УДК 616.981.25-07 ББК 74
Н.И. ПИРОГОВ КАК ПРОТИВНИК "ТОРГОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ" В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЁЖИ
Е.К. ЕЛСУКОВА, ФГБОУВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
Аннотация
В данной статье рассмотрена работа Н.И. Пирогова как педагога и народного просветителя. Проанализирована его педагогические взгляды и деятельность в педагогической сфере. На основе этого анализа был выявлен огромный вклад в развитие русской науки и образования Николаем Ивановичем Пироговым
Ключевые слова: Н.И. Пирогов, гуманистическая педагогика, педагогические идеалы, философия образования.
Актуальность. Великий врач, выдающийся учёный и педагог, примерный гражданин и патриот России Николай Иванович Пирогов более чем за полвека упорной работы в области науки и медицины образовательной сфере посвятил около пяти лет. Но этого небольшого промежутка времени хватило, чтобы его имя стало неотъемлемой частью русской педагогики и заняло достойное место среди крупнейших отечественных педагогов, мыслителей, деятелей образования и науки. Сейчас, когда в современном образовании вновь уделяется самое серьезное внимание к вопросам нравственного воспитания, идеи и взгляды Николая Ивановича приобретают особое значение и актуальность. Его цели становятся и целями для современного образования в России. Хочется верить, что, наконец-то, наступает время для того чтобы достигнуть идеалов Пирогова.
Изучая биографию великого русского хирурга и педагога Николая Ивановича Пирогова, становится очевидно, что истоки педагогических убеждений уходят далеко в его детство. Воспитывался Николай Иванович в религиозной, патриархальной, многодетной семье, в которой родителями ему были привиты основные качества личности великого русского врача: истинный патриотизм, доброта, любовь ко всему живому и, конечно же, желание познать как можно больше и поделиться своими знаниями с обществом. Следующим фактором, оказавшим сильное влияние на мировоззрение молодого Пирогова, был период поступления и обучения его на медицинском факультете Московского университета, где он активно участвовал в студенческой жизни. Это
происходило в неспокойное время, незадолго до восстания декабристов, общество на пороге нового времени, которое требовало новых реформ и преобразований, в том числе и в образовательной сфере. Позднее, во время учёбы в Дерпте он понял, что для развития России нет более важной стратегической задачи, чем приоритетное развитие науки и образования. Со временем, у него появляется идея воспитания "истинных людей" с развитыми умственными способностями, высокой нравственности, обладающими свободой мысли и непоколебимыми убеждениями, готовых отстаивать правду, способных к самопознанию и самопожертвованию. Однако, он столкнулся с серьёзной проблемой: в обществе преобладало "торговая" модель взаимоотношений. Духовными и нравственными канонами зачастую пренебрегали, отдавая предпочтение материальным ценностям. Общество поглощали, коррупция, взяточничество и почитание нечистых дельцов, рвущихся к власти и богатству любыми способами. Все эти процессы оказывали сильное влияние на молодое поколение, которое всё ещё учили по устаревшим религиозным программам. Эти программы не давали такой морально-нравственной основы в умах молодёжи, которая позволила бы молодым людям всесторонне оценивать сложившуюся ситуацию в стране и уметь противостоять этому развращающему влиянию. В итоге, в борьбе между нравственным и материальным началами побеждало в большинстве случаев материальное, потребительское отношение между людьми [1, 13].
Статья, посвященная педагогике, "Вопросы жизни" стала первым шагом для воплощения мечты Пирогова Н.И. в реальность. Опубликованная в 1856 году, она принесла ему большую известность и отклик в лице общественности. Главная заслуга этой статьи заключалась в том, что Пирогов раскрыл и назвал своим именем "торговое" направление жизни российского общества, и его основную роль в воспитании молодых людей. Он показал его несовместимость со всем, что еще осталось в жизни "святого и чистого", раскрыл негативное влияние этого направления на новое поколение и поставил главный вопрос о том, как же нужно воспитывать, чтобы преодолеть развращающее влияние "торгового
направления" в жизни людей. Эти суждения Н.И. Пирогова очень точно характеризуют положение общества и сегодня, особенно отношение молодежи к общечеловеческим и культурным ценностям [7, 12].
Н.И. Пирогов предложил вместо официального и бесполезного курса развития образования принципы общечеловеческого воспитания, подготавливающие к жизни в обществе высоконравственного человека, который обладает широким кругозором и способностью независимо и чётко оценивать положение дел в родной стране. К тому же, он показал всё бессилие образовательной системы, воспитания и педагогов его времени в деле просвещения и развития общества, на нравственных и духовных началах. Соответственно, возникал важный вопрос о компетенции и назначении всей системы воспитания и образования в целом. Очевидно, школа и воспитание, ни никак не способствовали к усовершенствованию социальной жизни на морально-нравственных началах [4].
Чтобы достичь своей цели и искоренить это "торговое отношение" в умах общества и главное, подрастающего поколения Пирогов вел борьбу с сословным и национальным неравенством в деле народного образования, просвещения, культуры и науки в России. Н.И. Пирогов постепенно добивается более широкого и справедливого приема в наиболее престижные учебные заведения, что постепенно разрушало сословные каноны школьной системы образования и подтверждало единство его жизненных, гуманистических взглядов, а так же решительно действовать для разрешения данной проблемы. По правилам того времени, в
программу начальной школы, как и в программу следующих за ней высших учебных заведений, Пирогов включает основы такого предмета как закон божий, т.е. изучения священной истории ветхого и нового завета. А так же он настаивал на обучении русскому языку, математике и, в частности, развитие наблюдательности с помощью наглядной формы обучения, которой придавал большое значение. Николай Иванович считал, что очень важно применять принцип наглядности в как можно более раннем возрасте. Об этом он пишет в своей статье "О наглядном обучении". В этой статье Пирогов говорит об этом, как об одном из способов преподавания естественных наук. "Вообще, главная обязанность педагога заключается
преимущественно в том, что бы науку излагать не столько для самой науки, сколько для развития, посредством науки той или другой умственной или душевной способности". Всеми силами Николай Иванович поддерживал общественное влияние на развитие и улучшение образования в целом. Для этого он стремиться к тому, чтобы бы раз в месяц собирались специальные педагогические советы, где обсуждались новые педагогические методики и приёмы обучения. Протоколы этих собраний он публикует в газете "Одесский вестник" для изучения всеми членами общества. Ещё, он проводит, открытые лекции по педагогике в Ришельевском лицее и добивается возможности посещать их всем желающим. Главное в воспитании, чему Пирогов придает главное значение, это, несомненно, жизненные позиции и задачи, какие ставят перед собой преподаватели в школе и воспитатели в семье, ведь единство семьи, общества и государства в этих стремлениях просто необходимо [3, 9, 14].
Все свои идеи Николай Иванович воплощал, будучи на постах попечителя сначала Одесского, а после отставки с этой должности с сентября 1858 по март 1861 года попечителя Киевского учебного округа. К сожалению, он встретил сильное противостояние этим реформам со стороны властей того времени. Особо резкое недовольство и раздражение вызвало стремление великого русского хирурга сделать равными возможности получения образования поляками и евреями. В этом чиновники видели дискриминацию интересов русского народа и предрекали ужасные политические, экономические и социальные последствия. А так же они считали крайне опасной деятельность Пирогова как попечителя
по просвещению широких слоёв населения и участие его в открытии первой воскресной школы в Киеве вызывали большие опасения. В итоге, все учебные заведения, находящиеся под его попечительством, попали под подозрение и обвинялись в распространении преступных идей. И конечно же, чиновничий аппарат того времени сильно раздражали гуманизм и свободомыслие Пирогова и его стремление создавать и укреплять различные формы самодеятельности сообществ студенчества, гимназистов старших классов. В этом чиновникам виделась только угроза распространения вольнодумства и
революционных идей [8].
Конечно же, все эти обвинения были несправедливы по отношению к великому хирургу. Николай Иванович всегда уважал верховную власть и был против революционных движений. Что же касается непосредственно причин его отставок, то все они были нелепыми. Например, официальной причиной для отставки Пирогова от поста попечителя образования в Одессе послужило его разрешение праздника для студентов по поводу опубликованной статьи в бельгийской газете "Independence Belge" о том, что в России начата подготовка отмены крепостного права. То есть, за поддержку действий самой верховной власти. А от поста попечителя образования в Киеве он был отстранён при невыясненных обстоятельствах и по клеветническому доносу со стороны начальства. Решающую роль в этом отстранении сыграл и конфликт Пирогова с императором Александром II, так как Николай Иванович отказался от выполнения функций надзирателя за студентами, которые предписывались ему по должности, что вызвало недоумение и недовольство императора В итоге, после отмены крепостного права в 1861 году было самое время
воплотить идеи Н.И. Пирогова в жизнь, но высшие чины оказались к ним агрессивно настроены [4].
В последствие, правительству всё же приходилось обращаться за помощью к Николаю Ивановичу Пирогову, с целю создания и развития реформы образования на медицинских факультетах университетов, но этот проект не получил никакой реализации. Однако другой его проект всё же получил развитие в 1862 году, повещённый распространению передовых гуманистических идей и взглядов в высших учебных заведениях России. Для этого Пирогов отправился в командировку в Европу, где посетил более двух десятков различных университетов. Основным поручением министра народного просвещения было в руководстве над молодыми преподавателями и учёными. Однако, вскоре Н.И. Пирогов был возвращён на Родину и отправлен 17 июня 1866 года в отставку, после которой он больше никогда не возвращался к деятельности педагога.
Таким образом, Николай Иванович несомненно было великим педагогом, чьи идеалы и идеи оказали большое влияние на общество в целом, несмотря на многочисленные препятствия. Его опыт и научные труды по педагогике и в наше время имеют большое влияние на отечественное воспитание и образование, а тысячи преподавателей школ, университетов и колледжей стараются на практике воплощать его идеи [2, 5, 6, 10, 11].
В заключение статьи хотелось бы отметить, что мы, как отдельные ячейки общества, должны стараться следовать идеалам великого русского педагога Н.И. Пирогова, ведь от каждого из нас зависит, какое будущее ждёт нашу страну и новое поколения, живущие в ней.
Список литературы
1. АлексюкА.Н. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения /А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок-М.: Педагогика, 1985. - 493 с.
2. Гизингер О.А. Студенческое научное общество кафедры как средство повышения эффективности педагогического процесса / О.А. Гизингер, М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева и др. // Материалы I научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". -Челябинск: Издательство "Челябинская государственная медицинская академия". - 2010. - С. 27-29
3. Золотарев С.А. Взгляды Н.И. Пирогова на организацию школьного дела / С.А. Золотарев - СПб. - 1911. - с. 67.
4. Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова /А.А. Красновский -М.: Учпедгиз, 1949. - с. 37-38.
5. Пешиков О.В. Влияние ранней научной деятельности на успешность карьеры хирурга / О.В. Пешиков, А.С. Бичурина // Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи ". - Изд. ГБОУ ВПО УГМУМинздрава России. -2015. - с. 302-305
6. Пешикова М.В. Научно-исследовательская работа студентов как средство повышения качества обучения /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, А.Ю. Савочкина и др. //Материалы II научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство "Челябинская государственная медицинская академия". - 2011. - С. 87-89
7. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения /Н.И. Пирогов - М.: Педагогика, - 1985. -с. 32-34.
8. Пирогов Н.И. Школа и жизнь /Н.И. Пирогов //Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, - 1985. - с. 41-50.
9. Таланова В.Ф. Научно-практическая конференция "Пироговские чтения" как фактор оптимизации изучения топографической анатомии и оперативной хирургии /В.Ф. Таланова, О.В. Пешиков, А.В. Чукичев //Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 119-123
10. Шаманова А.Ю. Концепция формирования врача-специалиста /А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - №4 (10). - Ч. 18. - С. 167-168
11. Шлепотина Н.М. Опыт участия студентов, являющихся членами студенческих научных кружков ЮжноУральского государственного медицинского университета, в образовательных семинарах / Н.М. Шлепотина, О.В. Пешиков // Инновации в образовании и медицине. Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Махачкала, 2016. - С. 142-145
12. Matveeva E.S. Role of administration in formation of domestic medicine / E.S. Matveeva, I.S. Tarasova // Сборник научных работ II международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Пироговские чтения ". -Челябинск: изд-во "Челябинская государственная медицинская академия". - 2012. - с. 28-31
13. Shlepotina N.M. Remember and appreciate our great teachers / N.M. Shlepotina // Сборник научных работ II международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Пироговские чтения". - Челябинск: изд-во "Челябинская государственная медицинская академия". - 2012. - с. 37-39
14. Shlepotina N.M. The role of activity of Russian doctors association in memory of N.I. Pirogov at the end of XIX- beginning of XX centuries / N.M. Shlepotina, K.S. Sinyova // Сборник научных работ II международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Пироговские чтения". - Челябинск: изд-во "Челябинская государственная медицинская академия". - 2012. - с. 39-41
N.I. PIROGOV AS AN OPPONENT OF "SHOPPING AREAS" IN THE EDUCATION OF YOUNG PEOPLE*
E.K. ELSUKOVA, FSBEIHE SUSMUMOHRussia, Chelyabinsk, Russia
Abstract
This article describes how to work of N.I. Pirogov teacher and popular educator. Analyzed his pedagogical sights and activities in the educational sphere. On the basis of this analysis it has been revealed a huge contribution to the development of Russian science and education Nicolai Ivanovich Pirogov
Keywords: N.I. Pirogov, humanist pedagogy, pedagogical ideals, philosophy of education.
* Научные руководители: к.м.н., доц. Пешиков О.В., к.м.н., доц. Матвеева Е.С.