной ситуации. Не претендуя на глубокий исторический экскурс, проведем небольшой сравнительный анализ ситуации чтения как общественного явления в нашей стране с начала 60-х годов ХХ века. Развитие науки и техники, подъем общественного сознания, особое место искусства (кинематографа, живописи, музыки, литературы) в жизни страны позиционировали чтение как значимое общественное явление. Вот как писал об этом известный библиотековед О.С. Чубарьян: «Под влиянием глубоких социальных, экономических и культурных сдвигов в стране, совершенствования производства и общественных отношений, роста творческой и общественной активности народа... поднятия его культурного уровня неизмеримо разнообразнее стало использование книжных богатств в целях формирования человека развитого социалистического общества» [1, с. 23-24]. Это время можно смело назвать годами рождения
науки о чтении, поскольку именно тогда были осуществлены уникальные широкомасштабные исследования чтения, аналогов которым нет в мировой практике. Достаточно назвать только одно комплексное исследование - «Книга и чтение в жизни советского общества», задуманное самим О.С. Чубарьяном, осуществленное коллективом исследователей, которое было посвящено различным аспектам динамики и содержания чтения в зависимости от социокультурных изменений общества. Перечислим основные этапы и соответствовавшие им направления данного исследования, которые зафиксированы в самих названиях:
1. Советский читатель (1965-1967).
2. Книга и чтение в жизни небольших городов (1969-1971).
3. Книга и чтение в жизни советского села (1973-1976).
4. Советский рабочий-читатель (1980-1983).
Основной исследовательской проблемой было определение роли чтения и изучение функционирования книги, других печатных изданий в различных слоях общества. Освещалась также роль библиотеки как организатора массового чтения. Результаты исследования не подвергаются сомнению, так как они проводились на основании тщательно продуманной методики и достаточно широкой выборки. Конечно, при интерпретации данных можно заметить идеологическую тенденциозность, однако это не меняет самих приведенных цифр, которые можно объяснить с точки зрения сегодняшнего понимания общественных явлений того времени. Кратко зафиксируем основные результаты, значимые для сравнения и понимания современной ситуации чтения.
1. Общественная функция чтения - не развлечение, а воспитание и просвещение. Как писал О.С. Чубарьян: «Организация массового чтения в государственном масштабе преследует, прежде всего, воспитательные цели. Речь идет о наиболее полном использовании книги как орудия активного влияния на сознание человека, распространения передовых идей» [1, с. 44].
2. Распространенность чтения среди населения составляет 70-85%. Например, в небольших городах произведениями печати как каналом массовой информации пользовались 85%, в сельской местности 87% населения, при этом 80% из них пользовались библиотечной книгой.
3. Структура чтения. Отмечалось, что спектр духовных запросов советского человека богат и разнообразен. Цели чтения определялись духовным развитием и профессиональными интересами.
4. Свободное время и чтение. Данные исследований показали, что на чтение человек затрачивал около 6 часов свободного времени в неделю.
5. Радио, телевидение и книга. Отмечалось положительное влияние на чтение других средств массовой информации при однозначном предпочтении чтения. Например, среди опрошенных жителей небольших городов 70% предпочитают чтение как средство проведения свободного времени и только 26% - просмотр телепередач.
6. Библиотека - организатор массового чтения. Сеть библиотек страны действует по принципу общедоступности. 95% ученых и специалистов регулярно пользуются двумя-тремя библиотеками. Авторитет библиотек неуклонно растет. Даже среди наименее активной по отношению к чтению части населения - рабочих - 47% записаны в библиотеки [2, с. 75].
7. Рост личных библиотек. Традиции собирания личных книжных коллекций учеными и писателями продолжались среди любителей чтения, относящихся к разным слоям общества. В г. Острогожске Воронежской области в результате исследования выявлено, что 84% населения имеет личные библиотеки.
Разрушение СССР, смена экономических ориентиров, деидеологизация общества еще долго не могли изменить отношение к книге и библиотеке как к значимым ценностям общества. Наоборот, в 90-е годы наблюдался определенный подъем в чтении и деятельности библиотек, связанный с большей свободой издания книг, удовлетворением возросших читательских интересов к литературе, ранее недоступной широкому читателю из-за идеологических запретов [3,4].
Оценивая данные приведенного исследования с современной ситуацией чтения, мы предполагаем, что по всем перечисленным направлениям произошли кардинальные изменения, причем, далеко не в лучшую сторону.
На рубеже ХХ и XXI веков наблюдались сложные разрушительные процессы в существующей системе социализации, приводящие к исключению воспитательной, идеологической функций в деятельности многих учреждений и организаций, в том числе и в библиотеках, что
привело к снижению престижа библиотеки как социального института. Изменился характер чтения, произошла замена традиционной книги альтернативными цифровыми источниками. Доступ к мировым электронным ресурсам существенно снизил значение библиотеки как основного организатора чтения. Расширились возможности различных форм проведения досуга. Перечисленные тенденции отрицательно сказались и на социализирующей роли библиотек, нивелируя накопленный опыт в данной области. Однако даже частичный отказ от традиционных социальных институтов, к которым относится и библиотека, приводит к разрушению ценностных ориентаций, отрицательно сказывается на социальной стабильности общества, подрывает его нравственные устои [5]. Данная социокультурная ситуация отразилась на результатах современных исследований чтения и роли библиотеки, которые мы приведем ниже. Следует оговорить, что современные исследования чтения весьма отличаются от проводимых в 60-80-е годы. Они носят локальный характер, проводятся, как правило, в масштабах одной библиотеки или региона, осуществляются отдельными учеными в рамках собственных научных интересов и освещаются в изданиях, выходящими небольшими тиражами. Однако для значительной части интеллектуальной элиты общества проблемы чтения и сохранения библиотек настолько важны, что они постоянно обсуждаются в интернет-пространстве [6].
Проведем небольшой сравнительный анализ современных данных о чтении и роли библиотек и данных исследования 60-80 годов. Для сравнения используем результаты исследований, осуществленных в отдельных регионах. Национальная библиотека Республики Татарстан (НБ РТ) на протяжении многих лет разрабатывала тему чтения. В течение 1997 - 2004 годов проводились ежегодные мониторинги чтения республиканских газет и журналов в муниципальных районах Татарстана. В 2014 году состоялось социологическое исследование «Рейтинг прессы Татарстана в муниципальных библиотеках республики». В 2016 году НБ РТ приступила к осуществлению серии социологических исследований, направленных на широкое изучение различных аспектов чтения. Первая работа в данном направлении - исследование «Чтение пользователей муниципальных библиотек Татарстана», целью которого является выявление современных тенденций чтения для совершенствования библиотечно-информационного обслуживания [7,8].
Отношение к чтению как к значимому занятию резко изменилось, особенно в молодежной среде. В Республике Татарстан опрос проходил среди читателей библиотек, поэтому для дополнения общей картины чтения используем исследование, проведенное в Челябинске [9]. Опрос молодых людей - школьников и студентов средних специальных и высших учебных заведений показал, что лидирующую позицию среди источников получения информации занимает интернет как наиболее оперативный и удобный источник (45% опрошенных), за ним следует телевидение (30%), далее - книги (19%). Конечно, чтение источников в интернете тоже является собственно чтением, когда речь идет о книгах, респонденты имеют в виду традиционное чтение; однако, самостоятельный поиск информации в интернете носит хаотичный, фрагментарный и поверхностный характер и не должен быть основой учебы. Большинство респондентов исследования, проведенного в Челябинске, понимают значимость печатного издания и предпочитают его при изучении предметов (67%), однако 33% опрошенных используют только электронные ресурсы. Значимость библиотеки в этом процессе невелика: чтобы прочитать книгу, 37% покупают ее, 35% берут ее в домашней библиотеке или у друзей, и только 28% молодых людей пользуются услугами общедоступных библиотек. Налицо потеря роли библиотеки как воспитательного и образовательного учреждения.
Большинство участников опроса - активных читателей в Республике Татарстан, конечно, любят читать. В зависимости от города (района) республики, любовь к чтению выразили от 77 до 84% читателей, однако они рассматривают чтение как отдых и развлечение (62 - 69%), что можно назвать отрицательной характеристикой чтения в сравнении с тенденциями 60-80-х годов. В структуре свободного времени опрошенных, особенно от пятнадцати до тридцати лет, чтение все больше вытесняется компьютерными играми, развлечениями с друзьями и телевизионными передачами. Читательские предпочтения и их удовлетворение в библиотеках - это художественная литература во всем ее многообразии жанров, тематики - классическая и современная, зарубежная и, русская и татарская, приключения, детективы, фэнтези и др. занимают наиболее выгодные позиции, что также говорит о наличии активной досуговой составляющей чтения. Усилились гендерные различия в чтении: подавляющее число читателей -женщины (67 - 73%), причем, с возрастом этот процент увеличивается.
Подтверждена роль библиотек в деле сохранения книжной культуры и культуры чтения в целом. Активные читатели - за сохранение современной библиотеки, имеющей востребованные фонды литературы и использующей информационно-коммуникационные технологии. Однако около 35% опрошенных согласны с утверждением, что «мы из читающей нации превращаемся в нацию зрителей». Подавляющее большинство участников исследования (91 - 96%) не считают сегодня чтение престижным занятием.
Таким образом, налицо нивелирование воспитательной и образовательной и усиление досуговой функции библиотеки. Среди специалистов используется термин «диснейлендиза-ция», который характеризует тенденцию по усилению развлекательной составляющей таких социальных институтов как музеи и библиотеки [10]. Информационная же функция и функция хранения книжных богатств, по мнению некоторых современных организаторов библиотечного дела, будет передана электронным библиотечным системам.
Странно, что такая позиция транслируется на государственном уровне. Министр культуры Российской Федерации на заседании Правительства В.Р. Мединский отметил: «Безусловно, как книгохранилища и пункты выдачи на время книг в пользование библиотеки будущего не имеют, это надо понимать, за исключением центральных хранилищ знаний, крупных федеральных и вузовских библиотек. Будущее - в преобразовании библиотек в общедоступные культурно-просветительские центры, места, где можно встретиться с поэтами, писателями, педагогами, деятелями культуры, послушать лекции, взрослым людям поучиться работать в интернете, обучиться компьютерной грамотности, где есть игровые комнаты для детей, где есть кафе, где зачастую находится ещё и небольшой книжный магазин» [11].
Вместе с тем, пробелы в системе воспитательной и просветительной работы, негативно отражаются на духовном состоянии общества, способствуют разобщению, вражде и могут привести к социальному кризису. Возрождая традиционные функции библиотек, исходя их современных требований и реалий, привлекая пользователей к чтению и осмыслению лучших образцов классической и современной литературы, библиотека способствует духовному возрождению и оздоровлению общества.
Поэтому вполне логично, что 3 июня 2017 года была утверждена «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», которая должна стать основой для разработки соответствующей подпрограммы государственной программы «Информационное общество (2011—2020 годы)» [12]. Основные направления программы: поддержка и продвижение чтения, развитие творческих способностей, гражданско-патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание, краеведческое и экологическое просвещение, профориентационная и интеллектуально-творческая деятельность, популяризация ценностей детства и детской субкультуры. Библиотеки имеют большие возможности влияния на подрастающее поколение, используя вековой опыт традиционных и инновационных средств индивидуального и массового обслуживания.
Еще один шаг к определению роли чтения и библиотеки в современном обществе является разработка концепции развития библиотек в Российской Федерации, которая поможет определить значимость этих культурных учреждений в постоянно меняющемся мире цифровых технологий. С таким предложением выступил президент Российской библиотечной ассоциации Михаил Дмитриевич Афанасьев на Всероссийском совещании руководителей федеральных и центральных региональных библиотек "Будущее библиотек в условиях цифровой экономики" в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума [13].
Надеемся, что предпринятые библиотечной общественностью усилия приведут к преодолению кризиса чтения, наша страна вернет себе звание самой читающей страны мира, а социологические исследования в ближайшем будущем вновь покажут положительную динамику читательской активности.
Литература
1. Чубарьян О.С. Человек и книга: Социальные проблемы чтения.- М.: Наука, 1978.- 112с.
2. Афанасьев М.Д. За книгой: Место чтения в жизни рабочего.- М.: Книга, 1987.- 128с.
3. Бутенко И.А. Книга и чтение на исходе ХХ века. - М.: Наука,1997. - 140с.
4. Книга и чтение в зеркале социологии /Гос. б-ка СССР им.В.И. Ленина. - М., 1990. - 208с.
5. Калегина О.А. Продвижение чтения в процессе библиотечно-информационного обслуживания // Формирование экологической культуры - глобальный тренд современности: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России, 4-5 декабря 2017 г. - Казань: Изд-во КазГИК, 2018. -С.123-127
6. Блог Ирины Чулковой «Методкомпот» .- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.facebook.com/groups/719431G648G1323/permalink/19336888 (дата обращения: 10.12.2018)
7. Чтение пользователей муниципальных библиотек Татарстана: Итоги социологического исследования / сост. Э.Г. Xусаинова, отв. ред. И.Г. Xадиев.- Казань: Милли китап, 2017.- 68 с.
8. Чтение пользователей муниципальных библиотек Татарстана: Итоги социологического исследования / сост. Э.Г. Xусаинова, отв. ред. И.Г. Xадиев.- Казань: Милли китап, 2018.- 80 с.
9. Бабина Д.И. Отношение молодежи к чтению: итоги социологического исследования // Литературное и читательское развитие в условиях библиотек: Сборник материалов седьмой межрегиональной Школы инноватики.- Челябинск, 2017.- С. 39-46.
1G. Равинский Д.К. Воздвигать или рушить барьеры // Библиотечное дело. - 2GG9. - № 12. - C.
1G-15.
11. Доклад Владимира Мединского о состоянии и перспективах развития библиотек в регионах на заседании Правительства 9 ноября 20126 года.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/25226/ (дата обращения: 10.12.2018)
12. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf (дата обращения: 24.12.2G17)
13. На культурном форуме в Петербурге предложили создать концепцию развития библиотек.-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/5799G5G (дата обращения: 1G.12.2G18)
References
1. Chubar'yan O.S. CHelovek i kniga: Social'nye problemy chteniya.- M.: Nauka, 1978.- 112s.
2. Afanas'ev M.D. Za knigoj: Mesto chteniya v zhizni rabochego.- M.: Kniga, 1987.- 128s.
3. Butenko I.A. Kniga i chtenie na iskhode HKH veka. - M.: Nauka,1997. - 14Gs.
4. Kniga i chtenie v zerkale sociologii /Gos. b-ka SSSR im.V.I. Lenina. - M., 199G. - 2G8s.
5. Kalegina O.A. Prodvizhenie chteniya v processe bibliotechno-informacionnogo obsluzhivaniya / / Formi-rovanie ehkologicheskoj kul'tury - global'nyj trend sovremennosti: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj Godu ehkologii v Rossii, 4-5 dekabrya 2G17 g. - Kazan': Izd-vo KazGIK, 2G18. -S.123-127
6. Blog Iriny Chulkovoj «Metodkompot» .- [Electronic source]. - Access: https://www.facebook.com/groups/719431G648G1323/permalink/19336888 (date of access: 1G.12.2G18)
7. Chtenie pol'zovatelej municipal'nyh bibliotek Tatarstana: Itogi sociologicheskogo issledovaniya / sost. EH.G. Husainova, otv. red. I.G. Hadiev.- Kazan': Milli kitap, 2G17.- 68 s.
8. Chtenie pol'zovatelej municipal'nyh bibliotek Tatarstana: Itogi sociologicheskogo issledovaniya / sost. EH.G. Husainova, otv. red. I.G. Hadiev.- Kazan': Milli kitap, 2G18.- 8G s.
9. Babina D.I. Otnoshenie molodezhi k chteniyu: itogi sociologicheskogo issledovaniya / / Literaturnoe i chitatel'skoe razvitie v usloviyah bibliotek: Sbornik materialov sed'moj mezhregional'noj SHkoly innovatiki.-CHelyabinsk, 2G17.- S. 39-46.
1G. Ravinskij D.K. Vozdvigat' ili rushit' bar'ery // Bibliotechnoe delo. - 2GG9. - № 12. - C. 1G-15.
11. Doklad Vladimira Medinskogo o sostoyanii i perspektivah razvitiya bibliotek v regionah na zasedanii Pravitel'stva 9 noyabrya 2G126 goda.- [Elektronic source]. - Access: http://government.ru/news/25226/ (data of address: 1G.12.2G18)
12. Koncepciya programmy podderzhki detskogo i yunosheskogo chteniya v Rossijskoj Federacii.- [Electronic source]. - Access: http://government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf (date of access: 24.12.2G17)
13. Na kul'turnom forume v Peterburge predlozhili sozdat' koncepciyu razvitiya bibliotek.- [Electronic source]. - Access: https://tass.ru/obschestvo/5799G5G (date of address: 1G.12.2G18)
УДК 37.014(470)
О.АКалимуллина
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ КАК РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПРОФИЛЬНОГО ВУЗА: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Данная статья - это проведенный авторский анализ сетевого взаимодействия детских школ искусств и профильных вузов культуры. В статье рассматриваются основные аспекты, позволяющие выстраивать единую систему с опорой на синергетические принципы в системе дополнительного образования, выявляются основные проблемы взаимодействия школа-вуз-школа. Предлагаются эффектив-