Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ СКАЗИТЕЛЬСТВА В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. АКМУЛЛЫ, М. УМЕТБАЕВА, Р. ФАХРЕТДИНОВА)'

ТРАДИЦИИ СКАЗИТЕЛЬСТВА В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. АКМУЛЛЫ, М. УМЕТБАЕВА, Р. ФАХРЕТДИНОВА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
башкирская литература / сэсэны / сказители / просветители / М. Акмулла / М. Уметбаев / Р. Фахретдинов / культура / тематика / Bashkir literature / sesens / storytellers / educators / M. Akmulla / M. Umetbayev / R. Fakhretdinov / culture / subject

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хужабирганов Инсаф Хайдарович

В данной статье рассматриваются традиции сказительства в башкирской литературе на материале поэтических произведений М. Акмуллы, М. Уметбаева, Р. Фахретдинова. Основной целью является выявление образно-тематических особенностей в творчестве просветителей-сказителей, сэсэнов как М. Акмулла и М. Уметбаев, а также Р. Фахретдинова как научного и общественного деятеля, одного из основоположников башкирского просветительства, и конечно же, как автора научных монографий, которые представляют собой энкциклопедический материал исследований жизни и творчеств башкирских сэсэнов. Таким образом, в результате анализа, отметили, что творчество сэсэнов в башкирской литературе сыграло огромную роль в становлении нового реалистического направления в поэзии. Поэтические формы, народные поэтические традиции с башкирскими песнями, кубаирами, баитами намного интенсивнее стали осваиваться письменной поэзией. Ярким примером является общая тенденция башкирской поэзии в связи с жизненно-художественными мотивами, реалистическими чертами и простотой языка-стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Хужабирганов Инсаф Хайдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF STORYTELLING IN BASHKIR LITERATURE (BASED ON THE MATERIAL OF THE POETIC WORKS OF M. AKMULLA, M. UMETBAYEV, R. FAKHRETDINOV)

This article examines the traditions of storytelling in Bashkir literature based on the material of the poetic works of M. Akmulla, M. Umetbayev, R. Fakhretdinov. The main goal is to identify the figurative and thematic features in the works of the enlightenment storytellers, the sesens as M. Akmulla and M. Umetbayev, as well as R. Fakhretdinov as a scientific and public figure, the founder of the Bashkir enlightenment, and of course, as the author of scientific monographs, which are encyclopedic material for studies of the life and works of Bashkir sesens. Thus, as a result of the analysis, it was noted that the creativity of the Sesen in Bashkir literature played a huge role in the formation of a new realistic direction in poetry. Poetic forms, folk poetic traditions with Bashkir songs, kubairs, baits have become much more intensively mastered by written poetry. A striking example is the general trend of Bashkir poetry in connection with vital artistic motifs, realistic features and simplicity of language-style.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ СКАЗИТЕЛЬСТВА В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. АКМУЛЛЫ, М. УМЕТБАЕВА, Р. ФАХРЕТДИНОВА)»

DOI 10.24412/2223-0564-2023-1-87-91 И.Х. Хужабирганов УДК 821.512.141

ТРАДИЦИИ СКАЗИТЕЛЬСТВА В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. АКМУЛЛЫ, М. УМЕТБАЕВА, Р. ФАХРЕТДИНОВА)

Аннотация

В данной статье рассматриваются традиции сказительства в башкирской литературе на материале поэтических произведений М. Акмуллы, М. Уметбаева, Р. Фахретдинова. Основной целью является выявление образно-тематических особенностей в творчестве просветителей-сказителей, сэсэнов как М. Ак-мулла и М. Уметбаев, а также Р. Фахретдинова как научного и общественного деятеля, одного из основоположников башкирского просветительства, и конечно же, как автора научных монографий, которые представляют собой энкциклопедический материал исследований жизни и творчеств башкирских сэсэнов. Таким образом, в результате анализа, отметили, что творчество сэсэнов в башкирской литературе сыграло огромную роль в становлении нового реалистического направления в поэзии. Поэтические формы, народные поэтические традиции с башкирскими песнями, кубаирами, баитами намного интенсивнее стали осваиваться письменной поэзией. Ярким примером является общая тенденция башкирской поэзии в связи с жизненно-художественными мотивами, реалистическими чертами и простотой языка-стиля.

Ключевые слова: башкирская литература, сэсэны, сказители, просветители, М. Акмулла, М. Уметбаев, Р. Фахретдинов, культура, тематика

Insaf Kh. Khuzhabirganov

TRADITIONS OF STORYTELLING IN BASHKIR LITERATURE (BASED ON THE MATERIAL OF THE POETIC WORKS OF M. AKMULLA, M. UMETBAYEV, R. FAKHRETDINOV)

Abstract

This article examines the traditions of storytelling in Bashkir literature based on the material of the poetic works of M. Akmulla, M. Umetbayev, R. Fakhretdinov. The main goal is to identify the figurative and thematic features in the works of the enlightenment storytellers, the sesens as M. Akmulla and M. Umetbayev, as well as R. Fakhretdinov as a scientific and public figure, the founder of the Bashkir enlightenment, and of course, as the author of scientific monographs, which are encyclopedic material for studies of the life and works of Bashkir sesens. Thus, as a result of the analysis, it was noted that the creativity of the Sesen in Bashkir literature played a huge role in the formation of a new realistic direction in poetry. Poetic forms, folk poetic traditions with Bashkir songs, kubairs, baits have become much more intensively mastered by written poetry. A striking example is the general trend of Bashkir poetry in connection with vital artistic motifs, realistic features and simplicity of language-style.

Key words: Bashkir literature, sesens, storytellers, educators, M. Akmulla, M. Umetbayev, R. Fakhretdinov, culture, subject

Хужабирганов Инсаф Хайдарович, аспирант, Институт истории, языка литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН, e-mail: fotki.insaf@yandex.ru

Insaf Kh. Khuzhabirganov, post-graduate student, Institute of History, Language of Literature, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, e-mail: fotki.insaf@yandex.ru

© Хужабирганов И.Х., 2023

Введение. Творчество известных сэсэнов составляют сильное и значительное течение в башкирской литературе. Произведения великих сэсэнов отличались светским характером, прямой связью с реальной действительностью, с историей и жизнью народа. Именно в этом качестве устная литература стала мощным источником и стимулом для развития письменной, демократической литературы. Тем самым течение определяло лицо всего литературного процесса. Многие русские писатели, поэты, ученые-краеведы способствовали демократически направленному развитию общественной и литературно-художественной мысли в Башкортостане, несмотря на официально проводимую царским самодержавием колонизаторскую, шовинистическую политику в крае.

Башкирские просветители М. Акмулла, М. Уметбаев, Р. Фахретдинов в процессе своего творческого становления испытали их притягательное воздействие и впоследствии выступили пламенными пропагандистами русской культуры и литературы. Взяв в совершенстве сформированный, авторитетный образец передовой русской культуры, они были просветителями и первыми, кто приложил немало усилий к созданию национальной башкирской культуры, тем самым повысив ее ориентацию на развитие всей башкирской культуры. Это, действительно, способствовало ускоренному дальнейшему развитию башкирской литературы на демократических началах. Особенно необходимо отметить, что именно в их творчестве появилась просветительская литература, достигшая своего расцвета. Литература просвещения родилась на базе исключительно богатого народного фольклора, устной литературы, активно формировалась с заимствованием демократических традиций классической восточной литературы, переняв в творчестве писателей прошлого поколения рациональные мотивы. Не менее огромной в ее развитии была роль передовой русской культуры и демократической литературы [3, с. 56].

Результаты исследования.

В творчестве М. Акмуллы, М. Уметбаева, Р. Фахретдинова более ярко выражен национальный колорит. Расширились тематические горизонты литературы, углубилось ее идейно-эстетическое содержание. Существенное изменение произошло и в жанрово-стилевых формах. С появлением драмы, с ее дальнейшим развитием в качестве прозы и литературы она стала

проникать все глубже и глубже в различные слои социально-экономической, общественно-политической жизни народа - она была готова к принятию революционно-демократических идей, к развитию в русле критического реализма.

Большинство демократических, башкирских и татарских писателей, вошедших в литературу в начале нашего века, как отмечает профессор Г.С. Кунафин, начинали свою деятельность с творчества Акмуллы. В том числе и Мажит Гафури под влиянием творчества Акмуллы стал развивать его передовые поэтические традиции. Д. Юлтый, Ш. Бабич, Ш. Аминев, Г. Иомрани и другие молодые поэты, сэсэны, «питаясь стихами Акмуллы», пришли в поэзию. При жизни Акмуллы в Башкортостане были десятки поклонников-последователей его поэзии: к примеру, Хабибназар, Мухаметшариф [10, с. 3].

Акмулла - поэт, снискавший любовь широких масс прежде всего своим глубоким народным, высокохудожественным поэтическим творчеством, которое отражает самые сокровенные мечты и чаяния народа. Он писал свои стихи не для публикации. В совершенстве усвоив скази-тельскую традицию башкирского народа, его поэтический талант, проявившийся в айтышах с казахскими акынами, позволил ему безо всякой подготовки создавать поэтические произведения, в свободной импровизации по случаю тех или иных отвлекающих событий. Известен случай, когда Акмулла во время йыйынов (собраний) и меджлисов в башкирских деревнях Зауралья читал свои стихи, участвовал в айтышах с башкирским поэтом Мухаметсалимом Уметба-евым и другими видными казахскими акынами [12, с. 56].

Акмулла говорит о своем презрении к религиозным деятелям, невежественным муллам и иным людям, стоящим на страже шариата, перекрывающим путь к просветлению. Он все свое поэтическое и сказительское время направляет на то, чтобы высмеивать цепляющихся за эту старину мулл, которые вместо того, чтобы просвещать народ, наоборот, способствуют только затуманиванию его подсознания. Без тени сомнения, это особенно заметно в стихотворении, посвященном современным муллам:

Гилем ку§гэ колак Иалып, катлау §а юк,

Белэ тороп, бутэн юлга атлау §а юк [1, с. 23].

Нет призыва к просвещению, нет,

Без этого вперед дороги нет! (перевод наш).

Акмулла обращается к древним эпическим традициям башкирского народа - кубаирам, поэтическим приемам в произведениях «Бэхет», «Аттьщ ниЪен ма'ктайЪьщ...», «Иырау» и т.д. Однако Акмулла мастер слова нового типа, соединившего поэтические традиции башкирских сэсэнов с традициями казахских акынов, ногайцев и жырау, т.е. это новый синтез в поэтике сэсэна-поэта, творчески использующего в своем творчестве башкирскую кубаирскую форму и казахскую эпическую песенную форму. Жанры кубаиров и песен идеально подходят поэту-сэсэну для изложения своих поэтических форм, приемов, которые интересны народу. Даже его традиционные нравоучения имеют свои особенности.

Также творческая деятельность Акмуллы в значительной степени характерна тем, что большинство своих произведений он создавал в свободной импровизации, вступая в словесные состязания с сэсэнами и акынами. В этом заключается его поэтическое дарование, поэзия в духе искусства сэсэнов, в поэтической традиции сказителей и акынов. С другой стороны, он был просвещенным литератором, обучавшимся в больших медресе, и глубоко овладевшим книговедением. Эти произведения позволили Акмулле писать стихи и воспитали его в традициях письменной поэзии. Таким образом, она сочетает в себе дар сэсэна-поэта смешивать традиции фольклорной и письменной поэзии. Таким образом, его величие состояло в возвышении новой просветительской литературы до высокого народного художественного слова, в насыщении поэтической сатиры ее острым социальным содержанием, в успешном соединении лучших традиций устной и письменной поэзии, в нахождении их поэтического синтеза [4, с. 76].

Таким образом, Акмулла был поэтом-сэсэ-ном, воспитавшим свой народ к просвещению. Он показал прекрасные примеры служения как своей личностью, так и поэтическим творчеством. Его мировоззрение, идеалы, эстетика, философские идеи формировались на этой почве и в процессе стихийной борьбы и вобрали в себя многие духовные ценности своего времени, своего народа. Его ограниченность также определялась уровнем общественно-философского развития своей эпохи. Он боролся за простой народ, за страну, но не знал революционных путей борьбы; он выступал против религиозного

фанатизма, но сам верил в религию, в ахират, рассматривал религию как средство, с помощью которого человек может обрести веру в просвещение и нравственную чистоту.

В стихотворениях М. Уметбаева «Сауат эл-химар», «Ьэр (Кемдец талалыр бер йэдкэре», «Нэсихэт», «Ду^та», «'Кызы'кЪыныусанлы'к», «Куцелем гелдэй боре булмад», «Бэйет», «Етдилек», «Ни^эн», «У^-узевде тэнтситлзу» можно увидеть такие же характерные для творчества М. Акмуллы традиции, как афористичность, народная образность, сэсэнство.

Если поэзия М. Уметбаева во многих своих мотивах и особенностях поэтики перекликается с поэзией Акмуллы, то вместе с усилением национального самосознания, с центрированием национально-исторической тематики на нее в башкирскую просветительскую литературу пришли и большие нововведения. М. Уметбаеву удалось окончательно закрепить национальную тематику, принцип историзма, реалистические основы как в области знания, так и в публицистике, и в поэзии. В этом принципиальная новизна и ценность его научной и творческой деятельности [7, с. 102].

В башкирской литературе в научных трудах Р. Фахретдинова подробно рассматриваются жизненные и творческие пути башкирских сэсэнов. Материалы энциклопедического характера тесно связаны с историей, культурой и обычаями башкирского народа. В этом отношении его творчество занимает большое место. Особенно значимы его богатые материалы, связанные с творчеством Гайсы Расулева. Гайса Расулев -ахун, религиозный и общественный деятель и в башкирском народе был признан как аулия, т.е. как святой человек. Возникновение башкирской народной песни «Гайса-ахун» («Ильсе-Гайса») связывают с именем Гайсы Расулева. В основу данного произведения легли байты и мунажаты, написанные ахуном на войне после получения известия о смерти родного брата Мусы.

Образы Родины, родной земли и высокий гражданский пафос ярко проявляются в поэзии, как правило, в бурные и тревожные периоды народной жизни, достигая кульминационных высот. Поэзия Салавата Юлаева тому подтверждение. Для эпохи творчества М. Уметбаева [13, с. 47], М. Акмуллы [6, с. 32], Р. Фахретдинова [14, с. 74] в истории башкирского, казахского народов характерно также резкое неприятие буржуазных

отношений, связанное с проникновением в общественный строй, в котором патриархальные пережитки, феодальные порядки сосуществуют с господствующими и на этой почве беспощадной идейной борьбой против схоластики, религиозного фанатизма. Эта эпоха Возрождения по своему историческому значению уже не уступает эпохе великих потрясений, когда поэзия с ее демократическим пафосом, усиливающим мотивы свободы, свободомыслия, созерцания жизни, была полна потрясающих событий. Одним из решающих факторов здесь было то, что зародившееся на почве башкирского общества Просвещение непосредственно было связано с земельным вопросом и носило антиколониальный характер.

Вывод. В результате исследования было выявлено, что в башкирской поэзии М. Акмуллы, М. Уметбаева, Р. Фахретдинова наметились два идейно-тематических направления: первое -в форме борьбы с феодально-патриархальным застоем, призыва к просвещению и приобщению народа к традициям современной культурной и просвещенной нации, второе - в форме антиколониальной борьбы, которая приняла форму борьбы с разграблением башкирских земель. Творчество сэсэнов сыграло значительную роль в скором становлении нового реалистического направления в поэзии. Поэтические формы, народные поэтические традиции с башкирскими песнями, кубаирами, бантами намного интенсивнее стали осваиваться письменной поэзией. Ярким примером является общая тенденция башкирской поэзии в связи с жизненно-художественными мотивами, реалистическими чертами и простотой языка-стиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акмулла. Шигырзар / ТозоусеЬе, андат-малар Ьэм баш Ьуз авторы Э. Вилданов. Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1981. 224 б. (Акмулла. Стихи / сост. А. Вильданов. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1981. 224 е.).

2. Акмулла. Шитыр^ар. Эфо: Китап, 2006. 248 б. (Акмулла. Стихи. Уфа: Китап, 2006. 248 е.).

3. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа, 1996. 176 с.

4. Вилданов Э.Х. А-кмулла - я-ктыльгк йырсыЪы. Эфо: Башкортостан китап нэшриэте.

1981. 168 б. (Вильданов А.Х. Акмулла - певец света. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1981. 168 е.).

5. Вильданов А.Х., Кунафин Г.С. Башкирские просветители-демократы XIX века. М., 1981. 256 с.

6. Кунафин F. А-кмулланьщ шигри йэйгоро. Эфо: Экслер, 2006. 276 б. (КунафинГ. Стихотворная радуга Акмуллы. Уфа: Экслер, 2006. 276 е.).

7. Кунафин F.C. Мэгрифэтсе, галим Ьэм э?ип Эмотбаев. Эфо: Башкортостан китап нэшриэте, 1991. 256 б. (Кунафин Г.С. Просветитель, ученый и писатель Уметбаев. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1991. 256 е.).

8. Кунафин F.C. Э^эби «Баш-корт йыры» жанрыньщ формалашыуы Ьэм удеше, идея-художество узенсэлектэре (Формирование и развитие, идейно-художественные особенности жанра литературной "башкирской песни") // Проблемы востоковедения, 2022. № 1 (95). С. 43-50.

9. Кунафин Г.С. Башкирская поэзия XIX начала - XX веков: вопросы жанровых и идейно-художественных особенностей. Уфа: «Гилем», 2011. 480 с.

10. Кунафин Г.С. Эсобенности развития башкирской песенной поэзии начала XX века // Проблемы востоковедения, 2022. № 4 (98). С. 29-34.

11. Мифтахетдин Акмулла: библиогр. указ. / сост. Г.С. Ахмадиева; отв. ред. С.Р. Бишева. Уфа, 2006. 72 с.

12. Омвтбаев М. Иэдкэр: шитыр^ар, публи-цистик, тарихи, этнографик я^малар, тэрже-мэлэр, хальгк ижады олголэре. Эфо, 2011. 224 б. (Уметбаев М. Ядкар: стихи, публицистические, исторические, этнографические записи, переводы, образцы народного творчества. Уфа, 2011. 224 е.).

13. Хвсэйенов Г.Б. Мохэммэтсэлим Эмотбаев: тарихи-биографик китап. Эфо: Башкортостан китап нэшриэте, 1991. 288 б. (ХусаиновГ.Б. Мухаметсалим Уметбаев: историко-биографическая книга. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1991. 288 е.).

14. Хвсэйенов Г.Б. Ризаитдин бин Фэхретдин. Тарихи-биографик китап. Эфо: Китап, 1997. 304 б. (Хусаинов Г.Б. Ризаитдин бин Фахретдин: историко-биографическая книга. Уфа: Китап, 1997. 304 е.).

REFERENCES

1. Akmulla. Stikhi [Poetry], сотр. A. Vildanov. Ufa: Bashkir book publishing house, 1981. 224 р. (in Bashkir).

2. Akmulla. Stikhi [Poetry]. Ufa: Kitap, 2006. 248 p. (in Bashkir).

3. Baishev, F.N. Obshhestvenno-poUticheskie i nravstvenno-e'ticheskie vzglyady' Rizy' Faxretdinova [Socio-political and moral-ethical views of Riza Fakhretdinov], Ufa, 1996. 176 p. (in Russ.).

4. Vil'danov, A.Kh. Akmulla - pevecz sveta [Akmulla is a singer of light]. Ufa: Bashkir book publishing house, 1981. 168 p. (in Bashkir).

5. ViFdanov, A.X., Kunafin, G.S. Bashkirskie prosvetiteli-demokraty*XIXveka [Bashkir enlighteners-democrats of the 19th century], Moscow, 1981. 256 p. (in Russ.).

6. Kunafin, G. Stikhotvornaya raduga Akmully' [Poetic Rainbow of Akmulla], Ufa: Oksler, 2006. 276 p. (in Bashkir).

7. Kunafin, G.S. ProsvetiteV, ucheny'j i pisatef Umetbaev. Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdateVstvo [Enlightener, scientist and writer Umetbaev]. Ufa: Bashkir book publishing house, 1991. 256 p. (in Bashkir).

8. Kunafin, G. S. Formirovaniye i razvitiye, ideyno-khudozhestvennyye osobennosti zhanra literaturnoy "bashkirskoypesni" [Formation and development, ideal and artistic features of the genre of the literary "bashkir song"]. In: Problemy' vostokovedeniya [The Problems of oriental studies], 2022. No. 1 (95). P 43-50. (in Bashkir).

9. Kunafin, G.S. Bashkirskaya poe'ziya XIX nachala - XX vekov: voprosy' zhanrovy'x i idejno-xudozhestvenny'x osobennostej [Bashkir poetry of

the 19th - early 20th centuries: questions of genre and ideological and artistic features]. Ufa: Gilem, 2011. 480 p. (in Russ.).

10. Kunafin, G. S. Osobennosti razvitiya bashhrskoj pesennoj poe'zii nachala XX veka [Features of the development of the Bashkir song poetry in the beginning of the XX century]. In: Problemy' vostokovedeniya [The Problems of oriental studies]. 2022. No. 4 (98). P. 29-34. (in Russ.).

11. Miftahetdin Akmulla: bibliograficheskij ukazatel' [Miftaheddin Akmulla: bibliographic index]. Compiled by G.S. Ahmadiyeva; responsible editor S.R. Bisheva. Ufa, 2006. 72 p. (in Russ.).

12. Umetbaev, M. Yadkar: stihi, publicisticheskie, istoricheskie, etnograficheskie zapisi, perevody, obrazcy narodnogo tvorchestva [Yadkar: poems, journalistic, historical, ethnographic records, translations, examples of folk art], Ufa, 2011. 224 p. (in Bashkir).

13. Husainov, G.B. Muhametsalim Umetbaev: istoriko-biograficheskaya kniga [Mukhametsalim Umetbaev: historical and biographical book], Ufa: Bashkir book publishing house, 1991. 288 p. (in Bashkir).

14. Husainov G.B. Rizaitdin binFahretdin: istoriko-biograficheskaya kniga [Rizaitdin bin Fakhretdin: historical and biographical book], Ufa: Kitap, 1997. 304 p. (in Bashkir).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.