Научная статья на тему 'Сегрегация рынков и логистика станут определяющими факторами развития производства свинины'

Сегрегация рынков и логистика станут определяющими факторами развития производства свинины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюрина Е.Б.

Национальный проект способствовал росту свиноводства, но этот рост идёт крайне неравномерно. Исследования, проведённые Институтом аграрного маркетинга (НАМ) показывают, что Центральный, Южный и Поволжский федеральные округа в течении пяти лет выйдут в производстве свинины на показатели, которые превышают потребности данных территорий. Дефицит собственных ресурсов свинины сохранится в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах, куда в перспективе должны будут прийти компании Юга, Центра и Поволжья. С каким ассортиментом они выйдут на новые для себя рынки и кем будут новые игроки мясного рынка эти вопросы мы задали генеральному директору НАМ Елене Борисовне Тюриной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сегрегация рынков и логистика станут определяющими факторами развития производства свинины»

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Сегрегация рынков и логистика

станут определяющими факторами развития производства свинины

Национальный проект способствовал росту свиноводства, но этот рост идёт крайне неравномерно. Исследования, проведённые Институтом аграрного маркетинга (ИАМ) показывают, что Центральный, Южный и Поволжский федеральные округа в течении пяти лет выйдут в производстве свинины на показатели, которые превышают потребности данных территорий. Дефицит собственных ресурсов свинины сохранится в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах, куда в перспективе должны будут прийти компании Юга, Центра и Поволжья. С каким ассортиментом они выйдут на новые для себя рынки и кем будут новые игроки мясного рынка — эти вопросы мы задали генеральному директору ИАМ Елене Борисовне Тюриной

В число лидеров по размерам инвестиций выходят Белгородская, Липецкая, Орловская, Ростовская области и Краснодарский край. В ближайшие пять лет для компаний из этих регионов, а так же Поволжья остро встанет вопрос выхода за пределы территориальных рынков. Мы знаем (в отечественной практике) примеры перевозки охлаждённого мяса на 800-1000 километров и я думаю, что это не предел. Естественно возникает вопрос о более длинном транспортном плече, об увеличении сроков хранения охлаждённого продукта или же о заморозке. Хотя наиболее ёмкие розничные рынки — в центральном регионе и они-то как раз

нуждаются в охлажденном расфасованном мясе в потребительской упаковке.

Продукция отечественных боен, которые работают независимо от холдингов, ориентирована, прежде всего, на потребительский рынок и в ближайшие годы они останутся преимущественно поставщиками розницы Рынки промышленного сырья и розницы сегодня чётко разделены, если, конечно, мы говорим о независимых производителях, а не о подразделениях мясокомбинатов, и такое разделение сохранится в обозримом будущем. Поэтому компаниям, работающим на потребительском рынке, придётся добиваться увеличения сроков годности охлаждённого мяса, а поставщиков живого скота ожидает снижение спроса на их товар. Это связано с нехваткой убойных мощностей в ряде регионов а так же с трудностями перевозки живого скота на дальние расстояния.

Сейчас преобладает такой уклад: свинокомплекс выращивает и продаёт свиней в живом виде на мясокомбинат. Нехватка убойных мощностей и снижение рентабельности животноводства вынуждают свиноводческие предприятия строить свои бойни. Мы считаем, что на рынке увеличится предложение полутуш, а поскольку производители их являются преимущественно поставщиками розницы, то они будут стремиться к углублению переработки, увеличению ассортимента и к выпуску продукции в потребительской упаковке. Конкурентная борьба на потребительском рынке мяса сегодня идёт уже не только за доли рынка или привлекательную цену, она перемещается в сферу маркетинга: разворачивается конкуренция ассортиментов, качества, торговых марок — того, что направлено на завоевание лояльности потребителя. И растёт он высокими темпами: производство мясных полуфабрикатов увеличивается в среднем на 15 % в год.

Исходя из тенденций развития свиноводства и характера инвестиций в убой и первичную переработку, можно утверждать, что конкурен-

ВСЕ О МЯСЕ, 3-2008

7

ция скоро переместится и в сферу логистики, поскольку её наличие станет для мясохладобоен определяющим фактором выхода на ещё неосвоенные рынки, где пока не так тесно, как, например, в центральном регионе. Сегодня недостаточно только произвести продукцию, чтобы её купили по выгодной цене. Рынок всё более и более насыщается и заставляет поставщиков розницы менять стратегию продаж.

Потеснить импортную свинину на рынке промышленного сырья в рассматриваемом периоде российским мясохладобойням не удастся. Северо-запад, Центр и Дальний Восток, которые имеют сложившуюся логистику для импорта промсырья, по-

прежнему будут перерабатывать значительные объемы импортной свинины. Внутренние ресурсы вырастут, и доля импорта в относительных величинах снизится, в абсолютных — останется на уровне 500-600 тысяч тонн в год. Ну и поскольку разделение рынков розницы и про-

Исходя из тенденций развития свиноводства и характера инвестиций в убой и первичную переработку, можно утверждать, что конкуренция скоро переместится и в сферу логистики, поскольку её наличие станет для мясохладобоен определяющим фактором выхода на ещё неосвоенные рынки, где пока не так тесно, как, например, в центральном регионе.

мсырья сохранится, компании, завязанные на потребителя, должны будут думать и о маркетинге и о логистике и, в более отдалённой перспективе, — об экспорте мяса. Среди них мы ожидаем появления новых игроков из числа животноводческих холдингов неполного цикла (от производства кормов до откорма) и специализированных животноводческих предприятий. Они заинтересованы в том, чтобы удлинять производственную цепочку.

Конечно, наибольшую устойчивость и наиболее высокие прибыли имеют холдинги полного цикла, но их создание под силу далеко не каждому и срок окупаемости велик. Цена вхождения в рынок готовых мясных изделий сегодня слишком высока: он уже поделён и поделены активы. А выход на рынок продовольствия через производство охлажденного и замороженного мяса — в полутушах, отрубах и полуфабрикатах становится весьма привлекательной альтернативой.

Записал Анатолий Кубышко

Импортозамещение —

Снизить зависимость от импорта продовольствия у России за короткий срок не получится. Но стремится к постепенному наполнению прилавков отечественными продуктами питания необходимо. Почему и как — рассказывал на интернет-канале АдгоТУ Виктор Лищенко, директор центра- кафедры международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Путь снижения импортозависимости у России только один. Нацпроект «Развитие АПК», закон о сельском хозяйстве, Госпрограмма на 2008-2012 гг., — это те механизмы, которые должны создавать эффективную аграрную политику.

По словам Лищенко, «это не должно быть возвратом к плановой системе, а должно стать нашим новым образом жизни».

Приемлемым уровнем постепенного снижения импортозависимости считается рост собственного производства на 2-3 % в год. По результатам пяти месяцев 2008 года рост составил 4,6 %, что весьма обнадёживает в плане увеличения внутренних ресурсов продовольственного рынка.

Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев уже говорил о том, что производство мяса и зерна в стране будет расти более быстрыми темпами, чем в других странах.

новая идеология АПК

Не в последнюю роль — за счет наличия в России необходимых ресурсов.

«У нас имеется достаточно ресурсов, чтобы повысить производство зерна.

В ближайшее десятилетие нужно говорить о том, чтобы в России производилось 150-170 миллионов тонн зерна. Благодаря этому мы сможем успешно развивать, прежде всего, птицеводство и свиноводство», — сказал Виктор Лищенко. — «Поэтому, наверное, правы те наши аналитики и те государственные деятели, которые говорят, что сейчас надо не гордиться тем, что мы стали одним из крупнейших экспортером зерна, а постараться у себя развивать мясную отрасль».

В крупных городах доля импорта по разным продуктам достигает порядка 70 %, и ее необходимо снижать до уровня в 20 %. Это становится вопросом продовольственной безопасности и экономического суверенитета. И решаться он должен в рамках аграрной политики и Закона о продовольственной безопасности страны.

«Тогда мы не будем бояться ситуации, когда поставщики будут сами определять, кому, сколько продать того или иного продукта, в данном случае речь идет о мясопродукции», — подчеркнул Лищенко.

По материалам агентства «Агрофакт»

8

ВСЕ О МЯСЕ, 3-2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.