Научная статья на тему 'Интегральная модель психолого-педагогической поддержки профессионального развития студентов факультета журналистики'

Интегральная модель психолого-педагогической поддержки профессионального развития студентов факультета журналистики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ОПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / PROFESSIONAL SUPPORT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY / OPTION / ADAPTATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / THE INTEGRATED MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна

В статье раскрывается понятие «психолого-педагогическая поддержка» в системе высшего профессионального образования, ее роль и место в становлении успешного журналиста. Автор акцентирует внимание читателей на идеи адекватности будущей журналистской деятельности студента образовательному процессу в высшем учебном заведении. Особое место в статье уделяется разнообразным педагогическим формам, которые применяются на факультете журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated model of psycho-pedagogical support the professional development of students of faculty of journalism

In article the author discloses the notion of «psycho-pedagogical support» in the system of higher education, its place and role in the development of a successful journalist. The author focuses on the question: is the future journalistic activity of a student adequate to the learning process in higher educational institutions? A special place is given to the various forms of teaching that are applied at the Faculty of Journalism MSHU of M.A. Sholokhov.

Текст научной работы на тему «Интегральная модель психолого-педагогической поддержки профессионального развития студентов факультета журналистики»

УДК 378:070 ББК 74.48

Владимирова Татьяна Николаевна

кандидат филологических наук, доцент, декан факультета журналистики,

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова,

111123, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, 7, e-mail: tkamv@yandex.ru

Vladimirova Tatyana Nikolaevna

PhD in Philology, Associate Professor,

Dean of the Faculty of Journalism,

Moscow State Humanitarian University of M.A. Sholokhov, 111123, Moscow, 3rd Vladimirskaya St., 7, e-mail: tkamv@yandex.ru

ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОй ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ

В статье раскрывается понятие «психолого-педагогическая поддержка» в системе высшего профессионального образования, ее роль и место в становлении успешного журналиста. Автор акцентирует внимание читателей на идеи адекватности будущей журналистской деятельности студента образовательному процессу в высшем учебном заведении. Особое место в статье уделяется разнообразным педагогическим формам, которые применяются на факультете журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова.

Ключевые слова: профессиональная поддержка, профессиональное развитие личности, оптация, адаптация, профессиональное становление, интегральная модель.

integrated model of psycho-pedagogical support the professional development of students of faculty of journalism

In article the author discloses the notion of «psycho-pedagogical support» in the system of higher education, its place and role in the development of a successful journalist. The author focuses on the question: is the future journalistic activity of a student adequate to the learning process in higher educational institutions? A special place is given to the various forms of teaching that are applied at the Faculty of Journalism MSHU of M.A. Sholokhov.

Keywords: professional support, professional development of a personality, option, adaptation, professional development, the integrated model.

Социальные, экономические преобразования российского общества привели к утрате норм и правил, ценностных ориентаций, которые были широко распространены и с успехом

применялись в недавнем прошлом. Предпочтения разных социальных групп сегодня отличаются собственным видением жизни, профессии, финансовыми возможностями; на-

полняются новым смыслом понятия «ценность» и «успех». Это привело к изменению целей и задач образования. Актуальной проблемой вузов является осуществление подготовки. Да и диалог исследователей в аспекте профессионального становления противоречив, он вызван и универсальной гуманитарной миссией образования, и мировыми интеграционными процессами в образовании, и национальными особенностями.

Перемены в системе высшего образования очевидны. Это переход на двухступенчатую систему подготовки (бакалавриат — магистратура), предлагающая возможность выбора условий студентам для дальнейшего определения своей профессиональной карьеры: диплом бакалавра и практическая деятельность в сфере СМИ или продолжение обучения в магистратуре. Внедрение стандартов третьего поколения позволяет всесторонне развивать личность студента, его творческую направленность и практические навыки будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное развитие личности будущего журналиста должно осуществляться в процессе решения сложных и многообразных проблем практической деятельности при обучении в вузе. Такое развитие может быть эффективным, если будет включать процесс педагогической поддержки студента на фоне вхождения его в журналистскую среду и активной реализации накопленных знаний и опыта. Успешность профессионального развития возможна при овладении современными стандартами и ценностями авторитетного журналистского сообщества, а итоговый результат профессиональных преобразований может рассматриваться как выбор оптимальной для студента личной стратегии, ориентированной на социальные достижения.

Профессиональное становление студентов-журналистов строится на особенностях и противоречивости индивидуального развития личности, через адаптивное поведение молодого человека при выборе оптимальных стратегий журналистского образования.

Понятие «педагогическая поддержка» рассматривается нами в двух аспектах:

1. Как комплексная образовательная программа развития студента — субъекта профессиональной деятельности.

2. Как способ функционирования педагогических идей в инновационных профессионально-педагогических концепциях системы высшего профессионального образования.

В основе педагогической поддержки профессионального развития студентов-журналистов в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова лежит идея адекватности будущей журналистской деятельности студента образовательному процессу в высшем учебном заведении.

Основными критериями эффективности педагогической поддержки являются:

— степень удовлетворенности студентов от полученных знаний, качества образования на факультете журналистики;

— степень понимания своего места в профессиональном медиапространстве;

— уровень мотивации в достижении профессиональных компетенций, навыков и знаний студентов-журналистов;

— разные уровни профессионализма, соответствующие содержанию профессии журналиста;

— конкурентоспособность.

Такой системный подход направлен на максимальное участие и коор-

динацию общих методов и подходов всех сторон в образовательном процессе подготовки специалистов в области журналистки и масс-медиа.

Педагогическая поддержка в МГГУ им. М.А. Шолохова основывается на принципах ранней профориентации. Тогда, когда молодые люди начинают думать о своей будущей профессии, проходя, согласно ак-меологической концепции Э.Ф. Зе-ера [1], первую из пяти стадий профессионализации — оптацию (лат. optatio — желание, выбор), ориентируясь при этом на индивидуальноличностные и ситуативные особенности. Одних студентов на факультет журналистики привело мнение о престижности профессии в обществе, ожидание высокого заработка, наличие литературного таланта в изложении фактов и событий; на других повлияло мнение и рекомендации родителей, учителей, журналистов и т.д. На данном этапе у молодых людей явно не хватает знаний о характере профессии журналиста.

Помочь в становлении будущих специалистов масс-медиа может партнерское участие журналистов-практиков, работодателей в довузовской подготовке абитуриентов, в организации учебного процесса, в проведении мастер-классов, спецкурсов, семинаров и практических занятий, проектной деятельности факультета журналистики и т.п. Преподаватели и студенты факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова активно сотрудничают с местными журналистскими сообществами. Стало традицией участие в Открытом фестивале молодежной журналистики «Пингвины пера», который проводится по инициативе ДК «Зодчие» и молодежной газеты «Молодо-зелено» при поддержке Управления культуры ЗАО г. Москвы, муниципального образования

Кунцево, Союза журналистов России, Союза журналистов Москвы, Союза журналистов Подмосковья. В 2012 г. в рамках фестиваля был организован семинар «Современный медиатекст». Ведущий семинара Жилавская И.В., зав. кафедрой журналистики и медиаобразования МГГУ им. М.А. Шолохова.

Активно внедряются в учебный процесс система мастер-классов, творческих встреч с интересными людьми нашего времени, известными журналистами, учеными, писателями, публицистами. Только в 2011—2012 учебном году организованы встречи с генеральным директором телеканала «Russia Today»

A. Николовым; главным редактором информационного портала для молодых журналистов YoJo.ru Л. Жуковской; депутатом ГД РФ, журналистом А. Хинштейном, заместителем главного редактора агентства «The Associated Press» Томасом Кентом; профессором Высшей школы экономики, председателем Совета директоров Независимого института ком-муникативистики И. Дзялошинским, главным редактором газеты «Труд»

B. Симоновым; директором Международного центра социально-политических исследований и консалтинга Е. Пашенцевым, корреспондентом газеты «Советский спорт» Н. Чагор-ским и многими другими.

Все элементы системы организации встреч с профессионалами масс-медиа (на факультете, в редакциях газет, в Доме журналистов) направлены на формирование профессиональных компетенций будущего журналиста.

Профессиональное становление — это многоуровневый процесс, занимающий значительный период жизни, на протяжении всего обучения на факультете журналистики студентам предлагаются различные

1S1

формы приобретения профессиональных знаний, навыков и умений: пресс-туры, круглые столы, мастер-классы, научные семинары и т.д. Например, 19-20 сентября 2011 г. студенты факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова в рамках совместного с Союзом журналистов Подмосковья проекта «I Медиа-неделя Подмосковья» побывали в редакциях районных СМИ. Завершилось знакомство с работой средств массовой информации Подмосковья дискуссией на тему: «Районные СМИ: разрушая стереотипы», где состоялся конструктивный разговор студентов, представителей районных СМИ, Союза журналистов Подмосковья, экспертов в области современных масс-медиа.

Такие мероприятия являются условием развития профессионального интереса студентов и дают предпосылки для дальнейшей адаптации в профессии, самоопределения, формирования социально-ориентированных позиций, личностных и творческих качеств. По сути именно личностные характеристики, активная включенность в творческий процесс создания медиапродукта говорят о готовности студента к творческой профессиональной деятельности.

Изучение личности молодого специалиста, способной к самореализации, самоуправлению, создание условий для полноценного раскрытия потенциала становится для педагогов вуза актуальной задачей. Организация образовательного процесса на факультетах журналистики должна быть построена таким образом, чтобы не вызвать проявления деструктивных качеств студентов, таких как пассивность, инертность, инфантилизм и т.д.

Для осуществления этих целей и задач на факультете журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова исполь-

зуются следующие педагогические формы:

- организация внеучебной деятельности студентов, т.е. погружение студентов в творческую деятельность — самодеятельность, праздники, спорт, научно-исследовательские проекты. Это работа в пресс-центрах детских оздоровительных лагерей, волонтерство, школа лидерства и др.;

- участие в профессиональных журналистских конкурсах городского и регионального значения («Хрустальная стрела», «Паруса надежды», «Фестос»);

- издание студенческой газеты «Импульс-М»;

- научно-методические семинары по актуальным проблемам журналистики и медиаобразования. Наши студенты активно участвуют в научном семинаре «Медиаповедение в обществе неопределенности», который посвящен актуальным проблемам медиакультуры, современной виртуальной реальности. Стали традиционными встречи студентов с учеными и исследователями в области медиакультуры на заседаниях круглого стола «Журналистика и медиареальность»;

- организация и проведение ежегодных студенческих научных конференций. Силами студентов факультета журналистики были организованы следующие конференции — «Современный мир: личность и проблемы общества» (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008); «СМИ и гражданская ответственность молодежи» (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009); «Молодой журналист: профессиональные интересы и ценностные ориентации» (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010). В 2011 г. на факультете была проведена I Всероссийская конференция «Молодежь и медиа. Цели и ценно-

сти», по итогам которой был выпущен сборник статей с одноименным названием.

Такая педагогическая поддержка нами рассматривается как способ индивидуального, группового развития личности в процессе воспитания. Здесь существует своя логика: через осознание реальной ситуации, через оценку своих действий или творческого коллектива, через выражение эмоционального состояния, через поиск способов решения проблемы рождается непосредственно дело. Через содействие и тесное взаимодействие преподавателя и студента достигаются профессиональные цели. Это и есть концепция педагогической поддержки, которая зависит от специальных условий:

- создание образовательной среды на факультете журналистики, максимально приближенной к реальности;

- педагогические кадры, принципы и методы обучения, степень вовлечения студентов в процесс обучения;

- преодоление деструктивных проявлений профессиональной деятельности будущих журналистов.

Чтобы наиболее полно понять сущность педагогической поддержки, необходимо представлять интегральную модель для построения вновь создаваемых процессов, объектов и т.д. (другими словами, это профессиональная позиция студен-та-журналиста). И описание явления, процесса, проекта — это вербальная модель. Делать это надо обязательно. В процессе моделирования ситуации необходимо оценивать риски, предыдущий опыт и все возможные шаги и последствия.

Одним из важных критериев успешности будущего журналиста является то, насколько быстро и качественно он сможет «влиться» в профессиональную среду, насколько грамотно сможет применить полученные в процессе обучения знания, и насколько адекватно они будут оценены работодателем. Преподавателям факультетов журналистики необходимо готовить студента к тому, что ему придется работать в постоянно изменяющихся условиях, что от него потребуется не только умения быстро и грамотно применить полученные знания, но и суметь решить вопросы, с которыми в процессе обучения он не сталкивался.

список использованной литературы

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.