Научная статья на тему 'Воспитательная работа и формы организации внеучебной деятельности на факультете журналистики'

Воспитательная работа и формы организации внеучебной деятельности на факультете журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
371
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / JOURNALISM EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ ЖУРНАЛИСТА / EDUCATION JOURNALIST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Винокуров Михаил Алексеевич, Демина Ирина Николаевна

В статье рассматривается важность воспитательной работы для будущего журналиста. Выдвигается тезис: «Обучи и воспитай журналиста». Гипотеза, согласно которой иногда журналиста важнее воспитать, чем обучить, подтверждается положениями ФГОС по направлению «Журналистика». Рассматривается практика воспитательной работы будущих журналистов в Байкальском государственном университете экономики и права. На факультете журналистики воспитательная работа разделяется на две части: учебная воспитательная работа и внеучебная деятельность. Описываются формы и методы учебной и внеучебной воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Винокуров Михаил Алексеевич, Демина Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational work and forms of organization extra-curricular activities faculty of journalism

The article discusses the importance of educational work for the future journalist present. The thesis: «Train and educate the journalist». Hypotheses according to which journalists sometimes more important to educate than to train, confirmed the provisions of the FGOS in the direction of «Journalism». It is considered the practice of educational work in the future journalists Baikal State University of Economics and Law. Faculty of Journalism educational work is divided into two parts: training and educational work extra-curricular activities. Describes the forms and methods of educational and extra-curricular educational work.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа и формы организации внеучебной деятельности на факультете журналистики»

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.1:070 ББК 74.48:76

Михаил Алексеевич Винокуров

доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет экономики и права,

664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, Россия, e-mail: [email protected]

Michael A. Vinokurov

Dr. of Economics, Professor, Rector, Baikal State University of Economics and Law, 664003, Irkutsk, Lenin str., 11, Russia, e-mail: [email protected]

Ирина Николаевна Демина

доктор экономических наук, профессор, декан факультета журналистики, Байкальский государственный университет экономики и права,

664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, Россия, e-mail: [email protected]

Irina N. Demina

Dr. of Economics, Professor, Dean of the Faculty of Journalism, Baikal State University of Economics and Law, 664003, Irkutsk, Lenin str., 11, Russia, e-mail: [email protected]

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

В статье рассматривается важность воспитательной работы для будущего журналиста. Выдвигается тезис: «Обучи и воспитай журналиста». Гипотеза, согласно которой иногда журналиста важнее воспитать, чем обучить, подтверждается положениями ФГОС по направлению «Журналистика». Рассматривается практика воспитательной работы будущих журналистов в Байкальском государственном университете экономики и права. На факультете журналистики воспитательная работа разделяется на две части: учебная воспитательная работа и внеучеб-ная деятельность. Описываются формы и методы учебной и внеучебной воспитательной работы.

Ключевые слова: журналистское образование, воспитание журналиста.

© М.А. Винокуров, И.Н. Демина, 2014

105

EDUCATIONAL WORK AND FORMS OF ORGANIZATION EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES FACULTY OF JOURNALISM

The article discusses the importance of educational work for the future journalist present. The thesis: «Train and educate the journalist». Hypotheses according to which journalists sometimes more important to educate than to train, confirmed the provisions of the FGOS in the direction of «Journalism». It is considered the practice of educational work in the future journalists Baikal State University of Economics and Law. Faculty of Journalism educational work is divided into two parts: training and educational work extra-curricular activities. Describes the forms and methods of educational and extra-curricular educational work.

Keywords: journalism education, education journalist

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитательная работа на факультет журналистики чрезвычайно важна. Возможно, она является не менее важной, чем работа учебная. Сама постановка вопроса о воспитательной работе заставляет преподавательский корпус задуматься над вопросом «Научить или воспитать журналиста?». Сегодня общество критикует журналистское сообщество, те или иные средства массовой информации и журналистику как практическую деятельность в целом. Приходится признать, что претензии общественности небезосновательны. Действительно, коммерциализация массмедиа привела к нивелированию социальных функций журналистики, чрезмерному вниманию журналистов к сенсациям, эскалации насилия и пр. Снизились морально-этический уровень и социальная ответственность журналистики, культурный уровень наших средств массовой информации, элементарная грамотность журналистов. В результате в обществе возник запрос на «идеального» журналиста и «нормативные» («такие, как должны») массмедиа, в настоящее время повышаются социальные требования к журналистам-практикам.

Разумеется, каким будет будущий журналист — во многом зависит от профессионального образования (хотя, необходимо заметить, в сегодняшней журналистике, особенно региональной, трудятся не только выпускники-журналисты). Очевидно, что девиз «воспитай журналиста» сегодня особенно актуален. Однако, преподавательский корпус должен отдавать себе отчет, какие качества журналиста наиболее полно соответствуют современному социальному запросу и ставить перед собой соответствующие задачи.

О качествах будущих журналистов задумываются и теоретики-исследователи, и руководители СМИ, и профессура факультетов журналистики. Так, декан факультета журналистики Московского университета Е.Л. Вартанова на встрече с абитуриентами [1] среди качеств, необходимых журналисту, называет любознательность, готовность реагировать на социальные проблемы (социальный темперамент), коммуникабельность (умение ставить вопросы и общаться), доброжелательность, нетерпимость (к социальной несправедливости) и открытость ко всему новому. Общество сформировало запрос на социально-ответственного, квалифицированного,

образованного честного, трудолюбивого журналиста, говорит Елена Леонидовна.

Еще один вопрос, имеющий отношение к проблеме воспитательной работы будущих журналистов: является ли журналистика ремеслом или творчеством? Этот вопрос особенно актуален в условиях тотальной коммерциализации СМИ, деятельности массмедиа в определенных форматах, в связи с требованиями медиамаркетинга, одним из технологических приемов которого выступает сегментирование аудитории. Жесткие требования рынка заставляют практического журналиста, на первый взгляд, становиться ремесленником, обслуживающим формат СМИ, в котором он работает. В этом случае воспитательная работа со студентом-журналистом в классической форме вовсе не необходима. Учебная работа сводится лишь к овладению технологией журналистики. Однако даже в этом случае журналист должен овладеть стандартом профессии — ее деонтологией, знанием законов и правил, регулирующих журналистскую деятельность. Это означает, что журналист представляет последствия своей деятельности в профессии, но вполне осознанно нарушает этические нормы. Подход к журналистской деятельности как деятельности творческой также требует своеобразной концепции воспитательной работы.

Однако журналистская деятельность — это симбиоз этих двух аспектов, кроме того, необходимо помнить, что журналист — это еще и «летописец» современности, который вынужден вычленять из массы информации, мейнстрима действительно актуальную информацию, формировать повестку дня, предлагать темы общественного дискурса.

Государственный стандарт подготовки журналиста прямо нацелен, кроме учебной деятельности, на воспитание будущего журналиста. Учебные планы, подготовленные на основе этого стандарта, лишь усиливают это направление подготовки будущего журналиста. Так, базовые дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла (ГСЭ) «Философия», «Культурология», «Политология», «Правоведение», «Психология» предполагают немалый воспитательный аспект. Это связано с идеологическими взглядами будущего журналиста, его мировоззрением, мировосприятием и мироощущением. В то же время парадигма журналистского образования опирается на главный принцип: будущий журналист имеет право на собственные идеологические взгляды. На факультете журналистики Байкальского университета в дисциплины ГСЭ по выбору включены «История изобразительного искусства», «История театра», «История кино». Эти дисциплины прямо направлены на повышение культурного уровня будущих журналистов. Они предполагают знакомство с мировым художественным наследием. В рамках этих курсов студентам предлагается просмотр кинофильмов, изучение творчества знаменитых художников, театральных и кинорежиссеров, посещение выставок и спектаклей.

В цикле ГСЭ представлена дисциплина «Актуальные проблемы современности и журналистика», направленная на изучение глобальных, общенациональных и региональных проблем. Преподаватель этой дисциплины должен отдавать себе отчет, что в этом курсе также заложен воспитательный заряд: умение видеть проблемы человека, актуализация этих проблем в опре-

деленных обстоятельствах воспитывают сопереживание, стремление помочь людям.

Дисциплины профессионального цикла также нацелены на воспитательную работу. Так, базовые курсы «История отечественной литературы», «История зарубежной литературы», «Правовые основы журналистики» также несут воспитательный заряд, воспитывают готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности.

Знакомство со стандартами профессии начинается с первого курса с дисциплины профессионального цикла «Основы теории журналистики», в которой рассматриваются цели, функции и принципы журналистики. Изучение этих и других аспектов журналистской деятельности косвенно или напрямую связано с этическими проблемами. В той или иной степени эти же вопросы включены в «Современные отечественные и зарубежные СМИ», «Историю отечественной журналистики», «Историю зарубежной журналистики», наконец, завершающим курсом, в котором результируются все нравственные проблемы журналистики, является дисциплина «Профессиональная этика журналиста», которая предполагает понимание значения этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, знание основных российских и международных документов по профессиональной этике, осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста Таким образом, воспитательная работа буквально пронизывает весь период обучения будущего журналиста.

Еще одна особенность программы обучения журналиста — комплекс учебных и производственных практик, что позволяет вывести воспитательную работу за пределы учебного года, времени нахождения будущего журналиста в аудитории. Система практик позволяет подкреплять компетенции в практической деятельности будущего журналиста.

Это подтверждается и перечнем компетенций, приведенным в ФГОС по направлению «Журналистика». Всего в стандарте перечислено 77 компетенций, которыми должен обладать будущий журналист. Из них 19 — общекультурных и 58 — общепрофессиональных. Многие из них можно назвать компетенциями, скорее, воспитательными, нежели учебными. В таблице даны лишь некоторые из них. В основных образовательных программах направления бакалавриата каждой из этих компетенций соответствует дисциплина, направленная на воспитание качеств, составляющих значение той или иной компетенции.

УЧЕБНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЖУРНАЛИСТИКИ БГУЭП

На факультете журналистики воспитательная работа всегда сочетается с учебной. Возможно относительное разделение этих аспектов. Так, к учебной воспитательной работе относится, например, выпуск корпоративной газеты «Байкальский университет», выходящей с 2007 г. В прошлом учебном году редакция отмечала выпуск уже 100-го номера, и большинство журналистских материалов, наполняющих эти номера — творчество наших студентов. Это — очень ответственная и трудоемкая работа и для преподавателя, и для студентов, но неоценимый в воспитательном и учебном процессе.

Компетенции и соответствующие им дисциплины учебного плана направления бакалавриата «Журналистика»

Обозначение Содержание компетенции Дисциплины учебного плана

Общекультурные компетенции

ОК-1 Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности Философия, культурология, история, история изобразительного искусства, история театра, история кино, актуальные проблемы современности и журналистика, основы теории литературы, история отечественной литературы, история зарубежной литера-туры,история зарубежной журналистики

ОК-5 Понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности Философия, история изобразительного искусства, история театра, история кино, концепции современного естествознания, профессиональная этика журналиста

ОК-6 Готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности Правоведение, социология, история театра, история кино, стилистика и литературное редактирование, основы теории коммуникации, психология журналистики

ОК-8 Способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта История зарубежной журналистики, современные отечественные и зарубежные СМИ

ОК-9 Понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности История зарубежной журналистики, профессиональная этика журналиста, литературно-художественная критика. язык и стиль СМИ, современные отечественные и зарубежные СМИ

ОК-10 Способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности Гражданская журналистика, политическая коммуникация и журналистика

ОК-11 Готовность и способность работать в коллективе, творческой команде Выпуск учебных СМИ, профессионально-творческий практикум

109

Окончание табл.

Обозначение Содержание компетенции Дисциплины учебного плана

ОК-13 Способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности Выпуск учебных СМИ, профессионально-творческий практикум, история зарубежной журналистики, основы теории коммуникации, литературно-художественная критика, язык и стиль СМИ, современные отечественные и зарубежные СМИ

ОК-16 Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны История зарубежной журналистики, основы теории коммуникации, правовые основы журналистики, гражданская журналистика, политическая коммуникация и журналистика

Профессиональные компетенции

ПК-1 Понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ История зарубежной журналистики, основы теории журналистки, основы теории коммуникации, современные отечественные и зарубежные СМИ

ПК-2 Понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества Основы теории журналистки, основы теории коммуникации

ПК-4 Понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций Современный русский язык, основы теории журналистки, основы журналистской деятельности, литературно-художественная критика, язык и стиль СМИ

ПК-12 понимание значения этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, знание основных российских и международных документов по профессиональной этике Профессиональная этика журналиста

ПК-22 осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста Профессиональная этика журналиста, современные отечественные и зарубежные СМИ

ПК-53 принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т. п.) Социология журналистки

ПК-54 участвовать в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных) в разных формах Учебная практика

ПК-56 участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач Учебная, производственная, преддипломная практика

Еще одной формой такой работы является проведение мастер-классов профессиональных журналистов и руководителей СМИ. Только в первом семестре 2013—2014 учебного года произошли творческие встречи студентов с журналистами одного из японских телеканалов и главным редактором газеты «Коммерсант-Украина», участие наших ребят в международном фестивале любительских фильмов «Рыбий глаз», проводимом телекомпанией «АИСТ».

Наши выпускники охотно встречаются с сегодняшними студентами, делятся опытом. В текущем семестре к будущим журналистам приходили М. Абдуллина — аспирант филологического факультета Санкт-Петербургского педагогического университета, О. Путинцева — аспирант факультета журналистики СПбГУ, мы держим связь с А. Зверь-ковой — слушателем Высших режиссерских курсов (г. Москва).

Наш факультет является элементом общероссийской системы журналистского образования. Мы работаем совместно с другими вузами, в частности, с Московским университетом. Так, на занятиях для студентов организуем просмотр видеоматериалов, присылаемых нам факультетом журналистики МГУ (видеоотчет о Международных ежегодных московских чтениях, ток-шоу «Встреча с деканом»). Некоторые студенты, по мере возможности, посещают факультет журналистики МГУ, знакомятся с организацией учебного процесса, убеждаются, что «там так же, как у нас» (со слов пятикурсника Д. Громовича). Это очень важно для воспитания уважения к нашему образованию, особенно в условиях сильнейшей конкуренции (три вуза в Иркутске готовят будущих журналистов).

В рамках учебно-воспитательной работы происходит посещение выставок, спектаклей Иркутского драматического театра. Один из примеров — посещение нашими студентами выставки в культурном Центре им. Вампилова, где им рассказали о творчестве наших знаменитых сибирских писателей.

Наши студенты самостоятельно, под руководством преподавателей, организуют мероприятия разного уровня. Пример — организация празднования 15-летнего юбилея факультета, организация ежегодной областной Олимпиады по теории и истории журналистики, которая проходила в 2012-2013 учебном году уже пятый раз.

Будущие журналисты принимают участие и в профориентационной работе, что очень важно: кроме общих качеств, которые мы должны прививать студентам, они должны, безусловно, быть «патриотами» нашего университета. Так, стал традиционным конкурс школьных СМИ «КЛАССный корреспондент», на котором студенты одновременно являются организаторами, модераторами мастер-классов для школьников и членами жюри.

Будущие журналисты участвуют в съемках рекламных роликов для факультета. Наш студент (Роман Шадрин) стал автором баннера, посвященного 15-летию факультета. Кстати, этот баннер стал предметом бурного обсуждения в социальных сетях.

Огромную помощь во многих мероприятиях нам оказывает телеканал «АИСТ», и организационную, и спонсорскую. Третьекурсник А. Харламов, работающий на «АИСТ»е, стал победителем во Всероссийском конкурсе в номинации «Малая Родина» с документальным фильмом о Тофаларии.

Одно из мероприятий учебной воспитательной деятельности — запись программы «Итоги года» — встреча с губернатором Иркутской области С.В. Ерощенко на ИГТРК.

Наши студенты достойно поучаствовали в Олимпиаде «Бонжур», которую проводила библиотека им. Молчанова-Сибирского совместно с Иркутским государственным университетом, заняли второе место.

ВНЕУЧЕБНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитание будущего журналиста, конечно, не ограничивается учебной работой. Студенты факультета журналистики должны принимать и принимают активное участие во всех мероприятиях университета совместно и с Управлением внеучеб-ной деятельности Байкальского университета, и со студенческим профкомом.

Так, наши студенты принимали участие в интерактивной игре «Здоровый образ жизни» (во 2-м туре заняли 1-е место), эстафете «Фото-квест», викторине «Форт Нархоз», игре «Что. Где. Когда».

Будущие журналисты активно участвуют в работе поэтического клуба «Феникс». Преподаватели являются здесь доброжелательными критиками и помощниками.

В январе 2014 г. совместно с Управлением внеучебной деятельности (УВУД) университета запланированы занятия в музее истории БГУЭП. Будущие журналисты не только принимают участие во всех университетских мероприятиях, но и пишут об этом в корпоративной

газете «Байкальский университет». Одна из наших будущих выпускниц О. Окружнова даже выбрала темой своей творческой дипломной работы «Внеучебная деятельность на страницах газеты «Байкальский университет»».

В университетские воспитательные мероприятия активно включился наш первый курс, тесно взаимодействуя с УВУД и студенческим профкомом. Очень хорошо, что они с первого курса начинают и писать об этом в нашей газете.

Принимают участие будущие журналисты и в политической и общественной жизни города и области. Летом наши студенты участвовали в выборной кампании (работа в штабах по выборам депутатов в Законодательное собрание), недавно стали волонтерами Эстафеты Олимпийского огня Сочи-2014.

Факультет журналистики — самый маленький в университете, но результаты нашей деятельности заметны. Пятикурсница О. Окружно-ва стала победителем в номинации «Лучшая публикация в корпоративной прессе» в областном конкурсе «Иркутская молодежь в лицах — 2013», и получила стипендию губернатора.

Огромное значение для становления будущих журналистов имеет психологическая атмосфера на факультете, предполагающая партнерские отношения между преподавателями и студентами и наличие особого творческого настроя. Этому способствует определенная «камерность», доброжелательный настрой преподавателей по отношению к студентам, что мы постоянно поддерживаем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ток-шоу «Вопрос декану» 12.10.2013. URL: https://www.youtube.com/watch?v= 4ggKMjd17bs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.