Научная статья на тему 'Курс на Восток'

Курс на Восток Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рачков Михаил Парфирьевич

Открытием нового направления подготовки кадров на факультете журналистики Байкальского государственного университета экономики и права знаменуется новый 2013 г. «Международная журналистика» будет нова и для вуза, и для города Иркутска. На вопросы, что же это за направление, и как пришла идея его открытия в Байкальском государственном университете экономики и права, любезно согласился ответить проректор по связям с общественностью и СМИ доктор экономических наук профессор Михаил Парфирьевич Рачков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Рачков Михаил Парфирьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курс на Восток»

УДК 070.1 ББК 76.00

Михаил Парфирьевич Рачков

доктор экономических наук, профессор, проректор по связям с общественностью и СМИ, Байкальский государственный университет экономики и права,

664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: press@isea.ru

Mikhail P. Rachkov

Dr. of Economics, Professor,

Vice Rector on Public Relations and Mass Media,

Baikal State University of Economics and Law,

664003, Irkutsk, Lenin str., 11, e-mail: press@isea.ru

КУРС НА ВОСТОК

follow to the east

Открытием нового направления подготовки кадров на факультете журналистики Байкальского государственного университета экономики и права знаменуется новый 2013 г. «Международная журналистика» будет нова и для вуза, и для города Иркутска. На вопросы, что же это за направление, и как пришла идея его открытия в Байкальском государственном университете экономики и права, любезно согласился ответить проректор по связям с общественностью и СМИ доктор экономических наук профессор Михаил Пар-фирьевич Рачков.

В 2013 г. факультету журналистики БГУЭП исполняется 15 лет. Можно подвести какие-то итоги деятельности факультета. Прежде всего я хотел бы сказать, что та программа, по которой факультет развивался, а именно — программа подготовки специалистов-журналистов в области экономики и менеджмента СМИ, на мой взгляд, успешно реализована за эти 15 лет. На рынке образовательных услуг мы были в городе Иркутске, да может и не только в городе Иркутске, первыми, кто выбрал в качестве специализации экономическую журналистику. Наши выпускники успешно работают в пресс-службах банков, других финансовых структур, работают в качестве жур-

налистов в печатных и электронных СМИ Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга. 75 % выпускников факультета журналистики БГУЭП работают по специальности. Это очень высокий показатель.

— Принято считать, что в современном мире люди с дипломом одним работают по специальности другой...

— А вот у нас 75 % работают как раз по специальности! Это Ирина Николаевна (Демина — декан факультета журналистики и экономики СМИ — прим. авт.) проводила анализ при подготовке к государственной аттестации вуза, и мы этим очень довольны. Студенты, которые к нам пришли на факультет, в первую оче-

2S

редь отличаются высокой мотивацией работать в сфере экономической журналистики. Но жизнь не стоит на месте, и мы в последний год увидели, что мода на экономическую журналистику проходит. Не знаю чем это объяснить, может быть, действительно, это фактор изменчивости моды. Когда мы открывали факультет журналистики и везде рекламировали, что профиль и специализация его — экономика и менеджмент СМИ, — это действительно было новым, это было интересным, но по законам моды меняется все. Меняется рынок труда, меняется спрос на те или иные направления подготовки кадров. И мы почувствовали необходимость смены экономического профиля подготовки журналистов в нашем университете.

— Именно поэтому пришла идея открытия нового направления журналистики — международного?

— Да. Мы начали думать, что же сегодня наиболее актуально при подготовке журналистских кадров. И пришли к выводу, что в мире происходят новые явления — и глобализация, и приграничное сотрудничество, и миграционные процессы. Они требуют журналистов, которые, во-первых, прекрасно понимают задачи, стоящие перед обществом в период глобализации, во-вторых, которые владеют как минимум двумя иностранными языками, и, в-третьих, которые ориентируются на бурно развивающийся Азиатско-Тихоокеанской регион. Короче, на Восток.

— В каких странах журналисты, по Вашим прогнозам, будут работать!

— Мы поинтересовались у генерального директора телекомпании «АИСТ» А.Р. Базархандаева, который активно занимается конвергентными процессами, происходящими

в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он остро нуждается в журналистах, которые бы знали монгольский язык и работали в Монголии. У его телекомпании там целый филиал открыт — «АИСТ-Монголия». Он заинтересован в журналистах, которые бы знали корейский язык и работали в Корее, японский язык и работали в Японии, и, конечно, китайский язык и работали в Китае.

Человек, который практически реализует задачи интеграционных процессов в международном информационном пространстве, четко сказал: потребность в кадрах журналистов-международников есть, и она огромна. И прямо признал: «Я не могу найти специалистов». Их нигде не готовят. А еще он сказал, что иногда приходится случайных людей просто с улицы брать и отправлять в Корею или Японию учить язык и заниматься журналистикой. Но что значит с улицы брать людей? Журналистика — это профессия, и мы должны готовить профессионалов. Таким образом, обсудив эту проблему, мы решили пойти на, я бы сказал, радикальную меру смены нашего профиля. Это не значит, что мы полностью отказываемся от экономической специализации. У нас уже и кадры на кафедре подготовлены в этом направлении, и курсы разработаны. Я сужу даже по темам дипломных работ. Дипломные работы очень интересные по экономической журналистике защищаются.

И тем не менее, потребности времени заставляют нас пойти на меры по смене профиля факультета. Мы надеемся, что это будет успешным проектом, что мы заинтересуем абитуриентов и их родителей.

Байкальский университет всегда отличался новаторским духом, хотя бы потому, что 15 лет назад по ини-

циативе ректора БГУЭП М.А. Винокурова в экономическом вузе был открыт факультет журналистики. Не просто было решить этот вопрос через УМО по журналистике в МГУ, через министерство образования РФ, но ректор сам подключился к его решению и добился того, что 15 лет мы успешно функционируем в качестве самостоятельного факультета. И сейчас ректор поддержал новое направление подготовки журналистских кадров в нашем университете.

— Подготовка журналистских кадров — затратная сфера!

— Затратная. Сегодня последнее новшество — рюкзак журналиста, с которым журналист в пустыне или в Арктике может спокойно работать как телеоператор, радиожурналист и мастер электронных текстов. Думаете, сколько стоит такой рюкзак?

— Не могу точно сказать. Цена может быть самая разная.

— Миллион рублей! На Ваш взгляд, это много или мало?

— По-моему, чересчур много.

— Да, чересчур много. Но одним рюкзаком не обойдешься, чтобы подготовить специалиста в области тележурналистики, да еще международной. К тому же языки. Вот скажите, где монгольский язык преподается сегодня, в каком вузе? Нигде. Если мы берем курс на Монголию, то нам надо хотя бы группу сформировать, человек пять, и учить их монгольскому языку. Это очень большие затраты. Те же японский и корейский языки и так далее.

— Стоит ли затевать это дело!

— Я вижу здесь плюс, который никак нельзя измерить только деньгами. Это укрепление международных позиций БГУЭП. Мы, как вуз, уже достаточно выросли, чтобы выйти на международную арену, чтобы нас узнали в мире. Конечно, между-

народные связи у нас развиваются. С Францией, например, с Китаем. Ректор сейчас поехал на форум ректоров европейских университетов в Ниццу. Но Вы же понимаете, что если наши выпускники будут работать в сфере международной журналистики, то эффект с точки зрения рекламы и бренда будет расти многократно. И это не измеришь никакими деньгами! Я знаю, некоторые менеджеры берут калькулятор и считают: международная журналистика — сильно дорого. Но я тоже экономист и знаю, что не все вещи определяются только количеством заработанных денег.

— А какие эффекты еще могут быть?

— Эффекты разные бывают. Есть эффект в виде прибыли, есть эффект в виде славы, раскрученного бренда, да и просто — своих людей в российских и зарубежных СМИ.

— Какие-то организационные изменения на факультете в связи с новым направлением уже проведены!

— Безусловно! Михаил Алексеевич Винокуров пригласил Ам-галана Ринчиновича Базархандаева на должность заведующего кафедрой. Базархандаев очень известный в Азиатском регионе журналист, я сужу по его многочисленным командировкам в Японию, Корею, Китай, Монголию... У него есть раскрученная телепрограмма «Середина Земли». Это межрегиональная и межстрановая программа, ежедневно дающая информацию о том, что происходит в Иркутской области, в республике Бурятия, в Забайкальском крае и в Пекине! В планах у него еще подключить Казахстан. Еще один важный момент — недавно отмечался юбилей образования СССР. Но СССР уже нет, а есть СНГ. Что такое содружество государств

зо

без общих СМИ? Ничто. Пустой звук. Если есть СМИ — есть общее информационное поле, которое объединяет народы. Удивительно, но в странах СНГ до сих пор нет ни одного общего средства массовой информации. Прочитал в «Российской газете»: впервые в Украине открылось представительство «РГ».

— И это в 2013 году!

— В 2012. Мы очень много говорим о Союзе «Россия — Беларусь». По идее все есть на бумаге. А СМИ? Только вкладка в «Российской газете». Вот и все. Что там происходит, в Беларуси, какие идут процессы? Что Белоруссия знает о нас? Если сейчас

у России отношения со странами содружества являются приоритетным направлением, я думаю, будет спрос на журналистов-международников на всем этом пространстве.

— Будем надеяться.

— Я давно работаю с М.А. Винокуровым. У него потрясающая интуиция. Он как-то умеет без всяких предварительных расчетов, на подсознательном уровне чувствовать то, что со временем будет востребовано. И это у нас уже не первый раз. Я думаю, здесь он тоже не ошибается.

Беседовал Марк Сабуров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.