УДК 821. 512. 14
ГЕНЕЗИС И СТАНОВЛЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ В ТРУДАХ ПРОФЕССОРА Г. КУНАФИНА
© Р. Г. Низамова*, Т. А. Кильмухаметов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (927) 310 70 02.
Email: [email protected]
В данной статье рассмотрены труды известного башкирского ученого-литературоведа, профессора Г. Кунафина, который внес большой вклад в изучение башкирской литературы, фольклора и публицистики и оказал большое влияние на становление современной башкирской поэзии национальной устной поэтической традиции, основу которой составили эпосы, кубаиры, сказки, кулямасы (анекдоты), пословицы, песни.
В этой связи надо особо отметить книгу Г. Кунафина «И песней, и сатирой», в которой значительное внимание уделено генезису и динамике исторического функционирования жанров литературной песенной сатирической поэзии башкир на рубеже XIX-XX вв. с обращением к анализу творчества поэтов того времени.
Целью статьи является анализ изучения ученым данной проблемы. В статье отмечается большой вклад исследователя в раскрытии природы жанра башкирской поэзии. Видение поэзии изучаемого периода как единой и целостной системы, последовательный и всесторонний анализ его на всеобщем литературном фоне. А также решение таких проблем, как классификация лирических форм по типам, выявление национальных и межнациональных идейно-эстетических истоков, социально-исторические причины, жанрообразующие силы и тенденции формирования и становления новой жанровой системы башкирской поэзии XIX - начала XX вв. Уделено внимание анализу в сравнительно-типологическом плане специфических и общих свойств поэтических жанров, раскрытию закономерности жанрового развития башкирской лирики исследуемого периода.
В статье подчеркивается, что Г. Кунафиным впервые была составлена жанровая модель песенного, манифестационно-публицистического и нарративного типов башкирской лирики на стыке двух веков.
Ключевые слова: профессор Г. Кунафин, башкирская литература, фольклор, публицистика, башкирская поэзия, национальная устная поэтическая традиция, эпосы, кубаиры, сказки, кулямасы, пословицы, песни, башкирское искусство. «И песней, и сатирой», генезис и динамика исторического функционирования жанров литературной песенной сатирической поэзии башкир.
Профессор Г. Кунафин сделал крупный вклад хетдина Акмуллы, Мухаметсалима Уметбаева,
в науку о башкирской литературе. Приме- Шаехзады Бабича.
чательным является то, что в своих исследованиях Такие черты башкирской поэзии, которая
он изначально обратился к устному народному питалась фольклором и часто сама переходила в
творчеству. А это фольклор, это - поэзия, которые фольклор, даже теряя при этом имя своего соз-
у башкир всегда занимали важн°е место и дателя, сохранялись и назывались духовным
нах°дились под пристальным вниманием. Ведь сокровищем нации, не были поколеблены даже в
важдьш из этих жанров в определенный период XIX в., когда в башкирское общество проникали
времени нередко заменял собой публицистические элементы капиталистических отношений и евро-
выступления, философские, морально этические, пейской цивилизации. Кроме того, основу башкир-
религиозные трактаты, а также исторические записи. Поэзию, например, любили, в ней нуждались, искали красоту, поучения и светлые мысли. Гуманность, высокая гражданственность и
ской поэзии нового времени составляли многие жанры средневековой письменной литературы -дастаны, киссы, таварихи, шежере, саяхатнаме, хаджнаме, хикаяты, хикматы, мунажаты, газели,
нравственность, чувствительность и мелодичность
были ее характерными чертами еще в средние века, рубаи и др. Хотя на становление современной баш-
когда произведения представителей устной поэзии кир™ поэзии больш°е влшшие °казали ^адщт
йырау и сэсэнов Хабры, Асана-Кайги, Казтугана, русской и западноевропейской лигердауры, глав-
Шалгыйыза, Кубагуша, Караса, Баика, Буранбая, ную роль в этом процессе сыграла национальная
Ишмухамета и других согревали сердца и устная поэтическая традиция. Ее основу, как уже
вызывали восторг у людей. Самые светлые отмечалось, составили эпосы, кубаиры, сказки, ку-
прогрессивные идеалы эпохи выражали и лямасы (анекдоты), пословицы, песни, воздействие
произведения Кул Гали, Кутба, Хорезми, Хусяма которых на облик башкирского искусства слова не
Кятиба, Саифа Сараи, Салавата Юлаева, Мифта- подлежит сомнению.
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2018. Т. 23. №3
817
В связи с этим надо отметить книгу Г. Куна-фина «И песней, и сатирой». Общественность республики высоко оценила научные труды автора о творчестве М. Акмуллы, М. Уметбаева, поэтов суфистов и др., которые легли в основу данного научного труда. Г. Кунафин в своей книге много внимания уделил генезису и динамике исторического функционирования жанров литературной песенной сатирической поэзии башкир на рубеже XIX и XX вв., привлекая к анализу творчество поэтов и писателей того времени.
Определяя характерные черты башкирской поэзии нового времени, автор отправляет читателя к ее истокам - социальной характеристике той эпохи, когда зарождались жанры искусства народа, длительное время занимающие ведущее положение в ходе историко-литературного процесса. Поскольку в башкирской письменной поэзии XIX - начала XX в. одним из таких жанров была песенная лирика, она и стала предметом глубокого анализа. «Песня, потому что в ней в наиболее совершенной и доступной всем художественной форме выражены национальный характер башкирского народа, его история, быт, мечты и чаяния, раскрыт высокий уровень его поэтического и музыкального мышления» [1]. Именно этот жанр, считает ученый, сыграл большую роль в сближении его «с конкретной башкирской действительностью, в создании доступной и понятной широким народным массам системы стиха, естественно сочетая в себе традиции фольклорной лирики с индивидуально-творческим началом» [2]. Этот тезис Г. Кунафин подкрепляет произведениями Буранбая Кутушева (Буранбая-сэсэна), Ишмухамета Мурзакаева, Баик-Айдара, Кунубек-Насира и других представителей изустной поэзии XIX в. В этом плане надо отметить и то, что ученый имел очень богатую источниковую базу. В поле зрения исследователя находилось творческое наследие поэтов и сэсэнов первой половины XIX в. и средневековья, видных представителей восточной и западной, в т.ч. и русской поэзии.
Как отмечает сам ученый: «... ибо исследование любого жанра предполагает прежде всего изучение его исторического генезиса, роли не только национальных, но и инонациональных литературных традиций в его формировании, проникновения в его структуру поэтики не только национального искусства слова, но и иностранных литератур. История башкирской поэзии насчитывает десятки столетий. Поэзия Кул Гали, Харезми, Саифа Сараи, Кубагуша, Байка, Салавата Юлаева достигла такого уровня, который позволил ей встать в один типологический ряд с лучшими произведениями таджикской, узбекской, азербайджанской, татарской литератур средневековья» [3]. Примечательно и то, что ученый в своих исследованиях использовал произведения как видных, так и малоизвестных башкирских поэтов того времени, опубликованные в свое время в сборниках, на страницах газет и журналов,
коллективных альманахов или же получившие распространение среди населения в рукописной или устной формах.
Изучая последующие периоды, он также опирался на произведения мастеров слова, оказавшихся по тем или иным причинам под запретом. Притом некоторые из этих произведений башкирской поэзии только лишь начинают вводиться в литературный оборот.
Следуя за такими корифеями башкирской филологической науки, как А. И. Харисов, Г. Б. Ху-саинов и продолжая начатые ими литературные поиски, Г. Кунафин делает много открытий в исследовательском плане. Он рассматривает литературные памятники в тесной связи с национальной историей. Научный подход Г. Кунафина заключается в выявлении роли литературы в формировании в башкирском обществе гражданского сознания, в решении социальных, нравственных, культурно-просветительских вопросов. Это касается, прежде всего, оценки публицистической лирики в системе жанров башкирской поэзии. Она подтверждается, например, содержанием разных песен, отражающих важные события истории национально-освободительного движения башкирского народа.
Г. Кунафин по-новому подходит и к оценке жанровой системы башкирской поэзии в ходе анализа роли в ней манифестационно- публицистической лирики. В этом плане несомненный интерес представляет процесс ее становления и развития. Своеобразие и эволюция отдельных публицистических жанров получили в его трудах достаточно широкое отражение.
Дальнейшее усиление интереса башкирских поэтов и других творческих деятелей, ученых-энтузиастов к песенному жанру автор исследования объясняет интенсивным утверждением в литературе принципов реализма, наметившегося на рубеже веков. Именно в этот период появился ряд сборников народных песен и баитов, сформированных З. Уммати, Ф. Туйкиным, М. Султановым. В конце XIX-начале XX вв. стали сочинять песни уже сами поэты - С. Яхшыгулов, Ш. Аминев-Тамьяни, Г. Исянбердин, Х. Габитов, М. Гафури, С. Кудаш, К. Карипов, Д. Юлтый, Ш. Бабич и другие. Такой интерес творческих деятелей к этому жанру был вызван тем, обосновывает ученый, что «в каждую из переломных эпох как в фольклоре, так и в художественной литературе наблюдается, с одной стороны, появление новых произведений, новых тем и жанров, а с другой - стремление народа переосмысливать свое историческое прошлое, отраженное в различных произведениях, сохранившихся от прошлых веков. Ведь письменная литература, особенно фольклор и устная литература, характеризуются особой традиционностью. В них накоплен многовековой жизненный опыт народа. Поэты-реалисты прежде всего по этой причине видели
в песне важный фактор народной жизни и народного искусства» [2].
Так, анализируя творчество поэтов-реалистов, Г. Кунафин раскрывает особенность, характерную для каждого из них. Песня «Китга» С. Яхшыгулова, написанная в форме рубаи, приравнивается к песне-оде. Другое его стихотворение «Осень» - романс-элегия.
Интересны наблюдения исследователя и о ходе перестройки в системе лирико-вокальных форм башкирской поэзии. Если до XIX в. неотъемлемым свойством являлась песенность, то в дальнейшем новые реалистические идейно-эстетические тенденции в литературе привели к усилению подвижности жанровых образований. Активизировался процесс взаимодействия устной и письменной форм словесного искусства.
Бурные исторические события, происходившие в начале XX в., поставили перед башкирской творческой интеллигенцией сложную задачу - выразить свое отношение к тем или иным явлениям социально-политической жизни. Повествовательные формы литературы, связанные со значительными художественными обобщениями и эпическими характерами, не всегда отвечали этой задаче. Новое содержание действительности требовало иных художественных форм. В этих условиях поэзия с ее многовековыми традициями оказалась более мобильным и активным видом литературы как в попытках отражения историко-революционных событий, так и разработке новых жанров. С небывалой силой начала звучать гражданская лирика. Она наполнялась новым революционным содержанием. Многие ее образцы, наряду с эмоционально-поэтической приподнятостью, романтической окраской, отличались поэтической целеустремленностью и реалистичностью стиля. Поэты, обращаясь к традициям народной лирики, возрождая старые формы, атрибуты письменной поэзии, подвергают их глубокой трансформации и создают такие действительные, оперативные и массовые жанровые формы, как стихотворение-послание (мактуп) и обращение (хитап), песни-агитки (сада), гимнические песни и марши.
Анализируя творческий «почерк» Ф. Туйкина, Ш. Аминева-Тамьяни, З. Уммати, Ш. Бабича и других башкирских поэтов начала XX в., Г. Кунафин отмечает резкую смену настроений в их произведениях, заметный переход от веселого тона к грустному, чередование романтического и сатирического пафосов, сочетание повествовательности с монологической и диалогической формой. И песен-ность к этому времени перестает быть всеобъемлющим качеством лирики. Отошел на второй план более религиозный мунажат. В условиях бурных революционных событий, развития науки, печати и культуры необходимость в этом жанре отпала. Зато в указанный период довольно большой популярностью пользовался баит. Являясь одним из сложных синкретических жанров, находящихся на стыке фольклора и письменной поэзии. Популярность этого
жанра в этот период Г. Кунафин обосновывает усилением борьбы башкир за свободу, за родную землю.
Г. Кунафин также много внимания уделяет становлению сатирических жанров в башкирской литературе того периода. Обосновывает появление такого жанра как басня.
В общем, начиная с фольклора и песни, ученый прослеживает всю сложную динамично развивающуюся жанровую систему башкирской прозы и поэзии. Интересны и аргументированны мысли и наблюдения исследователя, касающиеся генезиса и становления отдельных литературных жанров и их разновидностей. Данные исследования ценны тем, что впервые представлена картина эволюции поэтической системы изучаемого периода в рамках анализа жанров и жанровых разновидностей трех основных типов лирического творчества этих лет (периода формирования и развития просветительства в башкирской литературе) - песенной, мани-фестационно-публицистической и нарративной поэзии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кунафин Г. С. И песней, и сатирой. Уфа: Китап, 1999, 256 с.
2. Исмагилов М. И песней, и сатирой просвещали людей. Биобиблиография. Проф. Гиниятулла Кунафин // Сб. ст. 2016. С. 106-107.
3. Кунафин Г. С. Развитие жанровой системы в башкирской поэзии второй половины XIX-начала XX вв. Уфа, 1998. 155 с.
4. Ахмадеев В. И. Хитабы башкирской поэзии // Учитель Башкирии. 1970. №7. Уфа. С. 42-46.
5. Абузаров С. Достойная премия // Башкортостан. 2013. №125. С. 2.
6. Буляков И. Расширяя литературное пространство // Кызыл тан. 1983. №24. С. 4.
7. Вильданов А. Х. Некоторые жанровые особенности просветительской поэзии. Система жанров в башкирской литературе: Сб. ст. Уфа, БФ АН СССР. 1980. С. 73-78.
8. Вильданов А. Х. Основательный труд. Совет Башкор-тостаны. 1978. №80. С. 2.
9. Гареева Г. Новые мысли, плоды глубоких наблюдений. Биобиблиография. Профессор Гиниятулла Кунафин. Сб. ст. Уфа. 2016. С. 91-95.
10. Гайнуллин М. Собрание открытий. Агидель. 2006. №11.
11. Идельбаев М. Х. О монографии Г. С. Кунафина «Башкирская поэзия XIX - начала XX вв.: вопросы жанровых, идейно-художественных особенностей» // Проблемы востоковедения. 2012. №1, С. 87.
12. Кильмухаметов Т. Жизнь богаче всех фантазий // Бельские просторы. 2006. №11. С. 20-23.
13. Кузбеков Ф. Истинное наследие. Ленинсы. 1984. №140. С. 4.
14. Кунафин Г. С. Башкирская литературная песенная поэзия XIX - начала XX вв. Уфа: РИЦ БашГУ, 1997. 156 с.
15. Мурзагулова З. Настольная книга многих поколений // Йэшлек. 2011. №135. С. 4.
16. Надергулов М. Плодотворный труд // Агидель. 2006. №11. С. 177-182.
17. Надергулов М. Труд, богатый на открытия // Башкортостан. 2000. №35. С. 4.
18. Нургалин З. Собрание открытий и новых идей // Башкортостан. №112. Уфа. 2015. С. 3.
19. Салаватова Ф. Нужный и важный труд. Биобиблиография. Профессор Гиниятулла Кунафин // Сб. ст. Уфа. 2016. С. 112-115.
20. Хужахметов А. Проникая в пласты народной жизни // Ватандаш. Уфа. 2016. №1. С. 183-186.
21. Хусаинов Г. Плоды глубокого ума и знаний // Ватандаш. Уфа. 2016. №11. С. 17-37.
22. Шахманов Т. Наследие вернулось народу // Совет Баш-кортостаны. 1984. №120. С. 2.
Поступила в редакцию 21.02.2018 г.
ISSN 1998-4812
BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2018. T. 23. №3
819
GENESIS AND FORMATION OF SEPARATE POETIC GENRES IN THE WORKS OF PROF. GINIYATULLAH KUNAFIN
© R. G. Nizamova*, T. A. Kilmuhametov
Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (927) 310 70 02.
*Email: [email protected]
The authors of the article analyzed the works of the famous Bashkir scientist and literary critic Giniyatullah Kunafin, who made a great contribution to the study of Bashkir literature, folklore, and journalism. The authors specifically studied the influence of the national verbal poetic tradition on the formation of modern Bashkir poetry. The basis of this tradition was made of epos, kubair, fairy tales, kulyamasy (anecdotes), proverbs, songs, whose impact on the face of Bashkir art is doubtless. In this connection, it is necessary to note Prof. Kunafin's book "And by song, and by satire". In this book, much attention was paid to the genesis and dynamics of the historical functioning of the genres of the literary satirical song poetry of the Bashkirs at the turn of the 19th and 20th centuries. It involved the analysis of the works of poets and writers of the time. The purpose of this article is to analyze the study of the problem by prof. Kunafin. The authors note his great contribution to revealing the nature of the genre of Bashkir poetry. They consider his vision of the poetry of the studied period as a single and integral system, which he consistently and comprehensively analyzed on the general literature background. He also worked on such problems as the classification of lyrical forms by types, the identification of national and international ideological and aesthetic origins, the revealing of socio-historical causes and genre-forming forces and the trends in the formation of a new genre system of Bashkir poetry of the 19th and early 20th centuries. The authors paid attention to the analysis in comparative-typological terms of specific and general properties of poetic genres, the disclosure of the way of genre development of the Bashkir lyric of the studied period. The authors of the article emphasized that Prof. Kunafin was the first who composed a genre model of singing, manifestation-publicistic, and narrative types of Bashkir lyric poetry at the turn of the centuries.
Keywords: Prof. Giniyatullah Kunafin, Bashkir literature, folklore, journalism, Bashkir poetry, national poetic tradition, epos, kubair, fairy tales, kulyamasy, proverbs, satirical poetry, songs, Bashkir art.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Kunafin G. S. I pesnei, i satiroi [And by song, and by satire]. Ufa: Kitap, 1999.
2. Ismagilov M. Sb. st. 2016. Pp. 106-107.
3. Kunafin G. S. Razvitie zhanrovoi sistemy v bashkirskoi poezii vtoroi poloviny XIX-nachala XX vv. [The development of the genre system in the Bashkir poetry of the second half of the 19th-early 20th centuries]. Ufa, 1998.
4. Akhmadeev V. I. Uchitel' Bashkirii. 1970. No. 7. Ufa. Pp. 42-46.
5. Abuzarov S. Bashkortostan. 2013. No. 125. Pp. 2.
6. Bulyakov I. Kyzyl tan. 1983. No. 24. Pp. 4.
7. Vil'danov A. Kh. Sistema zhanrov v bashkirskoi literature: Sb. st. Ufa, BF AN SSSR. 1980. Pp. 73-78.
8. Vil'danov A. Kh. Osnovatel'nyi trud. Sovet Bashkor-tostany. 1978. No. 80. Pp. 2.
9. Gareeva G. Novye mysli, plody glubokikh nablyudenii. Biobibliografiya. Professor Giniyatulla Kunafin. Sb. st. Ufa. 2016. Pp. 91-95.
10. Gainullin M. Sobranie otkrytii. Agidel'. 2006. No. 11.
11. Idel'baev M. Kh. O monografii G. S. Problemy vostokovedeniya. 2012. No. 1, Pp. 87.
12. Kil'mukhametov T. Bel'skie prostory. 2006. No. 11. Pp. 20-23.
13. Kuzbekov F. Istinnoe nasledie [The true heritage]. Leninsy. 1984. No. 140. Pp. 4.
14. Kunafin G. S. Bashkirskaya literaturnaya pesennaya poeziya XIX - nachala XX vv. [Bashkir literary song poetry of the 19th-early 20th centuries]. Ufa: RITs BashGU, 1997.
15. Murzagulova Z. Ieshlek. 2011. No. 135. Pp. 4.
16. Nadergulov M. Plodotvornyi trud. Agidel'. 2006. No. 11. Pp. 177-182.
17. Nadergulov M. Bashkortostan. 2000. No. 35. Pp. 4.
18. Nurgalin Z. Bashkortostan. No. 112. Ufa. 2015. Pp. 3.
19. Salavatova F. Sb. st. Ufa. 2016. Pp. 112-115.
20. Khuzhakhmetov A. Vatandash. Ufa. 2016. No. 1. Pp. 183-186.
21. Khusainov G. Vatandash. Ufa. 2016. No. 11. Pp. 17-37.
22. Shakhmanov T. Sovet Bashkortostany. 1984. No. 120. Pp. 2.
Received 21.02.2018.