Научная статья на тему 'Традиции сказительства и школы сэсэнов: история и современность'

Традиции сказительства и школы сэсэнов: история и современность Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / башкиры / фольклоризм / сказительское искусство / народные традиции / history / Bashkirs / folklore / storytelling / folk traditions

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Шакурова Шаура Рашитовна

Статья посвящена изучению школ сэсэнов (сказителей) Республики Башкортостан. Как известно, первая школа сэсэнов возникла в 1994 г. в г. Сибай. В 2014 г. Министерство культуры РБ в лице Республиканского центра народного творчества (РЦНТ) возглавило данное фольклорное движение и содействовало созданию подобных школ в других городах и районах республики. Изучение сказительской практики прошлых веков освещено в трудах башкирских ученых достаточно широко. О новом феномене – школах сэсэнов – исследований практически нет, вероятно, в связи с тем, что для осмысления этого явления нужно определенное время. Наше исследование, по сути, является постановкой проблемы, поскольку были проанализированы документы, предоставленные РЦНТ, опрошены руководители школ сэсэнов. Исследование показало, что руководители школ сэсэнов главным в своей деятельности видят возрождение сказительского искусства, популяризацию эпического наследия башкир и особо выделяют в своей деятельности борьбу против утраты языка. Как оказалось, проблема утраты языка актуальна даже для сельских районов республики. Соответственно, для руководителей школ сэсэнов работа с подрастающим поколением имеет воспитательное значение, они стремятся приобщить детей и молодежь к родной культуре, истории и языку, памятуя о том, что именно сказители испокон веков были хранителями традиций башкирского народа. В целях популяризации сказительства руководители школ сэсэнов стремятся осваивать все виды современной (нетрадиционной) коммуникации (сцена, интернет), полагая, что в башкирской традиции сказители так же выступали на йыйынах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions of story-telling and sesen schools: history and modernity

The article is devoted to the study of schools of sesens (narrators) of the Republic of Bashkortostan. As is known, the irst seseng school was established in 1994 in the city of Sibay. In 2014, the Ministry of Culture of the Republic of Bashkortostan, represented by the Republican Center for Folk Art led this folklore movement and contributed to the creation of similar schools in other cities and regions of the republic. The study of the storytelling practice of past centuries is widely covered in the works of Bashkir scientists. There is practically no research on a new phenomenon sesen schools, probably due to the fact that it takes some time to comprehend this phenomenon. Our study, in fact, is a statement of the problem, since the documents provided by the Republican Center for Folk Art were analyzed, and the leaders of the sesens schools were interviewed. The study showed that the leaders of sesen schools see the revival of storytelling, the popularization of the epic heritage of the Bashkirs as the main thing in their activities, and they emphasize the struggle against the loss of the language in their activities. As it turned out, the problem of language loss is relevant even for rural areas of the republic. Accordingly, for the heads of sesens schools, work with the younger generation is of educational importance, they strive to familiarize children and young people with their native culture, history and language, bearing in mind that it was the storytellers who from time immemorial were the keepers of the traditions of the Bashkir people. In order to popularize storytelling, the leaders of sesen schools strive to master all types of modern (non-traditional) communication (stage, Internet), believing that in the Bashkir tradition, storytellers also performed in yiyyns.

Текст научной работы на тему «Традиции сказительства и школы сэсэнов: история и современность»

ФОЛЬКЛОР

¡t^ ^ ^ ^ ¿j^ .it'- ¿jr. JIJ^ ¿je. /fc rfr- ¿Jr. ^ ^ ^ ¿i'- ¿sjs. jji. ¿"to ¿J'- /I'; ^ ^ ^

DOI 10.24412/2223-0564-2023-2-86-91 Ш.Р. Шакурова УДК 398.88

ТРАДИЦИИ СКАЗИТЕЛЬСТВА И ШКОЛЫ СЭСЭНОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ1

Аннотация

Статья посвящена изучению школ сэсэнов (сказителей) Республики Башкортостан. Как известно, первая школа сэсэнов возникла в 1994 г. в г. Сибай. В 2014 г. Министерство культуры РБ в лице Республиканского центра народного творчества (РЦНТ) возглавило данное фольклорное движение и содействовало созданию подобных школ в других городах и районах республики. Изучение сказительской практики прошлых веков освещено в трудах башкирских ученых достаточно широко. О новом феномене - школах сэсэнов - исследований практически нет, вероятно, в связи с тем, что для осмысления этого явления нужно определенное время. Наше исследование, по сути, является постановкой проблемы, поскольку были проанализированы документы, предоставленные РЦНТ, опрошены руководители школ сэсэнов. Исследование показало, что руководители школ сэсэнов главным в своей деятельности видят возрождение сказительского искусства, популяризацию эпического наследия башкир и особо выделяют в своей деятельности борьбу против утраты языка. Как оказалось, проблема утраты языка актуальна даже для сельских районов республики. Соответственно, для руководителей школ сэсэнов работа с подрастающим поколением имеет воспитательное значение, они стремятся приобщить детей и молодежь к родной культуре, истории и языку, памятуя о том, что именно сказители испокон веков были хранителями традиций башкирского народа. В целях популяризации сказительства руководители школ сэсэнов стремятся осваивать все виды современной (нетрадиционной) коммуникации (сцена, интернет), полагая, что в башкирской традиции сказители так же выступали на йыйынах.

Ключевые слова: история, башкиры, фольклоризм, сказительское искусство, народные традиции Shaura R. Shakurova

TRADITIONS OF STORY-TELLING AND SESEN SCHOOLS: HISTORY AND MODERNITY

Abstract

The article is devoted to the study of schools of sesens (narrators) of the Republic of Bashkortostan. As is known, the first seseng school was established in 1994 in the city of Sibay. In 2014, the Ministry of Culture of the Republic of Bashkortostan, represented by the Republican Center for Folk Art led this folklore movement and contributed to the creation of similar schools in other cities and regions of the republic. The study of the storytelling practice of past

1 Работа выполнена при финансовой поддержке конкурса НИР по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров №65/Н - 2022 г.

Шакурова Шаура Рашитовна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра Башкирского фольклора, Башкирский государственный педагогический университет имениМ. Акмуллы, e-mail: sh-shaura@mail.ru

Shaura R. Shakurova, Cand. Sci. (Philology), Senior Researcher of the Research Center of Bashkir Folklore, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, e-mail: sh-shaura@mail.ru

© Шакурова Ш.Р., 2023

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2023/2 (100)

centuries is widely covered in the works of Bashkir scientists. There is practically no research on a new phenomenon -sesen schools, probably due to the fact that it takes some time to comprehend this phenomenon. Our study, in fact, is a statement of the problem, since the documents provided by the Republican Center for Folk Art were analyzed, and the leaders of the sesens schools were interviewed. The study showed that the leaders of sesen schools see the revival of storytelling, the popularization of the epic heritage of the Bashkirs as the main thing in their activities, and they emphasize the struggle against the loss of the language in their activities. As it turned out, the problem of language loss is relevant even for rural areas of the republic. Accordingly, for the heads of sesens schools, work with the younger generation is of educational importance, they strive to familiarize children and young people with their native culture, history and language, bearing in mind that it was the storytellers who from time immemorial were the keepers of the traditions of the Bashkir people. In order to popularize storytelling, the leaders of sesen schools strive to master all types of modern (non-traditional) communication (stage, Internet), believing that in the Bashkir tradition, storytellers also performed in yiyyns.

Key words: history, Bashkirs, folklore, storytelling, folk traditions

Введение. В постсоветский период, характеризовавшийся пробуждением национального самосознания, в республике, как и в целом в стране, активизировалось движение за возрождение народных обычаев и традиций, стали появляться новые коллективы, национальные центры культур народов, проживающих в республике. Так, в 1994 г. исполнительница фольклорных произведений Асия Гайнуллина создала в г. Сибай школу сэсэнов (сказителей) «Урал-батыр». В 2014 г. Министерство культуры РБ в лице Республиканского центра народного творчества (РЦНТ) подхватывает данное фольклорное движение и содействует в создании подобных школ в других районах и городах республики. Данные коллективы - школы сэсэнов - созданы «в целях развития фольклора, возрождения творчества сэсэнов, сказитель-ского искусства»2. Сегодня на сайте РЦНТ указано семь школ: при БГПУ им. Акмуллы (руководитель - Р. Султангареева); «Урал-батыр» Сибайского колледжа искусств (руководитель -А. Гайнуллина); «Школа сэсэнов» Альшеевского района (руководитель - М. Муллагулова); «Школа сэсэнов» им. Ахмета Сулейманова Бурзянского района (руководитель - Г. Файзуллина); «Школа сэсэнов» Хайбуллинского района (руководитель - М. Ишемгулова); «Школа сэсэнов» Гафурийского района (руководитель - Ф. Кутлу-гильдина); «Школа сэсэнов» Салаватского района (руководитель - Ф. Гайсин).

Организационным центром этих школ стал AHO «Центр сэсэнов» РЦНТ, который проводит различные мероприятия, в том числе, фести-

вали, конференции, мастер-классы, отмечают юбилеи знаменитых сэсэнов и др. Наиболее известным мероприятием Центра сэсэнов стало проведение Всероссийского конкурса сказителей (сэсэнов) в 2016, 2018 и 2020 гг., которые были приурочены к Всемирной Фоль-клориаде, прошедшей в Республике Башкортостан в 2021 г. Руководит Центром Заслуженный работник культуры РБ, заместитель генерального директора РЦНТ Н.Б. Тулыбаева. Центр сотрудничает как с фольклорными учреждениями (Государственный Российский Дом народного творчества им. В.Д. Поленова, Москва), так и с научно-образовательными (ИИЯЛ УФИЦ РАН, БГПУ им. М. Акмуллы) и международными организациями (ЮНЕСКО, Национальная академия «Манас» и Ч. Айтматова при кабинете министров Кыргызской Республики (г. Бишкек, Кыргызстан).

Аналитический обзор. Импровизаторское искусство сказителей-сэсэнов, как часть традиционной культуры башкир, изучалось в трудах таких ученых, как М. Бурангулов [3, с. 12], С. Галин [4], А. Киреев [8], М. Сагитов [11], А. Сулейманов [13], Р. Шакуров [15, 16] и др. Однако деятельность школ сэсэнов, будучи явлением концаXX - начала XXI в., еще не стала объектом изучения в научных исследованиях. Центр сэсэнов и последующие школы сэсэнов стали появляться лишь с 2015 г.

Основными методами исследования являются изучение документов (анкет, характеристик, биографий и т.п.), предоставленных Центром сэсэнов и онлайн-анкетирование3 руководителей

2 Сайт РЦНТ: https://rcntrb.com/ru/about-center/tsentr-sesenov

3 При сборе исторического материала используются различные методы, в том числе инструментарий

иных общественных наук, и в первую очередь - социологии [7; 10].

школ сэсэнов. Анкеты содержали как открытые, так и закрытые вопросы, позволяющие высказываться, не ограничиваясь в объеме. Соответственно в статье приводятся цитаты из анкет в авторской редакции.

Основная часть. Школы сэсэнов - это явление конца XX - начала XXI в. На протяжении веков специфика функционирования сказитель-ства у башкир была иная. Искусство сэсэнов не было встроено в календарные обряды, сказители демонстрировали свое искусство на йыйы-нах, по сути являвшимися ареной общественно-политической жизни башкирского общества4.

На период функционирования йыйынов приходится и рассвет сказительского мастерства. После заключения мира между племенами или после иных событий на йыйыне состязались в скачках, борьбе, в танце и песнях, проходили и айтышы - словесные состязания сэсэнов. После вхождения Башкортостана в Русское государство йыйыны постепенно начинают терять свое значение, а вместе с ними начинает разрушаться среда бытования сэсэнов. После подавления народных восстаний 1735-1740 гг. йыйыны могли проводиться всего лишь один раз в год в присутствии представителей властей (в соответствии с указом от 11 февраля 1736 г.). После введения кантонной системы управления йыйыны и вовсе были запрещены (указ от 10 апреля 1798 г.), а башкиры переведены в военно-казачье сословие [1, с. 115].

Появление школ сэсэнов в современном обществе представляет собой интересный феномен, который требует своего научного осмысления как общественного явления.

Как известно, многие исследователи существование аутентичного фольклора вне естественной для него среды (например, в интернете, на сцене и т.п.) относят к явлениям фольклоризма [14]. Исследователей (например, публикации Российского фольклорного союза [6]) интересуют вопросы путей сохранения фольклора в условиях, когда прежний образ жизни носителей традиции оказывается разрушенным. В этой связи специалистами обсуждается вопрос, каковы критерии традиционности фольклорных коллективов. Так, известный российский

фольклорист, один из лидеров современного фольклорного движения A.C. Кабанов предлагает считать традиционными фольклорными коллективами те коллективы, которые отвечают следующим двенадцати признакам: 1. Весь песенный репертуар относится к местному стилю; 2. Он поёт в музыкальной фактуре местного стиля; 3. Манера звукоизвлечения всех исполнителей относится к местной традиции; 4. В коллективе большинство исполнителей обладают мастерством мелодической импровизации; 5. Коллектив состоит из ансамбля «солистов» от 3-4 до 12-16 человек; 6. Возраст большинства участников свыше 35-40 лет; 7. Исполнители все живут в одной местности с определенной стилевой песенной традицией; 8. Основная форма бытования песенного репертуара у исполнителей связана с их практической несценической деятельностью; пение существует как особый вид художественного общения; 9. В коллективе нет специально прикрепленного художественного руководителя; 10. Пение не является профессией исполнителей; 11. Исполнители с детства знакомы с ме стной песенной культурой и процесс обучения этой культуре у них проходит не специально, не осознанно, а в устных формах передачи, без специально разработанной методики; 12. Исполнители и слушатели принадлежат к одной песенной культуре [6, с. 20]. Данная классификация сформулирована для песенного коллектива на основе многолетних наблюдений. Тем не менее, при соотношении школ сэсэнов в соответствии с вышеперечисленной типологией фольклорных коллективов выявляется следующее: если в части художественного содержания фольклорного коллектива (признаки № 1-4) и состава коллектива (признаки № 5-7) есть соответствие, то в последнем блоке -механизм организационной методической деятельности (признаки № 8-12) - наблюдаем несоответствие пунктам № 9 и 11. В пункте № 9 говорится, что в коллективе не должно быть назначенного руководителя, однако в некоторых из школ сэсэнов руководители были назначены Центром сэсэнов. Пункт №11 в данном случае так же не подходит, т.к. едва ли можно сказать, что все участники школы сэсэнов с детства

4 Йыйын - народное собрание башкир; орган самоуправления племени или рода, на которых решали вопросы войны и мира, соблюдения норм обычного права, шариата, уточнения границ родоплеменных территорий, порядка перекочевок, улаживание споров и т.п. Бытовали общенародные и территориальные, на которых участвовали все взрослые мужчины одного племени или рода [1].

знакомы с эпосамн. С точки зрения данной типологии, школы сэсэнов сложно отнести к традиционным фольклорным коллективам в классическом понимании. И если С.Ю. Неклюдов называет «постфольклором» трансформацию фольклорных форм применительно к фольклору горожан, молодежи и пр. [9, с. 10], то в нашем случае речь идет о коллективах, бытующих преимущественно в сельской местности (пять коллективов из семи расположены в сельских районах республики). Возможно, при составлении критериев традиционности фольклорных коллективов, необходимо изучить и специфику традиционной культуры других коренных народов России, представляется, что в этом вопросе необходимы более длительные наблюдения.

В башкирской традиции сэсэнами были преимущественно мужчины, об участии женщин в этом процессе говорили как об исключительном, уникальном явлении. Наше исследование показало, что сегодня основной костяк данных коллективов - женщины (в разных коллективах женщины - от 80 до 100%). В том числе большинство руководителей школ сэсэнов -тоже женщины (шесть из семи). Руководители данных фольклорных коллективов - преимущественно люди старшего поколения (старше 60 лет). Большинство руководителей школ сэсэнов имеет высшее образование (пять из семи), двое - средне-специальное, один человек имеет научную степень.

И хотя основная часть руководителей школ сэсэнов достигла пенсионного возраста, все же большинство из них предпочитает работать (четверо из семи), при этом все они профессионально связаны с фольклором или с башкирской культурой и языком, лишь один пенсионер - бывший бухгалтер, а ныне - староста села.

Члены школ сэсэнов выступают на сцене, участвуют в различных конкурсах, в том числе онлайн-состязаниях в специально созданных группах в социальной сети «Вконтакте», зачастую и сами являются активными организаторами подобных мероприятий. С одной стороны, для участников школ сэсэнов важна презентация фольклорного коллектива как аутентичного, но при этом выступление на сцене они воспринимают как органичное явление, они не видят в этом противоречия традиции:

- «Сэсэны всегда выступали перед народом, на йыйынах могло быть и несколько тысяч человек»;

- «Сэсэны - творцы и носители башкирского фольклора. В наше время сэсэны должны выступать на сцене, так как люди должны знать свою историю».

- «Обязательно! Не только на сцене, а обязательно и в интернете, там тоже народ».

Некоторые руководители школ сэсэнов не разделяют понятия «сказитель» и «поэт»:

- «Яне артистка, которая поет и танцует, я -сэсэния, сказительница, поэтесса. Сочиняю кубаиры с мифическими образами (о Куштау, Торатау, ШаЬтау), наставления, сказки, стихотворные байты, басни, мунажаты, насихаты, айтышы, частушки». (Здесь под признаком фольклорных произведений понимаем «установку на традицию» [2, с. 369-383]).

Руководители школ сэсэнов особо выделяют работу своих коллективов с подрастающим поколением, указывают возраст и способы работы:

- «6 человек, возраст участников 10-16 лет»;

- «проводим конкурсы с целью учить детей сочинять сказки, стихи, визитки, рассказы, рассказывать эпосы, брать интервью, короче работать с карандашом и думать и сочинять на родном башкирском языке. Количество их в этом году дошло до 90»;

- «занимаемся с детьми от 3 до 16лет».

Для всех коллективов важным является

сбор фольклорного материала. В репертуаре коллективов, по признанию руководителей коллективов, десятки башкирских народных эпосов. Однако для некоторых из них оказывается наиболее важным собственное творчество:

- «Я не собираю эпические жанры. Я их сама сочиняю».

Таким образом, в некоторых коллективах индивидуальное творчество доминирует над коллективным, особенно если руководитель является талантливым импровизатором. Будут ли плоды индивидуального творчества передаваться из уст в уста, видоизменяться, совершенствоваться, обретая черты коллективного творчества - покажет время.

Руководители школ сэсэнов видят цели своей деятельности в возрождении сказительского искусства и популяризации эпического наследия башкир. На вопрос «для чего нужны школы сэсэнов?» были сформулированы следующие ответы:

«для вовлечения исполнителей разных возрастов к исчезающему виду творчества -сказител ьству »;

- «привить любовь к Родине, древности»;

- «за собой вести людей по творчеству»;

- «во-первых, перенять от старшего поколения, отРозалии Султангареевой, отАсииГайнул-линой, передать этот опыт подрастающему поколению, чтобы вырастить духовных, знающих родной язык детей»;

- «школа - единство, система, созданная для обучения, совершенствования прогрессивного начала и поддерживания преемственности определенных ценностей».

Ответ на этот вопрос выявляет очень важный аспект. С точки зрения руководителей школ сэсэнов, для башкир приобщение подрастающего поколения к ценностям фольклора важно еще и потому, что оно позволяет решать еще более важную задачу, стоящую перед башкирской нацией - сохранение родного языка. На сегодняшний день эта проблема актуальна не только для городских детей, но и для деревенских. Вся виртуальная жизнь, в которую погружены современные дети, оказывается вне контекста родной культуры, соответственно, язык постепенно вытесняется, остается в пассиве («понимаю, но не говорю»). Эти выводы подтверждаются данными о включении башкирского языка в «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» (ЮНЕСКО, 2009 г.), который по оценке степени сохранности имеет статус «уязвимый», то есть «на языке разговаривает большинство детей, но его использование может быть ограниченным (например, на языке говорят только дома)» [17].

Выводы. Таким образом, в основном руководителями школ сэсэнов являются женщины преимущественно пенсионного возраста. Основной своей деятельностью они считают возрождение сказительского искусства и популяризацию эпического наследия башкир. Опрошенные относят собирательскую деятельность к важным элементам сохранения традиции. Как оказалось, важной составляющей фольклорного движения является борьба против утраты языка, эта проблема актуальна даже для сельской местности. Соответственно, работа с подрастающим поколением имеет воспитательное значение и способствует приобщению к родной культуре, истории и языку, ведь именно сказители испокон веков были хранителями традиций башкирского народа. Интересно, что руководители школ сэсэнов стремятся осваивать все виды современной

(нетрадиционной) коммуникации (сцена, интернет) в целях популяризации сказительства. Данное исследование является первым шагом к изучению школ сэсэнов Республики Башкортостан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкортостан: краткая энциклопедия. Главный редактор Р.З. Шакуров. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. 672 с.

2. Богатырев Я.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 511 с.

3. БурангуловМ. Завещание сэсэна. Уфа: Китап, 1995. 352 с.

4. Галин С. Народной мудрости источник: толковый словарь башкирского фольклора. Уфа: Китап, 2007. 298 с.

5. Гусев В. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб.: Издательство Санкт-Петербургского института театра, музыки и кинематографа, 1993. 112 с.

6. Кабанов А. Современное фольклорное движение в России. Статьи разных лет. М.: Институт «Наследие», 2019. 302 с.

7. Камалова Г.Р., Шакурова Ш.Р. Онлайн-исследования в современной России: новые стратегии и тактики // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 4(166). С. 113-116.

8. Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1970. 304 с.

9. Неклюдов С.Ю. Фольклор и его исследования: век двадцатый // Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера ЬйрУЯЫк.ротогеи. ги/тНех.рЬр?ра§е=ореп8оигсе/37 (Дата обращения: 01.02.2023).

10. Поршнева О.С. Концепции и методы социологии в историческом исследовании // ЬйрвУ/суЬегкшпка.ги/агйсЬ/п/копЭверЭвп-ьтеЭоНу-воЭвюЬрп-у^ЭопсЬевкот-ТввЬНоуапп (Дата обращения: 01.02.2023).

11. Сагитов М.М. Древние башкирские кубаиры. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. 221 с.

12. Сказительское и литературное творчество Мухаметши Бурангулова: [Сборник статей]. Уфа: БНЦ УрОРАН, 1992. 119 с.

13. Сулейманов А. Сэсэны. Уфа: Китап, 2022. 186 с. [рукопись, в печати].

14. Топорков А.Л. Проблема «фейклора» в славянской фольклористике // Письменность, литература, фольклор славянских народов. История славистики. XVI Международный съезд славистов. Белград, 20-27 августа 2018 г. Доклады российской делегации. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2018. 432 с.

15. Шакур Р. Знаменитые башкиры: Научно-биографические очерки. Уфа: Китап, 1998. 303 с. (на башкирском языке).

16. Шакур Р. Страна поющих журавлей: статьи и очерки о башкирском фольклоре, музыкальных инструментах, о народных певцах и музыкантах Башкортостана. Уфа; Китап, 1996. 414 с. (на башкирском языке).

17. URL: https://web.archive.org/web/20091nn43542/ http://www.unesco.org/culture/ich/index. php?pg=00206. (Дата обращения: 01.02.2023).

REFERENCES

1. Bashkortostan: kratkaya enciklopediya [Bashkortostan: a short encyclopedia]. Editor-inchief R.Z. Shakurov. Ufa: Scientific publishing house "Bashkir Encyclopedia", 1996. 672 p. (in Russ.).

2. Bogatyrev, Ya.G. Voprosy teorii narodnogo iskusstva [Questions of the theory of folk art]. Moscow: Iskusstvo, 1971. 511 p. (in Russ.).

3. Burangulov, M. Zaveshchanie sesena [Sessen's will], Ufa: Kitap, 1995. 352 p. (in Russ.).

4. Galin, S. Narodnoj mudrosti istochnik: tolkovyj slovar' bashkirskogo fol'klora [Folk wisdom source: explanatory dictionary of Bashkir folklore]. Ufa: Kitap, 2007. 298 p. (in Russ.).

5. Gusev, V. Russkaya narodnaya hudozhestven-naya kul 'tura (teoreticheskie ocherki) [Russian folk art culture (theoretical essays)]. St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg Institute of Theater, Music and Cinematography, 1993. 112 p. (in Russ.).

6. Kabanov, A. Sovremennoe fol'klornoe dvizhenie v Rossii. Stat'i raznyh let [Modern folklore movement in Russia. Articles of different years]. Moscow: Institute "Heritage", 2019. 302 p. (in Russ.).

7. Kamalova, G.R., Shakurova, Sh.R. Onlajn-issledovaniya v sovremennoj Rossii: novye strategii i taktiki [Online research in modern Russia: new strategies and tactics]. In: Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal [Economics and Management: scientific and practical journal]. 2022. No. 4 (166). P. 113-116. (in Russ.).

8. Kireev, A.N. Bashkirskij narodnyj geroicheskij

epos [Bashkir Folk Heroic epic]. Ufa: Bashkir Book Publishing House, 1970. 304 p. (in Russ.).

9. Neklyudov, S.Yu. Fol'klor i ego issledovaniya: vek dvadcatyj [Folklore and its research: the twentieth century]. In: Centr izucheniya tradicionnoj kul'tury Evropejskogo Severa [Center for the Study of traditional Culture of the European North] // http://folk. pomorsu.ru/index.php?page=opensource/37 (Accessed 01.02.2023). (in Russ.).

10. Porshneva, O.S. Koncepcii i metody sociologii v istoricheskom issledovanii [Concepts and methods of sociology in historical research] // https://cyberleninka. ru/article/n/kontseptsii-i-metody-sotsiologii-v-istoricheskom-issledovanii (Accessed 01.02.2023). (in Russ.).

11. Sagitov, M.M. Drevnie bashkirskie kubairy [Ancient Bashkir kubairs]. Ufa: Bashkir Book Publishing House, 1987. 221 p. (in Russ.).

12. Skazitel'skoe i literaturnoe tvorchestvo Muha-metshi Burangulova: [Sbornik statej] [The storytelling and literary creativity of Mukhametsha Burangulov: [Collection of articles], Ufa: BNC UrO RAS, 1992. 119 p. (in Russ.).

13. Suleymanov, A. Seseny [Storytellers]. Ufa: Kitap, 2022. 186 p. [manuscript, in print], (in Russ.).

14. Toporkov, A.L. Problema «fejklora» v sla-vyanskoj fol'kloristike [The problem of "faklor" in Slavic folklore]. In: Pis'mennost', literatura, fol'klor slavyanskih narodov. Istoriya slavistiki. XVI Mezhdunarodnyj s"ezd slavistov. Belgrad, 20-27 avgusta 2018 g. Doklady rossijskoj delegacii [Writing, literature, folklore of Slavic peoples. History of Slavistics. XVI International Congress of Slavists. Belgrade, August 20-27, 2018 Reports of the Russian delegation], Moscow: V.V. Vinogradov Institute of the Russian Language of the Russian Academy of Sciences, 2018. 432 p. (in Russ.).

15. Shakur, R. Znamenitye bashkiry: Nauchno-biograficheskie ocherki [Famous Bashkirs: Scientific and biological essays]. Ufa: Kitap, 1998. 303 p. (in Bashkir).

16. Shakur, Rashit. Strana poyushchih zhuravlej: Stat'i i ocherki o bashkirskom folklore, muzykal'nyh instrumentah, o narodnyh pevcah i muzykantah Bashkortostana [The Land of singing Cranes: Author of articles and essays on Bashkir folklore, musical instruments, folk singers and musicians of Bashkortostan], Ufa: Kitap, 1996. 414 p. (in Bashkir).

17. https://web.archive.org/web/20091111143542/ http://www.unesco.org/culture/ich/index. php?pg=00206 (Accessed 01.02.2023). (in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.