Научная статья на тему 'Седьмой факультет семи языков'

Седьмой факультет семи языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Седьмой факультет семи языков»

СЕДЬМОЙ ФАКУЛЬТЕТ СЕМИ ЯЗЫКОВ

Факультет лингвистики и журналистики — самый молодой факультет университета, и его история создается на наших глазах.

Первый набор студентов по специальности «Лингвистика и межкультур-ная коммуникация» был проведен в 1999

году. На базе кафедры иностранных языков была образована кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации.

Факультет лингвистики и журналистики РГЭУ «РИНХ», созданный в

2001 году, стал ответом на возросшую потребность в гуманизации высшего об-

2006 № 2

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

разования России. Возглавила факультет доктор филологических наук, профессор Евсюкова Татьяна Всеволодовна.

В структуре факультета 5 кафедр: кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации (заведующая кафедрой

д.ф.н., профессор Евсюкова Т.В.), журналистики (заведующая кафедрой д.ф.н., профессор Коновалова О.В.), иностранных языков для гуманитарных специальностей (заведующая кафедрой к.п.н., доцент Евдокимова Н.В.), философии и культурологии (заведующая кафедрой д.ф.н., профессор Палий И.Г), иностранных языков для экономических специальностей (заведующая кафедрой к.п.н., доцент Лысакова Л. А.). На факультете ведут научно-педагогическую деятельность девять докторов наук, более тридцати кандидатов наук, 8 аспирантов и 26 соискателей.

На выпускающей кафедре «Лингвистика и межкультурная коммуникация» работают талантливые ученые и педагоги. Под руководством заведующей кафедрой д.ф.н., профессора Евсюковой Т.В., а также докторов филологических наук, профессоров Снитко Т.Н. и Шаповаловой А.П., молодыми учеными, аспирантами, соискателями решаются проблемы нового современного направления лингвистики — лингвокульторологии.

В учебном процессе используются самые современные учебные пособия, аудио- и видеоматериалы, а также мультимедийные технологии обучения. Учебные кабинеты, компьютерные классы, лингафонный кабинет оснащены по последнему слову техники. Переводческую языковую практику студенты проходят на предприятиях, ведущих внешнеэкономическую деятельность, в туристических фирмах, в административных структурах. Многие студенты летом отправляются на языковые курсы в Германию, Великобританию, Францию, на Мальту, в США. К концу учебы студенты владеют навыками всех видов перевода: письменного и устного, последовательного и синхронного, делового, экономического, литера-

турного и технического перевода с иностранного и родного языка. Учитывая реалии современной жизни, запросы работодателей и социополитические тенденции в обществе, преподаватели особое внимание уделяют обучению специфическим аспектам делового и профессионального языка.

Выпускники специальности «Перевод и переводоведение» уже зарекомендовали себя как квалифицированные лингвисты-переводчики со знанием нескольких иностранных языков. Они работают в различных отраслях: в бизнесе, образовании и культуре, на производстве, в туристическом и гостиничном бизнесе. Внешнеэкономическая деятельность, туризм, политика, корреспонденция и документооборот — вот далеко не полный перечень сфер работы переводчика. Например, первые выпускники Глухова О.В., Бородавченко К.А. работают в туристическом бизнесе, Негеля А. Н. и Ло-рия Р.Д. — в компании «Регата», выпускники Бутенко Е.Ю., Бешенцева С.А., Федоренко А.К. остались на факультете и являются ассистентами кафедр иностранных языков и лингвистики и меж-культурной коммуникации.

В 2001 году сформировалась кафедра журналистики. В связи с потребностями современного рынка труда подготовка по специальности «Журналистика» ориентирована на специализации «Экономическая журналистика», "Связи с общественностью", "Реклама, маркетинг и менеджмент в СМИ". Основные направления научной школы, сложившейся на кафедре журналистики, ориентированы на системный анализ отечественных и зарубежных СМИ, изучение современного мирового и российского информационного пространства, исследование новых типов и моделей СМИ, правовых и экономических аспектов работы редакции, развития социального диалога посредством современных медиасредств, разработку новой образовательной парадигмы.

Исследование медийных инноваций открывает новые подходы к познанию и прогнозированию изменений информационной среды, в которой существует человек и трансформации самого социума.

В свою очередь, анализ этих процессов позволяет делать прогнозы востребованности определенных знаний и навыков у дипломированных специалистов, их конкурентоспособности на рынке СМИ и рынке труда, а значит, качества вузовского образования. Для сферы журналистики — это постоянное обновление, актуализация знаний.

Отличительной чертой преподавания журналистики в РГЭУ «РИНХ» является наличие в учебной программе экономических дисциплин. Это специфика вуза, которую, несомненно, можно считать достоинством. Изучение основ экономики способствует развитию экономического мышления в области профессиональной журналистской деятельности, формированию у студентов понимания экономических основ журналистики, представлений о структуре и особенностях информационного рынка, экономических принципах работы редакции, помогает в выработке первичных навыков практической деятельности в области редакционно-издательского маркетинга и редакционного менеджмента.

При обучении студентов используются самые современные отечественные и зарубежные учебные комплексы, аудио- и видеоматериалы, компьютерная техника, полиграфическая база и телевизионная студия.

Работа в творческих мастерских, возглавляемых талантливыми журналистами Дона, позволяет студентам совмещать учёбу с творчеством в печатных и электронных СМИ.

Особое внимание в учебном процессе уделяется практике студентов, которая проходит в редакциях известных газет и телерадиокомпаний Южного федерального округа, в редакциях газеты,

журналов, телевизионного комплекса РГЭУ "РИНХ". В РГЭУ "РИНХ" выходит тележурнал "Наука, образование, карьера". Студенты регулярно выпускают электронную газету факультета. Ежегодно результаты практики обсуждаются на внутрифакультетской конференции с участием редакторов ведущих изданий ЮФО.

Студенты успешно овладевают основами журналистского мастерства, психологии журналистского творчества, профессиональной этики журналиста, приёмами журналистского расследования и навыками межкультурной коммуникации, а также получают базовые знания в области экономики.

Среди выпускников и студентов факультета — профессионально успешные журналисты-практики, которые работают на телевидении (медиа-группа «Южный регион»), в ведущих печатных изданиях (КП, Ростов официальный, Жизнь, Аргументы и факты, Наш капитал-Юг), члены Союза журналистов России. Это Лепнухова С. И. — ведущий редактор телеканала СТС, Дзнеладзе Н.Б.

— тележурналист, телеведущая 38 канала, Корх Р.И. — ведущий телеоператор, Данилов А. С. — автор проекта на «Южном регионе», Назарьян Н.И. — и.о. начальника отдела газеты «Ростов официальный».

В 2004 году была открыта еще одна уникальная специальность — «регио-новед-востоковед». Студенты, обучающиеся по специальности «регионоведе-ние (востоковедение)», получают квалификацию:

• специалист по Японии;

• специалист по Китаю;

• специалист по Корее.

Обучение направлено на комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны: их населения, истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, религии, языка литературы, традиций. Государственным стандартом предусмотре-

но, что профессиональная деятельность выпускника осуществляется в виде разработки научно обоснованных практических рекомендаций по соответствующим вопросам деятельности государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики, различных научных, образовательных, информационных и культурных обменов, в реализации торгово-экономического сотрудничества, современного диалога культур.

Квалификация регионоведа-восто-коведа позволяет выполнять функции референта, эксперта, консультанта в данной области, переводчика (переводчика-референта) по соответствующему языку изучаемого региона при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации.

Факультет тесно сотрудничает с посольствами и представителями стран региона. Уже получено три гранта на учебные пособия из Японии и Южной Кореи, преподаватель японского языка Н.И. Сергиенко прошла полугодовую стажировку в Японии, профессор Снитко Т. Н. получила грант на научную стажировку в Японии. Студенты факультета успешно участвуют в языковых конкурсах в Посольствах Японии, Китая, Центре культуры и просвещения Корейской Республики.

Результаты исследований преподавателей факультета регулярно публикуются в сборниках научных трудов и периодических изданиях как издательства РГЭУ «РИНХ», так и других вузов Ростова-на-Дону, Северного Кавказа и других регионов России. На факультете опубликованы уже 6 выпусков ученых записок. Лингвистические и психологопедагогические проблемы теории и практики преподавания иностранных языков». В течение последних двух лет факультет выпускает свой научный журнал

— «Вопросы социально-гуманитарных наук». Преподаватели факультета также

являются постоянными авторами «Вестника Ростовского государственного экономического университета «РИНХ».

Защищая докторские и кандидатские диссертации, преподаватели факультета повышают свою научную квалификацию. За истекшее пятилетие факультет добился значительных успехов в научно-исследовательской деятельности. Были защищены восемь докторских диссертаций и более двадцати кандидатских.

Преподаватели факультета регулярно участвуют в международных, всероссийских, региональных и внутриву-зовских конференциях. Это, в частности, III и IV Всероссийские философские конгрессы, состоявшиеся соответственно в

2002 и 2005 годах. Профессор Снитко Т.Н. участвовала в международном конгрессе по прикладной лингвистике в Токио в 2004 году и в международном конгрессе ориенталистов ICANAS. Преподаватели кафедры журналистики участвовали в Международном конгрессе по журналистике в Москве. Декан факультета Т.В. Евсюкова активно работала в международных проектах по Болонскому процессу в Германии, в международном проекте «Правовая культура» Российского Фонда правовых реформ в Великобритании, в международных образовательных проектах в Испании, Франции, Греции, участвовала в международном семинаре «Языки народов Северного Кавказа: проблемы и перспективы развития», доценты А. С. Локосова и С.Р. Агабабян приняли участие в международном симпозиуме «Актуальные теоретические и прикладные проблемы экономической психологии (2-3 декабря 2005 г.).

Кроме того, ежегодно на факультете проводится около десяти межвузовских и региональных студенческих и профессорско-преподавательских конференций, на которых широко обсуждаются актуальные проблемы в рамках научных направлений факультета.

Многие преподаватели факультета являются авторами учебников, учебных

пособий и отраслевых словарей по различным направлениям: иностранные

языки, культурология, философия, современные проблемы масс-медиа (типология, язык, жанры и стиль СМИ, исследование аудиторий, маркетинг, Интернет-версии, РЯ, электронные СМИ).

Концептуальным основанием воспитательной работы факультета лингвистики и журналистики является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, идеи и стратегии профессионального, полилингвистического воспитания и образования. Особое значение приобретает процесс интеграции российского образования в европейскую и мировую систему, ориентация на ценности мировой культуры и воспитание готовности к их восприятию. Основной целью воспитательной работы является разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-

патриота.

Студенты активно участвуют в общественной жизни университета. Традиционными стали факультетские празд-

ники: День первокурсника, Дни кафедр лингвистики и журналистики. Работает студенческий театр ФЛиЖ. Регулярно проводятся встречи с интересными творческими людьми. Среди студентов факультета — уже известные журналисты, поэты, люди творческих профессий.

На факультете систематически проводятся литературные вечера, посвященные русской поэзии. Преподаватели организуют регулярное посещение премьер спектаклей театра Горького. Проходят творческие встречи с представителями профессий, например, с редактором телепрограмм «Точка зрения» С. Лепну-ховой, ведущим телепрограмму «Тема» В. Добрицким (телеканал «Южный регион») и режиссером Ростовской государственной телекомпании «Дон-ТР» Р. Удовиченко — (победителем «Тэффи — 2004 г.). Студенты факультета готовят ежемесячный телевизионный информационно-аналитический выпуск «Вести университета».

Факультет Лингвистики и Журналистики молод, открыт инновациям, его профессорско-преподавательский состав и коллектив студентов способен к творчеству в науке и учебе, и впереди их ждет долгая и интересная жизнь.

Евсюкова Т.В.,

декан факультета «Лингвистика и журналистика»,

д.ф.н., профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.