УДК 821.512.141.09
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА АЙТЫШ В ТВОРЧЕСТВЕ БАШКИРСКИХ СЭСЭНОВ
© З. Р. Утарбаева*, Т. А. Кильмухаметов, Г. Г. Ишимбаева
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул.Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (3472) 73 66 43.
"ЕшаИ: zubarzhat.amineva@mail. ги
В статье рассматриваются художественные особенности жанра айтыш — импровизированного состязания двух сказителей в устной песенной форме. Он бытует у многих тюрко-язычных народов и широко известен у башкир, казахов, киргизов, каракалпакцев. Во время ай-тыша два сказителя исполняют своеобразный песенный диалог. Постоянно подхватывая слова оппонента, они передают очередь друг другу. Поэтический турнир может быть посвящен любой теме. По итогам соревнования выбирается победитель. При этом широко оценивается музыкальность, ритмичность импровизации сэсэна, а также его умение вести песенный диалог.
Тематика поэтических диалогов разнообразна — от героизма народа до социальных пороков общества. Формы айтыша также разнообразны. Известны айтышы девушки с джигитом, мужчины с женщиной, двух сэсэнов, матери с дочерью и др.
Жанр айтыш в творчестве башкирских сэсэнов уходит корнями в глубокую древность. Расцвет данного жанра приходится на Х1У-ХУШ вв. До нас дошли лишь некоторые из поэтических споров, однако они являются наилучшими образцами данного жанра.
Известные сэсэны XVI—XVIII вв. Кубагуш, Карас, Баик, Еренсе, Махмут стали создателями традиций школы сказительства башкирского народа. Их творчество отличалось тем, что они вели странствующий образ жизни и были на вечном пути искания. Они выступали борцами за справедливость, были «языком» народа. В их пламенных и обличительных речах народ видел своих защитников.
В изустной поэзии на современном этапе наблюдается возрождение традиций жанра айтыш. К примеру, во многих конкурсах художественного слова стало традицией устраивать поэтические майданы. Сэсэны современности Х. Абубакирова, В. Садыкова, Р. Султан-гареева, М. Баймухаметова, А. Гайнуллина и др. часто обращаются к традициям данного жанра.
Ключевые слова: айтыш, жанр, поэтический диалог, сэсэн, кубаир, сказительское искусство, поэтическая форма, изустная литература.
Айтыш - одна из древних традиционных форм сэсэн был очень уважаемой личностью в народе.
устной народной песенной поэзии, исполняемой на Его берегли как зеницу ока, к нему прислушива-
публичных состязаниях сказителей. Он представ- лись даже сами беи и ханы.
ляет собой поэтический турнир, или песенный бой Поэтические споры посвящались различным
импровизаторов. Говоря современным языком, темам. К примеру, от героизма народа до социаль-
жанр айтыш является своеобразным конкурсом ных пороков общества. Особый социальный смысл
художественного слова. Он широко известен у имели айтыши на тему спора одного рода над дру-
^^ казахов, кирга^в гарагалшкц^. Жанр гим, когда на состязании присутствовали родовые
айтыша динамичен, требует особой находчивости и старейшины - правители, баи, беи. Спорили в сти-
импровизационного мастерства сказителя. хах также о силе любви, о способах ее выражения,
Во время айтыша два сказителя исполняют состязались в знании загадок, стран, народов, в по-своеобразный песенный диалог - веселый, яркий,
^ „ ^ знаниях вообще. Нередко айтыш переходил на те-
сатирический, социально острый, постоянно пере-
тт „ мы личных недостатков и пороков самих состязав-
давая очередь друг другу. Нередко айтыш служил т. ^
средством родовой борьбы [6]. шихся. Как правило, один из сказителей начинал
Башкиры издревле славились своими сэсэна- гоэгачесж™ турнир, задавая вопрос своему про-
ми. По обычаю, на крупных йыйынах устраивались тивнику. Tот, в св°ю отередъ незамедлительно, ш
поэтические состязания - айтыши. Спор был всегда в то же время со всей глубиной мысли и кротостью
зрелищным, в нем присутствовали элементы ума отвечал на поставленный вопрос. народной драмы. Он мог длиться часами, а то и По общепринятой традиции, в самом начале днями напролет. Боевой дух импровизационного поэтического спора сэсэны представлялись друг конкурса настолько захватывал внимание у слуша- другу, называли свое имя и название рода. Если телей, что те старались занимать передние места, один из них был более известным в народе, то для дабы с близкого расстояния видеть мимику, жесты, другого было честью «сражаться» с сильным сопереживания сказителей. Важно отметить, что перником.
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. №4
1029
Во время поэтического спора сказители выражали свои мысли иносказательно. Этот незамысловатый прием еще больше привлекал внимание у слушателей и принуждал противника ответить подобным же образом. Вот здесь-то и проявлялась вершина импровизационного мастерства сэсэна. Примечательно, что под иносказанием всегда подразумевался огромный смысл, касающийся интересов народа. И это вполне объяснимо, так как сэсэны всегда выступали как борцы, защитники прав народа. Так, они высмеивали социальное неравенство, несправедливость богатых по отношению к бедным и другие злободневные проблемы.
Формы айтыша также разнообразны. Известны айтышы девушки с джигитом, мужчины с женщиной, двух сэсэнов, матери с дочерью и др. Все они требуют высокого импровизаторского мастерства, находчивости, смекалки. Диалогическая форма айтыша больше представляет собой творческую встречу двух мастеров слова. По своему тематическому содержанию они представляют собой:
- обмен приветствиями;
- приветствие присутствующих, общая информация о важных общественно-политических событиях своей местности;
- обсуждение актуальных проблем современности;
- наставление слушателей назидательными и речитативными словами.
Как отмечалось ранее, жанр айтыш широко распространен и у других тюркских народов. К примеру, у казахов акынская поэзия имеет древние корни. По многовековой традиции, настоящим акыном мог считаться лишь тот мастер слова, который сочинит стихотворение, состоящее из 24-х строф. Также акын мог получить всеобщее признание лишь после победы в айтыше (здесь - в айтысе) над более сильным соперником [4].
Жанр поэтического спора среди башкир своими корнями уходят в глубь веков. Расцвет данного жанра в башкирской литературе приходится на Х1У-ХУШ в. До нас дошли лишь некоторые из поэтических споров, однако все они являются лучшими образцами айтыша. В качестве примера можно привести айтыши Хабрау йырау с Идукай батыром, Кубагуш сэсэна с Акмурза сэсэном, Карас сэсэна с казахским батыром Акса, Байык сэсэна с Бухар акыном, Салавата Юлаева со своей девушкой Зюлейхой [6].
Поэтическая форма айтыша присутствует во многих народных эпосах и кубаирах. Примерами тому служат диалоги Нэркэс и Хаубана («Акбу-зат»), Хабрау йырау и Токтамыш-хана («Идукай и Мурадым»), башкирского батыра Кужака и ногайца Таргына («Таргын и Кужак»). Известны айтыши и в новеллистических сказках («Турахан, Янебахан и Ерэнсэ сэсэн»), а также в кулямясах (загадках) («Как Ерэнсэ сэсэн женился») [5].
В советское время творчество сэсэнов имело стихийный характер. Учитывая огромную роль сэсэнов в общественной, политической и художественной жизни народа, Президиум Верховного Совета БАССР 14 апреля 1944 г. вынес указ о создании почетного имени «Народный сэсэн БАССР». На основании данного указа почетное имя «Народного сэсэна БАССР» получили сэсэны Фаррах Давлетшин, Саит Исмагилов и Мухаметша Бурангулов. Известен айтыш Ф. Давлетшина и С. Исмагилова под названием «Айтыш двух сэсэнов». В отличие от айтышей Акмурзы и Кубагуша, Кара-са и Аксы, Еренсе и Абулхаира, где основная мысль сводилась к идее прославления родины, справедливого правителя, дружбы народов и других, в центре поэтических диалогов советских сэсэнов стоит восхваление Советской власти и его вождя Сталина. Это позволяет говорить нам об односторонности развития литературы советского периода.
Отрадно, что и в современной башкирской изустной поэзии возрождаются традиции устных состязаний. К примеру, во многих современных конкурсах художественного слова стало традицией устраивать поэтические майданы. В них каждому участнику дается возможность проявить свой импровизаторский дар, вкус к слову, остроту ума и глубину творческой фантазии. Сэсэны современности Х. Абубакирова, В. Садыкова, Р. Султангаре-ева, М. Баймухаметова, А. Гайнуллина и др. часто обращаются к традициям данного жанра.
Среди современных поэтических диалогов распространены айтыши между матерью и дочерью. В них, как правило, заботливая мать дает наставления юной дочери перед судьбоносными событиями в ее жизни. К примеру, айтыш сэсэнии Маудигы Баймухаметовой и ее дочери Венеры раскрывает некоторые стороны жизненных вопросов [8].
Дочь: Если замуж захочу, И учебу я не брошу, Что ты скажешь, матушка, Что ты скажешь, матушка?
Мать: Если хочешь замуж, дочь, И учиться ты не прочь, Благословенье получай: Сама счастье выбирай.
Дочь: Если не богат жених мой, Но и ладен, и умен, Что ты скажешь, матушка? Что мне делать, матушка?
Мать: Коль за тебя стоит горой, Коли он богат душой, Хоть карман его пустой,
Выходи и твердо знай: Только в светлых душах рай.
Поединки более опытных сэсэнов Асии Гайнуллиной и Фарита Хасанова пронизаны искрометным юмором, мудростью и лаконичностью ответов, задиристостью и тонкостью словесного мастерства. Каждому их вопросу и ответу слушатели рукоплескали, затаив дыхание ждали очередного поэтического соперничества. Приведем отрывок из их айтыша.
Фарит: - Что же значит твой платок, Желт, как осени листок, Зачем пришла на праздник ты, Коль тоску несешь нам ты? Желтый цвет - печали цвет, Это знаешь ты иль нет? И что значит твое лицо: Молодо, но в морщинках оно?
Асия: - Ценю твой вкус я, молодец, С глазом зорким, хоть юнец... Отвечаю: мой платок Желт, как осени листок, От печали о судьбе, О земле моей, воде, О стране Башкортостане, О том, что будет впереди, Что выберет мой народ, Какую судьбу понесет... А лицо мое в морщинках, Оттого, что в тяжких думах: Пиары черные летают,
Клевету и ложь слагают Про родную мать мою, Родину, страну мою!
Таким образом, айтыш представляет собой крупный речитативный жанр в форме поэтического диалога. Несмотря на смену времен и поколений, многовековые традиции данного жанра остались неизменными и, как мы надеемся, еще прослужат не одному поколению сказителей в будущем.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ: Региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 - Республика Башкортостан в рамках научно-исследовательского проекта «История развития духовной культуры башкир (с древнейших времен до наших дней)» №15-14-02014 а (р).
ЛИТЕРАТУРА
1. Аминева З. Р. Развитие традиций сэсэнов в юго-восточной территории Башкортостана на современном этапе // Вестник БГУ. Уфа, 2011. Т. 16. №3(1). С. 1052-1054.
2. Башкирское народное творчество. Т. 10. Исторический эпос. Уфа: Китап, 1999. 392 с.
3. Булякова Г. М., Аминева З. Р. Кто скажет, что он не сэсэн ... (Школа сэсэнства юго-восточного региона Башкортостана на современном этапе). Уфа: Гилем, 2012. 212 с. (на башк.яз.).
4. Бурангулов М. Завещание сэсэна. Литературно-художественное издание. Уфа, 1995. 352 с. (на башк.яз.).
5. Идельбаев М. Х. Башкирская изустная литература. Уфа: изд-во БашГУ, 2007. 295 с. (на башк.яз.).
6. Идельбаев М. Х. Завещание из древности. Уфа: Китап, 2007. 344 с. (на башк.яз.).
7. Исмаилов Е. Айтыс // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1962. Т. 1. С. 113.
8. Султангареева Р. А. Башкирская школа сказительства и современность // Ватандаш, 2007. .№6. С. 165-171.
Поступила в редакцию 14.10.2016 г.
ISSN 1998-4812
BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2016. T. 21. №4
1031
THE IMAGINATIVE FEATURES OF AITYSH GENRE IN THE WORKS OF BASHKIR SESENS
© Z. R. Utarbaeva*, T. A. Kilmuhametov, G. G. Ishimbayeva
Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (3472) 73 6643.
*Email: zubarzhat.amineva@mail. ru
The artistic features of an Aitysh genre are studied in the article. The Aitysh is an impromptu contest of two narrators in oral song form. It can be found among many Turkic peoples and it is widely known for the Bashkirs, Kazakhs, Kirghiz, Karakalpaks. During the Aitysh, two narrators perform an original song dialogue. Constantly catching opponent phrases, they take and give leading role to each other. The poetic tournament can be dedicated to any topic. At the end of the competition the winner is chosen. The music and rhythm skills of Sesens as well as their ability to improvise and conduct a dialogue song are estimated in the first place. The thematic of the poetic dialogues may vary from the heroism of the people to the social ills of society. The forms of Aitysh are also varied. There are such known Aityshs as Aityshs of girl with jigit, man and woman, two Sesens, mother with her daughter and others. The genre of Aitysh in the works of Bashkir Sesens has its roots in antiquity. The heyday of the genre falls on the 14-18th centuries. Only few of these poetic disputes are known nowadays, but they are the best examples of the genre. The famous Sesens of the 14-18th centuries are Kubagush, Karas, Baik, Erense, Mahmut. They became founders of the school of storytelling traditions of the Bashkir people. Their work is distinguished by the fact that they led a wandering life, and were on the path of eternal quest. They were champions of justice speaking for common people that regarded them due to their fiery and accusatory speeches as defenders. At the present stage, the revival of Aitysh genre traditions in oral poetry is observed. For example, it has become the tradition to organize poetic Maidan. The modern Sesens such as Kh. Abubakirova, V. Sadykova, R. Sultangareeva, M. Baymuhametova, A. Gaynullina, and others often turn to the traditions of the genre in their ways of artistic expression.
Keywords: aitysh, genre, poetic dialogue, Sesen, kubair, narrator art, poetic form, oral literature.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Amineva Z. R. Vestnik BGU. Ufa, 2011. Vol. 16. No. 3(I). Pp. 1052-1054.
2. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. Vol. 10. Istoricheskii epos [Bashkir folk art. Vol. 10. The historical epic]. Ufa: Kitap, 1999.
3. Bulyakova G. M., Amineva Z. R. Kto skazhet, chto on ne sesen ... (Shkola sesenstva yugo-vostochnogo regiona Bashkortostana na sovremennom etape) [Who is to say that he is not sesen ... (Sesen school of South-Eastern region of Bashkortostan at the present stage)]. Ufa: Gilem, 2012. 212 pp. (na bashk.yaz.).
4. Burangulov M. Zaveshchanie sesena. Literaturno-khudozhest-vennoe izdanie [The sesen precept. Literary publication]. Ufa, 1995. 352 pp. (na bashk.yaz.).
5. Idel'baev M. Kh. Bashkirskaya izustnaya literature [Bashkir oral literature]. Ufa: izd-vo BashGU, 2007. 295 pp. (na bashk.yaz.).
6. Idel'baev M. Kh. Zaveshchanie iz drevnosti [The precept from ancient times]. Ufa: Kitap, 2007. 344 pp. (na bashk.yaz.).
7. Ismailov E. Aitys. Kratkaya literaturnaya entsik-lopediya. Moscow: Sov. entsiklopediya, 1962. Vol. 1. Pp. 113.
8. Sultangareeva R. A. Vatandash, 2007. No. 6. Pp. 165-171.
Received 14.10.2016.