Холдинг как стратегия
выживания и развития
ЙР
ГЛАВНАЯ ТЕМА / 2009 год: события и тенденции
А.А. Кубышко
ГНУ ВНИИ мясной промышленности им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии
В условиях продолжающегося кризиса вертикально-интегрированный мясной бизнес, как форма организации, оказался, пожалуй, наименее уязвим перед лицом глобальных перемен. Холдинги, в которых животноводство и переработка играют центральную, системообразующую роль, не только выживают, но и развиваются в непростых условиях. Поэтому мы попытались сделать некоторые теоретические обобщения практики одного из самых успешных холдингов, группы компаний «Талина» в интервью генерального директора ЗАО «Талина» Александра Ивановича Вдовина, а также попросили поделиться его мнением об актуальных явлениях, проблемах и тенденциях отрасли и мясного рынка.
? Александр Иванович, если переработчик берется выращивать свиней, это значит, что он недоволен поставщиками, их товарными предложениями, либо дефицитом предложений. Что заставило «Талину» заняться животноводством?
^ Прежде всего — условия рынка. Основой нашего агрохолдинга стал Атяшевский мясокомбинат, расположенный в сельском районе поволжской республики Мордовия. В 1998 году не было и речи о его развитии, скорее, стоял вопрос о выживании предприятия. На тот момент была сильная зависимость от поставщиков сырья. Рынок был нестабильным: высокие цены и низкое качество сырья, дефицит свинины. Собственная же сырье-
вая база позволяла снизить сырьевые риски на рынке в плане зависимости от уровня цен, от качества поголовья и его наличия в нужном количестве. Именно тогда было принято решение о создании собственного животноводческого бизнеса. Сегодня «Талина» — вертикально-интегрированная компания. Здесь есть все, начиная от земли и кончая торговыми домами, через которые мы продаем свою продукцию. Пять тысяч человек, которые работают в поле и выращивают хлеб, сахарную свеклу, другие культуры, производят комбикорм, крупы, муку. Но главное наше направление — это свиноводство и переработка мяса.
? Наличие собственного животноводческого бизнеса повлияло на ваши планы по модернизации убоя и первичной переработки?
^ Естественно, мы планомерно модернизируем существующие предприятия. На действующих производствах улучшили оборудование в убойных цехах. Несколько лет назад установили современное обвалочное и упаковочное оборудование, которое позволяет производить крупнокусковые и мелкокусковые полуфабрикаты. Кроме того, усовершенствовали санитарное состояние предприятия на всех производственных участках (установлены современные санитарно-гигиенические шлюзы, произведен ремонт холодильных
камер), изменили технологию охлаждения полутуш, что позволило снизить естественные потери при охлаждении (усушку) и улучшить товарный вид продукции.
? Животноводы строят хладобойни, чтобы минимизировать проблемы реализации и получать вовремя свои деньги и дополнительную прибыль от реализации разделки. Переработчики идут в животноводство, чтобы получать сырье нужного качества в нужном объеме, выиграть в стоимости сырья. Такое «встречное движение» образовалось из-за слабого развития рынка мяса или оно неизбежно на определенном этапе развития мясного бизнеса? ^ Такая ситуация неизбежна на этом этапе развития бизнеса в России. Переработчики идут в животноводство, так как необходима хорошая сырьевая база. Это позволяет производить качественный продукт, стабилизировать цены на сырье, а также обеспечивать бесперебойность работы мясокомбината. Практически каждый собственник стремится создать в своем бизнесе вертикально интегрированную структуру чтобы за счет увеличения ассортимента продукции и снижения ее себестоимости повысить свою конкурентоспособность. Параллельно открывается возможность продавать мясо в любом виде. Например, высший сорт мяса идет не только на собственное производство колбасных изделий (в соответствии с ГОСТом), но и на продажу в виде охлажденного в полутушах, отрубах, крупнокусковых и мелкокусковых полуфабрикатах. Сегодня растет потребление натурального мяса и мясных полуфабрикатов, увеличивается спрос на качественный продукт. Такое мясо могут дать только заводы по первичной переработке скота.
10
ВСё 0 МЯСЕ №6 декабрь 2009
2009 год: события и тенденции / ГЛАВНАЯ ТЕМА
? Экономическая эффективность крупного производства в сфере первичной переработки выше, чем у мелкого. В настоящее время структура подотрасли складывается по принципу самодостаточности предприятий: пусть маленькое производство, но свое. Это что — естественный процесс развития или тенденция, которая, в конце концов, окажет негативное системное воздействие на мясной рынок, качество продукции и ее конкурентоспособность? ^ Это естественный процесс развития, но все-таки, будущее за крупными предприятиями первичной переработки скота. Качество продукции мелких современных предприятий не уступает качеству продукции крупного производства. Крупные вертикально интегрированные холдинги экономически устойчивы на рынке. У них имеется потенциал создания цивилизованного мясного рынка. Малые бойни вносят неразбериху в ценообразование. Для них основным каналом сбыта является поставка продукции на сельский рынок (базар) по высоким ценам. Введение с января 2010 года нового ГОСТ Р 53221-2008 «Свиньи для убоя. Свинина в тушах и полутушах» взамен ГОСТ 7724-77 «Мясо. Свинина в тушах и полутушах» и ГОСТ 1213-74 «Свиньи для убоя» повлияет на формирование разной себестоимости мясных отрубов на выходе и также самих полутуш в зависимости от выхода мышечной ткани.
? Чтобы повысить рентабельность продукции необходимо вовлекать в производство не только основное сырье, но и кишечное, эндокринно-фермен-тное, кровь и т. д., перерабатывать его с максимальной выгодой, или продавать. Какие технические, организационные трудности, и какие внешние факторы мешают собирать побочные продукты убоя? ^ На сегодняшний день предприятия по убою и первичной переработке скота осуществляют сбор побочных продуктов убоя. Кишечное сырье используется для производства натуральной оболочки как в собственном произ-
водстве, так и продается на сторону. Кровь может использоваться для производства кормовой муки и в медицинской промышленности. Кстати, для медицинских целей можно использовать только кровь КРС, свиная кровь — не подходит. Как правило, кровь, собираемая для ме -дицинских целей должна иметь высокие санитарно-меди-цинские показатели, а её переработка требует дополнительных инвестиций — установка линий и пр. Кость и рого-копытное сырье используется для производства кормовой муки и жира. Эндо-кринно-ферментное сырье можно использовать для медицинских целей. В настоящее время ЭФС (поджелудочная железа, семенники, слизистая оболочка сычугов, слизистая оболочка свиных желудков, желчь) собирается и продается фармацевтическим предприятиям. Сбор и обработка такого эндокринно-ферментного сырья, как: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, зобная железа, подпочечная железа, трудоемок и требует дополнительных инвестиций в оборудование. В связи с этим полномасштабный сбор возможен только на крупном современном комплексе.
? Рост внутреннего производства, импортозамещение не возможны без развития внутреннего рынка мясного сырья. Каким он должен быть и каких действий, направленных на развитие рынка ждет бизнес от государства?
^ Для развития внутреннего рынка бизнес ждет от государства снижения квот на ввоз импортного сырья параллельно с мерами государственной поддержки развития животноводства и переработки в регионах. Ужесточение ветеринарных и санитарных требований к производству мяса, принятия законодательных актов и государственных регламентов, возможно, искоренит продажи мяса от «подворного» убоя. Это, несомненно, будет способствовать развитию сетевой торговли и увеличит потребность сетей в качественном мясе от мясоперерабатывающих промышленных предприятий. В свою очередь, на селе появляется стимул строительства крупных сельскохо-
зяйственных предприятий по выращиванию скота для обеспечения сырьем боен и мясокомбинатов. Себестоимость мяса за рубежом, производимого заводами первичной переработки, ниже, чем себестоимость мяса, производимого на наших заводах. Поэтому необходимо создавать систему ценообразования импортного и отечественного сырья в зависимости от качества.
? Дорогое импортное оборудование способствует серьезному удорожанию проектов, удлиняет сроки возврата капитала. Как снизить проектную стоимость мясохладобоен, которые сегодня существуют только в намерениях инвесторов? ^ На сегодняшний день высокотехнологичное оборудование полного цикла производят только зарубежные фирмы. Российские компании, к сожалению, не могут составить конкуренцию импортному оборудованию, поэтому запад диктует цены. Современное, высокотехнологичное западное оборудование эффективнее и дешевле в эксплуатации (например, стоимость процессинга по убою примерно на 30 % ниже), а также менее трудоемкое. Автоматизация процесса и качество оборудования снижают риски возникновение сбоев в технологической цепочке производства, что в свою очередь может вызвать различного рода производственные потери.
Снижение стоимости проекта мясохладобойни возможно путем снижения ее мощности и уменьшения площадей холодильников и складских помещений. Компенсировать меньшую мощность возможно за счет увеличения оборота и четко отлаженной логистики — это первый вариант. Но в настоящее время логистика «хромает», то есть трудно наладить стабильные продажи из-за нестабильности рынков мяса и мясо-сырья. Второй вариант — строить современные бойни заводы по убою свиней мощностью, начиная с 800 000 гол/год до 3 млн.гол/год. Что достаточно распространено но западе. К сожалению, в России этот формат находится ещё в самом начале развития.
№6 декабрь 2009 ВСЁ 0 МЯСЕ
11