Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОД ФОКУС-ГРУПП / УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКИХ И МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакурова Ш.Р., Тагариева И.Р., Фатхулова Д.Р.

Статья посвящена выявлению проблем сельского учителя, которые возникают в процессе работы в цифровом образовательном пространстве. Данные были получены в процессе социологического исследования сельского учителя в контексте цифровизации школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакурова Ш.Р., Тагариева И.Р., Фатхулова Д.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX PROBLEMS OF RURAL TEACHERS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF SCHOOL EDUCATION (ACCORDING TO THE RESULTS OF A PILOT STUDY)

The article is devoted to identifying the problems of rural teachers that arise in the process of working in the digital educational space. The data were obtained in the process of a sociological study of a rural teacher in the context of digitalization of school education.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

УДК 378

1 2

Шаура Рашитовна Шакурова , Ирма Рашитовна Тагариева , Дина Раульевна

Фатхулова 3

12 3

' ' Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы,

Уфа, Россия

1sh-shaura@mail.ru

2 Irma_levina@mail.ru

3 dina_fdr@mail.ru

Автор, ответственный за переписку: Шаура Рашитовна Шакурова,

sh-shaura@mail.ru

КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)*

Аннотация. Статья посвящена выявлению проблем сельского учителя, которые возникают в процессе работы в цифровом образовательном пространстве. Данные были получены в процессе социологического исследования сельского учителя в контексте цифровизации школьного образования.

Ключевые слова: Цифровизация образования, метод фокус-групп, учителя сельских и малокомплектных школ

1 * 2 * 3

Shaura R. Shakurova , Irma R.Tagarieva , Dina R.Fatkhulova

12 3

' ' Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia

1sh-shaura@mail.ru

2 Irma_levina@mail.ru

3dina_fdr@mail.ru

Corresponding author: Shaura R. Shakurova, sh-shaura@mail.ru

COMPLEX PROBLEMS OF RURAL TEACHERS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF SCHOOL EDUCATION (ACCORDING TO THE RESULTS OF A PILOT STUDY)

Abstract. The article is devoted to identifying the problems of rural teachers that arise in the process of working in the digital educational space. The data were obtained in the process of a sociological study of a rural teacher in the context of digitalization of school education.

Keywords: Digitalization of education, focus group method, teachers of rural and small schools.

Современный этап общественного развития характеризуется внедрением цифровых и интернет технологий во все сферы жизнедеятельности человека. В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», утвержденной указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, главной целью ставится «создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний» [1].

* Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения РФ №073-03-2022-009/3 от 11 апреля 2022 г. на выполнение научно-исследовательских работ (далее - НИР) по теме «Исследование и разработка методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса».

©Шакурова Ш.Р., Тагариева И.Р., Фатхулова Д.Р., 2022

Документ ориентирует на освоение и внедрение информационных, цифровых и интернет технологий во все области жизни человека. В связи с этим сегодня актуальна задача работы с учителем нового уровня, способного организовать свою деятельность в новых «цифровых реалиях». Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 утверждена государственная программа РФ «Развитие образования», которая содержит федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Его целью становится «создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы» [2].

Сельский учитель в новых реалиях сталкивается с проблемой освоения новых цифровых и интернет технологий. Весной 2022 г. с группой учителей Кармаскалинского района Республики Башкортостан было проведено пилотное исследование на выявление проблем сельского учителя, который оказался в реалиях цифрового образовательного пространства.

В рамках пилотного исследования с применением качественных методов было проведено две фокус-группы, в которых участвовало двадцать респондентов: учителя сельских школ, в том числе малокомплектных. Так же было взято два глубинных интервью у библиотекарей школ Кармаскалинского района Республики Башкортостан^.

В результате исследования, был выявлен целый комплекс проблем, с которыми сталкиваются учителя сельской школы в процессе цифровизации:

- дефицит целевых средств на оплату программного обеспечения и поддержание работы обучающих платформ во время всего периода обучения;

- отсутствие стабильно работающего подключения компьютерной техники в сельских школах к сети Интернет;

- недостаток средств на поддержание компьютерной техники в рабочем состоянии и ее своевременное обновление.

Среди сельских учителей и школьников большим успехом пользуются бесплатные образовательные платформы (такие как «Учи.ру», Яндекс-учебник). Учителя полагают, что функционал этих платформ учитывает детскую психологию и мотивирует школьников участвовать в олимпиадах, соревноваться друг с другом, получать грамоты и дипломы. Однако необходимость оплачивать использование обучающей платформы после окончания бесплатного тестового периода такой популярной платформы как «Учи.ру», приводит к тому, что сельские учителя и школьники вынуждены отказаться от ее дальнейшее использования, а это негативно сказывается на цифровизации сельской школы и тормозит формирование навыков самостоятельной работы сельских школьников. Аналогичная ситуация складывается и с техническими средствами: интерактивные доски используются лишь при наличии ограниченного бесплатного программного обеспечения, а скачивание программ на платной основе в сельских школах недоступно из-за отсутствия специально выделенных на это материальных средств.

Существующие проблемы с интернетом, особенно остро стоящие в малокомплектных школах (иногда его нет в отдельных кабинетах, а иногда имеют место и «временные перебои») осложняют работу учителей и в целом тормозят процессы цифровизации в сельской школе. Так же имеют место и проблемы с техникой. На сегодняшний день техника в исследуемых школах уже отработала свой ресурс, морально и технически устарела: интерактивные доски используются с 2013 года, ноутбуки с 2000-х годов. Кроме того, школы не в состоянии самостоятельно отремонтировать компьютерную технику, вышедшую из строя.

§ По сути, глубинные интервью по мониторингу электронных библиотек можно считать несостоявшимися, поскольку в этих школах электронных библиотек нет.

295

Как выявило наше исследование, даже имеющейся устаревшей техники недостаточно: интерактивными досками в основном оснащены кабинеты начальных классов, однако также наблюдается и использование учителем телевизора из-за отсутствия интерактивной доски в начальных классах отдельных сельских школ. Учителя средних и старших классов открыты новым знаниям, готовы изучать новые технологии, соответственно хотят использовать интерактивные доски в образовательном процессе. Особо хочется отметить учителей физической культуры, которые на разных фокус-группах независимо друг от друга говорили о необходимости использования информационных технологий во время обучения своему предмету в целях сохранности здоровья детей и предотвращения травм: новые технологии обучения, которые предоставляет использование интерактивных досок, позволили бы детально проработать упражнения на теоретическом уровне, прежде чем ученики приступят к их выполнению на практике. Учителя высоко оценивают возможности использования цифровых технологий и в части онлайн-обучения, которые активно использовались во время удаленного обучения. Информационно-коммуникационные технологии особенно удобны при работе с «надомниками» (ОВЗ и те, кто болеет больше месяца) и эффективны для выполнения домашних заданий, а также поиска дополнительного материала. Например, учителя отправляют школьникам учебный материал или ссылку на него для последующего обсуждения на уроке.

Учителя отмечают положительное влияние использования информационных технологий в образовательной деятельности, так как они способствуют формированию навыков составления презентаций, поиска учебной информации и самообразования. Таким образом, респонденты высоко оценивают возможности развития творческого мышления с помощью 1Т технологий и использование 1Т-технологий как инструмента для творческого развития и интеллектуального роста. Часто в пример приводится сайт «Учи.ру», на котором школьники в игровой форме обучаются азам программирования, что в дальнейшем может помочь ребенку определиться и подготовиться к поступлению в вуз на данный профиль. При этом, учителя считают, что использование детьми информационно-коммуникационных технологий должно проходить под строгим контролем взрослых, по крайней мере, до 9 лет во избежание просмотра нежелательного или деструктивного контента и формирования зависимости от электронных гаджетов. Учителя проводят соответствующую работу с родителями школьников, объясняя на родительских собраниях необходимость контроля контента, используемого их детьми. Учителя полагают, что родители как можно больше должны общаться со своими детьми, тогда интернет-ресурсы станут полезными в их интеллектуальном развитии, а дети не будут предпочитать виртуальный мир живому общению. Учителя с сожалением констатируют, что родители перекладывают всю ответственность за воспитание детей на педагогов и школу. Между тем, основное воспитание ребенок получает в семье, а школа обучает и развивает социальные навыки.

Цифровые технологии выполняют важную роль в образовательном процессе сельской школы, но вместе с тем имеется ряд проблем для их широкого применения в обучении, которые требуют тщательной проработки. Очень важно, чтобы цифровой образовательный процесс не был хаотичным, осуществлялся на научно-методологической основе и профессионально сопровождался, что возможно в рамках сотрудничества сельской школы и педагогического вуза.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 2032 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.kremlin.ru/

те&а/а^/й^/0001201705100002.рёГ.

ОВЗ - ограниченные возможности развития

2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// base.garant.ru/71848426/.

3. Игнатьев В.П., Иванова A.Q, Иванова M^. ИКТ-компетентность педагога как основа цифровой грамотности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. -2020. - № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=29709.

4. РМАсадуллин, В.НАнтошкин, И.Р.Левина, И.В.Сергиенко, Д.Р.Фатхулова, «Mониторинг методического обеспечения применения современного цифровых и интернет-технологий в сельских и малокомплектных школах», Уфа, 2021.

5. Aсадуллин РМ., Aмирова ЛА., Кудинов И.В. Педагогический вуз и сельская школа: грани сотрудничества в условиях цифровой трансформации образования. - Уфа, 2021.

6. Aсадуллин РМ., Aмирова ЛА., Сергиенко И.В. Научно-методическое сопровождение деятельности сельской школы в условиях цифровизации образования.-Воронеж, 2021.

7. Белановский С. Mетод фокус-групп. - M. 2001.

8. Шакурова Ш.Р., Камалова Г.Р. Цифровизация образования: анализ практик (сельская школа) //Сборник материалов XII Mеждународной Грушинской социологической конференции "Общество в поисках баланса», 23-27 мая 2022, Mосква, в печати.

REFERENCES

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 9 maya 2017 g. № 2032 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://static.kremlin.ru/ media/acts/files/0001201705100002.pdf.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 № 1642 (red. ot 29.03.2019) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» (s izm. i dop., vstup. v silu s 12.04.2019). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// base.garant.ru/71848426/.

3. Ignat'ev V.P., Ivanova A.S., Ivanova M.D. IKT-kompetentnost' pedagoga kak osnova cifrovoj gramotnosti obuchayushchihsya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2020. -№ 2. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=29709.

4. R.M.Asadullin, V.N.Antoshkin, I.R.Levina, I.V.Sergienko, D.R.Fathulova, «Monitoring metodicheskogo obespecheniya primeneniya sovremennogo cifrovyh i internet-tekhnologij v sel'skih i malokomplektnyh shkolah», Ufa, 2021.

5. Asadullin R.M., Amirova L.A., Kudinov I.V. Pedagogicheskij vuz i sel'skaya shkola: grani sotrudnichestva v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya.- Ufa, 2021.

6. Asadullin R.M., Amirova L.A., Sergienko I.V. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti sel'skoj shkoly v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya.- Voronezh, 2021.

7. Belanovskij S. Metod fokus-grupp. - M. 2001.

8. SHakurova SH.R., Kamalova G.R. Cifrovizaciya obrazovaniya: analiz praktik (sel'skaya shkola) //Sbornik materialov XII Mezhdunarodnoj Grushinskoj sociologicheskoj konferencii "Obshchestvo v poiskah balansa», 23-27 maya 2022, Moskva, v pechati.

Информация об авторах

Ш.Р. Шакурова - кандидат филологических наук, доцент.

И.Р. Тагариева— доктор педагогических наук, доцент.

Д.Р. Фатхулова- кандидат филологических наук, доцент.

Information about the authors Sh.R. Shakurova - Candidate of Philological Sciences , Associate Professor. I.R. Tagarieva - Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor. D.R. Fathulova - Candidate of Philological Sciences , Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.