Научная статья на тему 'Секреты Н. И. Пирогова в педагогической практике'

Секреты Н. И. Пирогова в педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИРОГОВ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дергунова Ю.А.

Николай Иванович Пирогов остался в истории не только как выдающийся анатом и хирург, но и неординарный деятель педагогической науки и народного образования. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. На протяжении всей жизни Николай Иванович прилагал усилия к тому, чтобы создать условия, которые способствовали бы росту культуры и образованности народа, развитию науки. Он стремился к осуществлению всеобщего образования в нашей стране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SECRETS OF STUDENT TEACHING

N.I. Pirogov was not only the outstanding anatomist and surgeon, but extraordinary person of pedagogical science and education. His pedagogical ideas are the source of scientific and practical activities. During his life, he took the efforts to improve the level of culture, education and science. He wanted that all people were educated

Текст научной работы на тему «Секреты Н. И. Пирогова в педагогической практике»

УДК: 37.013.2+929 ББК: 54.5+74.00

СЕКРЕТЫ Н.И. ПИРОГОВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Ю.А. ДЕРГУНОВА, ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия Аннотация

Николай Иванович Пирогов остался в истории не только как выдающийся анатом и хирург, но и неординарный деятель педагогической науки и народного образования. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. На протяжении всей жизни Николай Иванович прилагал усилия к тому, чтобы создать условия, которые способствовали бы росту культуры и образованности народа, развитию науки. Он стремился к осуществлению всеобщего образования в нашей стране.

Ключевые слова: Пирогов, система образования, обучение, воспитание учащихся, педагог.

Актуальность. Педагогические сочинения, биографические сведения, оставленные нам Н.И. Пироговым, показывают, что на протяжении всей своей жизни он непреклонно боролся с сословно-крепостническим строем в системе образования и стремился к тому, чтобы поставить образование и воспитание подрастающих поколений на службу потребностям нашей страны во всех областях культуры. Н.И. Пирогов, будучи попечителем Одесского учебного округа, подробно познакомился с существовавшей системой народного образования. Многое ему казалось неправильным, неспособным развить ребенка и вырастить его полезным Отечеству. Размышляя таким образом, Н.И. Пирогов разработал свою систему народного образования, которая представлялась ему более разумной [8].

В качестве первой ступени он предложил элементарную начальную двухгодичную школу. Программа занятий в ней рассчитана на развитие у учащихся основ мышления и наблюдательности. Николай Иванович предполагал достичь этого путем обучения детей родному языку и арифметике, а методически опереться на наглядное обучение

[7].

По традициям того времени, в программу начальной школы, как и в программу следующих за ней высших ступеней, Н.И. Пирогов вносит изучение священной истории ветхого и нового завета, что необходимо для воспитания культуры и нравственного стержня народа [5].

Прогимназия в системе, предложенной Н.И. Пироговым, представляет вторую ступень образования, предназначенную для всех людей,

независимо от сословной и классовой принадлежности. Прогимназии, по плану Н.И. Пирогова, разделяются на два типа - реальная и классическая. В каждой предусмотрено четырехлетнее обучение. Классическая прогимназия отличается от реальной тем, что в ней уделяется особое внимание основательному изучению латинского и греческого языков. Преподавание других предметов ведется одинаково. В классические прогимназии могли поступать все желающие, закончившие элементарную начальную школу. После окончания реальной прогимназии выпускники могли поступать в III класс классической прогимназии без экзамена [1].

Третья ступень - гимназия, также двух типов: реальная и классическая.

Образование в реальных гимназиях Н.И. Пирогов предназначает для удовлетворения практических потребностей производственно-технических отраслей. Окончившие реальные гимназии, по плану автора, получат выход либо непосредственно в практическую деятельность, либо в высшие, но специальные учебные заведения, а не в университет [2, 3].

В чем же особенность педагогической системы знаменитого хирурга? Принцип этой системы заключается в следующем. С одной стороны учащийся получает знания поступательно, логично и закономерно переходя с более низкой ступени на следующую, более высокую. С другой стороны образование, полученное на каждой ступени, является законченным и дает возможность завершить процесс обучения, сообразуясь со способностями ученика, его желанием учиться и возможностями платить за обучение. Важным

свойством пироговской системы является практический характер образования. Выпускники каждой ступени оказываются готовыми начать трудиться или продолжить обучение на более высоком уровне.

Придавая исключительное значение в воспитании учащихся науке и научному образованию, Н.И. Пирогов учитывал роль и других воспитательных воздействий на учащихся. В каждой его статье, посвященной вопросам образования молодежи, можно увидеть интересные мысли и практические советы. Главное в воспитательной работе, как считал Н.И. Пирогов, это четко обозначенные намерения, ясные цели, которые должны поставить себе воспитатели, единомыслие школы, семьи и государства в обучении молодых людей.

Н.И. Пирогов предлагает изменить не только этапы образования, он видит необходимость переустройства кадрового обеспечения образовательного процесса. На место часто несогласованных воздействий на учащихся со стороны администрации школ в лице директора и инспектора, а также надзирателей Н.И. Пирогов выдвигает коллективную работу учителей, объединенных в педагогические советы. В таком подходе он видит главную воспитательную силу, а учителей называет наставниками, подчеркивая тем самым их открытость, настроенность на дружелюбие по отношению к ученикам. В этом залог плодотворной и успешной образовательной и воспитательной работы. Учащиеся того времени, зачастую забитые, запуганные и в

семье, и в школе, решения педагогических советов воспринимали как более справедливые, а потому более авторитетные.

"Опыт доказывает, - пишет Н.И. Пирогов, -что заключения и определения педагогического совета несравненно более пользуются доверием между учащимися, чем решения одного лица, будет ли оно второстепенным в заведении, как учителя или надзиратели, - или главное, как директор" [1].

Добросовестно выполняя свою работу, Н.И. Пирогов требовал от учителей внимательного, чуткого отношения к учащимся. Он призывал к тому, чтобы, обсуждая поведение ученика, как следует разобраться в тех обстоятельствах, которые заставили его поступить таким образом. В этих целях Н.И. Пирогов предлагал воспитателям завести специальные записные книжки для подробного описания всех увиденных поступков детей, их мыслей, их намерений. Конечно, эти записи предназначались исключительно для педагогических надобностей и не подлежали разглашению [4].

Требованиями такого рода Н.И. Пирогов ставил перед учителями сложнейшую, но, в то же время, самую главную задачу педагогики -изучать своих учеников, находить тот единственный путь к каждому ученику, который позволит достичь цели [3, 6].

Всю жизнь Н.И. Пирогов неустанно стремился к созданию таких условий в образовательных учреждениях, которые бы всемерно содействовали росту культуры и развитию независимой русской науки.

Список литературы

1. Геселевич, А.М. Н.И.Пирогов /А.М. Геселевич. - Москва: Медицина, 1969. - 261 c.

2. Константинов, Н.А. История педагогики / А.Н. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - Москва: Просвещение, 1982. - 447 c.

3. Красновский, А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова /А.А. Красновский. - Москва: Учпедгиз, 1949. - 195 c.

4. Пешиков О.В. Тип преподавания наиболее подходящий для дисциплины "Топографическая анатомия и оперативная хирургия" / О.В. Пешиков, В.А. Иваненко // Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи". - Изд. ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России. - 16-21.11.2015. - с. 53-54

5. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения /Н.И. Пирогов. - Москва: Педагогика, 1985. - 496 c.

6. Matveeva E.S. Role of administration in formation of domestic medicine / E.S. Matveeva, I.S. Tarasova // Сборник научных работ II международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Пироговские чтения ". -Челябинск: изд-во "Челябинская государственная медицинская академия". - 2012. - с. 28-31

7. Shlepotina N.M. Remember and appreciate our great teachers / N.M. Shlepotina // Сборник научных работ II международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Пироговские чтения". - Челябинск: изд-во "Челябинская государственная медицинская академия". - 2012. - с. 37-39

8. Shlepotina N.M. The role of activity of Russian doctors association in memory of N.I. Pirogov at the end of XIX - beginning of XX centuries / N.M. Shlepotina, K.S. Sinyova // Сборник научных работ II международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Пироговские чтения". - Челябинск: изд-во "Челябинская государственная медицинская академия". - 2012. - с. 39-41

THE SECRETS OF STUDENT TEACHING*

J.A. DERGUNOVA, FSBEIHE SUSMUMOHRussia, Chelyabinsk, Russia

Abstract

N.I. Pirogov was not only the outstanding anatomist and surgeon, but extraordinary person of pedagogical science and education. His pedagogical ideas are the source of scientific and practical activities. During his life, he took the efforts to improve the level of culture, education and science. He wanted that all people were educated

Keywords: Pirogov, education system, training, upbringing, teacher.

* Научный руководитель: к.м.н., доц. Матвеева Е.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.