УДК 378 ББК 74.03(2)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВКЛАД НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ПИРОГОВА
И.А. ПИРОГОВА, ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия Н.М. ШЛЕПОТИНА, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье освещены основные педагогические новшества предложенные Николаем Ивановичем Пироговым в системе медицинского и общего образования. Показаны попытки формирования индивидуализированного подхода к обучению и внедрение новых методик преподавания в медицинских университета. Определил начальные каноны современной медицины
Ключевые слова: Педагогика, отечественная медицина, школа, система обучения.
Актуальность. Николай Иванович Пирогов -гордость отечественной педагогической науки, народного образования. Благодаря своим работам в сферах медицины и педагогики он заслужил признания не только в России, но и за рубежом. Его педагогические идеи и на сегодняшний день остаются актуальны, такие как воспитание личности, развитие всех талантов ученика и индивидуальный подход. Благодаря своему авторитету, он смог воплотить в жизнь многие свои идеи и модифицировать систему образования, подняв ее на новый уровень. В задачи преподавательской деятельности ученого входило и обучение студентов разным техническим приемам исследования и правилам ухода за хирургическими больными, правила асептики и антисептики, ношение медицинского халата, что применяется и по сей день на базе большинства университетов [5, 10].
Пирогов Николай Иванович был не только величайшим ученым своего времени, но и прекрасным преподавателем, который посвящал много времени именно своим ученикам. Среди них были такие как Л.А. Беккерс, Н.В Склифософский, П.П. Заблоцкий-Десятовский, В.А. Караваев и многим другие, которые в будущем стали величайшими медиками своей эпохи [1, 3, 6].
Заслуга Пирогова Н.И. состоит в том, что он не просто давал информацию и обучал, он воспитывал в каждом ученике врача. Именно этот подход стал основным в его педагогической деятельности. Главной целью было воспитать в человеке личность, поэтому Николай Иванович обращал внимание на формирование нравственных убеждений, гражданской
позиции, морально-волевых качеств и на многое другое.
Внедрение методики эвристической беседы, вместо лекций сократовским способом способствовало развитию индивидуального подхода к каждому студенту. Так же эта методика развивала умение вести и поддерживать разговор, направлять его в правильное русло, развивать мысль постепенно, логически подводить речь к определенному выводу, что активно используется и в наши дни в ЮУГМУ [8].
"То наука нужна не для одного лишь приобретения информации, в ней есть - иногда глубоко, и поэтому для поверхностного наблюдения незаметно, - другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук тот рычаг, которым можно легко преодолеть большие трудности" [9]. Пирогов Н.И считал данное изречение аксиомой для любого преподавателя. Иными словами, каждый учитель должен знать свой предмет настолько и так, чтобы выполнять одновременно задачи обучения и воспитания. Он должен уметь преподнести информацию так, чтобы заинтересовать своих учеников, для этого Пирогов Н.И. предлагал делать акцент в первую очередь на практических навыках с целью приобретения врачебного опыта и интереса к медицине.
Также он выступал против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею
общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором [2]. И приложил много сил для того чтобы образование стало доступней. Все это было необходимо чтобы ученики знали на должном уровне е только сферу наук которую изучают, но и развивали в себе другие таланты. Например, он предложил, модификацию вступительных экзаменов за счет стиранием границ между изложение знаний и опрашиванием, то есть он предлагал дать возможность студенту изложить материал в той последовательности в которой он считает верной, а не следуя четким рамкам опроса. Так, вместо формально-бюрократической системы вступительных и переводных экзаменов, которую Н.И. Пирогов называл "гробом любознательности", была предложена новая прогрессивная система, строящаяся на психолого-педагогической основе [7]. Продолжением "Пироговских научных съездов", во время которых Николай Иванович обсуждал со своими коллегами основные проблемы обучения, проводил разборы больных и т.д., стали современные Пироговские чтения, съезды, конференции, семинары [11]
Николай Иванович считал, что важно привить самостоятельный интерес к науке, научить "методу занятия предметом" все это будет способствовать вниманию и желанию постичь науку. А преподаватель должен не заставлять учится, а развить интерес к учебе и научной деятельности [4].
Еще одной важной заслугой является создание нового взгляда на воспитание и содержание школьного образования. Раскрывая недостатки узкоспециального образования, Н.И. Пирогов предложил идею общечеловеческого образования, указывал на огромный вред ранней специализации, которая не способствует развитию общечеловеческих задатков и моральных качеств. Только после становления человека как личности нужно специализировать его обучение. В настоящее время так и происходит на школьной скамье и ранних курсах университета ученики изучают все предметы в равной степени и только усвоив общую программу, у студентов начинается
постепенная специализация. Н.И. Пирогов говорил - "все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми". Получения общечеловеческой подготовки, создаст условие для воспитания "истинного человека", готового к борьбе и пороками общества [7].
Пирогов Николай Иванович считал, что воспитание личности должно начинаться еще со школьной скамьи. Школа была лабораторией, в которой воспитывается человек, где обучение ведется так, чтобы возбуждать и поддерживать сознательную самостоятельность учащихся, развивать в них способность к здравому, критическому суждению и логическому мышлению. Школа должна воспитать те базовые качества, которые способствовали становлению активного гражданина.
За критику системы образования Пирогов Н.И вызывал недовольство не только высших сословий, но даже царя, однако Николай Иванович оставался верен своим идеям. Таким образом, благодаря своей деятельности в области образования Н.И. Пирогов заслужил всеобщее признание и авторитет среди педагогического сообщества [2, 6].
Связав такие науки как анатомию и физиологию Николай Иванович создал фундамент для новой науки - топографической анатомии, создал рациональные пути хирургических операций. В Дерпте и в Петербурге была создана научная хирургическая школа, она развивалась в прогрессивном анатомо-физиологическом направление. Школа Пирогова
характеризовалась прежде всего выраженным клинико-экспериментальным подходом к решению хирургических проблем: такой подход последовательно демонстрировал в своих работах сам Пирогов и его ученики [7, 12].
Вывод: основная заслуга Пирогова Н.И. является то, что он старался открыть науку народу, сделать ее более доступной, для времен крепостного права, это были абсолютно новые взгляды на педагогику. И всего этого он хотел добиться изменением подхода к обучению, как он говорил: "Учитель должен изучать своих учеников и индивидуализировать
воспитательные воздействия на учащихся"
Список литературы
1. Боровикова О.С. Н.В. Склифосовский - новатор в оперативной хирургии и асептике / О.С. Боровикова, А.В. Чукичев, Т.В. Васильева и др. // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - т. 2. - №2 (13). - с. 13-16
2. Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова./А.А. Красновский -М.: Учпедгиз, 1949. - с. 15-17.
3. Лесунова Л.Ю. Роль великого ученого-новатора Н.В. Склифосовского в развитии отечественной медицины / Л.Ю. Лесунова // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - т. 2. - №2 (13). - с. 74-78
4. Малис Ю.Г. Николай Пирогов. Его жизнь, научная и общественная деятельность /Ю.Г. Малис. - С.-Пб: 1893. - с. 14-17
5. Максимова О.Г. Тернистый путь Н.И. Пирогова к медицинскому халату, асептике и антисептике / О.Г. Максимова, О.В. Пешиков // Сборник научных работ международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Светя другим, сгораю сам", посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова. - Челябинск: изд-во "ЧелГМА". - 25.02.2011. - с. 14-16
6. Мирский М.Б. История медицины и хирургии /М.Б. Мирский - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - с. 56-67
7. Пазинич Б.С. Проблемы дидактики высшей школы в педагогическом наследии Н.И. Пирогова /Науч.-исслед. ин-т общ. педагогики Акад. пед. наук СССР. - М., 1975. - с. 21-23
8. Пешиков О.В. Тип преподавания, наиболее подходящий для дисциплины "Топографическая анатомия и оперативная хирургия" / О.В. Пешиков, В.А. Иваненко // Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи". - Изд. ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России. - 16-21.11.2015. - с. 53-54
9. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - Москва, 1952. - с. 200-207
10. Соболева, Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. - 2014. - №9 (36). - с. 68-71
11. Таланова В.Ф. Научно-практическая конференция "Пироговские чтения" как фактор оптимизации изучения топографической анатомии и оперативной хирургии /В.Ф. Таланова, О.В. Пешиков, А.В. Чукичев //Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета. - 05.02.16. - с. 119-123
12. Тюков Ю.А. Гордость отечественной медицины / Ю.А. Тюков, В.В. Мельников, И.С. Тарасова и др. // Сборник научных работ международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Светя другим, сгораю сам", посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова. - Челябинск: изд-во "ЧелГМА". - 25.02.2011. -с. 34-36
PEDAGOGICALLY CONTRIBUTION TO NIKOLAI PIROGOV*
I.A. PIROGOVA, FSBEIHE SUSMUMOHRussia, Chelyabinsk, Russia N.M. SHLEPOTINA, FSBEI HE SUSMU MOH Russia, Chelyabinsk, Russia
e-mail: [email protected]
Abstract
The article highlights the major pedagogical innovations suggested by Nikolai Ivanovich Pirogov in health and general education. Showing attempts to form an individualized approach to learning and the introduction of new teaching methods in medical university. It determines the initial canons of modern medicine
Keywords: Education, domestic medicine, school, education system.
* Научный руководитель: к.м.н., доц. Пешиков О.В.