Рахматуллина Зиля Нурмухаметовна
РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА СЭСЭНОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БАШКИРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
Статья посвящена философскому осмыслению деятельности института сэсэнов на основе анализа его роли и влияния на формирование и развитие башкирской национальной идеи. В народном сознании сэсэны были абсолютным авторитетом, отвечая внутреннему идеалу благочестия и морали, и, творя этот идеал, сказительство для них - это эстетика не отображения жизни, а ее преображения. Все творчество сэсэна предельно экзистенциально и раскрывается перед нами как постановка и разрешение основных проблем всебашкирского бытия и всебашкирской судьбы. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-3M0.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 3. C. 157-159. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 172.13 Философские науки
Статья посвящена философскому осмыслению деятельности института сэсэнов на основе анализа его роли и влияния на формирование и развитие башкирской национальной идеи. В народном сознании сэсэны были абсолютным авторитетом, отвечая внутреннему идеалу благочестия и морали, и, творя этот идеал, сказительство для них - это эстетика не отображения жизни, а ее преображения. Все творчество сэсэна предельно экзистенциально и раскрывается перед нами как постановка и разрешение основных проблем всебашкирского бытия и всебашкирской судьбы.
Ключевые слова и фразы: сэсэн; эйтеш; институт; национальная идея; мировоззрение; архетипы; общественный идеал; национальные интересы.
Рахматуллина Зиля Нурмухаметовна, к. филос. н.
Башкирский государственный университет, г. Уфа zilrah@yandex. гы
РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА СЭСЭНОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БАШКИРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
Традиционный институт сэсэнов сформировался в дописьменный период, творчество сказителей, их жизнь, общественная деятельность представляют собой социокультурный феномен не только в духовной жизни башкирского народа, но и во всем устно-поэтическом пространстве тюркоязычного мира. Эти истинно народные поэты, духовные лидеры родов и племен были настоящими борцами за свободу, справедливость, демократию и гуманизм. На протяжении веков башкиры собирались на йыйыны, из тюрских народов именно для них была характерна такая форма самоорганизации и самоуправления общества, йыйыны проводились в виде праздника. Сэсэн всегда находился в центре общественной и культурной жизни своего времени, выступая на данных собраниях. Будучи народным трибуном, он разоблачал пороки общества, высмеивал человеческие слабости, поднимая острые социально-политические проблемы. Творчество сэсэнов предельно экзистенциально, оно отражало судьбу целого народа, его духа, давая ответы на эпохальные вызовы. В их деятельности можно рассмотреть элементы исторически устойчивых и постоянно воспроизводящихся «социальных технологий». Поле непосредственного общения аудитории и сэсэна можно рассматривать как пространство, где деятельность последнего не может полностью регламентироваться, так как он имеет дело со специфической социальной материей: настроением, мотивацией, общественным мнением и т.п., здесь нужна большая независимость, импровизация при решении поставленных задач. Основой творческой деятельности сэсэнов является эйтеш - жанр, пользовавшийся огромным успехом среди масс. Эйтыш - поэтический турнир сэсэнов, считавшийся апогеем импровизаторского искусства, проводившийся обычно на йыйынах, где народ становился одновременно и слушателем, и критиком. Эйтыши всегда выстраивались как борьба двух антогонистических этических программ, актуальность, острая полемичность, страстность, обоснованность и аргументированность их выступлений в условиях реального времени способствовали формированию мировоззрения народа. Речь сэсэна имела форму наставлений, поучений, метких выражений, которые превращались в пословицы и поговорки. Верхом исполнительского мастерства такой формы словесного искусства обладали только крупные таланты, имеющие большой опыт и навыки импровизации. В памяти народа сохранились несколько эйтешов в форме кубаиров: «Эйтеш Карас-сэсэна и казахского батыра Акши», «Эйтеш Ерэнсэ-сэсэна и Абулхаир хана», «Эйтеш Кубагуш-сэсэна и Акмурзы-сэсэна» и др. С понятием сэсэнства связано было также искусство ведения переговоров: решение проблем войны и мира, уточнения границ родо-племенных территорий, порядка перекочевок, улаживания межродовых конфликтов. Успех миротворческих кампаний в немалой степени зависел от личностных качеств сэсэнов, от их способности поддерживать собственные связи с различными представителями родов и племен.
Специфика кочевого социума состояла в том, что духовные ценности преимущественно передавались в устной форме, в том числе и у башкир, за исключением древнетюркской эпохи, когда появилась руническая письменность. Слово, обладая высокой степенью символичности, играло огромную социокультурную роль в передаче накопленного опыта, ценностных смыслов, поэтических образов от одного поколения к другому, выступая духовным способом постижения мира, оно предполагало наличие коллективного бессознательного. Согласно теории швейцарского ученого К. Г. Юнга, архетипические образы являются основой мифологии, религии, искусства, которые спонтанно проявляются в виде первообразов, различных сюжетов, характеризующих психику человека не только как субъективное и индивидуальное бессознательное, но, прежде всего, как коллективное и безличное психическое содержание, уходящее своими корнями в глубокую древность. Он пишет: «Все наиболее действенные идеалы всегда суть более или менее откровенные варианты архетипа, в чем легко можно убедиться по тому, как охотно люди аллегоризируют такие идеалы, - скажем, отечество в образе матери, где сама аллегория, разумеется, не располагает ни малейшей мотивирующей силой, которая вся целиком коренится в символической значимости идеи отечества. Этот архетип есть так называемая "мистическая причастность" первобытного в человеке к почве, на которой он обитает и в которой содержатся духи лишь его предков» [3, с. 193]. Граница между этносами на Южном Урале проходила в сфере сакрального, мифологизация локального пространства в большей степени была свойственна именно башкирам и предполагала
158
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
передачу сказителями сакрального знания. Любовь к Родине возводилась сэсэном в ранг наиважнейших бытийных категорий, всю свою жизнь, весь свой огромный талант они посвящали служению народу. В начале XX в. Мухаметшой Бурангуловым был записан эпос «Урал-батыр» из уст знаменитых сэсэнов Габита Ар-гынбаева и Хамита Альмухаметова. Мифологизация родовой территории, зарождение башкирской идеи, национальной философии, становление духа народа, его этническая идентичность непосредственно связаны с данным героическим эпосом и Уральскими горами. Если перенести интерпретацию Юнга на сэсэнов как на феномен кочевого сознания, то можно предположить, что в моменты своего творчества они являются выразителями «духа народа», олицетворяя древние архетипические пласты коллективной и этнической памяти. В качестве самых ярких персонифицированных архетипов башкир выступают образы Урала или Салавата, являющиеся воплощением мифического первообраза, символизирующего архетип Героя.
Звание сэсэна предполагало обладание уникальными знаниями в различных областях, он должен был быть и кураистом, и певцом, и актером, посредством языка и формы добиваясь некоего бытийного и смыслового единства. Сэсэн как объект, носитель произведения, в то же время как субъект, творец всякий раз заново на глазах у сородичей создавал некую картину мира, ощущение живого присутствия вызываемых к жизни людей и событий. Слушатели, сопереживая сказителю, могли перенестись с ним во вневременную плоскость, которая позволяла им приблизиться, говоря словами М. Элиаде, к Великому, Священному времени, недостижимому в условиях мирского состояния.
Сэсэн как подлинный социальный боец всегда был преданным сыном своей Родины и народа, видящим смысл и предназначение жизни человека в беззаветном служении идеалам справедливости, веры и правды. В художественно-эстетическом сознании башкир сэсэны представлены аристократами духа, людьми чести и совести, обладающими внутренней независимостью и цельностью характера. Сэсэн Баик Айдар («Айдар» означает оставленные при бритье длинные волосы на макушке как символ особого положения мужчины в обществе), сам участвовавший в восстании 1735-1740 гг., благословил батыра Салавата на борьбу за национальные интересы, что нашло отражение в кубаире «Юлай и Салават». В свое время перед башкирами встал принципиальный вопрос: быть или не быть их участию в Отечественной войне 1812 г., стоит ли защищать государство, которое постоянно нарушает условия договора о присоединении края? В тот осевой момент времени «поэтическая декларация» Баика Айдара стала именно тем Словом, в котором была историческая необходимость. Манифест-призыв сэсэна на борьбу против армии Наполеона, его «категорический императив» звучал таким образом:
«Одной связанные судьбой, Мужчина ли, девушка ли, Царь иль кто-то еще другой, -Пусть свой род плодит на земле той, Которую бережет, защитит и Славу, с которой обретет...» [2, с. 74].
После исторического ответа Баика народ сделал свой нравственный выбор: башкирские конники в составе русских войск дошли до Парижа, защищая Отечество. Возвращавшихся победителей 102-летний сэсэн встретил прославляющей их песней, далее ставшей и танцем, названными впоследствии «Баик». Истинную ценность слова знает только сам сказитель, Габит-сэсэн сложил кубаир об этом событии, благодаря чему мы становимся свидетелями данного времени, переживая вновь забытые страницы совместной истории.
Сэсэны как гаранты национального величия давали основание и право верить в призвание и творческий потенциал народа, благословляя его на судьбоносных поворотах истории, прогнозируя его будущее. Для сэсэна сказительство есть сама жизнь, ее существование в слове - это эстетика не отображения жизни, а ее преображения. Дискуссии о Судьбе Отчизны у него носят столь же личный характер, как и саморефлексия, становясь поэтическим приемом, эпическим пафосом. В поэзии, через сказительство он проживал свою участь, переживая судьбу своего народа. Все существование сэсэна заключается в постановке и разрешении основных проблем всебашкирского бытия и всебашкирской судьбы. В народном сознании он был абсолютным авторитетом, сэсэн учил, не задаваясь целью обучать, а становясь и воплощая. Глубочайшее почтение к сэсэнам беспрецедентно, так же как и их народная популярность, так как они отвечали внутреннему идеалу народного благочестия и морали и творили этот идеал. Сэсэн как духовный кристалл, вобрав все достижения прошлого, творчески преобразуя их, задавал новые измерения будущего. Он является квинтэссенцией башкирского духа, его истории, его путей развития, его проблем. Институт сэсэнов стимулировал духовно-философский поиск, именно они как идеологи создавали ось истории, аккумулируя в себе все богатство башкирского духа, находя для него неумирающие слова. Творческий гений сэсэнов превосходил свою эпоху, их жизнь подобна сжатому во времени существованию башкирского национального духа, они воспроизводят этапы его становления, выявляя дальнейшие пути. Отсюда исключительный интерес сэсэнов к прошлому своего народа - как истории собственной души, - а также обращенность к будущему, предсказание возможных сценариев его развития. Своеобразием их творчества было то, что оно всегда теснейшим образом связано с развитием башкирской идеи и национально-освободительным движением, что безмерно расширяло поле свободы и ответственности сэсэнов, вследствие этого они довольно часто подвергались преследованиям со стороны властей. В эпическом сказании «Диалог Акмурзы-сэсэна и Кубагуш-сэсэна» нашел отражение общественный идеал сэсэна: «Не защищает он зло, не щадит он врага, любит он справедливость, горе страны - на его устах, радость людей - в его песнях» [1].
Творчество сэсэна не укладывается в его эмпирическую биографию, он осознает себя не отчужденной точкой в мировом пространстве, а звеном, связующим предков и потомков. Жизнедеятельность сэсэнов объединяет его со сказителями других эпох, он перенимает от них духовную эстафету творческого преображения жизни. Салават Юлаев сам был сэсэном, его влияние на сознание последующих поколений поэтов-импровизаторов и само сказительство огромно. Салават посвящал свои стихи обличению социальной пассивности, призывая к гражданственности, непримиримости, протесту. Он продолжает вольнолюбивые традиции сэсэнов, его поэзия негодующая, бунтарская, свободолюбиво-мятежная, жизнеутверждающая. Для творчества Салавата характерны исповедальная обнаженность души, честность и глубина самоанализа, неотделимые от философской глубины, социальной широты и гражданского накала. Это поэзия суровой и неотступной совести, пробуждающей ненависть во имя любви к народу. Идеям, высказанным в молодости, Салават оставался верен в течение всей своей жизни и реализовал их в своих поступках, словах, мыслях и чувствах.
Значение сэсэнов в жизни башкирского народа состоит в том, что они способствовали сохранению общества в период социальных катастроф, обеспечивали его выживание, культивируя традиционные ценности, задавая его идеалы и перспективы национального строительства. Высокое историческое умозрение сэсэнов невозможно отделить от поэтического воодушевления, которое порождает в сердце башкира духовные истоки патриотизма. Через любовь к Родине - к Уралу - реализовывается поиск и осмысление миссии сэсэна, его места и роли в истории своего народа. Они нашли свои идеалы в родной земле, восприняли и возлюбили их, в них доносится вера в башкирский характер, в его духовную силу, великая надежда на свой народ.
Список источников
1. Ахмадиев Р. Б. Творчество сэсэнов как историко-художественная летопись башкир [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13356 (дата обращения: 24.10.2017).
2. Бурангулов М. Сэсэн аманаты: Халык ижады hэм ижадсылар тураЪында, туй йололары, борон^о йырдар hэм леген-далар, кобайырдар. вфе: Башкортостан "Китап" нэшриэте, 1995. 352 с.
3. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Издательство «Ренессанс» СП «ИВО-СиД», 1991. 209 с.
ROLE AND INFLUENCE OF THE SESENS' INSTITUTE ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE BASHKIR NATIONAL IDEA
Rakhmatullina Zilya Nurmukhametovna, Ph. D. in Philosophy Bashkir State University, Ufa zilrah@yandex. ru
The article is devoted to the philosophical understanding of the activity of the Sesens' Institute on the basis of the analysis of its role and influence on the formation and development of the Bashkir national idea. In the popular consciousness, sesens were absolute authority, meeting the inner ideal of piety and morality, and creating this ideal, storytelling for them is an aesthetic of not a representation of life, but of its transformation. All the works of a sesen are extremely existential and open before us as the formulation and solution of the basic problems of the all-Bashkir being and the all-Bashkir destiny.
Key words and phrases: sesen (Baskir storyteller); eitesh (poetic competition of sesens); institute; national idea; world outlook; archetypes; social ideal; national interests.
УДК 7.011 Искусствоведение
В статье рассматриваются проблемы рецепции кубизма в советском искусствознании и теории искусства. Автор концентрируется на интерпретации социологических и политико-философских аспектов кубизма в советской историографии. Анализируются труды выдающегося российского искусствоведа, представителя «вульгарной социологии» Нины Викторовны Яворской (1902-1992) и теоретическая работа о кубизме отечественного философа-марксиста Михаила Александровича Лифшица (1905-1983) и его супруги, известного искусствоведа Лидии Яковлевны Рейнгардт (1909-1994).
Ключевые слова и фразы: Нина Викторовна Яворская; Михаил Александрович Лифшиц; Лидия Яковлевна Рейнгардт; марксизм; кубизм; «вульгарная социология».
Рыков Анатолий Владимирович, д. филос. н., к. искусствоведения, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет а. V. гykov@spbы. гы
КУБИЗМ. НИНА ЯВОРСКАЯ, МИХАИЛ ЛИФШИЦ, ЛИДИЯ РЕЙНГАРДТ (ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВОЗНАНИЯ)
Переход от «вульгарной социологии» к сталинскому искусствознанию - одна из наименее изученных тем в истории отечественной гуманитарной науки. Не вскрыты конкретные механизмы и внутренние причины такой радикальной смены риторики в советской печати. С одной стороны, речь шла о замене одного