УДК 378 ББК 74.03(2)
ВКЛАД ПИРОГОВА В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
А.А. ТРОШКИН, ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия М.В. СУХАРЕВА, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
Аннотация
Говоря об истории развития отечественной педагогики нельзя не сказать о великом русском хирурге Николае Ивановиче Пирогове. Являясь выдающимся врачом, он также рассматривал фундаментальные проблемы воспитания. Николай Иванович считал, что необходимо перестроить всю систему образования, так как на первом месте должно стоять воспитанй высоконравственного человека, полезного стране гражданина. Пирогов призывал педагогов развивать прежде всего благородство личности студента, учить его мыслить, прививать навыки самостоятельной работы. Николай Иванович выступал против телесных наказаний, считая, что замечания должны быть направленны на чувство чести и достоинства, а не вызывать страх. Благодаря большим усилиям Пирогова и его трудам, в 19 веке в России выстраивалась единая система образования, способствующая правильному развитию личности
Ключевые слова: Пирогов, Николай Иванович Пирогов, научная школа, выдающийся хирург, реформа образования, ученик, врач.
Актуальность. Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки, народного образования. Своей выдающейся деятельностью, как в области медицины, так и в области народного образования Н.И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем: единство школы и жизни, педагогической науки и практики, воспитание гражданина как человека, полезного своей стране [5].
Деятельность Н.И. Пирогова тесно связана с реформами в области образования, развитием системы высшего и профессионального образования в России в середине XIX века, открытием ряда новых университетов и институтов [4].
Начало активной педагогической
деятельности Н.И. Пирогова с назначением его в 1856 году попечителем Одесского учебного округа. Деятельность на этой должности осуществлялась в соответствии с его педагогическими взглядами, ориентированными на формирование всесторонне развитой личности. "Все готовящиеся быть полезными гражданами в первую очередь должны научиться быть людьми. Поэтому все до
известного периода жизни, в котором ясно обозначаются их склонности и их таланты, должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения" [13].
Николай Иванович Пирогов рассматривал необходимость развития образования в России с двух основных позиций: модернизация подходов к духовно-нравственному воспитанию и гуманизация системы наказаний. Духовно-нравственное воспитание в российских учебных заведениях должно было обязательно включать в себя воспитание патриотизма, любовь к близким, сочувствие, вдохновение и ответственность [7].
Пирогов решительно опровергал, ставшие традицией, педагогического понятия. И выступал за разностороннее, лишенное всяких давлений извне, общечеловеческое образование. "Не солдат и не механик нужен обществу, а человек, духовно развитый и разносторонний, умеющий критически смотреть на жизнь и общество". Правительства в древности, - пишет он, - оставляли школы без надзора и считали себя не вправе вмешиваться в учения мудрецов.
Каждый из учеников мог пролагать впоследствии новые пути и образовать новые школы. И далее, говоря о назначении и призвании человека в жизни, он говорит о пагубной системе существующего воспитания. "Курсы и сроки обучения определены. Будущая карьера резко обозначена. Сам воспитанник,
подстрекаемый примером сверстников, только в том и полагает всю свою работу, как бы скорее выступить на практическое поприще, где воображение ему представляет служебные награды, корысть и другие идеалы окружающего его общества" [1, 5].
Пирогов также говорил: "Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку: наружный успеет еще действовать; он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так ловок, не так сговорчив и уклончив, как воспитанники реальных школ, но зато на него можно будет вернее положиться - он не за свое не возьмется" [2, 4].
В 1858 г. в своей статье "Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?", Пирогов рассматривает телесное наказание как средство, унижающее ребенка, наносящее непоправимый вред его нравственности, приучающее к повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков. Он полагал, что процесс обучения и нравственного воспитания должен не пугать, давить и унижать ребенка, а воспитывать его. Особое значение он придавал "духу коллективизма" и "нравственным наказаниям". "Коллектив способствует поддержанию нравственного поведения и развитию благородного поведения у воспитанника, посредством осуждения, неприятия, "товарищеского суда" [14].
В 1859 г. будучи попечителем Киевского учебного округа, Николай Иванович издал циркуляр "Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа", в котором, по-прежнему осуждая применение розог как средства дисциплинарного воздействия, уже допускал, в исключительных случаях, применение наказаний физических. В результате дискуссий, возникших по поводу этих статей, в 1864 г. телесные наказания были отменены. Идея воспитательного воздействия коллектива, высказанная Н.И. Пироговым, успешно применялась в советской педагогике, особенно в трудах и практике А.Ф. Макаренко [6]. К числу нравственных наказаний педагог относил выговор, замечание и пристыжение (убеждение, направленное на чувство чести и достоинства). Н.И. Пирогов считал, что необходимо перестроить всю систему образования. По мнению ученого, система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе
от начальной до высшей школы. Вся система образования должна быть единой [15].
Таблица
Организация системы образования в России ("Схема школ ступеней" по Н.И. Пирогову)
2 летняя школа
Прогимназия классическая Срок обучения 4 года Прогимназия реальная Срок обучения 4 года
Гимназия классическая Срок обучения 5 лет Гимназия реальная Срок обучения 3 года
Университет либо высшие специальные учебные заведения Высшие специальные учебные заведения
В середине XIX века в России была проведена реформа всей системы высшего медицинского образования. Н.И. Пирогов выделил три главных направления деятельности российских университетов, которые являются ведущими до настоящего времени - это учебная, научная и воспитательная деятельность [3, 8, 10, 11, 12, 16].
Для реализации данных направлений, по мнению Н.И. Пирогова, российский университет должен включать в себя три главных элемента (направления деятельности):
- национальный элемент, предполагающий, что в основе деятельности университета должны быть положены государственные и общественные интересы;
- филантропический элемент, который заключается в социальной поддержке студентов и воспитании гуманизма;
- научно-образовательный элемент предусматривал развитие научного знания на основе принципа свободы мысли и слова.
Гармоничное развитие университетов Н.И. Пирогов связывал с рядом обязательных условий, которые актуальны и на современном этапе развития:
- взаимосвязь высших учебных заведений, государственных учреждений и промышленных предприятий;
- развитие межпредметных связей в процессе обучения и интеграция ресурсов факультетов "Так, например, потребность современной медицины, очевидно, обуславливает ее соединение с другими естественными науками -физикой и химией";
- формирование высокообразованного контингента профессорско-преподавательского состава (Формирование "института
наставничества", то есть высокообразованного контингента преподавателей университетов);
- усиленное внимание подготовке абитуриентов (независимо от своего сословия, все должны пройти общий гимназический курс для поступления в университет);
- гуманизация высшего образования. "Ничто столько не содействует развитию самых драгоценных свойств человеческой натуры -мысли и слова, как гуманизм...".
Особое внимание он уделял методике преподавания в университетах, в частности, роли лекции. Идеалом он видел сочетание научной новизны и речи преподавателя. Н.И. Пирогов считал, что лекции ценны, так как своей формой содействуют повышению интереса к излагаемой науке и делают изложение более доходчивым [9].
Однако педагогическая деятельность Пирогова не была оценена современниками. Вызвав раздражение консерваторов своими предложениями о введении в практику гимназий
внеклассных литературных бесед с учителем, взаимопосещений учителями уроков, об открытии школ для взрослых. В 1867 г. он был освобожден от должности попечителя, в 1866 г. отстранен от педагогической работы.
В мае 1881 года в связи с празднованием 50-летия научной деятельности Н.И. Пирогова "Врачебные ведомости" писали: " Общество наше еще не может вполне оценить заслуги Пирогова. Но чем более пройдет времени, чем больше будет развиваться общество, тем виднее для него будет величавая фигура нашего знаменитого учителя, тем яснее оно осознает важное и мировое, и национальное значение"
Сегодня мы отдаем дань огромного уважения и признательности Н.И. Пирогову, который сочетал в себе черты великого мыслителя и гражданина, воплощая собой идеальный образ врача. Таким он остался в истории, таким он живет в нашем представлении сегодня, являя пример для новых и новых поколений врачей.
Список литературы
1. Белевитин А.Б. Николай Иванович Пирогов: на вершине славы (к 200-летию со дня рождения) /А.Б. Белевитин, А.А. Будко, Ю.В. Ивановский //Вестник Российской военно-медицинской академии. — 2010. —№2 (30). — с. 226-234.
2. Боровикова О.С. Н.В. Склифосовский — новатор в оперативной хирургии и асептике / О.С. Боровикова, А.В. Чукичев, Т.В. Васильева и др. // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. — 2016. — т. 2. — №2 (13).
— с. 13-16
3. Гизингер О.А. Студенческое научное общество кафедры как средство повышения эффективности педагогического процесса / О.А. Гизингер, М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева и др. // Материалы I научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". — Челябинск: Издательство "Челябинская государственная медицинская академия". — 2010. — с. 27-29,
4. Заварзина Л.Э. Н.И. Пирогов: исповедь русского ученого /Л.Э. Заварзина //Педагогика. — 2010. — №9. — с. 115-121
5. Лавренчук Ю.Н. Гуманистические идеи в педагогическом наследии Н. Пирогова и Н. Корфа / Лавренчук Ю.Н. // Балтийский гуманитарный журнал. — 2015. — №1 (10). — с. 128-132.
6. Невская С.С. Неизвестные страницы наследия А.С. Макаренко: (к 120-летней годовщине со дня рождения А.С. Макаренко) /С.С. Невская //Семья в России. — 2008. — №1. — с. 114-117.
7. Никулина Е.Н. К. Д. Ушинский о значении Н.И. Пирогова для отечественной педагогики /Е.Н. Никулина //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. — 2011. —№1 (20).
— с. 139-149.
8. Пешиков О.В. Роль студенческого научного кружка в повышении качества учебного процесса медицинского вуза / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев //Материалы I научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". — Челябинск: Издательство "Челябинская государственная медицинская академия". — 2010. — с. 85-87,
9. Пешиков О.В. Тип преподавания наиболее подходящий для дисциплины "Топографическая анатомия и оперативная хирургия" / О.В. Пешиков, В.А. Иваненко // Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования — к качеству медицинской помощи". — Изд. ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России. — 16-21.11.2015. — с. 53-54
10. Пешиков О.В. Факторы успешной учебы студентов вуза / О.В. Пешиков, А.Ю. Шаманова, М.В. Вдовиченко // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. — 2010. — №1, Т. 24. — с. 123-124,
11. Пешикова М.В. Научно-исследовательская работа студентов как средство повышения качества обучения /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, А.Ю. Савочкина и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы II научно-практической конференции. — Челябинск: Издательство "Челябинская государственная медицинская академия", 2011. — с. 87-89,
12. Пешикова М.В. Участие студентов-медиков младших курсов в учебно-методических конкурсах — эффективный способ раннего формирования профессиональных компетенций /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, С.И. Марачев и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". — Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. — 05.02.16. — с. 93-95,
13. Пирогов Н.И. Вопросы жизни /Н.И. Пирогов //Морской сборник. — 1856. — №9. — с. 559-597
14. Пирогов Н.И. Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей? /Н.И. Пирогов //Одесский вестник. - 1858.
15. Прокофьева Е.А. Взгляды Н.И. Пирогова на воспитание детей / Е.А. Прокофьева, Е.В. Чмелева // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2013. - №4 (31). - с. 102-112.
16. Шлепотина Н.М. Опыт участия студентов, являющихся членами студенческих научных кружков ЮжноУральского государственного медицинского университета, в образовательных семинарах / Н.М. Шлепотина, О.В. Пешиков //Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине" - Махачкала, 28.05.16. - с. 142-145
PIROGOV'S CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC
PEDAGOGICS*
A.A. TROSHKIN, FSBEI HE SUSMUMOHRussia, Chelyabinsk, Russia M.V. SUKHAREVA, FSBEI HE SUSMU MOH Russia, Chelyabinsk, Russia
Abstract
Speaking about the history of the development of pedagogy, we must mention the great Russian surgeon Nikolay Ivanovich Pirogov. Being an outstanding doctor, he also dealt with fundamental problems of education. Nikolay Ivanovich believed that it was necessary to rebuild the entire education system, as in the first place should be the education of highly moral human being, who is useful as a country citizen. Pirogov encouraged teachers to develop first of all the nobility of the individual student, to teach him to think, to impart skills of independent work. Nikolai Ivanovich spoke out against corporal punishment, believing that comments should be directed to the sense of honor and dignity and not to cause fear. Thanks to great efforts, Pirogov and his work in the 19th century in Russia formed a unified system of education conducive to the proper development of personality
Keywords: Pirogov, Nikolay Ivanovich Pirogov, scientific school, outstanding surgeon, education reform, student, doctor.
* Научный руководитель: к.м.н., доц. Мальцева Н.В.