Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ФОРУМОВ В РАЗВИТИИ БАШКИРСКОГО СКАЗИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА'

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ФОРУМОВ В РАЗВИТИИ БАШКИРСКОГО СКАЗИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-форум / сообщество / социальные сети / сказительское искусство / сэсэн / импровизация / кубаир / айтыш / состязание / internet-forum / community / social networks / storytelling art / sesen / improvisation / kubair / aitysh / contest

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Г.И. Нугаманова

Современный этап башкирского сказительского искусства определяется довольно массовым характером распространения и популяризации традиций импровизаторства в интернет-среде, в частности на сэсэнических форумах пользователей социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники». Несмотря на свой сравнительно молодой возраст, деятельность интернет-сообществ острословов-импровизаторов из года в год набирает обороты, открывая тем самым немало имен, достойных звания «сэсэн». Необходимость своевременного изучения и анализа творчества сэсэнов – участников интернет-форумов особенно актуальна в том плане, что именно сказительское искусство имело и имеет основополагающее значение в воспитании подрастающего поколения. Цель данного исследования заключается в освещении вопросов современного башкирского сказительства, представленного в интернет-среде. При решении проблемы в основу исследования легли материалы интернет-форумов на страницах сообществ в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», в частности произведения (кубаиры, айтыши, такмаки, баиты) отдельных сэсэнов, вошедших позднее в сборник «Халыҡ ынйылары: Әйтештәр» (‘Народные жемчужины: Айтыши’), изданный усилиями Ф. Кутлугильдиной (Стерлитамак, 2015). В ходе изучения творчества сэсэнов, представленного на интернет-форумах, были использованы биографический, сравнительно-сопоставительный и герменевтический методы исследования. Создателями первых сообществ в социальных сетях и основоположниками сэсэнических интернет-форумов являются Гумер Гайсин и Даут Амангильдин (поэтический псевдоним – Низам Исхаков), выходцы из Оренбургской области. Нынешним модератором и активным участником интернет-форумов в области сказительского искусства является Фаузия Кутлугильдина из Гафурийского района. Состязания сэсэнов на страницах сообществ, открывшие имена более десятка импровизаторов, положили начало Республиканским конкурсам сказителей (сэсэнов) имени сэсэна Баика Айдара (2015, 2018), «Салауат әйтеше-2019» в рамках фольклорного праздника «Салауат йыйыны». Сэсэнам, как видно из их творений, не чужды проблемы народа, переживания за родную землю, за родной язык. В заключение отмечается, что функционирование сэсэнических интернет-форумов имеет огромное значение в дальнейшем развитии башкирского сказительского искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNET-FORUMS IN DEVELOPMENT OF BASHKIR STORYTELLING ART

The modern stage of the Bashkir storytelling art is determined by the rather massive nature of the propagation and popularization of traditions of improvisation in the Internet environment, in particular, at the sesenical forums of users of social networks “Vkontakte” and “Odnoklassniki”. Despite its relatively young age, the activities of Internet communities of wit-improvisers is growing up from year to year opening a lot of names worthy of the title “Sesen”. The necessity for timely study and analysis of the creativity of the sesen-participants of Internet forums is particularly relevant because of that it was the storytelling art which was fundamental in the education of the younger generation. The purpose of this study is to highlight the issues of modern Bashkir storytelling, presented in the Internet environment. When solving the problem of the study it was based on materials of Internet forums on the pages of communities of social networks “Vkontakte” and “Odnoklassniki”, in particular, the works (kubairs, aityshes, takmaks, baits) of single sesens later included in the collection “Халыҡ ынйылары: Әйтештәр” (“The People’s pearls: aityshes”), published by the efforts of F. Kutlugildina (Sterlitamak, 2015). Biographical, comparative and hermeneutic methods of research are used in the course of studying the creativity of the sesens presented at the Internet forums. The creators of the first communities in social networks and the founders of sesen Internet forums are Gumer Gaysin and Daut Amangildin (pen name Nizam Iskhakov), natives of Orenburg region. The current moderator and active participant of Internet forums in the field of storytelling art is Fauziya Kutlugildina from Gafuriysky district. Sesen contests on the pages of communities which discovered the names of more than a dozen improvisers marked the beginning of the Republican contest for narrators (sesens) named after sesen Baik Aydar (2015, 2018), “Салауат әйтеше – 2019” as a part of the folklore festival “Салауат йыйыны”. As can be seen from their creations, sesens are not indifferent to the problems of the people, worries for the native land, for the native language. The functioning of the Internet forums is of great importance in the further development of the Bashkir storytelling art.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ФОРУМОВ В РАЗВИТИИ БАШКИРСКОГО СКАЗИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА»

чественным изменениям и в жанре поэмы. В результате анализа отдельного корпуса произведений, демонстрирующих ключевые тенденции жанровой эволюции татарской поэмы в изучаемый период, сделаны следующие выводы: татарская поэма 1930-х гг. характеризуется тяготением к лиризации; актуализируются национальные и фольклорные мотивы; в стремлении преодоления политического схематизма поэты используют условно-символические образы и возможности иносказания. Все это приводит к обновлению

Библиографический список

поэтики произведений: характерные для поэмы предыдущего временного отрезка публицистический пафос, речитативная риторика уступают главенство лирической медитации, также становятся редкостью эксперименты в области стихосложения.

Перспективы дальнейшего исследования видятся нам в более многостороннем исследовании рассмотренных лиро-эпических произведений поэтов и не затронутых в рамках этой статьи поэм других авторов.

1. Голубков М.М. Русская литература XX в.: После раскола. Москва: Аспект-Пресс, 2002.

2. Нигматуллина Ю.Г Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур. Казань, 1997.

3. Надыршина Л.Р Особенности развития жанра поэмы в татарской литературе первой половины 1920-х гг. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 14, № 11: 3303 - 3307.

4. Тарасова И.И. Литературный процесс 20-30-х годов XX века: становление «новой» литературы и концепции личности. Мир науки, культуры и образования. 2020; № 4 (83): 436 - 438.

5. Такташ X. Произведения: в 3 т. Стихи и поэмы. Казань, 2010; Т. 3.

6. Туфан X. Произведения: в 5 т. Стихи, поэмы. Казань, 2007; Т. 1.

7. Джалиль М. Произведения: в 5 т. Стихи, поэмы, переводы. Казань, 2006; Т. 3.

8. Xаким G. Избранные произведения: в 2 т. Казань, 1986; Т. 2.

9. Файзи А. Флейты: стихотворения, песни, поэмы, баллады. Казань, 1976.

10. Червяченко ГА. Поэма в советской литературе. Закономерности развития и типология жанра. Диссертация ... доктора филологических наук. Ростов-на-Дону, 1982.

11. Такташ X. Письма в грядущее: стихотворения и поэмы. Перевод с татарского Л. Мартынова. Казань, 1971.

12. Юзиев Н.Г. Поэмы Мусы Джалиля. Казань, 1960.

13. Галиуллин Т.Н. Дыхание времени (вопросы становления и развития социалистического реализма в татарской советской поэзии до 1941 года). Казань, 1979.

14. Галиуллин Т.Н., Юсупова Н.М. Образ Г. Тукая как национальный идеал в татарской поэзии XX века. Филология и культура. 2012; № 3: 126 - 129.

15. Надыршина Л.Р Жанр поэмы в творчестве Сибгата Xакима. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 14, № 10: 2947 - 2951.

References

1. Golubkov M.M. Russkaya literatura XX v.: Posle raskola. Moskva: Aspekt-Press, 2002.

2. Nigmatullina Yu.G. Tipy kul'turicivilizacij v istoricheskomrazvitiitatarskojirusskojliteratur. Kazan', 1997.

3. Nadyrshina L.R. Osobennosti razvitiya zhanra po'emy v tatarskoj literature pervoj poloviny 1920-h gg. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 14, № 11: 3303 - 3307.

4. Tarasova I.I. Literaturnyj process 20-30-h godov XX veka: stanovlenie «novoj» literatury i koncepcii lichnosti. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 436 - 438.

5. Taktash H. Proizvedeniya: v 3 t. Stihi i po'emy. Kazan', 2010; T. 3.

6. Tufan H. Proizvedeniya: v 5 t. Stihi, po'emy. Kazan', 2007; T. 1.

7. Dzhalil' M. Proizvedeniya: v 5 t. Stihi, po'emy, perevody. Kazan', 2006; T. 3.

8. Hakim S. Izbrannye proizvedeniya: v 2 t. Kazan', 1986; T. 2.

9. Fajzi A. Flejty: stihotvoreniya, pesni, po'emy, ballady. Kazan', 1976.

10. Chervyachenko G.A. Po'ema v sovetskojliterature. Zakonomernostirazvitiya i tipologiya zhanra. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 1982.

11. Taktash H. Pis'ma v gryaduschee: stihotvoreniya i po'emy. Perevod s tatarskogo L. Martynova. Kazan', 1971.

12. Yuziev N.G. Po'emy Musy Dzhalilya. Kazan', 1960.

13. Galiullin T.N. Dyhanie vremeni (voprosy stanovleniya i razvitiya socialisticheskogo realizma v tatarskoj sovetskoj po'ezii do 1941 goda). Kazan', 1979.

14. Galiullin T.N., Yusupova N.M. Obraz G. Tukaya kak nacional'nyj ideal v tatarskoj po'ezii XX veka. Filologiya i kul'tura. 2012; № 3: 126 - 129.

15. Nadyrshina L.R. Zhanr po'emy v tvorchestve Sibgata Hakima. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i prakíiki. 2021; T. 14, № 10: 2947 - 2951.

Статья поступила в редакцию 02.02.22

УДК 398.88

Nugamanova G.I., postgraduate, Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences (Ufa, Russia),

E-mail: artikov3@mail.ru

THE ROLE OF INTERNET-FORUMS IN DEVELOPMENT OF BASHKIR STORYTELLING ART. The modern stage of the Bashkir storytelling art is determined by the rather massive nature of the propagation and popularization of traditions of improvisation in the Internet environment, in particular, at the sesenical forums of users of social networks "Vkontakte" and "Odnoklassniki". Despite its relatively young age, the activities of Internet communities of wit-improvisers is growing up from year to year opening a lot of names worthy of the title "Sesen". The necessity for timely study and analysis of the creativity of the sesen-participants of Internet forums is particularly relevant because of that it was the storytelling art which was fundamental in the education of the younger generation. The purpose of this study is to highlight the issues of modern Bashkir storytelling, presented in the Internet environment. When solving the problem of the study it was based on materials of Internet forums on the pages of communities of social networks "Vkontakte" and "Odnoklassniki", in particular, the works (kubairs, aityshes, takmaks, baits) of single sesens later included in the collection "Халык ынйылары: Эйтештэр" ("The People's pearls: aityshes"), published by the efforts of F. Kutlugildina (Sterlitamak, 2015). Biographical, comparative and hermeneutic methods of research are used in the course of studying the creativity of the sesens presented at the Internet forums. The creators of the first communities in social networks and the founders of sesen Internet forums are Gumer Gaysin and Daut Amangildin (pen name Nizam Iskhakov), natives of Orenburg region. The current moderator and active participant of Internet forums in the field of storytelling art is Fauziya Kutlugildina from Gafuriysky district. Sesen contests on the pages of communities which discovered the names of more than a dozen improvisers marked the beginning of the Republican contest for narrators (sesens) named after sesenBaikAydar (2015, 2018), "Салауат эйтеше - 2019" as a part of the folklore festival "Салауат йыйыны". As can be seen from their creations, sesens are not indifferent to the problems of the people, worries for the native land, for the native language. The functioning of the Internet forums is of great importance in the further development of the Bashkir storytelling art.

Key words: internet-forum, community, social networks, storytelling art, sesen, improvisation, kubair, aitysh, contest.

Г.И. Нугаманова, соискатель, Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН, г. Уфа,

E-mail: artikov3@mail.ru

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ФОРУМОВ В РАЗВИТИИ БАШКИРСКОГО СКАЗИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

Современный этап башкирского сказительского искусства определяется довольно массовым характером распространения и популяризации традиций импровизаторства в интернет-среде, в частности на сэсэнических форумах пользователей социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники». Несмотря на свой сравнительно молодой возраст, деятельность интернет-сообществ острословов-импровизаторов из года в год набирает обороты, открывая

тем самым немало имен, достойных звания «сэсэн». Необходимость своевременного изучения и анализа творчества сэсэнов - участников интернет-форумов особенно актуальна в том плане, что именно сказительское искусство имело и имеет основополагающее значение в воспитании подрастающего поколения. Цель данного исследования заключается в освещении вопросов современного башкирского сказительства, представленного в интернет-среде. При решении проблемы в основу исследования легли материалы интернет-форумов на страницах сообществ в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», в частности произведения (кубаиры, айтыши, такмаки, баиты) отдельных сэсэнов, вошедших позднее в сборник «Халык ынйылары: Эйтештэр» ('Народные жемчужины: Айтыши'), изданный усилиями Ф. Кутлугильдиной (Стерлитамак, 2015). В ходе изучения творчества сэсэнов, представленного на интернет-форумах, были использованы биографический, сравнительно-сопоставительный и герменевтический методы исследования. Создателями первых сообществ в социальных сетях и основоположниками сэсэнических интернет-форумов являются Гумер Гайсин и Даут Амангильдин (поэтический псевдоним - Низам Исхаков), выходцы из Оренбургской области. Нынешним модератором и активным участником интернет-форумов в области сказительского искусства является Фаузия Кутлугильдина из Гафурийского района. Состязания сэсэнов на страницах сообществ, открывшие имена более десятка импровизаторов, положили начало Республиканским конкурсам сказителей (сэсэнов) имени сэсэна Баика Айдара (2015, 2018), «Салауат эйтеше-2019» в рамках фольклорного праздника «Салауат йыйыны». Сэсэнам, как видно из их творений, не чужды проблемы народа, переживания за родную землю, за родной язык. В заключение отмечается, что функционирование сэсэнических интернет-форумов имеет огромное значение в дальнейшем развитии башкирского сказительского искусства.

Ключевые слова: интернет-форум, сообщество, социальные сети, сказительское искусство, сэсэн, импровизация, кубаир, айтыш, состязание.

Современный этап башкирского сказительского искусства определяется довольно массовым характером распространения и популяризации традиций импровизаторства в интернет-среде, в частности на сэсэнических форумах пользователей социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники». Необходимость своевременного изучения и анализа творчества сэсэнов - участников интернет-форумов особенно актуальна в том плане, что именно сказительское искусство имело и имеет основополагающее значение в воспитании подрастающего поколения.

Цель данного исследования заключается в освещении вопросов современного башкирского сказительства, представленного в интернет-среде. Основными задачами исследования являются следующие: определение роли сэсэнов как авторов, импровизаторов и исполнителей кубаиров, песен, баитов, такмаков; выявление общих и индивидуальных черт в творчестве сэсэнов, представленном на интернет-форумах; анализ отдельных творений некоторых сэсэнов - пользователей соцсетей.

Научная новизна статьи определяется тем, что в ней впервые освещаются вопросы, связанные с развитием сэсэнического искусства благодаря интернет-форумам.

Практическая значимость исследования характеризуется возможностью дальнейшего изучения творчества сэсэнов, своими пламенными речами стремящихся донести до пользователей Интернета насущные проблемы человечества.

Современное состояние башкирского сказительского искусства переживает значительный подъем в своем развитии. В этом плане нельзя не отметить активную деятельность ряда сэсэнов на просторах сети интернет, в частности, в функционировании сообществ социальных сетей «Одноклассники» и «В контакте». Основоположниками такого направления являются сэсэны - выходцы из Оренбургской области Гумер Гайсин и Даут Амангильдин, выступающие под псевдонимами А^ак Кейек-сэсэн и Шеш-сэсэн. Именно они в числе первых создали сообщества на башкирском языке («Эйтеш» и «Осто йерэк») в социальной сети «Одноклассники», направленные на популяризацию поэтического, в том числе и сказительского, искусства среди граждан всего человечества. Благодаря деятельности вышеназванных, а также созданных позднее их же последователями нескольких других сообществ, в сэсэнической сфере взошли такие имена, как Фаузия Кутлугильдина-Алтынбаева (под псевдонимом Алтынбика) из Гафурийского района, Фларис Гайсин (Акйегет) из Салаватского района, Хайдар Кумушбаев (Кыпсак хан), Тансылу Валиева (Йэнhылыу или Сыуакай) и Акрам Каипкулов (Бэлэкэс) из Баймакского района, Рустам Нурыев (Нурбашкорт) из Уфы, Филюза Хуснутдинова (Алмабикэ) из Салаватского района, Зиля Худай-бердина из Кармаскалинского района, Ильсия Касимова, Хадима Султанова из Абзелиловского района, Фания Сатучина-Суярембетова (Маянhылыу) из Салава-та, Минзаля Халилова (Агинэй) из Давлекановского района, Наиля Хамбалеева (Булэкэй) из Учалинского района, Фануза Зулькарнеева-Набиуллина (Яйыкбикэ) из Челябинской области, Рауза Мусина (Рауза) из Татарстана (выходец из Кугар-чинского района РБ) и др. Названные сэсэны приняли активное участие в Республиканском конкурсе сказителей (сэсэнов) имени сэсэна Баика Айдара (2015, 2018), организатором которого явился республиканский журнал «Шоцкар» ('Кречет') совместно с Республиканским центром народного творчества и республиканской газетой «Киске бфе» ('Вечерняя Уфа'). Признанные лучшими по результатам первого этапа, проводившегося в сети Интернет, состязались в конкурсе «Эйтеш» на фольклорном празднике «Салауат йыйыны» [1; 2, с. 42]. По всем материалам конкурса сэсэнов 2015 года усилиями Ф. Кутлугильдиной был издан большой сборник «Халык ынйылары: Эйтештэр» ('Народные жемчужины: Айтыши') [3]. На творчестве основателей сэсэнических форумов, а также некоторых их активных участников целесообразнее было бы остановиться подробнее.

Выходец из д. Старогумерово Новосергиевского района Оренбургской области Гумер Гайсин (1950), несмотря на вынужденность постоянного скитания со своей семьей по всей стране в связи с прохождением военной службы, а также окончательное обоснование далеко за пределами своей родины - в городе Ростове-на-Дону, сумел сохранить в себе пылкий, крепкий дух башкира, горячо переживающего за судьбу своего родного народа. Сказительский талант, проявившийся уже в раннем детстве, был перенят Гумером от своего острословного

дедушки Сахиуллы, любовь к народному творчеству пробудилась в нем благодаря маме [4, с. 2]. В творчестве сэсэна, представленном стихотворениями как для взрослых, так и для детей, рубаями, айтышами, такмаками, загадками, немалое место занимают кубаиры и баиты. Так, в сборник его произведений «Вакыт - ул hыбайлы кунак» ('Время - это верховой гость') включен баит «Кош юлы» (1997) [5, с. 81-112], по своему стилю очень близкий к кубаиру, некоторыми элементами сюжета и использованием в тексте имен прародителей башкир, а также их сыновей - Янбирды и Янбики, Урала и Шульгена - напоминающий всемирно известный эпос «Урал батыр». И это, оказывается, неспроста: собрав вокруг себя детей (оговариваясь, чтобы и взрослые слушали), герой-рассказчик предлагает послушать историческую песнь о башкирах, происхождение которых, да и всего человечества, объясняя аналогично эпосу. Заворожив юных слушателей сюжетом «Урал батыр»а, автор рекомендует им самим прочесть его, а сам, минуя эпизоды, описанные в первоисточнике о башкирах, идет далее по славным страницам истории башкирского народа. Повествуя о становлении одного из больших башкирских племен - Бурзян, призывая читателей к изучению формирования и других родов, автор переходит к описанию событий и последствий таких исторических событий для судьбы башкирского народа, как добровольное вхождение в состав Российского государства, русско-турецкая война 1686-1699 гг, Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева, Отечественная война 1812 года, русско-германская война 1914-1917 гг., башкирское национально-освободительное движение, Великая Отечественная война 1941-1945 гг Название своего баи-та сэсэн сводит к вознесшимся на небеса, образовавшим Млечный путь духам батыров, отдавших жизнь за светлое будущее народа во всех вышеперечисленных битвах [5, с. 107].

Перечислив яркие качества башкирского народа, такие как мужество, отвага, гостеприимность, мелодичность, верность истории и традициям, дальнейшими строфами произведения сэсэн бросает громкий клич своим соплеменникам о необходимости участия каждого в деле сохранения и защиты отчизны, родного народа, его языка и религии.

Необходимо отметить, что плоды творческой деятельности Г Гайсина увидели свет в его книгах «Вакыт - ул hыбайлы кунак» ("Время - это верховой гость", 2014), Ландал: Робаш^эр» ("Наковальня: Рубаи", 2016), «Балаларта кустэнэс» ("Гостинец для детей", 2016). Уникальные творения сэсэна - айтыши и кубаиры составляют основу материалов, вошедших в свод «Халык ынйылары: Эйтештэр», речь о котором велась выше.

В возрождении и популяризации сэсэнического искусства огромная заслуга принадлежит и Дауту Амангильдину (1948) из д. Давлеткулово Тюльганского района Оренбургской области, выступающему под поэтическим псевдонимом Низам Исхаков (сэсэнический псевдоним - Шеш сэсэн), делегату I и II Всемирного Курултая башкир, известному журналисту, заслуженному деятелю культуры РБ, лишь в зрелом возрасте вступившему на поэтическую стезю. В стихах Низама Исхакова прослеживается активная гражданская позиция, стремление сохранить и развить многовековое культурное наследие народа [6]. Некоторые стихотворения и рассказы его вышли в свет в сборнике «Би^эктэр» ("Узоры", 2014) [7, с. 83-134], кубаиры и айтыши занимают одно из главенствующих мест в вышеуказанном сборнике айтышей.

Активным участником сэсэнических форумов в сети Интернет, а также мероприятий в области сказительского искусства районного, республиканского, а также всероссийского масштаба является и Фларис Гайсин (1950) из с. Малояз Салаватского района. Помимо любовной, философской, пейзажной лирики, в творчестве сэсэна немало произведений исторического характера (например, о событиях Великой Отечественной войны), некоторые стихотворения его посвящены видным сынам и дочерям башкирского народа - С. Юлаеву, Кахым-туре, М. Акмулле, З. Биишевой, Р. Гарипову, мастеру по изготовлению башкирских народных музыкальных инструментов Вакилю Шугаипову, народному артисту БАССР Хамиту Яруллину, Заслуженному учителю РБ, лауреату премии им. Р Гарипова Искандару Мигранову и др. Помимо популярных в певческой среде песен, написанных на слова Ф. Гайсина, среди творений сэсэна особого внимания заслуживают многочисленные кубаиры и айтыши [3, с. 96-108, 123-124, 224-225, 273-275, 324-330, 466-475].

Говоря о сказителях современности, нельзя не отметить некую, скажем, закономерную тенденцию внезапного, искрометного проявления импровизаторского таланта у некоторых сэсэнов, в течение долгих лет «таившихся в тени искусства» по разным на то причинам (нехватка времени, излишняя скромность и т.д.). Огромный интерес в этом плане представляет творчество Фаузии Кутлу-гильдиной (1952) из с. Ватан Гафурийского района, выступающей под псевдонимом Алтынбика, активного пользователя соцсетей, модератора национальных конкурсов, обладателя Диплома II степени Республиканского конкурса «Салават йыйыны» (2015) в номинации «Айтыш» за умелое сочинение стихотворений экспромтом, Диплома I степени Республиканского конкурса сказителей (сэсэнов) имени сэсэна Баика Айдара (2018). Первый сборник произведений сэсэнии вышел в 2012 году под названием «Куцелем ынйылары», в 2014 году и далее -«Гумеремдец ке?ге балкышы» ("Осеннее сияние моей жизни"), «Йэншишмэмдец селтер тауышы» ("Журчанье моего животворного родника"), «блэсэй^э кунакта» ("В гостях у бабушки"), «Сэсэн тауышы» ("Голос сэсэна") [8].

Разножанровая поэзия Ф. Кутлугильдиной, включающая в себя стихотворения, кубаиры, мунажаты, басни, рубаи, насихаты, стихотворения-посвящения (поздравления), легенды-сказки, в оптимистическим духе призывает читателей любить, уважать и беречь родину, родной язык, верить в силу Всевышнего, жить в дружбе и согласии друг с другом, в справедливости и благодеянии. Необходимо отметить и то, что на стихи стихи Ф. Кутлугильдиной написано немало песен, успевших стать популярными среди певцов. Особое место в творчестве Алтын-бики занимают кубаиры: Лай, курайым, курайым» ("Хай, курай мой, мой курай"), «Кем ул сэсэн?» ("Кто такой сэсэн?"), «Сэсэн Г^эре» ("Слова сэсэна"), «Сэсэн-дэр» ("Сэсэны") и др.

Отрадно отметить, что сэсэния не останавливается на достигнутом, даже ранее написанные произведения она пополняет новым содержанием, что можно, например, сказать о кубаире «Кем ул сэсэн?» ("Кто такой сэсэн?"), один вариант которого был включен в ее сборник 2016 года 'Сэсэн тауышы», а второй, еще более дополненный, размещен на форуме сэсэнов «Бе? - ижадсы сэсэндэр» ("Мы - сэсэны-творцы") группы «Сэсэн тауышы» ("Голос сэсэна") в социальной группе «ВКонтакте» [9, с. 11-13; 10]. Как следует из содержания данного кубаира, автор очень даже справедливо предъявляет довольно много серьезных требований к истинному сэсэну, надлежащему всегда и везде служить интересам народа, идя при этом впереди времени.

Еще одной сэсэнией, осмелившейся выйти на широкую публику и заявить о своем импровизаторском таланте лишь в зрелом возрасте (после достижения 50-летнего возраста), является Фания Сатучина-Суярембетова (1953), выходец из д. Кабакушево Стерлибашевского района, ныне проживающая в г. Салавате. Жанровый диапазон творчества Фании Таштуровны (сэсэнический псевдоним -Маянhылыу) довольно широк: пишет она стихотворения как для взрослых (среди которых есть и юмористические, и сатирические о существующих ныне актуальных проблемах общества, современной действительности), так и для детей, ру-баи, басни, есть у нее также и не опубликованные нигде пьесы. Как признается сама сэсэния, она пишет обо всем, что видит и слышит, что ее волнует: начиная

Библиографический список

с любовной лирики и заканчивая глубокими переживаниями за судьбу родного народа, отчизны, родного языка. Заслуживает, конечно же, особого внимания импровизаторское острословие Фании Таштуровны, заметное при чтении ее ай-тышей с призывами башкир к единению, отказу от алкоголя, сохранению национального духа, самосознания, веры [3, с. 31-33, 124, 173-174, 189-190, 204, 206, 259-261, 318-319]. Все плохое и хорошее сэсэния не делит на первое, второе, третье и т.д., хорошее для нее - это понимание хорошего и победа над плохим [3, с. 124, 173-174, 189, 201]. В айтыше «Ауыр икэн башкорт бульвары» ("Тяжело, оказывается, быть башкиром") автор, выражая глубокое недоумение по поводу искажения чисто башкирских имен, очень часто и довольно устойчиво переиначиваемых в Мишу, Машу, Гулю, Фаю, выдает такое заключение: Ауыр тугел башкорт булыу^ары, Ауыр булыр рухтыц Г|ыныу5ары! 'Не тяжело башкиром быть, Тяжело сломленным духом быть!' [3, с. 318-319].

Среди сэсэнов, появившихся на горизонте сказительского искусства и блеснувших своим импровизаторским дарованием прежде всего благодаря сэсэниче-ским форумам в сети Интернет, невозможно не упомянуть имя Хайдара Кумуш-баева (1970), уроженца д. Новомунасипово Бурзянского района, ныне оператора Баймакского телевидения. Отрадно отметить то, что будучи лишь начинающим сэсэном, Хайдар (псевдоним - Кыпсак хан) успел уже стать обладателем Гран-при Республиканского конкурса сказителей (сэсэнов) имени сэсэна Баика Айдара (2018) [11]. С его творчеством, представленным кубаирами, а также стихотворениями на разнообразную тематику можно ознакомиться как на сэсэнических форумах, так и в его личном сообществе «Кыпсак Хан hорай».

Отрадно отметить, что функционирование сэсэнических формумов в социальной сети «ВКонтакте» из года в год набирает большой оборот. Как свидетельствуют результаты интернетной части Республиканского конкурса «Салауат эйтеше-2019», посвященного 265-летию С. Юлаева, список сэсэнов пополнился новыми именами: Гульнас Файзуллина (Стерлибашевский район), Лилия Мини-язова, Рима Рафикова (Гафурийский район), Насима Гайсина (Абзелиловский район), Насип Сакмаров (Сибай), Райля Хисматуллина (Челябинская область), Фануза Аллагулова (Уфа). Эти сэсэны получили право участия в очном туре конкурса «Салауат эйтеше-2019» в рамках фольклорного праздника «Салауат йыйыны» вместе с некоторыми из признанных мастеров сказительства, речь о которых уже шла выше.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что в последнее десятилетие деятельность сэсэнов широко развернулась на страницах социальных сетей. В век информационных технологий, когда практически все человечество неотделимо от гаджетов, выступлениями на интернет-форумах или отдельными постами, а также и посредством собственного аккаунта сказители имеют возможность «достучаться», так скажем, до души представителей самой широкой аудитории. Изучение творчества сэсэнов - активных пользователей социальных сетей должно стать несомненной перспективой дальнейшего исследования в области фольклора.

1. Гарипова С. Один день на родине батыра, или впечатления от праздника на земле Салавата. Вечерняя Уфа. 2015; 29 июня. Available at: http://kiskeufa.ru/index. php?dn=news&to=art&id=2619

2. Кутлугильдина Ф. Конкурс сэсэнов имени Баика Айдара-2018. Кречет. 2018; № 8: 42 - 49.

3. Народные жемчужины: Айтыши. Составитель Ф. Кутлугильдина. Уфа, 2015.

4. Гайсин Г Гостинец детям. Стерлитамак, 2016.

5. Гайсин Г Время - это верховой гость. Стерлитамак, 2014.

6. Аралбаева Л. Издательство «Китап» выпустило сборник произведений современных авторов. Башинформ.РФ. 2014; 07 октября. Available at: http://www.bashinform.ru/ news/665893-izdatelstvo-kitap-vypustilo-sbornik-proizvedeniy-sovremennykh-avtorov/

7. Узоры: стихотворения, рассказы. Составитель Ф. Нугуманова. Уфа: Китап, 2014.

8. Рафикова Н. Будучи нужной и опорой односельчанам. Соотечественник. 2018; 07 декабря. Available at: https://vatandash.rbsmi.ru/articles/2018-ail-yyly/auyldashtaryna-k-r-k-m-ter-k-bulyp-/

9. Кутлугильдина Ф. Голос сэсэна. Стерлитамак, 2016.

10. Кутлугильдина Ф. Кто такой сэсэн? Пояснение. ВКонтакте. 2019; 31 января. Available at: https://vk.com/topic-113894935_39791952?post=478

11. Сиргалина М. Бурзянский джигит с душой сэсэна. Заря. 2018; № 129: 3.

References

1. Garipova S. Odin den' na rodine batyra, ili vpechatleniya ot prazdnika na zemle Salavata. Vechernyaya Ufa. 2015; 29 iyunya. Available at: http://kiskeufa.ru/index. php?dn=news&to=art&id=2619

2. Kutlugil'dina F. Konkurs s'es'enov imeni Baika Ajdara-2018. Krechet. 2018; № 8: 42 - 49.

3. Narodnye zhemchuzhiny: Ajtyshi. Sostavitel' F. Kutlugil'dina. Ufa, 2015.

4. Gajsin G. Gostinecdetyam. Sterlitamak, 2016.

5. Gajsin G. Vremya - 'eto verhovojgost'. Sterlitamak, 2014.

6. Aralbaeva L. Izdatel'stvo «Kitap» vypustilo sbornik proizvedenij sovremennyh avtorov. Bashinform.RF. 2014; 07 oktyabrya. Available at: http://www.bashinform.ru/news/665893-izdatelstvo-kitap-vypustilo-sbornik-proizvedeniy-sovremennykh-avtorov/

7. Uzory: stihotvoreniya, rasskazy. Sostavitel' F. Nugumanova. Ufa: Kitap, 2014.

8. Rafikova N. Buduchi nuzhnoj i oporoj odnosel'chanam. Sootechestvennik. 2018; 07 dekabrya. Available at: https://vatandash.rbsmi.ru/articles/2018-ail-yyly/auyldashtaryna-k-r-k-m-ter-k-bulyp-/

9. Kutlugil'dina F. Golos s'es'ena. Sterlitamak, 2016.

10. Kutlugil'dina F. Kto takoj s'es'en? Poyasnenie. VKontakte. 2019; 31 yanvarya. Available at: https://vk.com/topic-113894935_39791952?post=478

11. Sirgalina M. Burzyanskij dzhigit s dushoj s'es'ena. Zarya. 2018; № 129: 3.

Статья поступила в редакцию 01.02.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.